Объединение налоговой и пенсионного фонда

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 ноября 2016 09:40


С 01.01.2017 вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В соответствии со вступающими в силу изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) переходят к Федеральной налоговой службе России.

В связи с вышеизложенным разработан порядок передачи данных из ПФР в налоговые органы и приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС:

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2016 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2016 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

- об уточнении основания, типа и принадлежности платежа;

- о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

- о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (при наличии переплаты с учетом обязательств 2016 года).

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Обращаем внимание плательщиков, что с 01.01.2017 изменяются коды бюджетной классификации по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, в т.ч. задолженности, за периоды до 2017 года.

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2016 года и недоимку не позднее 25 декабря 2016 года.

Вместе с тем, расчет по форме РСВ-1 за 2016 год должен быть представлен в территориальный орган ПФР на бумажном носителе до 15.02.2017 включительно, в форме электронного документа - до 20.02.2017 включительно, РСВ-2 – до 01.03.2017.

С учетом внесенных изменений и дополнений с 01.01.2017 за Пенсионным фондом сохранены следующие полномочия:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (выездные и камеральные проверки), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года;

- прием Расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действующим до 2017 года;

- принятие Решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года.

Кроме того в территориальные органы ПФР необходимо будет представлять отчетность по стажу:

- Отчет по форме СЗВ-М. С 2017 года эта форма отчетности будет предоставляться до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

- Сведения о страховом стаже сотрудников, где указываются только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отчет представляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

На базе ФНС в России создается министерство доходов

На базе ФНС в России создается «министерство доходов» В условиях сжатия доходной части бюджетов из-за обвала нефтяных цен и рецессии в экономике власти решились на реформирование системы сбора фискальных платежей. Владимир Путин вчера подписал два указа, направленных на создание единого администратора налоговых и неналоговых платежей. Роль такого фискального суперведомства возложена на Федеральную налоговую службу (ФНС).

Реформа ФНС: пенсионный фонд и ФОМС пошли под нож

Реформа ФНС: пенсионный фонд и ФОМС пошли под нож Реформа была анонсирована после встречи председателя правительства Медведева с президентом Путиным в Ново-Огарёва, когда и были опубликованы указы главы государства.

укрупняющие ФНС за счёт вливающихся ведомств. Премьер-министр сообщил о намерении властей создать

«единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей внутри системы Минфина»

Функции по администрированию страховых взносов передадут единому органу

Функции по администрированию страховых взносов передадут единому органу Подписан, опубликован и вступил в силу указ президента РФ от 15.01.2020 № 13 о дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины в ходе расчетов с ПФ, ФСС и ФФОМС. До 1 мая текущего года правительство должно внести в Госдуму два законопроекта. Первым должно предусматриваться возложение на уполномоченный орган (возможно, это будет ФНС) функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФ, ФСС, ФФОМС.

Президент поручил объединить администрирование всех страховых взносов

Президент поручил объединить администрирование всех страховых взносов Президент РФ Владимир Путин поручил передать администрирование всех обязательных страховых взносов в один федеральный орган исполнительной власти. Соответствующий указ главы государства размещен на сайте Кремля. Документ поручает правительству до 1 мая 2020 года внести в Госдуму проекты федеральных законов о централизованном администрировании страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФОМС.

Таким образом, ПФР и ФСС лишат полномочий по администрированию страховых взносов.

Налоговая присмотрелась к фискальным функциям других госструктур

Налоговая присмотрелась к фискальным функциям других госструктур В послании Федеральному собранию в конце прошлого года президент Владимир Путин предложил правительству «сформировать единый целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей».

После чего правительственные чиновники заговорили об обсуждающемся как минимум с 2014 года объединении ФНС и Таможенной службы, а в более далекой перспективе и передаче ФНС администрирования взносов в ПФР.

Новые полномочия для Федеральной налоговой службы

Новые полномочия для Федеральной налоговой службы Современная экономика страны ввиду ситуации с нефтью, внутренними проблемами административного аппарата, власти страны решили в корне изменить систему сбора налогов для повышения ее эффективности и увеличения общего числа собранных платежей. Подобных нововведений избежать было нельзя.

Дело в том, что последние тенденции показывают, что система сбора налогов и других государственных пошлин устарела и требует модернизации.

Социальный налог — вперед в прошлое?

Социальный налог — вперед в прошлое? Единый социальный налог знаком многим российским предпринимателям не понаслышке.

До 2010 года его платили вместо страховых взносов, и его отмена была воспринята негативно.

Сейчас в высших кругах заговорили о возврате ЕСН.

Вспомним, каким был социальный налог, и в чем его отличие от страховых взносов в социальные фонды. Все бизнесмены обязаны платить налоги.

Взаимодействие Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы выходит на новый уровень

Взаимодействие Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы выходит на новый уровень 22 февраля 2011 Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антон Дроздов и руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин подписали соглашение о взаимодействии. Соглашение затрагивает важнейшие вопросы взаимодействия двух ведомств, в том числе предусматривает широкий спектр информации, которой ФНС России и ПФР будут обмениваться на регулярной основе в рамках администрирования налогов и страховых взносов.

Объединение пенсионного фонда и налоговой

Как создать ОСМД? Как было сказано выше, ОСМД могут создать только владельцы квартир и других (нежилых) помещений, расположенных в доме.

В одном доме (жилом комплексе) может быть создано только одно такое объединение.

Создание и деятельность объединений совладельцев многоквартирных домов регулируется Законом Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома». Это основной, профильный закон по отношению к ОСМД, он регулирует большинство вопросов по их созданию и функционированию.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда России от 6 июня 2017 г. № ЗН-4-22/10626@/НП-30-26/8158 О передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов

В рамках организации работы по передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации сообщают следующее.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом необходимо учитывать, что порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в органы системы ПФР до передачи администрирования страховых взносов налоговым органам (до 01.01.2017) и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после 01.01.2017), существенно различаются.

В этой связи в случае обнаружения плательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.

1. Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 01.01.2017 в органы системы ПФР.

Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР.

Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган (по формату VO_RESHUTOHRD).

Одновременно с решением об уточнении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени (к уменьшению/доначислению), пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.

На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.

В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства (далее - УФК), налоговые органы на основании решения об уточнении платежа, направленного отделением ПФР, формируют и направляют в УФК соответствующее уведомление по форме № 54, утвержденной приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее - Уведомление).

После исполнения УФК Уведомления данные об уплате отражаются в лицевом счете плательщика.

2. Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили после 01.01.2017 в налоговые органы.

Плательщик с заявлением об уточнении реквизитов обращается в налоговый орган.

Налоговый орган направляет в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа (до реализации соответствующего программного обеспечения запрос направляется на бумажном носителе).

После получения запроса отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и подтверждает правомерность уточнения реквизитов в расчетном документе, направляя сообщение о возможности проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов (рекомендуемый образец сообщения прилагается).

Налоговые органы на основании сообщения, направленного отделением ПФР, принимают решение об уточнении платежа.

В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через УФК, налоговые органы формируют и направляют в УФК Уведомление.

Налоговый орган осуществляет перерасчет пеней в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

В случае, если сумма, уплаченная по конкретному расчетному документу, учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отделение ПФР в вышеуказанный срок извещает налоговые органы о невозможности уточнения реквизитов.

Приложение: на 1 л.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Н.С. Завилова
Заместитель Председателя
Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
Н.В. Петрова

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
и Пенсионного фонда России
от 6 июня 2017 г. № ЗН-4-22/10626@/НП-30-26/8158

"___" ___________ 20___ г. N ______________

(наименование территориального органа ПФР)

сообщает, что по заявлению от "_____" _______________

20____ г. N ___________________ страхователя ___________________________

(полное наименование организации (обособленного подразделения),

фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя,

ИНН страхователя ____________________ КПП страхователя _________________

денежные средства на сумму _____________ руб. ______ коп., по платежному

поручению (платежному документу) от "___"_____________ 20__ г.

N _______________ по страховым взносам на обязательное пенсионное

страхование, не учтены или учтены (нужное подчеркнуть) на индивидуальном

лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством

Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в

системе обязательного пенсионного страхования.

_________________________________ _______________ _____________

(руководитель/ заместитель руководителя (Ф.И.О) (подпись)

территориального органа ПФР)

Обзор документа

Разъяснен порядок уточнения реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

Алгоритм действий зависит от того, в какие органы - пенсионные или налоговые - поступили денежные средства по данным расчетным документам.

Минтруд направил в правительство предложение об изменении организационно-правовой формы трех государственных внебюджетных фондов ПФР, ФОМС и ФСС.


Три источника передали эту информацию журналистам. В четверг же появился комментарий официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, который назвал смену юридического статуса контролирующих всю социальную сферу фондов “идеологически новой историй”. Он же послал журналистов за дальнейшими разъяснениями в российское правительство.

Важно понимать, что наделение статусом публично-правовой компании внебюджетных российских фондов подается в информационном пространстве как единственная альтернатива существующему положению. Вскользь упомянуто, что Минтруд предлагает еще преобразовать фонды в некоммерческие организации или казенные учреждения. Однако именно публично-правовая форма вышла на первый план. Почему? Потому что еще до назначения на должность социального вице-премьера Татьяна Голикова говорила с января 2018 года и говорит до сих пор об объединении ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, который “должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности”. Получив статус вице-премьера, женщина-политик продолжила продвигать эту идею и в публичном поле. А в конце года как куратор всей социальной политики правительства внесла предложение об изменении организационной правовой формы государственных внебюджетных фондов, поручив Минтруду подготовить соответствующие рекомендации до 1 апреля 2019 года.

В один мешок

На IX Гайдаровском форуме Татьяна Голикова, которая тогда продолжала еще возглавлять Счетную палату, сделала предложение об объединении ПФР, ФОМС и ФСС главным заявлением своего доклада.


Татьяна Голикова Фото: Российская Газета

По ее мнению, образовавшийся в результате этого сращивания социальный мегарегулятор должен обладать уникальной управленческой структурой, став публичной собственностью: “Это позволит построить управление принципиально новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысит прозрачность его деятельности и обеспечит высокий уровень доверия со стороны населения”. В качестве веского аргумента Голикова назвала цифру, которая уходит на оплату труда всех сотрудников внебюджетных фондов — более 160 тысяч человек обходятся бюджету в 143,8 млрд рублей. Создание единой информационной системы позволило бы сократить эти расходы на персонал.

С другой стороны, статус публично-правовой компании обязал бы публиковать отчетность о деятельности, выполнении стратегии, использования резервов и всех остальных финансов. Де-юре расходование средств на социальное, медицинское и пенсионное страхование граждан стало бы прозрачнее. Но де-факто ситуация может оказаться обратной, потому что юридические механизмы деятельности публично-правовых компаний в России по-прежнему не разработаны полностью. Закон об этом типе организаций был принят в 2016 году, после чего предполагалось, что все российские госкорпорации перейдут на эту правовую форму. Однако ни одна из корпораций по этому пути не последовала. На данный момент зарегистрировано только две публично-правовые компании — “Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства” и “Российский экологический оператор”. И то первый, вероятно, в дальнейшем прекратит свою работу из-за запрета застройщикам привлекать деньги дольщиков и изменений правил игры на рынке долевого строительства.

Дело не только в отсутствии точного понимания того, как это будет работать на практике. Публично-правовая форма позволяет формально некоммерческой организации заниматься инвестированием на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации. Если сказать проще, то с переходом на такую правовую форму из объединенных ПФР, ФОМС и ФСС может получится нечто подобное нынешнему Центробанку, но с меньшими оборотами. Здесь – внимание – возникает вопрос: кто возглавит этот социальный мегарегулятор, который вберет в себя три основных государственных фонда страхования россиян?

Согласно принятому федеральному бюджету, планируемые на 2019 год совместные доходы ПФР, ФОМС и ФСС составят 12,3 трлн рублей. На минуточку заметим, что эта сумма сопоставима с доходной частью федерального бюджета в 2018 году — 16,5 трлн рублей. При объединении крупнейших государственных фондов страхования и наделением их непонятного правового статуса, эти миллиарды денег могут так и не дойти до конечного адресата – простого россиянина, по крайней мере, в предполагаемом положенном объеме…

Компромисс

Складывается ощущение, что объединение ПФР, ФОМС и ФСС социальный вице-премьер Татьяна Голикова затевает под себя, чтобы в дальнейшем сесть на этот огромный мешок из денег налогоплательщиков, предполагаемых к нашему всеобщему страхованию жизни и здоровья. Кому, как не ей — куратору нацпроектов “Демография” и “Здоровье” — взять на себя руководство того самого социального мегарегулятора, создание которого Голикова пророчит в течение всего последнего года.

Да и сама по себе главная женщина российского правительства не из тех, кто отказывается от своих планов. Это стало понятно по реформе повышения пенсионного возраста, которую госпожа Голикова провела сразу же, как только заняла должность профильного вице-премьера. Её же считают автором скандального закона о монетизации льгот, с чего начиналось ее движение по ниве социальной политики в 2004 году. Похоже, по какой-то удивительной причине все непопулярное и отвергаемое общественностью, за что бы эта женщина не бралась, по итогу принимается и становится составляющей российской действительности.

Если мыслить как государственник, то объединение ПФР, ФОМС и ФСС — это тот вариант сокращения затрат на сотрудников, который одобряет правительственный куратор «социалки». Еще на этапе обсуждения повышения пенсионного возраста у общественности возникало недовольство по поводу чрезмерно разросшейся структуры ПФР. Бизнес-омбудсмен Борис Титов вовсе предложил ликвидировать эту “лишнюю” организацию, которая только “тянет” деньги из бюджета, а сама якобы отстала от современных технологий. Функции ПФР он предложил в июле 2018 года передать Федеральному казначейству, которое, по его мнению, является достаточно продвинутой организацией, пережившей “IT-революцию”. Общественность встретила эту идею с энтузиазмом, потому что народу куда понятнее логика разрушать, чтобы построить, чем — исправить, дабы не сломать. Однако реакция власти на это предложение не поднялась выше уровня замглавы комитета Госдумы по бюджетам и налогам Ирины Гусевой, которая призвала не принимать эмоциональных решений.

От ликвидации ПФР решили перейти к постепенной оптимизации, которая уже началась в регионах. Идет укрупнение, в рамках которого малые отделения ПФР объединяют в межрайонные, что сопровождается кадровым сокращением. Этот процесс продолжится в 2019 году. Однако аналогичное укрупнение продолжается и среди негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что может говорить об объективном процессе, вызванным отсутствием притока в систему новых средств из-за продолжающейся заморозки накоплений.



Сегодня мы подготовили для вас статью об изменениях в уплате страховых взносов. Нельзя сказать, что это глобальные изменения. Их значение в том, что они идеально вписываются в происходящее с налогами в стране. Эти изменения — ещё один элемент в мозаику, которая описывает позицию государства по отношению к бизнесу.

Страховые взносы — один из видов обязательных платежей.

До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.

Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.

4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.

Что нового?

Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.

Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:

  • решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
  • руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма НДФЛ может быть любой.

Как это было раньше:

  • решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
  • решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма должна превышать 100 000 рублей.

В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).

Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»

Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).

Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.

И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.

Здесь есть неясный момент, а именно: за 15 дней до опубликования письма ФНС Минфин опубликовал письмо № 03-02-07/1/556 от 12.01.2017. И в нём указал, что опоздание расчёта по страховым взносам — не причина блокировать счёт компании.

Учитывая, что никакой практики по этому вопросу нет, ситуация ещё больше запутывается.

Логика происходящего или что это значит

Пенсионный фонд собирал страховые взносы из рук вон плохо: к концу 2016 бизнес задолжал ПФР 251 миллиард рублей. Астрономическая цифра. Относительно 2011 года долг увеличился в 6 раз. Более того: проверки ПФР на предмет того, правильно ли предприниматели платят страховые взносы, даже не окупают затраты на проведение этих проверок.

С начала 2017 года сбор страховых взносов снизился: в январе 2017 собрали на 2,5% меньше, чем в январе 2016, хотя предполагалось, что соберут на 6,9% больше.

Понятно, что у сотрудников ФНС, умеющих «взять с бизнеса», такая работа могла вызывать только самодовольную и презрительную ухмылку.

Вот государство и отдало (скорее, вернуло) ФНС контроль над страховыми сборами. Кто лучше собирает, тот пусть и собирает, решили чиновники. С их позиции тут всё логично. ФНС будет работать, чтобы сократить дефицит ПФР.

Ещё в 2015 году Александра Саслина из Экономической экспертной группы прямо говорила, что возврат сборов страховых взносов в ФНС повысит собираемость.

Вообще вопрос о передаче ФНС администрирования сбора страховых платежей стоял давно: ещё в 2013 году в бюджетном послании Владимир Путин затрагивал этот вопрос.

Страховые взносы — это, по сути своей, налоги, пусть они и не называются налогами. Государство распоряжается ими почти так же свободно, как налогами. Пенсионные баллы — это условные единицы, призванные замаскировать, сколько денег государство должно пенсионеру. Это нужно, чтобы государство могло свободно распоряжаться деньгами ПФР по своему усмотрению.

Несколько выводов

Основная плохая новость для бизнеса в том, что в юрисдикцию налоговой теперь попадают не только 13% НДФЛ, но и 30% страховых взносов. Для ФНС это уже «интереснее», чем 13%. Соответственно, более тщательнее будут проводиться контрольные мероприятия по установлению выплат «серых» зарплат или «конвертных» схем.

Практики доначислений налоговой инспекцией страховых взносов пока нет. Как мы знаем, ФНС иногда творчески подходит к толкованию положений НК РФ и судебной практики.

Скорее всего, налоговая начнёт «экспериментировать» с доначислениями. И ещё не известно, на чьей стороне будут суды.

Бизнес будет отдавать больше налогов государству, чем сейчас. Это можно утверждать с серьёзной долей уверенности, потому что у ФНС намного сильнее техническая оснащённость и больше опыт взимания средств, чем у ПФР.

ФНС будет применять иную тактику взимания, чем ПФР.

Для бизнеса открывается ещё один фронт. Нужно готовиться держать оборону. Мы постоянно отслеживаем практику, и когда появятся новости по теме, быстро об этом сообщим.

Подписывайтесь на рассылку на нашем сайте, чтобы точно ничего не упустить.


  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Как ликвидировать компанию без выездной налоговой проверки? Рекомендации практикующих налоговых адвокатов

Примеры, как обосновать достоверность адреса компании при переезде или регистрации

13 причин, по которым банки заблокируют ваш расчётный счёт

Как новый закон уничтожит обнал?

Как платить НДС при выкупе муниципального имущества

Как главных бухгалтеров привлекают к субсидиарной ответственности?






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.



Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.



Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Для начала планируется преобразовать Пенсионный фонд, Фонд ОМС и Фонд социального страхования в публично-правовые компании. Вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер.

«Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию обсуждалась еще в конце декабря 2017 года. В январе 2019-го председатель ПФР Антон Дроздов рассказал, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма государственной НКО, а также казенного учреждения.

Кремль в курсе этой дискуссии. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда «рабочей инициативой».

Установление правового статуса внебюджетных фондов позволит в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд. Эта структура — ее в правительстве называют мегарегулятором — возьмет на себя весь комплекс социального страхования.

Кроме того, статус публично-правовой компании позволит внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. А дополнительная прибыль — это экономия государства на трансфертах в ПФР.

Что принципиально — функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента. Это даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов.

Но главное, новый статус фондов позволит государству решить щекотливый вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов. В том числе — на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — туманно объяснял ранее Антон Дроздов.

Возможно, это означает, что государство намерено умыть руки. И вообще сложить с себя ответственность за пенсии. Повышение пенсионного возраста, видимо, было первым шагом на пути к этому «светлому будущему». А новый статус внебюджетных фондов сделает это будущее суровой реальностью.

— Одна из причин объединения ПФР, ФОМС и ФСС в единую структуру — чисто бюрократическая, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — В России чиновник пытается подгрести под себя побольше — и тем самым сделать свою должность более значимой. В данном случае такой чиновник — госпожа Голикова. Которая была уже замминистра финансов, министром здравоохранения, главой Счетной палаты. Ее нынешняя позиция — вице-премьер по вопросам социальной политики. На ней руководители подолгу не задерживаются. Связано это с тем, что пост формально высокий, но власти и денег у такого вице-премьера очень мало.

Судите сами. ФСС — контролируется Минтруда. ФОМС — поскольку в нем большие деньги — фактически подчиняется непосредственно правительству, больше всего влияния на него имеет Минфин. Особенно если учесть, что недавним решением кабмина сбор страховых платежей передан налоговой инспекции. А позиция сборщика взносов — альфа и омега социального страхования. То есть, функционал ФОМС обкорнали предельно.

О нынешней значимости ПФР говорит тот факт, что его глава Антон Дроздов — всего-навсего бывший руководитель департамента правительства. То есть, чисто техническая фигура.

Зато если получить власть над всеми тремя внебюджетными фондами — стать главой единого фонда социального страхования всего населения России — получится очень серьезная позиция. Хотя бы потому, что под контролем такого фонда окажутся средства в объеме более 10% ВВП РФ — более 10 трлн. рублей. Для сравнения: в 2019 году все расходы федерального бюджета составят 18,29 трлн.

«СП»: — Но Голикова объясняет причины объединения внебюджетных фондов иначе. По ее словам, это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Это действительно так?

— Тема, на деле, страшно важная. Нашей системе социального страхования катастрофически не хватает того, что в английском языке описывается термином coherent. По-русски его можно перевести как «согласованность», «слаженность», «сбитость». Такая слаженность в системе соцстраха — едва ли не главное.


Дело в том, что система социального страхования существует в обществе, чтобы сберегать человеческий капитал. Потому что, как всякий капитал, он имеет тенденцию не только к разрастанию и повышению качества, но и к деградации.

Со времен Отто фон Бисмарка — создателя первой в мире пенсионной системы — общество тратит на сбережение человеческого капитала огромные ресурсы. Причем, все более возрастающие. В странах Запада, замечу, сейчас на эти цели тратится более 20% ВВП. У нас — 10% ВВП, то есть вдвое меньше.

Если у нас в качестве национальной идеи провозглашен тезис о сближении народа и максимизации человеческого капитала — слаженность в работе социальных фондов может выглядеть только одним образом. Люди должны жить как можно дольше, чтобы как можно дольше работать, создавая максимальную добавленную стоимость. А для этого — это важнейший момент — люди должны быть здоровыми. Наконец, люди должны просто быть — просто рождаться.

Поэтому Пенсионный фонд — лишь замыкающая структура социальной защиты населения. А определяющими факторами этой защиты являются медицинская забота и повышение рождаемости здоровых детей.

Медицинская забота, замечу, включает не только финансирование медицинских расходов. Но и финансирование семей, в которых кормилец болеет и не зарабатывает, но при этом имеет расходы на лекарства и медицинские процедуры.

Наконец, в медицинской заботе есть важнейшее направление, которому у нас внимания почти не уделяют. Это устранение профессиональных рисков, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями на производстве.

Сюда же примыкает лекарственное страхование. В СССР граждане считали, что лекарства — это дешевая и малозначимая статья расходов. Сейчас эта статья расходов становится весьма значительной, и зачастую превышает расходы на питание. А у нас, в России, лекарственного страхования нет.

Если ничего не менять в нынешней системе социального страхования РФ, работники будут со временем становиться хроническими больными. У них будут пониженная производительность труда, возможно, от них будут рождаться биологически слабые дети. Обществу это прямо невыгодно.

И надо понимать: социальное страхование имеет смысл только в случае, если работник — работает. А не сидит на печи с плакатчиком «Ищу работу!» Поэтому исходный вид социального страхования — это страхование занятости.

В итоге слаженная цепочка выглядит так: страхование занятости, страхование лекарственного обеспечения и временной нетрудоспособности, помощь при рождении детей и обеспечение детства, пенсионное страхование. Именно так смотрят на проблему соцстраха в развитых странах Запада, начиная с 1950-х годов.

Если придание внебюджетным фондам статуса публично-правовых компаний будет решать эту задачу — это позитивно.

«СП»: — Вы считаете, задача ставится именно так?

— Не уверен. Возможно, будет решаться другая задача: собрать остатки средств с бюджетов социальных фондов, и бросить их на финансовую спекуляцию. А там либо обломить верхушки и рассовать по карманам, либо вообще кинуть население и государство, и деньги умыкнуть. Если так — такой хоккей нам не нужен.


На деле, это очень большой риск — пускать в оборот социальные средства. Они могут прирасти, но могут и исчезнуть. И второй исход, как не раз доказывала жизнь, в России более вероятен.

— Дробность наших внебюджетных фондов — момент явно отрицательный, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Как говорится, у семи нянек дитя без глаза. Так что единый статус и объединение в перспективе ПФР, ФОМС и ФСС — это неплохо. К тому же единый фонд, надо полагать, будет находиться под достаточно жестким административным надзором — будет напрямую контролироваться правительством РФ.

Другое дело, что проблемным является вопрос обращения публично-правовой компании с деньгами фондов.

Закон допускает, что временно свободные средства такая компания может использовать достаточно свободно. Разумеется, на принципах возвратности, а также прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. Но на практике, все упирается в эффективность и грамотность использования средств.

Так вот, с эффективностью могут возникнуть проблемы. Не думаю, что это приведет к тотальному разбазариванию средств социальных фондов. Но такого рода проекты в России не раз завершались убытками. Так может случиться и с социальными фондами.

Читайте также: