Пенсионный налог с граждан казахстана

Пенсия считается доходом ее получателя, поэтому она должна облагаться индивидуальным подоходным налогом. Но это не значит, что из ежемесячной пенсионной выплаты удерживается 10%. В расчет идет только ее часть. С правилами удержания налога с пенсии знакомились журналисты рубрики Нурфин.


Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Ежемесячная пенсионная выплата, которую получают ушедшие на заслуженный отдых казахстанцы, состоит из нескольких частей, в частности, это базовая пенсия, солидарная и выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда.

Согласно налоговому кодексу, пенсионные выплаты, которые осуществляет ЕНПФ, относятся к доходам, облагаемым налогом. В частности, это:

  • Часть ежемесячной пенсии, которая состоит из накопленных с помощью обязательных и добровольных взносов на индивидуальный пенсионный счет (ИПС) денег.
  • Накопления на ИПС, которые единовременно выплачиваются казахстанцам, выехавшим на постоянное место жительство за границу. В том числе пенсионеры и лица, не достигшие пенсионного возраста.
  • Накопления на счете в ЕНПФ, которые были переданы наследникам скончавшегося вкладчика.

Вышеперечисленные доходы в виде выплат из Единого накопительного пенсионного фонда облагаются индивидуальным подоходным налогом в 10%. Но, опять же, не полностью.

О нюансах налогооблажения пенсионных выплат нам рассказали в Едином накопительном пенсионном фонде.

Какая часть ежемесячной пенсии не облагается налогом

Сауле Егеубаева - заместитель председателя правления АО «Единый накопительный пенсионный фонд»: «При ежемесячных выплатах по возрасту идет на вычет минимальный размер заработной платы за каждый месяц. В 2020 году МЗП равна 42 500 тенге. Все, что выше данной суммы, подлежит налогообложению в размере 10%. Данные правила действительный для резидентов РК».

Налог также не отчисляется с базовой пенсии, солидарной и других надбавок, которые выплачиваются из средств государственного бюджета. Данные пенсионные выплаты не относятся к доходам, подлежащим налогообложению, согласно статье 322 Налогового кодекса РК.


Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Получатели, которые практически полностью освобождены от уплаты подоходного налога с пенсии

Есть получатели выплат из ЕНПФ, с пенсии которых не отчисляется подоходных налог, пока облагаемые налогом выплаты не достигнут 882 МРП или 2 338 182 тенге в год.

То есть, с учетом всего вышеперечисленного, остается какая-то часть пенсии, в виде выплат из ЕНПФ, которая облагается подоходных налогом.

Представители социально незащищенных слоев населения и с этой части также не платят налог, пока ее объем не достигнет более двух с лишним миллионов в год. Но для этого нужно, чтобы пенсия была более 300 тысяч в месяц.

Поэтому смело можно сказать, что эти лица практически не отчисляют подоходный налог со своей пенсии.

Сауле Егеубаева - заместитель председателя правления АО «Единый накопительный пенсионный фонд»: «Если получатель на дату выплаты из ЕНПФ является:

- участником Великой Отечественной войны и приравненным к нему лицом;

- лицом, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;

- лицом, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой отечественной войны;

- одним из родителей, опекунов, попечителей ребенка-инвалида, - за каждого такого ребенка инвалида до достижения им восемнадцатилетнего возраста;

- одним из родителей, опекунов, попечителей лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», - за каждое такое лицо в течение его жизни;

- одним из усыновителей (удочерителей), за каждое такое лицо до достижения усыновленным (удочеренным) ребенком восемнадцатилетнего возраста;

- одним из приемных родителей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, - за каждое такое лицо на период срока действия договора о передаче детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.

Таким образом, при начислении пенсионных выплат лицам, относящимся к выше указанным льготным категориям, выплаты не облагаются подоходных налогом в пределах 882-кратного размера месячного расчетного показателя».


В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.

В настоящей статье речь пойдет о налоге на доходы с физических лиц (НДФЛ), который удерживает и перечисляет в бюджет работодатель в том числе и с выплат в адрес иностранных сотрудников-граждан стран ЕАЭС за выполнение ими трудовых обязанностей.

Прежде всего следует напомнить, что доходы сотрудников, которые признаются налоговыми резидентами РФ, облагаются НДФЛ по ставке в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). А вот большинство доходов нерезидентов РФ облагаются по ставке 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Однако нас интересуют сотрудники-граждане ЕАЭС, поэтому обязательно следует обратить внимание на положения ст. 7 НК РФ, которыми установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Статьей 73 Договора установлено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов этого первого государства-члена.

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Другими словами, доход сотрудника-иностранца из стран ЕАЭС, с первого дня работы в российской компании облагается по ставке 13%, независимо от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ.

Однако здесь важно отметить, что наличие статуса налогового резидента РФ принципиально в том случае, когда сотрудник имеет право на налоговые вычеты. С того момента как статус резидента РФ получен, налог начинает исчисляться с учетом налоговых вычетов, а сам налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если налоговый статус работника в течение года изменился, потребуется пересчитать НДФЛ исходя из нового статуса (п. п. 1, 3 ст. 226 НК РФ) с учетом вычетов, при этом налоговая ставка в данном случае остается прежней 13 процентов (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Рассмотрим это на примере.

С января по июнь работнику — гражданину Казахстана (нерезиденту РФ) начислялась зарплата в размере 35 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 27 300 руб. (35 000 руб. x 13% x 6 мес.).

В июле работник стал налоговым резидентом РФ. У работника есть два ребенка, и поэтому он заявил стандартный вычет в размере 2 800 руб. в месяц (1 400 руб.*2).

Расчет НДФЛ при выплате зарплаты за июль организация выполнит в следующем порядке.

1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета:

35 000 руб. x 7 мес. — 2 800 руб. x 7 мес. = 245 000 руб. — 19 600 руб. = 225 400 руб.

Итого: налоговая база = 225 400 руб.

2. Налог организация рассчитает по ставке 13%:

225 400 руб. x 13% = 29 302 руб.

Итого: налог = 29 302 руб.

3. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году:

29302 руб. — 27 300 руб. = 2 002 руб.

Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 2 002 руб.

Важен ли факт резидентства работника на конец года для ставки налога?

Если по итогам года сотрудники из ЕАЭС не приобрели статус налогового резидента РФ, то их доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. А доходы тех, кто признан таковыми, продолжают облагаться по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 23.05.2018 № 03-04-05/34859).

Что это означает? Получается, если работник принят, скажем в октябре месяце, он физически не может еще получить статус резидента РФ, пробыв на территории РФ 183 дня, поскольку до конца года успел отработать только три месяца, поэтому по итогам года налог по такому работнику должен быть пересчитан по ставке 30 %?

А можно ли поспорить?

В ст. 73 Договора о ЕАЭС, которая была рассмотрена выше, нет условий о необходимости пересчета налога по итогам налогового периода. Согласно ст. 73 Договора доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13 процентов с первого дня, независимо от наличия или отсутствия статуса резидента. Согласна с этим и ФНС России. Так в Письме от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ контролеры из налоговой службы со ссылкой на ст. 73 Договора отметили, что налоговая ставка 13 процентов применяется начиная с первого дня работы на территории РФ граждан ЕАЭС независимо от налогового статуса этих лиц.

При этом данная позиция подтверждается и мнением высших судов. Так Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 5.06.2015 № 16-П отметил, что положениями Договора о Евразийском экономическом союзе была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Поэтому, учитывая вышеизложенные нормы международного законодательства, НК РФ, а также позицию Конституционного суда Росси, полагаем, что Организация вправе не пересчитывать НДФЛ по ставке 30 процентов относительно выплат иностранных сотрудников, граждан ЕАЭС, которые не получили статус налогового резидента РФ на конец года.

  • Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
  • Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
  • Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов
  • Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев
  • Итоги

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС. ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2019–2020 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

При этом у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 29 354 руб. в 2019 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 29 354 × 8 = 234 832 руб. в 2019 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма (6 884 руб. в 2019 году).

Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов

Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.

Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.

При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает и исключение, при котором такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Все подробности начисления и уплаты страховых взносов, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам рассмотрены подробно в Готовом решении от КонсультантаПлюс.

Итоги

Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.

На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.

Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.

Правовое положение иностранцев (лиц без гражданства) в РФ определяет ФЗ РФ № 115 от 25.07.2002. Оформив ВНЖ, получив право на временное проживание (РВП) либо пребывание в России, иностранный гражданин таким образом легализует свое место нахождение.

Казахи — иностранные граждане, но в правах при трудоустройстве их фактически приравнивают к «своим», россиянам. Гражданин Казахстана вправе свободно перемещаться по РФ — въезд на ее территорию не требует оформления специальных документов, визы, проставления штампа и т. п.

Для казахов доступно трудоустройство по трудовому соглашению либо договору ГПХ, а также предпринимательская деятельность. Чтобы устроится на работу в российскую организацию, казаху:

  1. Не нужно оформлять специальное разрешение на работу.
  2. Следует предварительно встать на миграционный учет при въезде на территорию РФ за 30 дней (необходимый минимум).

За нарушение установленного срока при постановке на миграционный учет отвечает как наниматель, так и работник из Казахстана (к нарушителям применяются штрафные санкции).

  1. При принятии на работу, как и в случае увольнения казаха, наниматель не должен сообщать об этом контролирующим инстанциям.

Собственно трудоустройство казахов осуществляется общим порядком, так же как и российских граждан. Оформлением работника занимается кадровый отдел. Для этого следует, как это принято в общем случае, представить нужные документы, написать заявление о приеме на работу.

Какие общеобязательные взносы удерживают с заработка граждан Казахстана, работающих в России

Иностранные граждане (в том числе и казахи), работая в РФ, подлежат обязательному страхованию. Как принято, общеобязательные взносы за них, где это необходимо, уплачивает наниматель.

Порядок удержания общеобязательных взносов во многом определяет действительный статус иностранца на территории России. Речь идет о постоянном, временном проживании либо временном пребывании.

Вид договора, заключенного с казахом Удерживаемые взносы с заработка гражданина Казахстана
Договор ГПХ Для постоянно (временно) проживающих на территории РФ казахов:

Для временно пребывающих казахов: ОПС

За временно пребывающих лиц, как принято, наниматель платит общеобязательные взносы ОПС и ОСС. Казахские предприниматели самостоятельно оплачивают взносы по ОПС, ОМС.

Как принято, положенные взносы удерживаются с заработка гражданина Казахстана тем порядком, который предусмотрен для российских граждан. Суммы удержаний исчисляют по одинаковым тарифам. Причем действительный статус казаха на величину тарифных ставок не влияет.

Размер общеобязательных взносов, которые удерживают с дохода граждан Казахстана: актуальные тарифные ставки

Постоянно (временно) проживающие в России казахи уплачивают по большей части общеобязательные взносы ОПС, ОМС, ОСС по тем же ставкам, что и россияне. Данная норма одинаково относится к работникам, с которыми заключено трудовое соглашение либо договор ГПХ.

Итого, суммарная ставка на 2020 г. равняется 30%. Основание — ст. 425 и ст. 426 НК РФ (детально о страховых тарифах начиная с 2017 и вплоть до 2020 г.).

В зависимости от конкретной ситуации помимо обозначенных тарифов при удержании страховых взносов могут применяться также дополнительные либо заниженные ставки (согласно ст. 427 НК РФ). Например, если иностранный работник трудится в опасных либо вредных условиях. Пониженные тарифные ставки вправе применять льготная категория страхователей.

Важно! С вознаграждений временно пребывающих квалифицированных иностранцев (лиц без гражданства) не удерживают общеобязательные страховые взносы. Исключение составляют граждане из ЕАЭС.

Минтруда и соцзащиты РФ по части данного вопроса обращает внимание на следующее (письмо № 17-3/ООГ-268 от 13.03.2015).

Как определяет п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (ред. от 12.08.2017), соцобеспечение трудящихся из государств—членов данного союза основывается на том порядке и осуществляется на тех условиях, что и граждан государства трудоустройства. Под соцобеспечением здесь понимается ОМС и ВНиМ.

Директор Департамента Л. Ю.Чикмачева.

В качестве государства трудоустройства применительно к рассматриваемой в статье ситуации выступает РФ. Примечательно, Казахстан является действительным членом ЕАЭС с 01.01.2015.

Отсюда следует, с заработка казахских высококвалифицированных работников наниматели удерживают и платят взносы ОМС (5,1%) и ОСС (2,9%). Остальные временно пребывающие лица являются застрахованными в системе пенсионного обеспечения. Это значит, что с их дохода, помимо перечисленных сборов взносы ОПС удерживаются.

Удержание общеобязательных взносов с казахских предпринимателей: основные правила и фиксированные тарифы

ИП обязаны оплачивать только общеобязательные взносы ОПС и ОМС. Страховые платежи по соцстрахованию их не касаются. Сумма взносов к уплате определяется для ИП на сегодня без учета МРОТ.

Таким образом, для казахских предпринимателей в полной мере применяется тот же порядок оплаты и те же фиксированные суммы, что и для россиян.

Пример 1. Общеобязательные взносы с зарплаты гражданина Казахстана, временно проживающего в РФ

Б. А. Мустафин, гражданин Казахстана, получил разрешение на временное проживание в РФ. Вскоре его приняли на работу в строительную компанию, заключив трудовой договор на год.

  • ОПС (22 %);
  • ОМС (5,1 %);
  • ВНиМ (2,9%);
  • на травматизм (0,2 %).

В примере рассмотрен стандартный случай удержания общеобязательных взносов с иностранного работника, временно проживающего на территории РФ.

Пример 2. Общеобязательные взносы с дохода временно пребывающего в России гражданина Казахстана

Б. А. Мустафин временно пребывает и работает на территории РФ по трудовому соглашению. Высококвалифицированным специалистом он не является, следовательно, с его дохода будут удерживать все общеобязательные взносы. Тарифные ставки применяются те же, что и для россиян. Основание — Договор ЕАЭС от 29.05.2014 в последней редакции.

Итак, доход Б. А. Мустафина по месту работы облагается:

  • общеобязательными взносами ОПС по тарифной ставке 22%;
  • взносами на соцобеспечение по ставкам 2,9 и 5,1 % соответственно.

Удержание взносов производится с учетом установленных действующих лимитов.

Распространенные ошибки при трудоустройстве гражданина Казахстана в России

Ошибка 1. Наниматель вправе не регистрировать работающего у него гражданина из Казахстана в ПФР. Возможно это при условии, что казах ранее проходил регистрацию в качестве плательщика общеобязательных взносов ПФР. Подобная ситуация обычно имеет место, если гражданин Казахстана уже работал на территории РФ. Соответственно, свидетельство застрахованного лица ПФР у него имеется.

Ошибка 2. По отношению к работающим казахам (как и ко всем иностранцам) применяется следующая норма. В РФ используется свой, российский стандарт трудовой книжки. Поэтому на трудоустраивающихся иностранцев при принятии на работу заводится трудовая российского образца.

Трудовая книжка, установленного образца, который разработан и выпущен в Казахстане, на территории России для работы не принимается и считается «не действительной».

Ошибка 3. Согласно российскому законодательству для заключения с казахом договора ГПХ никакая трудовая книжка не потребуется. По общим правилам сведения о работе по соглашению гражданско-правового характера в трудовую не заносятся.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Если компания отчисляет взносы по пониженным льготным ставкам, по каким тарифам следует удерживать взносы с граждан Казахстана?

В отношении иностранных сотрудников тоже должны применяться пониженные тарифные ставки, как это принято в компании.

Вопрос №2. Гражданин из Казахстана работает дистанционно, за пределами РФ, заключив с российской компанией договор ГПХ. Какие взносы нужно удерживать из его дохода?

Такой дистанционный работник не является застрахованным лицом ни в системе ОПС, ни по части ОМС либо ФОМС. Следовательно, ничего с его заработка удерживать не будут (применительно ко ст. 420 НК РФ).

В Казахстане существует налог на пенсию. Он считается обычным индивидуальным подоходным налогом, но с определенными нюансами. В данном материале мы расскажем подробнее об этих особенностях.


Особенности пенсионного налога

Ставка по данному виду налогообложения составляет 10%. Согласно официальной информации на сайте ЕНПФ, под налог попадают:

  1. Выплаты со всех видов пенсионных взносов
  2. Переводы, которые отправляются физлицам-резидентам РК, выехавшим в другую страну на ПМЖ
  3. Переводы, которые выдаются гражданам в качестве наследства (пенсионных накоплений умершего)
  4. Переводы, которые выдаются в качестве пособия на похороны умершего его родственникам.

Соответствующая информация также закреплена в статье 326 закона НК РК №120-IV.

Однако вместе с этим стоит отметить и то, что в 341 статье того же закона говорится о доходах, которые не облагаются налогом. Среди множества есть 22 пункт, в котором говорится о том, что налоги не отчисляются с пенсионных выплат по возрасту, пенсионных выплаты за выслугу лет и государственной базовой пенсионной выплаты. Здесь появляется вопрос, платить налог с пенсии или нет?

В ЕНПФ поясняют, что в данном случае учитываются только выплаты на погребение. Все остальные корректировки не учитываются. Также налогообложению по понятным причинам не подлежат специальные налоговые вычеты, которые прописаны в 345 статье того же закона НК РК. В результате налогу на пенсию подвергается лишь небольшая часть данной выплаты.

Вместе с этим 322 статья того же закона говорит о том, что налогообложению не подвергается базовая пенсия и надбавки, которые идут из государственного бюджета. Так что же облагается налогом в пенсионных выплатах? Остаток после всех корректировок и вычетов и является той самой частью, с которой платится налог в размере 10%.

Статья 322 говорит о тех доходах, которые подвергаются налогообложению. Подробнее эта информация доступным языком написана в нашей статье «Какие доходы облагаются налогами в Казахстане?».

Информационному агентству NUR.KZ разъяснения относительно данного вопроса дала заместитель Председателя Правления АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Сауле Егеубаева. По ее словам, при выплате пенсии каждый месяц используется стандартный налоговый вычет в размере 1 МЗП, который сегодня равен 42500 тенге. Все, что остается свыше данной суммы подлежит налогообложению в размере 10% от остатка.

Пенсионный налог не единственный имеет большое количество особенностей. Об этом и многом другом говорится в нашем материале «Налоги в РК 2020: ставки и сроки».

Сколько налога с пенсии платят социально уязвимые слои населения?

Примечательно, что социально незащищенные слои населения практически никогда не платят налог с пенсии. Согласно законодательству РК, некоторые жители страны имеют право на налоговый вычет по пенсионным выплатам в размере 882 МРП. Таким образом, ежегодный объем выплат должен превышать 2 млн тенге, а для этого необходимо ежемесячно получать порядка 200 тысяч тенге пенсионных выплат. Разумеется, социально уязвимые граждане таких пенсионных доходов в большинстве случаев не имеют.

Напомним! МРП в Казахстане сегодня составляет 2778 тенге.

На соответствующий вычет могут рассчитывать, согласно пункту 2 статьи 346 закона о налогах:

  • Участники ВОВ и лица, которые имеют аналогичные льготы с частниками ВОВ, а также ветераны боевых действий на территории других государств;
  • Люди, которые были удостоены орденам и медалям СССР за труд и службу в тылу в период ВОВ;
  • Граждане, которые работали не меньше полугода в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не удостоенные наград;
  • Инвалиды всех групп;
  • Дети-инвалиды;
  • Родители, опекуны, попечители ребенка-инвалида;
  • Родители, опекуны или попечители инвалида с детства;
  • Усыновители и удочерители;
  • Приемные родители детей-сирот.

К кому налоговые вычеты не могут применяться?

В большинстве случаев стандартные налоговые вычеты и особые пенсионные налоговые вычеты не могут применяться. В частности, нельзя сделать вычет с суммы, которую получает человек в качестве наследства. Правда и здесь есть определенные нюансы. Данное ограничение не будет действовать на граждан, которые относятся к социально уязвимым слоям населения. Кроме того, налоговые вычеты не могут использовать граждане, которые не являются резидентами РК, но при этом получают выплаты, в том числе и пенсионные, из ЕНПФ.

Подробности о других способах возврата уплаченных налогов читайте в нашей статье «Налоговые вычеты в Казахстане. Как изменятся в 2020?».

Если вы провели в России 183 дня или больше, вы считаетесь налоговым резидентом. В этом случае вы должны уплатить налог со всех доходов, в том числе полученных за рубежом

Налогообложение доходов физических лиц зависит не от гражданства, а от налогового статуса. Налоговые резиденты — это лица, которые находятся в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд.

Резиденты должны платить налоги с доходов вне зависимости от их источника. Не важно, получен ли доход в России, например, от продажи квартиры, или от источника за пределами РФ — работы в иностранной компании.

Получается, если вы были в России больше 183 дней, вы должны уплатить налог за доход, полученный от зарубежного работодателя. Несмотря на то, что вы гражданин Казахстана.

НК РФ Статья 207. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ , от 27.07.2006 N 137-ФЗ )

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

НК РФ Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации

1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

1) дивиденды и проценты , полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 06.08.2001 N 110-ФЗ , от 24.07.2007 N 216-ФЗ )
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ , от 24.07.2007 N 216-ФЗ )
3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 152-ФЗ)
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
5) доходы от реализации: недвижимого имущества , находящегося в Российской Федерации; в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг , а также долей участия в уставном капитале организаций;
в Российской Федерации акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)
иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
6.1) вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ , от 24.07.2007 N 216-ФЗ )
8) исключен. - Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ);
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;
(пп. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;
(пп. 9 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
9.1) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
(пп. 9.1 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ)
10 ) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

3. Для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
1) дивиденды и проценты , полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок;
(в ред. Федеральных законов от 06.08.2001 N 110-ФЗ , от 28.12.2013 N 420-ФЗ )
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
3) доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 152-ФЗ)
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
5) доходы от реализации: недвижимого имущества , находящегося за пределами Российской Федерации;
за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг , а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
прав требования к иностранной организации, за исключением прав требования, указанных в четвертом абзаце подпункта 5 пункта 1 настоящей статьи;
иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки), за исключением предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 настоящей статьи;
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
8.1) суммы прибыли контролируемой иностранной компании, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом , - для физических лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролирующими лицами этой компании;
(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.

Еженедельно обновляемые карточки с простыми ответами на правовые вопросы.
Юрфак расскажет о правах и обязанностях коротко, понятно и юридически грамотно.

Задайте свой вопрос Юрфаку , подписывайтесь на канал в Телеграме и ждите ответа.

Читайте также: