Сокрытие налогов и пенсионных

Краткое содержание:


ФНС регулярно напоминает гражданам, что любой доход, не входящий в установленный законодательством перечень исключений, должен облагаться налогом.

Граждане же в большинстве своем прекрасно это знают и помнят, просто доходы многих из них столь скромны, что едва ли позволяют обеспечить самые необходимые потребности. В такой ситуации, конечно же, 13% совсем не будут лишними, что подталкивает некоторых к решению не сообщать налоговым органам о своих доходах.

Естественно, ФНС не собирается просто мириться с решением таких граждан, поэтому постепенно набирают обороты проверки граждан, и контроль за их доходами ужесточается.

Охота на пенсионеров

Несмотря на то что зима толком еще не началась, не за горами весна, а это значит, что налоговая вновь начнет уделять особо пристальное внимание пенсионерам. Многие граждане этой категории сразу после установления теплой погоды переезжают на дачи и проживают там до поздней осени. Квартиры же на весь этот период сдаются в аренду.

Кроме того, многие из осуществляющих трудовую деятельность пенсионеров, предпочитают работать неофициально, чтобы сохранить надбавки и индексацию.

А каким именно образом налоговики будут вычислять пенсионеров-арендодателей и тех, кто работает без договора?

Данные о банковских счетах

Если арендодатель живет далеко, чаще всего, квартиросъемщики перечисляют ему оплату на банковскую карту. Способ, конечно, самый простой, но не самый безопасный. Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ (ссылка), банки обязаны предоставлять ФНС информацию о наличие счетов, операциям по ним, и остатке на счете.

Ежемесячное поступление на банковскую карту пенсионера одинаковых сумм с большой долей вероятности привлечет внимание налоговиков. Собственно говоря, так же могут выявить абсолютно любые теневые доходы.

Данные об имеющихся объектах недвижимости

Допустим, арендодатель проявляет осторожность и приезжает за наличными или просит забирать их соседей. Это значительно снизит риск попасть в поле зрения налоговой, но не исключит его.

Так, их может заинтересовать гражданин, в собственности которого находится два и более объекта недвижимости. Получается, как в старом анекдоте: «Не делал, но аппарат-то имеется». Поэтому, адреса таких собственников могут быть включены в список для совместного обхода с участковым полицейским.

Управляющие компании

Незаконные доходы от сдачи в аренду недвижимости, могут быть выявлены и через Управляющую компанию. Что примечательно – в пункте 2.1.7. Методических рекомендаций по увеличению доходов в бюджет… (ссылка), предлагается стимулировать УК к взаимодействию с ФНС и выдавать поощрения за информацию о лицах, незаконно сдающих свое жилье.

Жалобы

Поощрение за «доносы» предлагается только Управляющим компаниям, но от физических лиц информация поступает в налоговую не реже. Если речь идет о сдаче жилья, то сообщить в налоговую могут соседи – кто-то из зависти, а кто-то потому, что жильцы ведут беспокойный образ жизни, а их арендодатель никак на это не реагирует.

Также, могут пожаловаться и сами жильцы, в случае возникновения конфликта. Например, если их внезапно потребовали выселиться.

Жалобу на лицо, осуществляющее неофициальную трудовую деятельность, может направить кто-то из клиентов, получивших некачественный товар или услугу.

«Авито», «Юла», объявления возле подъезда

Через электронные доски объявлений и рекламу, вычисляют фрилансеров и мелких «теневых» предпринимателей, которые ищут клиентов и покупателей. Налоговики, периодически проводят по таким объявлениям контрольные закупки.

Кроме того, арендодатели используют объявления на этих порталах для поиска жильцов, что может привлечь внимание сотрудников ФНС к счетам собственника сдаваемой квартиры.

Поиск «теневых» арендодателей через квартирантов

Иногда поиск осуществляется через ВУЗы и предприятия, предоставляющие места в общежитии. Направляется запрос об иногородних гражданах, которые там не проживают. Понятно, что они проживают в каком-то другом месте. И, налоговики интересуются у них – где именно, и за какую плату.

Этот список конечно же неполный: налоговая постоянно совершенствует способы выявления граждан, скрывающих свои доходы. Приглашаю Вас принять участие в обсуждении публикации и благодарю за внимание.

Сокрытие доходов - это серьезное преступление. В России оно встречается довольно часто. Кто-то намеренно идет на подобный поступок, а некоторые становятся жертвами ситуации. В любом случае придется понести то или иное наказание. Но какое именно? Чего опасаться налогоплательщику, если он не сообщил налоговым организациям о своих доходах? Все зависит от ситуации. Какие варианты развития событий имеют место?

О понятии

Сначала придется разобраться, что налоговые органы считают сокрытием доходов. Только потом можно будет изучать санкции за совершенное преступление.

Подобным термином характеризуют умышленное искажение действительности в отношении получаемой прибыли физическим или юридическим лицом, а также уменьшение налоговой базы без законных оснований. Кроме того, под сокрытием прибыли можно понимать полное отсутствие оповещений о получаемых денежных средствах.

Сокрытие доходов от налогообложения у физических лиц часто понимается как:

  • ведение незаконной предпринимательской деятельности;
  • неподача налоговой декларации в установленные сроки.

Чего стоит бояться в том или ином случае? Ответ обязательно будет дан ниже. Но точно сказать, какие санкции будут применяться к человеку, невозможно.

Типы ответственности

Ответственность за сокрытие доходов в России бывает разной. Многое зависит от обстоятельств, при которых произошло нарушение, а также от скрытой от ФНС суммы.

Можно столкнуться со следующими видами ответственности:

  • налоговая;
  • административная;
  • уголовная.

При этом граждане и организации могут привлекаться сразу к нескольким видам ответственности. К примеру, к налоговой и уголовной.

Кого привлекают

Сокрытие доходов от налогов - распространенное нарушение, встречающееся на территории Российской Федерации с каждым годом все чаще и чаще. Кого могут привлечь к ответственности за подобное деяние?

Например, сюда относят:

  • физических лиц;
  • предпринимателей;
  • организации.

Фактически любого налогоплательщика, скрывающего свой доход, должны наказать. Зачастую приходится сталкиваться с налоговой ответственностью. Но если злоупотреблять сокрытием получаемой прибыли, грозит уголовное наказание.

Декларации

Как мы уже говорили, непредставление налоговой отчетности в сроки, установленные государством, может расцениваться как сокрытие доходов. К какому наказанию готовиться?

Как правило, налоговая ответственность выражается штрафами. Сколько придется уплатить в казну государства? Минимальная выплата составляет 1000 рублей, а максимальная - 30 % от суммы неуплаченных налогов.

При этом в статье 119 НК РФ указывается, что граждане и организации за неподачу декларации платят 5 % от скрытых сумм. Это и есть штраф за сокрытие доходов. Наказание ежедневно увеличивает итоговую выплату. Чем дольше человек не предоставляет декларацию о доходах, тем больше ему придется платить в конечном итоге.

При уменьшении базы поневоле

Но это еще не все. Дело все в том, что иногда сокрытие размера дохода трактуется как уменьшение имеющейся базы налога в целях занижения итоговых выплат. Довольно часто такое происходит из-за ошибок в расчетах.

При подобных обстоятельствах на серьезное наказание можно не рассчитывать. Дело все в том, что санкции будут включать в себя штраф в размере 20 процентов от налога, который не был уплачен.

Умышленное уменьшение

А как быть, если произошло умышленное сокрытие доходов? Статья 122 Налогового Кодекса указывает на то, что в этом случае придется столкнуться с более серьезными санкциями.

Они тоже выражаются штрафами. Но отныне необходимо уплатить 40 % от задолженности. Соответственно, такая ответственность положена, если доказано, что преступление было совершено умышленно.

Особенности привлечения

Несколько слов о том, кого могут наказать за упомянутые нарушения. Как мы уже выяснили, любого налогоплательщика способны привлечь к ответственности.

Если речь идет о сокрытии прибыли физическими лицами, то с них и будет спрос. В случае с индивидуальными предпринимателями к ответственности привлекается ИП.

Как быть с организациями? Когда компания скрывает доходы, то ответственность может понести любое лицо, представляющее фирму. Точнее, имеющее соответствующие полномочия.

Чтобы гражданина могли привлечь к уголовной ответственности, необязательно достигать совершеннолетия. Достаточно перешагнуть за 16 лет. При административных нарушениях ребенка в 16 лет могут наказать за сокрытие доходов, если он вел предпринимательскую деятельность и был признан полностью дееспособным.

Административные наказания

К административной ответственности, связанной с сокрытием прибыли, привлекаются только должностные лица. Обычно нарушение в подобной области трактуется как несвоевременная подача декларации в ФНС. Чего стоит опасаться? Здесь положен штраф административного типа. Его размер колеблется от 300 до 500 рублей. И не более того.

Уголовная ответственность

Сокрытие доходов иногда влечет за собой уголовную ответственность. В отличие от налоговой, здесь четко разделяют наказания для организаций и ИП, а также для физлиц.

Начнем с последних. Если гражданин скрыл свой доход, он должен будет выплатить штраф. Сумма, классифицированная как "крупный размер" предусматривает выплаты до 300 тысяч рублей.

Если же нарушение совершается в особо крупных размерах, нужно будет отдать намного больше. Штраф увеличивается почти в 2 раза - до 500 тысяч рублей.

Организации и УК РФ

Более строго наказывают организации за совершение рассматриваемого нами преступления. К чему готовиться в том или ином случае Размер выплат остается таким же, как и у физических лиц. Только дополнительно юридическим лицам могут запретить вести ту или иную деятельность и занимать конкретные должности.

Лишение свободы

Трудно поверить, но сокрытие доходов по Уголовному Кодексу иногда наказывается не выплатами, а лишением свободы. Эта мера предусматривается как для обычных людей, так и для организаций.

Физические лица могут лишиться свободы на 12 месяцев при сокрытии прибыли в крупных размерах. Если казус произошёл в особо крупных масштабах, "посадить" могут на 3 года максимум.

Как быть с организациями? В первом случае грозит лишение свободы до двух лет, во втором - до трех максимум. Как мы уже говорили, точно сказать, к каким мерам готовиться, невозможно.

Давность

Далеко не всегда можно привлечь налогоплательщика к ответственности. Сегодня в России встречаются 2 вида так называемой давности искового типа. А именно: привлечение к ответственности и взыскание штрафа.

Срок исковой давности по привлечению к ответственности составляет 36 месяцев. Обратный отсчет начинается с момента совершения преступления. Именно поэтому иногда гражданина или организацию не могут наказать по закону за совершенные деяния.

Взыскание штрафа имеет аналогичную давность. За старые неуплаченные налоги и граждане, и организации не будут нести никакой ответственности. Некоторые нарушения так и остаются невыявленными.

В некоторых случаях ФНС обращается в суд для привлечения налогоплательщиков к ответственности. Если постановление не было исполнено в течение 3 лет с момента его выдачи, то наказание попросту сгорает. Пока что, именно такие ограничения действуют в России.

Обстоятельства и их влияние

Сокрытие доходов - тема неоднозначная. Некоторые обстоятельства могут влиять на масштабы ответственности. Как именно?

К примеру, если данное деяние совершено из-за жизненных обстоятельств, а также под угрозами, по принуждению или под давлением, то штраф уменьшат в 2 раза. Обычно подразумевается совершение действий, которые привели к сокрытию прибыли. А того, кто оказывал влияние (угрожал, принуждал) накажут в полной мере. Никаких исключений!

Вина нарушителя исключается, если он столкнулся со следующими обстоятельствами:

  • стихийное бедствие;
  • болезнь налогоплательщика;
  • лицо следовало указаниям налоговых или иных компетентных органов, что привело к сокрытию прибыли.

Имеется хоть одно из этих обстоятельств? Тогда гражданин может не бояться ответственности. Привлечь к ней не смогут.


Отличием российских бизнесменов от их иностранных коллег, несомненно, является тот факт, что в России платить налоги в полном объеме стремятся далеко не все.

Однако от желания коммерсантов здесь мало что зависит — обязанность уплачивать налоги установлена законом. Вместе с тем существующий сегодня объем налоговой нагрузки весьма велик, что в конечном итоге приводит к тому, что нередко коммерсанты умышленно уклоняются от уплаты налоговых платежей, чем наносят ощутимый вред государству. В этом случае государство в целях компенсации своих потерь может привлечь коммерсанта к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность индивидуального предпринимателя за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, предусмотрена статьей 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). Причем с 10.08.2017 ее действие распространяется в том числе и на страховые взносы — как на те, администрирование которых осуществляет налоговая служба, так и на те, которые курирует Фонд социального страхования РФ (далее — ФСС РФ). На это указывает Федеральный закон от 29.07.2017 N 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее — Закон N 250-ФЗ).

Объективную сторону преступления, регламентированного статьей 199.2 УК РФ, составляет сокрытие денежных средств либо имущества индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах и (или) законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам.

Кого и как наказывают

Субъективная сторона преступления, квалифицируемого по статье 199.2 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Так, в соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ, статья 199.2 УК РФ допускает возложение уголовной ответственности за предусмотренное в ней преступление только при условии доказанности умысла виновного и направленности содеянного на избежание взыскания недоимки. Именно такая позиция арбитров закреплена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 189-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Палькина Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Преступление, названное в статье 199.2 УК РФ, наказывается альтернативно. Если сумма сокрытия денежных средств и иного имущества составляет 2 250 000 руб. и более, но не превышает 9 000 000 руб., то бизнесмен может быть:

  • оштрафован на сумму от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
  • направлен на принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишен свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Если же сумма сокрытия составляет более 9 000 000 руб., то мерами уголовной ответственности уже могут стать:

  • штраф в размере от 500 000 до 2 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Взыскание недоимки

Данные рекомендации Пленум Верховного Суда РФ предложил использовать в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Согласно пункту 20 Постановления N 64 преступление, предусмотренное статьей 199.2 УК РФ, заключается в сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки.

Напомним, что в силу пункта 2 статьи 11 НК РФ недоимкой является сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Помимо этого, недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению налоговиков сумма налога, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, на что указывает пункт 8 статьи 101 НК РФ.

По общему правилу взыскание недоимки с предпринимателя производится налоговиками в бесспорном порядке. Между тем в некоторых случаях взыскать недоимку с него они могут только по решению суда, например, в случае если обязанность коммерсанта по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной предпринимателем. Исчерпывающий перечень ситуаций, когда взыскание недоимки производится в судебном порядке, приведен в пункте 2 статьи 45 НК РФ. Принудительное взыскание недоимки начинается с выставления налоговиками требования об уплате налога. Если коммерсант не погасил свою задолженность в установленный срок добровольно, то сначала налоговики попытаются взыскать задолженность за счет денег коммерсанта, находящихся на его банковских счетах, или за счет его электронных денежных средств. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах предпринимателя либо его электронных денежных средств, равно как и при отсутствии у налоговиков информации о счетах или реквизитов электронных средств платежа, налоговики вправе взыскать недоимку за счет иного имущества коммерсанта. На это прямо указано в пункте 7 статьи 46 НК РФ.

С 1 июня 2018 года взыскание налога за счет имущества коммерсанта производится не только в отношении наличных/безналичных денежных средств, но и драгоценных металлов, на которые не было обращено взыскание. На это указано в статье 1 Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Взыскание налога со счетов в драгоценных металлах производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. При этом их стоимость определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату продажи.

Сначала деньги, потом стулья

В связи с этим невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем 1 пункта 3 статьи 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ.

Сокрытие денег и имущества

В соответствии с налоговым законодательством под денежными средствами и имуществом индивидуального предпринимателя, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные и электронные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в соответствующих статьях НК РФ (п. 20 Постановления N 64).

Статья 199.2 УК РФ, таким образом, является бланкетной по своему характеру и подлежит применению в системном единстве, в частности, со статьями 46 и 47 НК РФ, определяющими в том числе, за счет каких денежных средств и имущества налогоплательщика производится взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов (например, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2009 N 324-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Львовой Ларисы Михайловны на нарушение ее конституционных прав статьей 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1346-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Максименко Романа Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

Сокрытие денежных средств или имущества может быть совершено, например, путем умышленного несообщения налоговым органам сведений о наличии у индивидуального предпринимателя имущества, путем составления фиктивных договоров передачи права собственности на имущество и т. д. Моментом окончания преступления является совершение противоправных деяний, направленных на сокрытие имущества или денежных средств налогоплательщика, за счет которых должно производиться взыскание недоимки, по истечении срока, установленного законодательством для ее уплаты.

Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации именно по статье 199.2 УК РФ. Сокрытие индивидуальным предпринимателем имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи, состава преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, не образует.

В соответствии со статьей 446 Гражданского процессуального кодекса РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

  • жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • земельные участки, на которых расположены объекты жилья должника, за исключением земельных участков — предметов ипотеки, на которые в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
  • используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
  • топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки. При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность по статье 199.2 УК РФ может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате недоимки (статья 69 НК РФ).

Новая инициатива Минфина заставила многих россиян задуматься о судьбе своих накоплений. Согласно инициативе, денежные средства, в отношении которых невозможно доказать законность их происхождения, подлежат конфискации в пользу Пенсионного фонда.

  • 💡 Новый законопроект: что и на каких основаниях предлагается
    • Кого в первую очередь коснется инициатива? Коснется ли простых россиян?
    • Будет ли считаться подозрительным накоплением крупная сумма, накопленная в течение времени и находящаяся дома?
  • 💸 Осуществление проверки в отношении законности получения денежных средств. Минимальная сумма, подпадающая под подозрение
  • ✅ Предполагаемый рост пенсий
  • ❗ Мнение эксперта. Положительные и отрицательные стороны законопроекта
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💡 Новый законопроект: что и на каких основаниях предлагается

Законопроект о взыскании подозрительных накоплений в адрес Пенсионного фонда России (ПФР) предполагает внесение поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы. Так, после изменений в ст. 46 и 146 Бюджетного кодекса ПФР обретет новый источник поступлений: изъятые у россиян незаконно полученные деньги. Законопроект станет расширенной версией 351-ФЗ от 3 октября 2018 года.

Сегодня по нормам Гражданского кодекса в адрес государства допускается изымать только незаконно нажитое имущество коррупционеров: недвижимость, акции, автомобили, яхты и пр. По оценкам Минфина, новые поправки будут иметь технический характер, так как собственность в пользу ПФР изымать можно и сегодня, а деньги – нет.

В 2020 году Пенсионный фонд впервые получил деньги от реализации конфискованного у чиновников имущества (в основном это недвижимость), так как они не могли подтвердить законность его приобретения. Сумма дополнительных доходов ПФР достигла 21,4 млрд р., но на фоне актуального дефицита это совсем немного: всего около 1/6 от недостающих в фонде денег.

В ноябре 2019 года Конституционный суд пришел к выводу, что имущество можно конфисковать не только у самих госслужащих, но и у их друзей или родственников – конечно, при условии отсутствия доказательств законности получения средств на подозрительную покупку. Если документальные доказательства были представлены, то имущество не подлежит изъятию. Основой для подобного вывода Конституционного суда стало рассмотрение дела полковника МВД Д. Захарченко, когда имущество изъяли не только у членов его семьи, но и у его знакомых.

Новый законопроект одновременно направлен на решение двух проблем:

  • на устранение дефицита Пенсионного фонда;
  • на борьбу с коррупционными и незаконно полученными доходами.

С учетом текущей экономической ситуации дефицит ПФР только увеличивается, поэтому власти ищут источники дополнительных средств для его пополнения.

Кого в первую очередь коснется инициатива? Коснется ли простых россиян?

Когда в СМИ появилась первая информация о новой законодательной инициативе, многие россияне ошибочно решили, что она коснется только чиновников с яхтами и элитной недвижимостью и изымать на пенсионные цели будут исключительно коррупционные доходы. Но исходя из последних разъяснений Минфина, можно сделать вывод, что мера коснется всех россиян, а не только госслужащих.

Новый законопроект вполне соответствует целевым ориентирам Минфина об увеличении собираемости налогов до 99% к 2024 году и желании ФНС взять под тотальный контроль потребительские расходы.

В отношении госслужащих подозрительные доходы сегодня определяются следующим образом: чиновники обязаны ежегодно представлять декларации по доходам и имуществу, а также крупным расходам. Указанные требования действуют и на их супругов и несовершеннолетних членов семьи.

Крупные расходы – это траты, превышающие доходы чиновников за три года. Если расходы госслужащего явно опережают доходы его семьи, и он не может документально подтвердить законность получения денег, то купленное имущество изымают в пользу государства.

Потенциально незаконным может стать любое поступление, с которого не платятся налоги. А под подозрительные накопления подпадают все деньги, законность возникновения которых невозможно объяснить и доказать. Например, откуда у менеджера с зарплатой в 20 тыс. р. на вкладе 10 млн р.? Ведь эти деньги он не заработает и за 3 года.

После принятия законопроекта россиянам может потребоваться доказать правомерность покупки недвижимости или авто (либо иных крупных приобретений), наличия счетов в банке. Доказательствами законности накоплений могут выступать справки 2-НДФЛ, налоговые декларации, дарственные, свидетельства о наследстве и пр.

В первую очередь под подозрения могут попасть средства, которые находятся на счетах в банке, в ячейках, на депозитах и пр. Так, контролеры смогут сопоставить ежемесячные поступления на банковский счет граждан и данные из налоговой отчетности с размером накоплений. После поступления требований от контролирующих инстанций банки должны будут блокировать счета россиян до поступления разъяснений относительно природы денежных средств. Если законность получения денег не удастся доказать, их взыщут в счет ПФР.

Возможно, что гражданам дадут возможность реабилитироваться и оставить часть накоплений после уплаты установленных законом штрафов и налогов.

Будет ли считаться подозрительным накоплением крупная сумма, накопленная в течение времени и находящаяся дома?

Отследить сбережения, которые гражданин держит в наличной форме, проблематично. Как контролирующие инстанции смогут обнаружить без проведения санкционированного обыска подозрительные наличные накопления на крупную сумму, хранящиеся под матрацем, – неясно.


Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 5536 раз

Библиографическое описание:

Эрдниева, Б. Ю. Проблема уклонения от уплаты пенсионных взносов и пути ее решения / Б. Ю. Эрдниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 1. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4118/ (дата обращения: 06.12.2020).

Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы Российской Федерации, уплачивая из фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.

С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования. В качестве страхователей в ней выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. Застрахованными лицами являются работники по найму либо по гражданско-правовому договору. Обязанности страховщика возложены на Пенсионный фонд РФ.

С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34%: 26% направляется в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, 5,1% – в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Уклонение работодателей от уплаты пенсионных взносов является распространенной проблемой российской пенсионной системы. Каждое отделение Пенсионного фонда России имеет список неплательщиков пенсионных взносов с общей суммой задолженности, превышающей миллиард рублей. Согласно данным Росстата, задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование на 1 января 2010 года составила 92,8 млрд. рублей[1].

Сумма задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 января 2010 года

Задолженность

Из нее

млрд. руб.

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность

в % к итогу

в % к итогу

Всего

задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ

Задолженность предприятий и организаций по уплате пенсионных взносов является одной из причин дефицита бюджета ПФР. К 2012 году он составит 1,075 трлн. рублей[2]. Недостаточность денежных средств в бюджете Пенсионного фонда не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату. Кроме того, из-за недостатка сумм страховых взносов на текущие выплаты усиливается зависимость бюджета ПФР от средств федерального бюджета.

Неуплата страховых взносов влечет неблагоприятные последствия и для застрахованных лиц. Поскольку право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется только в случае уплаты страховых взносов, то в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем пенсионных взносов работник лишается права на назначение пенсии или перерасчет страховой части пенсии. Таким образом, актуальность изучения данного вопроса безусловна.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанностью страхователя является своевременная уплата в полном объеме страховых взносов в бюджет ПФР и ведение учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет[3].

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

П. 2 ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусматривает следующие финансовые санкции для плательщиков пенсионных взносов. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов. Если деяние совершено умышленно, то это влечет взыскание штрафа в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов.

За непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам работодателю грозит штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, за каждый месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы.

За непредставление расчета по страховым взносам в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока его представления – штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей.

Как известно, с 1 января 2010 года в России был отменен Единый социальный налог. В отличие от ЕСН – налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую в ПФ РФ. Это было сделано с целью упрощения механизма выплат страховых взносов и сокращения периода воздействия на неплательщиков. Раньше цикл взыскания от момента получения органом Пенсионного фонда отчета от налогового органа до момента предъявления иска неплательщику иногда составлял 9 месяцев. За это время с предприятием могло произойти что угодно, вплоть до банкротства.

В настоящее время функции администратора платежей и страховщика по обязательному социальному страхованию выполняет Пенсионный фонд России. Поскольку органы ПФР персонифицированно учитывают поступившие за гражданина средства, передача администрирования финансового потока позволила синхронизировать данные о поступивших взносах, а также в какой сумме и за кого они поступили.

Обязанность по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пеней и штрафов, возложена на Пенсионный фонд.

Если страхователь не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, территориальный орган Пенсионного фонда направляет требование об уплате недоимки, пеней или штрафов в добровольном порядке. При неисполнении требования принимается решение о взыскании денежных средств со счетов страхователя в банках в бесспорном порядке. В этом случае в банк направляется поручение о списании денежных средств и их перечислении на счет Пенсионного фонда.

Если на счете плательщика нет достаточной суммы или денежные средства отсутствуют, Пенсионный фонд вправе взыскать страховые взносы за счет имущества страхователя, направив в службу судебных приставов соответствующее постановление. В рамках исполнительного производства служба судебных приставов наложит арест на имущество и выставит его на торги.

Органами Пенсионного фонда проводятся камеральные и выездные проверки плательщика страховых взносов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам.

Выездная проверка проводится территориальным органом ПФР по месту нахождения организации. Она проводится не чаще одного раза в три года и длится не более двух месяцев[4].

Масштаб проблемы уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды заставляет ужесточать меры воздействия на неплательщиков. Так, Курская областная дума внесла на рассмотрение соответствующий законопроект с поправками в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с этими статьями наказывается уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и юридического лица (ст. 199 УК РФ). Наказание предусмотрено в виде штрафных санкций – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, и в виде лишения свободы – за уклонение от уплаты налогов в крупном размере – до 6 лет. Согласно внесенному законопроекту в новой редакции он будет дополняться составом преступления, состоящим в уклонении от уплаты страховых взносов, установленных федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании"[5].

В скором времени Госдума планирует принять соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Предусмотренное наказание за уклонение от уплаты страховых взносов – штраф в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Повторное уклонение может привести руководителей предприятий и организаций к потере права занимать руководящие должности на срок до трех лет. Эксперты называют предложенную меру действенной[6].

В настоящее время активно используется такая форма понуждения к расчетам, как передача постановления в службу судебных приставов, у которых более широкий арсенал доступных средств воздействия на должников. В числе мер такие серьезные, как арест имущества юридических лиц, ограничение выезда граждан за границу и даже возбуждение уголовных дел. Именно эти меры оказываются наиболее действенными, поскольку они чреваты серьезными финансовыми потерями для должников.

Необходимо отметить, что наряду с жесткими мерами понуждения к выплатам Пенсионный фонд использует и стимулирующие методы. Например, в нынешнем году был объявлен конкурс «Лучший страхователь года по обязательному пенсионному страхованию – 2011». Для участия в конкурсе страхователь должен своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии своих работников в бюджет ПФР, в срок и без ошибок представлять все документы по персонифицированному учету и уплате страховых взносов.

Одна из целей конкурса – донести до работодателей, что своевременная и полная уплата страховых взносов в пенсионную систему – это социальная ответственность бизнеса перед нынешними и будущими пенсионерами.

Также некоторые отделения Пенсионного фонда проводят личные собеседования с руководителями предприятий, где разъясняются их права и обязанности в качестве страхователя и рассматриваются вопросы погашения недоимки страховых взносов. Без данной процедуры поступления напрямую в Пенсионный фонд практически невозможны[7].

Таким образом, очевидно, что без вмешательства контролирующих органов, без применения методов понуждения к расчетам и стимулирования выплат разрешение проблемы уклонения от выплаты пенсионных и иных взносов невозможно. Для преодоления обозначенной проблемы предлагается:

1) усовершенствовать нормы об ответственности работодателя за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и механизм реализации такой ответственности.

Большие суммы задолженностей перед Пенсионным фондом в каждом регионе свидетельствуют о том, что имеющиеся меры воздействия неэффективны. Работодатели имеют возможность уклоняться от выплат, применяя различные способы. Наиболее типичным является включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах;

2) обеспечить заинтересованность граждан в уплате пенсионных взносов путем перераспределения ответственности по перечислению части взносов от работодателей к работникам.

Многие страхователи расценивают задолженность по пенсионным взносам именно как «долги перед Пенсионным фондом». Необходимо донести до сведения работодателей и, соответственно, работников, что долги по страховым взносам – это долги перед работниками. Ведь взносы, поступающие в Пенсионный фонд, распределяются по лицевым счетам конкретных людей и влияют на размер их пенсии;

3) ввести дополнительное страхование на случай неплатежеспособности предприятия либо заложить на эти цели средства в федеральном бюджете.

Данное предложение имеет значение в случае, когда зафиксирован факт уклонения от уплаты пенсионных взносов или неполной их уплаты, но предприятие уже обанкротилось и не может ответить по своим обязательствам.

Официальный сайт Пенсионного фонда России. http://www.pfrf.ru

Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ.

Читайте также:

Copyright © ООО "Про-Пенсию.ру"