Актуальность негосударственных пенсионных фондов

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Ключевая задача инвестирования – обеспечить пассивный доход на пенсии. В связи с этим вопрос, касающийся негосударственных пенсионных фондов России актуален. Стоит ли доверять деньги НПФ? В данной статье рассмотрим существующие подводные камни, преимущества и недостатки НПФ, особенности сотрудничества с негосударственным фондом.

Принцип работы пенсионной системы

В мире существует два принципа организации пенсионной системы:

  • солидарная;
  • накопительная.

Суть солидарного – есть работающие граждане в стране, которые оплачивают содержание действующих пенсионеров. Система работает до момента, пока количество работающих граждан = числу пенсионеров, или не намного превышает. Когда в стране падает рождаемость, число работающих снижается, то пенсионная система солидарная работает на основе финансовой классической пирамиды. Те, кто первые вложили деньги смогут их вернуть назад, а последние подвергаются риску не получить выплаты.

Второй принцип – накопительный, когда из заработка работающего человека взимается определенная сумма, перечисляется на накопительные счета. Средства направляются на инвестирование, в активы которые считаются консервативными, и обеспечивают незначительную прибыльность. Данными деньгами на накопительных счетах управляет государство, Внешэкономбанк, или частные пенсионные фонды, негосударственные.

До 2014 в России все шло неплохо, до момента когда НПФ стало недостаточно денег на дорогостоящие командировки и элитную недвижимость, то есть якобы на выплаты пенсий. Было принято решение заморозить средства россиян. То есть те деньги, которые должны были перечисляться на накопительную часть, перебросить на текущих пенсионеров. Получается, что на данный момент негосударственные пенсионные фонды и Внешэкономбанк управляют деньгами, которые поступили с 2002 по 2013 год. Такие действия также не помогли.

В 2018 году пенсионный возраст в РФ пришлось повысить. Существуют разнообразные расчеты, относительно того, если бы пенсионный фонд более эффективно расходовал средства, не держал много сотрудников, не выстраивал офисы в разных городах РФ, возможно повышение возраста можно было отложить на десятилетия.

9 июля 2019 была ликвидирована государственная программа «Развитие пенсионной системы», которую начали разрабатывать в 2010 году. Из-за разногласий в финансировании, программу не утвердили. В марте 2014 года пытались утвердить программу через 2 месяца. Цель на 2018 год – увеличение пенсии в 2 раза прожиточного минимума пенсионеров.

  • средний прожиточный минимум на 2019 год 8 тыс. рублей;
  • средняя пенсия 2019 14 тыс.

Интересный факт, что прожиточный минимум для трудоспособного населения 11 тыс., для пенсионеров 8 тыс.

Ситуация в НПФ

Изменения внутри государственной пенсионной системы оказали гнетущее воздействие на негосударственные. Информация за 2018 год, впервые в истории средневзвешенная доходность, начисленная НПФ на счета клиентов, упала ниже нулевой отметки. Это связано с убыточной работой определенных фондов. В РФ осталось около 50 работающих негосударственных пенсионных фондов, в основном они консолидированы вокруг государственных банков. С одной стороны – это нехорошо, но в условиях современной России, чем ближе к государству, тем стабильней. Согласно статистике чуть больше половины НПФ смогли начислить гражданам дохода чуть выше инфляции 4,3%.

До 2018 НПФ существовали за счет платы за успех, за определенный процент который забирали от дохода, весной 2018 года лобби негосударственных фондов добилось того, что появилась фиксированная плата за управление. Размер оплаты не зависит от результата, которые показывает организация.

Фиксированная плата 0,75% средней стоимость активов ежегодно. Сумма не большая, но за определенный период фирма забирает внушительную долю прибыли.

Кроме платы за управление, взимается плата за успех. Размер, которого колеблется, и может достигать 15%. Необходимо понимать, что если организация отработала в убыток, плата за управление еще больше углубляет потери, в которых пребывает клиент.

Согласно статистике, в 2018 году организации, давшие нулевую доходность, в среднем выплатили себе премии свыше 33 млрд. рублей.

Накопления в негосударственных пенсионных фондах банков России пребывают под защитой ОСВ. Если НПФ обанкротиться, деньги будут возвращены. Нужно понимать, что клиент отдает деньги на определенный период, в это время в стране была инфляция, накопления обесценились. Как раз от инфляционной коррозии никто не защитит. НПФ обязаны ежегодно делать отчисления в ОСВ, это 0,00024% и резервы по пенсионному страхованию 0, 25%.

Статистика за 2018:

  • в ОПС фонды внесли 22 млрд рублей;
  • в ОСВ 3 млн рублей.

Данная страховка с одной стороны требуется, но с другой стороны она максимально не защищает от форс-мажорных ситуаций. В особенности нужно учитывать, что в данном случае речь идет о длительном инвестировании, поэтому без инфляции никуда.

Помните, что изменить НПФ можно не чаще чем 1 раз в 5 лет. Инвестиционная прибыль в большинстве случаев теряется. Правда, в ЦБ говорят, что введут определенные коррективы, возможно даже отметить ограничения. Поскольку это стало основой для создания мошеннических схем, когда людей насильно переводят в другую негосударственную организацию, а пенсионеры об этом даже не знают. Периодически следует проверять, где находятся накопления.

1 января 2020 года грозило введением индивидуальных пенсионных планов – данная система призвана сменить накопительную историю. Суть работы схожий, россиянин будет самостоятельно перечислять процент от зарплаты в фонды. Возможно, участие в системе ИПС будет добровольным, деньги можно будет забрать и заниматься управлением самостоятельно. Если такая возможность будет – это идеальное решение, позволяющее не делится своими доходами с организацией, которая использует их не эффективно.

НПФ предлагает разные коммерческие продукты, поскольку нужно заработать. Одним из которых выступает индивидуальный пенсионный план, самостоятельное накопление пенсии. Если ознакомиться с комиссионными издержками – это чрезмерно высокая оплата. Каждый при желании может самостоятельно составить базовый инвестиционный портфель, существуют ИНС, дающее право на получение налогового вычета. Также можно купить консервативные инструменты в виде ОФЗ или акции голубых фишек. Результат может быть и лучше, при этом вы экономите на комиссии.

Будущим пенсионерам дается выбор, где хранить и копить будущее обеспечение. Одним из вариантов накопления сбережений является негосударственный пенсионный фонд. Такие организации обещают большие пенсии. Стоит разобраться, что они из себя представляют и можно ли доверять им свою пенсию.

Что такое НПФ и зачем они нужны

Негосударственные фирмы обещают как минимум сохранить пенсию, как максимум – увеличить. Так как все деньги не просто лежат на счетах, а инвестируются под проценты.

Что такое пенсионные накопления

Каждый человек, работая, обеспечивает свою старость ежемесячными выплатами – пенсией. Проведенные реформы в 2010 году пенсию разделили на 3 части: страховую, базовую, накопительную. Все, кто родился после 1967-го, могут распоряжаться накопительной частью пенсии, которая составляет 6 % .

Она может храниться:

  • в управляющей компании;
  • в НПФ;
  • в пенсионном фонде.

Виды пенсионных выплат

В России государство предоставляет следующие виды обеспечения:

  1. Страховая пенсия. Полагается по старости, инвалидности или потере кормильца. Так называемая компенсация за все трудовые годы. Это установленная государством сумма, индексируемая каждый год.
  2. По гособеспечению полагается за выслугу, по достижении пенсионного возраста, социальная. Компенсация за утраченную способность работать. Для военных, пострадавших от катастроф и далее по списку.
  3. Накопительная. Формируется из отчислений работодателя, процентов от инвестирования.
  4. Негосударственное обеспечение. Личные взносы в счет будущего обеспечения.

Размер дополнительной пенсии

Размер обеспечения зависит от вида пенсии и следующих факторов:

  • страхового стажа;
  • объема выплат за время трудоустройства;
  • возраста;
  • специальных или тяжелых условий труда;
  • льгот.

Как работают

Суть работы негосударственных пенсионных фондов. Пишется заявление о переходе в НПФ. Средства переходят в распоряжение фонда, вводятся в оборот, инвестируются для получения дохода.

При наступлении пенсионного возраста негосударственный пенсионный фонд ежемесячно выплачивает обеспечение с прибавкой. Накопления вырастают за счет того, что деньги все это время «работают». В то время как в пенсионном фонде они не увеличиваются.

Нужна ли лицензия фондам

Деятельность негосударственных фондов находится под жестким контролем госорганов и законодательства. Открыть НПФ не так просто.

Необходимо получение лицензии на осуществление пенсионного обеспечения и страхования. Выдает Банк России на неограниченное время.

Чтобы получить такую лицензию, организация должна соответствовать ФЗ № 75 по всем пунктам:

  • организационно-правовая форма негосударственного пенсионного фонда;
  • пенсионные и страховые правила должны отвечать всем требованиям;
  • проверяется совет директоров, коллегиальный фонд, главбух, работники внутреннего контроля;
  • размер уставного капитала.


Устройство

Негосударственный пенсионный фонд работает по следующей схеме. Полученные деньги должны инвестироваться с минимальным риском. Для этого подойдут облигации, ценные бумаги. Выдавать кредиты другим фирмам запрещено. Данные сбережения неприкосновенны, их не смогут конфисковать даже государственные органы. Именно это гарантирует их сохранность.

Вся структура управления фонда устанавливается законами.

Совет директоров, состоящий из учредителей. Может также быть представитель вкладчиков. Они занимаются фондом бесплатно и добровольно.

Попечительский совет, он же контролирует работу негосударственного фонда и представляет интересы вкладчиков.

Бухгалтерия каждый год предоставляет отчетность независимым экспертам. По их заключениям публикуется отчет. Кроме отчета, ежегодно проводится актуарная оценка: способен ли негосударственный фонд продолжать свою работу.


Кто осуществляет контроль деятельности негосударственных фондов

Работу негосударственных пенсионных фондов регулируют несколько структур:

  • Центробанк России. Основной контролирующий орган. Издает правовые документы, ведет реестры, проведение проверок с доступом к документам, проведением бесед с сотрудниками;
  • Министерство труда. Устанавливает правила по взаимодействию с другими фондами, вкладчиками, пенсионным фондом;
  • Министерство финансов. Контролирует учет, назначение, выплаты пенсионных сбережений.

Стоит ли переходить в НПФ (шило на мыло)

Перевод НЧ – добровольное желание. Негосударственные пенсионные фонды организованы для того, чтобы была возможность и альтернатива увеличения размера обеспечения в старости.

Плюсы и минусы НПФ

В первую очередь о преимуществах:

  • увеличение накопительной части за счет инвестирования;
  • передача по наследству;
  • материальное страхование (средства никуда не пропадут). Даже если НПФ ликвидируется, средства переводятся в ПФ;
  • можно переводить деньги между некоммерческими организациями или вернуть их в ПФ;
  • отслеживание накоплений на сайте;
  • прозрачная деятельность организаций и ежегодная отчетность.

Теперь о недостатках:

  • предугадать, насколько увеличатся накопления, невозможно из-за нестабильности финансового рынка;
  • ответственность за выбор некоммерческой организации остается на вкладчике;
  • проценты по НЧ теряются при смене фонда или ликвидации организации.
Инфляция будет всегда больше процентов по инвестициям. Это главный минус. За счет того, что негосударственные фирмы не могут рисковать средствами вкладчиков, инвестируют в низкодоходные инструменты, прибыль не будет высокой. А с годами и вовсе обесценится.

Риски

При переходе в НПФ есть вероятность того, что:

  • заявка на переход не будет одобрена;
  • может потеряться весь инвестдоход, так как переводить накопления рекомендуется на чаще чем 1 раз/5 лет;
  • если данные вкладчика попадут в ненадежную фирму, которая продаст базу данных, без его ведома НЧ может переводиться по некоммерческим организациям.

Как оформить переход в НПФ

Чтобы перейти в НПФ, первое, что нужно сделать, – выбрать организацию, которой доверите свою НЧ.

Второе – заключить договор, обязательно изучить.

Третье: до конца календарного года заявление пишется для ПФР о переводе средств в некоммерческую фирму.

Четвертое: получите письменное уведомление о переводе денег.

На практике все происходит так: вкладчик обращается в организацию. Тут же с помощью ЭЦП заполняется заявка и договор. Экземпляры отдают на руки. Там указано, когда НЧ будет переведена, как можно отследить. Прощаются.

Оформить переход можно в многофункциональном офисе или через Госуслуги.

Процесс перевода накопительной части в НПФ

В течение календарного года собираются заявления на перевод сбережений. До марта следующего года происходит обработка данных и перевод накопительной части в негосударственный фонд. То есть после марта следующего года можно узнать о статусе накоплений.

Советы по выбору НПФ

  1. В первую очередь советую обратить внимание, насколько надежна компания. Рейтинг не ниже ruAAA, доверительный прогноз.
  2. Как давно на рынке. Старше 98 года – прекрасно.
  3. Отрасль компании, основавшей НПФ, – начать анализ с тепловой энергетики, металлургии, добычи нефти.
  4. Отзывы. Сомнительный критерий, лучше фильтровать все, что написано в сети, но найти достоверную информацию можно.

Рейтинг лучших НПФ

НПФ с высокими показателями доходности и надежности:

  • Сбербанк;
  • Лукойл;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • Сургутнефтегаз.

Отзывы




Заключение

Рассказывая об НПФ, я не хотел настроить своих читателей за или против перевода накопительной части. Лишь предупреждаю о том, что это добровольное желание. Все решения принимать только самому вкладчику, а значит, нести ответственность за свой выбор. Буду рад комментариям. Подписывайтесь на статьи и делитесь полезностями в социальных сетях.


Тема: Негосударственные пенсионные фонды в системе социального обеспечения

Тип: Курсовая работа | Размер: 1.41M | Скачано: 147 | Добавлен 09.02.17 в 20:16 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы

Вуз: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Год и город: Улан-Удэ 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 5

1.1. Социально-экономическая сущность негосударственного пенсионного обеспечения в системе социального обеспечения. 5

1.2. Организационно-правовые нормы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. 10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 15

2.1. Анализ рынка негосударственного пенсионного обеспечения за 2010-2014 годы 15

2.2. Проблемы и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации в системе социального обеспечения. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ. 34

ВВЕДЕНИЕ

Негосударственное пенсионное обеспечение является одним из уровней пенсионной системы Российской Федерации. Негосударственные пенсионные фонды, как элемент социальной сферы народного хозяйства, оказывают влияние на социальные процессы, позволяя достигнуть более высокий уровень пенсионной обеспеченности российским пенсионерам. Так же фонды учувствуют в экономических отношениях, в первую очередь через использование своего инвестиционного потенциала. В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются важными участниками инвестиционного процесса, предоставляющих экономике существенный инвестиционный ресурс на долгосрочной основе.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что пенсионная система Российской Федерации находится в процессе реформирования. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения является одной из приоритетных стратегий долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. С помощью данного института пенсионной системы предполагается достигнуть достойного уровня пенсий для граждан Российской Федерации, обеспечивающего 40% утраченного заработка.

Цель работы – выявление перспектив развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы негосударственного пенсионного обеспечения;
  • изучить организационно-правовые нормы негосударственного пенсионного обеспечения;
  • провести анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации;
  • определить проблемы развития негосударственного пенсионного обеспечения и перспективы развития.

Объект исследования – негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению.

Предметом исследования является негосударственное пенсионное обеспечение как элемент пенсионной системы Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», другие федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, материалы с официальных сайтов Центрального банка Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Истомина Н.А., Кашинская П.В., Орлов С.Н., Шеметов А.П., Преснякова В.В. и др.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что совершенствование негосударственного пенсионного обеспечения окажет положительное влияние не только на статус самих НПФ и их значимость как института дополнительного пенсионного обеспечения, но также будет способствовать увеличению роли и расширению полномочий фондов в системе обязательного пенсионного страхования и пенсионного обеспечения России, что приведет к повышению уровня социального обеспечения граждан в рамках реализуемой социальной политики государства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрена социально-экономическая сущность негосударственного пенсионного обеспечения, нормативно-правовая база деятельности негосударственных пенсионных фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и опыт зарубежных стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. «Об актуарной деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ (ред. от 08.03.2015) //СЗ. - 04.11.2013. - N 44. - ст. 5632.
  2. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //СЗ. - 03.09.2009. - N 37. - ст. 4258.
  3. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ ФЗ (ред. от 29.06.2015) //СЗ. - 15.11.2002. - N 45. - ст. 3569.
  4. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //СЗ. - 04.06.2002. - N 41. - ст. 5387.
  5. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014) //СЗ. - 13.05.2001. - N 22. - ст. 5423.
  6. "О негосударственных пенсионных фондах": Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) //СЗ. - 10.11.1998. - N 32. - ст. 3254.
  7. «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р//СЗ. - 31.12.2012. - N 53 (ч. 2). - ст. 8029.
  8. «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»: Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 N 95 Постановление Правительства РФ от 01.02.2007 N 63 (ред. от 26.08.2013) //СЗ. - 12.11.2009. - N 38 (ч. 1). - ст. 5368.
  9. «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию»: Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 N 669//СЗ. - 04.07.2003. - N 29 (ч. 2). - ст. 5876.
  10. «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения»: Постановление Правительства РФ от 13.12.1999 N 1385//СЗ. - 15.03.1999. - N 44 (ч. 2). - ст. 8594.
  11. «Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению»: Приказ Минфина РФ от 19.12.2000 N 110н//Финансовая газета. - N 6. – 2001.
  12. Антонова, М.А., Рахманкулова, Г.И. Негосударственное пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития/ М.А. Антонова, Г.И. Рахманкулова// Труд и социальные отношения. 2014 – № 7 – С. 3-8.
  13. Баланюк, Н.Ю. Административно-правовое обеспечение деятельности негосударственных пенсионных фондов/ Н.Ю. Баланюк// Вестник Краснодарского университета МВД России – 2013 - №3(21) – С. 54-57.
  14. Залко, Г. Американский опыт пенсионного обеспечения/ Г. Залко// Рынок ценных бумаг – 2004 -№17 – С. 56-59.
  15. Истомина, Н.А., Кашинская, П.В. Негосударственное пенсионное обеспечение – понятийный аппарат и эволюция в России/ Н.А. Истомина, П.В. Кашинская// Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 40. – С. 43-47
  16. Манзарова, Э.Д. Особенности современного этапа развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в России/ Э.Д. Манзарова// Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права – 2014 – №3. – С. 14-19.
  17. Орлов, С.Н., Шеметов, А.П. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации/ С.Н. Орлов, А.П. Шеметов// Зауральский научный вестник. – 2013. – № 1 (3). – С. 20-26
  18. Основные результаты деятельности негосударственных пенсионных фондов за 9 месяцев 2014 года (по данным Банка России) // Пенсионное обозрение – 2015 - №1(21) – С. 26-28
  19. Ощепкова, А.С., Починок, Н.Б. Повышение роли негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в финансировании долгосрочных инвестиций: зарубежный опыт и российская практика/ А.С. Ощепкова, Н.Б. Починок// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014 – №10(70) – С. 64.
  20. Преснякова, В.В. Зарубежный опыт в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и преемственность его использования в Российской Федерации/ В.В. Преснякова// Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013 – № 2 (6) – С. 28-35.
  21. Ташбекова, И.Ю. Негосударственное пенсионное обеспечение в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века/ И.Ю. Ташбекова// Альманах современной науки и образования – 2010 – №9. – С. 25-27.
  22. Шкрапкин, А. Особенности управления активами негосударственных пенсионных фондов/ А. Шкрапин// Рынок ценных бумаг- 2012- № 10 - С. 43-45.
  23. Юрьевна, И.А., Масюк, Н.Н. Управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда: формы и методы/ И.А. Юрьевна, Н.Н. Масюк // Современные технологии управления – 2014 – №4(40) – С. 1-6
  24. Центральный Банк Российской Федерации. Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2014 года. // [WWW-документ] URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_270415.pdf (2015. – 1 сентября)
  25. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов. Основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного накопительного пенсионного страхования в Российской Федерации на период до 2020 года. [WWW-документ] URL: http://www.napf.ru/3860 (2015. – 1 сентября)
  26. Материалы с официального сайта Центрального Банка Российской Федерации. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов. [WWW-документ] URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_coll_invest (2015. – 1 сентября)
  27. Материалы с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Обзор инвестирования средств пенсионных накоплений в 2013 году. [WWW-документ] URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/12/main/Obzor_2013.pdf (2015. – 1 сентября)
  28. Материалы с официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации. Расчет стоимости инвестиционного портфеля и расчет стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. [WWW-документ] URL: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/pens_nak/osnov_sved_invest/ (2015. – 1 сентября)

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы


Кандидат экономических наук, эксперт сайта.

Веками складывающийся менталитет россиян привел к тому, что население о пенсиях начинают задумываться за 5-10 лет до выхода на заслуженный отдых. Зная такую тенденцию, государство в принудительном порядке стало забирать часть заработной платы работающих для формирования пенсионных накоплений. Для этого был создан Пенсионный фонд России.

Параллельно были организованы негосударственные пенсионные фонды, предлагающие будущим пенсионерам нелегкий выбор. Ведь разобраться, что лучше, государственный или негосударственный пенсионный фонд, иногда не могут даже специалисты, не говоря уже о простых гражданах. Поэтому редакция сайта ВКредитБе.Ру решила на понятном языке объяснить преимущества и недостатки каждой структуры, не претендуя при этом на истину в последней инстанции.

Отличия ПФР и НПФ

Принципы функционирования государственного и негосударственного пенсионных фондов одни и те же: клиент переводит из заработной платы часть средств на лицевой счет для формирования будущих пенсионных выплат. А вот дальше начинаются отличия.

В чем разница между фондами, разберем на нескольких конкретных примерах.

1. Государственный ПФ выплачивает начисленную пенсию независимо от суммы остатка на лицевом счете. Частная структура платит до тех пор, пока на счету имеются средства. Если пенсионеру посчастливилось прожить до 100 лет не факт, что НПФ будет вести выплаты – деньги на лицевом счете могут закончиться. Но такая ситуация возникает крайне редко. Обычно фонды исходят из того, что пенсионер проживет еще 30 лет после выхода на пенсию по возрасту.

2. В ПФР размер пенсии никак не увязан с доходностью размещенных денежных средств – размер пенсионных выплат рассчитывается без учета этого фактора. Частные фонды учитывают каждую копейку. Движение средств на счете можно увидеть через Личный кабинет.

3. Средства в государственном фонде считаются собственностью государства – умершие до выхода на пенсию не могут передать накопленные средства своим наследникам: нет нормальной правовой базы. НПФ заключают договора со своими клиентами, где все вопросы досконально оговариваются, в том числе и то, кому достанется остаток пенсионных накоплений.

4. ПФР скован инструкциями по размещению своих капиталов. НПФ имеют право вкладывать деньги клиентов в любые операции.

Подведем первые итоги: в стране действует только один государственный пенсионный фонд – ПФР. Он включен в бюджетную структуру страны. Поэтому размеры пенсий полностью зависят от принятого бюджета на отчетный год. Все разговоры о доходности средств в этом фонде от лукавого – они никак не влияют на размер получаемой на руки пенсии. НПФ – это некоммерческие организации социального обеспечения, действующие в пенсионной сфере. Выплату пенсий производят из накопленных средств. Их размер никак не связан со стажем и другими фишками государства. Привязан только к величине накопленных средств.

Плюсы и минусы государственного пенсионного фонда

Рассматривая положительные и отрицательные стороны деятельности ПФР, специалисты отделываются парой предложений, говоря о плюсах фонда, и одним – о минусах.

Приводим их дословно:

  • достоинством государственного фонда является надежность – полностью отсутствуют риски потерять накопления;
  • регулярная индексация, привязанная к инфляции.

К недостаткам относят низкую доходность хранящихся в ПФР средств.

Если говорить о плюсах, то они изложены точно и даже при большом желании больше не найти. А вот с минусами нужно разбираться.

1. Говоря о низкой доходности, работники социальных служб или лукавят, или вообще не понимают, о чем идет речь. Ведь уровень доходности отложенных в ПФР средств никак не влияет на пенсию жителей страны. В нормативных документах нет ни одного слова, привязывающего размер пенсионных выплат к прибыли ПФ, прокручивающего деньги населения через ВЭБ.РФ.

Доходность влияет только на количество сотрудников фонда, их зарплаты и здания-дворцы. Судя по тому, что наблюдается на местах – с получением прибыли все нормально: огромный штат, большие зарплаты, здания лучше газпромовских.

2. Во всех развитых странах пенсионные накопления принадлежат вкладчику. Он их имеет право завещать или полностью вывести в любое время. Суммы там немаленькие. Например, в США рабочий, не белый воротничок, а именно трудяга, при выходе на пенсию имеет на счету пенсионного фонда около 750,0-1500,0 тыс. долларов США, что позволяет раскатывать по всему миру без забот или обеспечить финансово свою семью после смерти.

Различие в пенсионном обеспечении наглядно показывает такой курьезный случай из юридической практики США. Вдова полковника ВМФ получала за мужа большУю, даже по меркам американцев, пенсию. В 80-тилетнем возрасте ей захотелось выйти замуж за 40-летнего нелегального иммигранта-украинца. Брак был зарегистрирован. Через 5 лет женщина умирает. Пенсию за погибшего полковника, после судебных разбирательств, правительство Соединенных Штатов было вынуждено выплачивать вдовцу.

В России такое возможно? Здесь даже прямые наследники не могут получить из государственного фонда оставшуюся часть пенсионных накоплений. Вот и все отличие. Это минус и притом жирный.

3. Информация о деятельности фонда полностью закрыта. Узнать, куда и на каких условиях вложены деньги фонда, не получится ни при каких обстоятельствах.

4. Нельзя получить данные и о состоянии лицевого счета пенсионера. Информацию выдают только при переводе средств в негосударственный фонд. Здесь даже объяснять ничего не нужно. Ведь, зная суммы, подтвержденные выпиской из фонда, наследники могут пытаться через суд получить невыплаченную часть пенсионных накоплений. А так — нет бумаги, нет дела.

5. Огромный штат фонда никак не соответствует качеству обслуживания. Даже создается впечатление, что чем больше сотрудников, тем сложнее добиться своего.

6. Отсутствие официального договора между фондом и клиентом ставит последнего в бесправное положение.

Результаты анализа впечатляют: у ПФР практически одни минусы.

Плюсы и минусы негосударственного фонда

Отношение к негосударственным пенсионным фондам у населения скорее негативное, чем положительное, что противоречит здравой логике. Причина видится в одном: слабое знание законодательной базы и отсутствие разъяснительной работы через средства массовой информации.

Но здесь все понятно: тратить собственные накопления на рекламу НПФ не могут – накладно, а государство не готово пилить сук, на котором сидит, т.е. не заинтересовано разъяснять населению плюсы и минусы негосударственных структур в сфере пенсионного обеспечения.

Попробуем объяснить, чем отличается негосударственный пенсионный фонд от государственного на преимуществах первого:

  • тотальный контроль со стороны государственных служб. Это, во-первых, борьба с конкурентом, во-вторых, защита интересов граждан страны;
  • качественное обслуживание – к орущим или не замечающим клиента сотрудникам негосударственного фонда никто не пойдет;
  • возможность передачи неизрасходованных сумм на выплату пенсии наследникам;
  • наличие договора между фондом и клиентом, переводящее все взаимоотношения в юридическую плоскость;
  • накопленную сумму можно получить полностью при выходе на пенсию;
  • высокая доходность, значительно увеличивающая сумму накоплений;
  • возможность смены фонда один раз в 5 лет;
  • защита вкладов сразу несколькими способами;
  • прозрачность всей работы фонда – через личный кабинет можно получить всю необходимую информацию: размещение накоплений, движение сумм на лицевом счете и т.д.

К минусам почему-то относят:

  • возможность банкротства с потерей полученного дохода;
  • высокую вероятность отзыва лицензии.

Давайте посмотрим, насколько приведенные минусы являются действительно слабой стороной негосударственных структур в пенсионном обеспечении граждан.

1. Риски обанкротится или потерять лицензию действительно есть. Но как они сказываются на конкретном Иванове, Петрове, Сидорове, никто не говорит.

Начнем с того, что пенсионные накопления защищены:

  • резервами по обязательному страхованию пенсий (ОПС);
  • общенациональным гарантийным фондом, куда, кстати, входит и ПФР.

Это означает, что в любом случае переведенную негосударственному фонду сумму за время работы пенсионер получит. Пропадет только начисленный доход.

2. Доходность ПФР никак не влияет на конечный размер пенсий Иванова, Петрова, Сидорова. Это означает, что перевод в ПФР пенсионных накоплений в случае банкротства НПФ или отзыва лицензии не сможет уменьшить начисленную пенсию клиентов негосударственной структуры, т.е. они получили бы такую же пенсию и при перечислении средств сразу же в государственный фонд. Так о каких рисках идет речь? О тех, что мог бы, но не получил более высокие пенсионные выплаты?

Подведем итоги: независимо от того, где будут накапливаться пенсионные сбережения, будущий пенсионер гарантированно получит пенсию в том размере, которое насчитает государство. Но при работе с негосударственной структурой выплаты могут быть существенно выше.

Редакция сайта надеется: приведенной информации достаточно, чтобы понять, чем отличается НПФ от ПФР.

Что и в каком случае стоит выбирать

Как видно из общей направленности материала, автор полностью топит за негосударственные структуры. При этом никакой дискредитации госорганов. Как их можно опорочить, если «государство – это я, ты, мы все вместе, от Калининграда до Камчатки». Но будем объективны и рассмотрим, что выбрать, ПФР или НПФ для формирования будущей пенсии исходя из чисто меркантильных интересов.

Сразу отметим, выбор фонда – личное дело гражданина РФ. Требовать от него работать с ПФР или с НПФ не имеют права ни работодатель, ни банки при оформлении договоров кредитования (у ВТБ и Сбербанка есть свои НПФ).

С финансовой стороны в 2020 г. однозначно выгодней иметь дело с негосударственным фондом. Но, выбирая держателя пенсионных накоплений, нужно учитывать:

Как перейти в НПФ или вернуться в ПФР

Перейти из одного фонда в другой можно в любой момент. Однако, нужно помнить о правиле 5 лет, по которому переход с сохранением накопительной части пенсионных возможен только раз в течение пяти лет. Если условие нарушено – будет переведена только перечисленная из заработной платы часть денег, без дохода. Это тоже самое, что досрочно забрать вклад.

Правда, непонятно, как положение законодательства выполняется при переходе из ПФР в НПФ. В реальности там никто не начисляет проценты на суммы, хранящиеся на лицевом счете – нет смысла. Все равно пенсия будет начисляться по другим правилам.

Для перехода нужно обратиться с соответствующим заявлением в фонд напрямую или в МФЦ. Законодательство разрешает подать документы лично, через интернет или почтой. В последнем случае заявление должно быть нотариально заверено. Роль нотариуса могут выполнять по закону и другие представители государственных органов.

Документы о выходе (переходе) принимаются с 1 января по 1 декабря. Месяц дается для окончательного принятия решения. Это как при разводе – испытательный срок. А вдруг передумает.

Заключение

Судя по официальному сайту Пенсионного фонда России – негосударственные пенсионные фонды зло. У них одни недостатки. Однако умалчивается, что доходность частных структур, по сравнению с государственным ПФ, выше. При этом простому гражданину от величины прибыли ни холодно, ни жарко. Он на своей пенсии ничего не почувствует, в отличие от негосударственного фонда.

Перейти к частнику многие работающие опасаются из-за, как им кажется, риска банкротства последнего. Но в таком случае есть негосударственные пенсионные фонды в составе крупнейших банков: Сбербанка и ВТБ. Здесь вообще защита полнейшая.

Решать, где формировать свою пенсию, необходимо с первых самостоятельных шагов. Не пускать процесс на самотек.

Читайте также: