Письма минфина налог пенсионный фонд

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 мая 2018 г. N 03-04-05/30927

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем наряду с системой государственных пенсий в Российской Федерации существует система негосударственного пенсионного обеспечения. Отношения между субъектами данной системы регулируются договором негосударственного пенсионного обеспечения. Данный договор, на основании статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

При этом пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению являются дополнительными по отношению к государственным пенсиям.

Исходя из положений указанной статьи Кодекса налогообложение негосударственных пенсий зависит от условий договора негосударственного пенсионного обеспечения.

Налогообложение сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотрено в тех случаях, когда такие договоры заключаются организациями и иными работодателями в пользу других лиц с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами (пункт 2статьи 213.1 Кодекса), то есть в случаях, когда сами физические лица соответствующие договоры не заключают и в их финансировании не участвуют (страховые взносы уплачивает организация).

Федеральным законом от 23.06.2014 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) пункт 1 статьи 213.1 Кодекса дополнен абзацем пятым, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 231.1 Кодекса, введенного Федеральным законом N 166-ФЗ, предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со статьей 231.1 Кодекса.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов изменение порядка налогообложения сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, не предусмотрено.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
Р.А. СААКЯН



Финансовое ведомство безустанно отвечает на вопросы, связанные с налогами и прочими обязательными платежами. И хотя мнение специалистов Минфина не имеет силы закона, налоговые инспекции чаще всего действуют в соответствии с ним. Поэтому всегда полезно следить за новыми разъяснениями чиновников. Сегодня рассмотрим, что интересного вышло за предыдущие месяцы.

Про НДС

Для получателей субсидий и инвестиций из бюджета

Компания получила бюджетную субсидию для погашения задолженностей перед поставщиками. В этом случае ей следует восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам, работам или услугам, в отношении которых образовались эти задолженности. Такое разъяснение дано в письме от 13 апреля 2018 г. № 03-07-11/24618.

Другая ситуация: инвестиции из бюджета юридическое лицо внесло в уставный капитал своего дочернего общества. «Дочка» за счет этих средств приобретает объекты недвижимого имущества или осуществляет капитальные вложения. В этом случае суммы НДС с указанных затрат к вычету дочернее общество принимать не может. Об этом сообщается в письме от 19 апреля 2018 № 03-07-10/26420.

В другом своем разъяснении (письмо от 24 апреля 2018 г. № 03-07-12/27660) финансовое ведомство обосновывает подобные позиции. Чиновники указывают на то, что принятие к вычету НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет бюджетных инвестиций или субсидий, представляет собой непрозрачное субсидирование, не позволяющее обеспечить целевое использование средств бюджета.

Для всех, кто работает со счетами-фактурами

В очередной раз Минфин указывает на то, что далеко не любая ошибка в счете-фактуре является значимой. В письме от 2 апреля 2018 г. № 03-07-14/21045 речь идет об ошибках в адресах продавца или покупателя, в частности, об указании сокращений слов «город», «улица», об использовании строчных букв вместо заглавных и подобных неточностях. Такие несущественные ошибки при оформлении счета-фактуры вовсе не означают, что он заполнен с нарушением установленного порядка и по нему нельзя произвести вычет.

А в письме от 25 апреля 2018 г. № 03-07-09/28071 ведомство напоминает, что даже если счет-фактура выставлен после установленного НК РФ пятидневного срока, отказывать в вычете на основании такого документа неправомерно.

Прочие пояснения по НДС

  1. Негосударственные пенсионные фонды не учитывают суммы НДС с товаров, которые приобретены для участия в рекламных акциях, в их стоимости. Эти суммы НПФ включают в расходы по налогу на прибыль. Письмо от 12 апреля 2018 г. № 03-07-11/24226.
  2. Передача в качестве вклада в уставный капитал исключительных прав на товарный знак, в том числе от иностранного ЮЛ, НДС не облагается. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-07-08/26423.
  3. Если по соглашению о предоставлении отступного в счет прекращения обязательств по кредиту передается недвижимое имущество, то такая операция облагается НДС. Письмо от 24 апреля 2018 г. № 03-03-06/2/27677.
  4. Услуги подвоза учащихся до места учебы и обратно, осуществляемые образовательной НКО, не освобождаются от уплаты НДС. Налог следует начислять в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ по ставке 18%. Письмо от 29 марта 2018 г. № 03-07-11/19900.
  5. При создании нематериальных активов вычет НДС, предъявленного налогоплательщику в течение всего периода создания НМА, осуществляется в течение 3 лет после принятия этих активов на учет. Вычет осуществляется на основании счетов-фактур вне зависимости от даты их выставления. Это обусловлено тем, что право на вычет возникает не ранее даты, которой объекты приняты на учет в качестве НМА. Письмо от 26 апреля 2018 г. № 03-07-11/28617.

Про налог на прибыль

По поводу этого налога писем не так много. Кратко изложим их выводы:

  1. Расходы в виде суммы НДФЛ не относятся на уменьшение базы по налогу на прибыль. Ведь плательщиком этого налога является работник, а работодатель лишь выполняет роль налогового агента. Страховые взносы учитываются плательщиком таковых в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Письмо от 13 апреля 2018 г. № 03-03-07/24635.
  2. При исчислении базы по налогу на прибыль затраты на оплату сторонней компании за услуги по приему очистки сточных вод, в том числе при предельном превышении загрязняющих веществ, относятся к материальным расходам. Письмо от 18 апреля 2018 г. № 03-03-06/1/25807.
  3. Бывает, что банк получает недвижимость по соглашению об отступном в счет оплаты кредита. НДС, предъявленный по этому имуществу, должен учитываться при определении базы по налогу на прибыль в полном объеме единовременно в прочих расходах.Письмо от 24 апреля 2018 г. № 03-03-06/2/27677.
  4. Компания приобретает земельный участок и осуществляет на нем капитальное строительство нежилого здания для последующей перепродажи. Расходы на приобретение такого земельного участка относятся к прямым расходам при определении базы по налогу на прибыль. Письмо от 25 апреля 2018 г. № 03-03-06/1/28037.
  5. Для подсчета процентного отношения работников к численности населения определенного населенного пункта берется количество работников компании с учетом всех филиалов и подразделений, и численность работающего населения этого пункта. Письмо от 25 апреля 2018 г. № 03-03-06/1/28207.

Про НДФЛ

Доходы от ценных бумаг

При исчислении НДФЛ есть особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Они определены в статье 214.1 НК РФ. Минфин в своем письме от 5 апреля 2018 г. № 03-04-06/22157 поясняет, что квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги должна определяться в соответствии с Положением, утвержденным приказом ФСФР России от 23 октября 2007 г. № 07-105/пз-н. Финансовое ведомство ссылается на письмо Банка России от 4 мая 2017 г. № ИН-06-28/19. Если иностранный финансовый инструмент не отнесен к ценным бумагам в соответствии с упомянутым выше Положением, его квалификация в качестве ценные бумаги может быть осуществлена ЦБ РФ в соответствии с Индивидуальным порядком квалификации.

Если иностранный инструмент не является ценной бумагой ни в соответствии с Положением, ни в соответствии с Индивидуальным порядком квалификации Центрального банка, то положения статьи 214.1 НК РФ при определении налоговой базы не применяются.

Еще одно пояснения Минфин дал в письме от 20 апреля 2018 г. № 03-04-06/26989 относительно дохода по облигациям. Чиновники объясняют, что накопленный процентный (купонный) доход как отдельный вид дохода по облигациям Налоговым кодексом не предусмотрен. Соответственно, никакого специального положения при налогообложении такого дохода в НК РФ нет. Доходы от реализации ценных бумаг учитываются налогоплательщиком в доходах, а в расходы по приобретению этих бумаг включаются суммы процентного (купонного) дохода, уплаченные налогоплательщиком продавцу.

Адвокатская деятельность

В письме от 25 апреля 2018 г. № 03-04-05/28247 Минфин подтверждает, что адвокаты не могут учитывать убытки при исчислении налоговых обязательств будущих периодов. При этом в ведомстве полагают, что убытки в адвокатской деятельности — явление нечасто. Вместе с тем чиновники ссылаются на деятельность ИП, которые в отличие от адвокатов имеют более высокий риск получения отрицательного финансового результата, но при этом лишены возможности учитывать такие убытки в последующих налоговых периодах.

В том же письме Минфин отвергает предложение распространить на адвокатов применяемую к предпринимателям норму, которая заключается в следующем: если расходы невозможно подтвердить документально, то они принимаются в размере 20% от суммы доходов. Минфин против этого в отношении адвокатской деятельности, поскольку это приведет к ее непрозрачности. К тому же, по мнению чиновников, у адвокатов не бывает полного отсутствия документального подтверждения расходов.

Имущественный вычет

В письме от 2 апреля 2018 года № 03-04-05/21115 чиновники поясняют, что налоговый вычет на строительство либо приобретение недвижимости предоставляется только один раз. Если физическое лицо воспользовалось им до вступления в силу закона № 212 от 23 июля 2013 года, та право на повторный вычет у него отсутствует. При этом неважно, приобретает / строит он недвижимость для себя или для своих несовершеннолетних детей.

Специалисты Минфина также указывают, что в ближайшее время, по крайней мере, до 2020 года, изменения порядка предоставления имущественного налогового вычета не будет.

Прочие пояснения по НДФЛ

  1. Если налоговый резидент России получает пенсию от Пенсионного фонда ООН, то такие выплаты подлежат обложению НДФЛ как доходы от зарубежных источников. Письмо от 2 апреля 2018 г. № 03-04-05/21087.
  2. Муниципальное учреждение физкультуры и спорта при отсутствии у него лицензии на образовательную деятельность не является учреждением образования. В связи с этим социальный налоговый вычет по НДФЛ на сумму расходов на обучение ребенка в таком учреждении не предоставляется. Письмо от 2 апреля 2018 г. № 03-04-05/20921.
  3. Денежные компенсации затрат на поездку, выплаченные членам Совета директоров организации, освобождаются от НДФЛ, если такая поездка в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ квалифицируется как поездка для участия в заседании органа управления компании. Письмо от 4 апреля 2018 г. № 03-04-06/21700.
  4. Положение пункта 72 статьи 217 НК РФ не применяется к доходам, которые налогоплательщик получил при выходе из ООО в натуральной форме в виде нежилого помещения. Письмо от 23 апреля 2018 г. № 03-04-05/27171.
  5. Доходы налогоплательщика — резидента РФ от продажи недвижимости могут освобождаться от НДФЛ на основании пункта 17.1 статьи 217 НК РФ при соблюдении условий, которые указаны в статье 217.1 Кодекса. Письмо от 23 апреля 2018 г. № 03-04-05/27158.
  6. Налоговый кодекс не предусматривает особого порядка налогообложения доходов по операциям с биткоинами. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-04-05/26603.
  7. В соответствии с пунктом 44 статьи 217 НК РФ, освобождаются от НДФЛ доходы в виде питания, которым работодатель обеспечивает работников, привлеченных для сезонных полевых работ с учетом требований Трудового кодекса. Письмо от 6 апреля 2018 г. № 03-04-06/22896.
  8. Физическое лицо — резидент РФ, получившее вознаграждение по договору гражданско-правового характера, должно уплачивать НДФЛ по ставке 13%. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-04-05/26447.

Прочие налоги

Кратко упомянем о письмах с разъяснениями о других налогах и платежах:

  1. ИП, реализующий через розничную сеть ювелирные изделия, изготовленные из лома золота, при соблюдении положений главы 26.5 НК РФ может применять патентную систему налогообложения. Письмо от 4 апреля 2018 г. № 03-11-12/21663.
  2. ИП может применять ЕНВД при осуществлении услуг по установке и наладке бытовой техники и систем кондиционирования, поскольку они могут быть отнесены к бытовым услугам. Письмо от 27 апреля 2018 г. № 03-11-11/28969.
  3. Если в субъекте РФ введена льгота по налогу на имущество ЮЛ в отношении движимого имущества не старше 3 лет, то для расчета его возраста нужно принимать во внимание день, месяц и год его изготовления, указанные в документах производителя. Письмо от 9 апреля 2018 г. № 03-05-05-01/23087.
  4. Пенсионеры, подающие судебные иски к ПФР, негосударственным пенсионным фондам, органам исполнительной власти, выплачивающим пенсии бывшим военнослужащим, уплачивают госпошлину на общих основаниях. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-05-06-03/26207.
  5. Кадастровая стоимость земельного участка гаражного кооператива была по ошибке завышена. После исправления этой ошибки и уменьшения кадастровой стоимости необходимо произвести уточнение налоговых обязательств, в том числе пересчитать ранее начисленные пени и штрафы. Письмо от 18 апреля 2018 г. № 03-02-08/26078.
  6. Налог на имущество организаций по объектам, указанным в статье 378.2 НК РФ, рассчитывается на основании их кадастровой стоимости. Это конкретная величина, указанная в Едином государственном реестре недвижимости. Какая-либо иная стоимость, отличная от кадастровой, для исчисления налога не используется. На сумму НДС указанная стоимость также не уменьшается. Письмо от 23 апреля 2018 г. № 03-05-05-01/27098.

Страховые взносы

В части страховых взносов отметим три письма:

  1. Стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, а также стоимость проезда в санаторий и обратно, облагаются страховыми взносами в общем порядке вне зависимости от источника финансирования таких затрат. На указанные расходы действие статьи 422 НК РФ не распространяется. Письмо от 12 апреля 2018 г. № 03-15-06/24316.
  2. Если компания или ИП выплачивает вознаграждение по гражданско-правовому договору гражданину иностранного государства, который временно пребывает на территории России, то с этих сумм необходимо начислить взносы на пенсионное страхование. Если иностранный гражданин исполняет ГПХ удаленно, то страховые взносы не начисляются. Письмо от 20 апреля 2018 г. № 03-15-06/26835.
  3. Выплаты, направленные на возмещение транспортных затрат сотруднику, чья работа имеет разъездной характер, не облагаются страховыми взносами, если в коллективном или трудовом договоре, локальном нормативном акте установлено, что указанный сотрудник исполняет работу разъездного характера. Такие расходы должны быть подтверждены документально. При отсутствии подтверждающих документов выплаты не признаются компенсацией — в таком случае с них следует начислить страховые взносы. Письмо от 19 апреля 2018 г. № 03-15-06/26525.



Важное обновление. Принят закон, в котором предусмотрен перенос крайней даты оплаты 1% от разницы, превышающей 300 000 рублей годового дохода, с 1 апреля на срок до 1 июля. Прочтите, пожалуйста, вот эту статью.

Если помните, то 6 октября 2015 года было опубликовано очень спорное письмо Минфина № 03-11-09/57011 о том, что теперь нельзя делать налоговый вычет из УСН 1%-го взноса в ПФР, который делается при превышении годовой выручки в 300 000 рублей. (для ИП на УСН 6%)

Грубо говоря, речь шла о том, что нельзя вычитать из налога по УСН 1%-й взнос в ПФР который делается от суммы превышающей 300 тыс. рублей в год для ИП на УСН 6%.

Если не знаете, что за 1%-й взнос в ПФР такой и как он оплачивается, то прочтите вот эту статью:

Так вот

Это злополучное было отозвано спустя 2 месяца. Это значит, что делаем этот вычет точно также, как и раньше.

Вот полный текст нового письма. В самом конце сказано, что письмо от 06.10.2015 № 03-11-09/57011 отзывается. С чем всех и поздравляю : )

P.S. Обратите внимание, что речь в письме идет про ИП на УСН 6% и ИП на ЕНВД

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо от 07.12.2015 № 03-11-09/71357

В связи с поступающими запросами налогоплательщиков по вопросу о возможности отнесения страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1% от суммы доходов, превышающих 300,0 тыс. руб., к страховым взносам, уплачиваемым в фиксированном размере, Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам , уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Согласно пункту 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, также уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Указанные налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей Закона № 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Но при этом установлено, что максимальный размер взноса не может превышать размер, определяемый как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.Таким образом, в обоих случаях установлен фиксированный размер минимальной и максимальной суммы страхового взноса.

Учитывая изложенное, полагаем, что сумма страховых взносов, уплаченных в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, в целях применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может считаться фиксированным размером страховых взносов. В связи с этим индивидуальные предприниматели, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, и сумму единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов, уплаченных в указанном порядке.

В связи с изложенным, письмо Департамента налоговой и таможеннойполитики Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-09/57011, направленное в ваш адрес отзывается.

Обязательные страховые выплаты они же пенсионные налоги и взносы оплачиваются работодателем на каждого своего сотрудника в три внебюджетных фонда: пенсионный, медицинский и социального страхования. Значение подобных выплат заключается в том, что работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, таким образом, формируют резерв средств, которые выплачиваются работникам при наступлении страховых случаев, например, больничного или декретного отпуска, а также при выходе на пенсию.


Пенсионные налоги и взносы - виды

Любой работодатель, как бюджетная организация, так и индивидуальный предприниматель, обязан уплачивать четыре вида страховых взносов:

  • пенсионный налог или взнос в Пенсионный Фонд России;
  • медицинский взнос, который выплачивается в Фонд обязательного мед.страхования;
  • обязательный страховой взнос на работников в Фонд обязательного соцстрахования на случай больничных листов и осуществления выплат, связанных с беременностью и рождением детей;
  • обязательные взносы в Фонд социального страхования для осуществления выплат, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.

Налог в пенсионный фонд включает в себя два вида выплат. Одни формируют страховую часть пенсии, вторые – накопительную.

Категории плательщиков обязательных страховых взносов

По закону, обязанность производить выплаты обязательного характера, возлагаются на следующие категории организаций;

  • любые организации, начисляющие заработные платы и осуществляющие выплаты наемным работникам – частным гражданам;
  • индивидуальные предприниматели, выплачивающие зарплату сотрудникам и наемным рабочим;
  • физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, но осуществляющие выплаты зарплаты частным гражданам;
  • предприниматели, работающие «на себя», т.е. занимающиеся частной практикой.

На практике случаются ситуации, когда один и тот же субъект экономической деятельности, обязан платить страховые взносы одновременно по нескольким основаниям. Например, налог ИП в пенсионный фонд 2017, если предприниматель трудится «на себя», при этом имеет помощника – штатного сотрудника, то производить оплату он должен и за себя, и за сотрудника.


С чего необходимо платить налог?

Категории выплат, на которые начисляются налоги и страховые взносы – это, прежде всего, оплата труда – зарплаты штатным сотрудникам, выплаты в рамках трудовых договоров и наемным рабочим в рамках подрядных отношений. Если речь идет о штатных сотрудниках, то премии за любой период, отпускные выплаты и компенсации за неиспользованные отпуска – то на все эти виды выплат начисляется налог.

Если речь идет о внештатных сотрудниках, работающих по сделке, временному трудовому договору или в рамках гражданско- правовых трудовых отношений, то все виды выплаченных им вознаграждений за трудовую деятельность также облагаются налогом.

Таким образом, подоходный пенсионный налог взимается со всех выплат в пользу работника – физического лица. Исключения составляют работники, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Иными словами, взносы не взимаются, если бюджетное учреждение или предприниматель привлекает к сотрудничеству для выполнения определенного вида работ другого предпринимателя, и оплачивает его услуги.

Кроме того, не происходит начисления на выплаты, которые затрагивают вопросы аренды имущества работника, например, его личного автомобиля.

Взносы в фонды социального страхования обходят стороной сотрудников, работающих в рамках договоров гражданско-правового характера и подряда. Что касается взносов, связанных со страхованием несчастных случаев на производстве, то их оплачивать обязаны организации только в том случае, если о выплатах на случай производственной травмы или ущерба здоровью в ходе выполнения работ, упоминается в самом договоре.

Кроме того, присутствует и единый перечень выплат, в отношении которых действует освобождение от внесения взносов в фонды медицинского и социального страхования, а также не взимается пенсионный взнос. Их перечень приведен в 9 статье 212 федерального закона.


сегодня
USD ЦБ74.25
EUR ЦБ90.26
BTC/USD19030.21
калькулятор валют
  1. Главная / Документы / Официальная переписка

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо акционерного общества (далее - Общество) от 24.04.2019 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами пенсионных взносов, уплачиваемых Обществом (вкладчик) в пользу своих работников (участники) в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) по договору негосударственного пенсионного обеспечения, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Абзацем вторым статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Федеральный закон № 75-ФЗ) установлено, что договор о негосударственном пенсионном обеспечении - соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию.

Вкладчиком по договору пенсионного обеспечения является физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд (абзац четвертый статьи 3 Федерального закона № 75-ФЗ).

Участником по договору пенсионного обеспечения является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии (абзац шестой статьи 3 Федерального закона № 75-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 75-ФЗ определен перечень существенных условий пенсионного договора, то есть условий, которые в обязательном порядке должны содержаться в пенсионном договоре и без согласования которых соглашение между сторонами не будет считаться достигнутым. К таковым, и частности, относятся положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов вкладчиком.

Налог на доходы физических лиц

Порядок определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируется положениями статьи 213.1 Кодекса.

Абзацем шестым пункта 1 статьи 213.1 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Таким образом, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в НПФ, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 422 Кодекса.

При этом подпунктом 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщиков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, суммы пенсионных взносов, уплачиваемых обществом (вкладчиком) в пользу своих работников (участников) в НПФ по договору негосударственного пенсионного обеспечения, не облагаются страховыми взносами на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса.

Вопрос о применении положений Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» относится к компетенции Минтруда России.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Сегодня мы подготовили для вас статью об изменениях в уплате страховых взносов. Нельзя сказать, что это глобальные изменения. Их значение в том, что они идеально вписываются в происходящее с налогами в стране. Эти изменения — ещё один элемент в мозаику, которая описывает позицию государства по отношению к бизнесу.

Страховые взносы — один из видов обязательных платежей.

До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.

Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.

4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.

Что нового?

Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.

Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:

  • решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
  • руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма НДФЛ может быть любой.

Как это было раньше:

  • решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
  • решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма должна превышать 100 000 рублей.

В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).

Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»

Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).

Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.

И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.

Здесь есть неясный момент, а именно: за 15 дней до опубликования письма ФНС Минфин опубликовал письмо № 03-02-07/1/556 от 12.01.2017. И в нём указал, что опоздание расчёта по страховым взносам — не причина блокировать счёт компании.

Учитывая, что никакой практики по этому вопросу нет, ситуация ещё больше запутывается.

Логика происходящего или что это значит

Пенсионный фонд собирал страховые взносы из рук вон плохо: к концу 2016 бизнес задолжал ПФР 251 миллиард рублей. Астрономическая цифра. Относительно 2011 года долг увеличился в 6 раз. Более того: проверки ПФР на предмет того, правильно ли предприниматели платят страховые взносы, даже не окупают затраты на проведение этих проверок.

С начала 2017 года сбор страховых взносов снизился: в январе 2017 собрали на 2,5% меньше, чем в январе 2016, хотя предполагалось, что соберут на 6,9% больше.

Понятно, что у сотрудников ФНС, умеющих «взять с бизнеса», такая работа могла вызывать только самодовольную и презрительную ухмылку.

Вот государство и отдало (скорее, вернуло) ФНС контроль над страховыми сборами. Кто лучше собирает, тот пусть и собирает, решили чиновники. С их позиции тут всё логично. ФНС будет работать, чтобы сократить дефицит ПФР.

Ещё в 2015 году Александра Саслина из Экономической экспертной группы прямо говорила, что возврат сборов страховых взносов в ФНС повысит собираемость.

Вообще вопрос о передаче ФНС администрирования сбора страховых платежей стоял давно: ещё в 2013 году в бюджетном послании Владимир Путин затрагивал этот вопрос.

Страховые взносы — это, по сути своей, налоги, пусть они и не называются налогами. Государство распоряжается ими почти так же свободно, как налогами. Пенсионные баллы — это условные единицы, призванные замаскировать, сколько денег государство должно пенсионеру. Это нужно, чтобы государство могло свободно распоряжаться деньгами ПФР по своему усмотрению.

Несколько выводов

Основная плохая новость для бизнеса в том, что в юрисдикцию налоговой теперь попадают не только 13% НДФЛ, но и 30% страховых взносов. Для ФНС это уже «интереснее», чем 13%. Соответственно, более тщательнее будут проводиться контрольные мероприятия по установлению выплат «серых» зарплат или «конвертных» схем.

Практики доначислений налоговой инспекцией страховых взносов пока нет. Как мы знаем, ФНС иногда творчески подходит к толкованию положений НК РФ и судебной практики.

Скорее всего, налоговая начнёт «экспериментировать» с доначислениями. И ещё не известно, на чьей стороне будут суды.

Бизнес будет отдавать больше налогов государству, чем сейчас. Это можно утверждать с серьёзной долей уверенности, потому что у ФНС намного сильнее техническая оснащённость и больше опыт взимания средств, чем у ПФР.

ФНС будет применять иную тактику взимания, чем ПФР.

Для бизнеса открывается ещё один фронт. Нужно готовиться держать оборону. Мы постоянно отслеживаем практику, и когда появятся новости по теме, быстро об этом сообщим.

Подписывайтесь на рассылку на нашем сайте, чтобы точно ничего не упустить.


  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Появилась новая возможность доказать свою правоту в споре с инспекцией?

Как ФНС «рубит» бумажный НДС?

Почти все директора совершают эту ошибку во время выездной налоговой проверки. Её цена в среднем 56 млн руб

Когда договор займа увеличивает налог на прибыль?

Как мы победили ФНС в суде и отстояли 8 млн руб

Дело, которое может вернуть судебную реконструкцию






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.



Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.



Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Читайте также: