Проверки налоговых органов пенсионный фонд

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 ноября 2016 09:40


С 01.01.2017 вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В соответствии со вступающими в силу изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) переходят к Федеральной налоговой службе России.

В связи с вышеизложенным разработан порядок передачи данных из ПФР в налоговые органы и приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС:

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2016 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2016 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

- об уточнении основания, типа и принадлежности платежа;

- о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

- о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (при наличии переплаты с учетом обязательств 2016 года).

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Обращаем внимание плательщиков, что с 01.01.2017 изменяются коды бюджетной классификации по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, в т.ч. задолженности, за периоды до 2017 года.

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2016 года и недоимку не позднее 25 декабря 2016 года.

Вместе с тем, расчет по форме РСВ-1 за 2016 год должен быть представлен в территориальный орган ПФР на бумажном носителе до 15.02.2017 включительно, в форме электронного документа - до 20.02.2017 включительно, РСВ-2 – до 01.03.2017.

С учетом внесенных изменений и дополнений с 01.01.2017 за Пенсионным фондом сохранены следующие полномочия:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (выездные и камеральные проверки), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года;

- прием Расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действующим до 2017 года;

- принятие Решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года.

Кроме того в территориальные органы ПФР необходимо будет представлять отчетность по стажу:

- Отчет по форме СЗВ-М. С 2017 года эта форма отчетности будет предоставляться до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

- Сведения о страховом стаже сотрудников, где указываются только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отчет представляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Пенсионный фонд РФ (далее – ПФ РФ) является органом, который осуществляет контроль за тем, чтобы правильно предоставлялись сведения о персонифицированном учете и проверяются документы о назначении (перерасчете) и выплате страхового обеспечения (пенсии). ПФ РФ имеет право проводить проверки. Какие это проверки и как они проходят, читайте ниже в материале.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по проверкам бизнеса со стороны органов исполнительной власти в Екатеринбурге поможет Вам. Звоните уже сегодня!

Плановые и внеплановые проверки ПФ РФ

ПФ РФ вправе, как и иные надзорные и контрольные органы, проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки – это проверки, которые проводятся в соответствии с планом-графиком, разрабатываемым заранее.

Внеплановые же проверки ПФ РФ проводит, если поступили какие-то жалобы, либо если организация ликвидируется или реорганизуется.

ВАЖНО: плановые и внеплановые проверки могут быть выездные, а могут быть камеральные, также читайте про проверки ФСС на сайте нашего АБ «Кацайлиди и партнеры»

Порядок выездной проверки пенсионного фонда

ПФ РФ имеет право в отдельных случаях проводить выездные проверки в отношении страхователей (государственных и муниципальных учреждений).

Порядок проведения таких проверок заключается в следующем:

  1. страхователь включается в план выездных проверок
  2. руководителем территориального органа ПФ РФ выносится решение о проведении проверки, которое является основанием для проведения проверки
  3. ревизоры, которые прибудут для проверки, должны вручить решение учреждению и одновременно потребовать документы для проверки. Требований о предоставлении документов может быть неограниченное количество
  4. чтобы должностные лица, проводящие проверку, получили доступ в помещение страхователя, они должны предъявить служебные удостоверения и решение о проверке
  5. по окончанию проверки составляется справка о проведенной выездной проверке, а затем в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт о проверке и подлежит вручению страхователю в течение 5 дней
  6. проверяемое лицо вправе представить возражения на акт проверки

Период, за который проводится проверка, не должен превышать 3-х лет.

Срок проверки не может превышать 2-х месяцев со дня вынесения решения и до дня составления справки о проверке, которая проведена.

Порядок камеральной проверки пенсионного фонда


Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ПФ РФ.

Порядок проведения таких проверок заключается в следующем:

  • страхователь предоставляет в пенсионный фонд расчеты по начисленным и уплаченным взносам
  • на основании представленных расчетов и иных документов ПФ РФ проводит камеральную проверку в течение 3-х месяцев
  • при выявлении каких-то нарушений, неточностей пенсионный фонд сообщит об этом страхователю и может запросить пояснения
  • если же никаких ошибок не будет обнаружена, то камеральная проверка будет завершена

Какие документы может запросить ПФ РФ в ходе проверки?

В рамках конкретной проверки, проверяющие вправе передавать требования о предоставлении документов.

Запрашиваемые документы должны относиться к предмету проверки.

Кроме того, у учреждения подлежат запросу учредительные документы, приказы об учетной политике, бухгалтерские, организационно-распорядительные и иные документы.

Возможный перечень документов, который может быть затребован, приведен в методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р.

Обжалование акта проверки пенсионного фонда

На акт проверки страхователь вправе представить возражения в течение 15 дней со дня получения.

Кроме того, на акт проверки может быть подана жалоба в вышестоящий орган пенсионного фонда и/или в суд. При этом можно одновременно обратиться в вышестоящий орган и в суд.

При обжаловании необходимо указать на нарушения, допущенные проверяющими при проведении проверки, а также указать не необоснованность тех или иных выводов проверяющих, в связи с чем просить признать акт недействительным. Чаще всего оспаривают решения о привлечения к ответственности, однако, про оспаривание акта проверки не стоит забывать.

ПОЛЕЗНО: читайте также про участие в налоговой проверке по ссылке на сайте

Срок обжалование решения пенсионного фонда

После того, как истечет срок на обжалование акта проверки, ПФ РФ вправе вынести решение по результатам выездной проверки о привлечении к ответственности за выявленные нарушения или об отказе.

Указанное решение вступает в силу через 10 дней со дня его вручения страхователю, если оно не будет обжаловано.

Соответственно решение ПФ РФ может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения.

Как выиграть суд у фонда пенсионного обеспечения?

Одержит ли победу лицо в споре с пенсионным фондом, зависит от отдельных обстоятельств.

Выиграть суд у ПФ РФ поможет четко и грамотно сформулированная позиция по делу, которая подтверждается конкретными доказательствами, а также нормами права.

При подготовке заявления в суд необходимо выявить и указать нарушения, которые были допущены при надзоре, какие права и законные интересы заявителя были нарушены, чем это подтверждается.

Если точка зрения заявителя уже нашла подтверждение в судебной практике по аналогичным спорам, следует сделать ссылки на такую судебную практику, поскольку не во всех моментах и не все судьи могут разбираться. Даже если подобной судебной практики не будет найдено, необходимо указать конкретные нормы права, которые подтверждают, что заявитель прав, а органы пенсионного обеспечения не правы.

Адвокат по проверкам в Екатеринбурге

Проверки ПФ РФ, как и проверки иных органов, могут беспокоить лицо, которое проверяют. В целях защиты прав лиц, которые проверяются ПФ РФ, наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы оказать юридическую помощь при таких проверках. Обратившись к нашим адвокатам, Вы можете воспользоваться всем перечнем услуг по проверкам ПФ РФ или ограничиться только какими-то отдельными действиями.

Наши адвокаты окажут следующие юридические услуги:

  • проконсультировать по проверкам ПФ РФ
  • изучить документы, связанные с проверкой, и дать свое правовое заключение
  • участвовать от имени доверителя в проверках контрольного органа
  • обжаловать действия (бездействия), оспорить решения пенсионного фонда по проверкам, путем подготовки жалоб (заявлений)
  • представлять интересы доверителя при обжаловании действий и решений
  • оказывать иные юридические услуги

Отзыв о работе нашего бизнес адвоката


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Участие в совместной проверке налоговиков не влечет риск доначисления налогов. Однако они могут получить во время проверки определенную информацию и затем уже рассмотреть вопрос о проведении выездной налоговой проверки по этой фирме.

ФСС и ПФР в рамках контрольных мероприятий вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.

Нормы проведения данных контрольных мероприятий в целом аналогичны правилам, которым должны следовать налоговики при выездных и камеральных проверках (ст. 87 НК РФ).

Однако они являются менее детализированными и, как следствие, вызывают много вопросов у компаний. В данной статье из журнала «Актуальная бухгалтерия» № 8, 2012 рассмотрен вопрос, что вправе делать контролеры при совместных проверках.

Налоговики по запросу ПФР или ФСС в целях проверки обоснованного применения пониженных тарифов страховых взносов вправе участвовать совместно с фондами в выездных контрольных мероприятиях.

Инспекторов привлекают к участию в проверках по запросу в порядке, установленном Соглашениями (письма ФНС России и ПФР от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04, ФНС России и ФСС России от 23.06.2011 № ММВ-27-2/15, № 14-03-40/08-1767П).

Обратите внимание, что такие совместные проверки с инспекциями и фондами могут проводиться только в отношении отдельных компаний, а именно:

- фирм, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;

- хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, внесенных в реестр Минобрнауки России;

- компаний, оказывающих инжиниринговые услуги.

К иным фирмам, не указанным в пункте 5 части 1 статьи 33 Закона № 212-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)), контролеры в таком составе прийти не вправе.

Кроме того, такому совместному контролю подлежит только соблюдение фирмами определенных условий, дающих им право на применение пониженных тарифов.

К таким условиям можно отнести установленную Законом № 212-ФЗ долю дохода от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и пр., от инжиниринговых услуг. Последние включают инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, а также предпроектные и проектные услуги.

Права налоговиков при совместной проверке

Выездные проверки проводят ПФР совместно с ФСС с привлечением инспекции или без нее, тогда как камеральные проверки могут быть проведены контролерами независимо друг от друга (письмо ПФР от 04.03.2011 № ТМ-30-25/2106).

При привлечении налоговиков к совместным проверкам полномочия налогового ведомства сведены к контролю за соблюдением фирмами применения пониженных тарифов, согласно требованиям Закона № 212-ФЗ.

Из этого следует, что инспекторы, привлеченные по запросу фондов, самостоятельной выездной проверки плательщиков страховых взносов не проводят. Следовательно, каких-либо доначислений налогов в рамках данного контрольного мероприятия быть не может.

Проверка по страховым взносам может охватить деятельность компании за три предыдущих года. Фонды не вправе за один и тот же период дважды проверять фирму, за исключением определенных случаев, например, ликвидации или реорганизации предприятия. Причем данное условие о невозможности повторного контроля действует независимо от состава проверяющих, проводивших проверку.

Так, например, если контроль уплаты страховых взносов был проведен сотрудниками фондов в рамках выездной проверки, повторно проверить тот же период уже с привлечением сотрудников инспекции невозможно.

В случае, если требование об уплате будет предъявлено фирме, она вправе не выполнять его, поскольку действия контролеров неправомерны (п. 9 ч. 1 Закона № 212-ФЗ).

Документы по проверке

Выездную проверку, в том числе с привлечением налоговиков, проводят на основании решения фондов (ч. 2, 4, 5 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Требования по оформлению при проведении совместной проверки каких-либо дополнительных документов, как, например, отдельных решений налоговой инспекции об участии в проверке и требований о предоставлении документов, действующее законодательство не предусматривает.

Доступ на территорию проверяемой компании осуществляется при предъявлении всеми должностными лицами служебных удостоверений и решения о проведении выездной проверки (форма 9-ПФР, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н).

Ф. И. О. и должности сотрудников инспекции, участвующих в проверке, должны быть указаны в решении. Без этих документов фирма вправе не допускать проверяющих на свою территорию.

При этом решение о проведении проверки может быть предоставлено контролерами непосредственно в момент посещения страхователя. То есть компания может узнать о проведении проверки непосредственно перед ней, поскольку нормы Закона № 212-ФЗ не обязывают контролеров заблаговременно сообщать о планируемом визите.

На практике контролеры все же уведомляют фирму по телефону о выезде проверяющих до начала проведения мероприятий.

После ознакомления и визирования фирмой решения о проведении выездной проверки вручается требование о представлении документов (форма 14, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н).

Все документы, представляемые проверяемой компании в рамках выездной проверки, в том числе решение по ее результатам, оформляются от имени фондов. Налоговики, несмотря на свое участие в контрольном мероприятии, официально не взаимодействует со страхователем. Их функция сводится к участию в проверке в составе проверяющих, но ограничена по праву вынесения самостоятельных решений. Все правоотношения при проверке возникают между проверяемым лицом и фондами.

В случае реализации фирмой своего права на обжалование вынесенного фондами решения, она обжалует решения какого-либо контрольного органа ПФР или ФСС России.

В отношении доказательственной базы, собираемой контролерами при проведении проверки, следует знать, что все материалы, оформляемые в рамках проверки, находятся у внебюджетных фондов.

Налоговики при проведении совместного проверочного мероприятия не формируют собственную доказательную базу, поскольку не принимают самостоятельного решения по результатам проведения выездной проверки.

Ограничение прав проверяющих

Следует отметить, что полномочия сотрудников фондов по контролю за уплатой страховых взносов ограничены в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 29 Закона № 212-ФЗ; ст. 31 НК РФ).

Так, фонды при проведении выездной проверки не вправе производить осмотр помещений, в отличие от своих коллег из налогового ведомства, право которых на осмотр помещений прямо установлено Налоговым кодексом.

В связи с этим у компаний возникает вопрос, могут ли налоговики при совместной проверке реализовать свое право на осмотр помещений, предоставленное им Налоговым кодексом, но отсутствующее в Законе № 212-ФЗ? Нет.

Из анализа норм права следует вывод, что налоговики при проведении выездных проверок страхователей не вправе действовать с превышением полномочий, установленных Законом № 212-ФЗ для фондов, в том числе проводить осмотр помещений.

Данный вывод основан на следующем.

В Налоговом кодексе четко указано, что налоговики в порядке, предусмотренном статьей 92 Налогового кодекса, вправе осматривать любые используемые фирмой производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (п. 6 ч. 1 ст. 31 НК РФ).

При этом в данной статье говорится, что должностное лицо налоговой инспекции, производящее выездную налоговую проверку, вправе производить осмотр помещений.

В данном же случае налоговой проверки в отношении компании не проводится, а налоговики участвуют совместно с сотрудниками фонда в выездной проверке по контролю за уплатой страховых взносов.

На настоящую дату какие-либо официальные разъяснения и арбитражная практика по этому вопросу отсутствуют.

Бывают случаи, когда проверяемые фирмы путают право фондов на беспрепятственный доступ на территорию страхователя с осмотром помещений. Однако это разные права. Право контролера на доступ с целью проведения проверки не позволяет осматривать помещения для выявления каких-либо несоответствий данных, представленных компанией, или обнаружения нахождения на этих территориях нелегальных работников.

Фирмы самостоятельно определяют помещение для проведения выездной проверки и вправе не допускать контролеров в иные помещения.

Точки над i

Компания в случае прихода к ней проверяющих одновременно из трех ведомств, а именно ПФР, ФСС и ИФНС, должна знать, что контролю подлежит обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов отдельными категориями страхователей.

Если предприятие не является плательщиком пониженных страховых взносов по определенным видам деятельности, проверяющих в таком составе оно вправе не пускать.

Участие в совместной проверке налоговиков не влечет риск доначисления налогов, поскольку функция инспекторов в данном случае является ограниченной. Однако они могут получить во время проверки определенную информацию и затем уже рассмотреть вопрос о проведении выездной налоговой проверки по этой фирме.

Однако исходя из практики уже проведенных без участия налоговиков проверок вся информация, которая покажется проверяющим фондам подозрительной, согласно внутренним регламентам незамедлительно будет предоставлена в инспекции. Как правило, это касается небольших окладов работников.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс России;
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
  • Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 03 февраля 2011 г. № 34р;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов";
  • Письмо Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. № 1344-19;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.06.2012 г. по делу № А33-11220/2011.

    Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) выездная налоговая проверка осуществляется в помещениях проверяемого налогоплательщика, основанием которой является решение руководителя налоговой инспекции либо заместителя руководителя. Если же у проверяемого налогоплательщика не имеется возможности предоставить помещение для проведения выездной проверки, такая проверка может осуществляться по месту нахождения налоговой инспекции. Если налогоплательщик отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, то решение о выездной проверке выносит налоговая инспекция, которая поставила этого налогоплательщика на учет.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ № 212) контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов во внебюджетные государственные фонды выполняют:

    - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) и его территориальные органы касаемо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые подлежат оплате в Пенсионный фонд Российской Федерации и взносов, подлежащих оплате на обязательное медицинское страхование, которые подлежат оплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    - Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), а также его территориальные подразделения касаемо страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности, которые подлежат оплате в ФСС.

    Согласно Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ФСС и его территориальные подразделения выполняют также контроль за правильностью оплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности.

    Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения выполняют обмен информацией с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и его территориальными органами обязательного медицинского страхования в электронной форме в установленной законом порядке.

    О том, каким образом должна осуществляться выездная проверка, указано в ст. 35 ФЗ № 212, согласно которой выездная проверка плательщика страховых взносов осуществляется в помещении (на территории) плательщика страховых взносов, основанием для которой является решение руководителя либо его заместителя органа контроля за уплатой страховых взносов. В том случае, если плательщик страховых взносов не имеет возможности предоставить для проверяющих помещение, то выездная проверка может быть проведена по месту нахождения органа контроля за оплатой страховых взносов. При этом если проверяется обособленное подразделение, которое имеет отдельный баланс, расчетный счет и который начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц, то такая проверка осуществляется в соответствии с решением органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения данного обособленного подразделения.

    В соответствии с распоряжением Правления ПФР от 03 февраля 2011 г. № 34р, утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, которые осуществляют оплату и другие вознаграждения физическим лицам, которыми должны руководствоваться должностные лица территориальных подразделений ПФР (далее - Методические рекомендации). Данные Методические рекомендации применяются к правоотношениям при осуществлении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г.

    Следует помнить, что, согласно п. 2.2.2 Методических рекомендаций, выездные проверки обособленных подразделений вправе проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации.

    По результатам проверки составляется решение, форма (9-ПФР) которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".

    Согласно п. 3.5 Методических рекомендаций решение составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр выдается для ознакомления плательщику страховых взносов или его представителю на территории проверяемого либо в помещении территориального подразделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). Если плательщика знакомят с решением на территории подразделения ПФР, то представитель проверяемого плательщика страховых взносов вызывается посредством направления уведомления о вызове плательщика по форме № 7, утвержденной вышеуказанным № 957н. Второй экземпляр решения вкладывается к материалам выездной проверки.

    Согласно п. 3.7 Методических рекомендаций помимо ознакомления плательщика страховых взносов с решением органа контроля за оплатой страховых взносов, который проводит выездную проверку, этому плательщику вручается требование о предоставлении документов, которые необходимы для проведения такой проверки.

    Пунктом 4.2 Методических рекомендаций установлена форма № 14 установлено, по которому должно составляться требование о представлении документов, которое составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего выездную проверку. Данное требование составляется в 2-х экземплярах, один экземпляр которого вручается под подпись руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю на его территории, либо в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки) (п. 4.4 Методических рекомендаций).

    Согласно ч. 9 п. 35 ФЗ № 212 при выездной проверке проверяющие могут проверить период, который не превышает З-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении данной выездной проверки.

    В соответствии с ч. 10, 11, 13 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов осуществляется органом контроля за оплатой страховых взносов не чаще чем 1 раз в 3 года. Количество выездных проверок плательщика страховых взносов не зависит от количества проведенных выездных проверок его обособленных подразделений. Выездная проверка плательщика страховых взносов не может превышать двух месяцев. Если же проверяется обособленное подразделение плательщика взносов, то срок проверки не может быть воле 1 месяца.

    Согласно письму Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. № 1344-19, выездные проверки плательщиков страховых взносов территориальные подразделения Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России будут проводить вместе. Также сказано, что расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Согласно официальной позиции Минздравсоцразвития России, выездная проверка правильности начисления и оплаты страховых взносов, администрируемых согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, органами контроля за уплатой страховых взносов может быть осуществлена не раньше 2011 г. (за расчетный период 2010 г.). При этом, проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, то она может проводиться независимо от времени проведения последней проверки. Поверяемый период при такой проверки также не может быть выше 3-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором и вынесено решение о проведении проверки (ч. 20 ст. 35 ФЗ № 212).

    В соответствии с ч. 7, 8 ст. 35 ФЗ № 212 и п. 2.2.6 Методических рекомендаций, по ходу выездной проверки органы контроля одновременно могут проверить правильность уплаты страховых взносов, расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (полномочия ФСС), а также документы, которые связаны с представлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (полномочия ПФР).

    Согласно ст. 36, 37 Федерального закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов должен обеспечить доступ должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов в свои помещения при наличии служебных удостоверений проверяющих и решения руководителя либо его заместителя органа контроля о проведении выездной проверки.

    Следует помнить, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика руководитель проверяющего подразделения составляет акт по форме № 13, утвержденной вышеуказанным приказом Минздравсоцразвития России № 957н, который подписывается им и проверяемым лицом. На основании такого акта проверяющий орган по имеющимся у него данным может самостоятельно определить сумму страховых взносов, которая подлежит уплате проверяемым. Если проверяемое лицо отказывается подписать указанный акт, то в нем делается соответствующая запись.

    Согласно п. 4 ч. 2 ст. 28 и ч. 5 ст. 37 ФЗ № 212 документы, которые были запрошены в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования.

    Тот факт, что налоговые органы не вправе проверять правильность исчисления, своевременность, полноту оплату страховых взносов во внебюджетные фонды, обоснован также тем, что в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы РФ от 31.12.2009 г. № ММ-7-1/722@ с 01.01.2010 г. налоговые органы не являются администраторами страховых взносов в виде фиксированного платежа, сами налоговые органы признают это в суде (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2011 № КА-А41/6519-11 по делу № А41-25687/08).

    Действующим гражданским законодательством не предусмотрено проведение налоговыми органами выездных проверок за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, поскольку указанные функции выполняют: Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения в отношении тех страховых взносов, которые подлежат оплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование; Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения касаемо страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности.

    Таким образом, налоговые органы не вправе осуществлять выездную налоговую проверку за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов, поскольку это выходит за пределы должностных полномочий сотрудником налоговых органов.

    При проведении выездной проверки, следует помнить, что проверяющие имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, которые установлены государственными органами, служащие основаниями для начисления страховых взносов, в том числе документы, которые подтверждают правильность начисления страховых взносов; вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер; определять суммы страховых взносов, которые подлежат оплате расчетным путем согласно имеющейся у них информации о плательщике, в том числе данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц для проведения проверки.

    Также следует иметь в виду, что вышестоящие органы контроля за оплатой страховых взносов могут отменять и изменять решения своих нижестоящих органов контроля в том случае, если эти решения не соответствуют законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

    Читайте также: