Совместная проверки налоговой и пенсионного фонда

Первые выездные проверки по страховым взносам начнут проводиться не ранее 2011 г., указывалось в Письме Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19. Ведь проверять следует уплату взносов за расчетный период, а таковым является календарный год. В течение 2010 г. коммерсанты осваивали порядок расчета и уплаты взносов, установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), а представители Пенсионного фонда и ФСС РФ не беспокоили их выездными проверками. Проверять было, по сути, нечего. Период до 2010 г., то есть когда бизнесмены уплачивали ЕСН, находится в компетенции налоговой службы.
Теперь первый расчетный период по взносам на обязательное страхование окончен, и представители фондов приступили к проверкам коммерсантов.

План-график проверок

Территориальные отделения Пенсионного фонда и ФСС проводят совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов на основе утверждаемого плана (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). В Письме Пенсионного фонда РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 г. перечислены критерии, по которым сотрудники фондов отбирают плательщиков взносов для проверок.

Критерии для отбора плательщиков страховых взносов для включения в план-график совместных выездных проверок ПФР и ФСС РФ на 2011 год

1. Наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 г. в территориальные органы ПФР и ФСС РФ
2. Наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ
3. Несвоевременное представление индивидуальных сведений
4. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами
5. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом
6. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений)
7. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд
8. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников)
9. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников
10. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам
11. Периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)
12. Наличие информации от органов ФНС России об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов

Попасть в план-график может практически любой бизнесмен. Поводом станут такие нарушения, как непредставление расчетов по страховым взносам, обнаружение несоответствий в расчетах по итогам камеральных проверок. В последнем случае не играет роли, представлял коммерсант пояснения к расчетам или нет. Получается, если ошибка (выявленное несоответствие) была решена мирным путем, от выездного контроля бизнесмен не застрахован.
Ревизоры обратят внимание не только на нарушения, но и на факторы, которые сами по себе санкций не влекут. В частности, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС (то есть выплата больничных), или выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов.
Проверку спровоцируют неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие задолженности по взносам свыше двух отчетных периодов подряд. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Уменьшение сумм начислений в сравнении с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников указывает на возможный уход "в тень" и может повлечь проверку. Кроме того, если специалисты фонда получат из налоговой службы информацию об участии коммерсанта (применении) в схемах минимизации, бизнесмен также, скорее всего, попадет в план выездных проверок.
В план-график не включаются предприниматели и фирмы, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность. Конечно, если фонды знают о приостановке деятельности.
В течение года в план могут вноситься изменения, для чего издается приказ руководителей (заместителей) отделения Пенсионного фонда и ФСС РФ. Корректировка может касаться не только списка потенциальных кандидатов (включение или исключение из перечня), но и сроков проведения проверки.

Контролируемый период

Выездная проверка может охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении ревизии. Но сейчас может быть проверен только 2010 г. Ведь именно с 1 января 2010 г. фондам переданы полномочия по проведению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Выездные проверки уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды проводят налоговые инспекции. Соответствующие разъяснения даны в совместном Письме ФНС России N ММВ-22-2/422@ и Пенсионного фонда РФ N АД-30-24/9291 от 31 августа 2010 г. В рамках выездных проверок правильности уплаты ЕСН налоговые инспекции уполномочены выявлять в том числе ошибки, связанные с уплатой пенсионных взносов. Но привлекать бизнесменов к ответственности за выявленные нарушения в части уплаты пенсионных взносов контролеры налоговой службы не вправе. Обнаружив недоимку за период до 1 января 2010 г., инспектор должен передать сведения в территориальное отделение Пенсионного фонда, где зарегистрирован коммерсант. В свою очередь фонд вынесет решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за неуплату пенсионных взносов. Названное совместное Письмо предписывает налоговым инспекторам направлять пенсионщикам акты камеральных проверок, выписки из актов выездных проверок, документы, подтверждающие недоимку по пенсионным взносам, и иные необходимые материалы. Все эти сведения передаются не позднее чем через два рабочих дня, следующих за днем подписания акта налоговой проверки.
Заметим, инспекция должна сообщить коммерсанту о том, что в течение 15 дней бизнесмен может представить в Пенсионный фонд свои возражения на акт выездной проверки. Если такие возражения ИП передал инспекции, контролеры передадут их в Пенсионный фонд.

Истребование документов

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (п. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В ходе контроля представители Пенсионного фонда, одновременно с проверкой уплаты пенсионных взносов, осуществляют проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
В свою очередь сотрудники из ФСС РФ, изучая уплату взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, одновременно проверяют правильность расходов на выплату пособий (страхового обеспечения).
Контролеры вправе истребовать у страхователей документы. Предпринимателю (его уполномоченному представителю) вручается соответствующее требование. Документы представляются в виде заверенных копий. Бумаги заверяются подписью коммерсанта и печатью (при наличии). Не допускается требование нотариального удостоверения копий, а также изъятие подлинников. Контролеры в случае необходимости могут ознакомиться с подлинниками, но только на территории (в помещении) плательщика взносов. Требовать представить подлинники они не могут. Исключение - когда проверка проводится по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Обычно выездная проверка проводится на территории плательщика, но если у ИП нет возможности предоставить помещение проверяющим, ревизия осуществляется по месту нахождения контролеров.
Запрашиваемые документы представляются в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования. Если коммерсант не успеет выполнить требование, то на следующий день после его получения следует письменно уведомить проверяющих о невозможности представления документов в указанные сроки, а также перечислить причины, по которым документы не могут быть представлены. В течение двух дней фонд примет решение о продлении сроков или отказе в продлении, о чем будет вынесено отдельное решение.
От отказа коммерсант не застрахован, и может случиться так, что ИП даже не узнает причин, по которым фонд отказался увеличить срок. Закон предусматривает право (не обязанность) контролеров продлить сроки представления документов. При этом форма решения о продлении (об отказе в продлении) сроков не предусматривает указания причин, послуживших, в частности, отказу (форма содержится в Приложении N 22 к Приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н). Непредставление документов или отказ представить документы в установленные сроки признаются правонарушением и влекут штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, возможен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). Санкции можно попытаться оспорить. В ст. 43 Закона N 212-ФЗ названы обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Прямо там не говорится о непредставлении документов из-за большого объема запрашиваемых сведений. Но статья устанавливает, что проверяющее ведомство или суд могут учитывать иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.

Полномочия контролеров

Права и обязанности проверяющих названы в ст. 29 Закона N 212-ФЗ (таблица 2). Отметим, полномочия контролеров в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 31 НК РФ) ограничены. Представители фондов не вправе:
- производить выемку документов, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- приостанавливать операции по счетам плательщика взносов в банках и налагать арест на имущество плательщика;
- привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Права органов контроля за уплатой страховых взносов

1. Требовать от плательщика страховых взносов документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов
2. Проводить проверки плательщиков страховых взносов
3. Вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими взносов либо в связи с проверкой.
С 1 января 2011 г. ведомства могут вызывать страхователей, только если представленные плательщиками сведения являются неполными или носят противоречивый характер
4. Определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы
5. Требовать от плательщиков взносов устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований
6. Взыскивать недоимку, а также пени и штрафы по страховым взносам
7. Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды
8. Получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных Законом N 212-ФЗ
9. Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
10. Обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов
11. Предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам

Санкции за нарушения законодательства о страховых взносах и их сравнение с аналогичными нарушениями в сфере налогового законодательства

Закон N 212-ФЗ не предусматривает возможности привлечения к проведению выездной проверки страховых взносов сотрудников ОВД. Привлекать к проверке налоговых инспекторов фонд может только для проверки обоснованности применения коммерсантом пониженных тарифов страховых взносов (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Критерии для включения в план совместных проверок

Отсутствие каких документов может вызвать подозрения

Какие способы ухода от уплаты взносов будут искать ревизоры

  • Выявление налоговых схем
  • План налоговых проверок

П енсионный фонд и Фонд социального страхования вправе проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов только совместно (ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ). При этом совместные ревизии проводятся в строгом соответствии с ежегодными планами выездных проверок. Внеплановые же выездные проверки (например, в отношении выплат декретных пособий) могут проводиться независимо друг от друга (письма Минздравсоцразвития России от 22.02.11 № 19-5/10/2-1748, ПФР от 04.03.11 № ТМ-30-25/2106).

Для того чтобы компания оказалась подготовленной к визиту проверяющих, важно знать и понимать их логику работы. В частности, алгоритм включения организации в план проверок и порядок сбора доказательств нарушения в ходе самой проверки.

Основной критерий включения в план – резкое колебание суммы взносов

Ранее планы совместных проверок публиковались на сайтах территориальных органов контроля за уплатой страховых взносов. Однако Закон № 212-ФЗ в ныне действующей редакции не обязывает внебюджетные фонды обнародовать их. Поэтому в настоящее время план публикуют лишь некоторые территориальные учреждения фондов. Поэтому не исключено, что о предстоящей проверке страхователь узнает непосредственно при получении решения о ее проведении.

Несмотря на то что основным критерием включения в план проверок по-прежнему еще со времен ЕСН остается резкое колебание суммы взносов от периода к периоду, существуют и другие причины включить компанию в план проверок. Внебюджетные фонды еще в 2010 году договорились о перечне критериев, на основании которых они отбирают страхователей для включения их в план проверок (письмо ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС России № 02-03-08/13-2872 от 21.12.10).

В частности, инспекторы обращают внимание на несовпадение количества отчетов, представленных в разные фонды, а также на несоответствия показателей в расчетах по форме РСВ-1 ПФР и форме-4 ФСС, выявленные при проведении камеральных проверок. Особенно это опасно, если страхователь не представил адекватное пояснение, обосновывающее причины таких расхождений.

Неоднократные корректировки и внесение изменений в отчетность по страховым взносам также служат сигналом к инициированию выездной проверки. Повлияет на решение и недоимка по страховым взносам, которая числится за компанией свыше двух отчетных периодов подряд.

Тот факт, что компания не представила в срок сведения персонифицированного учета, также привлечет внимание контролеров из органов ПФР. Однако само по себе непредставление в установленные сроки этих сведений влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы взносов, начисленных за отчетный период (абз. 3 ст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ). Поэтому назначение плановой проверки силами двух контрольных органов на одном только этом основании маловероятно.

Своеобразным сигналом для назначения выездной проверки является наличие значительной суммы расходов, финансируемых за счет средств ФСС. Например, выплата пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Закона от 29.12.06 № 255-ФЗ) или возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). Однако при отсутствии других критериев привлечение к проверке пенсионщиков в данном случае нецелесообразно, поскольку ревизоры из ФСС вполне могут провести внеплановую проверку в отношении таких фактов самостоятельно.

Еще один важный критерий – наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами. Это могут быть, к примеру, выплаты единовременной материальной помощи или различных компенсаций, связанных с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей (ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Непременно попадут в сферу пристального внимания контролеров страхователи, применяющие пониженные тарифы взносов, в том числе одновременно использующие общие и льготные ставки. Например, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий или применяющие упрощенку с льготным видом деятельности (п. 6, 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

В настоящее время вслед за налоговиками использовать инструменты финансового анализа при планировании контрольных мероприятий стали и сотрудники фондов. При этом ревизоры из фондов анализируют изменение нагрузки страхователя по страховым взносам и размера среднего заработка сотрудников в сравнении с данными предыдущих отчетных периодов. А также выявляют периоды, в которых компания возмещала значительные суммы пособий или сдавала нулевую отчетность. Чтобы на момент выхода на проверку уже иметь общее представление, где стоит искать нарушения.

Поводом для проверки может стать сигнал от налоговиков

Еще один очень важный критерий включения компании в план проверок – сообщение налогового органа об участии страхователя в схемах минимизации страховых взносов. Несмотря на то что контрольная деятельность налоговых органов ограничивается лишь соблюдением норм налогового законодательства (подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ), они могут направлять во внебюджетные фонды сведения о выявленных фактах нарушений, повлекших за собой занижение доходов (ч. 10 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Как правило, региональные налоговые службы и внебюджетные фонды действительно обмениваются между собой информацией о выявленных правонарушениях.

Также налоговики направляют во внебюджетные фонды сведения о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). В отношении остальных страхователей сотрудники фондов могут самостоятельно запрашивать необходимую информацию у налоговиков (п. 12 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, начиная с текущего года налоговики обязаны направлять копии всех деклараций самозанятых предпринимателей во внебюджетные фонды (ч. 9 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Эта информация необходима контролерам для того, чтобы узнать фактический размер страховых взносов. Так как если доходы ИП превысят 300 тыс. рублей, то к фиксированному размеру взносов прибавляется 1 процент от суммы дохода, превышающей данный лимит (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, если компания отвечает одному или нескольким из вышеперечисленных критериев, то вероятность совместной выездной проверки в отношении нее достаточно велика. Отметим также, что в рамках предпроверочного анализа страхователей нередко приглашают на межведомственные комиссии. Как правило, при проведении таких комиссий сотрудники фондов указывают на то, что компания выплачивает заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, поэтому нужно повысить зарплату своим работникам и представить уточненнын расчеты с увеличением облагаемой базы по страховым взносам во избежание совместной выездной проверки.

После проверки компанию два года беспокоить не должны

Отметим, что выездная проверка охватывает период не более трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 письма ПФР № ТМ-30-24/13848, письмо ФСС России № 02-03-08/13-2872 от 21.12.10). Поэтому после прохождения совместной проверки у компании есть два года, свободных от плановых выездных проверок по взносам. Однако внеплановые ревизии фонды могут проводить чаще.

Выездная проверка, как правило, проводится на территории страхователя (ч. 1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). В случае отказа компании допустить должностных лиц из фондов на свою территорию составляется соответствующий акт. И на его основании контролеры вправе определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся у них информации (п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ).

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, то ревизия может проводиться по местонахождению органа контроля. В случае совместной проверки это крайне неудобно для работников компании, так как проверка будет проводиться на территории сразу двух учреждений. Поэтому придется представлять документы и при необходимости давать пояснения сразу в два места. Примечательно, что при этом доступ на территорию компании для проверяющих остается открытым. Поскольку для личного визита им достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки (ч. 1 ст. 36 Закона № 212-ФЗ). Но в данной ситуации есть и плюсы, так как общение двух ревизоров из разных фондов между собой будет сведено к минимуму. Возможно, это уменьшит число необоснованных придирок или затруднит выявление реальных нарушений.

Каждый ревизор будет занят своими взносами

По своей сути совместная проверка фондов по функциям и методам проведения аналогична налоговой проверке. Однако, несмотря на то, что прибывшие на совместную проверку ревизоры преследуют общую цель, их действия остаются в подчинении отдельных ведомственных документов.

Так, действия пенсионщиков регламентируются Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 03.02.11 № 34р. А контролеры из Фонда социального страхования следуют Методическим указаниям, утвержденным постановлением ФСС России от 07.04.08 № 82. Поэтому проверяющие составляют двойной комплект документов. Это, в частности, решение о проведении выездной проверки (ч. 2 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), требование о представлении документов (ч. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Причем пенсионщики проверяют документы по выплатам, связанным с начислением взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а контролеры из ФСС проверяют правильность исчисления взносов на обязательное социальное страхование и на страхование от несчастных случаев.

Как правило, сотрудники внебюджетных фондов не затягивают срок проведения совместной проверки и в большинстве случаев присутствуют на территории компании не более недели. После чего с документами возвращаются в свои учреждения для составления акта проверки. Общая продолжительность ревизии при этом составляет не более двух месяцев, а при проверке обособленных подразделений – не более одного месяца (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

В ходе проверки компания может получить требование о представлении документов сразу от двух фондов. Если объем запрошенных документов значителен, подготовка в течение 10 дней (ч. 6 ст. 4, ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ) двойного комплекта копий (ч. 2.1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ) представляется нерациональной. В этом случае разумно воспользоваться правом на отсрочку исполнения требования (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Но зачастую в ходе выездной проверки контролеры из фондов запрашивают и оригиналы документов. Если проверяющих заинтересует правомерность исчисления взносов в отношении какой-либо выплаты, то они могут запросить у страхователя копии подтверждающих документов. При этом отсутствие подлинников каких-либо документов может вызвать серьезные подозрения со стороны проверяющих. И они попытаются установить причину такого отсутствия.

Более того, отсутствие подлинников до сих пор одна из главных претензий проверяющих. На практике чаще всего отсутствуют оригиналы трудовых книжек, больничных листов, актов выполненных работ по договорам гражданско-правового характера, приказов о выплате материальной помощи.

Несколько типичных нарушений ревизоры ищут при любой проверке

Прежде всего контролеры обращают внимание на выплаты, не облагаемые страховыми взносами. Это, к примеру, государственные пособия, суммы материальной помощи, командировочные расходы, плата за обучение, а также компенсационные выплаты, связанные с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). При этом ревизоры пытаются выявить различные схемы минимизации страховых взносов. В частности, преднамеренную регистрацию сотрудника в качестве ИП, искусственную замену части зарплаты компенсациями.

Как и налоговики ранее в отношении ЕСН, проверяющие из фондов изучают объявления о вакансиях и пытаются доначислить страховые взносы на основании сведений о размерах зарплаты, указанных в них. Опять же контролеры из фондов непременно постараются доказать, что гражданско-правовые договоры на самом деле являются трудовыми. И конечно, попытаются собрать аргументы, свидетельствующие о том, что компания выплачивают зарплату в конвертах.

Если компания применяет пониженные тарифы страховых взносов, то ревизоры обязательно начнут собирать доказательства, свидетельствующие о том, что страхователь неправомерно воспользовался льготой. Сотрудники фондов очень часто предъявляют претензии по поводу правомерности применения пониженной ставки в отношении работников фармацевтических организаций, использующих ЕНВД (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). По мнению чиновников, льготная ставка предназначена только для выплат работникам, получившим сертификаты специалистов (письмо ПФР от 15.10.12 № ТМ-30-24/15010).

Однако Закон № 212ФЗ не устанавливает таких требований. К тому же фармацевтическую деятельность осуществляет вся компания, а не отдельные физические лица (письмо ФСС России от 03.04.12 № 15-03-18/08-3638). С таким мнением в большинстве случаев соглашаются и судьи (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 26.02.14 № А32-2330/2013, Восточно-Сибирского от 22.10.13 № А19-2987/2013, Дальневосточного от 22.07.13 № Ф03-2806/2013, Западно-Сибирского от 31.10.13 № А03-1341/2013 округов).

Проверяющие, как правило, тщательно изучают и анализируют платежные документы и банковские выписки организации. А также обращают внимание на нетипичные бухгалтерские проводки и проверяют первичные документы в отношении таких операций. Нередко они обнаруживают неучтенные суммы, на которые не были начислены страховые взносы, и при анализе расчетов с подотчетными лицами.

Отметим, что кроме непосредственного изучения документов контролеры вправе получать пояснения от представителей компании (п. 5 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ). Однако в отличие от налоговиков работники внебюджетных фондов не вправе проводить допросы сотрудников страхователя, а также осматривать помещения организации, проводить инвентаризацию и выемку документов.

Несмотря на то что специалисты фондов не вправе задавать вопросы сотрудникам компании об обстоятельствах их работы, напрямую не связанных с расчетами по оплате труда и начислением страховых взносов (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ), они могут запрашивать не имеющие отношения к исчислению и уплате взносов документы (п. 1 ч. 1 ст. 29 закона № 212-ФЗ). К примеру, могут заинтересовать проверяющих трудовые договоры или положения о премировании сотрудников. Тем более что законодательство о страховых взносах не содержит подробного перечня документов, которые ревизоры вправе истребовать в ходе проверки.

Компании могут сослаться на смягчающие обстоятельства

В последний день проведения выездной проверки контролеры составляют справки о проведенной ревизии (ч. 23 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Не исключено, что у каждого фонда это могут быть разные даты. Однако составление справок в разные дни не считается нарушением. После чего у работников фондов имеется еще два месяца на составление акта выездной проверки (ч. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). На практике проверяющие из разных фондов заранее договариваются о дате составления актов.

Как и при проведении налоговой проверки, при несогласии с выводами и аргументами ревизоров компания вправе представить возражения, которые подаются в каждый контролирующий орган в течение 15 рабочих дней после получения актов проверки (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Возражения страхователя рассматриваются в процессе вынесения решений по результатам совместной проверки. В дальнейшем возражения могут послужить основой для составления апелляционной жалобы в вышестоящий орган для обжалования решения в судебном порядке (ст. 54 Закона № 212-ФЗ). К сожалению, обжалование не приостанавливает исполнение самого решения.

Зачастую при вынесении решений по совместной проверке ревизоры не учитывают обстоятельства, смягчающие или исключающие (ст. 43 Закона № 212-ФЗ) вину страхователя. Однако перечень смягчающих обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 44 Закона № 212ФЗ является открытым. Следовательно, в возражениях на акт проверки компания может ссылаться на однократность допущенных нарушений, тяжелое финансовое положение или на несоответствие размера санкций тяжести совершенного правонарушения.

Кроме того, смягчающим обстоятельством для снижения размера санкций может являться наличие переплаты по страховым взносам (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.13 № А69-604/2012). А также незначительный период просрочки представления отчетности (определение ВАС РФ от 12.10.12 № ВАС-13005/12, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.13 № А21-9983/2012), опоздание с представлением отчетности из-за отсутствия доступа к интернету (определение ВАС РФ от 12.09.12 № ВАС-11683/12). В то же время практика показывает, что доказать наличие смягчающих обстоятельств компаниям удается чаще всего только в суде.

Каждый год с наступлением января в России появляется немало новых законов, правил, требований, штрафов, а вместе с этим и немало проблем. В последнее время в сети стало появляться немало информации о том, что пенсионеров ожидают серьезные проверки в 2021 году. И речь идет не только о подтверждении места жительства, но и отчетов перед ФНС и ПФР. И если проигнорировать требования и проверки, то можно остаться без пенсии.

Многие пенсионеры испуганы этой информацией и просто не знают – чему верить можно и нужно, а что является обычным обманом. Попробуем разобраться в том, кому и какие проверки грозят в наступающем году.

Отчеты в ФНС

Возможно, далеко не всем известно о том, что ФНС проводит активные проверки граждан уже сейчас – в текущем году, и пенсионеров эти проверки касаются в первую очередь, хотя попадают под них очень многие граждане. Цель этих проверок заключается в выявлении фактов получения серого дохода, его сокрытия и неуплаты налогов. Поэтому первыми под пристальное внимание здесь попадают люди, имеющие различные виды имущества.

Причем же здесь пенсионеры? Все достаточно просто. Из-за пандемии и кризиса доходы сократились у большей части населения страны, и пенсионеры здесь не стали исключением. Скорее, наоборот, именно пенсионеров сейчас можно назвать самой незащищенной группой населения, так как безработные граждане, семьи с детьми, дети всех возрастов получали в период карантина помощь от государства, а вот многие пенсионеры остались без внимания властей. В итоге, чтобы было на что жить, многие пенсионеры начали нелегально сдавать в аренду квартиры или комнаты в квартирах.

Плату за аренду получают наличными, налоги с этих доходов не платят – наказание может оказаться реальным. Однако информация о том, что всем пенсионерам придется самостоятельно отчитываться перед ФНС, является обычными слухами. Далеко не все пенсионеры получают нелегальные доходы, поэтому ФНС самостоятельно проверит тех, кто попадет под подозрение.

Отчеты в ПФР

Еще одна «страшилка», не имеющая под собой серьезных оснований. Никакие отчеты здесь также подавать не придется. ПФР самостоятельно проверяет информацию о наличии у пенсионера официального трудоустройства в том случае, если он получает пенсию и выплаты, положенные безработным.

Однако если ФНС выявит наличие скрытого дохода, то в этой ситуации придется отчитываться не только перед ПФР, но и перед социальной защитой населения. Если пенсионер получает скрытый доход, он является работающим, а значит – не имеет права получать положенные неработающим надбавки и индексации пенсии. По этой причине открыто уже немало уголовных дел по факту мошенничества со стороны пенсионеров . Переплату придется возвращать.

Такая же ситуация будет и в том случае, если пенсионер получает субсидию на фоне нелегального дохода. Субсидия платится гражданам, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума, и при наличии скрытого дохода получение субсидии может оказаться необоснованным.

Подтверждение места жительства

Некоторые пенсионеры действительно должны периодически подтверждать свое место жительства, и в определенных ситуациях невыполнение такого требования может стать причиной приостановки выплаты пенсии.

Но законом предусмотрено всего 2 случая, когда подтверждение места жительства является необходимым. Например, если пенсионер проживает в северных регионах. В этом случае пенсионеры получают повышенную пенсию. Если же пенсионер переезжает в другой регион, то размер выплат снижается и весьма существенно. Некоторые пенсионеры не сообщают о переезде, продолжая получать северную пенсию, из-за чего возникают переплаты. Чтобы этого избежать, законодательство обязывает пенсионеров, проживающих в северных регионах, подтверждать свое место жительства один раз в год.

Но и здесь есть исключения. Такое подтверждение требуется только в том случае, если пенсионер получает пенсию по доверенности или зачисления приходят на карту банка. Если же выплаты доставляют на дом и передаются лично в руки пенсионеру – подтверждение не требуется.

Второй случай необходимости подтверждения места проживания возникает при получении пенсии по доверенности. То есть, в том случае, если пенсию за пенсионера получает другой человек, а доверенность на получение выдана на срок более одного года.

В этом случае пенсионеру действительно необходимо обратиться в ПФР с паспортом, или же получить пенсию самостоятельно через службу доставки или через почтовое отделение. Если не подтвердить место проживания, выплаты пенсии будут приостановлены.

Подтверждение жизни

По поводу этого момента в сети в настоящее время наблюдается наибольшее количество обсуждений, страхов, недовольства и высказываний. В немалом количестве статей на разных сайтах говорится о том, что каждый пенсионер с наступлением 2021 года будет обязан регулярно подтверждать, что он жив, иначе выплаты пенсии будут приостановлены до выяснения ситуации.

Законодательством такая норма действительно предусмотрена, однако действует она лишь в определенных случаях. Например, в том случае, если российский пенсионер проживает за пределами России – в другой стране. В этом случае действительно придется каждый год подтверждать то, что человек жив, обращаясь в российское консульство на территории страны проживания. В этом случае выплата пенсии будет продлена на год. Если такое требование проигнорировать, выплаты будут остановлены.

Если пенсионер проживает на территории России, то ничего подтверждать не нужно.

Автор: Светлана Кузьменко, ведущий юрист аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Участие в совместной проверке налоговиков не влечет риск доначисления налогов. Однако они могут получить во время проверки определенную информацию и затем уже рассмотреть вопрос о проведении выездной налоговой проверки по этой фирме.

ФСС и ПФР в рамках контрольных мероприятий вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.

Нормы проведения данных контрольных мероприятий в целом аналогичны правилам, которым должны следовать налоговики при выездных и камеральных проверках (ст. 87 НК РФ).

Однако они являются менее детализированными и, как следствие, вызывают много вопросов у компаний. В данной статье из журнала «Актуальная бухгалтерия» № 8, 2012 рассмотрен вопрос, что вправе делать контролеры при совместных проверках.

Налоговики по запросу ПФР или ФСС в целях проверки обоснованного применения пониженных тарифов страховых взносов вправе участвовать совместно с фондами в выездных контрольных мероприятиях.

Инспекторов привлекают к участию в проверках по запросу в порядке, установленном Соглашениями (письма ФНС России и ПФР от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04, ФНС России и ФСС России от 23.06.2011 № ММВ-27-2/15, № 14-03-40/08-1767П).

Обратите внимание, что такие совместные проверки с инспекциями и фондами могут проводиться только в отношении отдельных компаний, а именно:

- фирм, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;

- хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, внесенных в реестр Минобрнауки России;

- компаний, оказывающих инжиниринговые услуги.

К иным фирмам, не указанным в пункте 5 части 1 статьи 33 Закона № 212-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)), контролеры в таком составе прийти не вправе.

Кроме того, такому совместному контролю подлежит только соблюдение фирмами определенных условий, дающих им право на применение пониженных тарифов.

К таким условиям можно отнести установленную Законом № 212-ФЗ долю дохода от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и пр., от инжиниринговых услуг. Последние включают инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, а также предпроектные и проектные услуги.

Права налоговиков при совместной проверке

Выездные проверки проводят ПФР совместно с ФСС с привлечением инспекции или без нее, тогда как камеральные проверки могут быть проведены контролерами независимо друг от друга (письмо ПФР от 04.03.2011 № ТМ-30-25/2106).

При привлечении налоговиков к совместным проверкам полномочия налогового ведомства сведены к контролю за соблюдением фирмами применения пониженных тарифов, согласно требованиям Закона № 212-ФЗ.

Из этого следует, что инспекторы, привлеченные по запросу фондов, самостоятельной выездной проверки плательщиков страховых взносов не проводят. Следовательно, каких-либо доначислений налогов в рамках данного контрольного мероприятия быть не может.

Проверка по страховым взносам может охватить деятельность компании за три предыдущих года. Фонды не вправе за один и тот же период дважды проверять фирму, за исключением определенных случаев, например, ликвидации или реорганизации предприятия. Причем данное условие о невозможности повторного контроля действует независимо от состава проверяющих, проводивших проверку.

Так, например, если контроль уплаты страховых взносов был проведен сотрудниками фондов в рамках выездной проверки, повторно проверить тот же период уже с привлечением сотрудников инспекции невозможно.

В случае, если требование об уплате будет предъявлено фирме, она вправе не выполнять его, поскольку действия контролеров неправомерны (п. 9 ч. 1 Закона № 212-ФЗ).

Документы по проверке

Выездную проверку, в том числе с привлечением налоговиков, проводят на основании решения фондов (ч. 2, 4, 5 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Требования по оформлению при проведении совместной проверки каких-либо дополнительных документов, как, например, отдельных решений налоговой инспекции об участии в проверке и требований о предоставлении документов, действующее законодательство не предусматривает.

Доступ на территорию проверяемой компании осуществляется при предъявлении всеми должностными лицами служебных удостоверений и решения о проведении выездной проверки (форма 9-ПФР, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н).

Ф. И. О. и должности сотрудников инспекции, участвующих в проверке, должны быть указаны в решении. Без этих документов фирма вправе не допускать проверяющих на свою территорию.

При этом решение о проведении проверки может быть предоставлено контролерами непосредственно в момент посещения страхователя. То есть компания может узнать о проведении проверки непосредственно перед ней, поскольку нормы Закона № 212-ФЗ не обязывают контролеров заблаговременно сообщать о планируемом визите.

На практике контролеры все же уведомляют фирму по телефону о выезде проверяющих до начала проведения мероприятий.

После ознакомления и визирования фирмой решения о проведении выездной проверки вручается требование о представлении документов (форма 14, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н).

Все документы, представляемые проверяемой компании в рамках выездной проверки, в том числе решение по ее результатам, оформляются от имени фондов. Налоговики, несмотря на свое участие в контрольном мероприятии, официально не взаимодействует со страхователем. Их функция сводится к участию в проверке в составе проверяющих, но ограничена по праву вынесения самостоятельных решений. Все правоотношения при проверке возникают между проверяемым лицом и фондами.

В случае реализации фирмой своего права на обжалование вынесенного фондами решения, она обжалует решения какого-либо контрольного органа ПФР или ФСС России.

В отношении доказательственной базы, собираемой контролерами при проведении проверки, следует знать, что все материалы, оформляемые в рамках проверки, находятся у внебюджетных фондов.

Налоговики при проведении совместного проверочного мероприятия не формируют собственную доказательную базу, поскольку не принимают самостоятельного решения по результатам проведения выездной проверки.

Ограничение прав проверяющих

Следует отметить, что полномочия сотрудников фондов по контролю за уплатой страховых взносов ограничены в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 29 Закона № 212-ФЗ; ст. 31 НК РФ).

Так, фонды при проведении выездной проверки не вправе производить осмотр помещений, в отличие от своих коллег из налогового ведомства, право которых на осмотр помещений прямо установлено Налоговым кодексом.

В связи с этим у компаний возникает вопрос, могут ли налоговики при совместной проверке реализовать свое право на осмотр помещений, предоставленное им Налоговым кодексом, но отсутствующее в Законе № 212-ФЗ? Нет.

Из анализа норм права следует вывод, что налоговики при проведении выездных проверок страхователей не вправе действовать с превышением полномочий, установленных Законом № 212-ФЗ для фондов, в том числе проводить осмотр помещений.

Данный вывод основан на следующем.

В Налоговом кодексе четко указано, что налоговики в порядке, предусмотренном статьей 92 Налогового кодекса, вправе осматривать любые используемые фирмой производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (п. 6 ч. 1 ст. 31 НК РФ).

При этом в данной статье говорится, что должностное лицо налоговой инспекции, производящее выездную налоговую проверку, вправе производить осмотр помещений.

В данном же случае налоговой проверки в отношении компании не проводится, а налоговики участвуют совместно с сотрудниками фонда в выездной проверке по контролю за уплатой страховых взносов.

На настоящую дату какие-либо официальные разъяснения и арбитражная практика по этому вопросу отсутствуют.

Бывают случаи, когда проверяемые фирмы путают право фондов на беспрепятственный доступ на территорию страхователя с осмотром помещений. Однако это разные права. Право контролера на доступ с целью проведения проверки не позволяет осматривать помещения для выявления каких-либо несоответствий данных, представленных компанией, или обнаружения нахождения на этих территориях нелегальных работников.

Фирмы самостоятельно определяют помещение для проведения выездной проверки и вправе не допускать контролеров в иные помещения.

Точки над i

Компания в случае прихода к ней проверяющих одновременно из трех ведомств, а именно ПФР, ФСС и ИФНС, должна знать, что контролю подлежит обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов отдельными категориями страхователей.

Если предприятие не является плательщиком пониженных страховых взносов по определенным видам деятельности, проверяющих в таком составе оно вправе не пускать.

Участие в совместной проверке налоговиков не влечет риск доначисления налогов, поскольку функция инспекторов в данном случае является ограниченной. Однако они могут получить во время проверки определенную информацию и затем уже рассмотреть вопрос о проведении выездной налоговой проверки по этой фирме.

Однако исходя из практики уже проведенных без участия налоговиков проверок вся информация, которая покажется проверяющим фондам подозрительной, согласно внутренним регламентам незамедлительно будет предоставлена в инспекции. Как правило, это касается небольших окладов работников.

Читайте также: