Ставки пенсионных налогов в узбекистане

Основные ставки сохранятся, снизятся ставки по импорту, повысятся некоторые акцизы и другое.


Министерство финансов подготовило проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год».

Основные ставки

Они остаются без изменений. Это НДС (15/%), налог на прибыль (15%, для отдельных категорий 20%), налог на доходы физических лиц (12%), налог на имущество юридических лиц (2%), земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальный налог (хозсубъекты — 12% и бюджетные организации — 25%), налог с оборота (базовая ставка 4%).

Акцизный налог

Ставки индексируются с 1 февраля 2021 года. На алкогольную продукцию включая пиво, а также на табачную продукцию индексируются в два этапа:

  • с 1 февраля 2021 года (с учетом отказа их индексации в 2020 году);
  • с 1 сентября 2021 года — в среднем на 7,5%.

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту. Это пищевая продукция (20 видов товаров, среди которых соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты), электротехнические товары (35 видов товаров, среди которых холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины) и другие.

Это позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства.

Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20 до 15%.

Земельный налог

Устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, в разрезе регионов республики в абсолютной величине, с учетом их индексации на 15%.

Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (сум) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях.

При этом, конкретный размер налоговых ставок будет определяться органами государственной власти на местах на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.

С отменой единого земельного налога (с 1 января 2020 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости с целью исчисления земельного налога.

С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения. При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий (с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.

С целью установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предусматривается распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения.

Налог за пользование водными ресурсами и недрами

Ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели.

Это влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели в целях исчисления налога.

Ставки индексируются на 15−30%, чтобы поэтапно довести их до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.

Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сум за 1 куб.м.

По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.

Предусмотрено расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет: стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынков и торговых комплексов.

Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог.

В условиях коронавирусной пандемии указом президента от 3 апреля 2020 года было предусмотрено, что в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе. Эту норму предлагается сохранить и в дальнейшем, и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), не зависимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий в соответствии с указом президента от 5 мая 2020 года.

Социальный налог

Предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц.

Так законопроектом предусматривается, что самозанятые граждане, ученики школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Узбекистана, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Узбекистана уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа.

Соответственно для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Налог на имущество

Предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2 до 0,4% и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков.

Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Эта мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.


Политика Узбекистана, предусматривает индивидуальный подход к пенсионным выплатам. За последние несколько лет власти внесли ни одну корректировку в показатели этой отрасли, все нововведения можно назвать социально направленными, так как они осуществляются ради интересов своих граждан.

Пенсионный возраст в Узбекистане

В 2020 году на территории республики могут рассчитывать на пенсионное обеспечение мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Немаловажный фактор это наличие трудового стажа. Значение минимального стажа для мужчин 25 лет, а для женщин – 20.

Расчет выплат

Формирование пенсии осуществляется в несколько сложных этапов. Ключевую роль здесь играет трудовой стаж. На его основе происходит расчет накоплений.

В соответствии с правилами начисления пенсионного обеспечения на территории Узбекистана, пенсия рассчитывается по такому принципу:

  1. Изначально нужно обращать внимание на стаж работы. В первую очередь сюда включается любой вид деятельности, при котором гражданин Республики получал официальное государственное социальное страхование. При этом сам характер работы значения не имеет. Помимо основной официальной занятости, в трудовой стаж могут быть включены и иные виды деятельности: служба в армии, включая работу в военизированных организациях; временной период, в течении которого был факт ухода за недееспособными лицами, детьми и так далее; процесс получения образования в ВУЗах, в том числе и за пределами Узбекистана.
  2. После установления суммарной продолжительности стажа работы с целью определения пенсии, дополнительно возникает необходимость установить заработок. Учитываются уровень зарплат и пенсионных выплат на сегодняшний день.
  3. На следующем этапе нужно установить персональный коэффициент. Можно выбирать любые 6 месяцев за последние 10 лет, а социальная служба рассчитает коэффициент заработка за это время.
  4. Сбор документов – завершающий этап. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой всех необходимых документов. В случае отсутствия какой-либо бумаги, они оставляют за собой право потребовать предоставить ее в максимально сжатые сроки.

Размер пенсии

Минимальная пенсия

Последние корректировки в определении размера минимальной пенсии были внесены указом президента Узбекистана от 1 октября 2019 года. Согласно ему, минимальная пенсия граждан, начисляемая по возрасту, составляет 29 2940 узбекских сумов. Если сравнивать эту цифру с показателями 2020 года, то она выросла на 15%.


Средняя пенсия

По последним данным средней пенсией в Узбекистане считается показатель в 352152 сумов. Эксперты отмечают, что зачастую на уровень начислений влияет и место жительства. Ведь если человек живет в районе Республике, промышленные сферы деятельности которого слабо развиты, то и высокооплачиваемой работой он себя не обеспечит. Отсутствие возможности получать высокую зарплату находится в основе расчета заработка для исчисления, показатели которого будут минимальными.

Накопительная

Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.

Законом предусмотрены две категории граждан:

  • которые участвуют в накопительной системе добровольно;
  • которые должны это делать в обязательном порядке.

Для этого либо сам гражданин, либо его официальный работодатель (в зависимости от категории) подает заявление в филиал Народного банка Республики. После подтверждения постановки на учет, человеку открывается индивидуальный счет, который закрепляется за ним навсегда.

Деньги на счет поступают из нескольких источников:

  1. Ежемесячные обязательные взносы;
  2. Добровольные взносы;
  3. Проценты, начисленные на уже имеющиеся средства;
  4. Другие источники доходов, которые предусмотрены Законом.

Контроль средств на индивидуальных счетах Народного банка, осуществляется через органы Министерства финансов и Центральным банком.

Надбавки к пенсии

  • полагаются инвалидам войны I группы;
  • инвалидам войны II группы;
  • инвалидам I;
  • инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны и приравненным к ним лицам;
  • лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
  • родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
  • лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
  • артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
  • артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.

Повышение пенсии в Узбекистане

C 1 января 2019 года максимальная заработная плата, принимаемая для назначения пенсии, будет увеличена с 8 до 10 кратного размера минимальной заработной платы. Что это такое, как это повлияет на пенсию, насколько она будет увеличена, читайте в нашем материале.

Например, у гражданина, имеющего стаж работы 35 лет, среднемесячная заработная плата составляла 2 миллиона 200 тысяч сумов. По действующим условиям пенсия рассчитывалась от суммы 1 миллион 621 тысяча сумов (8 МРЗП), а оставшаяся сумма в размере 579 тысяч сумов не учитывалась.

Таким образом размер пенсии составлял 1 миллион 54 тысячи сумов (т.е. базовый размер – 55% от средней заработной платы или 892 012 сумов и 10% за каждый год работы, превышающий требуемый стаж в 25 лет).

Полная пенсия работающим пенсионерам

С 1 января 2019 года все работающие пенсионеры в Узбекистане будут получать 100-процентную пенсию раньше они получали 50% от пенсии. Это предусмотрено указом президента Шавката Мирзиёева от 12 декабря о дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения.

Сейчас при исчислении пенсии берется средний размер зарплаты в 1,621 млн сумов. С 2019 года уровень повышается до 2,227 млн сумов. Соответственно пенсии будут увеличиваться в среднем на 65−260 тысяч сумов.

Перевод пенсии из Узбекистана в Россию

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.

После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».

После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.

Бюрократический вопрос

Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.

После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.

Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.

Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.

База данных "Законодательство Узбекистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Узбекистана

Общие сведения

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .

Именно Налоговый кодексустанавливает, изменяет и отменяет налоги и иные платежи в государстве. Другие акты законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, не могут быть противоречащими Кодексу.

Особенностью налогового законодательства Узбекистана является то обстоятельство, что ставки по налогам устанавливаются не Налоговым кодексом, а решением Президента Республики Узбекистан ежегодно. Кроме того, подзаконными актами устанавливаются различные списки и перечни, необходимые для целей исчисления налогов, например, перечни видов деятельности, подлежащих упрощенному налогообложению, подакцизных товаров и т.п. Поэтому иные нормативные правовые акты являются важной составной частью налогового законодательства, поскольку именно от них зависит конечная сумма, подлежащая уплате, тогда как Налоговый кодекс устанавливает общие правила налогообложения, а также их особенности для некоторых категорий плательщиков.

Налоговым законодательством Узбекистана предусмотрено чрезвычайно большое количество налогов и сборов.

В целом налоговую систему можно охарактеризовать как двухуровневую, поскольку все налоги делятся на: общегосударственныеи местные

Общегосударственные налоги

Налог на прибыль юридических лиц. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих организаций). Объект – прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. В 2016 году ставка составляет от семи с половиной до тридцати пяти процентов.

Налог на доходы физических лиц. В 2016 году ставка является прогрессивной (зависящей от величины дохода), минимум составил семь с половиной процентов.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению данным налогом, а также импортеры товаров. В 2016 году ставка налога составляет двадцать процентов от стоимости товаров.

Акцизный налог. Плательщики –лица, которые производят или ввозят подакцизную продукцию. Перечень подакцизных товаров утверждается Президентом. В 2016 году к подакцизным были отнесены: из товаров местного производства – алкогольная, табачная, спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, драгметаллы и ювелирные изделия, автомобили и т.д. Из импортируемых к подакцизным отнесен широкий спектр товаров и продуктов питания. Необходимо отметить то обстоятельство, что в республике к подакцизным отнесено очень большое количество товаров по сравнению с другими странами СНГ.

Налоги и специальные платежидля пользователей недрами: налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы (подписной и коммерческого обнаружения). База налога за пользование недрами – стоимость добытых ископаемых. В 2016 году ставка зависит от вида полезного ископаемого и составляет от трех с половиной до тридцати процентов. Подписной бонус взимается в твердой сумме, в 2016 году его размер установлен кратным минимальной заработной плате и зависит от вида ископаемого. Ставка бонуса коммерческого обнаружения составила 0.1 процента от стоимости добытого объема. Ставка налога на сверхприбыль составила 50 процентов.

Налог за пользование водными ресурсами. Плательщики – лица, осуществляющие водопотребление и водопользование. Объект – водные ресурсы на поверхности земли и под ней, база – объем потребленной воды. Ставка на 2016 год зависит от цели использования, вида источника воды и личности плательщика, минимальный размер за кубометр составил 20.6 сум, максимальный – 11500.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщики – юридические лица-собственники имущества (за исключением некоммерческих организаций). Объект налогообложения - основные средства, объекты незавершенного строительства, оборудование и т.п. База – стоимость объекта. Ставка на 2016 год равняется пяти процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – его инвентарная стоимость. Ставка зависит от характеристик недвижимости, на 2016 год колеблется в пределах от полутора до двух с половиной процентов.

Земельный налогс юридических и физических лиц. Плательщики - собственники и законные владельцы земельных участков. База – площадь участка. Ставка на 2016 год ставится в зависимость от местонахождения и назначения земель. Налог, уплачиваемый физическими лицами, поступает в местный бюджет.

Налоговым законодательством установлен целый ряд обязательных платежей в социальные фонды, а также различных сборов (госпошлина, таможенные платежи).

Законом предусмотрено несколько упрощенных налоговых режимов, таких как единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный платеж.

Местные налоги и сборы

Земельный налог с физических лиц.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих). Объект – прибыль, которая осталась у предприятия после уплаты налога на прибыль. Ставка на 2016 год составляет восемь процентов.

Налог на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств. Плательщики – юридические лица, осуществляющие продажу данных продуктов потребителю. На 2016 год ставка колеблется от двухсот тридцати до трехсот тридцати пяти сум за литр проданного топлива.

Сбор за право розничной торговлиотдельными видами товаров и оказание отдельных услуг, перечень которых устанавливается дополнительно. Ставка зависит от вида товаров и услуг.

Налоговое законодательство Узбекистана: достоинства и недостатки.

Характеризуя узбекскую систему налогового законодательства, необходимо отметить, что сам по себе главный налоговый закон является современным, прогрессивным. Он не только устанавливает перечень обязательных платежей в бюджет, но и провозглашает принципы налогового законодательства, детально регламентирует различные процедуры налогового учета и контроля, устанавливает ответственность участников налоговых правоотношений за нарушение законодательства. Если все написанное в Кодексе не остается просто "на бумаге", а неукоснительно соблюдается, то, с учетом достаточно высокого налогового бремени, это благоприятно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджета. А подробная и тщательная детализация процедур налогового контроля со стороны государства обеспечивает плательщикам прозрачность налоговой системы, ясность и простоту прочтения и применения закона.

Но все же при всех вышеперечисленных положительных характеристиках налоговой системы Узбекистана нельзя не отметить и ее отрицательную особенность, к коей можно отнести отсутствие четкого закрепления в основном законе налоговых ставок, а также понятий, перечней и списков, необходимых для целей налогообложения. Их частое изменение в любую сторону не способствует созданию условий, благоприятных для налогоплательщиков, поскольку является признаком нестабильности налоговой системы. Налогоплательщик никогда не может быть уверен, что через некоторое непродолжительное время налоговое бремя не увеличится настолько, что станет непосильным, тем более, при сравнительном анализе налоговых ставок за последние три года наблюдается тенденция их постепенного повышения.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


В соответствии со статьей 287 Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – НК) плательщиками земельного налога являются физические лица, а также дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды.

Согласно пункту 2 статьи 288 НК, объектом налогообложения для физических лиц являются земельные участки, предоставленные в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства.

Не являются объектом налогообложения земельные участки, занятые под многоквартирными домами, за исключением предоставленных в пользование или аренду для ведения предпринимательской деятельности.

Налогооблагаемой базой является площадь земельных участков по данным органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость (статья 289 НК).

Исходя из статьи 290 НК (с учетом изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 25.12 2013 г. № ЗРУ–359), от земельного налога освобождаются:

1) чабаны, табунщики, механизаторы, ветеринарные врачи и техники, другие специалисты и рабочие отгонного животноводства (льгота отменена с 1 апреля 2014 года);

2) граждане, удостоенные звания «Ўзбекистон Қаҳрамони», Героя Советского Союза, Героя Труда, награжденные орденом Славы трех степеней;

3) инвалиды и участники войны, а также приравненные к ним лица, круг которых устанавливается законодательством;

4) инвалиды I и II групп;

5) одинокие пенсионеры;

6) многодетные семьи, потерявшие кормильца;

7) граждане (в том числе временно направленные или командированные), получающие льготы за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

8) лица, которым была назначена персональная пенсия (льгота отменена с 1 апреля 2014 года);

9) граждане-переселенцы – по земельным участкам в местах их поселения сроком на пять лет с момента предоставления им земельного участка;

10) лица – по земельным участкам, предоставленным им в пределах установленных законодательством норм для индивидуального жилищного строительства и ведения дехканского хозяйства, – сроком на два года с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка.

Как следует из этого, в Налоговом кодексе Республики Узбекистан предусмотрено отдельное освобождение от земельного налога только одиноких пенсионеров. Под одинокими пенсионерами понимаются пенсионеры, проживающие одни или совместно с несовершеннолетними детьми либо ребенком-инвалидом в отдельном доме. Причем данная льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также справки органов самоуправления граждан.

Однако следует учитывать, что в соответствии с частью второй статьи 290 НК льготы, установленные частью первой настоящей статьи, за исключением указанной в пункте 6, предоставляются физическим лицам, зарегистри­ровавшим в органе, осуществляющем государственную регистрацию, права на земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства, ведения дехканского хозяйства. Причем эти льготы могут быть предоставлены только на один земельный участок по выбору налогоплатель­щика.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что, согласно статье 27 Земельного кодекса Республики Узбекистан, гражданам Республики Узбекистан, постоянно проживающим в городах и поселках, а также в сельских населенных пунктах, не входящих в состав землевладений сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома предоставляются в пожизненное наследуемое владение земельные участки в размерах на одну семью до 0,06 гектара в порядке, устанавливаемом зако­нодательством.

НАПОМИНАЕМ, что, исходя из статьи 121 НК, использование земельных участков без документов либо в большем размере, чем это указано в документах, подтверждающих право на земельный участок, влечет наложение штрафа с физических лиц в полуторакратном размере, эквивалентном сумме земельного налога.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Статьей 272 НК определены плательщики налога на имущество физических лиц. Ими являются физические лица, включая иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан, а также дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица, имеющие в собственности налогооблагаемое имущество.

По статье 273 НК, объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачные строения, гаражи и иные строения, помещения, сооружения, находящиеся на территории Республики Узбекистан.

Согласно статье 274 НК, налогооблагаемой базой для плательщиков является инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, определяемая органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость (Госкомземгеодезкадастр).

При отсутствии оценки объекта налогообложения уполномоченным органом по оценке имущества физических лиц налогооблагаемой базой является условная стоимость имущества, устанавливаемая законодательством. Так, например, в г. Ташкенте и областных центрах (включая г. Самарканд) при отсутствии инвентаризационной стоимости для взимания налога принимается условная стоимость имущества в 2012–2014 годах – 18480 тыс. сумов.

Пунктом 5 части второй статьи 275 НК установлено: налогом на имущество физических лиц не облагается имущество, находящееся в собственности пенсионеров.

Особое внимание следует также обратить на то, что постановлением Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макро­экономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год» (от 25.12.2013 г. № ПП–2099) и Законом «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбеки­стан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2014 год» (от 25.12.2013 г. № ЗРУ–359) изменен порядок применения льгот по налогу на имущество физических лиц. Так, с 1 апреля 2014 года для отдельных категорий физических лиц, предусмотренных законодательством, устанавливается необлагаемая площадь в размере 60 кв. м. В соответствии с ранее действовавшим порядком эта льгота распространялась только на пенсионеров, имевших в собственности налогооблагаемое имущество. Теперь она будет применяться и иными категориями физических лиц (женщин, имеющих десять и более детей, а также инвалидов I и II групп), которые прежде были полностью освобождены от уплаты налога на имущество.

Так, на 2014 год, согласно приложению № 18 к вышеназванному постановлению Президента Республики Узбекистан, для пенсионеров необлагаемая площадь по налогу на иму­щество устанавливается в размере 60 кв. м от общей площади. Такой же размер льготной площади для пенсионеров был установлен соответствующими бюджетными постановлениями Президента в 2009–2013 годах.

Исходя из вышеизложенного, вы как пенсионер имеете льготу по налогу на имущество физических лиц на площади 60 кв. м. А за остальную площадь в размере 141 кв. м должны уплачивать этот налог в 2014 году по ставке налога в размере 1,4% к инвентаризационной стоимости имущества.

Для получения льготы в налоговую инспекцию по месту жительства вам следует представить копию пенсионного удостоверения.

Кроме того, обращаем внимание: согласно части второй статьи 275 НК, льготы, установленные настоящей статьей, распространяются только на один объект имущества по выбору собственника.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ БЕССРОЧНО

В соответствии со статьей 54 Конституции Республики Узбекистан собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Причем использование имущества не должно причинять ущерба экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

Согласно статье 164 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили. Право собственности бессрочно.

Исходя из статьи 16 Земельного кодекса Республики Узбекистан (далее – СК), земля является государственной собственностью – общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию, охраняется государством и не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан.

Однако следует учесть, что в соответствии с частью второй статьи 22 СК к физическим лицам при переходе права собственности (покупке, дарении либо получении по наследству и др.) на жилой дом, садовый домик переходит вместе с правом собственности на эти строения и права владения и пользования всем земельным участком, занятым указанными объектами и необходимым для их использования.

Таким образом, несмотря на то, что, если вы будете иметь льготу по земельному налогу на площади 600 кв. м и по налогу на имущество физических лиц на площади 60 кв. м, вы все равно можете самостоятельно распоряжаться (продавать, завещать, дарить) своим имуществом (дом и строения). При этом, соответственно, при переходе права собственности (покупке, дарении либо получении по наследству и др.) на жилой дом вместе с ним переходят и права владения и пользования всем земельным участком, занятым указанными объектами и необходимым для их использования.

НАЛОГИ, СТАВКИ, СРОКИ ОПЛАТЫ И СДАЧИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2020 ГОДУ


У неплательщиков налога с оборота (предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум, импортёров товаров, производителей подакцизных товаров (услуг) и других):

- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ . Ставка в зависимости от вида деятельности (базовая - 15%). Расчёт сдаётся до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, годовой расчёт – не позднее 1 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Уплата налога производится не позднее сроков представления налоговой отчётности.

Налогоплательщики, у которых совокупный доход за предшествующий налоговый период превысил 5 миллиардов сум, уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу не позднее 23 числа. Исчисление ежемесячного авансового платежа осуществляется налоговыми органами.

- НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ . Ставка 15%. Расчет и уплата до 20 числа месяца следующего за отчётным.


У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период НЕ превышает 1 миллиард сум:

- НАЛОГ С ОБОРОТА (ранее - ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЁЖ). Ставка в зависимости от вида деятельности (базовая ставка 4%). Расчёт до 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, годовой расчёт - не позднее 15 февраля года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Уплата не позднее сроков представления налоговой отчётности.


Для всех предприятий, у которых есть кадастр:

- ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ . Ставка в зависимости от месторасположения (ссылка на ставки в 2020 году https://lex.uz/ru/docs/4635018#4637073). Расчёт до 10 января текущего отчётного периода. Уплата налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота, - до 10 числа каждого месяца, в размере 1/12 годовой суммы налога. Плательщики налога с оборота уплачивают налог ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала, в размере 1/4 годовой суммы налога.

- НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО . Ставка 2%. Авансовая справка до 10 января. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота, не позднее 10 числа ежемесячно, в размере 1/12 годовой суммы налога. Плательщики налога с оборота уплачивают авансовые платежи не позднее 10 числа третьего месяца отчётного квартала ежеквартально, в размере 1/4 годовой суммы налога. Расчёт в срок сдачи годовой финансовой отчётности.

У тех предприятий, у которых есть договор с водоканалом:

- НАЛОГ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ . Ставка в зависимости от вида деятельности (ссылка на ставки в 2020 году: https://lex.uz/ru/docs/4635018#4637231). Авансовая справка до 20 января. Авансовые платежи уплачиваются юридическими лицами, не являющимися плательщиками налога с оборота, у которых сумма налога превышает 200 БРВ, не позднее 20 числа каждого месяца, в размере 1/12 годовой суммы налога. Юридические лица, у которых сумма налога не превышает 200 БРВ, а также плательщики налога с оборота уплачивают налог не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала, в размере 1/4 годовой суммы налога. Расчёт в срок представления годовой финансовой отчётности.

Налоги, связанные с оплатой труда:

- СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ранее - ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАТЁЖ). Ставки в зависимости от налогоплательщика (базовая ставка 12%). Расчёт и уплата до 15 числа месяца следующего за отчётным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчётности. Уплата не позднее сроков представления налоговой отчётности.

- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ . Ставка: для резидентов Республики Узбекистан – 12%, для нерезидентов - 20%. Расчёт предоставляется налоговым агентом до 15 числа месяца, следующего за отчётным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчётности. Уплата одновременно с выплатой доходов налогоплательщику, но не позднее сроков представления налоговой отчётности.

налоги в узбекистане, ндс узбекистан, ндс в узбекистане, налогообложение узбекистан, налогообложение в узбекистане


С вводом нового налогового кодекса произошли изменения в каждом налоге, в том числе и в налоге на прибыль.

Плательщики налога на прибыль

Налогоплательщиками налога на прибыль признаются:

юридические лица — налоговые резиденты Республики Узбекистан;

юридические лица — нерезиденты Республики Узбекистан, а также иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения;

юридические лица — нерезиденты Республики Узбекистан, получающие доходы от источников в Республике Узбекистан;

юридические лица, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков;

индивидуальные предприниматели , доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает один миллиард сумов, либо перешедшие на уплату налога на прибыль добровольно;

доверенное лицо простого товарищества — по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Обратите внимание:

Физическое лицо, осуществляющее функции агента, также может быть признанным плательщиком налога на прибыль, как постоянно учреждение.

Это может произойти при условии, если физ лицо действует в Республике Узбекистан от имени иностранного юридического лица и обычно заключает контракты или играет главную роль в заключении контрактов по передаче права собственности (оказания услуг) или предоставлении права пользования имуществом от имени этого иностранного юридического лица.

В случае, если физическое лицо является независимым агентом, то есть действует на основании договора комиссии (поручения) или иного аналогичного договора и не уполномоченно подписывать контракты от имени этого иностранного юридического лица, то физическое лицо не становится постоянным учреждением.

Налоговая база

Вводится термин – учетная политика для целей налогообложения (далее по тексту УПН). В УНП необходимо прописать, что является доходами и расходами предприятия.

Особенное внимание рекомендуем обратить на описание расходов.

В соответствие с НК под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Экономически оправданными затратами признаются любые затраты при условии, что они соответствуют хотя бы одному из следующих условий:

произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

необходимы либо служат для сохранения или развития такой предпринимательской деятельности и связь расходов с предпринимательской деятельностью четко обоснована;

вытекают из положений законодательства.

Под документально подтвержденными расходами понимаются подтвержденные документами затраты, оформленными:

в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

в соответствии с порядком, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;

в иной форме, в том числе приказом о командировке, проездными документами, отчетом об оказанной услуге в соответствии с договором.

В новом НК достаточно подробно описаны особенности налогообложения нескольких категорий налогоплательщиков. Рекомендуем ознакомиться с Главами 42-51 НК.

Ставки налога

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

N

Налогоплательщики

Налоговые ставки,

в процентах

осуществляющие производство цемента (клинкера);

осуществляющие производство полиэтиленовых гранул;

Обратите внимание:

Налогоплательщики, указанные в пункте 2 применяют установленную налоговую ставку по всем видам деятельности.

Налогоплательщики, указанные в пункте 3 вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов по всем видам деятельности, если доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции собственного производства составляют более 90 процентов совокупного дохода.

Налогоплательщики, указанные в пункте 8, вправе применять налоговую ставку в размере 7,5 процентов, если доходы от осуществления указанных видов деятельности по итогам текущего отчетного (налогового) периода составляют не менее 90 процентов совокупного дохода.

Для юридических лиц, в которых занято более 3 процентов лиц с инвалидностью от общей среднегодовой численности работающих, налоговая ставка уменьшается из расчета 1 процент уменьшения налоговой ставки на каждый процент трудоустроенных лиц с инвалидностью свыше нормы, установленной настоящей частью.

Налоговая ставка в размере 0 процентов, предусмотренная в пункте 6, применяется налогоплательщиками, если доходы от экспорта товаров (услуг) составляют более 15 процентов совокупного дохода.

Читайте также: