Актуарный расчет резервов пенсионного фонда

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

21 марта 2013 15:28

Одним из основных направлений государственных гарантий старшему поколению является пенсионное обеспечение граждан. Пенсионное обеспечение исходя из имеющихся у конкретного государства в конкретный исторический период его развития материальных возможностей должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически уже будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.

Проведенная в 2002 году пенсионная реформа радикально изменила экономические и социальные отношения между участниками пенсионной системы. Главной отличительной чертой новых пенсионных отношений является переход на страховые принципы формирования пенсионных прав всех трудоспособных граждан, с одной стороны, и реализацию пенсионных обязательств, с другой. В рыночных условиях основой современного пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан в Российской Федерации служит система обязательного пенсионного страхования, которая охватывает страхование по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также предусматривает бюджетно-государственное пенсионное обеспечение для определенных категорий граждан.

В настоящее время в России проводится очередная пенсионная реформа, главной целью которой являются создание объективных экономических и социальных предпосылок, обеспечивающих постепенную адаптацию сложившейся к настоящему времени государственной пенсионной системы к рыночным условиям. Хотя последняя пенсионная реформа была формально проведена в 2002 году, однако ее реальные результаты сможет почувствовать только поколение, вступившее в трудовые отношения после указанного в реформе срока, то есть родившиеся после 1985 года и выходящие на пенсию соответственно после 2035г. Все предшествующие поколения наших граждан в течение переходного периода (т.е. до 2035) должны находится в той или иной степени под влиянием предшествующих пенсионных систем: советский (до 1990г), постсоветской (до середины 1990г) и переходной к страховой (до 2002г).

Поскольку стратегическим направлением пенсионной реформы 2002 года является укрепление страховых принципов российской пенсионной системы, то необходимой предпосылкой реализации таких принципов служит формирование актуарной службы.

Актуарными расчетами, а также исследованиями по макроэкономическому анализу для долгосрочного прогнозирования развития пенсионной системы в Отделении ПФР по Республике Адыгея занимаются с 2008 года. Актуарные расчеты – это оценка будущих периодов (долгосрочное планирование) с помощью системы статистических и экономико-математических методов расчета. Основными задачами актуарных расчетов является изучение и классификация рисков по определенным признакам. Целью актуарных расчетов является оценка пенсионных систем с позиции определения достаточности размера страхового тарифа и объема накопленных резервов для обеспечения обязательств системы по выплате пенсий, последствий для финансового состояния ПФР и уровня пенсионного обеспечения.

Практической реализацией страховых принципов в деятельности ПФР являются актуарные расчеты на долгосрочную перспективу. Объектом актуарного оценивания является результаты финансового взаимодействия трех основных субъектов обязательного пенсионного страхования: застрахованных лиц, страхователей и страховщиков, каждый из которых имеет собственные экономические интересы в этой сфере.

Главным для застрахованного лица является максимизация суммы расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений для получения максимально высокой пенсии. Интерес страховщика (если он не является коммерческой организацией, цель которой максимизация прибыли) лежит в плоскости обеспечения адекватности накопленных и предъявляемых к выплате в каждый отрезок времени пенсионных прав застрахованных лиц, имеющихся в распоряжении страховщика финансовым ресурсам.

Для того, чтобы обеспечить оптимальное сочетание интересов всех субъектов обязательного пенсионного страхования и одновременно решение важнейшей социальной задачи – материального обеспечения лиц при наступлении в их жизни неблагоприятных условий (событий), влекущих потерю источника средств к существованию, применяются актуарные технологии. Таким образом, актуарные технологии в обязательном пенсионном страховании призваны осуществлять оценку обеспеченности государственных финансовых обязательств перед застрахованными лицами и сбалансированности бюджета ПФР в долгосрочной перспективе в целях своевременного выявления и принятия мер по нейтрализации негативного влияния различных социально-экономических, демографических и иных факторов.

Актуарное оценивание системы обязательного пенсионного страхования призвано обслуживать, прежде всего, бюджетный процесс и должно стать его основой и неотъемлемой частью, так же как во всех развитых странах.

Отличительной чертой актуарного оценивания является его сверхдолгосрочный характер: оно охватывает весь пенсионный цикл от начала застрахованным лицом трудовой деятельности до последнего дня получения пенсии, то есть 50-75 лет, что позволяет обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы. При этом актуарные оценки выполняются и для всех временных интервалов бюджетного процесса: текущего (1 год), краткосрочного (до 3 лет), среднесрочного (от 3до 10 лет), долгосрочного (25-50 лет и более). Это позволяет учитывать при корректировке пенсионной политики их долгосрочное влияние на пенсионную систему.

Актуарное оценивание системы обязательного пенсионного страхования охватывает финансовый процесс от поступления доходов (которые зависят, в первую очередь, от численности охватываемых пенсионной системой застрахованных лиц, за которых уплачиваются страховые взносы) до определения объемов средств, необходимых для финансирования выплаты пенсии (зависящих, в свою очередь, от численности пенсионеров).

Таким образом, актуарное оценивание в обязательном пенсионном страховании направлено на решение четырех главных задач:

1. прогнозирование численности и структуры застрахованных лиц и пенсионеров;

2. текущая оценка и прогнозирование доходов пенсионной системы;

3. оценка объемов пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионных обязательств страховщика;

4. текущая оценка и прогнозирование финансового состояния пенсионной системы (сбалансированности бюджета, наличия актуарного дефицита).

Разработка долгосрочных прогнозов осуществляется по результатам выполнения перечисленных выше задач и имеет конечной целью оценку финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации и выявление факторов, оказывающих негативное влияние на баланс пенсионной системы и уровень жизни пенсионеров.

Экономическая оценка долгосрочных перспектив развития пенсионной системы опирается на результаты многофакторного анализа ее современного состояния в разрезе каждого из основных структурных блоков пенсионной системы: демографических, макроэкономических, социально-трудовых, институциональных. Для исследования долгосрочных тенденций развития каждого фактора в указанных блоках, а также их количественной оценки и используются различные методы актуарных расчетов.

Актуарные расчеты в негосударственном пенсионном обеспечении проводятся при назначении пенсий, подготовке отчетности, внешнем актуарном оценивании и в других случаях. Точка зрения, представленная в статье, состоит в том, что в зависимости от целей расчета могут применяться разные методики и актуарные предположения, а значит и получаемый результат – современная стоимость пенсий – может быть разным.

Виктор Витальевич Иконников, начальник управления НПФ "Благосостояние"
Олег Леонидович Котляров, актуарий, ООО "Иэмбиси"

Актуарные расчеты – важный элемент в негосударственном пенсионном обеспечении. Они проводятся при назначении пенсий, подготовке отчетности, актуарном оценивании и т.д., и с разными целями. Основная специфика этих расчетов заключается в том, что они осуществляются в условиях неопределенности – неопределенности продолжительности жизни участников и доходности на финансовом рынке.

Поэтому в процессе актуарных расчетов используются предположения: о величинах будущих статистических показателей (в первую очередь, смертности) и о будущей отдаче от размещения пенсионных резервов.

Второй важный элемент расчетов – методика. Методика может быть либо точной (насколько это возможно в условиях неопределенности) и сложной, либо достаточно грубой, но простой и понятной вкладчикам – физическим и юридическим лицам, уплачивающим пенсионные взносы в фонд.

Какими, качественно, могут быть актуарные предположения? Разделим их на три вида: консервативные, оптимистические и нейтральные. Под «консервативными» будем понимать те предположения, которые соответствуют пессимистическому для фонда прогнозу, «оптимистические» соответствуют формированию благоприятной ситуации для фонда, «нейтральные» отражают наиболее вероятный сценарий развития ситуации (как правило, средний прогноз между пессимистическим и оптимистическим).

Чтобы понять, какие предположения и методика расчетов отвечают в каждом случае заданной цели актуарных расчетов, рассмотрим наиболее распространенный вариант. Это расчеты, которые проводятся в случае негосударственного пенсионного обеспечения работников организации-вкладчика по пенсионной схеме с пожизненной выплатой пенсий, размеры которых устанавливается вкладчиком, пенсионные взносы уплачиваются вкладчиком в момент выхода работника на пенсию, а учет ведется на именных или на солидарных пенсионных счетах с резервированием средств (полным фондированием обязательств). Отметим, что при подходе «с резервированием» обязательства фонда перед вкладчиком, возникшие в связи с перечислением вкладчиком в фонд пенсионных взносов, уменьшаются на стоимость назначенной пенсии. В дальнейшем на эти обязательства не влияют суммы фактически осуществленных выплат данному участнику, его смерть или «пережитие» им ожидаемого периода выплат.

В рассматриваемом случае потребность в актуарных расчетах возникает как минимум трижды: при определении стоимости назначаемых пенсий; при подготовке отчетности; при оценивании обязательств фонда внешним актуарием. У всех этих расчетов разные цели, поэтому и стоимость пенсий с точки зрения вкладчика, фонда и внешнего актуария тоже может оказаться разной. Рассмотрим эти три случая подробнее.

В первом случае – расчет стоимости назначаемых пенсий – целью является определение размера взносов, которые необходимо получить от вкладчика. Исходя из этой цели, главная задача – прозрачно и доходчиво объяснить результаты расчетов вкладчику, а также предоставить ему возможность самостоятельно рассчитывать объем пенсионных взносов, подлежащих перечислению в фонд. При этом важно учитывать и дополнительные факторы: с одной стороны – неопределенность будущей доходности и смертности, а с другой стороны рыночную конъюнктуру (стоимость пенсий в других фондах).

Учитывая все эти факторы, на наш взгляд, в этом случае наилучшим вариантом будет использование таблицы тарифов (фиксированная стоимость одного рубля пожизненной пенсии, различающаяся в зависимости от пола и возраста участников и, возможно, в зависимости от других факторов, например, вида пенсии: по старости или по инвалидности, региона проживания участника и т.п.). Таблица должна формироваться исходя из маркетинговой политики фонда при условии обеспечения его долгосрочной устойчивости (насколько возможно консервативные показатели смертности и доходности). Такой способ расчета делает общение с вкладчиками более простым и понятным – человеку не нужно разбираться в сложных формулах. При этом фонд получает дополнительную свободу в определении размеров взносов, поскольку тарифы не обязательно должны быть однозначно связаны с выбранными таблицами смертности и гарантированной доходностью (минимальной доходностью, которую фонд обязуется начислять).

Продолжением рассматриваемого случая является задача определения величины обязательств фонда перед вкладчиком (профицит по счету вкладчика) для его информирования. Поскольку здесь тоже возникает коммуникация с вкладчиком, то важно обойтись без сложных расчетов, формул и предположений, без использования сведений, недоступных вкладчику. Желательно предоставить вкладчику возможность самостоятельно проводить основные расчеты, что должно повысить доверие к фонду. При этом, методика расчета вкладчика не должна быть «упрощением» методики фонда. Это создало бы отклонения между «точным» расчетом фонда и «упрощенным» расчетом вкладчика. Она должна быть единой для фонда и вкладчика.

Таким образом, когда дело касается отношений с вкладчиками на наш взгляд, чтобы избежать непонимания и несогласия вкладчиков, целесообразно использовать фиксированные, утвержденные тарифы и простые формулы.

Во втором случае расчетов – фонд определяет свои обязательства по назначенным пенсиям для управленческой и специальной отчетности. Здесь главная задача – получить адекватную оценку ситуации с учетом возможных финансовых, демографических и прочих рисков. При подготовке специальной отчетности основываются, как правило, на предположениях официально принятых (утвержденных) фондом. При подготовке управленческой отчетности может быть полезным расчет по нескольким сценариям, отвечающим реализации различных рисков. Для учета рисков могут использоваться, например, более консервативные предположения в отношении ожидаемой доходности по активам фонда и предположения по более быстрому росту продолжительности жизни.

Третий случай – обязательства фонда оцениваются внешним актуарием. Чем этот расчет отличается от предыдущего? Главная задача актуария – получить достаточно общую оценку обязательств исходя из финансовых условий, действующих на отчетную дату. Соответственно, актуарий применяет нейтральные прогнозы по ставке доходности с учетом комиссий и вознаграждений и нейтральные же предположения в отношении смертности, а также стандартные методики. При этом предполагается, что активы фонда оценены по рыночной стоимости. Таким образом, результаты актуарного оценивания – это тест состояния фонда на отчетный момент времени.

Следовательно, фонд и внешний актуарий, оценивая одни и те же обязательства, но применяя различные предположения, могут получить разные результаты. При этом различие в результатах не является следствием ошибок или необъективности. Это различие связано с тем, что расчеты производятся в условиях неопределенности и не существует единственно правильной оценки обязательств.

На примере одной из наиболее распространенных форм негосударственного пенсионного обеспечения (пожизненные пенсии в установленном вкладчиком размере) мы проанализировали особенности актуарных расчетов в задачах определения стоимости назначаемых вкладчиком пенсий, подготовки отчетности фонда, оценивания обязательств фонда внешним актуарием. Основной вывод: для того чтобы результаты расчетов максимально соответствовали целям их проведения, в каждой из задач актуарные расчеты должны основываться на подходящей именно для этой задачи методике расчета и наборе предположений.


Заргарян Иван Викторович Главный редактор

Алексей Шоломицкий, актуарий ООО «Актуарная и финансовая служба»*

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, GAAP) включают в себя определенные нормы, принципы и методики актуарных расчетов для оценки обязательств перед работниками. Эти нормы описаны, например, в МСФО 19 «Вознаграждения работникам» (Employee Benefits). Практически аналогичные принципы отражения обязательств отражены и в соответствующих американских стандартах. Применение актуарной оценки для целей отчетности требуется во всех компаниях, где имеются корпоративные пенсионные и социальные программы.

Такие требования международных стандартов связаны с используемым в них принципом учета (так называемый accrual basis): доходы и расходы должны учитываться в момент возникновения права на них, хотя соответствующие суммы могут быть еще не получены или не оплачены. С точки зрения международных стандартов финансовой отчетности, если компания «обещает» своим работникам какие-либо пенсионные (социальные) выплаты – например, пособия после выхода на пенсию – то это означает, что соответствующее обязательство должно быть отражено на балансе компании, хотя исполнение этого обязательства может быть отсрочено по времени на годы и даже десятки лет.

Что значит, что компания «обещает» работникам пособия? Это означает, что работники компании получают основания рассчитывать на пособия в будущем. При этом «обещания» компаний могут быть воплощены в виде каких-либо формальных документов, описывающих условия социальных выплат (в современной российской практике такие обязательства обычно фиксируются в Коллективных договорах, а также Положениях о негосударственном пенсионном обеспечении, НПО – в случае, если пенсионные планы реализуются через негосударственные пенсионные фонды, НПФ). Однако, кроме того, работники могут иметь основания ожидать определенных выплат даже и в том случае, если они не определены документами, а вытекают из установившейся практики компаний. В таких случаях обязательства тоже должны оцениваться. Такие (вытекающие из практики) обязательства называются конструктивными (constructive) или традиционными. При оценивании таких обязательств обычно предполагается, что существующая практика выплат будет продолжаться и в будущие годы (если нет серьезных оснований предполагать обратное).

Как уже ясно из сказанного, природа пенсионных обязательств – долгосрочная. Именно поэтому возникает нужда в применении для их оценки достаточно сложных математичеких методов. Такие методы называются актуарными. Очевидно, что применять их должны люди, обладающие соответствующими знаниями и квалификацией. Например, МСФО 19 рекомендует компаниям привлекать для оценки квалифицированного актуария. Профессия актуария – достаточно сложная. Для получения статуса квалифицированного актуария (определяемого приемом в соответствующее национальное актуарное общество) требуется сдача нескольких весьма непростых экзаменов по актуарной и финансовой математике, экономике и другим предметам, а также наличие опыта практической работы в страховании, пенсионном обеспечении, консалтинге. Национальные актуарные общества объединены в Международную актуарную ассоциацию (International Actuarial Association, IAA). В Росси также существует национальное актуарное общество – Гильдия Актуариев, которая в 2008 году стала полноправным членом IAA.

Для того, чтобы определить обязательства компании, актуарию необходимо прежде всего ответить на вопросы:

1. Какие пенсионные планы (или, шире, планы выплат пособий работникам) есть в компании?

2. Как определяются выплаты по каждому плану?

3. Какова схема финансирования этих выплат?

Ответив на эти вопросы, можно установить, какова трактовка этих планов с точки зрения международных стандартов, и разработать схему (модель) расчета обязательств.

Различают два основных типа пенсионных планов: с установленными выплатами (Defined Benefit, DB) и с установленными взносами (Defined Contribution, DC). Различие между этими планами весьма важно, поскольку раскрытие информации для них совершенно различно. Для DC планов раскрывается только сумма уплаченных взносов, тогда как для DB плана необходимо раскрыть сумму обязательств по плану. Таким образом, DC план не порождает долгосрочных обязательств в отчетности, в отличие от DB плана.

Согласно последней редакции МСФО 19, DC планом признается план, в котором компания платит взносы в отдельный фонд (который должен быть отдельным юридическим лицом, например, НПФ) в фиксированных размерах, и не несет никаких обязательств в том случае, если этот фонд окажется неспособным выплачивать пособия в полном объеме (например, в случае неплатежеспособности НПФ). В типичном DC плане компания платит взносы в виде фиксированного процента от зарплаты сотрудников; часто в такие планы вносят взносы и сами работники. Важно, что размер пенсии в таком плане определяется только накоплениями на пенсионном счете на момент выхода на пенсию (т.е. исключительно взносами и инвестиционным доходом на них).

Все прочие планы признаются DB планами. Для них требуется актуарная оценка обязательств (с последующим отражением обязательства на балансе) в тех случаях, когда обязательства долгосрочные. Краткосрочные пособия (например, зарплата, премии, ежегодные оплачиваемые отпуска) под такую оценку не подпадают.

Почему важен вопрос о схеме финансирования плана? Потому, что именно схема финансирования определяет наличие обязательства и его размер. Приведу пример из практики . Крупный российский металлургический холдинг ввел на своих предприятиях новую пенсионную программу. Согласно этой программе, работники добровольно вносят взносы на свои счета в НПФ, а предприятия холдинга софинансируют пенсии (на паритетных началах, т. e. в равном размере с работником). Схема финансирования: в момент выхода работника на пенсию предприятие вносит в НПФ такую же сумму, какую работник накопил на своем счете. Возник вопрос: как классифицировать этот план? Если бы программа предусматривала внесение пенсионных взносов предприятием одновременно с работником, это был бы DC план (поскольку предприятие выполняло бы свои обязательства в отчетном периоде). Но в данном случае предприятия вносят свои взносы в момент выхода работника на пенсию. Поэтому на конец отчетного периода существует не выполненное обязательство предприятия по внесению взноса, которое относится к будущим отчетным периодам. Таким образом, это DB план, поскольку он порождает обязательства в будущих периодах.

Для оценки той суммы обязательств, которая должна отражаться на балансе, а также для оценки расходов по DB плану за период (отражаемых в отчете о прибылях и убытках) обычно применяется так называемый projected unit - credit метод. Это актуарный метод, который позволяет определить, так сказать, «график зарабатывания пособия» или «график приобретения прав на пособие» в течение карьеры работника. Сначала требуется определить современную стоимость (или, как говорят актуарии – актуарную современную стоимость) пособия с учетом вероятностей его получения работником, роста размеров пособий, дисконтирования. То, что здесь учитывается будущий рост пособий, фактически позволяет говорить о прогнозировании («проектировании») пособий, поэтому в названии метода и присутствует слово projected. Затем для целей отчетности нужно соотнести рассчитанную современную стоимость обязательства с периодами оценивания. При применении projected unit - credit метода обычно «зарабатывание» работником пособия предполагается пропорционально стажу (projected unit - credit service pro - rate метод). Обязательством (defined benefit obligation) при этом считается уже «заработанная» работником доля современной стоимости пособия. При определении расхода важную роль играет стоимость текущего стажа (current service cost).

Так, например, предположим, что некое предприятие платит своим работникам пожизненные пенсии в размере 0,2 от средней зарплаты работника за последний год перед выходом на пенсию (это также реальный пример). Пусть ожидаемый возраст выхода на пенсию для мужчин 62 года, работнику сейчас 42 года, стаж работы на предприятии 10 лет. Для оценки обязательства нужно рассчитать современную стоимость пособия, применив индексацию зарплаты работника на 20 лет вперед для вычисления прогнозного размера пенсии, а также рассчитав стоимость пожизненной выплаты пенсии с учетом вероятностей дожития до определенных возрастов (технически это делается с помощью таблиц смертности), а кроме того, учесть вероятность того, что работник доработает до пенсии на этом предприятии (не уволится, не умрет), и коэффициент дисконта. Технические детали здесь рассматривать не будем, они описаны в специальной литературе. Предположим, что после всех этих операций мы получили современную стоимость будущей пенсии работника, равную 90 тыс. руб. Работник на момент оценки проработал 10 лет из предполагаемых 30 (10 плюс еще 20 до выхода на пенсию). Тогда стоимость обязательств составит 10/30 от 90000, или 30 тыс. руб. Стоимость текущего стажа (для годового периода) равна 1 тыс. руб. – это часть стоимости, которая «зараюотана» за оди год.

Собственно говоря, подобным образом рассчитанные обязательства и представляют собой обязательство (obligation) компании. Однако на балансе из суммы обязательства вычитаются стоимость активов плана (в том случае, если обязательства обеспечены какими-то активами, например, находящимися на счетах предприятия в НПФ), а также непризнанные суммы. На последних следует остановиться подробнее.

Порядок признания вновь возникающих (или возрастающих, или, наоборот, уменьшающихся) обязательств при введении новых или изменении старых пенсионных планов может быть достаточно сложным. В определенной мере он зависит от учетной политики, выбираемой самой компанией. Выделяют два компонента, которые не всегда подлежат немедленномуп ризнанию на балансе: стоимость прошлого стажа (past service cost) и актуарные прибыли/убытки (actuarial gains/losses). Первое – это суммы вновь возникающих обязательств при введении новых пособий или изменении старых. Например, если в приведенном выше примере компания решает увеличить пенсии работников с 0,2 до 0, 25 последней зарплаты, возникнут новые обязательства. Эти обязательства должны (согласно МСФО 19) амортизироваться втечение ряда лет, т.e. в каждом из будущих отчетных периодов будет признаваться определенная доля возникшего обязательства. Другая не всегда сразу признаваемая часть изменений обязательства в периоде – актуарные убытки. Актуарный убыток можно кратко определить как рост обязательства сверх его «прогнозируемого» роста за период. Например, если актуарий предполагал в описанном выше примере рост зарплат на 8% в год, а на самом деле зарплаты выросли в среднем на 12%, то это даст актуарный убыток. Могут также быть и актуарные прибыли. Актуарные прибыли/убытки разных отчетный периодов могут компенсировать друг друга. МСФО 19 допускает непризнание актуарных убытков в пределах 10% от максимума из стоимости obligation и активов, и постепенную амортизацию части накопленного убытка (прибыли), выходящей за рамки это «коридора». В результате наличия (положительных или отрицательных) непризнанных частей стоимости прошлого стажа и актуарных убытков прошлых лет сумма обязательств на балансе (liability) может довольно сильно отличаться от суммы обязательств по актуарной оценке (obligation).

В заключение нужно сказать несколько слов об актуарных предположениях, которые играют большую роль при оценке обязательств. Актуарными предположениями называют параметры, используемые при расчетах, как, например, ставку дисконта, ставки инфляции, роста зарплат, вероятности смерти, увольнений и т. д. Часть этих параметров определяется статистическими методами (по данным отдельных предприятий или другим доступным выборкам), а другие задаются иначе – например, ставка дисконта определяется на основе доходности облигаций. Изменение актуарных предположений также может приводить к изменениям обязательства, и, соответственно, к актуарным убыткам (прибылям).

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

21 марта 2013 15:28

Одним из основных направлений государственных гарантий старшему поколению является пенсионное обеспечение граждан. Пенсионное обеспечение исходя из имеющихся у конкретного государства в конкретный исторический период его развития материальных возможностей должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически уже будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.

Проведенная в 2002 году пенсионная реформа радикально изменила экономические и социальные отношения между участниками пенсионной системы. Главной отличительной чертой новых пенсионных отношений является переход на страховые принципы формирования пенсионных прав всех трудоспособных граждан, с одной стороны, и реализацию пенсионных обязательств, с другой. В рыночных условиях основой современного пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан в Российской Федерации служит система обязательного пенсионного страхования, которая охватывает страхование по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также предусматривает бюджетно-государственное пенсионное обеспечение для определенных категорий граждан.

В настоящее время в России проводится очередная пенсионная реформа, главной целью которой являются создание объективных экономических и социальных предпосылок, обеспечивающих постепенную адаптацию сложившейся к настоящему времени государственной пенсионной системы к рыночным условиям. Хотя последняя пенсионная реформа была формально проведена в 2002 году, однако ее реальные результаты сможет почувствовать только поколение, вступившее в трудовые отношения после указанного в реформе срока, то есть родившиеся после 1985 года и выходящие на пенсию соответственно после 2035г. Все предшествующие поколения наших граждан в течение переходного периода (т.е. до 2035) должны находится в той или иной степени под влиянием предшествующих пенсионных систем: советский (до 1990г), постсоветской (до середины 1990г) и переходной к страховой (до 2002г).

Поскольку стратегическим направлением пенсионной реформы 2002 года является укрепление страховых принципов российской пенсионной системы, то необходимой предпосылкой реализации таких принципов служит формирование актуарной службы.

Актуарными расчетами, а также исследованиями по макроэкономическому анализу для долгосрочного прогнозирования развития пенсионной системы в Отделении ПФР по Республике Адыгея занимаются с 2008 года. Актуарные расчеты – это оценка будущих периодов (долгосрочное планирование) с помощью системы статистических и экономико-математических методов расчета. Основными задачами актуарных расчетов является изучение и классификация рисков по определенным признакам. Целью актуарных расчетов является оценка пенсионных систем с позиции определения достаточности размера страхового тарифа и объема накопленных резервов для обеспечения обязательств системы по выплате пенсий, последствий для финансового состояния ПФР и уровня пенсионного обеспечения.

Практической реализацией страховых принципов в деятельности ПФР являются актуарные расчеты на долгосрочную перспективу. Объектом актуарного оценивания является результаты финансового взаимодействия трех основных субъектов обязательного пенсионного страхования: застрахованных лиц, страхователей и страховщиков, каждый из которых имеет собственные экономические интересы в этой сфере.

Главным для застрахованного лица является максимизация суммы расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений для получения максимально высокой пенсии. Интерес страховщика (если он не является коммерческой организацией, цель которой максимизация прибыли) лежит в плоскости обеспечения адекватности накопленных и предъявляемых к выплате в каждый отрезок времени пенсионных прав застрахованных лиц, имеющихся в распоряжении страховщика финансовым ресурсам.

Для того, чтобы обеспечить оптимальное сочетание интересов всех субъектов обязательного пенсионного страхования и одновременно решение важнейшей социальной задачи – материального обеспечения лиц при наступлении в их жизни неблагоприятных условий (событий), влекущих потерю источника средств к существованию, применяются актуарные технологии. Таким образом, актуарные технологии в обязательном пенсионном страховании призваны осуществлять оценку обеспеченности государственных финансовых обязательств перед застрахованными лицами и сбалансированности бюджета ПФР в долгосрочной перспективе в целях своевременного выявления и принятия мер по нейтрализации негативного влияния различных социально-экономических, демографических и иных факторов.

Актуарное оценивание системы обязательного пенсионного страхования призвано обслуживать, прежде всего, бюджетный процесс и должно стать его основой и неотъемлемой частью, так же как во всех развитых странах.

Отличительной чертой актуарного оценивания является его сверхдолгосрочный характер: оно охватывает весь пенсионный цикл от начала застрахованным лицом трудовой деятельности до последнего дня получения пенсии, то есть 50-75 лет, что позволяет обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы. При этом актуарные оценки выполняются и для всех временных интервалов бюджетного процесса: текущего (1 год), краткосрочного (до 3 лет), среднесрочного (от 3до 10 лет), долгосрочного (25-50 лет и более). Это позволяет учитывать при корректировке пенсионной политики их долгосрочное влияние на пенсионную систему.

Актуарное оценивание системы обязательного пенсионного страхования охватывает финансовый процесс от поступления доходов (которые зависят, в первую очередь, от численности охватываемых пенсионной системой застрахованных лиц, за которых уплачиваются страховые взносы) до определения объемов средств, необходимых для финансирования выплаты пенсии (зависящих, в свою очередь, от численности пенсионеров).

Таким образом, актуарное оценивание в обязательном пенсионном страховании направлено на решение четырех главных задач:

1. прогнозирование численности и структуры застрахованных лиц и пенсионеров;

2. текущая оценка и прогнозирование доходов пенсионной системы;

3. оценка объемов пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионных обязательств страховщика;

4. текущая оценка и прогнозирование финансового состояния пенсионной системы (сбалансированности бюджета, наличия актуарного дефицита).

Разработка долгосрочных прогнозов осуществляется по результатам выполнения перечисленных выше задач и имеет конечной целью оценку финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации и выявление факторов, оказывающих негативное влияние на баланс пенсионной системы и уровень жизни пенсионеров.

Экономическая оценка долгосрочных перспектив развития пенсионной системы опирается на результаты многофакторного анализа ее современного состояния в разрезе каждого из основных структурных блоков пенсионной системы: демографических, макроэкономических, социально-трудовых, институциональных. Для исследования долгосрочных тенденций развития каждого фактора в указанных блоках, а также их количественной оценки и используются различные методы актуарных расчетов.

С.Кабалкин, НПФ "Интеррос-Достоинство"
Пенсионные и страховые резервы НПФ

1. Пенсионные резервы
В соответствии с формулировкой закона "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионные резервы - это совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий. Пенсионные резервы подлежат формированию и размещению, а доход от их размещения подлежит распределению. Пенсионные резервы могут быть переданы управляющему, который обязан позже их вернуть. Требования к составу и структуре пенсионных резервов определяются в соответствии с правилами их размещения. При ликвидации фонда пенсионные резервы направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников.

1.1. Природа пенсионного резерва
Все вышесказанное однозначно определяет пенсионные резервы как часть активов фонда, которая в любой момент может быть отделена от остальных активов фонда на основании данных бухгалтерского учета. Существенным здесь является возможность разделения активов со составу, так как бухгалтерская стоимость активов может не соответствовать реальному положению дел.

Размер пенсионных резервов определяется достаточно простым расчетом разницы между поступлениями средств и их расходами. Поступления в пенсионный резерв ограничиваются двумя видами - пенсионными взносами и доходом от размещения пенсионных резервов (формулировка закона "Доход фонда от размещения пенсионных взносов", по-видимому, означает именно это). Причем доход от размещения пенсионных резервов направляется на пополнение пенсионных резервов не полностью, а в некоторой своей части, которая определяется по специальным правилам.

Расходная статья пенсионного резерва состоит исключительно из пенсионных выплат, к которым относятся все выплаты, предусматриваемые договорами негосударственного пенсионного обеспечения, а именно негосударственные пенсии, выкупные суммы, выплаты наследникам, вдовам, иждивенцам и пр.

Таким образом, определение размера пенсионного резерва представляет собой элементарную процедуру, если известна величина дохода фонда от размещения пенсионного резерва, идущая на формирование (пополнение) пенсионного резерва.

Проблема определения величины дохода от размещения пенсионного резерва является достаточно сложной и запутанной задачей. Учредительные документы, Правила и другие документы Фонда должны давать однозначный алгоритм определения этого дохода в рамках бухгалтерского учета. Применяемые в фондах алгоритмы могут различаться. Так как доход от размещения пенсионного резерва по своей сути есть изменение стоимости активов за отчетный период, то для определения величины дохода необходимо иметь, в частности, оценки стоимости активов на начало и конец указанного периода. Получение таких оценок предмет отдельного обсуждения. Кратко можно сказать, что результат оценки активов существенно зависит от применяемой методики и используемых при этом предположений.

В общем случае, размер дохода, получаемый на основании бухгалтерского учета, в силу особенностей этого учета может существенно отличаться от реального положения дел. Причем бухгалтерская оценка может быть как завышенной, так и заниженной.

1.2. Виды пенсионных обязательств
Еще одна проблема, поставленная законом перед фондами - это создание пенсионных резервов по каждому виду пенсионных обязательств в размерах, достаточных для обеспечения покрытия этих обязательств. Ключевыми здесь являются понятие пенсионных обязательств и разделение пенсионных обязательств по видам. В отношении пенсионных обязательств закон требует от фонда осуществлять их учет. Других указаний на природу пенсионных обязательств и требований к ним в законе нет.

Сделаем предположение, что пенсионные обязательства - это современная стоимость финансовых обязательств, вытекающих из пенсионных договоров. Какие финансовые обязательства вытекают из пенсионного договора ?

Основное и главное - пенсионное обеспечение участников, включая плановые предусмотренные договором выплаты вдовам, иждивенцам и прочим наследникам. Это обязательство возникает в момент поступления взносов и погашается по мере выплат негосударственных пенсий.

Во время исполнения пенсионного договора возможно возникновение пенсионных обязательств, иных, чем негосударственное пенсионное обеспечение. К этим обязательствам относится выплата выкупной суммы вкладчику или участнику либо перевод ее в другой Фонд при расторжении пенсионного договора. Появление указанных обязательств одновременно означает уменьшение обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению в том же или большем размере.

Кроме того, это обязательство оформляется при возникновении письменно в виде заявления, дополнительного соглашения, акта и т.п. и имеет некоторый установленный срок исполнения. Погашение обязательств по выплате выкупной суммы происходит непосредственно в момент выплаты.

Таким образом, мы имеем два вида пенсионных обязательств: плановые пенсионные обязательства (обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению участников и выплате компенсаций их наследникам) и экстренные пенсионные обязательства (обязательства, возникающие при досрочном расторжении пенсионного договора). Сумма этих обязательств образует все пенсионные обязательства фонда на текущий момент времени.

При указанном подходе к классификации пенсионных обязательств не возникает проблем с созданием соответствующих пенсионных резервов по каждому виду обязательств, так как производится своевременное увеличение и уменьшение размеров резервов при возникновении новых обязательств (новые взносы или заявления о расторжении) и при исполнении обязательств (выплата негосударственной пенсии или выкупной суммы).

1.3. Нормативный размер пенсионного резерва
Непростым является и вопрос согласования непрерывно изменяющихся плановых пенсионных обязательств (современная стоимость пенсионных обязательств изменяется во времени в зависимости от актуарной нормы доходности и используемой таблицы смертности даже при отсутствии движения денежных средств: взносов и выплат) и соответствующих пенсионных резервов в бухгалтерской, рыночной и любой другой оценке (стоимость пенсионных резервов при отсутствии взносов, выплат изменяется в зависимости от изменения величины инвестиционного дохода).

Оба эти процесса проистекают независимо друг от друга и в какие-то моменты времени могут значительно развести сравниваемые величины. Происходит это вследствие расхождений между актуарными предположениями (актуарной нормой доходности, таблицей смертности и т.д.) и фактическими показателями деятельности фонда (доходность инвестиций, число умерших участников и т.д.).

Закон вводит требование нормативного размера пенсионных резервов. При этом не уточняется, каким именно образом необходимо подсчитать размер пенсионного резерва. Как известно, существуют различные способы оценки современной стоимости активов. При этом, получаемая оценка может существенно различаться в зависимости от используемого метода.

Так как целью рассматриваемого нами оценивания пенсионных резервов является, в частности, их сравнение с пенсионными обязательствами, то видится целесообразным использование методик оценивания активов не бухгалтерских, а используемых при проведении ежегодного актуарного оценивания. В соответствии с этим, проведение сравнения размера пенсионного резерва с его нормативным размером достаточно проводить не чаще одного раза в год при проведении актуарного оценивания. Не лишним будет отметить, что уточнение величины пенсионных обязательств так же проводится один раз в год при проведении актуарного оценивания.

В отношении самого нормативного размера пенсионного резерва целесообразно говорить не о каком-либо конкретном значении, а о некотором коридоре, например, от 90 до 120 процентов величины пенсионных обязательств, в котором должна находиться величина пенсионного резерва. Если это требование выполнено, то нормативный размер выдержан. Если нет, то необходимо разработать и осуществить соответствующие мероприятия.

Если пенсионных резервов недостаточно, то это могут быть меры по уменьшению административных и иных расходов, перевод собственных средств в пенсионные резервы и т.п. Результат от выбранных мер может стать существенным только через значительное время, возможно, через несколько лет.

Если пенсионных резервов в избытке, то можно провести индексацию негосударственных пенсий, что приведет к увеличению пенсионных обязательств и, таким образом, восстановит нарушенный баланс. Результат от такого мероприятия проявляется мгновенно.

Одновременно как с первой, так и со второй группой мероприятий можно рассмотреть возможность корректировки тарифной политики фонда (актуарных предложений) как основного регулятора поддержания баланса обязательств и резерва.

В любом случае, наиболее обоснованные и квалифицированные заключение о состоянии дел в фонде, прогноз на будущее и рекомендации по возможным необходимым мероприятиям может дать независимый актуарий после проведения актуарного оценивания фонда.

1.4. Выводы
Пенсионные резервы представляют собой часть активов фонда.

Пополнение и расходование средств пенсионного резерва имеет строгую регламентацию.

Оценка величины пенсионного резерва может быть проведена различными способами. В зависимости от этого могут быть получены различные результаты.

Проверку соответствия размера пенсионного резерва нормативным требованиям целесообразно доверить независимому актуарию в рамках проведения им актуарного оценивания фонда.

1.5. ПРИКАЗ Об утверждении нормативного размера пенсионных резервов (проект)
Во исполнение Федерального закона от 7 мая 1998 года " 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" приказываю:

1. Установить нормативный размер пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов на уровне оплаченных пенсионных обязательств.

При этом размер пенсионных резервов определяется как современная стоимость денежных средств, которые могут быть получены при плановой продаже активов, составляющих пенсионные резервы, уменьшенных на величину налогов и иных расходов, связанных с этой продажей, а размер оплаченных пенсионных обязательств определяется как ожидаемая современная стоимость обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уменьшенная, если это необходимо по условиям пенсионной схемы, на ожидаемую современную стоимость будущих взносов.

Негосударственные пенсионные фонды могут для повышения своей устойчивости и платежеспособности иметь пенсионные резервы, превышающие нормативный размер.

Если размер пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда меньше нормативного размера, то фонд обязан разработать и осуществить соответствующие мероприятия по восстановлению пенсионных резервов до нормативного размера. Это могут быть меры по уменьшению административных и иных расходов, перевод страхового резерва и иных собственных средств в пенсионные резервы, корректировка тарифной политики фонда и т.п. План мероприятий утверждается Советом фонда и предоставляется в Инспекцию НПФ.

2. Установить, что проверку соответствия размера пенсионного резерва нормативным требованиям и рекомендации по возможным необходимым мероприятиям дает независимый актуарий при проведении актуарного оценивания фонда.

2. Финансовые гарантии исполнения НПФ своих обязательств
Законом О негосударственных пенсионных фондах (в дальнейшем - закон) предусмотрен целый ряд финансовых инструментов, гарантирующих исполнение негосударственным пенсионным фондом (в дальнейшем - фонд) обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению.

В качестве таких финансовых гарантий выступают:

совокупный вклад учредителей;
страховой резерв;
объединенные гарантийные фонды;
участие в обществах взаимного страхования;
прямое страхование.
Рассмотрим подробно каждый из перечисленных способов повышения финансовой устойчивости, оценим его достоинства и недостатки и проведем сравнительный анализ их эффективности.

3. Страховой резерв
Как указано в законе, для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед своими участниками фонд создает страховой резерв. Нормативный размер страхового резерва и порядок его формирования и использования устанавливаются Инспекцией НПФ.

Таким образом, страховой резерв - это сознательное выделение фондом некоторой части своих активов (по-видимому, по стоимости, а не по составу) с приданием этой части некоторого особого статуса, как то:

эта часть не относиться к пенсионным резервам, но может использоваться на их пополнение в случае нехватки последних;
эта часть не может быть потрачена на административные и иные нужды фонда, а предназначена только для устойчивого исполнения обязательств фонда перед своими участниками.
Можно сделать разумное предположение, что средства, покрывающие страховой резерв фонда, должным образом инвестируются и доход от их инвестирования идет на пополнение страхового резерва. Впрочем, в любом случае средства, покрывающие страховой резерв, являются частью имущества фонда, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, которые увеличиваются, в частности, за счет дохода от своего собственного инвестирования, и, в свою очередь, именно они являются источником пополнения страхового резерва фонда.

Из всей этой запутанной системы можно сделать один существенный вывод. Средства страхового резерва - это некоторая, по-видимому, очень небольшая часть собственных средств фонда, а так как фонд по своим обязательствам отвечает всем своим имуществом, то выделение части имущества фонда в отдельную составляющую не представляется существенным моментом для выяснения вопроса о финансовой состоятельности и надежности фонда. В то же время наличие страхового резерва можно рассматривать как законодательное требование обладания некоторой суммой средств в виде неприкосновенного запаса. В таком виде формирование страхового резерва ложится дополнительной обузой на фонд, но, действительно, может дать некоторые дополнительные гарантии защиты интересов участников. Ключевым здесь выступает соотношение размеров пенсионного и страхового резервов фонда. Этот вопрос подробнее будет обсужден далее.

3.2. ПРИКАЗ Об утверждении нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования (проект)
Во исполнение Федерального закона от 7 мая 1998 года " 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах приказываю:

1. Установить нормативный размер страхового резерва негосударственных пенсионных фондов на уровне 10 % оплаченных пенсионных обязательств.

Размер страхового резерва определяется как современная стоимость денежных средств, которые могут быть получены при плановой продаже активов, составляющих страховой резерв, уменьшенных на величину налогов и иных расходов, связанных с этой продажей.

Размер оплаченных пенсионных обязательств определяется как ожидаемая современная стоимость обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уменьшенная, если это необходимо по условиям пенсионной схемы, на ожидаемую современную стоимость будущих взносов.

Негосударственные пенсионные фонды могут для повышения своей устойчивости и платежеспособности иметь страховой резерв, превышающий нормативный размер.

Страховой резерв формируется за счет имущества негосударственного пенсионного фонда, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Средства страхового резерва подлежат размещению в финансовые инструменты, разрешенные для размещения средств пенсионных резервов.

Средства страхового резерва используются на пополнение пенсионных резервов в случае нехватки последних.

Решения о формировании, пополнении и использовании страхового резерва принимает Совет Фонда.

Совет Фонда утверждает и предоставляет в Инспекцию НПФ план формирования страхового резерва.

При значительном превышении размера страхового резерва над нормативным размером Совет Фонда по согласованию с Инспекцией НПФ может принять решение об уменьшении размера страхового резерва.

2. Установить, что проверку соответствия размера пенсионного резерва нормативным требованиям и рекомендации по его пополнению или использованию дает независимый актуарий при проведении актуарного оценивания фонда.

Читайте также: