Отчислений я в пенсионный фонд это социальный налог

Если работник трудоустроен официально, то работодатель обязательно делает отчисления в пенсионный фонд. Сумма высчитываются относительно заработной платы и передается в ПФР. Эти деньги идут на поддержание пенсионных выплат текущим пенсионерам и на формирование будущей пенсии самого работника.

В последнее время вопрос пенсионных отчислений весьма актуален. Многие граждане интересуются, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд с зарплаты, как распределяются эти деньги, как отслеживать свои накопления. Поэтому портал Бробанк.ру провел анализ и дал ответы на важные для россиян вопросы.

Сколько от зарплаты идет в Пенсионный Фонд

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Как делятся отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты

Итак, процент отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты — 22%. Все эти деньги направляются в ПФР, но разделяются на две большие категории, которые преследуют разные цели:

  • 16% направляются на страховую часть пенсии. Это значительная часть отчислений. По сути эти деньги идут на формирование будущей пенсии гражданина. Чем больше он получает зарплату, чем больше размер пенсионных отчислений с нее, тем выше по итогу будет пенсия.
  • 6% — накопительная часть пенсии. Этой частью гражданин может распоряжаться, перемещать деньги из ПФР в НПФ — негосударственные фонды. То, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд на накопительную часть, можно отслеживать, следить за ростом накоплений.

Если рассматривать страховую часть, то как-то отслеживать, сколько вы отдали в ПФР, нельзя, если только делать самостоятельные расчеты. Эти деньги уходят на выплаты действующим пенсионерам. Потом, когда вы тоже достигните пенсионного возраста, государство будет давать вам обеспечение также за счет молодых граждан — так устроена система.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, согласно которому все 22% отчислений в ПФР будут направляться на страховую пенсию. Эта норма будет действовать до конца 2021 года.

Такое решение было вызвано тем, что фонд ПФР испытывает серьезные трудности, нехватку средств. Так что, теперь весь процент отчисления в Пенсионный Фонд направляется на одну цель. Накопительный счет и расположенные на нем средства никуда не деваются, им можно управлять по своему усмотрению, но за счет выплат работодателя он пополняться не будет.

Как проводятся отчисления в Пенсионный Фонд от зарплаты

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

По закону пенсионные отчисления в России выплачиваются работодателем не позднее 15 числа следующего месяца. То есть за заработную плату, полученную работником в марте, компания должна сделать взнос не позже 15 апреля.

Любой бухгалтер знает, сколько с зарплаты отчисляется в пенсионный фонд. К назначенному времени специалист проводит все расчеты и направляет средства со счета компании на специальный счет ПФР. Небольшие ИП обычно не держат в штате постоянных бухгалтеров и нанимают временных, которые также делают все расчеты и совершают переводы.

Как проверить, делает ли работодатель отчисления

Каждый гражданин имеет доступ к информации о размере своей накопительной пенсии, на которую уходит 6% от отчислений. По логике, если выплачиваются эти 6%, то 16% на социальную пенсию тоже были выплачены. Если знать, сколько перечисляют в Пенсионный Фонд с зарплаты на накопительную часть, то можно без труда выявить оставшиеся 16%.

Например, вы видите, что в прошедшем месяца ваш накопительный счет пополнился на 1800 рублей, соответственно, это 6%. Нам же нужно вычислить 16%. Путем математических вычислений получаем, что 16% — это 4800 рублей. Сколько платится в Пенсионный Фонд с зарплаты в этом случае — 4800+1800, то есть 6600 рублей.

Как получить информацию о состоянии накопительного счета :

  • на портале Госуслуг при условии наличия на нем регистрации;
  • в территориальном отделении ПФР при наличии паспорта в порядке очереди.

Если вы видите, что накопительный счет не пополнился или пополнился, но на меньшую сумму, можно задавать вопросы работодателю. Такое действие является незаконным. Для начала просто обратитесь к бухгалтеру или к руководству. Не исключается, что это просто банальная ошибка, которая тут же будет исправлена. Бухгалтера прекрасно знают, сколько процентов идет в Пенсионный Фонд, но человеческий фактор не исключается.

Если же работодатель «встал в стойку», то в первую очередь вам нужно обратиться с заявлением в сам ПФР. За этим последует разбирательство. Также можно обратиться сразу с заявлением в суд, так как это прямое нарушение ваших прав. Обращения принимаются в течение трех месяцев после обнаружения нарушения.

Проблемы при отслеживании информации

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

Мы разобрались, какой процент работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд. Сверх вашей зарплаты в этот орган уходит 22% Сумма немаленькая, но именно она формирует вашу будущую пенсию. Если вас не устраивает то, сколько отчисляют в Пенсионный Фонд, вы правомочны софинансировать свою будущую пенсию и класть на свой накопительный счет дополнительные суммы. В этом случае дополнительный процент отчислений в Пенсионный Фонд формируете вы сами.

Единый социальный налог и взносы в пфр

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога определен гл. 24 НК РФ. В соответствии со статьей 235 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Согласно статье 243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Причем сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. К тому же предусмотрены отчетные периоды – квартал, полугодие, 9 месяцев.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики должны исчислить разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Разница между суммой налога, которая должна быть уплачена по итогам календарного года, и суммами налога, уплаченными в течение отчетных периодов, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, то есть не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Уплата ЕСН по итогам налогового периода или авансовых платежей осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, организация должна представить в региональное отделение ФСС (по месту своей регистрации) расчетную ведомость по средствам социального страхования по форме № 4-ФСС (утверждена Постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111 с изменениями от 21.08.2007 г.).

Порядок уплаты пенсионных взносов и представления отчетности по ним регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ организация независимо от даты ее регистрации должна ежемесячно составлять расчет сумм авансовых платежей по страховым взносам и уплачивать их в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц (в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов организации на счета работников), но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который авансовый платеж был начислен.

По итогам отчетного периода (т.е. ежеквартально) организация обязана представлять в налоговый орган расчет по авансовым платежам по страховым взносам (его форма утверждена Приказом Минфина России от 24.03.2005 № 48н). Предельным сроком подачи расчета является 20-е число месяца, следующего за истекшим кварталом.

Обращаем внимание на письмо Минфина РФ от 14 февраля 2007 г. № 03-04-07-02/4, в котором указывается: «Что касается формы Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то, учитывая, что с 2007 года законодательными актами не были внесены изменения в порядок расчета и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, разработку новой формы такого Расчета считаем нецелесообразной. Поэтому в 2007 году страхователям следует представлять в налоговый орган упомянутые Расчеты в соответствии с ранее применяемым приказом Минфина России от 24.03.2005 № 48н.»

В отношении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу, то в этом же письме разъясняется: «Разработанная с учетом изменений в налоговом законодательстве, вступивших в силу с 1 января 2007 года, форма Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н, который вступает в силу, начиная с представления расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу за первый отчетный период 2007 года.»

После вступления в силу указанного приказа утратит силу приказ Минфина России от 17.03.2005 № 40н «Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и Рекомендаций по ее заполнению».

Кроме того, указано, что налогоплательщики – индивидуальные предприниматели и адвокаты для представления в налоговый орган налоговой декларации за 2006 год по единому социальному налогу в части своих доходов должны по-прежнему руководствоваться приказом МНС России от 13.11.2002 № БГ-3-05/649.

В срок не позднее 30 марта 2007 г. организация должна была сдать в налоговый орган налоговую декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н.

Сумму страховых взносов в окончательный расчет по итогам года нужно перечислить не позже 15 апреля года, следующего за расчетным периодом.

Если организация имеет обособленные подразделения, находящиеся на отдельном балансе, имеющие расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то такие подразделения самостоятельно исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по ЕСН), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения согласно п. 8 ст. 243 НК РФ. В случае невыполнения обособленными подразделениями хотя бы одного из трех условий организация производит уплату ЕСН, а также представляет декларации и расчеты по налогу централизованно по месту своего нахождения.

Совместным письмом МНС России и ПФР от 11, 14.06.02 г. № БГ-6-05/835, МЗ-16-25/5221, установлен аналогичный порядок при уплате и сдаче отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. В свою очередь, сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

В отношении ЕСН с 1 января 2007 года вступило в силу незначительное количество изменений:

1) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №269-ФЗ предоставлена возможность индивидуальным предпринимателям задекларировать (легализовать) ранее полученные доходы в упрощенном порядке путем уплаты декларационного платежа в размере 13% от декларируемого дохода. Уплата данного платежа дает возможность не уплачивать единый социальный налог с таких доходов.

2) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ приравнял к налогоплательщикам ЕСН нотариусов, занимающихся частной практикой. ЕСН должен уплачиваться ими по ставкам, ранее предусмотренным для адвокатов. Таким образом, теперь организации, выплачивающие вознаграждения адвокатам и нотариусам не должны уплачивать с них ЕСН.

3) Для налогоплательщиков – организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (определение дается в п.7 ст.241 НК РФ), Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ почти в четыре раза снижены пороговые размеры налоговой базы на одного сотрудника, с которых начисление ЕСН осуществляется по регрессивным (пониженным) ставкам (п. 6 ст. 241 НК РФ).

Ставки ЕСН, действующие в 2008 г., приведены в таблице.

Каждый человек, который имеет официальное трудоустройство, в обязательном порядке формирует свою пенсию. В настоящее время, у каждого человека общая сумма делится на две равные части, которая пополняется работодателем – посредством уплаты налогов и взносов.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Эти отчисления в пенсионный фонд должны производиться каждым предприятием. Рассмотрим то, как можно отследить свои накопления, а также вопрос об их проверке.

Что это такое

Каждый работодатель в месяц должен начислять и заниматься перечислением взносов за рабочих в ПФР. Помимо Пенсионного фонда, также стоит производить отчисления в органы ФСС и ФФОМС.

К примеру, когда человек берёт больничный, орган ФСС выплачивает пособие, которое должно перечисляться при временной нетрудоспособности. Тем же самым занимается Пенсионный фонд России, когда необходимо выплачивать пенсию по достижении некоторого возраста.

Здесь стоит помнить, что пенсионные и другие типы отчислений работодатель должен делать из своих средств, и он не имеет права вычитать эти суммы из зарплаты сотрудника. Что касается пенсионных отчислений, то они подразделяются на две категории: на страховую пенсию и накопительную.

Стоит отметить, что с 2014 года выплаты не производятся в пользу формирования накопительной части, поскольку все средства идут на пополнение страховой части.

Когда производится

Выплаты, которые должны идти на пополнение пенсионных накоплений каждого человека, должны производиться по 15 числам в каждом месяце. В это время работодатель оплачивает взносы за предыдущий месяц.

Иными словами, если работодатель вносит отчисления 15 октября, то эти отчисления производятся за отработанный сентябрь месяц.

Обязательно стоит помнить о сроках произведения отчислений, чтобы впоследствии у сотрудников на предприятии не возникло разногласий с сотрудниками Пенсионного фонда.

Кто платит страховые взносы

Отчисления в ПФР обязаны производиться следующими категориями лиц и предприятиями:

  1. Организации, производящие выплаты согласно любым соглашениям в пользу физических лиц.
  2. ИП: за лиц, в пользу которых производились выплаты денег за работы или услуги по договорам любого рода, а также за себя.
  3. Нотариусы, адвокаты и прочие категории самозанятых граждан.
  4. Физические лица, при ситуации, когда они производят выплаты согласно любым соглашениям, и в тех ситуациях, когда они не выступают в качестве индивидуальных предпринимателей.

Видео: Как узнать?

Тарифы в 2020 году

Несмотря на то, что в пенсионной сфере постоянно проводятся изменения в законодательной базе, общий тариф на отчисления в ПФР не изменяются. На 2020 год он составляет те же 22% от заработной платы, при условии, что выплаты не могут превысить годовой лимит.

Если же он превышен, то отчисления составляют 10% от заработка.

Те лица, которые уплачивают взносы самостоятельно, также будут выплачивать фиксированные взносы в Пенсионный фонд, которые составляют 26% от МРОТ. При этом данная сумма умножается на 12 месяцев.

Получается, что исходя из действительного размера МРОТ, который составляет 7500 рублей, общая сумма фиксированного взноса за год будет составлять 23400 рублей.

Дополнительные тарифы на ОПС

Дополнительные тарифы для отчислений в ПФР вводятся для тех работодателей, которые имеют рабочие места на вредном производстве. Иными словами, если они производят отчисления в пользу тех лиц, которые имеют право на получение льготной пенсии.

Будет ли доплата к пенсии после 80 лет в 2020 году? Узнайте в этой статье.

Суммы, не подлежащие обложению

Стоит обязательно помнить о том, что в отличие от налога на доход физлиц, учитываемого в соответствии с премиями, окладами и районным коэффициентом сотрудника, величина согласно страховым взносам не включается в зарплату. Иными словами, сотрудник на предприятии получает зарплату за вычетом налога на доход физлиц.

Что касается ситуации с уплаты средств в ПФР, то плательщик должен перечислять определённую сумму, исходя из доходов, при этом не удерживать данную сумму из зарплаты.

Каким образом можно узнать размер отчислений в ПФР с зарплаты

Сумма отчислений должна зависеть от статуса плательщика. Для тех предприятий, которые работают при общем режиме налогообложения, он составляет 22% от заработка. Также могут приплюсовываться 10% при тех ситуациях, когда размер доходов составляет больше 800000 рублей.

Эта сумма должна рассчитываться по совокупности объема заработной платы для каждого сотрудника.

Организации, которые используют упрощённую систему, должны платить 20%. По такому же тарифу за своих сотрудников платят индивидуальные предприниматели.

Реквизиты для уплаты

Важно понимать, что для плодотворного сотрудничества с Пенсионным фондом России обязательно стоит иметь реквизиты, по которым необходимо оплачивать все взносы. Если работодатель или самозанятый гражданин произведет оплату по неверным реквизитам, то в этом случае будет очень сложно доказать, что оплата производилась своевременно.

И данные отчисления будет достаточно нелегко зачислить на необходимый счёт.

Именно поэтому приведем список реквизитов для оплаты различных категорий страховых взносов:

  1. Для выплаты на формирование страховой части трудовой пенсии.
  2. Для выплаты на формирование накопительной части пенсии.
  3. Взносы для ОМС, которые зачисляются в бюджет ФФОМС.
  4. Взносы на ОМС, которые зачисляются в бюджет ТФОМС.

Коды бюджетной классификации

В следующем списке приведем коды бюджетной классификации для различных типов страховых взносов, перечисляемых работодателями и самозанятыми гражданами:

  1. Для выплат на формирование страховой части пенсии – 39210202010061000160.
  2. Для выплат на формирование накопительной части пенсии – 39210202020061000160.
  3. Взносы для ОМС, которые зачисляются в бюджет ФФОМС – 39210202100081000160.
  4. Взносы на ОМС, которые зачисляются в бюджет ТФОМС – 39210202110091000160.

Порядок перечисления средств

Все взносы начисляются сотрудниками бухгалтерии, таким образом, все выплаты в пользу работника умножаются на сумму по страховому тарифу. Данная формула является единой для каждого предприятия — она не может зависеть от режима налогообложения.

Бухгалтерия за отчетный период начисляет 22% от заработка рабочих в ПФР. Если зарплата достигла уровня более 624000 рублей, то тариф должен составлять 10%. К примеру, если сотрудник получает каждый месяц 20000 рублей, бухгалтерия каждый месяц начисляет 4400 рублей.

Для некоторых предприятий предусматриваются льготные тарифы по страховым взносам. К примеру, для области информационных технологий он должен составлять 8%. Что касается доходов работников, работодатели уплачивают взносы согласно повышенному тарифу — на 6% больше.

Это касается тех граждан, которые заняты на тяжелом производстве.

Важно помнить, что каждое предприятие должно соблюдать определенные сроки для того, чтобы вовремя вносить отчисления. Если происходит нарушение этих сроков, то могут возникать проблемы при перерасчете полной суммы на лицевом счёте работника, на котором формируется страховая часть.

Отчисления нужно производить строго до 15 числа любого месяца. Иными словами, оплата производится за каждый предыдущий месяц.

Как проверить по СНИЛС

Отчисления в ПФР должны отражаться на индивидуальном счете каждого гражданина. Иными словами, на персональном лицевом счёте. Важно обязательно помнить, что в ситуации, когда человек решил использовать свою накопительную пенсию, то узнать размер пенсионных накоплений можно по номеру СНИЛСа.

Для того, чтобы это сделать, необходимо связаться с сотрудниками Пенсионного фонда и предоставить всю необходимую контактную информацию, чтобы сформировать запрос.

Через Интернет

Не стоит забывать, что пенсионные отчисления, которые формировались на лицевом счёте каждого человека, можно также проверить через специализированный информационный портал «Госуслуги». Помимо этого, имеется возможность заказать необходимую справку на официальном сайте ПФР.

Получается, что у каждого российского гражданина, который является официально трудоустроенным, имеется свой лицевой счет в ПФР, на который поступают отчисления со стороны работодателя. Каждый человек имеет полное право на то, чтобы узнать состояние лицевого счета в любое время.

Категория застрахованного лица в пенсионный фонд 2020 году.Она здесь.

Какие есть льготы пенсионерам по налогу на имущество физических лиц? Узнайте далее.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. [1] Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. [2] Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. [3] Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. [4] Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121

Обязательные страховые выплаты они же пенсионные налоги и взносы оплачиваются работодателем на каждого своего сотрудника в три внебюджетных фонда: пенсионный, медицинский и социального страхования. Значение подобных выплат заключается в том, что работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, таким образом, формируют резерв средств, которые выплачиваются работникам при наступлении страховых случаев, например, больничного или декретного отпуска, а также при выходе на пенсию.


Пенсионные налоги и взносы - виды

Любой работодатель, как бюджетная организация, так и индивидуальный предприниматель, обязан уплачивать четыре вида страховых взносов:

  • пенсионный налог или взнос в Пенсионный Фонд России;
  • медицинский взнос, который выплачивается в Фонд обязательного мед.страхования;
  • обязательный страховой взнос на работников в Фонд обязательного соцстрахования на случай больничных листов и осуществления выплат, связанных с беременностью и рождением детей;
  • обязательные взносы в Фонд социального страхования для осуществления выплат, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.

Налог в пенсионный фонд включает в себя два вида выплат. Одни формируют страховую часть пенсии, вторые – накопительную.

Категории плательщиков обязательных страховых взносов

По закону, обязанность производить выплаты обязательного характера, возлагаются на следующие категории организаций;

  • любые организации, начисляющие заработные платы и осуществляющие выплаты наемным работникам – частным гражданам;
  • индивидуальные предприниматели, выплачивающие зарплату сотрудникам и наемным рабочим;
  • физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, но осуществляющие выплаты зарплаты частным гражданам;
  • предприниматели, работающие «на себя», т.е. занимающиеся частной практикой.

На практике случаются ситуации, когда один и тот же субъект экономической деятельности, обязан платить страховые взносы одновременно по нескольким основаниям. Например, налог ИП в пенсионный фонд 2017, если предприниматель трудится «на себя», при этом имеет помощника – штатного сотрудника, то производить оплату он должен и за себя, и за сотрудника.


С чего необходимо платить налог?

Категории выплат, на которые начисляются налоги и страховые взносы – это, прежде всего, оплата труда – зарплаты штатным сотрудникам, выплаты в рамках трудовых договоров и наемным рабочим в рамках подрядных отношений. Если речь идет о штатных сотрудниках, то премии за любой период, отпускные выплаты и компенсации за неиспользованные отпуска – то на все эти виды выплат начисляется налог.

Если речь идет о внештатных сотрудниках, работающих по сделке, временному трудовому договору или в рамках гражданско- правовых трудовых отношений, то все виды выплаченных им вознаграждений за трудовую деятельность также облагаются налогом.

Таким образом, подоходный пенсионный налог взимается со всех выплат в пользу работника – физического лица. Исключения составляют работники, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Иными словами, взносы не взимаются, если бюджетное учреждение или предприниматель привлекает к сотрудничеству для выполнения определенного вида работ другого предпринимателя, и оплачивает его услуги.

Кроме того, не происходит начисления на выплаты, которые затрагивают вопросы аренды имущества работника, например, его личного автомобиля.

Взносы в фонды социального страхования обходят стороной сотрудников, работающих в рамках договоров гражданско-правового характера и подряда. Что касается взносов, связанных со страхованием несчастных случаев на производстве, то их оплачивать обязаны организации только в том случае, если о выплатах на случай производственной травмы или ущерба здоровью в ходе выполнения работ, упоминается в самом договоре.

Кроме того, присутствует и единый перечень выплат, в отношении которых действует освобождение от внесения взносов в фонды медицинского и социального страхования, а также не взимается пенсионный взнос. Их перечень приведен в 9 статье 212 федерального закона.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Читайте также: