Отчетность по налогу есн в пенсионный фонд

По единому социальному налогу и взносам на обязательное пенсионное страхование организация должна представлять в налоговую инспекцию:

расчет авансовых платежей по единому социальному налогу (по форме, утвержденной приказом Минфина России от 09 февраля 2007 г. N 13 н);

налоговую декларацию по единому социальному налогу (форма декларации утверждена приказом Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 163н );

расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (по форме, утвержденной приказом Минфина России от 24 марта 2005 г. N 48н);

налоговую декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (форма налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 27 февраля 2006 г. N 30н);

Копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа организация представляет в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Дополнительно к этим формам в Фонд социального страхования РФ должны быть представлены:

расчетная ведомость по форме N 4-ФСС РФ (утверждена постановлением ФСС России от 19 января 2007 г. N 11);

отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на финансирование принудительных мер по сокращению травм на производстве и профзаболеваний

Ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики должны представлять в налоговый орган «Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам. В налоговый орган нужно сдать два экземпляра расчета: один из них должен быть отправлен в Пенсионный фонд согласно пункту 7 статьи 243 НК РФ.

Кроме того, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС России сведения (отчеты) по форме N 4 ФСС РФ о суммах:

начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;

использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

направленных на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

расходов, подлежащих зачету;

уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики должны представить «Налоговую декларацию по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам». Декларацию нужно составить в трех экземплярах: один из них с отметкой налогового органа (или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган) налогоплательщик должен сдать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 1 июля года.

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 4 ст. 243 НК РФ).

Для этого МНС России приказом от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-05/443 рекомендовало четыре формы налогового учета сумм ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование :

индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) (приложение 1 к приказу N САЭ-3-05/443);

сводная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) (приложение 1.1 к приказу N САЭ-3-05/443).

Карточки по этим двум формам ведут налогоплательщики, которые применяют общепринятую систему налогообложения. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют только специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН и т.д.), предназначены следующие формы:

индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (приложение 2 к приказу N САЭ-3-05/443);

сводная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) (приложение 2.1 к приказу N САЭ-3-05/443).

Налогоплательщикам, которые применяют специальные налоговые режимы и одновременно осуществляют виды деятельности, облагаемые по общепринятой системе, рекомендовано вести учет по работникам, занятым в одновременно и в тех и в других видах деятельности, в индивидуальных карточках согласно приложениям 1 и 2 к приказу N САЭ-3-05/443.

При этом в индивидуальной карточке по ЕСН все показатели отражаются в отношении такого работника только в части видов деятельности, облагаемых по общепринятой системе налогообложения. Налоговый вычет при расчете ЕСН в федеральный бюджет принимается в сумме начисленных страховых взносов на ОПС с выплат, произведенных по видам деятельности, облагаемым по общепринятой системе.

Сводные индивидуальные карточки налоговое ведомство рекомендует вести в электронном виде в целях исключения ошибок при заполнении расчетов по авансовым платежам и деклараций по ЕСН и страховым взносам на ОПС. Предполагается, что на основании сводных карточек можно в автоматизированном режиме формировать расчет по авансовым платежам (декларацию) по ЕСН и страховым взносам на ОПС.

В индивидуальных карточках отражаются суммы начисленных выплат и иных вознаграждений, а также суммы начисленного ЕСН и налогового вычета по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты по трудовому, гражданско-правовому и (или) авторскому договорам за выполнение работ, оказание услуг. Если были выплачены какие-либо суммы в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком этими договорами, то по таким физическим лицам индивидуальные карточки не открываются.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единые социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 35,6 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 28 %;

в Фонд социального страхования РФ 4,0 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,2 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 3,4 %.

Регрессивная шкала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивной шкалы налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

Для налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей (за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств) установлены следующие ставки налога:

Налоговая база на одного работника

Пенсионный фонд РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

нарастающим итогом с начала года

До 100.000 рублей

От 100.001 рубля до 300.000 рублей

28.000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

4.000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

200 руб. + 0,1 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.

3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

35.600 руб. + 20 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

От 300.001 рубля до 600.000 рубля

59.600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

8.400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

7.200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

75.600 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

Свы?/е 600.000 рублей

83.300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.

105.600 руб. + 2 % с суммы, превышающей 600.000 руб.

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастаю- щим итогомс начала года

Фонд соци- ального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обяза-тельного медицинского страхования

территори- альные фонды обязательного медицинского страхования

До 100.000 рублей

От 100.001 рубля до 300.000 рублей

20.600 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

2.900 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

100 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

2.500 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

26.100 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

От 300.001 рубля до 600.000 рублей

52.200 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

7.300 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

300 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

6.300 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

66.100 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

Свы?/е 600.000 рублей

75.900 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.

96.100 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.

Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 241 НК, применяются следующие ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 100.000 рублей

От 100.001 рубля до 300.000 рублей

9.600 руб. + 5,4 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

13.200 руб. + 7,4 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

От 300.001 рубля до 600.000 рублей

20.400 руб. + 2,75 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

7.200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

28.000 руб. + 3,65 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

Свы?/е 600.000 рублей

28.650 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.

38.950 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.

Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам (п. 4 ст. 241 НК):

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 100.000 рублей

От 100.001 рубля до 300.000 рублей

7.000 руб. + 5,3 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

200 руб. + 0,1 %с суммы, превышающей 100.000 руб.

3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

10.600 руб. + 7,3 % с суммы, превышающей 100.000 руб.

От 300.001 рубля до 600.000 рублей

17.600 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

7.200 руб. + 0,8 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

25.200 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 300.000 руб.

Свы?/е 600.000 рублей

25.700 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.

35.700 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом календарный месяц (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели уменьшают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истекший месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?/трафов, образовав?/ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Для платежей в Фонд социального страхования РФ установлены следующие коды классификации доходов бюджетов РФ:
в части составляющих ЕСН 1010520;
в части задолженности предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и штрафов 1400311.

Пени и штрафы по составляющим ЕСН необходимо будет перечислять по первым четырем кодам.

При перечислении составляющих ЕСН налогоплательщики в поле "Назначение платежа должны указать:
- код классификации доходов бюджетов РФ в скобках;
- ЕСН (текущие платежи, пени или штрафы) с указанием фонда, куда перечисляется налог;
- свой регистрационный номер в фонде;
- период, за который перечисляется налог.
При перечислении средств в счет погашения задолженности по платежам в фонды указываются те же данные, но вместо ЕСН указывается вид задолженности.


Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.

ЕСН в 2020 году: зачем нужен

Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2020 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.

Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 9 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют единым социальным налогом. К тому же есть вероятность, что его вернут.

Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.

Кто платит, каков объект налогообложения

Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.

1. ИП, занимающиеся частной практикой.

2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.

У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру .

Как рассчитывается ставка ЕСН в 2020 году

Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2020 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:

  • взносов на обязательное пенсионное страхование, ставка по которым — 22%;
  • отчислений на обязательное медицинское страхование, их размер — 5,1%;
  • платежи в Страховой фонд, составляющие 2,9%.
  • платежи на страхование от несчастного случая, ставка зависит от группы риска предпринимательской деятельности.

За максимальный размер взносов на пенсионное страхование в 2019 году принята сумма 234 832 рублей, в 2020 году планка максимального размера пенсионных взносов возрастет до 259 584 рублей. Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.

При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой. В 2020 году в ФСС оплачиваются взносы до получения размера доходов 912 000 рублей.

В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. В 2020 году при доходе 1 292 000 действует ставка 22%, а свыше этой суммы ставка уменьшается до 10%. Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.

Особенности расчетов для ИП

Сколько процентов ЕСН в 2020 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов. , они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования. В 2017 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.

Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.

Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.

Основные изменения по ЕСН

Говоря о таблице ставок ЕСН в 2020 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.

1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.

2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.

3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.

4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.

5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.

6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ.

Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками

Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:

  • серьезные нарушения, которые требуют срочной проверки и принятия незамедлительных мер; они должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • нарушения по филиалам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации, требующие проверки;
  • неточность в документах или отсутствие запрашиваемых данных;
  • несвоевременность страховых отчислений, в том числе, по обстоятельствам.

Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и : техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.

Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.

Таблицы ставок ЕСН в 2020 году

Тарифы страховых взносов в 2020 году

В ПФР на обязательное пенсионное страхование

В ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ)

В ФФОМС на ОМС

С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы

С суммы превышения установленной предельной величины базы

С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы

С суммы превышения установленной предельной величины базы

Единый социальный налог и взносы в пфр

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога определен гл. 24 НК РФ. В соответствии со статьей 235 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Согласно статье 243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Причем сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. К тому же предусмотрены отчетные периоды – квартал, полугодие, 9 месяцев.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики должны исчислить разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Разница между суммой налога, которая должна быть уплачена по итогам календарного года, и суммами налога, уплаченными в течение отчетных периодов, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, то есть не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Уплата ЕСН по итогам налогового периода или авансовых платежей осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, организация должна представить в региональное отделение ФСС (по месту своей регистрации) расчетную ведомость по средствам социального страхования по форме № 4-ФСС (утверждена Постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111 с изменениями от 21.08.2007 г.).

Порядок уплаты пенсионных взносов и представления отчетности по ним регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ организация независимо от даты ее регистрации должна ежемесячно составлять расчет сумм авансовых платежей по страховым взносам и уплачивать их в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц (в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов организации на счета работников), но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который авансовый платеж был начислен.

По итогам отчетного периода (т.е. ежеквартально) организация обязана представлять в налоговый орган расчет по авансовым платежам по страховым взносам (его форма утверждена Приказом Минфина России от 24.03.2005 № 48н). Предельным сроком подачи расчета является 20-е число месяца, следующего за истекшим кварталом.

Обращаем внимание на письмо Минфина РФ от 14 февраля 2007 г. № 03-04-07-02/4, в котором указывается: «Что касается формы Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то, учитывая, что с 2007 года законодательными актами не были внесены изменения в порядок расчета и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, разработку новой формы такого Расчета считаем нецелесообразной. Поэтому в 2007 году страхователям следует представлять в налоговый орган упомянутые Расчеты в соответствии с ранее применяемым приказом Минфина России от 24.03.2005 № 48н.»

В отношении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу, то в этом же письме разъясняется: «Разработанная с учетом изменений в налоговом законодательстве, вступивших в силу с 1 января 2007 года, форма Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н, который вступает в силу, начиная с представления расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу за первый отчетный период 2007 года.»

После вступления в силу указанного приказа утратит силу приказ Минфина России от 17.03.2005 № 40н «Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и Рекомендаций по ее заполнению».

Кроме того, указано, что налогоплательщики – индивидуальные предприниматели и адвокаты для представления в налоговый орган налоговой декларации за 2006 год по единому социальному налогу в части своих доходов должны по-прежнему руководствоваться приказом МНС России от 13.11.2002 № БГ-3-05/649.

В срок не позднее 30 марта 2007 г. организация должна была сдать в налоговый орган налоговую декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н.

Сумму страховых взносов в окончательный расчет по итогам года нужно перечислить не позже 15 апреля года, следующего за расчетным периодом.

Если организация имеет обособленные подразделения, находящиеся на отдельном балансе, имеющие расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то такие подразделения самостоятельно исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по ЕСН), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения согласно п. 8 ст. 243 НК РФ. В случае невыполнения обособленными подразделениями хотя бы одного из трех условий организация производит уплату ЕСН, а также представляет декларации и расчеты по налогу централизованно по месту своего нахождения.

Совместным письмом МНС России и ПФР от 11, 14.06.02 г. № БГ-6-05/835, МЗ-16-25/5221, установлен аналогичный порядок при уплате и сдаче отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. В свою очередь, сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

В отношении ЕСН с 1 января 2007 года вступило в силу незначительное количество изменений:

1) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №269-ФЗ предоставлена возможность индивидуальным предпринимателям задекларировать (легализовать) ранее полученные доходы в упрощенном порядке путем уплаты декларационного платежа в размере 13% от декларируемого дохода. Уплата данного платежа дает возможность не уплачивать единый социальный налог с таких доходов.

2) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ приравнял к налогоплательщикам ЕСН нотариусов, занимающихся частной практикой. ЕСН должен уплачиваться ими по ставкам, ранее предусмотренным для адвокатов. Таким образом, теперь организации, выплачивающие вознаграждения адвокатам и нотариусам не должны уплачивать с них ЕСН.

3) Для налогоплательщиков – организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (определение дается в п.7 ст.241 НК РФ), Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ почти в четыре раза снижены пороговые размеры налоговой базы на одного сотрудника, с которых начисление ЕСН осуществляется по регрессивным (пониженным) ставкам (п. 6 ст. 241 НК РФ).

Ставки ЕСН, действующие в 2008 г., приведены в таблице.

Кому и куда сдавать отчеты по взносам

Функции страхователей по обязательному социальному страхованию возложены на работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, простых физлиц без предпринимательского статуса), заключающих трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера с физлицами и выплачивающих им вознаграждения. Начисляя вознаграждения, страхователи должны исчислить с них и страховые взносы, уплатить эти взносы, а затем отчитаться по ним перед контролирующими органами.

Организации обязаны представлять формы отчетности по страховым взносам независимо от того, выплачивались доходы физлицам или нет. То есть в случае отсутствия выплат сдаются нулевые отчеты.

Иная ситуация обстоит с индивидуальными предпринимателями — не зарегистрированный в качестве работодателя ИП без работников отчетность по страховым взносам не сдает.

  • на страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
  • обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • обязательное медстрахование (ОМС);
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НС и ПЗ).

Первые три вида администрирует налоговая служба, четвертый — ФСС. Но для всех видов отчетными периодами выступают: квартал, полугодие, 9 месяцев. Расчетным периодом является год. После завершения каждого из указанных периодов инспекторам должны быть представлены отчеты о том, с какой базы исчислены взносы и в каком размере, а также какие выплаты не подпали под обложение.

По какой форме нужно отчитываться в ФСС в 2020 году

По взносам от несчастных случаев и профзаболеваний отчет подается в Фонд социального страхования. Действующая в 2020-2021 годах форма 4-ФСС утверждена приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 и в последний раз редактировалась в 2017 году (приказ № 275 от 07.06.2017).

В отчете приводится:

  • На титульном листе — информация о страхователе: его наименование, ИНН, регномер в ФСС, контактные данные, информация об отчетном периоде — номер отчетного периода и год. Титульник заверяется уполномоченным лицом и печатью (при наличии таковой).
  • В таблице 1 — база для исчисления взносов; суммы, не подлежащие обложению; тарифная ставка, которая устанавливается в зависимости от вида осуществляемой деятельности в начале каждого года по итогам прошлого.
  • В таблице 2 — расчеты по взносам, включающие остаток задолженности за фондом либо перед ним; суммы начислений по взносам за отчетный период, в том числе за последние три месяца отчетного периода; перечисленные взносы с реквизитами платежных поручений; суммы расходов возмещенных фондом и не принятых к зачету. На основании всех этих данных выводится остаток задолженности перед фондом или за ним.
  • В таблице 5 — данные о проведенной специальной оценке условий труда и медицинских осмотрах.

Перечисленные части отчета передаются в обязательном порядке даже при отсутствии данных для заполнения. Все пустые графы в этом случае прочеркиваются.

Таблицы 1.1 (о расчетах взносов с выплат работникам, переданных на аутсорсинг), 3 (по расходам, связанным с несчастными случаями на производстве), 4 (о численности пострадавших) включают в расчет только при наступлении отмеченных в них событий — передача персонала или несчастные случаи.

Образцы заполнения формы 4-ФСС за разные отчетные периоды, а также построчный алгоритм заполнения отчета вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно онлайн.

Когда сдавать отчет в соцстрах

Для 4-ФСС сроки представления различаются в зависимости от способа подачи расчета.

Если он подается на бумаге (такая возможность есть у работодателей, среднесписочная численность которых за прошедший год не превысила 25 человек), то сдача отчета должна произойти не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Т. е. за отчетные периоды 2020 года сроки сдачи 20 апреля, 20 июля, 20 октября 2020 года и 20 января 2021 года; за периоды 2021 года — 20 апреля, 20 июля, 20 октября 2021 года и 20 января 2022 года.

Будьте внимательнее с конечными сроками при их попадании на выходные дни, поскольку в законе № 125-ФЗ, в отличие от Налогового кодекса, четко не оговорены правила переноса. Хотя ФСС в этом вопросе лоялен и перенос разрешает.

Бумажный отчет можно лично принести в территориальный орган ФСС по месту регистрации, передать через уполномоченного представителя, предварительно выписав на него доверенность, либо отправить Почтой России с описью вложения.

Если отчет представляется в электронном виде (так обязаны отчитываться те лица, у которых ССЧ / количество работников превышает 25 человек), то сроки продлеваются на 5 дополнительных дней. С учетом допускаемого ФСС "выходного" переноса отчитаться за 2020 год придется до 27 апреля, 27 июля, 26 октября 2020 года и 25 января 2021 года; за 2021 год — до 26 апреля, 26 июля, 25 октября 2021 года и 25 января 2021 года.

Как сдавать электронную версию отчета, мы рассказывали здесь.

По какой форме отчет по страховым взносам за 2020-2021 годы представляется в ИФНС

Составление отчетности по страховым взносам на ОПС, ОМС и ВНиМ в нынешнем и следующем году происходит на обновленном бланке. Приказ налоговой службы от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ отменил предыдущую форму и утвердил новую, которая применяется начиная с 1 квартала 2020 года.

Единый расчет состоит из титульного листа, трех разделов и приложений к ним. Вкратце охарактеризуем их:

  • Титульник заполняется информацией о самом страхователе, налоговом органе, отчетном периоде. Представляется всегда, даже если расчет нулевой.
  • В разделе 1 приводятся сводные данные об обязательствах отчитывающегося лица — общие суммы начислений по каждому виду взносов и в разбивке помесячно за последние три месяца отчетного периода.
    К данному разделу открывается 9 приложений, где приводится расчет по взносам на ОПС, ОМС, ВНиМ, на дополнительное соцобеспечение отдельных категорий застрахованных лиц, расчеты соответствия условиям применения пониженного тарифа страхвзносов; отражаются расходы по страхованию на ВНиМ, выплаты, произведенные за счет средств федерального бюджета. Каждое приложение включается в состав отчета, если имеются данные для его заполнения, при отсутствии таковых представляется только сам раздел 1.
  • Раздел 2 — это сводные данные об обязательствах глав КФХ. В приложении 1 приводится расчет таких обязательств. Подлежит сдаче соответствующими видами страхователей.
  • Раздел 3 с персонифицированными сведениями о застрахованных лицах состоит из двух подразделов: 3.2.1 — заполняется и сдается всеми страхователями, 3.2.2 — только теми, кто осуществляет выплаты, облагаемые взносами по доптарифам.

Образцы заполнения ЕРСВ за разные отчетные периоды, а также построчный алгоритм заполнения отчета вы найдете в КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Каковы сроки и способы сдачи отчетности-2020-2021 по страховым взносам в налоговую инспекцию

Единый расчет по взносам в налоговую инспекцию страхователи представляют в срок до 30-го числа месяца, следующего за каждым отчетным периодом.

В 2020 году отчитываются:

  • до 30 января — за 2019 год;
  • до 15 мая — за 1 квартал 2020 года (срок перенесен из-за коронавируса);
  • до 30 июля — за полугодие;
  • до 30 октября — за 9 месяцев.

  • до 1 февраля — за 2019 год (перенос с субботы 30 января);
  • до 30 апреля — за 1 квартал 2021 года;
  • до 30 июля — за полугодие;
  • до 1 ноября — за 9 месяцев (перенос с субботы 30 октября).

Обратите внимание! Отдельные сроки установлены для глав КФХ без наемных работников. Они отчитываются раз в год до 30 января.

Срок сдачи отчетности по страховым взносам налоговикам не зависит от способа ее представления. А сдавать ее можно также на бумаге и электронно. Причем требование, позволяющее сдавать бумажный отчет, здесь гораздо жестче, чем для 4-ФСС. Такое требование действует с 2020 года и подразумевает, что ССЧ страхователя (или количество работников для вновь созданных организаций и ИП) не превышает 10 человек. Работодатели с большей численностью обязаны отчитываться исключительно в электронном виде.

Как накажут за нарушение сроков сдачи отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды

Отчетность по страховым взносам и в ФСС, и в налоговую сдается в строго отведенные для этого сроки. Все задержки чреваты штрафами.

Страхователя, который не представил расчет 4-ФСС в ФСС вовремя, накажут по п. 1 ст. 26.30 закона № 125-ФЗ. Штраф рассчитывается как 5 процентов от суммы взносов к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Его придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки. Законодательно определены верхняя и нижняя границы наказания. Максимальная величина составит 30 процентов от суммы взносов по расчету, а минимальная — 1000 руб.

За несвоевременную сдачу расчета по взносам на ОПС, ОМС и ВНиМ наказание определяется ст. 119 НК РФ также в виде штрафа в размере 5% от своевременно неуплаченной суммы взносов за каждый просроченный месяц. Максимальный штраф не должен превышать 30% от указанной суммы, минимальный составляет 1000 руб.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Штраф рассчитывают отдельно по каждому виду обязательного социального страхования (Письмо ФНС России от 30.06.2017 N БС-4-11/12623@).
Штраф в размере 1 000 руб. распределяется.
Подробнее о расчете штрафа за РСВ читайте в К+. Сделать это можно бесплатно.

Кроме того, оштрафовать могут и должностное лицо организации на 300–500 руб. уже по ст. 15.5 КоАП РФ.

Опоздание со сдачей единого расчета в налоговую инспекцию более чем на 10 дней грозит приостановлением операций по банковским счетам (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Итоги

Формы отчетности по страховым взносам за 2020-2021 годы включают 4-ФСС и единый расчет по страховым взносам. Первый отчет предназначен для расчета базы и взносов на страхование от НС и ПЗ и сдается в Фонд социального страхования, который и регулирует его форму. Во втором рассчитываются взносы на пенсионное страхование, медстрах и на случай нетрудоспособности. Он сдается в налоговую, бланк утверждает налоговое ведомство.

Сроки сдачи отчетности различаются: 4-ФСС нужно сдать до 20-го или 25-го числа месяца после завершения отчетного периода, единый расчет — до 30-го числа того же месяца. Несвоевременная сдача или несдача отчетов грозит штрафами, исчисляемыми в зависимости от суммы начисленных или неуплаченных взносов. В определенных случаях допускается и блокировка расчетного счета.

Читайте также: