Письмо минфина о пенсионном налоге

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 мая 2018 г. N 03-04-05/30927

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем наряду с системой государственных пенсий в Российской Федерации существует система негосударственного пенсионного обеспечения. Отношения между субъектами данной системы регулируются договором негосударственного пенсионного обеспечения. Данный договор, на основании статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

При этом пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению являются дополнительными по отношению к государственным пенсиям.

Исходя из положений указанной статьи Кодекса налогообложение негосударственных пенсий зависит от условий договора негосударственного пенсионного обеспечения.

Налогообложение сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусмотрено в тех случаях, когда такие договоры заключаются организациями и иными работодателями в пользу других лиц с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами (пункт 2статьи 213.1 Кодекса), то есть в случаях, когда сами физические лица соответствующие договоры не заключают и в их финансировании не участвуют (страховые взносы уплачивает организация).

Федеральным законом от 23.06.2014 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) пункт 1 статьи 213.1 Кодекса дополнен абзацем пятым, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 231.1 Кодекса, введенного Федеральным законом N 166-ФЗ, предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со статьей 231.1 Кодекса.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов изменение порядка налогообложения сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, не предусмотрено.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
Р.А. СААКЯН


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 октября 2020 г. N 03-04-05/94495 О налогообложении НДФЛ пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам, и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем наряду с системой государственных пенсий в Российской Федерации существует система негосударственного пенсионного обеспечения. Отношения между субъектами данной системы регулируются договором негосударственного пенсионного обеспечения. Данный договор, на основании статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

При этом пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению являются дополнительными по отношению к государственным пенсиям.

Так, абзацем третьим и четвертым пункта 1 статьи 213 1 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются накопительная пенсия, а также суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу.

Налогообложение сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, согласно пункту 2 статьи 213 1 Кодекса, предусмотрено в тех случаях, когда такие договоры заключаются организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 213 1 Кодекса (абзац второй), а также в отношении договоров, заключенных физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц (абзац третий).

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов изменение указанного порядка обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой негосударственным пенсионным фондом физическим лицам, не предусмотрено.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Пенсии по НПО освобождаются от НДФЛ, если договор с НПФ заключен гражданином в свою пользу. Если договор заключен работодателем или физлицом в пользу других лиц, тогда пенсии облагаются НДФЛ.



Важное обновление. Принят закон, в котором предусмотрен перенос крайней даты оплаты 1% от разницы, превышающей 300 000 рублей годового дохода, с 1 апреля на срок до 1 июля. Прочтите, пожалуйста, вот эту статью.

Если помните, то 6 октября 2015 года было опубликовано очень спорное письмо Минфина № 03-11-09/57011 о том, что теперь нельзя делать налоговый вычет из УСН 1%-го взноса в ПФР, который делается при превышении годовой выручки в 300 000 рублей. (для ИП на УСН 6%)

Грубо говоря, речь шла о том, что нельзя вычитать из налога по УСН 1%-й взнос в ПФР который делается от суммы превышающей 300 тыс. рублей в год для ИП на УСН 6%.

Если не знаете, что за 1%-й взнос в ПФР такой и как он оплачивается, то прочтите вот эту статью:

Так вот

Это злополучное было отозвано спустя 2 месяца. Это значит, что делаем этот вычет точно также, как и раньше.

Вот полный текст нового письма. В самом конце сказано, что письмо от 06.10.2015 № 03-11-09/57011 отзывается. С чем всех и поздравляю : )

P.S. Обратите внимание, что речь в письме идет про ИП на УСН 6% и ИП на ЕНВД

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо от 07.12.2015 № 03-11-09/71357

В связи с поступающими запросами налогоплательщиков по вопросу о возможности отнесения страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1% от суммы доходов, превышающих 300,0 тыс. руб., к страховым взносам, уплачиваемым в фиксированном размере, Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам , уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Согласно пункту 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, также уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Указанные налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей Закона № 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Но при этом установлено, что максимальный размер взноса не может превышать размер, определяемый как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.Таким образом, в обоих случаях установлен фиксированный размер минимальной и максимальной суммы страхового взноса.

Учитывая изложенное, полагаем, что сумма страховых взносов, уплаченных в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, в целях применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может считаться фиксированным размером страховых взносов. В связи с этим индивидуальные предприниматели, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, и сумму единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов, уплаченных в указанном порядке.

В связи с изложенным, письмо Департамента налоговой и таможеннойполитики Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-09/57011, направленное в ваш адрес отзывается.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 июля 2018 г. N 03-04-05/48965 О налогообложении НДФЛ доплаты к пенсии, назначенной организацией физическому лицу

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, и по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доплаты к пенсии, назначенной организацией физическому лицу, в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) установлено, что социальная доплата к пенсии предоставляется гражданину (пенсионеру) в виде денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Следовательно, федеральная или региональная социальная доплата к пенсии, предоставленная неработающему гражданину (пенсионеру) по месту его проживания (пребывания) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации либо в субъекте Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Доплаты к пенсии, назначаемые физическим лицам организацией, не являются социальными доплатами к пенсии, освобождаемыми от налогообложения на основании данной нормы.

Вместе с этим вопрос обложения налогом на доходы физических лиц указанных доходов может быть рассмотрен дополнительно при представлении информации в отношении вида доплаты к пенсии, выплачиваемой налогоплательщику организацией.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Если Вы официально трудоустроены, Вы имеете право на возврат из налоговой инспекции до 13 % расходов на обучение, лечение или покупку жилой недвижимости!

Заполните декларацию 3-ндфл прямо сейчас:

Рассчитайте онлайн сумму компенсации, которую можно получить из налоговой инспекции, официально работая, по расходам на обучение, лечение или покупку квартиры!

Узнайте, сколько можно вернуть из налоговой:

© 2015-2020 ИП Гребенкин А.А.
ИНН 434583621300, ОГРНИП 316435000071159
Тел.: 8 (919) 516-41-75
Заполнение налоговой декларации 3-НДФЛ онлайн
Работаем на всей территории России.
Все права защищены.


Федеральная налоговая служба изменила свою позицию по вопросу начисления пенсионных взносов для ИП на упрощенке. Теперь им все-таки разрешили сэкономить: базу для начисления дополнительных взносов на пенсионное страхование можно считать за вычетом расходов.


Раньше ФНС и Минфин были другого мнения. Тем ИП, кто уменьшал доходы на расходы, доначисляли взносы. А все из-за неточных формулировок в налоговом кодексе.

Вот как сейчас обстоит дело с начислением пенсионных взносов и кто сможет на них сэкономить.

Кого это касается

Новая позиция ФНС касается индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы». Те, кто применяет УСН «Доходы» или другие спецрежимы, должны начислять взносы как и раньше: они не учитывают расходы нигде.

Еще это касается ИП на ЕСХН. Хоть в письме ФНС и не упоминается эта система, но выводы Конституционного суда, которые приняла во внимание налоговая служба, распространяются на плательщиков единого сельскохозяйственного налога. Потому что доходы они считают по тому же принципу.


О каких взносах речь

Индивидуальные предприниматели платят за себя фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование, которые нужно внести до 31 декабря текущего года. Общая сумма взносов за 2020 год — 40 847 Р . Такая же будет и в 2021 году.

А еще ИП платят дополнительные взносы на пенсионное страхование — если доход превышает 300 000 Р за год. Они составляют 1% от суммы превышения. Эти взносы нужно заплатить до 1 июля следующего года, но для 2020 года ввели особые условия: перенос сроков и рассрочку.

Например, при годовом доходе 500 000 Р сумма дополнительных взносов составит 2000 Р : (500 000 Р − 300 000 Р ) × 1%.

Вот об этих дополнительных взносах уже несколько лет ведутся споры между ведомствами, судами и налогоплательщиками.

В чем была проблема с дополнительными взносами

Проблема была в порядке определения доходов. В кодексе написано, что эти дополнительные взносы составляют 1% от дохода. С доходом на УСН «Доходы» все понятно: это поступления на счет или в кассу. А вот с УСН «Доходы минус расходы» были разногласия. Налогоплательщики хотели начислять 1% на разницу между доходами и расходами — как и сам налог. Но налоговики заставляли считать взносы со всей суммы выручки, без учета расходов.

Например, ИП продает ламинат с наценкой 5%. Обороты большие — 12 млн рублей в год, а прибыли всего 570 тысяч. Он бы хотел платить дополнительные взносы с реального дохода за минусом 300 тысяч рублей — то есть 1% с 270 тысяч. А налоговая ждала от него 1% со всей выручки за вычетом 300 000 Р — то есть с 11,7 млн рублей. Разница в платежах — около 114 тысяч. Это весь заработок ИП за два с половиной месяца, и его надо было отдать в бюджет.

Предприниматели ходили по судам — им то везло, то нет. Позиции ведомств расходились и менялись. Несколько лет назад в спорах вроде бы поставили точку: взносы все же стали считать с общего дохода. И вот теперь вмешался Конституционный суд, а потом Минфин и ФНС по очереди изменили свою позицию на противоположную.

Вот хронология мнений по поводу дополнительных взносов:

  • Конституционный суд в 2016 году: ИП на ОСН могут платить дополнительные взносы с прибыли;
  • Верховный суд в 2017 году: да, считайте 1% с разницы между доходами и расходами;
  • ФНС в 2018 году: все так, допвзносы нужно платить только с прибыли;
  • Минфин в 2018 году: еще чего, платите-ка допвзносы со всех поступлений, а расходы не учитывайте;
  • ФНС в 2018 году: да-да, делайте как говорит Минфин — 1% начисляйте на всю выручку за вычетом 300 тысяч;
  • Конституционный суд в 2020 году: допвзносы нужно платить только с прибыли, учитывая расходы;
  • ФНС в 2020 году: ИП на УСН «Доходы минус расходы», вы тоже считайте 1% с разницы между доходами и расходами;
  • вы находитесь здесь.

Допвзносы на УСН «Доходы минус расходы» можно платить с прибыли

По состоянию на осень 2020 года ФНС считает, что ИП все же могут законно экономить на дополнительных взносах. То есть 1% можно начислять на разницу между доходами и расходами, а не на всю сумму поступлений.

Сравним суммы допвзносов при разных позициях ФНС.

При доходе в несколько сотен тысяч рублей в год разница не так заметна и может составлять тысячи рублей.


сегодня
USD ЦБ74.25
EUR ЦБ90.26
BTC/USD19030.21
калькулятор валют
  1. Главная / Документы / Официальная переписка

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо акционерного общества (далее - Общество) от 24.04.2019 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами пенсионных взносов, уплачиваемых Обществом (вкладчик) в пользу своих работников (участники) в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) по договору негосударственного пенсионного обеспечения, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Абзацем вторым статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Федеральный закон № 75-ФЗ) установлено, что договор о негосударственном пенсионном обеспечении - соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию.

Вкладчиком по договору пенсионного обеспечения является физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд (абзац четвертый статьи 3 Федерального закона № 75-ФЗ).

Участником по договору пенсионного обеспечения является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии (абзац шестой статьи 3 Федерального закона № 75-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 75-ФЗ определен перечень существенных условий пенсионного договора, то есть условий, которые в обязательном порядке должны содержаться в пенсионном договоре и без согласования которых соглашение между сторонами не будет считаться достигнутым. К таковым, и частности, относятся положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов вкладчиком.

Налог на доходы физических лиц

Порядок определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируется положениями статьи 213.1 Кодекса.

Абзацем шестым пункта 1 статьи 213.1 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Таким образом, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в НПФ, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 422 Кодекса.

При этом подпунктом 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщиков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, суммы пенсионных взносов, уплачиваемых обществом (вкладчиком) в пользу своих работников (участников) в НПФ по договору негосударственного пенсионного обеспечения, не облагаются страховыми взносами на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса.

Вопрос о применении положений Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» относится к компетенции Минтруда России.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Минфин не согласился создать паритет для развития классического негосударственного обеспечения (НПО) и своего продукта — гарантированного пенсионного плана (ГПП) — за счет эквивалентных налоговых льгот. Такой вывод можно сделать из письма за подписью замминистра финансов Алексея Моисеева в ответ на предложения СРО НАПФ, которая инициировала преференции для участников НПО. Минфин не поддержал ни одну из налоговых инициатив ассоциации, объяснив свою позицию риском выпадающих доходов региональных бюджетов. В частности, ведомство выступает против увеличения налогового вычета при формировании негосударственной пенсии до 52 тыс. рублей, а также освобождение от НДФЛ выплат по договорам НПО. Участники рынка считают, что таким образом министерство ставит свой продукт в более привилегированное положение.

Идея не прошла

Этой осенью первый зампред ЦБ Сергей Швецов и группа депутатов заявили о том, что планируют развивать классическое НПО параллельно с ГПП. Свои предложения по развитию негосударственной пенсии заинтересованным ведомствам направляли обе СРО — и НАПФ, и АНПФ. Инициативы касались, в том числе, расширения налоговых льгот, что приобрело особую актуальность на фоне презентации Гарантированного пенсионного плана, для которого авторы предусмотрели существенную господдержку.


Как указывалось в финансово-экономическом обосновании к проекту закона, ради налоговых льгот финансовое ведомство готово пойти на выпадающие доходы бюджета в размере около 13 млрд рублей. Предложения НАПФ, по оценке самой СРО, максимально (с учетом софинансирования взносов со стороны государства и других мер по стимулированию) обошлись бы бюджету примерно в те же 13 млрд рублей, рассказали «Известиям» в ассоциации. Однако Минфин не поддержал не только софинансирование, но и ни одно из налоговых предложений НАПФ. Прежде всего, идею повышения предельной суммы для налогового вычета с 120 тыс. до 400 тыс. рублей. Налоговый вычет в этом случае составил 52 тыс. рублей (сейчас его максимальный размер — 15,6 тыс. рублей). Однако Минфин отклонил эту инициативу.

Руководитель Комитета СРО АНПФ по развитию корпоративных программ Дмитрий Геркусов напомнил в разговоре с «Известиями», что и его ассоциация обращалась в Минфин с аналогичным предложением. Кроме того, АНПФ выступила с инициативой перевести вычет из разряда социального в инвестиционный, поскольку вложения граждан на этапе накопления осуществляются с целью приумножения своих взносов за счет инвестирования средств фондами, уточнил представитель ассоциации. Он сообщил, что на совете АНПФ было принято решение о том, что сумма вычета должна быть увеличена до 1 млн рублей.

— От Минфина был получен ответ, что вопрос можно обсудить в комитете Госдумы по налогообложению, но само ведомство не поддерживает идею повышения налогового вычета. Комитет по развитию корпоративных программ АНПФ обязательно продолжит отстаивать позицию по повышению налогового вычета в том числе во взаимодействии с законодателями, — подчеркнул Дмитрий Геркусов.

Минфин, как следует из письма в НАПФ, не поддерживает и идею об освобождении от налога на доходы физлиц выплат по договорам НПО. Нужно отметить, что по ГПП получателей от этого бремени планируется избавить. Свою позицию ведомство объясняет тем, что НДФЛ является федеральным налогом, но при этом 100% поступлений зачисляются в бюджеты субъектов и муниципальные образования. В подавляющем большинстве регионов этот налог занимает первое место по объему поступлений, поэтому любые преференции по нему повлекут соответствующий рост выпадающих доходов, а большинство субъектов являются дотационными, подчеркивается в письме Минфина.

Льготы против гибкости

Участники рынка и эксперты считают, что подобный подход создает конкурентное преимущество для ГПП. Кстати, это же опасение содержится в проекте позиции РССП по новому продукту. Работодатели опасаются даже возникновения арбитража между двумя системами. Более того, представители РССП полагают, что из-за более выгодных условий ГПП может подорвать существующую систему негосударственных пенсий.


— Сегодня участниками НПО в рамках корпоративных программ являются свыше 6 млн человек, коэффициент замещения утраченного заработка которых уже превышает 50%, — прокомментировал «Известиям» президент НАПФ Константин Угрюмов. — Сохранение и развитие этих программ во многом зависит от сбалансированности регуляторного стимулирования ГПП и НПО. На наш взгляд, нельзя допустить конкуренции между этими двумя системами в части льгот по НДФЛ, сумм налоговых вычетов на взносы, страхования пенсионных резервов и по другим ключевым условиям, — заявил «Известиям» Константин Угрюмов.

— С экономической точки зрения у НПО и ГПП нет особых различий, но продукт Минфина имеет политическую окраску, — полагает эксперт. — Нужно запустить новый пенсионный продукт, поскольку судьба накоплений, сформированных в рамках ОПС (Обязательная пенсионная система. — «Известия») по-прежнему находится под вопросом из-за сохраняющегося моратория. При этом о новом продукте, который должен прийти на смену уже известному, говорится больше трех лет, и пока его конфигурация до конца не определена. Это затрудняет стратегическое планирование и вызывает множество вопросов у участников рынка.


По мнению Юрия Ногина, логично, что Минфин не желает унифицировать условия для НПО и ГПП, пытаясь разграничить эти два продукта. Иначе в гарантированном плане, в принципе не будет существенных отличий, добавляет он.

— У ГПП преимуществом являются налоговые льготы, а у НПО — гибкость и индивидуальный подход, — пояснил представитель НРА.

Пресс-служба Минфина в ответ на запрос «Известий» сообщила, что законопроекты о ГПП разработаны для совершенствования негосударственного пенсионного обеспечения и предусматривают возможность граждан накапливать на негосударственную пенсию в рамках гарантированного пенсионного плана.

— Работа над законопроектами ведется совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями. Кроме того, проведен ряд встреч с экспертным сообществом. Предложения, поступившие в Минфин России в рамках публичного обсуждения законопроектов, в настоящее время прорабатываются, — напомнили в ведомстве.

В пресс-службе ЦБ «Известиям» сообщили, что предметно анализировать параметры ГПП и их соотношения с остальным НПО целесообразно после доработки законопроекта о гарантированном пенсионном продукте по итогам общественного обсуждения.

Содержание статьи:

НДФЛ при назначении пенсии

Пенсия – это ежемесячные выплаты, служащие компенсацией утраченного дохода при наступлении пенсионного возраста, получении инвалидности или лишении кормильца.

По своей сути пенсии являются доходом гражданина, но подоходный налог на пенсию не уплачивается. Статья 217 Налогового Кодекса устанавливает исключения, не подлежащие налогообложению:

  • страховые пенсии;
  • государственные пенсии;
  • военные пенсии;
  • накопительные пенсии, находящиеся в государственных фондах;
  • социальные доплаты к пенсиям;
  • единовременные денежные выплаты или адресная поддержка пенсионеров.

От необходимости уплаты НДФЛ освобождены все виды пенсионного обеспечения, назначаемого самому пенсионеру или его семье при утрате кормильца.

Налог с работающих пенсионеров

Работающие пенсионеры составляют особую группу, поскольку они получают доходы и по пенсионному обеспечению, и за счет заработной платы.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Правила к этой группе применяются такие же:

  • получаемая пенсия относится к доходам, освобожденным от налогообложения;
  • заработная плата облагается НДФЛ по стандартной ставке – 13%.

В связи с тем, что налоги в государственную казну регулярно отчисляются, трудоустроенные пенсионеры могут воспользоваться налоговыми вычетами любого вида:

  1. Стандартные (ст. 218 НК РФ) для инвалидов, ветеранов, чернобыльцев, а также родителей или опекунов детей.
  2. Социальные (ст. 219 НК РФ) за обучение, внесение пожертвований, медицинские услуги, взносы на накопительную пенсию.
  3. Инвестиционные (ст. 219.1 НК РФ) при получении денежных средств от реализации ценных бумаг.
  4. Имущественные (ст. 220 НК РФ) при продаже или покупке недвижимого имущества: квартиры, земельного участка, строительство дома, ипотеку и за любые связанные расходы.
  5. Профессиональные (ст. 221 НК РФ), связанные с ведением любой профессиональной деятельности, за которую был получен доход.

С зарплаты пенсионера уплачивается не только НДФЛ, но и взносы в Пенсионный Фонд в размере 22%. Это дает право на ежегодный перерасчет и повышение пенсии, который проводится 1 августа каждого года. Формула перерасчета:

П – размер пенсии после повышения;

Пд – размер пенсии до перерасчета;

ИПК – сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, полученных за год работы. Исчисляется в зависимости от заработной платы, но учитываются не более 3 ИПК.

СИПК – стоимость ИПК на момент перерасчета. В 2017 году – 78,58 рубля, в 2018 – 81,49 рубля.

Налоги на пенсию в НПФ

Исключением, при котором подоходный налог с пенсии будет уплачиваться, является заключение договора с негосударственными пенсионными фондами. При этом сами взносы в фонд налогообложению не подлежат.

Законодательное регулирование вопроса осуществляется:

  • ст. 219.1 Налогового кодекса;
  • письмом Минфина от 08.10.12 г. №03-04-05/8-1158.

Налог будет также удерживаться, если договор заключен между гражданином и НПФ в пользу третьего лица. При этом у пенсионера также появляется право на оформление налоговых вычетов при наличии оснований.

После оформления основной пенсии и получении права на осуществление выплаты из НПФ, фонд будет обязан самостоятельно удержать с итоговой суммы НФДЛ и определить размер ежемесячной надбавки.

Налоговые льготы для пенсионеров

Пенсионеры, получающие обеспечение по любому из оснований, относятся к группе социально-незащищенного населения. В качестве одной из мер социальной поддержки им предоставляются налоговые льготы. Их перечень:

  • Транспортный. Льготы предоставляются на региональном уровне. Наиболее распространены ситуации, когда от налогообложения освобождены автомобили, специально переоборудованные для инвалидов или имеющие мощность не более 100-150 лошадиных сил.
  • Имущественный. Пенсионеры не уплачивают налог на один объект из каждой категории недвижимости, указанной в статье 407 НК РФ: квартира, дача, гараж и так далее. Важно, чтобы имущество находилось в собственности и не использовалось для ведения предпринимательства.
  • Земельный. Льгота также предоставляется региональным законодательством. Полное освобождение от уплаты не предусмотрено, но действует снижение ставки на 10 000 рублей для некоторых категорий пенсионеров: инвалидов, ветеранов ВОВ и боевых действий, Героев РФ И СССР, чернобыльцев.
  • Налоговый вычет. Положен только для работающих пенсионеров в видах, описанных выше.

Налоговые льготы для пенсионеров носят заявительный характер. Для их получения пенсионеру необходимо обратиться в Федеральную налоговую службу, подав ряд документов:

  1. паспорт;
  2. удостоверение пенсионера (справку о пенсии) – главный подтверждающий документ на льготу;
  3. документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество или автомобиль.

Удержания с пенсии

Получение пенсии не является основанием отказа от исполнения долговых обязательств по соглашениям, исполнительным листам и иным документам. Удержания из пенсии могут осуществляться в следующих ситуациях:

  1. При начислении излишних сумм. Если пенсия была назначена в более высоком размере, чем положена, решением Пенсионного фонда могут быть назначены удержания до полного погашения переплаты.
  2. По решениям судов на основании исполнительных документов.
  3. По решениям судов на основании злоупотреблений пенсионера.
  4. На основании иных соглашений: алиментных, кредитных договоров.

Размер удержания также строго регулируется. В зависимости от основания, процентное соотношение долга к пенсии максимально может составлять:

  • 70% на удержание алиментов с пенсии, компенсации причиненного вреда здоровью, в том числе повлекшего смерть, возмещение ущерба, вызванного противоправными действиями;
  • 50% на удержание из пенсии по исполнительному листу;
  • 20% при начислении излишних сумм пенсионного обеспечения.

Как уменьшить сумму удержания

Размер удержания с пенсии может быть уменьшен, если:

  1. материальное положение пенсионера ухудшилось;
  2. пенсионер имеет необходимость оплаты медицинских услуг при проблемах со здоровьем.

Для рассмотрения заявки о снижении размера вычета, пенсионеру необходимо обратиться в организацию, которая вычет инициировала (ПФР, суд, кредитная компания). Как законно снизить проценты удержания из пенсии:

  • подать заявку на снижение удержаний;
  • предоставить обоснованность снижения (к примеру, заключение врача о необходимости дорогостоящих процедур).

Пример по удержанию из пенсии


Коммунальные платежи Петра Григорьевича составляют 3056 рублей, однако с февраля 2017 года их размер резко сократился до 1856 рублей. Значению этому пенсионер не придал и оплачивал счета суммой, указанной в извещении.

В октябре 2017 года управляющая компания обнаружила ошибку и оповестила Петра Григорьевича о накопившейся задолженности за 7 месяцев, которую пенсионер уплачивать отказался. Тогда управляющая компания подала исковое заявление в суд о необходимости уплаты 8400 рублей долга. Суд вынес положительное решение и постановил удерживать 20% от пенсии до полного погашения.

Пенсия Петра Григорьевича составляет 11278 рублей, значит, ежемесячно будет удержано:

11278 * 20% = 2255,6 рубля

На руки пенсионер будет получать 11278 — 2255 = 9023 рубля. Образовавшийся долг он выплатит за 4 месяца, после чего пенсия будет восстановлена в прежнем размере.

Заключение

  1. Облагается ли пенсия налогом, разъясняет статья 217 НК РФ.
  2. С пенсии по страховому и государственному обеспечению подоходный налог не удерживается.
  3. Работающие пенсионеры уплачивают НДФЛ только с заработной платы, что дает им право на получение различных налоговых вычетов.
  4. Берется ли налог из накопительной пенсии, зависит от фонда, в котором она расположена.
  5. Пенсионные выплаты, полученные по договорам с негосударственными пенсионными фондами, облагаются налогом по ставке 13%.
  6. Удержания с пенсий в счет долгов, алиментов, излишне уплаченных сумм могут осуществляться по решению ответственных органов – судов или пенсионных фондов.
  7. Размер удержания устанавливается индивидуально, однако не может составлять более 70% от общей суммы обеспечения.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по налогам с пенсии


Вопрос: Добрый день. Мне 28 лет, инвалид с детства 2 группы. Проживаю в двухкомнатной квартире со своим братом и его женой, они не работают, дома появляются редко. Поскольку мы оба являемся собственниками жилья, квартплату договорились платить поровну, свою часть я регулярно оплачиваю. В этом месяце с моей пенсии удержали 50% в счет уплаты долга моего брата. Скажите, что мне делать в этой ситуации? Вероника.

Ответ: Здравствуйте, Вероника. В Вашей ситуации необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании средств на оплату долга по коммунальным платежам с Вашего брата. Также необходимо обратиться к приставам, которые осуществили списание с заявлением об отмене списания пенсии. Приложите к обращению решение суда о взыскании задолженности с Вашего брата, а также квитанции, подтверждающие факт добросовестной оплаты ЖКХ Вами.

Список законов

  • Статья 217 Налогового Кодекса
  • Статья 220 НК РФ

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Читайте также: