Штрафы в пенсионный фонд в налоговом учете

В соответствии с действующим законодательством в России существуют обязательные системы пенсионного, медицинского и социального страхования. В рамках них граждане имеют право на получение определенных социальных гарантий, в том числе на оказание им медицинской помощи и предоставление пенсионного обеспечения.

При этом финансовое обеспечение данных систем страхования ложится на работающих граждан и их работодателей. Так, установлено, что каждая организация и индивидуальные предприниматели обязаны вносить за своих работников страховые взносы в размере, зависящем от заработной платы сотрудника. За неисполнение соответствующей обязанности к работодателям могут быть применены санкции финансового характера, в числе которых штрафы и пени.

Бесплатно по России

Как правильно сделать проводки

Проводки пени по страховым взносам на практике чаще всего используются две:

  1. Дт 99/1 Кт 69 субсчет. Данная проводка отражает начисление определенной суммы пени по взносам на различные виды обязательного страхования. Допустимо рассматривать пени, как «прочие расходы». В этом случае используется проводка Дт 91 Кт 69.
  2. Дт 69/субсчет Кт 51. Данная проводка подразумевает, что средства направлены в счет погашения задолженности.

При погашении недоимок у многих бухгалтеров возникает вопрос о том, какую дату следует проставлять при осуществлении проводок. В данном случае это зависит от того, каким образом производится оплата – добровольно или на основании соответствующего требования.

Если пени погашаются самостоятельно, то указывают дату, когда сумма их была подсчитана. В тех случаях, когда организация исполняет требования контролирующего органа, то указывается дата его вынесения.

Понятие «пени по страховым взносам»

В тех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель не выполняет своих обязательств по уплате страховых взносов, контролирующий орган имеет полномочия по начислению дополнительных денежных сумм до момента уплаты долга.

Так, здесь следует выделить пени, под которыми понимается дополнительный сбор, устанавливаемый за каждый день просрочки. Особенностью пени является то, что они начисляются ежедневно до момента исполнения организацией или ИП своих обязательств.

Решение о применении штрафных санкций в отношении плательщиков взносов принимает контролирующий орган. Ранее их было несколько. Так, взносы на пенсионное страхование администрировал Пенсионный фонд России (ПФР), на медицинское – Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), на социальное – Фонд социального страхования (ФСС).

Однако на сегодняшний день функции по администрированию поступающих взносов возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС). Именно данный орган и накладывает финансовые санкции на недобросовестных плательщиков. Взносы за травматизм по-прежнему администрируются ФСС.

За что могут начислять

Уплата страховых взносов осуществляется с периодичностью, установленной законом. Соответственно, на выполнение этой обязанности плательщику предоставляется определенный срок. Если обязанность им до окончания платежного периода не исполнена, то его могут ожидать финансовые санкции.

Когда страховые взносы начислены, они считаются уплаченными в полном объеме в день, когда в банк, где открыт расчетный счет, на котором имеется достаточное количество денежных средств, предоставлен соответствующий платежный документ.

Таким образом, пени могут быть начислены:

  • за неуплату страховых взносов;
  • за частичную неуплату страховых взносов;
  • за просрочку по уплате взносов.

Решение о начислении пени и штрафов по страховым взносам может быть оспорено в судебном порядке.

Как рассчитывается штраф

Как было отмечено ранее, пени начисляются каждый день за весь период просрочки. При расчете используется следующая формула:

Однако следует отметить, что она применяется только по отношению к ИП, а также к организациям при сроке просрочки не более 30 дней. Если просрочка составляет 31 день и более, пени рассчитывают с измененной переменной – не 1/300, а 1/150 ключевой ставки Центробанка.

На сегодняшний ключевая ставка ЦБ РФ установлена в размере 4,25%. Однако следует учитывать, что данный параметр подлежит постоянному изменению. Кроме этого, расчет за каждый календарный день производится с учетом ставки, установленной на него.

Взыскание и что будет, если своевременно не оплатить

При образовании пени их рекомендуется погасить как можно скорее. Это, не в последнюю очередь, связано с тем, что каждый календарный день происходит рост задолженности. А по истечению 30 дней с момента просрочки санкции для юридических лиц увеличиваются в 2 раза.

Если своевременно не оплатить пени, то в течение 3 месяцев налоговая служба вышлет требование об уплате недоимки. За это время сумма просрочки может значительно вырасти. В требовании будет указан крайний срок, в который пени должны быть уплачены в полном объеме.

Если требование не будет исполнено плательщиком страховых взносов, то в таком случае денежные средства могут быть взысканы с него в принудительном порядке за счет денежных средств, находящихся на счету в банке обслуживания.

Кроме этого, налоговая инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки. Как правило, в суд контролирующий орган обращается и заявлением о взыскании неуплаченных страховых взносов, штрафов, налогов и пеней. После получения судебного приказа (исполнительного листа) взыскание долга производится принудительно в рамках соответствующего исполнительного производства.

Порядок уплаты штрафа

Пени могут быть перечислены как добровольно, так и взысканы принудительно – по требованию.

  1. Добровольно. В этом случае организация самостоятельно высчитывает их размер. В обязательно порядке составляется справка расчета, которая направляется в контролирующий орган. Уплата происходит по платежному поручению.
  2. По требованию. При возникновении пени и получении требования контролирующего органа об их уплате на должника возлагается соответствующая обязанность. Юридические лица и индивидуальные предприниматели оплачивают их путем направления платежного поручения в банк. Сумма платежа должна соответствовать указанной в присланном требовании.

При несвоевременной сдаче и уплате страховых взносов по отношению к организациям и ИП могут быть применены финансовые санкции в форме пени, которые начисляются за каждый день просрочки платежа. Оплата недоимки может производиться как добровольно на основании собственных подсчетов, так и после получения соответствующего требования от контролирующего органа. Используемые для этого бухгалтерские проводки в этих случаях не различаются.


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

Как учитывать пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, учитываются в бухгалтерском учете в порядке, определенном учетной политикой организации.

Варианты учета приведены ниже.

Обоснование вывода:

Страховые взносы и штрафные санкции, связанные с исчислением страховых взносов, подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ст. 146 БК РФ).

Отметим, что порядок учета расходов по оплате пеней и штрафных санкций как в бюджет, так и внебюджетные фонды в ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) прямо не урегулирован.

В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 к прочим расходам относятся в том числе штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; прочие расходы.

То есть п. 12 ПБУ 10/99 есть лишь указание на штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.

При этом если суммы доначисленных налогов (взносов) могут относиться к прошлым периодам, то суммы штрафов и пеней к ним не относятся.

Начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или судебное решение). Соответственно, пени и санкции также не могут быть учтены в качестве убытков прошлых лет.

При этом перечень расходов, относимых к прочим расходам организации, является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

То есть теоретически организация может использовать для учета штрафных санкций, связанных с исчислением страховых взносов, счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Причем согласно п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

Согласно п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), на счете 99 "Прибыли и убытки" в течение отчетного года отражаются наряду с прибылью и убытками от обычных видов деятельности в том числе суммы причитающихся налоговых санкций.

Кроме того в Инструкции также указано, что по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей или убытков отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.

Следовательно, исходя из положений Инструкции в совокупности с нормами Положения N 34н, полагаем, что пени и штрафы, начисленные (признанные) за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 69.

При этом согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (в редакции, действующей с 6 августа 2017 года) (далее - ПБУ 1/2008) учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Отметим, что ПБУ 10/99 с 19.07.2017 признано федеральным стандартом (часть 1.1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Однако, как было указано выше, в ПБУ 10/99 конкретный порядок учета штрафных санкций, связанных с исчислением налогов (сборов), взносов, не установлен.

Следовательно, в этом случае организация разрабатывает соответствующий способ учета, исходя в первую очередь из МСФО. Перечень МСФО и разъяснений, признанных на территории РФ, приведен в приказе Минфина России от 28.12.2015 N 217н.

Заметим, что МСФО, регулирующий учет налоговых и внебюджетных санкций, признанный на территории РФ, обнаружить не удалось.

Следовательно, при разработке учета налоговых и внебюджетных санкций организация последовательно может использовать Положение N 34н и Инструкцию, то есть выбрать способ учета, рекомендованный выше.

Помимо этого Фонд "НРБУ "БМЦ" представил на своем сайте, в том числе Рекомендацию Р-64/2015-КпР "Фискальные санкции" (далее - Рекомендация).

В целях применения Рекомендации под фискальными санкциями понимаются штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату таких платежей (п. 1 Рекомендации).

Согласно Рекомендации фискальные санкции, признанные до окончания отчетного года или после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчётной даты, относятся на ту же статью отчёта о финансовых результатах за отчётный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платёж в бюджет (п. 3 Рекомендации).

В случае если фискальная санкция признана после указанного времени, она признаётся в составе прочих расходов (п. 4 Рекомендации).

Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации из Рекомендации следует, что санкции по страховым взносам, признанные в отчетном периоде, относятся к расходам по обычным видам деятельности (то есть учитываются на счетах затрат), а признанные после утверждения годового отчета - в составе прочих расходов (то есть учитываются на счете 91).

При этом напомним, что в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 Положение N 34н является приоритетным по сравнению с Рекомендацией. А как было уже отмечено, согласно п. 83 Положения N 34н конечный финансовый результат отражается за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

На наш взгляд, штрафные санкции, связанные с несвоевременной уплатой, либо неверным исчислением налогов, взносов, учитываемых в составе расходов по обычным видам деятельности, не отвечают понятию расходов от обычных видов деятельности, приведенному в ПБУ 10/99. Учет штрафных санкций в составе расходов по обычным видам деятельности, по нашему мнению, может привести к необоснованному завышению себестоимости продукции (работ, услуг). Особенно это актуально в отношении товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством.

Также необходимо отметить, что согласно п. 7.3 ПБУ 1/2008 в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех условий, указанных в п. 7.3 ПБУ 1/2008.

Таким образом, в данном случае возможны несколько вариантов учета указанных в вопросе санкций.

Либо в соответствии с Положением N 34н и Инструкцией - на счете 99 "Прибыли и убытки", либо в соответствии с Рекомендацией, либо на счете 91, как прочие расходы (учитывая, что перечень прочих расходов, приведенный в п. 12 ПБУ 10/99, не является закрытым).

Соответственно, организация должна самостоятельно определить порядок учета таких санкций с учетом предоставленных разъяснений и закрепить порядок в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

На наш взгляд, в случае, если организация будет учитывать рассматриваемые санкции в соответствии с Рекомендацией, то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02), так как в налоговом учете такие расходы не признаются (п. 2 ст. 250 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;

- Энциклопедия решений. Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет и т.п. (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

24 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Несмотря на то, что каждый бухгалтер максимально пытается избежать нарушения в сфере бухгалтерского и налогового законодательства, никто не застрахован от ошибок, в том числе и в разрезе несвоевременной подачи отчетности. И далее о том, какие штрафы могут быть применены к субъектам хозяйственной деятельности со стороны контролирующих органов и как их корректно отражать в учете.

Налоговые штрафы

Для начала определим, что от того, какая отчетность была несвоевременно подана в компетентные органы, зависит характер такого нарушения. Налоговые штрафы – это разновидность налоговых санкций, которые применяются в соответствии со ст. 114 Налогового Кодекса РФ к налогоплательщикам за допущенные в этой сфере правонарушения. Такого рода штрафы уплачиваются предприятием исключительно на основании решения ИФНС, а сами затраты на оплату такого нарушения в бухгалтерском учете относятся на расходы отчетного периода.

Размер штрафов представлен в таблице 1.

Ситуация Что говорит НК
Налог по декларации уплачен в установленный срок, а сама декларация подана с нарушением сроков Размер штрафа составляет в этом случаи за любой вид налога 1000 рублей. Это минимальный размер. Уплачивается за каждый месяц
Налог уплачен частично или не в полном объеме, декларация подана не в срок Размер штрафных санкций рассчитывается на основании разницы между той суммой, которая была уплачена, и которую необходимо было уплатить. Процент уплачивается за каждый полный или не полный месяц просрочки. Процент составляет 5%.

Главное понимать, что размер штрафа, несмотря на то, что относиться на расходы, не уменьшает размер налогооблагаемой базы. Сама корреспонденция счетов проходит с использованием счетов 99, 68 и 69.

Пример цикла проводок, которые предприятие должно осуществить в результате уплаты штрафа за несвоевременную подачу декларации по налогу на прибыль:

  1. Начисление штрафа по НДС: Д-т 99, К-т 68;
  2. Начисленный штраф уплачен: Д-т 68, К-т 51;

Важно: сумма пени, которая начислена по налогам, не может быть отнесена к налоговым санкциям в соответствии с Налоговым Кодексом, поэтому для отражения проводок по пени используют не 99, а 91 счет.

Форма 6-НДФЛ

Юридическое и физическое лицо могут оштрафовать за несвоевременную подачу отчета по форме 6-НДФЛ, где отражены все начисления работника в разрезе подоходного налога. И минимальная сумма штрафа в соответствие с Налоговым Кодексом составляет 1000 рублей за каждый месяц. И даже если отчетность, например, просрочена на 5 месяцев и 2 дня, то уплатить штраф придётся за 6 месяцев.

Но такой штраф взимают помесячно в случае неподачи отчетности. Возникает следующий вопрос: а если отчетность подана, но не верно, и ее необходимо уточнить? В таком случае сумма штрафа составит не 1000, а 500 рублей за каждый месяц неправильно поданной формы.

Несвоевременная подача отчетности в ПФР

У многих бухгалтеров возникает насущный вопрос: а что будет, если несвоевременно подать отчетность не в налоговые органы, а в Пенсионный фонд, в который необходимо сдавать отчетность по начисленным взносам и удержаниям? И здесь есть главная особенность: с начала 2017 года вся отчетность, в том числе и по социальным взносам сдается исключительно в ФНС. Таким образом, юридические лица не должны подавать такие документы в орган ПФ уже начиная с 1 квартала 2017 года.

Относительно сроков сдачи, то если до 2017 года были установлены разные сроки подачи отчетности по социальным взносам в зависимости от формы подачи (бумажный или электронный вариант), то сейчас нет принципиальной разницы как субъект будет сдавать необходимые документы. Новая методика расчета и сдачи обязывает налогоплательщиков сдавать любой вид отчетности до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единые сроки подачи отчетности по страховым взносам представлена в таблице 2.

Период составления отчетности Сроки сдачи
1 квартал 2017 До 02.05.2017
1-е полугодие 2017 До 31.07.2017
9 месяцев 2017 До 30.10.2017
Отчетность за 2017 год До 30.01.2020

Фискальная же служба имеет полномочия взыскать штраф за несвоевременную подачу таких документов. Размер штрафа составит 5 % от суммы взносов, которые должны быть уплачены по данной отчетности. Штраф в размере 5% начисляется за каждый месяц просрочки, в том числе и неполный месяц.

Следует также обратить внимание: в 2017 году сумма штрафа за несвоевременную сдачу отчетности в 2017 году не может превышать 30% от суммы, которую предприятие должно уплатить в бюджет. Но также сумма санкций не может быть меньше 1000 рублей.

Вопрос: что делать, когда в бюджет средства были уплачены, а декларация была не подана. В таком случае штраф начисляется на размер долга, то есть разницы между тем, что необходимо было уплатить, и тем, что уплачено. Если такая разница составляет 0, то тогда предприятие должно уплатить установленный минимум – 1000 рублей.

Пример: Предприятие подало через интернет отчетность по страховым взносам за 2 кв. 2017 года 25.08. 2017. В соответствие с поданной декларации размер социальных взносов за три месяца составил 500 тыс. рублей. Какая сумма штрафа будет возложена на предприятие?

Расчет: По установленным срокам, за 2-й квартал предприятие должно было подать отчетность по социальным взносам до 31 июля 2017 года. Следовательно, просрочка составляет не полный месяц, за который и будет начислена пеня. Размер штрафа составит: 5% *500000=25000рублей.

Возникает другой вопрос: Если предприятие уплатило всего лишь минимальный платеж – 1000 рублей, то как его распределять между всеми видами страховых взносов? Здесь ФНС рекомендует руководствоваться размером самих взносов, в частности:

  • 22% на общеобязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% – на медицинское;
  • 2,9% – на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности.

Вне зависимости от распределения, на счетах учета проводка по уплате штрафа за несвоевременную подачу социальных взносов отражается следующим образом:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:

  1. Начисленный штраф уплачен

СЗВ-М: куда сдавать в 2017 и кому платить штрафы?

Вопрос бухгалтера: с 2017 года вся отчетность подается в ФНС, туда же подавать и форму СЗВ-М?

Ответ: Нет, такая форма персонифицированного учета сотрудников за каждый месяц и в 2017 году подается исключительно в органы Пенсионного фонда.

Да, на органы Пенсионного фонда по-прежнему возложены обязанности по контролю за персонализацией данных сотрудников предприятия.

  1. Каждый месяц подавать отчетность по форме СЗВ-М о количестве сотрудников, работающих на предприятии. Важно: отчет в 2017 году можно сдавать до 15 числа следующего месяца, а не до 10, как это было в предыдущие месяцы;
  2. Раз в год подавать годовую отчетность о страховом стаже каждого работника. Такой отчет подается до 1 марта, следующего за отчетным периодом года.

Размер штрафа составляет 500 рублей за каждого сотрудника, за которого не было подана отчетность.

Пример: ООО «Инвест» подало в ПФ форму СЗВ-М за сентябрь 20 октября. На предприятии работает 30 человек.

Расчет: Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября. Размер штрафа 500*30=15000 рублей.

Проводка будет аналогичной проводке, которая отражает уплату штрафа по социальным взносам:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:

  1. Начисленный штраф уплачен

Важно: теперь форма СЗВ-М подается ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Подается по-прежнему в ПФ, а не в ФНС. Отчет в ФНС в отличии от отчета по социальным взносам принят не будет.

Статистическая отчетность: штраф

Важно: не нужно самостоятельно спешить платить штраф, лучше дождаться уведомления, которого в большинстве случаев и не будет.

Если же предприятие оштрафуют, то размер составит от 20 до 70 тыс. рублей. Но могут применить санкции и к самому должностному лицу, который допустил такое нарушение. Размер штрафа для него от 10 до 20 тыс.

Оплату такого штрафа можно провести такой проводкой как: Д-т 99; К-т 76.

Таким образом, главное понимать, что при начислении и оплате штрафа любого рода со стороны контролирующих органов, уплаченные средства должны относиться на расходы предприятия. По дебету же могут быть варианты корреспондирующего счета.

Виды существующих штрафных санкций

Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:

  1. Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
  2. Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.

Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.

Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.

Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.

То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

  • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
  • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

  • решения по результатам проведенной проверки;
  • требования об уплате налогов (взносов).

Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.

По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

  • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
  • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

Итоги

Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:

  • в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
  • при несоблюдении требований налогового законодательства.

И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:

  • по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
  • по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).

Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).

В процессе своей трудовой деятельности каждый бухгалтер сталкивается с такими понятиями как штраф и пеня, например при нарушении законодательства о налогах и сборах. В этой статье изучим куда отнести штрафы по налогам в бухгалтерском учете, а также основные проводки по начислению и уплате пени, штрафов по налогам: на прибыль, НДС, страховым взносам.

Причины начисления штрафов по налогам

В бухгалтерском учете существует несколько причин начисления штрафов и пени:

  1. Несвоевременная сдача отчета;
  2. Оплата налога и страхового взноса в неустановленные сроки;
  3. Занижение налогового обязательства.

Штраф и пеня: в чем их отличия

Следует отметить, что штраф и пеня – это разные понятия:

  • Штраф начисляется сразу же при возникновении вышеперечисленных причин. Кроме того, его размер четко регламентирован по срокам на законодательном уровне.
  • Пеня – это штрафной платеж, который начисляют за каждый день просроченного платежа в процентном соотношении 1/300 к ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Порядок взыскания налогов и штрафных санкций с организаций:


Отображение налоговых штрафных санкций в бух.учете

Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.

Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.

Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.

Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Типичные проводки по начислению и уплате штрафов и пени по налогам

Счет Дт Счет Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 99
99-1 68-4 (68-2, 68-1) 19 000,00 Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) Бух. справка
99-2 68-4 (68-2, 68-1) 574,75 Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня Бух. справка
68-4 (68-2, 68-1) 51 19 574,75 Оплата начисленного штрафа и пени по налогу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 91
91 68-4 (68-2, 68-1) 574,75 Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня Бух. справка
99-1 68-4 (68-2, 68-1) 19 000,00 Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) Бух. справка
68-4 (68-2, 68-1) 51 19 574,75 Оплата начисленного штрафа и пени по налогу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 99
99-1 69 8 000,00 Начислен штраф за неуплату страхового взноса (40 000,00*20%) Бух. справка
99-2 69 275,00 Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней Бух. справка
69 51 8 275,00 Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 91
91 69 275,00 Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней Бух. справка
99-1 69 8 000,00 Начислен штраф за неуплату страхового взноса (40 000,00*20%) Бух. справка
69 51 8 275,00 Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу Плат. поручение
Наложение штрафа, выявленного при проверке
99 76 30 000,00 Начисление административного штрафа за неприменение ККТ при наличных расчетах Протокол
76 51 30 000,00 Оплата административного штрафа Плат. поручение
Доначисление налогов и социальных взносов, уплата налогов и пени
99 68-4 10 000,00 Доначисление налога на прибыль Бух. справка
90 (91) 68-2 25 000,00 Доначисление заниженного НДС Бух. справка
20 (26, 44, 91) 69 30 000,00 Доначисление страхового взноса Бух. справка
91 (20, 26) 68 15 000,00 Доначисление налога на имущество, земельного, транспортного налога Бух. справка
Если НДС не восстановлен
19 68-2 25 000,00 Доначисление заниженного НДС Бух. справка
91 19 25 000,00 Включение восстановленного НДС в состав расходов Бух. справка
Ошибочно принят входной НДС (отчетность не подписана)
68 19 47 000,00 Доначисление НДС Бух. справка
20 (26, 44, 90, 91) 19 47 000,00 Списание входного НДС на затраты Бух. справка
01 (04, 10, 41) 19 47 000,00 Включение входного НДС в стоимость объекта Бух. справка
20 (26, 44) 02 (05) 7 000,00 Доначисление амортизации на сумму входного НДС Амор. ведомость
Ошибочно принят входной НДС (отчетность подписана)
19 68 4 700,00 Доначисление НДС Бух. справка
91 19 4 700,00 Списание входного НДС на затраты Бух. справка
01 (04, 10, 41) 19 4 700,00 Включение входного НДС в стоимость объекта Бух. справка
20 (26, 44) 02 (05) 700,00 Доначисление амортизации за текущий год на сумму входного НДС Амор. ведомость
91 02 (05) 320,00 Доначисление амортизация за прошедший год на сумму входного НДС Амор. ведомость

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: