Налоговый период пенсионный фонд может

Что такое платежное поручение

Платежное поручение — это оформленное документом определенной формы распоряжение от владельца счета для банка, обслуживающего этот счет, о списании конкретной денежной суммы на счет получателя, открытый в этом же банке или ином финансовом учреждении. Форма платежного поручения утверждена положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П. Оно используется для перечисления денежных средств:

  • за поставленные (выполненные, оказанные) товары (работы, услуги);
  • в бюджеты всех уровней, а также фонд социального страхования;
  • в целях возврата/размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;
  • в иных целях, предусмотренных законодательством или договором.

Бланк платежного поручения и образец его заполнения смотрите здесь.

Порядок заполнения платежного поручения

Содержание платежного поручения и его форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом. Документом, регламентирующим порядок заполнения полей платежных поручений, является приказ Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, в котором подробно описывается алгоритм заполнения каждого поля.

Образцы заполнения платежек по разным видам налогов вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к образцам от экспертов.

О том, какие реквизиты являются для платежного поручения основными, читайте в статье «Основные реквизиты платежного поручения». А о том, как перечень заполняемых реквизитов зависит от того, для кого предназначены перечисляемые средства, читайте здесь.

Если у вас остались вопросы по заполнению платежек, задавайте их на нашем форуме. Например, узнать, как заполняют платежное поручение по штрафу можно на ветке.

Поле 107 «Налоговый период» в платежном поручении 2020–2021 годов

Рассмотрим подробно правила заполнения налогового периода в платежном поручении (поле 107 «Налоговый период») в 2020–2021 годах.

Проверьте, правильно ли вы определили налоговый период для вашего случая, с помощью разъяснений экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно.

Это поле заполняется при формировании платежных поручений на уплату налогов и взносов:

  1. Для указания периода, за который производится уплата налога (взноса).
  2. Для указания конкретной даты платежа — в исключительных случаях, установленных законодательством.

Поле 107 имеет 10 знаков, 8 из них указываются в определенном порядке, а оставшиеся 2 используются для разделения и заполняются точками. 1 и 2 знаками отмечается периодичность уплаты налога (взноса), которая может принимать такие значения:

  • месячная (МС);
  • квартальная (КВ);
  • полугодовая (ПЛ);
  • годовая (ГД).

4 и 5 знаки показателя соответствуют номеру выбранного периода:

  • для месячных платежей указывается номер месяца отчетного периода — такой номер может принимать значение от 01 до 12 по количеству месяцев в году;
  • для квартальных платежей приводится номер квартала — номер принимает значение от 01 до 04 по количеству кварталов;
  • для полугодия указывается номер полугодия, он имеет 2 значения: 01 и 02;
  • для платежей, осуществляемых один раз в год, проставляются нули.

3 и 6 знаки соответствуют символу «точка» и являются разделительными.

Знаки с 7 по 10 отведены для указания отчетного года. Если в законодательстве определена точная дата уплаты налога, то в поле платежного поручения «Налоговый период» указывается эта дата.

Поле «Налоговый период» может заполняться по платежам не только текущего года, но и прошедших периодов, если налогоплательщик сам обнаружил ошибки в уже сданной отчетности и самостоятельно доплачивает доначисленный налог (взнос). В этом случае в поле 107 должен быть отражен налоговый период, в который были внесены изменения.

Существует ряд ситуаций, при которых в поле «Налоговый период» указывается конкретная дата. Это происходит, когда взаимосвязанное поле 106 «Основание платежа» имеет определенную кодировку. Конкретная дата в таких ситуациях означает для основания платежа:

  • ТР — срок уплаты, установленный налоговым органом;
  • РС — дата уплаты части рассроченной суммы налога, исходя из существующего графика рассрочки;
  • ОТ — дата, когда завершается отсрочка платежа;
  • РТ — дата уплаты части реструктурируемой задолженности исходя из существующего графика реструктуризации;
  • ПБ — дата окончания процедуры, которая применяется в деле о банкротстве;
  • ПР — дата окончания приостановления взыскания;
  • ИН — дата уплаты части инвестиционного налогового кредита.

В случае, когда оплата происходит по выявленной в ходе налоговой проверки задолженности или по исполнительному листу, в поле «Налоговый период» указывается нулевое значение.

В случае авансовой уплаты налога в поле 107 указывается тот налоговый период, за который производится оплата.

Ообращаем ваше внимание, что при платежах таможне поле 107 заполняется совсем иначе.

Подробные комментарии по заполнению всех полей платежного поручения на уплату налогов привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно и переходите к указаниям.

Примеры заполнения поля 107

Разберем на примерах правила заполнения поля «Налоговый период» в платежном поручении 2020 года.

Организация перечисляет авансовый платеж по налогу на имущество за 3-й квартал 2020 года, следовательно, в поле 107 будет указано: КВ.03.2020.

Индивидуальный предприниматель уплачивает налог в связи с применением УСН за 2020 год, в соответствии с поданной в налоговый орган декларацией; значение поля 107 — ГД.00.2020.

Организация оплачивает ежемесячный платеж по НДФЛ за сентябрь 2020 года; значение поля 107 — МС.09.2020.

Организация уплачивает налог по требованию налогового органа, содержащему конкретный срок для уплаты – 26.09.2020; значение поля 107 — 26.09.2020.

Последствия неправильного заполнения поля 107

Неверное заполнение поля 107 «Налоговый период» не приводит к признанию платежа в бюджет неперечисленным. Следовательно, плательщик может уточнить платеж при условии самостоятельного обнаружения ошибки (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Для уточнения платежа необходимо подать в ИФНС заявление о допущенной ошибке, составленное в произвольной форме, и приложить к нему копию платежного поручения. При необходимости проводится совместная сверка уплаченных налогов, по итогам которой составляется акт. На основании этого акта и письменного заявления о допущенной ошибке налоговым органом принимается решение об уточнении платежа.

Итоги

Платежное поручение — это документ, с помощью которого производится перечисление денежных средств получателю. Поле 107 «Налоговый период» заполняется при оплате налогов или взносов и несет в себе ключевую информацию о периоде, за который осуществляется платеж. От правильности заполнения этого поля зависит точность идентификации платежа контролирующим органом и, как следствие, однозначность отнесения его к соответствующему налоговому периоду.


эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Подробная инструкция для индивидуальных предпринимателей. Формулы, примеры, таблицы с расчетами. Скачайте памятку про нестандартные практические ситуации

Индивидуальные предприниматели платят страховые взносы:

  • как работодатели, если у них есть наемные работники, — в этом случае они уплачивают страховые взносы в том же порядке, что и организации;
  • за себя — тогда порядок исчисления и уплаты страховых взносов особенный. В статье разберем этот вариант.

Страховые взносы ИП за себя. Правила исчисления и уплаты

  • Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. ИП не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 6 ст. 430 НК РФ), но могут делать это добровольно (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 6 ст. 430 НК РФ, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
  • ИП уплачивают страховые взносы в виде фиксированных платежей, которые состоят из двух частей:
  1. постоянная часть — обязаны уплачивать все ИП (за некоторым исключением);
  2. дополнительная (или переменная) часть — ее платят предприниматели, доход которых превысил 300 000 руб. за календарный год.
  • Предпринимателя освободят от уплаты страховых взносов за себя, если он представил в налоговую по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы (п. 7 ст. 430 НК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Освобождение распространяется на период:
  • военной службы;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания с супругом-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в местности, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживания за границей с супругом, работающим в организациях, перечень которых утвержден Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности;
  • приостановления статуса адвоката при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Форму заявления об освобождении от уплаты страховых взносов можно найти в Письме ФНС России от 07.06.2018 № БС-4-11/11018@.

  • Обязанность уплачивать страховые взносы действует с момента приобретения статуса ИП, т.е. с момента госрегистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ), и до момента прекращения деятельности и исключения из ЕГРИП.

Если предпринимателя не исключат из ЕГРИП, то считается, что он не утратил статус ИП и обязан продолжать уплачивать страховые взносы вне зависимости от того, получил доход или убыток, вел свою деятельность или нет и т.п. (Письмо Минфина России от 21.09.2017 № 03-15-05/61112).

Срок уплаты

Общий порядок

За 2020 год

За 2021 год

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Фиксированный платеж взносов на ОПС за год с доходов, не превышающих 300 000 руб.

Не позднее 31 декабря текущего календарного года (в течение года можно уплачивать частями или единовременно)

Не позднее 31.12.2020

Не позднее 31.12.2021

Дополнительные взносы на ОПС с доходов, превышающих 300 000 руб.

Не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом

Не позднее 01.07.2021

Не позднее 01.07.2022

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС):

Взносы на ОМС за год с доходов, не превышающих 300 000 руб.

Не позднее 31 декабря текущего календарного года (в течение года можно уплачивать частями или единовременно)

Не позднее 31.12.2020

Не позднее 31.12.2021

Взносы на ОМС с доходов, превышающих 300 000 руб.

  • срок уплаты дополнительного взноса за 2019 г. — не позднее 01.07.2020;
  • для ИП, включенных в реестр субъектов МСП по состоянию на 01.03.2020 и занимающихся видом деятельности из наиболее пострадавших отраслей экономики из-за пандемии коронавируса, — не позднее 02.11.2020.

Перечень пострадавших отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Допустим, вы не нашли себя в реестре, т.к. не предоставили сведения о среднесписочной численности и доходе за 2018 год, но соответствуете всем критериям для включения в реестр. Вы можете предоставить сведения до 30.06.2020 года. Тогда вам будут доступны все преференции, которые предусмотрены для пострадавших МСП, в том числе и перенос сроков уплаты дополнительного взноса в ПФР.

ИП из пострадавших отраслей вправе уплачивать дополнительные взносы не единовременно, а в рассрочку: ежемесячно в размере 1/12 не позднее последнего числа месяца начиная с декабря 2020 г.

Если последний день срока уплаты взносов выпадает на выходной и (или) нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Полагаем, что это общее правило будет действовать и на дополнительные платежи в ПФР, уплачиваемые в рассрочку. Но будем ждать разъяснений.

Предприниматель решает сам, в каком порядке будет уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей в течение года. Он не обязан составлять график платежей и неукоснительно ему следовать. Главное — за текущий год заплатить до конца года. Иначе на сумму недоимки начислят пени по ст. 75 НК РФ.

  • ИП нельзя применять пониженные тарифы страховых взносов

Размер фиксированных платежей ИП за себя за 2020 год (п. 1 ст. 430 НК РФ)

Фиксированный платеж

ИП из непострадавших отраслей (руб.)

ИП из пострадавших отраслей (руб.)

Всего:

40 874

28 744

Дополнительные взносы на ОПС. Порядок расчета

Дополнительные взносы уплачивают только те ИП, которые получили в текущем году доход свыше 300 000 руб.:

  • с суммы превышения надо заплатить взнос только в ПФР по ставке 1% от суммы дохода.

Базовая формула расчета дополнительных взносов:

Сумма дополнительных взносов в ПФР за 2020 г. =
(Сумма дохода за 2020 г. — 300 000 руб.) х 1%

Важно: для дополнительного страхового взноса в ПФР есть ограничение:

  • Восьмикратный фиксированный размер (постоянная часть) страховых взносов на ОПС — это максимум, сколько нужно заплатить за расчетный период (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).
  • Пример: за 2020 год размер дополнительных страховых взносов на ОПС не может быть больше 227 136 руб. (8 х 32 448 руб. – 32 448 руб. ).

Как предпринимателю правильно посчитать величину дохода

Что понимать под термином «доход», с которого надо заплатить налог? Это самый важный вопрос предпринимателя, получившего доход свыше 300 000 руб. Цена вопроса — сумма взносов, которую он достанет из своего кармана и заплатит в бюджет.

Понятие «доход» зависит от того, какой режим налогообложения применяет ИП

Режим налогообложения

Налог с дохода

Доход для расчета дополнительных взносов на ОПС

Доходы ИП, уменьшенные на профессиональные вычеты по ст. 221 НК РФ (п. 3 ст. 210, пп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ, Письмо МФ РФ от 29.03.2017 № 03-15-05/18274, ФНС от 25.10.2017 № ГД-4-11/21642@)

При объекте «доходы»:

  • все учитываемые доходы в соответствии со ст. 346.15 НК РФ

При объекте «доходы минус расходы»:

  • учитываемые доходы минус признаваемые в расходах затраты в соответствии со ст. 346.16 НК РФ

Формула расчета: (Доход – 300 000 – Расходы) х 1%

Такой порядок признал КС РФ в Определении от 30.01.2020 № 10-О, Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2019 № 309-ЭС19-18969 по делу № А60-65115/2018. При обращении в суд вероятность того, что ИП его выиграет, очень большая.

Однако контролирующие органы продолжают настаивать на том, что расходы учесть нельзя (Письма МФ РФ от 01.04.2020 № 03-15-05/25738, от 12.02.2020 № 03-15-05/9360, от 05.08.2019 № 03-15-05/58537, от 14.01.2019 № 03-15-05/578, ФНС РФ от 19.02.2019 № БС-19-11/47@)

Налог на вмененный доход

Вмененный доход за 4 квартала расчетного года (сумма строк 100 «Налоговая база всего» раздела 2 декларации по ЕНВД) (пп. 4 п. 9 ст. 430 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 07.03.2017 № БС-4-11/4091@)

Совмещение нескольких режимов налогообложения

Налоги, уплачиваемые по этим режимам налогообложения

Облагаемые доходы от деятельности суммируются (пп. 6 п. 9 ст. 430 НК РФ)

С учетом постоянной части страховых взносов ИП может заплатить за расчетный период:

за 2020 год

Минимальный размер страховых взносов

40 874 руб.
(32 448 руб. + 8 426 руб.)

Максимальный размер страховых взносов

268 010 руб.
(259 584 руб. + 8 426 руб.)

Нестандартные практические ситуации

Ситуация 1. ИП прекратил свою деятельность и снялся с учета до окончания года

ИП обязан оплатить взносы в течение 15 календарных дней с даты снятия с учета. Сумму взносов надо скорректировать пропорционально отработанному времени в календарном году, в котором прекращена деятельность ИП.

За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП включительно
(п. 5 ст. 430 НК РФ).

Пример

ИП прекратил деятельность и снялся с регистрационного учета 16 сентября 2020 года. Рассчитаем сумму страховых взносов за 2020 год, если доход ИП за этот год не превысил 300 000 руб.

ИП должен заплатить фиксированный платеж страховых взносов за 8 месяцев и 16 дней:

Период

ОПС

ОМС

С января по август

(32 448 руб. / 12 мес.) x 8 мес. = 21 632 руб.

(8 426 руб. / 12 мес.) х 8 мес. = 5 617 руб.

За 16 дней сентября

((32 448 руб. / 12 мес.)/30 дней) х 16 дней = 1 442 руб.

((8 426 руб. / 12 мес.) /30 дней) х 16 дней = 374 руб.

Итого за 2020 год

ИП должен уплатить страховые взносы на ОПС и ОМС не позднее 1 октября 2020 года.

Скачайте памятку: Нестандартные ситуации для ИП, которая поможет разобраться, как платить взносы, если ИП зарегистрирован в течение года, если прекратил и возобновил деятельность в одном и том же году, если совмещает два вида деятельности.

Недавно ко мне обратился человек за консультацией. Налоговая инспекция прислала письмо с требованием уплаты недоимки по страховым взносам за период, в котором лицо было зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. Лицо ликвидировало ИП в 2013 г. Задолженность предъявлена за 2011-2013 г. Ранее, в действующей ч. 8 ст. 16 ФЗ Федерального закона от 24 .07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - 212-ФЗ) указывалось, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Вроде все понятно со сроками. Раз не предъявили, не выявили все должно быть хорошо. И есть замечательная ст. 45 212-ФЗ:
1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
2. Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения приостанавливается, если лицо, привлекаемое к указанной ответственности, активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения органами контроля за уплатой страховых взносов сумм страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.

Однако, как интересно сформилирован подход, в том числе судебной практикой.

Например, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 24.09.2015 по делу N 33-14791/2015

". Законом N 212-ФЗ также не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает только срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, то есть недоимки по страховым взносам и пеней по ним не затрагивает. "

Или, Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 08.07.2015 по делу N 33-2949/2015

". Законом N 212-ФЗ не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам, установлен лишь трехмесячный срок со дня обнаружения недоимки (ч. 1 ст. 22), годичный срок со дня истечения срока для уплаты недоимки для вынесения постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (ч. 3 ст. 20). "

Апелляционное определение Омского областного суда от 27.04.2016 по делу N 33-3845/2016

". Таким образом, при определении предельного срока взыскания с плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам и пеней трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) не применяется. "

Срок давности для взыскания взносов Пенсионным фондом складывался из следующих сроков:

  • Если была выявлена недоимка, то в течение 90 дней (трех месяцев) со дня ее обнаружения, фонд отправляет должнику требование об уплате;
  • Плательщик должен исполнить требование, направленное фондом, в течение десяти дней (календарных);
  • В срок до 60 дней (двух месяцев) после дня уплаты, который был указан в требовании, фонд может взыскать неуплаченные взносы в досудебном порядке;
  • В течение полугода после истечения срока Пенсионный фонд мог обязать должника заплатить, обратившись в суд с заявлением.

Теперь функции по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.

ФНС может взыскать с должника неуплату, состоит из совокупности нескольких сроков.

  1. При обнаружении задолженности по уплате инспекция направляет должнику требование. Срок, в который будет отправлено требование, зависит от суммы задолженности, способа обнаружения задолженности:
  • Требование должно быть отправлено должнику в срок не более 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по итогам проверки;
  • Требование должно быть направлено в течение 90 дней (трех месяцев) со дня выявления неуплаты взносов. При выявлении неуплаты налоговой инспекцией должен быть составлен документ;
  • В случае, если недоимка, в совокупности с остальными задолженностями не превышают сумму 500 рублей, то срок отправки требования может составлять до года.
  1. После получения требования у плательщика есть восемь дней (рабочих, не календарных), на его исполнение. На уплату задолженности может быть предусмотрен и более длительный срок.
  2. С момента окончания срока, указанного в требовании, но не позднее 60 дней (двух месяцев) должно быть сформулировано решение о взыскании неуплаченных взносов или штрафов в досудебном порядке. Вынесенное инспекцией решение является основанием для взыскания.
  3. Если долги плательщика не могут быть погашены с помощью денежных средств, то инспекция должна принять решение о погашении долга при помощи другого имущества. Такое решение инспекция может вынести в течение года после окончания срока исполнения требования об уплате взносов.
  4. Если задолженность предполагается взыскать с должника в суде, то налоговая инспекция должна подать заявление.
  • Если инспекция пропустила срок вынесения решения о взыскании в досудебном порядке, то срок для подачи такого заявления составляет не более полугода со дня, когда закончился срок исполнения требования об уплате.
  • Если инспекция пропустила срок принятия решения о погашении долга за счет имущества предприятия, то срок для подачи заявления не должен превышать двух лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате взносов.

Что собственно в настоящий момент по указанному выше алгоритму налоговая инспекция и рассылает "злостным" неплательщикам страховых взносов. Все бы было хорошо, если не было бы так грустно. Фискальные органы наделены каким-то привилегированным положением выявлять недоимки когда хочу.

Нашел замечательную статью "Солидный возраст недоимки по страховым взносам взысканию не помеха? (Е.А. Логинова, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 17, сентябрь 2014 г.)", которая замечательно этот вопрос осветила, а именно.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" п. 50 ". под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления."

Данное разъяснение суду не позволяет фискальным органам растягивать возможность выявления недоимки. Разъяснение обращено к налогам, однако справедливо и к страховым взносам, так как они имеют общий фискальный характер. Автор статьи делает отсылку к Определению ВАС РФ от 23.01.2014 N ВАС-16793/13, что процедура бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам должна быть идентичной порядку взыскания недоимки по налогам. Выводом статьи является факт, что момент выявления недоимки по страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты. При этом формальное толкование понятия "выявление недоимки", искусственно увеличивающее срок для направления требования об уплате недоимки, недопустимо.

С учетом нового этапа администрирования страховых взносов, учтут ли налоговые органы практику ВАС и данный подход остается неизвестным. Однако, данный подход на мой взгляд является абсолютно справедливым.




ознакомиться
с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного формирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Физическое лицо, будучи зарегистрированным ИП (УСН с объектом налогообложения "доходы") без наемных работников, уплачивал налог 6% с доходов, взносы в ПФР на себя и транспортный налог на грузовой автомобиль. В начале 2013 года он прекратил деятельность в качестве ИП. За 2013 год не были уплачены взносы в ПФР. В мае 2020 года он получил судебное решение о взыскании недоимки по страховым взносам в ПФР на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013: налог в размере 0 руб, пени в размере 6400 руб. ИП не получал требований от ПФР или налоговых органов об уплате недоимки. За какой период начислены пени, неизвестно. Выездных проверок ПФР или налоговых органов не было. В личном кабинете на сайте ИФНС ИП видел объявление, что его задолженность списана по налоговой амнистии.
Правомерно ли налоговая инспекция в 2020 году взыскивает пени по долгам, истекшим до 01.01.2013?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В условиях отсутствия необходимой информации мы можем высказать по рассматриваемой ситуации только свои обоснованные предположения.
Предполагаем, что налоговый орган не списал задолженность ИП по пеням, начисленную после 01.01.2017. Возможность этого возникает при определенном прочтении ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ. Срок исковой давности по недоимкам исчисляется с момента выявления недоимки налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля, поэтому мы не можем сделать вывода об обоснованности взыскания пеней.
Рекомендуем ИП написать обращение в свой налоговый орган с просьбой разъяснить, какая именно задолженность была включена в решение о списании задолженности, и почему не были списаны относящиеся к этой задолженности пени.

Обоснование позиции:
Недоимка - сумма налога, сбора или страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Недоимка может быть выявлена, в частности, в ходе проверок, осуществляемых органами ПФР и ФСС, в отношении страховых взносов, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 01.01.2017 (п. 1 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели в период до 2016 года включительно уплачивали страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В определении ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-1114/12 разъясняется, что обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением деятельности и получением доходов. Таким образом, ИП был обязан уплачивать страховые взносы сам за себя по фиксированным платежам, начисляемым ПФР.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Взыскание пени производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате пени (которое в силу п. 1 и п. 3 ст. 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения такого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п.п. 2, 3 и 9 ст. 46 НК РФ). В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы пени. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате пени. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ). Аналогичные правила применяются и в отношении пени, начисленной на недоимку.
Таким образом, возможность взыскания с налогоплательщика недоимки зависит в первую очередь не от давности ее образования, а от момента ее выявления налоговым органом. Именно с этого момента начинается течение срока, пропуск которого лишает налоговый орган возможности взыскать с налогоплательщика недоимку. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.
Налоговая амнистия предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (ИП), адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус ИП или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
В письме Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-11/4394 было разъяснено, что установленная для списания задолженность возникла не вследствие уклонения от обложения страховыми взносами, а из-за особенностей законодательства о страховых взносах, которое предусматривало, что в случае непредставления налоговой отчетности ИП (то есть даже если он не вел никакой деятельности и не получал никаких доходов) сумма страховых взносов рассчитывалась в повышенном размере - как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам и активизации работы по взысканию задолженности многие предприниматели, которые уже давно не вели никакой деятельности, обнаружили за собой долги по взносам в сотни тысяч рублей. В целях списания в том числе упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда, был принят Закон N 436-ФЗ.
Формулировка ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ допускает различные толкования в части пеней и штрафов. В частности, непонятно, относится ли фраза "за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года" только к начисленным страховым взносам или также к начисленным в эти периоды штрафам и пеням? Информация ФНС России от 09.02.2018 также не разъясняет указанную проблему.
К сожалению, ИП не смог предоставить информацию, которая бы позволила прийти к определенному выводу относительно анализируемой ситуации. Поэтому мы вынуждены исходить из логически обоснованных предположений.
Предполагаем, что физическое лицо, хотя и прекратило предпринимательскую деятельность и не представляло налоговую отчетность по УСН, не лишилось официально статуса ИП. В связи с этим ему начислялись взносы в ПФР в фиксированном размере, а также ежегодно начислялись пени на неуплаченную сумму страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам пени продолжали начисляться.
В результате проведения налоговой амнистии налоговый орган списал недоимку как по самим страховым взносам, так и по пеням, начисленным по 31.12.2016. Однако, как указано выше, он мог истолковать Закон N 436-ФЗ таким образом, что начисленные с 01.01.2017 пени списанию не подлежат. Вероятно, при проведении камеральной проверки налоговый орган обнаружил задолженность по пеням и обратился в суд для ее взыскания. Поскольку, как отмечалось выше, заявление в суд может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате пени, скорее всего, в решении суда фигурирует не сумма пени за 3 года, а только за 6 месяцев.
Изложенная выше гипотеза объясняет, почему в личном кабинете налогоплательщика отсутствует задолженность по страховым взносам, но осталась задолженность по пени.
Отметим, что в гражданском праве срок исковой давности по требованию об уплате пени должен исчисляться отдельно по каждому просроченному платежу за соответствующий период (определение Верховного Суда РФ от 18.05.2016 N 305-ЭС15-19057, постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10690/12).
В условиях отсутствия необходимой информации и документов мы не можем сделать конкретных выводов об обоснованности позиции налогового органа.
Рекомендуем ИП написать обращение в свой налоговый орган с просьбой разъяснить, какая именно задолженность была включена в решение о списании задолженности, и почему не были списаны относящиеся к этой задолженности пени.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Основание для выставления и направления налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафа, процентов;
- Вопрос: Какие категории подпадают под списание долгов по налогам и страховым взносам в рамках налоговой амнистии у ИП, применяющего УСН? Долги каких периодов подпадают под амнистию? Как правильно составить запрос в налоговый орган, чтобы узнать, почему долги налогоплательщика не были списаны в рамках этой амнистии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.)
- Вопрос: У организации имеется задолженность по уплате пеней, возникшая в 2005 году. Налоговый орган пытается любыми способами добиться погашения этой задолженности. При этом официальных требований на уплату в адрес организации не выставляется, но в устной форме представители налоговой инспекции требуют графики погашения пеней, угрожают арестом расчетного счета и т.п. Имеет ли право налоговый орган в рассматриваемой ситуации каким-либо способом добиться от организации уплаты этих пеней? Какие действия, учитывая, что срок исковой давности по взысканию данных пеней истек, в данной ситуации должна принять организация для списания пеней в лицевой карточке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2010 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: