Пенсионная и налоговая республики казахстан

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Пенсия считается доходом ее получателя, поэтому она должна облагаться индивидуальным подоходным налогом. Но это не значит, что из ежемесячной пенсионной выплаты удерживается 10%. В расчет идет только ее часть. С правилами удержания налога с пенсии знакомились журналисты рубрики Нурфин.


Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Ежемесячная пенсионная выплата, которую получают ушедшие на заслуженный отдых казахстанцы, состоит из нескольких частей, в частности, это базовая пенсия, солидарная и выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда.

Согласно налоговому кодексу, пенсионные выплаты, которые осуществляет ЕНПФ, относятся к доходам, облагаемым налогом. В частности, это:

  • Часть ежемесячной пенсии, которая состоит из накопленных с помощью обязательных и добровольных взносов на индивидуальный пенсионный счет (ИПС) денег.
  • Накопления на ИПС, которые единовременно выплачиваются казахстанцам, выехавшим на постоянное место жительство за границу. В том числе пенсионеры и лица, не достигшие пенсионного возраста.
  • Накопления на счете в ЕНПФ, которые были переданы наследникам скончавшегося вкладчика.

Вышеперечисленные доходы в виде выплат из Единого накопительного пенсионного фонда облагаются индивидуальным подоходным налогом в 10%. Но, опять же, не полностью.

О нюансах налогооблажения пенсионных выплат нам рассказали в Едином накопительном пенсионном фонде.

Какая часть ежемесячной пенсии не облагается налогом

Сауле Егеубаева - заместитель председателя правления АО «Единый накопительный пенсионный фонд»: «При ежемесячных выплатах по возрасту идет на вычет минимальный размер заработной платы за каждый месяц. В 2020 году МЗП равна 42 500 тенге. Все, что выше данной суммы, подлежит налогообложению в размере 10%. Данные правила действительный для резидентов РК».

Налог также не отчисляется с базовой пенсии, солидарной и других надбавок, которые выплачиваются из средств государственного бюджета. Данные пенсионные выплаты не относятся к доходам, подлежащим налогообложению, согласно статье 322 Налогового кодекса РК.


Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Получатели, которые практически полностью освобождены от уплаты подоходного налога с пенсии

Есть получатели выплат из ЕНПФ, с пенсии которых не отчисляется подоходных налог, пока облагаемые налогом выплаты не достигнут 882 МРП или 2 338 182 тенге в год.

То есть, с учетом всего вышеперечисленного, остается какая-то часть пенсии, в виде выплат из ЕНПФ, которая облагается подоходных налогом.

Представители социально незащищенных слоев населения и с этой части также не платят налог, пока ее объем не достигнет более двух с лишним миллионов в год. Но для этого нужно, чтобы пенсия была более 300 тысяч в месяц.

Поэтому смело можно сказать, что эти лица практически не отчисляют подоходный налог со своей пенсии.

Сауле Егеубаева - заместитель председателя правления АО «Единый накопительный пенсионный фонд»: «Если получатель на дату выплаты из ЕНПФ является:

- участником Великой Отечественной войны и приравненным к нему лицом;

- лицом, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;

- лицом, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой отечественной войны;

- одним из родителей, опекунов, попечителей ребенка-инвалида, - за каждого такого ребенка инвалида до достижения им восемнадцатилетнего возраста;

- одним из родителей, опекунов, попечителей лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», - за каждое такое лицо в течение его жизни;

- одним из усыновителей (удочерителей), за каждое такое лицо до достижения усыновленным (удочеренным) ребенком восемнадцатилетнего возраста;

- одним из приемных родителей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, - за каждое такое лицо на период срока действия договора о передаче детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.

Таким образом, при начислении пенсионных выплат лицам, относящимся к выше указанным льготным категориям, выплаты не облагаются подоходных налогом в пределах 882-кратного размера месячного расчетного показателя».

Правительством внесены изменения в правила и сроки исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ, передает Tengrinews.kz.

Постановление от 28 мая 2020 года № 332 опубликовано на primeminister.kz.

Правительство постановило:

В правилах и сроках исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, утвержденных указанным постановлением:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в ЕНПФ, исчисляются путем применения ставки, установленной статьей 25 закона к объекту исчисления обязательных пенсионных взносов.

При этом максимальный совокупный годовой доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать двенадцати размеров пятидесятикратной минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Объектами исчисления обязательных пенсионных взносов являются:

1) для юридических лиц - ежемесячный доход наемных работников и физических лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

2) для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников, - ежемесячный доход наемного работника, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

3) для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не выше 10 процентов пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

4) для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей - получаемый доход.

При этом получаемым доходом для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей для целей исчисления обязательных пенсионных взносов является сумма, определяемая ими самостоятельно в пределах размеров, установленных пунктом 4 статьи 25 Закона, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

В случае отсутствия дохода лица, занимающиеся частной практикой, а также индивидуальные предприниматели вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ в свою пользу из расчета 10 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

5) для государственной корпорации - ежемесячные социальные выплаты на случай утраты трудоспособности и (или) потери работы, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, а также социальные выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью, родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

6) для Министерства иностранных дел Республики Казахстан в части персонала дипломатической службы, работающего в загранучреждениях Республики Казахстан, - 100-процентный размер оклада по приравненным должностям к персоналу центрального аппарата Министерства иностранных дел Республики Казахстан;

7) для страховой организации - страховая выплата в качестве возмещения вреда, связанного с утратой заработка (дохода);

8) для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами, - доход, полученный по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);

9) для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Налогового кодекса, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, составляют 30 процентов от 1-кратного размера месячного расчетного показателя - в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя - в других населенных пунктах. При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.";

В случае непогашения задолженности по обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам списки физических лиц, в пользу которых взыскивается задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, представляются в орган государственных доходов, направивший уведомление:

1) агентом, отнесенным в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого уровня риска, - в течение пяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления;

2) агентом, отнесенным в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории среднего уровня риска, - в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения ему уведомления";

пункт 43 изложить в следующей редакции:

"43. На основании списков, представленных агентом в соответствии с пунктом 42-1 настоящих Правил, орган государственных доходов взыскивает суммы задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам в принудительном порядке с банковских счетов агентов не позднее пяти рабочих дней со дня получения списков.

Взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам с банковских счетов агентов производится на основании инкассового распоряжения органа государственных доходов с приложением списков, представленных агентом.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковском (банковских) счете (счетах) для удовлетворения всех требований, предъявляемых к клиенту, банк производит изъятие денег клиента в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан.

В случае отсутствия денег на банковском счете агента в национальной валюте взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам производится с банковских счетов агента в иностранной валюте на основании инкассовых распоряжений, выставленных в национальной валюте органами государственных доходов".

Полностью с постановлением правительства можно ознакомиться по ссылке.

В соответствии с положениями статьи 326 Налогового кодекса [1] , к доходу, облагаемому у источника выплаты индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН) относятся пенсионные выплаты вкладчикам (получателям), осуществляемые АО «ЕНПФ» (далее – ЕНПФ):

1) за счет обязательных пенсионных взносов (далее - ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее - ОППВ), добровольных пенсионных взносов (далее - ДПВ);

2) физическим лицам-резидентам Республики Казахстан, достигшим пенсионного возраста и выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;

3) физическим лицам-резидентам Республики Казахстан, не достигшим пенсионного возраста и выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;

4) физическим лицам в виде унаследованных пенсионных накоплений;

5) физическим лицам в виде единовременной выплаты на погребение умершего лица.

Согласно пункту 1 статьи 320 Налогового Кодекса доходы в виде пенсионных выплат из ЕНПФ облагаются ИПН по ставке 10 (десять) процентов. Удержание ИПН производится совокупно от всех суммы выплат вкладчику (получателю) за счет ОПВ, ОППВ и ДПВ.

При этом уведомляем, что 02.04.2019 г. были внесены изменения [2] в Налоговый кодекс, в части применения стандартных налоговых вычетов к доходу в виде пенсионных выплат и применения корректировки, и введены в действие с 01.01.2018 г.:

размер облагаемого дохода в виде пенсионных выплат из ЕНПФ, согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 353 Налогового кодекса, определяется в следующем порядке:

сумма дохода в виде пенсионных выплат, подлежащего налогообложению, минус сумма корректировки по индивидуальному подоходному налогу, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 Налогового Кодекса,

сумма налоговых вычетов в порядке и размерах, указанных в пункте 1 статьи 345 и в подпунктах 2) и (или) 3) пункта 1 статьи 346 Налогового Кодекса.

к корректировкам по индивидуальному подоходному налогу, предусмотренным пунктом 1 статьи 341 Налогового Кодекса относятся:

- выплаты на погребение [3] - при наличии справки о смерти или свидетельства о смерти, в пределах 94-кратного размера МРП [4] [2] ;

налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 статьи 345 Налогового Кодекса, применяются к доходу в виде пенсионных выплат:

- за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов, - в размере одного МЗП [5] , за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата;

- физическим лицам-резидентам Республики Казахстан, достигшим пенсионного возраста и выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, - в размере 12-кратного МЗП;

стандартные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2), 3) пункта 1 статьи 346 Налогового Кодекса, применяются к доходу в виде пенсионных выплат в размере 882-кратный размер МРП на основании того, что такое лицо на дату применения настоящего подпункта является:

- участником Великой Отечественной войны и лицом, приравненным по льготам к участникам Великой Отечественной войны, и ветераном боевых действий на территории других государств;

- лицом, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;

- лицом, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;

- инвалидом І, II или III групп;

- одним из родителей, опекунов, попечителей ребенка-инвалида, - за каждого такого ребенка-инвалида до достижения им восемнадцатилетнего возраста;

- одним из родителей, опекунов, попечителей лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», - за каждое такое лицо в течение его жизни;

- одним из усыновителей (удочерителей), - за каждое такое лицо до достижения усыновленным (удочеренным) ребенком восемнадцатилетнего возраста;

- одним из приемных родителей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, - за каждое такое лицо на период срока действия договора о передаче детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.

Таким образом, следующие доходы физических лиц облагаются ИПН по ставке 10 (десять) процентов без применения налоговых вычетов:

- выплаты физическим лицам в виде унаследованных пенсионных накоплений, за исключением лиц, указанных в подпунктах 2), 3) пункта 1 статьи 346 Налогового Кодекса;

- выплаты физическим лицам, являющимся нерезидентами Республики Казахстан (подпункт 3 статьи 655 Налогового кодекса [6] ).

Кроме того, в соответствии с положениями статей 341 и 343 Налогового Кодекса в случае, если корректировка дохода (при выплатах на погребение) или налоговые вычеты не применены налоговым агентом к доходу физического лица по причине обращения физического лица позже даты удержания ИПН с такого дохода, то физическое лицо вправе представить налоговому агенту, производившему удержание ИПН с такого дохода, заявление и подтверждающие документы, на основании которых налоговый агент производит перерасчет доходов в пределах срока исковой давности, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса, а именно в течение 3 лет после окончания соответствующего налогового периода.

При этом налоговым периодом для исчисления налоговыми агентами, в т.ч. ЕНПФ, ИПН с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, является календарный месяц.

Поскольку, право на возмещение излишне удержанного ИПН сохраняется за получателем в течение 3 лет после даты осуществленной пенсионной выплаты, в т.ч. единовременной выплаты на погребение, получатель вправе обратиться с заявлением и подтверждающими документами в филиалы ЕНПФ для возмещения излишне удержанного ИПН.

[1] Налоговый кодекс - Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет от 25.12.2017 г. № 121-VI

[2] Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 02.04.2019 г. № 241 – VI

[3] введение в действие в данной редакции с 01.01.2018 г.

[4] МРП - месячный расчетный показатель, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года

[5] МЗП - минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты

[6] Налоговый кодекс - Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет от 25.12.2017 г. № 120-VI

С 2018 г., в соответствии с новым Налоговым кодексом, все предприниматели и предприятия обязаны оплачивать зарплатные налоги и отчисления ежемесячно. В связи с этим в последнее вреям участились вопросы относительно реквизитов для произведения данных оплат. Для Вашего удобства ниже приведены все необходимые реквизиты.

Индивидуальный подоходный налог можно оплатить по следующим реквизитам:
  • Банк-получателя - ГУ "Комитет казначейства Министерства финансов РК" г. Астана
  • Получатель – УГД района регистрации предприятия или ИП
  • БИН бенефициара – Указываете БИН УГД
  • ИИК KZ24070105KSN0000000
  • БИК KKMFKZ2A
  • КБК за ИП – 101202
  • КБК за сотрудника – 101201
  • КНП 911 Начисленные и иные обязательства в бюджет
  • КНП 912 Пеня по обязательствам в бюджет

Вообще для все налогов реквизиты для оплаты одинаковые. То есть при оплате налогов Вы всегда указываете одинаковый Банк-получателя, расчетный счет (ИИК), БИК, КНП. Единственное отличие это КБК. Ниже приведены наиболее популярные КБК для оплаты налогов:

  • КПН - 101110 (Корпоративный подоходный налог с юридических лиц - субъектов крупного предпринимательства, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора)
  • КПН - 101111 (Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора)
  • НДС - 105101
  • Налог на имущество ТОО и ИП - 104101
  • Налог на транспорт ТОО - 104401
  • Налог на транспорт ИП - 104402
  • Единый земельный налог - 104501

В полях БИН и Получатель указываете БИН и название районного отделения налоговой в которой Вы зарегистрированы.

Социальный налог можно оплатить по следующим реквизитам:
  • Банк-получателя - ГУ "Комитет казначейства Министерства финансов РК" г. Астана
  • Получатель – УГД района регистрации предприятия или ИП
  • БИН бенефициара – Указываете БИН УГД
  • ИИК KZ24070105KSN0000000
  • БИК KKMFKZ2A
  • КБК 103101
  • КНП 911 Начисленные и иные обязательства в бюджет
  • КНП 912 Пеня по обязательствам в бюджет
Обязательные пенсионные взносы можно оплатить по следующим реквизитам
  • Получатель – НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»;
  • БИН бенефициара 160440007161
  • ИИК KZ12009NPS0413609816
  • БИК GCVPKZ2A
  • КБК 901101
  • КНП 010 Обязательные пенсионные взносы
  • КНП 015 Обязательные профессиональные пенсионные взносы
  • КНП 019 Пеня за несвоевременное перечисление обязательных пенсионных взносов
  • КНП 009 Пеня за несвоевременное перечисление обязательных профессиональных пенсионных взносов
Социальные отчисления можно оплатить по следующим реквизитам:
  • Получатель – НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»
  • БИН бенефициара 160440007161
  • ИИК KZ67009SS00368609110
  • БИК GCVPKZ2A
  • КБК 902101
  • КНП 012 Социальные отчисления
  • КНП 017 Пеня за несвоевременное перечисление социальных отчислений
За обязательное медицинское социальное страхование можно оплатить по следующим реквизитам:
  • Получатель – НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»;
  • БИН бенефициара 160440007161
  • ИИК KZ92009MEDS368609103
  • БИК GCVPKZ2A
  • КБК 904101
  • КНП для работодателя 121 Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование;
  • КНП для ИП и ФЛ ГПД с 122 Взносы на обязательное социальное медицинское страхование;

123 - Пеня за несвоевременное перечисление отчислений на обязательное социальное медицинское страхование;

124 - Пеня за несвоевременное перечисление взносов на обязательное социальное медицинское страхование.

Informburo.kz разобрался, как вычисляется этот налог и какие сферы и структуры финансируются на счёт него.

Для чего в Казахстане нужен социальный налог? Кто обязан его платить, а кто освобождается от этого вида налога? Informburo.kz выяснил, что даёт соцналог казахстанцам и в каком размере он взимается.

№1. Что такое социальный налог?

Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации "Правительство для граждан" проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

В Законе РК "Об обязательном социальном страховании" определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

№2. Как государство тратит деньги от вашего соцналога?

Средства распределяются по следующим направлениям:

  • содержание школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур;
  • финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд;
  • обеспечение безопасности государства, содержание армии;
  • содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;
  • пенсионное обеспечение (базовая и солидарная часть пенсий);
  • предоставление бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

№3. Кто должен платить соцналог – вы или ваш работодатель?

Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

  1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
  2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

№4. Кто освобождается от соцналога?

Плательщиками социального налога не являются:

  1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
  2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
  3. ИП, работающие на основе патента.

Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК "Корректировка дохода". Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

№5. Может ли ваш работодатель отказаться от соцналога?

Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

№6. Могут ли вас наказать, если не уплачен соцналог?

Работник не имеет к уплате социального налога прямого отношения. Ответственность за это и санкции за уклонение или неполную уплату предусмотрена только для работодателей.

№7. По какой формуле рассчитывается размер налога для юрлиц?

Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5% . В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

  1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
  2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
  3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
  4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

№8. По какой формуле определяется сумма налога для ИП?

Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

№9. Как и когда надо платить социальный налог?

Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.

Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).

Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).

№10. Какие есть льготы по соцналогу?

Производители сельхозпродукции, применяющие специальный налоговый режим, вправе уменьшить сумму социального налога на 70% (пункт 1 статьи 700 Налогового кодекса РК).

Организации, работающие в специальной экономической зоне "Парк инновационных технологий", вправе уменьшить на 100% сумму социального налога при условии, что такие расходы за налоговый период составляют не менее 70% от общей суммы расходов такой организации по бухгалтерскому учёту (пункт 9 статьи 709 Налогового кодекса РК).

№11. Сколько составит соцналог, если за месяц начислили менее одной МЗП?

Если по каким-то причинам вам начислили сумму менее одной минимальной зарплаты, размер социального налога всё равно будет рассчитываться из неё. Например, сотрудник взял отпуск без сохранения зарплаты в апреле 2019 года. Его доход за отработанное время в апреле составил всего 30 000 тенге. Рассчитаем базу: 30 000 – 3 000 (ОПВ) = 27 000. Несмотря на то что сумма зарплаты меньше МЗП, для расчёта соцналога будет использоваться сумма в размере 42 500 тенге, то есть 2 295 тенге.

Благодарим за помощь в подготовке материала директора бухгалтерской компании "Варити" Любовь Сапунову.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: