Сверяют ли налоговая и пенсионный фонд

Каждый год с наступлением января в России появляется немало новых законов, правил, требований, штрафов, а вместе с этим и немало проблем. В последнее время в сети стало появляться немало информации о том, что пенсионеров ожидают серьезные проверки в 2021 году. И речь идет не только о подтверждении места жительства, но и отчетов перед ФНС и ПФР. И если проигнорировать требования и проверки, то можно остаться без пенсии.

Многие пенсионеры испуганы этой информацией и просто не знают – чему верить можно и нужно, а что является обычным обманом. Попробуем разобраться в том, кому и какие проверки грозят в наступающем году.

Отчеты в ФНС

Возможно, далеко не всем известно о том, что ФНС проводит активные проверки граждан уже сейчас – в текущем году, и пенсионеров эти проверки касаются в первую очередь, хотя попадают под них очень многие граждане. Цель этих проверок заключается в выявлении фактов получения серого дохода, его сокрытия и неуплаты налогов. Поэтому первыми под пристальное внимание здесь попадают люди, имеющие различные виды имущества.

Причем же здесь пенсионеры? Все достаточно просто. Из-за пандемии и кризиса доходы сократились у большей части населения страны, и пенсионеры здесь не стали исключением. Скорее, наоборот, именно пенсионеров сейчас можно назвать самой незащищенной группой населения, так как безработные граждане, семьи с детьми, дети всех возрастов получали в период карантина помощь от государства, а вот многие пенсионеры остались без внимания властей. В итоге, чтобы было на что жить, многие пенсионеры начали нелегально сдавать в аренду квартиры или комнаты в квартирах.

Плату за аренду получают наличными, налоги с этих доходов не платят – наказание может оказаться реальным. Однако информация о том, что всем пенсионерам придется самостоятельно отчитываться перед ФНС, является обычными слухами. Далеко не все пенсионеры получают нелегальные доходы, поэтому ФНС самостоятельно проверит тех, кто попадет под подозрение.

Отчеты в ПФР

Еще одна «страшилка», не имеющая под собой серьезных оснований. Никакие отчеты здесь также подавать не придется. ПФР самостоятельно проверяет информацию о наличии у пенсионера официального трудоустройства в том случае, если он получает пенсию и выплаты, положенные безработным.

Однако если ФНС выявит наличие скрытого дохода, то в этой ситуации придется отчитываться не только перед ПФР, но и перед социальной защитой населения. Если пенсионер получает скрытый доход, он является работающим, а значит – не имеет права получать положенные неработающим надбавки и индексации пенсии. По этой причине открыто уже немало уголовных дел по факту мошенничества со стороны пенсионеров . Переплату придется возвращать.

Такая же ситуация будет и в том случае, если пенсионер получает субсидию на фоне нелегального дохода. Субсидия платится гражданам, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума, и при наличии скрытого дохода получение субсидии может оказаться необоснованным.

Подтверждение места жительства

Некоторые пенсионеры действительно должны периодически подтверждать свое место жительства, и в определенных ситуациях невыполнение такого требования может стать причиной приостановки выплаты пенсии.

Но законом предусмотрено всего 2 случая, когда подтверждение места жительства является необходимым. Например, если пенсионер проживает в северных регионах. В этом случае пенсионеры получают повышенную пенсию. Если же пенсионер переезжает в другой регион, то размер выплат снижается и весьма существенно. Некоторые пенсионеры не сообщают о переезде, продолжая получать северную пенсию, из-за чего возникают переплаты. Чтобы этого избежать, законодательство обязывает пенсионеров, проживающих в северных регионах, подтверждать свое место жительства один раз в год.

Но и здесь есть исключения. Такое подтверждение требуется только в том случае, если пенсионер получает пенсию по доверенности или зачисления приходят на карту банка. Если же выплаты доставляют на дом и передаются лично в руки пенсионеру – подтверждение не требуется.

Второй случай необходимости подтверждения места проживания возникает при получении пенсии по доверенности. То есть, в том случае, если пенсию за пенсионера получает другой человек, а доверенность на получение выдана на срок более одного года.

В этом случае пенсионеру действительно необходимо обратиться в ПФР с паспортом, или же получить пенсию самостоятельно через службу доставки или через почтовое отделение. Если не подтвердить место проживания, выплаты пенсии будут приостановлены.

Подтверждение жизни

По поводу этого момента в сети в настоящее время наблюдается наибольшее количество обсуждений, страхов, недовольства и высказываний. В немалом количестве статей на разных сайтах говорится о том, что каждый пенсионер с наступлением 2021 года будет обязан регулярно подтверждать, что он жив, иначе выплаты пенсии будут приостановлены до выяснения ситуации.

Законодательством такая норма действительно предусмотрена, однако действует она лишь в определенных случаях. Например, в том случае, если российский пенсионер проживает за пределами России – в другой стране. В этом случае действительно придется каждый год подтверждать то, что человек жив, обращаясь в российское консульство на территории страны проживания. В этом случае выплата пенсии будет продлена на год. Если такое требование проигнорировать, выплаты будут остановлены.

Если пенсионер проживает на территории России, то ничего подтверждать не нужно.

Бухгалтеры всех московских фирм начисляют и платят за своих сотрудников взносы на обязательное пенсионное страхование. Правильно ли они это делают, проверяют две структуры – Пенсионный фонд и Министерство по налогам и сборам.

Проверки проводят на всех предприятиях, включая их обособленные подразделения. Причем налоговики и ревизоры ПФР обычно приходят на фирмы независимо друг от друга.

Специалисты из Пенсионного фонда в первую очередь проверяют сведения о сотрудниках, которые имеют право на льготную пенсию (например, о тех, кто работает во вредных для здоровья условиях и выходит на пенсию к 45 годам), а также о работниках, которые выходят на пенсию в ближайшее время. Кроме того, они контролируют, как ведется персонифицированный учет и соответствует ли он тем данным, которые представила фирма (страхователь).

Налоговики же проверяют правильность и своевременность уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. Обычно они делают это в ходе выездной проверки. Если инспекторы обнаружат недоимку, они начислят пени и штраф. По результатам проверки составляется акт, который отправляют в Пенсионный фонд. Однако штрафы за неуплату или неполную уплату взносов с фирм (страхователей) взимают именно налоговики. Правда, они обращаются в суд, только если нарушитель отказывается заплатить добровольно.

Ревизоры Пенсионного фонда проводят выборочные проверки. Согласно методичке, рекомендуется анализировать не менее 7 процентов индивидуальных сведений от общего числа работающих на фирме сотрудников. «Сплошная» проверка проводится только в двух случаях. Во-первых, если представленная информация вызывает сомнения. Во-вторых, если численность сотрудников фирмы не превышает 30 человек.

Как работает Пенсионный фонд? В течение года фирмы (страхователи) перечисляют обязательные платежи (страховые взносы), которые через казначейство поступают в бюджет ПФР. Одновременно в фонд поступает информация из казначейства, на основании которой формируется база данных по уплате страховых взносов. Затем, по окончании года, фирмы отчитываются по формам № АДВ-11 «Сводная ведомость по платежам» и СЗВ-4 «Индивидуальные сведения». После этого инспекторы ПФР сравнивают сведения, которые им представили фирмы, с информацией, полученной из казначейства, и составляют протокол сверки.

Если выявляются расхождения, сотрудники ПФР обязательно сообщают об этом фирме и запрашивают дополнительную информацию. Если она не согласна с теми суммами, которые указаны в протоколе, то выяснять причину ей придется самостоятельно. То есть предприятие должно будет свериться по платежам с налоговыми инспекторами и казначейством. Пенсионный фонд берет на себя обязательства только за те суммы, которые поступили на его расчетный счет.

Допустим, что общие суммы платежей сошлись. Однако на этом работа не заканчивается. Самое главное, чтобы они верно были разнесены в формах № СЗВ-4 и соответственно правильно поступили на лицевые счета застрахованных.

Вот тут могут возникнуть проблемы! Заполняя форму № СЗВ-4, фирмы делают много ошибок. Наиболее частые из них: неполная регистрация работников, ошибки при заполнении страховых номеров и т. п. Чаще всего страхователь не считает своим долгом по каждому новому сотруднику или по каждой проведенной работе (имеются в виду договоры гражданско-правового характера) записать страховой номер работавшего или хотя бы взять у него паспортные данные. Фактически, принимая человека на работу без страхового свидетельства, работодатель нарушает нормы трудового законодательства (ст. 65 Трудового кодекса). В связи с этим бухгалтерам и кадровикам нужно делать хотя бы ксерокопию паспорта, чтобы в дальнейшем можно было оформить свидетельства или найти их номера в базе данных ПФР.

Однако после всех сверок все равно остаются так называемые неопознанные суммы. Причиной могут служить ошибки, совершенные при заполнении индивидуальных сведений. Здесь уже беспокоиться нужно самим работникам. Дело в том, что эти суммы не будут зачислены на их лицевые счета и соответственно граждане потеряют часть своей пенсии. Причем виноват в этом будет именно работодатель.

Работа Пенсионного фонда построена так, чтобы человек сам отслеживал состояние своего лицевого счета. Для этого инспекторы ПФР должны рассылать выписки, в которых будет указано текущее состояние лицевого счета застрахованного лица. Чтобы сравнить данные выписки с информацией, которой обладает работодатель, достаточно обратиться в бухгалтерию. Поэтому бухгалтерам необходимо выделять в расчетных листках, которые выдаются работникам, суммы начисленных страховых взносов.

Сравнивая два этих расчета, человек может сам контролировать свою пенсию. Если он обнаружит какие-либо отклонения, необходимо обратиться в Пенсионный фонд. Сотрудники ПФР могут выступать на стороне застрахованного в суде.

Еще хотелось бы обратить внимание уже самих застрахованных (нас с вами) на то, что, если вы сменили фамилию или поменяли местожительство, об этом обязательно нужно сообщить в Пенсионный фонд.

И последнее. Скоро у страхователей появится возможность сдавать формы № АДВ-11 и СЗВ-4 по электронной почте. Произойдет это уже к подаче сведений за 2003 год.

На проверки приходим обычно отдельно от других отделов. У нас существует свой график, по которому мы и работаем. Смотрим, правильно ли начислен налог, не занижена ли налоговая база. Сверяем данные с теми, что имеются в налоговой инспекции на лицевых карточках. После проверки состовляем акт. Если фирма с ним не согласна, обращаемся в суд. Штраф за неуплату или недоплату взносов предусмотрен от 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов».

ИНСПЕКТОРЫ ПФР МОГУТ ПРОВЕРИТЬ НА ФИРМЕ ЛЮБЫЕ ДОКУМЕНТЫ, В ЧАСТНОСТИ:

  • штатное расписание и сведения на всех работающих сотрудников, в том числе по совместительству, по договорам гражданско-правового характера и т. п.;
  • списки сотрудников, которые выходят на пенсию в ближайшие два года;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • кадровые приказы (о приеме на работу, предоставлении отпуска и т. п.);
  • список сотрудников с номерами страховых свидетельств;
  • трудовые книжки работников;
  • личные карточки;
  • карточки налогоплательщиков;
  • табель учета рабочего времени;
  • лицевые счета работников;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • кассовые документы (приходные и расходные ордера);
  • банковские документы (выписки банка и платежные поручения);
  • Учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации, лицензию и т. п.).

Размер штрафа

вовремя не зарегистрировалась в ПФР (ст. 27 ФЗ № 167-ФЗ)

до 90 дней – 5000 руб.; после 90 дней – 10 000 руб.

несвоевременно сообщила в ПФР об изменениях в учредительных документах (п. 3 ст. 27 ФЗ № 167-ФЗ)

5000 руб. (если повторно в течение календарного года)

не представила сведения персонифицированного учета или сообщила неполные или недостоверные данные (п. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ)

10 процентов от суммы, причитающейся за

Должностное лицо (гл. 15 КоАП)

нарушило срок регистрации в ПФР и МНС

от 5 до 10 МРОТ;

от 20 до 30 МРОТ (если велась деятельность)

не представило сведения об открытии (закрытии) счетов в банках

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

20 мая 2020 09:48


С 2020 года сведения о трудовой деятельности граждан ведутся в электронном виде.

На телефон регионального контакт – центра поступают вопросы страхователей по представлению сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД. Отвечаем на самые актуальные из них.

- Как страхователю заполнить форму «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)» для представления ее в ПФР?

Форма, формат и порядок заполнения формы СЗВ-ТД утверждены Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений».

- На кого представляются сведения о трудовой деятельности в ПФР?

Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями в орган ПФР на всех зарегистрированных лиц, включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, в отношении которых произведены кадровые изменения, а также в случае подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ либо о представлении ему страхователем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1ТК РФ.

- Какие кадровые мероприятия необходимо отражать в форме СЗВ-ТД?

В форме СЗВ-ТД указываются: прием на работу (службу), перевод на другую работу, изменение наименования страхователя, установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации, увольнение с работы, лишение права в соответствии с приговором суда занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

- Надо ли представлять сведения о трудовой деятельности работника за периоды до 1 января 2020 года?

При представлении работодателем формы СЗВ-ТД в отношении работника впервые в неё следует включить сведения о последнем кадровом мероприятии у этого работодателя, содержащем информацию о приеме работника на работу, переводе на другую должность или установлении работнику второй и последующей профессии, специальности, квалификации, по состоянию на 1 января 2020 года.

В случае приема на работу нового работника в форме СЗВ-ТД указывается информация только об этом кадровом мероприятии.

- В какой срок необходимо представлять сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД?

- В случаях приема на работу и увольнения работника - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

В случаях перевода на другую постоянную работу, подачи работником заявления о способе ведения сведений о трудовой деятельности - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления. В эти же сроки представляются сведения и в случае переименования организации.

Если в течение 2020 года в отношении работника будут отсутствовать кадровые мероприятия и им не будет подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном или электронном виде, то по этому работнику работодателю надо будет представить в ПФР сведения о его последнем кадровом мероприятии по состоянию на 1 января 2020 года у этого работодателя в срок не позднее 15 февраля 2021 года.

- В каком случае в графе «Сведения о приеме, переводе, увольнении» формы СЗВ-ТД указывается значение «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ)»?

Мероприятие «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ)» работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации заполняется только в случае, установления работнику разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации (класс, категория, классный чин и т.д.) непосредственно работодателем.

- Может ли работодатель за один и тот же период представить несколько файлов, содержащих сведения о трудовой деятельности, в целях дополнения поданных сведений?

Может, но не позднее установленного законодательством срока представления сведений СЗВ-ТД (в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

- Следует ли индивидуальным предпринимателям, не имеющим наемных работников, представлять сведения по форме СЗВ-ТД?

Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, сведения по форме СЗВ-ТД не представляют.

- Представляется ли форма СЗВ-ТД на работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера?

- Нет, не представляется.

- На кого следует подавать форму СЗВ-ТД в случае переименования организации в 2020 году?

- При изменении наименования страхователя форма СЗВ-ТД подается в отношении всех работников у этого страхователя (кроме тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера).

- Следует ли оформлять трудовую книжку работнику, который принят на работу в 2020 году и до этого момента нигде не работал?

Такому работнику следует оформить трудовую книжку. Если работником будет подано заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде, то в трудовую книжку вносится соответствующая запись и книжка выдается работнику на руки.


Anetlanda / Shutterstock.com

С передачей налоговым органам функции по администрированию страховых взносов (с 1 января) бухгалтеры на практике столкнулись с множеством вопросов. В частности, как добиться отмены неправомерного требования об уплате страховых взносов за 2016 год, что делать с прошлогодней переплатой или недоимкой и почему у налоговиков неверные данные по страховым взносам. На эти и другие вопросы в рамках конференции "Налоговое законодательство 2017: итоги и перспективы" ответила заместитель начальника Управления по работе с задолженностью и банкротством ФНС России Ульяна Вотякова.

Напомним, что в связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации. " (далее – Закон № 250-ФЗ). Вместе с тем, как рассказали участники конференции, не все данные, переданные ПФР и ФСС России в налоговую, корректны.

Какими контрольными полномочиями обладают ФСС России и ПФР? Узнайте из материала "Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (по 31 декабря 2016 года)" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По словам представителя ФНС России, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в фонды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России (ст. 20 Закона № 250-ФЗ). В связи с чем плательщику страховых взносов необходимо направить обращение по вопросу некорректных сумм задолженности, отраженных в составе сальдо расчетов по страховым взносам за прошлый год, в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда (письмо ФНС России от 2 мая 2017 г. № ГД-4-8/8281). "Взыскание сумм – это последующий этап после начисления, поэтому если плательщик не согласен с какими-то начислениями, то нужно изначально решать вопрос с правомерностью действий фондов. Если принимается решение, что начисления были произведены неверно, то мы оперативно отменяем принятые налоговой меры, – отметила Ульяна Вотякова. – Взыскивать несуществующую задолженность ФНС России смысла нет".

Таким образом, плательщику страховых взносов следует обратиться в органы ПФР и повести с ними сверку расчет за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. По итогам сверки должен быть оформлен акт, который будет подтверждать наличие или отсутствие недоимки страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующий до 2017 года).

Такая процедура уточнения сведений в ПФР обусловлена в том числе тем, что ФНС России не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного электронной цифровой подписью, вносить корректировку в данные ПФР и ФСС России, переданные в налоговые органы (письмо ФНС России от 7 июня 2017 г. № 3Н-2-22/714@). Однако, как рассказала Вотякова, в целях обеспечения достоверности информации о состоянии расчетов плательщика по страховым взносам между ФНС России и отделениями ПФР и ФСС России установлена договоренность по организации работы по передаче уточненного сальдо расчетов. "При обращении плательщика непосредственно в налоговый орган с вопросом о состоянии расчета по страховому счету, ФНС России в срок не позднее трех дней с момента обращения направляет запрос в соответствующее отделение внебюджетного фонда. В случае, если будет установлен факт передачи недостоверного сальдо расчетов отделение ПФР направляет в электронном виде в налоговый орган уточненные сведения, которые в оперативном порядке будут отражены в лицевом счете плательщика. Кроме того, ПФР должен направить ответ с приложением откорректированных сведений в адрес заявителя", – пояснила она.

Участники конференции в свою очередь рассказали случаи, когда территориальные налоговые органы незаконно списали со счетов предпринимателей денежные средства из-за неверно переданных данных из ПФР. "Если деньги были уплачены вами повторно, значит они будут возвращены, но только после того, как эти сведения подтвердятся. Если переплата сформировалась до 1 января текущего года, то одна должна быть возвращена фондом, а за переплатой, образовавшейся после 1 января, нужно будет обращаться уже в налоговую инспекцию", – ответила представитель ФНС России. Напомним, что сумма переплаты будет возвращена плательщику только после погашения задолженности по соответствующим пеням и штрафам (письмо ФНС России 26 января 2017 г. № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П).

В заключение Ульяна Вотякова пообещала, что до конца года ситуация с неправомерными требованиями об уплате страховых взносов будет исчерпана. "Все жалобы, которые возникают по возмещению задолженности по страховым взносам находятся на контроле в центральном аппарате, и по каждому из них будут приняты решения в индивидуальном порядке", – добавила она.

Автор: Мария Зайцева, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов г. Москвы

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2017

Уже можно подвести промежуточные итоги перевода страховых взносов в налоговые инспекции, к сожалению, не положительные для страхователей. Передача взносов вместо упрощения взаимодействия создала массу дополнительной работы для бухгалтеров.

Технические сбои при передаче данных

С 1 января 2017 г. обязанность по администрированию страховых взносов перешла к налоговым органам. Вместе с обязанностью по администрированию взносов на пенсионное, медицинское и социальное (в части взносов на временную нетрудоспособность и материнство) страхование к налоговым органам перешло и обязательство по проведению мер для взыскания задолженностей по взносам, образовавшихся до 2017 г. Соответственно, и отчетность, позволяющая контролировать суммы начислений и подлежащих к уплате страхователем взносов, представляется в налоговые инспекции.

Для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на 1 января 2017 г. и передать эту информацию в ФНС. Но передача остатков из Пенсионного фонда не прошла гладко.

Первой проблемой стали технические сбои, из-за которых обязательства страхователей были переданы неверно, с недоимками и пенями. По этим недоимкам, которые не соответствуют действительности, налоговые органы стали направлять требования об уплате взносов. В них указано, по какому виду взносов и за какой период оно выставляется. Инспекции не выясняли, почему образовались задолженности, и отправляли урегулировать ситуацию в фонды, поскольку именно они сформировали долги. В фондах выяснялось, что на конец 2016 г. у страхователя нулевое сальдо, то есть долгов нет. В качестве подтверждения остатков выдавалась справка о состоянии расчетов, которую необходимо было представить в налоговый орган. На основании этого документа вносились корректировки в лицевую карточку налогоплательщика, и долги аннулировались.

Количество критических ситуаций с сальдо по взносам в этом году переполнило чашу терпения предпринимателей, они активно начали жаловаться. Спустя 9 месяцев вышло совместное Письмо ФНС и ПФР от 01.09.2017 № НП-30-26/13859/3н-4-22/17710@.

В нем говорится о том, как теперь ведомства будут урегулировать ситуацию с неверно переданными остатками. В письме указываются возможные случаи корректировки: несогласие плательщика взносов с сальдо расчетов или необходимость уточнения сведений, если ПФР сами находят ошибку. Также Письмом установлены сроки для внесения корректировок. В течение трех рабочих дней после поступления обращения страхователя налоговые органы направляют запрос в органы ПФР. Фонды за 20 рабочих дней должны осуществить мероприятия по корректировке сведений. После получения информации от фондов налоговые органы в течение 7 рабочих дней корректируют сведения в своих базах.

Таким образом, уже сейчас можно обращаться с заявлениями напрямую в налоговый орган, и инспектор не имеет права отказать в приеме обращения по урегулированию сальдо по взносам.

Декабрьские взносы

Вторая проблема возникла с декабрьскими взносами. Те, кто сдавал отчетность по итогам 2016 г. с начисленными, но не уплаченными суммами за декабрь, могли столкнуться с требованиями инспекций об уплате этих взносов несмотря на то, что фактически они могли быть уже уплачены. Дело в том, что ПФР передали суммы взносов за декабрь как задолженность. Хотя по регламенту передачи сальдо фонды не должны были включать эти взносы в долги, поскольку крайний срок их оплаты – 15.01.2017.

Эта ситуация не осталась без внимания ФНС. Появилось Письмо от 15.03.2017 №3Н-4-1/4593@, в котором указано, что вносить изменения в сальдо расчетов могут только ПФР, соответственно, туда и нужно обращаться. Однако с учетом сентябрьского совместного Письма ФНС и ПФР, о котором говорилось ранее, теперь урегулировать ситуацию можно напрямую с налоговыми инспекциями.

Отчетность для ИП

Третья проблема затронула индивидуальных предпринимателей. До 2017 г. действовало правило, при котором предпринимателю, не сдавшему налоговую отчетность, доначислялся 1% пенсионных взносов в максимальном размере. С 2014 г. требования по долгам по взносам в максимальном размере не выставлялись. Но в связи с тем, что взносы теперь администрируют налоговые органы, и в том числе собирают недоимки за предыдущие годы, эти долги стали направляться предпринимателям в требованиях об уплате взносов очень активно.

Изначально для урегулирования этой ситуации достаточно было сдать налоговую декларацию, после чего обратиться в территориальный ПФР с заявлением и копией сданной декларации. ПФР на основании этих документов вносил корректировки в сальдо расчетов.

Но потом появилось письмо ПФР от 10.07.2017 № НП-30-26/9994, в котором указано, что отделы ПФР не будут пересчитывать взносы, рассчитанные по максимуму, предпринимателям, сдавшим декларации с опозданием, после окончания расчетного периода, то есть года. Пересчитывали размер обязательств только тем, кто сдал отчетность вовремя, но по которым налоговые органы не сообщили в ПФР о том, какие сведения содержались в декларации.

ФНС вмешалась в ситуацию и выпустила Письмо № БС-4-11/17461 от 01.09.2017. ФНС не согласна с позицией ПФР относительно пересчета максимальных взносов, ссылаясь на то, что в Федеральном законе от 24.04.2009 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» не было запрета на перерасчет, соответственно, его нужно производить по факту представления декларации, даже с опозданием, в налоговый орган. Однако ПФР не обязан руководствоваться в своих действиях Письмами ФНС, поэтому для урегулирования ситуации должно быть проведено совместное совещание ведомств, на котором будет определен порядок дальнейших действий.

Передача страховых взносов из ПФР в ФНС имеет только один плюс, и тот в пользу государства, – пополнение бюджета. В остальном смена администратора повлекла за собой уйму трудностей, связанных с урегулированием не соответствующих действительности долгов. На настоящий момент ситуация по сальдо расчетов находится на критическом уровне: государственные органы стараются принимать необходимые меры, но это происходит очень медленно. Остается только ждать, когда все проблемы будут выявлены, согласованы и ликвидированы.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Читайте также: