Пенсионный единый налог налоговый кодекс

Обязательные страховые выплаты они же пенсионные налоги и взносы оплачиваются работодателем на каждого своего сотрудника в три внебюджетных фонда: пенсионный, медицинский и социального страхования. Значение подобных выплат заключается в том, что работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, таким образом, формируют резерв средств, которые выплачиваются работникам при наступлении страховых случаев, например, больничного или декретного отпуска, а также при выходе на пенсию.


Пенсионные налоги и взносы - виды

Любой работодатель, как бюджетная организация, так и индивидуальный предприниматель, обязан уплачивать четыре вида страховых взносов:

  • пенсионный налог или взнос в Пенсионный Фонд России;
  • медицинский взнос, который выплачивается в Фонд обязательного мед.страхования;
  • обязательный страховой взнос на работников в Фонд обязательного соцстрахования на случай больничных листов и осуществления выплат, связанных с беременностью и рождением детей;
  • обязательные взносы в Фонд социального страхования для осуществления выплат, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.

Налог в пенсионный фонд включает в себя два вида выплат. Одни формируют страховую часть пенсии, вторые – накопительную.

Категории плательщиков обязательных страховых взносов

По закону, обязанность производить выплаты обязательного характера, возлагаются на следующие категории организаций;

  • любые организации, начисляющие заработные платы и осуществляющие выплаты наемным работникам – частным гражданам;
  • индивидуальные предприниматели, выплачивающие зарплату сотрудникам и наемным рабочим;
  • физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, но осуществляющие выплаты зарплаты частным гражданам;
  • предприниматели, работающие «на себя», т.е. занимающиеся частной практикой.

На практике случаются ситуации, когда один и тот же субъект экономической деятельности, обязан платить страховые взносы одновременно по нескольким основаниям. Например, налог ИП в пенсионный фонд 2017, если предприниматель трудится «на себя», при этом имеет помощника – штатного сотрудника, то производить оплату он должен и за себя, и за сотрудника.


С чего необходимо платить налог?

Категории выплат, на которые начисляются налоги и страховые взносы – это, прежде всего, оплата труда – зарплаты штатным сотрудникам, выплаты в рамках трудовых договоров и наемным рабочим в рамках подрядных отношений. Если речь идет о штатных сотрудниках, то премии за любой период, отпускные выплаты и компенсации за неиспользованные отпуска – то на все эти виды выплат начисляется налог.

Если речь идет о внештатных сотрудниках, работающих по сделке, временному трудовому договору или в рамках гражданско- правовых трудовых отношений, то все виды выплаченных им вознаграждений за трудовую деятельность также облагаются налогом.

Таким образом, подоходный пенсионный налог взимается со всех выплат в пользу работника – физического лица. Исключения составляют работники, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Иными словами, взносы не взимаются, если бюджетное учреждение или предприниматель привлекает к сотрудничеству для выполнения определенного вида работ другого предпринимателя, и оплачивает его услуги.

Кроме того, не происходит начисления на выплаты, которые затрагивают вопросы аренды имущества работника, например, его личного автомобиля.

Взносы в фонды социального страхования обходят стороной сотрудников, работающих в рамках договоров гражданско-правового характера и подряда. Что касается взносов, связанных со страхованием несчастных случаев на производстве, то их оплачивать обязаны организации только в том случае, если о выплатах на случай производственной травмы или ущерба здоровью в ходе выполнения работ, упоминается в самом договоре.

Кроме того, присутствует и единый перечень выплат, в отношении которых действует освобождение от внесения взносов в фонды медицинского и социального страхования, а также не взимается пенсионный взнос. Их перечень приведен в 9 статье 212 федерального закона.

Фирмам на «упрощенке», выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, предоставлено право уменьшать единый налог (авансовые платежи) на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Дело лишь за тем, чтобы грамотно своим правом воспользоваться…

В самом первом номере нашего журнала эта тема была рассмотрена во всех подробностях. Почему же мы вдруг к ней возвращаемся? Как вы, наверное, догадываетесь, есть новости. На этот раз они исходят от Минфина России: его специалисты написали документ, озадачивший тех, кто исчисляет единый налог с доходов. Речь о письме от 17.02.2006 № 03-11-04/2/45.

На какие взносы можно уменьшить налог?

Итак, данное письмо — о страховых взносах, которые можно учесть при исчислении единого налога. Цитата: «…при расчете сумм налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за I квартал 2006 года учитываются взносы на обязательное страхование, уплаченные в январе 2006 года за декабрь 2005 года. При расчете суммы налога за II квартал 2006 года учитываются взносы, уплаченные за март 2006 года…». Достаточно. Теперь давайте вспоминать.

Было…

А было следующее. До 1 января 2006 года в пункте 3 статьи 346.21 НК РФ говорилось: «Сумма налога… исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается… на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени».

Такая туманная формулировка привела к многочисленным разногласиям между налогоплательщиками и налоговыми органами. Что понимать под уплачиваемыми взносами? Те ли это суммы, что фактически уплачены? А может, что положено уплатить (то есть начисленные)?

Чтобы придти к какому-то итогу, налоговая служба опубликовала ряд писем, которыми донесла до всех заинтересованных лиц свою позицию по этому вопросу.

См., например, письмо МНС России от 02.02.2004 № 22-2-14/160, письма УМНС России по г. Москве от 30.08.2004 № 21-08/56008 и от 04.10.2004 № 21-09/63892

А позиция была такова. «Упрощенцы» применяют кассовый метод (признают доходы и расходы на момент оплаты), и в Налоговом кодексе РФ сделан упор именно на уплату, а не начисление. Поэтому единый налог (авансовые платежи) за отчетный период следует уменьшать на суммы страховых взносов в Пенсионный фонд, начисленных за этот же период и уплаченных к моменту подачи декларации по единому налогу. Взносы же за предыдущий период (например, уплата в январе за декабрь прошлого года) «в деле не участвуют».

Правда, еще оставалась возможность сэкономить. Если страховые взносы за последний месяц отчетного периода перечислялись в срок, но после сдачи декларации, можно было предъявить уточняющую декларацию уже с меньшим налогом, подлежащим уплате. Вместе с тем, если данный вариант не использовался, учесть эти взносы в будущем не разрешалось.

ООО «Прайд» работает с 1 октября 2005 года, применяя УСН с объектом налогообложения доходы. Страховые взносы в ПФР за 2005 год перечислены в следующем порядке:

— за октябрь — 3 ноября 2005 года в сумме 1500 руб.;

— за ноябрь — 11 декабря 2005 года в сумме 1500 руб.;

— за декабрь — 13 января 2006 года в сумме 2000 руб.

Доход за 2005 год составил 180 000 руб. Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сдана 11 января 2006 года. В какой сумме фирма должна уплатить единый налог?

Рассчитаем налог и максимальную сумму вычета. Налог равен 10 800 руб. (180 000 руб. х 0,06), максимальный вычет — 5400 руб. (10 800 руб. х 0,5).

Напомним, что с учетом страховых взносов в ПФР налог можно уменьшить не более чем на 50% (п. 3 ст. 346.21 НК РФ)

Следуя установке налоговиков, уменьшить налог можно только на сумму взносов, уплаченных в бюджет до подачи декларации по единому налогу. В нашем примере это 3000 руб. — взносы за октябрь и ноябрь (1500 руб. + 1500 руб.), так как взносы за декабрь перечислены уже после подачи декларации. Допустимого порога эта сумма не превышает (3000 руб. 📌 Реклама

См. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2006 № А31-5498/19 и от 24.01.2006 № А29-5146/2005а

Поэтому те, кто принимал к вычету взносы, начисленные, но полностью не уплаченные, оказался прав.

Если вернуться к нашему примеру, то ООО «Прайд» вполне могло принять к вычету сразу все 5000 руб., не прибегая к уточняющим декларациям.

Стало…

Что же вдруг побудило высказаться Минфин? По-видимому, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Ведь норма пункта 3 статьи 346.21 стала иной: «Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается… на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени…».

Таким образом, однозначно определено, что сумма, на которую можно уменьшить единый налог, должна быть, во-первых, начислена, а во-вторых, уплачена в бюджет. Хотя по-прежнему осталось непонятным, когда должны быть уплачены взносы. Вот Минфин и решил устранить последнюю брешь и в своем «судьбоносном» письме враз с этим справился. Оказывается, взносы должны быть уплачены в том периоде, за который исчисляется единый налог. При этом не важно, что оплата, например, может производиться по обязательствам прошлого периода (в январе за декабрь).

Налоговые органы пока никак не прореагировали, хотя их прежнее мнение нельзя считать абсолютно несостоятельным. Разве теперь закон не допускает, скажем, уменьшения единого налога за I квартал на сумму взносов за март, если к моменту подачи декларации они уже уплачены?

А вот схема снижения налога, имевшая право на существование благодаря постановлениям арбитражного суда, с 1 января 2006 года отменяется — одного начисления страховых взносов теперь явно недостаточно.

Продолжим пример 1. Страховые взносы в ПФР за I квартал 2006 года перечислены в следующем порядке:

— за январь — 8 февраля 2006 года в сумме 2500 руб.;

— за февраль — 10 марта в сумме 2500 руб.;

— за март — 13 апреля в сумме 2700 руб.

Доход за I квартал составил 250 000 руб. Декларация по единому налогу представлена в налоговые органы 14 апреля. На какую сумму фирма может уменьшить авансовые платежи по единому налогу за I квартал 2006 года?

Определим авансовый платеж по единому налогу за I квартал 2006 года. Он будет равен 15 000 руб. (250 000 руб. х 6%). Затем максимальный вычет — 7500 руб. (15 000 руб. х 50%).

Теперь выясним, какие взносы можно включить в вычет. За январь и февраль — точно можно, а вот за март уже нет: их перечислили в апреле, после отчетного периода по единому налогу (хотя и до подачи декларации!).

Предположим, фирма не уменьшала единый налог за 2005 год на взносы за декабрь (2000 руб., уплаченные в январе). Тогда согласно разрешению Минфина России их можно учесть в I квартале.

См. условия примера 1.

Общая сумма страховых взносов, на которую, возможно, удастся снизить налог, составит 7000 руб. (2000 руб. + 2500 руб. + 2500 руб.). Она меньше половины исчисленного единого налога (7500 руб.), следовательно, полностью принимается к вычету.

Таким образом, единый налог к уплате составит 8000 руб. (15 000 руб. – 7000 руб.).

Взносы за март 2006 года (2700 руб.) уменьшат единый налог за первое полугодие 2006 года.

Однако хотим подчеркнуть, что разрешение налоговых органов уменьшать налог на взносы, уплаченные после отчетного периода, но до подачи декларации, пока остается в силе.

Принятие к вычету фиксированных платежей

До сих пор мы обсуждали общие вопросы учета страховых взносов, которые касаются всех работодателей. Займемся частным случаем, имеющим отношение только к предпринимателям.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) предприниматели уплачивают взносы в виде фиксированного платежа, который составляет 150 руб. в месяц. Срок уплаты — не позднее 31 декабря текущего года (п. 3 ст. 28 Закона № 167-ФЗ).

Авансовые платежи по налогу, связанному с применением УСН, предприниматели вносят в общем порядке, то есть ежеквартально. Получается, перечисляя всю сумму страховых взносов в конце декабря, они упускают шанс снизить налог за отчетные периоды. Поэтому, если подобный поворот нежелателен, нужно производить пенсионные отчисления не единовременно, одной суммой, а как минимум четырехкратно, в каждый квартал равными долями. Ведь только тогда взнос будет и начислен, и уплачен, а значит, на законных основаниях принят к вычету.

Правда, следует добавить: описанная схема уплаты взносов особенно актуальна, если поквартальное уменьшение налога на 450 руб. (150 руб. х 3 мес.) предпринимателю представляется существенным.

«Добровольно» не подменяет «обязательно»

150 руб. в месяц — это минимальный размер фиксированного платежа. А предприниматели вправе, заключив по собственной инициативе договор с Пенсионным фондом, уплачивать более крупные страховые взносы (п. 3 ст. 29 Закона № 167-ФЗ). Те, кто на это пошел, попали в очень неприятную ситуацию. Минфин и ФНС России как один заявили, что платежи, уплачиваемые сверх минимального размера, уменьшать единый налог при УСН (авансовые платежи по нему) не могут (см., например, письма Минфина России от 07.09.2005 № 03-11-05/52, ФНС России от 17.05.2005 № 22-2-16/866).

Как платить, сразу или нет, выбирают сами предприниматели. Главное — не просрочить!

Однако оставим разъяснения всех возможных инстанций в стороне и обратимся к первоисточнику, то есть к пункту 3 статьи 346.21 Кодекса. Там говорится об уменьшении единого налога на сумму страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемых в соответствии с законодательством РФ, и нет никаких ограничений по суммам. Фиксированные платежи в любом размере — что в минимальном, что сверх него — вносятся согласно Закону № 167-ФЗ. Все, требование Кодекса выполнено, и Минфин с ФНС России абсолютно неправы.

Можно ли сэкономить, приобретая патент?

С 1 января 2006 года в отдельных регионах предприниматели получили возможность применять «упрощенку» на основе патента. При этом они по-прежнему должны уплачивать пенсионные взносы в виде фиксированных платежей и придерживаться норм статей 346.11—346.25 НК РФ. Следовательно, за купившими патент сохраняется право уменьшать единый налог (в данном случае плату за патент) на сумму пенсионных взносов.

См. письмо Минфина России от 26.09.2005 № 03-11-02/44

Когда же им можно воспользоваться? По закону треть стоимости патента полагается оплатить не позднее 25 дней после начала предпринимательской деятельности, а оставшуюся часть — не позднее 25 дней со дня окончания срока патента. Именно в момент окончательной оплаты можно учесть взносы на обязательное пенсионное страхование. Но здесь есть одно условие: взносы должны быть полностью уплачены и начислены, причем начислены за то время, пока действовал патент.

Уменьшить плату за патент можно, конечно, и за счет выплаченных пособий по временной нетрудоспособности

ПБОЮЛ Иващенко С.А. (1970 г. р.) купил патент на II квартал 2006 года стоимостью 600 руб. Одну треть (200 руб.) он оплатил 10 апреля, оставшуюся часть (400 руб.) — 3 июля. Страховые взносы за три месяца составили 450 руб. (150 руб. х 3 мес.). Рассмотрим два варианта уплаты взносов в Пенсионный фонд.

Вариант А. Фиксированные платежи в годовом размере (1800 руб.) предполагается перечислить в декабре.

Вариант Б. Фиксированные платежи уплачиваются ежемесячно равными долями (по 150 руб.) в последний день текущего месяца.

Может ли предприниматель уменьшить плату за патент?

Вариант А. Так как на момент оплаты патента фиксированные платежи не внесены, принять их к вычету нельзя. Предпринимателю придется оплатить полную стоимость патента — 600 руб.

Вариант Б. К 3 июля 2006 года 450 руб. страховых взносов уже перечислены, следовательно, патент может обойтись дешевле, но только на 300 руб. (450 руб. > 50% стоимости патента). Поэтому С.А. Иващенко останется доплатить только 100 руб. (600 руб. – 200 руб. – 300 руб.).


НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОСС?пЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ?п?п
Глава 24. ЕД?пНЫЙ СОЦ?пАЛЬНЫЙ НАЛОГ
(федеральный закон от 05.08.2000 117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 118-ФЗ, от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 30.05.2001 N 71-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 27.11.2001 N 148-ФЗ, от 29.11.2001 N 158-ФЗ, от 28.12.2001 N 179-ФЗ (ред. 31.12.2002), от 29.12.2001 N 187-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ред. 31.12.2002), от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 31.12.2002 N 193-ФЗ, от 31.12.2002 N 196-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ))

Настоящей главой Кодекса устанавливается единый социальный налог (далее в настоящей главе - налог), предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В целях настоящей главы члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

1. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

2. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. Указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, умень?/ающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не умень?/ают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

1. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 настоящего Кодекса, за налоговый период в пользу физических лиц.

2. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

3. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

4. При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

5. Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 221 настоящего Кодекса.

1. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, ре?/ениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, ре?/ениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
возмещением иных расходов, включая расходы на повы?/ение профессионального уровня работников;
трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или ?/тата, реорганизацией или ликвидацией организации;
выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадав?/им от террористических актов на территории Российской Федерации;
членам семьи умер?/его работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;
5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.
Настоящая норма применяется в отно?/ении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой;
6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
8) суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний;
11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
13) выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превы?/ают 10 000 рублей в год;
14) выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.

2. Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превы?/ающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:

суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также быв?/им своим работникам, уволив?/имся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
суммы возмещения (оплата) работодателями своим быв?/им работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

3. В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

1. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превы?/ающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
2) следующие категории налогоплательщиков - работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превы?/ающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превы?/ающем 100 000 рублей в течение налогового периода;
4) российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, ?/кольникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

1. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки:

Налоговая база на одного работника

Фонды обязательного медицинского страхования

Ст 346.32 НК РФ с комментариями и изменениями 2020-2019 года

1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму:

  • 1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • 3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

2.1. Указанные в пункте 2 настоящей статьи страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.

При этом налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) вправе уменьшить сумму единого налога на сумму указанных в пункте 2 настоящей статьи расходов не более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 настоящего Кодекса.

2.2. Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму единого налога, исчисленную с учетом пункта 2.1 настоящей статьи, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, для использования при осуществлении расчетов в ходе предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии регистрации указанной контрольно-кассовой техники в налоговых органах с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего пункта.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предусмотренную подпунктами 6 - 9 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, и имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации контрольно-кассовой техники, в отношении которой производится уменьшение суммы налога, вправе уменьшить сумму единого налога на сумму расходов, указанную в абзаце первом настоящего пункта, при условии регистрации соответствующей контрольно-кассовой техники с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.

В целях настоящего пункта в расходы по приобретению контрольно-кассовой техники включаются затраты на покупку контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке контрольно-кассовой техники и прочих), в том числе затраты на приведение контрольно-кассовой техники в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Уменьшение суммы единого налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта производится при исчислении единого налога за налоговые периоды 2018 и 2019 годов, но не ранее налогового периода, в котором индивидуальным предпринимателем зарегистрирована соответствующая контрольно-кассовая техника.

Уменьшение суммы единого налога в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта производится при исчислении единого налога за налоговые периоды 2018 года, но не ранее налогового периода, в котором индивидуальным предпринимателем зарегистрирована соответствующая контрольно-кассовая техника.

Расходы по приобретению контрольно-кассовой техники не учитываются при исчислении единого налога, если были учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения.

3. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Читайте также: