Чистая стоимость активов негосударственного пенсионного фонда это

Применение пункта 12 Указания № при составлении внутренних документов негосударственных пенсионных фондов

В соответствии с пунктом 5 Указания № (активная ссылка на указание) негосударственный пенсионный фонд должен рассчитывать текущую стоимость и стоимость активов и величину обязательств в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Согласно пункту 13 Указания № рассчитывать текущую стоимость и стоимость активов и величину обязательств в соответствии с внутренним документом, согласованным специализированным депозитарием (его исполнительным органом) фонда.

При этом внутренний документ фонда, согласно пункту 19 Указания № содержать методы определения стоимости активов и величины обязательств, соответствующие методам их определения, предусмотренным учетной политикой фонда для целей ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пункт 12 Указания № право, а не обязанность фонда, при расчете СЧА использовать значение справедливой стоимости актива / обязательства, определяемой на основе данных второго и третьего уровней иерархии справедливой стоимости, по состоянию на дату ее последнего определения, предшествующую дате расчета СЧА, в случае если накопленное изменение корректировок исходных данных с даты последнего определения справедливой стоимости актива (обязательства) не приводит к изменению стоимости актива (обязательства) более чем на 0,5%.

Подходы к определению справедливой стоимости дебиторской и кредиторской задолженности на ежедневной основе в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

При определении справедливой стоимости активов, обязательств управляющие компании инвестиционных фондов, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии обязаны руководствоваться Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (далее — МСФО (IFRS) 13) с учетом требований Указания № , Указания № .

В целях оптимизации процесса определения справедливой стоимости дебиторской / кредиторской задолженности на ежедневной основе возможно выделение групп активов / обязательств в соответствии с их характеристиками. Для каждой группы целесообразно разработать свой подход к определению справедливой стоимости, который, с одной стороны, позволит учесть характеристики актива / обязательства, его операционную природу, с другой стороны — оптимизировать трудозатраты на проведение расчетов. Примеры такого разделения:

Дебиторская задолженность (например, по расчетам с брокером, по НКД, по операционной аренде и т.д.).

Методы оценки могут содержать критерии обесценения, которые позволяют оптимально учесть характеристики оцениваемых активов, используя накопленную статистику на индивидуальном / «портфельном» уровне.

Принимая во внимание платежную дисциплину контрагентов, для одного вида дебиторской задолженности просрочка в один день может являться признаком обесценения (например, дебиторская задолженность брокера), в то время как для другого вида — относительно нормальной бизнес-практикой (например, дебиторская задолженность физических лиц — арендаторов недвижимости).

Кредиторская задолженность (например, по коммунальным расходам, по расходам на аренду, по налогам и т.д.).

Методы оценки могут содержать способы аппроксимации величины обязательств при отсутствии информации о точной сумме будущих платежей на дату расчета стоимости чистых активов (СЧА).

Величина задолженности по аренде на дату расчета СЧА (до даты выставления счета-фактуры) может быть определена на основе исторических значений за предыдущие периоды с учетом условий договора и возможных изменений (например, в результате индексации ставки аренды), о которых организации известно на дату расчета СЧА.

Упрощенный пример расчета:

  • Год выпуска облигации — 2014 г., год погашения — 2020 г.
  • Ставка купона — 10%
  • Ожидаемая доходность по сопоставимым облигациям с погашением в 2020 г. — 8,05% по состоянию на 10.01.2019

По состоянию на 10.01.2019 фонд произвел расчет справедливой стоимости облигации на Уровне 2 иерархии с использованием метода приведенной стоимости.

Допустим, 11.01.2019 доходность по сопоставимым облигациям составила 8,06%. Имея достаточную экспертизу, фонд может сделать вывод, что данное изменение при прочих равных условиях не приведет к изменению стоимости оцениваемой облигации более чем на 0,5%. В таком случае фонд вправе в качестве стоимости облигации на 11.01.2019 принимать ее стоимость, определенную на 10.01.2019.

В последующие даты фонду необходимо производить анализ изменения исходных данных и потенциального изменения справедливой стоимости актива относительно стоимости, определенной по состоянию на дату последнего расчета (10.01.2019). В случае если 15.01.2019 изменение доходности по аналогичным облигациям будет значительным (приведет к изменению стоимости оцениваемой облигации более чем на 0,5%), фонд обязан пересчитать справедливую стоимость облигации с использованием новой ставки дисконтирования.

Подходы к определению справедливой стоимости дебиторской задолженности, не соответствующие требованиям Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

При расчете справедливой стоимости дебиторской задолженности (в том числе просроченной дебиторской задолженности) в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (далее — МСФО (IFRS) 13) управляющая компания, негосударственный пенсионный фонд (далее — фонд) обязаны принимать во внимание пункты В5—В30 МСФО (IFRS) 13 для определения и корректировки справедливой стоимости указанного актива.

Подходы по оценке справедливой стоимости дебиторской задолженности, не соответствующие требованиям МСФО (IFRS) 13

Корректный подход к оценке справедливой стоимости дебиторской задолженности

Установление уровня обесценения дебиторской задолженности (дисконта) в зависимости от срока просрочки такой дебиторской задолженности без учета кредитного риска каждого конкретного дебитора

Расчет дисконта должен основываться на статистических данных, подтверждающих степень обесценения дебиторской задолженности в зависимости от срока просрочки, кредитного качества заемщика, ожидаемых сроков получения денежных потоков

При использовании доходного подхода (расчета приведенной стоимости) и денежные потоки, и ставки дисконтирования одновременно не корректируются на кредитный риск заемщика

Отсутствие процедур пересмотра наблюдаемых исходных данных, используемых для расчета ставок дисконтирования, ожидаемых денежных потоков, соответствующих каждому отдельному активу, при определении справедливой стоимости актива

Для определения величины денежных потоков и ставки дисконтирования управляющая компания, фонд обязаны принимать во внимание общие принципы расчета приведенной стоимости, установленные в пункте В14 МСФО (IFRS) 13, а также кредитный риск организации (то есть лица, обязанного погасить долг), риски и неопределенность (пункты В15—В17 МСФО (IFRS) 13) в отношении возможных колебаний величины и времени возникновения денежных потоков, отражающих присущую им неопределенность, базовые экономические факторы той валюты, в которой выражены соответствующие денежные потоки, применяя установленные в пунктах В23—В26 МСФО (IFRS) 13 способы расчета ожидаемой приведенной стоимости актива.

Вышеуказанные рекомендации в отношении применения МСФО (IFRS) 13 должны быть учтены при указании методов определения стоимости активов и величин обязательств в соответствии с пунктом 1.17 Указания Банка России от 25.08.2015 № управляющих компаний, с пунктом 15 Указания Банка России от 11.10.2017 № — в случае фондов.

Подходы к определению справедливой стоимости денежных средств, размещенных по договорам банковского вклада (депозитов), не соответствующие требованиям Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

При определении справедливой стоимости денежных средств, размещенных по договорам банковского вклада (депозитов), в целях исполнения пункта 1.3 Указания Банка России от 25.08.2015 № в случае управляющих компаний, пункта 5 Указания Банка России от 11.10.2017 № в случае негосударственных пенсионных фондов (НПФ) организации обязаны руководствоваться Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (далее — МСФО (IFRS) 13) с учетом требований Указания № №

В соответствии с пунктом 61 МСФО (IFRS) 13, неприменение релевантных исходных данных при использовании того или иного метода оценки справедливой стоимости депозита является некорректным и не соответствует требованиям данного стандарта отчетности.

При использовании доходного подхода (расчета приведенной стоимости) оценка справедливой стоимости осуществляется с учетом текущих ожиданий рынка в отношении указанных будущих сумм (пункт В10 МСФО (IFRS) 13).

При оценке справедливой стоимости депозита текущие ожидания зависят от значимой доступной информации в отношении кредитной организации, обязанной погасить депозит, в том числе информации о мерах надзорного реагирования Банка России, предпринятых в отношении этой организации и опубликованных на официальном сайте Банка России.

При расчете справедливой стоимости с использованием доходного подхода величина ожидаемых денежных потоков по депозиту и/или ставка дисконтирования таких денежных потоков должны учитывать указанную доступную информацию.

Если порядок оценки справедливой стоимости депозита с использованием доходного подхода предполагает, что факторы риска учитываются путем корректировки денежных потоков, правила расчета стоимости чистых активов (рыночной стоимости активов и величины обязательств) должны отражать, в каких случаях и каким образом будут корректироваться денежные потоки. Если факторы риска учитываются в ставке дисконтирования, то правила расчета стоимости чистых активов (рыночной стоимости активов и величины обязательств) должны содержать источник данных о ставке дисконтирования и порядок ее расчета.

Некорректной является практика, когда появление новой значимой доступной информации в отношении кредитной организации, например отзыв у нее лицензии или назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, не приводит к изменению справедливой стоимости депозита. При этом организация, осуществляющая расчет справедливой стоимости депозита, не обладает подтвержденной информацией, что такие события не повлияли на справедливую стоимость актива.

Указанием Банка России от 25.08.2015 № в случае управляющих компаний, Указанием Банка России от 11.10.2017 № негосударственных пенсионных фондов (НПФ) установлены требования к содержанию правил определения стоимости чистых активов (правил расчета текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов). Правила должны быть разработаны в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (далее — МСФО (IFRS) 13) и содержать алгоритм определения стоимости активов и величин обязательств.

Практики, не соответствующие МСФО (IFRS) 13, Указанию № № некорректные для включения в правила:

  • Использование цен на финансовые инструменты, наблюдаемых на даты, предшествующие дате, на которую рассчитывается СЧА (далее — исторических цены), в качестве источников данных первого уровня иерархии справедливой стоимости.
  • Исторические цены не должны использоваться в Правилах в качестве источников данных первого уровня иерархии справедливой стоимости как явно (например, в формулировках вида «при отсутствии цены на дату расчета используется котировка за последние 90 дней»), так и неявно (например, использование рыночной цены, которая при отсутствии достаточного количества сделок по итогам торгового дня может устанавливаться как последняя рассчитанная цена за последние 90 дней). В соответствии с МСФО (IFRS) 13 историческая цена не является источником данных первого уровня иерархии справедливой стоимости и не всегда достоверно отражает справедливую стоимость без соответствующей корректировки. Такая корректировка может потребоваться, в том числе когда после даты, по состоянию на которую наблюдалась цена, произошли какие-либо существенные события, например изменения ключевой ставки.
  • Согласно определению, представленному в МСФО (IFRS) 13, справедливая стоимость должна отражать цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.
  • Использование исторических цен, в том числе с учетом корректировок, на первом уровне иерархии справедливой стоимости. В соответствии с пунктом 67 МСФО (IFRS) 13 методы оценки, применяемые для оценки справедливой стоимости, должны в максимальной степени использовать релевантные наблюдаемые исходные данные. Использование иных методов оценки (в том числе скорректированных исторических цен) возможно только при отсутствии информации о наблюдаемых на отчетную дату ценах на активном рынке.
  • В соответствии с пунктом 1.17 Указания № 15 Указания № помимо прочего, должны содержать иную информацию, необходимую для определения СЧА, в том числе случаи, когда производится корректировка исторических данных, алгоритм таких корректировок, а также критерии признания рынка активным.

При определении справедливой стоимости активов, обязательств управляющие компании инвестиционных фондов, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии обязаны руководствоваться Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (далее — МСФО (IFRS) 13) с учетом требований Указания № №

Чтобы добиться наибольшей последовательности и сопоставимости оценок справедливой стоимости и раскрываемой в их отношении информации, пунктами (IFRS) 13 устанавливается иерархия справедливой стоимости . При этом, согласно пункту 61 МСФО (IFRS) 13, доступность релевантных исходных данных и их относительная субъективность могут повлиять на выбор уместных методов оценки. При иерархии справедливой стоимости приоритет отдается ценовым котировкам (некорректируемым) активных рынков для идентичных активов или обязательств (исходные данные Уровня 1), к которым у организации есть доступ на дату оценки. При отсутствии в отношении объекта оценки котировок активного рынка применяются исходные данные Уровня 2, прямо или косвенно наблюдаемые в отношении актива или обязательства. Перечень исходных данных Уровня 2 установлен в пункте 82 МСФО (IFRS) 13.

Применяя котировки неактивного рынка (исходные данные Уровня 2), организация должна на дату определения стоимости чистых активов провести анализ необходимости корректировок исходных данных Уровня 2 в отношении стоимости актива или обязательства. Анализ должен производиться на основе методики, отраженной в правилах определения стоимости чистых активов (правилах расчета рыночной стоимости активов) (далее — Правила) членов саморегулируемых организаций.

Согласно пункту 83 МСФО (IFRS) 13 корректировка исходных данных Уровня 2 будет варьироваться в зависимости от факторов, специфичных для соответствующего актива или обязательства.

В случае определения справедливой стоимости долевой ценной бумаги, торгуемой на неактивном рынке, организация вправе предусмотреть в Правилах исходные данные Уровня 2, на основе анализа которых будет определяться необходимость корректировки котировок ценной бумаги. Например, при использовании динамики индекса ценных бумаг, включающего рассматриваемую или аналогичные ценные бумаги, организация вправе установить границы значений для изменения индекса, определяющие необходимость и размер корректировки стоимости ценной бумаги.

Применяя вышеизложенную логику, в случае определения справедливой стоимости долговой ценной бумаги, торгуемой на неактивном рынке, члены саморегулируемых организаций также вправе предусмотреть в Правилах исходные данные Уровня 2, на основе которых будут определяться необходимость и размер корректировки котировок ценной бумаги.

В перечень исходных данных, используемых для расчета корректировок, в соответствии с пунктом 82 МСФО (IFRS) 13 могут входить:

  • процентные ставки и кривые доходности, наблюдаемые по котируемым стандартным интервалам;
  • кредитные спреды;
  • прочие подтверждаемые рынком исходные данные.Вместе с тем в соответствии с пунктом 84 МСФО (IFRS) 13 корректировка исходных данных Уровня 2 может привести к тому, что полученная оценка справедливой стоимости будет отнесена к Уровню 3 в иерархии справедливой стоимости, если для этой корректировки используются значительные ненаблюдаемые исходные данные.
  • Методика внесения корректировок, включающая в том числе перечень используемых исходных данных Уровня 2, алгоритм принятия решения о необходимости внесения корректировок, а также модель расчета корректировок, должны быть обоснованы, последовательны и должны обеспечивать при оценке справедливой стоимости соблюдение требований МСФО (IFRS) 13.

10 августа 2018 года опубликован проект указания Банка России «О порядке расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, порядке и сроках расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда». Общественное обсуждение проекта продлится до 23 августа 2018 года.


Проект устанавливает порядок расчета негосударственным пенсионным фондом и управляющей компанией фонда текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, а также порядок расчета фондом стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов фонда и разработан взамен Указания Банка России от 11.10.2017 № 4579-У «О порядке расчета текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, порядке и сроках расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда».

Целью издания проекта является приведение порядка расчета стоимости чистых активов в соответствие с положениями Федерального закона от 29.07.2018 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании», предусматривающего расчет стоимости чистых активов на основании стоимости активов отличной от рыночной.

В соответствии с проектом стоимость чистых активов рассчитывается как разница между текущей стоимостью активов и величиной всех обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов, за исключением обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, на момент расчета стоимости чистых активов.

Проект предусматривает снятие ограничения на расчет стоимости активов и величины обязательств, на основании которых рассчитывается стоимость чистых активов, исключительно по справедливой стоимости в соответствии с Международным стандартом отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости, введенным в действие на территории Российской Федерации.

Проектом установлено, что при расчете стоимости чистых активов может не осуществляться переоценка оценочного резерва под ожидаемые кредитные убытки по финансовому активу, если отклонение суммы такого резерва, использованной в расчете стоимости чистых активов на предшествующую дату ее расчета, от суммы оценочного резерва на текущую дату расчета стоимости чистых активов составит менее 0,5 процента от стоимости финансового актива.

Проектом вводятся дополнительные требования к отчету оценщика, на основании которого может рассчитываться стоимость активов. Проект допускает расчет стоимости чистых активов не только по состоянию на каждый рабочий день и каждый день, в котором совершались операции с активами, но и по состоянию на иные дни, указанные во внутреннем документе, определяющем порядок расчета стоимости чистых активов.

Кроме того, проектом предусмотрено, что внутренний документ должен содержать критерии обесценения активов (обязательств), порядок определения и корректировки денежных потоков, порядок расчета ставок дисконтирования, периодичность (даты) определения стоимости чистых активов.

Также внутренний документ фонда должен предусматривать методы определения стоимости активов и величины обязательств, на основании которых осуществляется расчет стоимости чистых активов, соответствующие методам их определения, предусмотренным учетной политикой фонда для целей ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Действие Указания Банка России «О порядке расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, порядке и сроках расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда» будет распространяться на Пенсионный фонд Российской Федерации, фонды, управляющие компании фондов, специализированные депозитарии, планируемая дата вступления в силу — IV квартал 2018 года.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 мая 2005 г.

Регистрационный N 6602

В соответствии со статьей 36.14 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2001, N 7, ст. 623; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 2, ст. 166; 2004, N 49, ст. 4854) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственных пенсионных фондах*.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2005 г.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФСФР России С.К. Харламова.

Руководитель

* Публикуется по "Бюллетеню нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 23 от 6 июня 2005 г.

Порядок определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов,

в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственных пенсионных фондах

1. Настоящий Порядок определяет правила расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, в целях реализации Федерального закона от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

2. Рыночная стоимость активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений по договору доверительного управления с негосударственным пенсионным фондом (далее - управляющая компания), сформированный за счет средств пенсионных накоплений, определяется исходя из суммы денежных средств на счетах и в депозитах в кредитных организациях, рыночной стоимости ценных бумаг, составляющих соответствующий инвестиционный портфель, и суммы дебиторской задолженности.

3. Рыночная стоимость ценных бумаг определяется исходя из количества ценных бумаг в инвестиционном портфеле управляющей компании и рыночной цены одной ценной бумаги.

4. Рыночная цена ценной бумаги, допущенной к торгам российским организатором торговли на рынке ценных бумаг, за исключением облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, определяется этим организатором торговли.

Рыночная цена ценной бумаги определяется как ее средневзвешенная цена по сделкам, являющимся в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной Службы по финансовым рынкам рыночными сделками, в течение одного торгового дня, если число таких сделок составляет не менее десяти.

В случае, если в течение одного торгового дня совершено менее десяти рыночных сделок с ценной бумагой, рыночная цена ценной бумаги определяется как ее средневзвешенная цена, рассчитанная по рыночным сделкам, совершенным с этой ценной бумагой в течение последних двух торговых дней, если число таких сделок составляет не менее десяти.

В случае, если в течение последних двух торговых дней совершено менее десяти рыночных сделок с ценной бумагой, рыночная цена ценной бумаги определяется как ее средневзвешенная цена, рассчитанная по рыночным сделкам, совершенным с этой ценной бумагой в течение последних трех торговых дней, если число таких сделок составляет не менее десяти.

В случае, если в течение последних трех торговых дней совершено менее десяти рыночных сделок с ценной бумагой, рыночная цена ценной бумаги определяется как ее средневзвешенная цена, рассчитанная по рыночным сделкам, совершенным с этой ценной бумагой в течение последних пяти торговых дней, если число таких сделок составляет не менее десяти.

В случае, если в течение последних пяти торговых дней совершено менее десяти рыночных сделок с ценной бумагой, рыночная цена ценной бумаги определяется как ее средневзвешенная цена, рассчитанная по рыночным сделкам, совершенным с этой ценной бумагой в течение последних десяти торговых дней, если число таких сделок составляет не менее десяти.

5. В случае, если рыночная цена ценной бумаги определяется двумя и более российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг, для целей определения рыночной стоимости ценной бумаги принимается ее рыночная цена, определенная по рыночным сделкам с наибольшим объемом.

6. Определение рыночной цены ценной бумаги осуществляется при условии, что объем рыночных сделок, по которым рассчитывается ее средневзвешенная цена, составляет не менее 500 тыс. рублей.

В случае, если объем указанных сделок составляет менее 500 тыс. рублей, а также в иных случаях, когда рыночная цена ценной бумаги не может быть определена в соответствии с настоящим Порядком, их рыночная стоимость рассчитывается исходя из последней определенной российским организатором торговли на рынке ценных бумаг рыночной цены данной ценной бумаги.

Рыночная стоимость ценных бумаг, по которым с момента их приобретения не определялась рыночная цена, рассчитывается исходя из цены их приобретения (без учета расходов, связанных с их приобретением).

7. При определении рыночной цены облигаций, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, не учитывается сумма накопленного на дату ее определения процентного (купонного) дохода.

8. Рыночная цена облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации определяется как последняя опубликованная информационной системой "Блумберг" (Bloomberg) средняя цена закрытия рынка (Bloomberg generic Mid/last). Рыночная цена указанных облигаций определяется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату ее определения.

9. Рыночной ценой паев (акций, долей) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов, признается их расчетная стоимость, определяемая управляющим активами таких фондов в порядке, предусмотренном законодательством государства, в котором зарегистрированы указанные индексные инвестиционные фонды.

10. Оценка депозитов в рублях в кредитных организациях осуществляется исходя из суммы денежных средств, размещенных в депозит, и суммы процентов, начисленных и подлежащих выплате, исходя из условий договора банковского вклада.

11. Сумма денежных средств и обязательств в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании.

12. Дебиторская задолженность рассчитывается исходя из суммы денежных средств, находящихся на специальных брокерских счетах, суммы накопленного процентного (купонного) дохода по облигациям и прочей дебиторской задолженности. Не принимается в расчет рыночной стоимости активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, накопленный процентный (купонный) доход по облигациям в случае опубликования в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сведений о просрочке исполнения эмитентом обязательства по выплате указанного дохода или сведений о применении к эмитенту процедуры банкротства.

13. Сумма объявленных, но не полученных дивидендов по акциям не принимается в расчет рыночной стоимости активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании.

14. Стоимость чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, определяется как разница между рыночной стоимостью активов, составляющих этот инвестиционный портфель, определяемой в соответствии с настоящим Порядком, и обязательствами в составе кредиторской задолженности, подлежащими исполнению за счет активов, составляющих инвестиционный портфель.

15. Рыночная стоимость активов и стоимость чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, рассчитываются на конец каждого рабочего дня отдельно по каждому договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

16. Расчет рыночной стоимости активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, осуществляется по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку.

Расчет стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, осуществляется по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку.

Предусмотренные в настоящем пункте расчеты должны быть подписаны руководителем или иным лицом управляющей компании, уполномоченным подписывать указанные расчеты, в соответствии с организационно-распорядительными документами управляющей компании, а также заверены печатью управляющей компании.

Лекаркина Надежда Константиновна
Заместитель директора ООО « ЦЭПЭС »
Главный редактор
Экономического научного журнала
«Оценка инвестиций»
ученая степень – кандидат экономических наук

адрес электронной почты – lnk@esm-invest.com

Аннотация. В настоящей статье был проведен анализ методологии проведения финансового анализа негосударственного пенсионного фонда, рассмотрены основные показатели финансового анализа, их особенности и основные отличия от показателей нефинансовых организаций.
Ключевые слова: финансовый анализ, негосударственный пенсионный фонд, анализ ликвидности, анализ финансовой устойчивости, анализ достаточности капитала, оценка бизнеса.

Аннотация. В настоящей статье был проведен анализ методологии проведения финансового анализа негосударственного пенсионного фонда, рассмотрены основные показатели финансового анализа, их особенности и основные отличия от показателей нефинансовых организаций.
Ключевые слова: финансовый анализ, негосударственный пенсионный фонд, анализ ликвидности, анализ финансовой устойчивости, анализ достаточности капитала, оценка бизнеса.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НЕГОСУДАСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

В последние годы развитие пенсионной системы РФ способствовало образованию большого количества негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Это повлекло за собой необходимость проведения оценки их бизнеса для различных целей и, при этом, проведения финансового анализа, который важен для расчета рисков НПФ, ставки дисконтирования и в целом для определения его финансового положения.

Основной целью финансового анализа для целей оценки бизнеса как правило является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Однако, в наиболее известной научной литературе, как правило, рассматривается только общие проблемы финансового анализа, анализируются показатели для нефинансовых организаций. В связи с тем, что НПФ отличается от нефинансовой организации, в настоящей статье рассмотрены особенности финансового анализа НПФ при оценке бизнеса и его основные отличия от финансового анализа обычных предприятий.

Негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия). [1]

Необходимо отметить, что деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015), а также документами, инструкциями Банка России. Соответственно финансовый анализ НПФ необходимо проводить, опираясь на нормы закона.

Бухгалтерский баланс, на котором основывается любой финансовый анализ у негосударственного пенсионного фонда (НПФ) отличается от стандартной формы и имеет ряд статей, которые не присутствуют в балансе производственного предприятия.

Основные отличия присутствуют в пассиве баланса НПФ. Например, помимо разделов «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» в пассиве баланса НПФ есть дополнительно разделы «Пенсионные резервы» и «Пенсионные накопления».

В разделе IV «Пенсионные резервы» отражается величина остатков пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами Фонда. Расшифровка состава и движения пенсионных резервов, состава и движения имущества, составляющего пенсионные резервы, раскрывается в Отчете о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственного пенсионного фонда (форма № 5-НПФ). В разделе V «Пенсионные накопления» отражается величина остатков пенсионных накоплений, сформированных в соответствии со страховыми правилами Фонда. Расшифровка состава и движения пенсионных накоплений, состава и движения имущества, составляющего пенсионные накопления, раскрывается в Отчете о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственного пенсионного фонда (форма № 5-НПФ). [2]

Так, пенсионные резервы предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками, а пенсионные накопления предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами. [3]

При проведении анализа финансового состояния как правило решается задача исследования динамики изменения финансового состояния (финансовой достаточности, ликвидности) за определенный период.

При анализе любого производственного предприятия существует шесть основных методов проведения финансового анализа: горизонтальный (временной) анализ, вертикальный (структурный) анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей (коэффициентов), сравнительный (пространственный) анализ, факторный анализ.

Однако анализ финансового состояния предприятия для целей оценки бизнеса включает в себя только основные разделы: структура активов и пассивов, анализ имущественного положения, ликвидность, финансовая достаточность. Эти показатели можно рассчитать, как для обычного производственного предприятия, так и для негосударственного пенсионного фонда, учитывая при этом особенности бухгалтерской отчетности, инструкции Банка России и пр.

Финансовый анализ НПФ рекомендуется начинать с определения его ликвидности. Это связано с тем, что ликвидность - это один из основополагающих показателей, отражает способность предприятия отвечать по своим краткосрочным обязательствам. Ликвидность характеризуется степенью покрытия обязательств активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Этим показателем в значительной степени характеризуется возможности НПФ по выплате пенсионных накоплений.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположения в порядке возрастания сроков. [4]

Для анализа ликвидности негосударственного пенсионного фонда были в какой-то мере применены рекомендации к проведению финансового анализа страховых организаций, поскольку в какой-то мере НПФ сам является страховой компанией, а в балансе страховой организации и НПФ существует ряд аналогичных статей, таких как резервы и накопления.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы негосударственного пенсионного фонда можно разделить на следующие группы:

А1 – наиболее ликвидные активы: «Краткосрочные финансовые вложения» и «Денежные средства» (стр. 260 + стр. 250);

А2 – быстрореализуемые активы: «Краткосрочная дебиторская задолженность» и пр. (стр. 230 + стр. 270);

А3 – медленно реализуемые активы: «Дебиторская задолженность» (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), «Долгосрочные финансовые вложения», «Запасы» и пр. (стр. 140 + стр. 210 + стр. 240 + стр. 220);

А4 – труднореализуемые активы: «Нематериальные активы», Основные средства, Доходные вложения в материальные ценности, Незавершенное строительство, Прочие внеоборотные активы и пр. (стр. 120 + стр. 110 + стр. 125 + стр. 130 + стр. 145 + стр. 150) [5] .

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1 – краткосрочные пассивы: «Кредиторская задолженность» (стр. 620);

П2 – среднесрочные пассивы «Займы и кредиты», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов», «Прочие обязательства» (стр. 610 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660);

П3 – долгосрочные пассивы: «Пенсионные резервы», «Пенсионные накопления», «Долгосрочные обязательства» (стр. 450 + стр. 490 + стр. 590);

П4 – постоянные пассивы: «Целевое финансирование» (стр. 390).

Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения:

А1 ≥ П1
А2 ≥ П2
А3 ≥ П3
А4 ≤ П4 [6]

Сгруппировав активы и пассивы по степени ликвидности можно определить платежный излишек или недостаток НПФ. Это необходимо для оценки текущей и перспективной ликвидности.

Сопоставление результата ликвидности по первым двум группам (А1-П1+А2-П2) характеризует текущую ликвидность, по оставшимся двум группам (А3-П3+А4-П4) – перспективную ликвидность.

В НПФ могут возникать ситуации платежного недостатка по третьей группе и четвертой группе. Поскольку НПФ обязан вкладывать пенсионные накопления только в высоколиквидные надежные активы (например, ценные бумаги с низкими рисками, свободно обращающиеся на бирже), то он может не владеть большим количеством внеоборотных активов, однако в структуре баланса при этом может присутствовать большое количество пенсионных накоплений, которые являются долгосрочными пассивами. Для НПФ эта ситуация не является свидетельством низкой перспективной ликвидности. Со временем ценные бумаги будут обновляться и к моменту выплат по пенсионным накоплениям, НПФ будет располагать достаточным количеством ликвидных бумаг для осуществления выплат. В силу этой специфики для НПФ часто может быть актуален расчет только текущей ликвидности.

Вторым по важности и также имеющим особенности определения для НПФ являются показатели финансовой устойчивости, на основании которых формируется представление о возможностях НПФ своевременно покрывать свои обязательства, обеспечивая при этом стабильность деятельности в долгосрочной перспективе. Этим показателем характеризуются возможности НПФ по привлечению пенсионных накоплений.

Существует множество определений финансовой устойчивости, например
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин определяют финансовую устойчивость предприятия как определенное состояние счетов предприятия [7] , гарантирующее его постоянную платежеспособность; М.С. Абрютина и А.В. Грачев, как надежно гарантированную платежеспособность, независимость от случайностей рыночной конъюнктуры и поведения партнеров [8] ; Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов связывают понятие финансовой устойчивости с перспективной платежеспособностью [9] .

Таким образом, мы можем определить финансовую устойчивость как определенное финансовое состояние предприятия, при котором оно способно своевременно покрывать свои обязательства, обеспечивая стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы, при этом у финансово устойчивого предприятия в структуре предполагается наличие собственного и заемного капитала в соотношении 1:1.

Для обычного предприятия как правило вычисляются значения финансовых коэффициентов, таких как коэффициент финансовой автономии, напряженности, финансирования, характеризующих устойчивость предприятия, а также их временная динамика.

Однако для анализа финансовой устойчивости НПФ важен размер его пенсионных обязательств, при этом активы фонда должны быть проанализированы с точки зрения ликвидности и доходности, при этом о финансовой устойчивости фонда будет свидетельствовать соблюдение баланса между пенсионными обязательствами НПФ и его пенсионными активами.

Таким образом, для НПФ одним из важнейших показателей финансовой устойчивости является достаточность собственных средств. Достаточность собственных средств для НПФ – показатель платежеспособности и основной норматив, регламентированный Банком России.

Достаточность собственных средств фонда и активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, рассчитывается по следующей формуле, согласно Положению об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц от 24 ноября 2014 г. [10] :


где:
ДА – достаточность собственных средств фонда и активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений;
Н – норматив, установленный Банком России, в настоящее время (по состоянию на январь 2016 г.) составляет 130 млн. руб.
А – стоимость активов фонда, за исключением активов, в которых размещены средства пенсионных резервов, включает в себя стоимость активов фонда, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации к составу средств пенсионных накоплений фондов, за исключением активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов, а также стоимость активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации к составу и структуре средств пенсионных накоплений фондов;
О – величина обязательств фонда, включающая в себя сумму средств застрахованных лиц [11] и стоимость обязательств фонда, подлежащих исполнению за счет имущества фонда, за исключением обязательств фонда, подлежащих исполнению за счет имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Расчет значений А и О осуществляется по данным бухгалтерского учета фонда на последнюю отчетную дату.

На завершающем этапе финансового анализа НПФ для полноты расчетов рекомендуется дополнительно проводить горизонтальный и вертикальный, а также трендовый анализ, с применением классических методов расчета.

Особенностью вертикального анализа НПФ может быть: большое количество оборотных активов в структуре активов, в т. ч. краткосрочных финансовых вложений. Большое количество оборотных активов как правило формируется за счет средств пенсионных накоплений и бывает представлено, в основном ликвидными ценными бумагами. Пассивы состоят как правило из собственных средств, пенсионных резервов, пенсионных накоплений и обязательств, что характерно только для НПФ.

Таким образом, в настоящей статье были приведены основные показатели финансового анализа НПФ, их особенности и основные отличия от показателей нефинансовых организаций.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
  3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2007 г. N 3н "Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов"
  4. Положение об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц. (утв. Банком России 24.11.2014 N 441-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35347).
  5. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев - М.: Дело и Сервис 3-е изд., доп. и перераб. , 2001.
  6. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с.
  7. Куликов С.В. Финансовый анализ страховых организаций. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2006. - 221 с.
  8. ]]>Черешева Е.А., Карташова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". ]]>
  9. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев — М.: ИНФРА-М, 2003.

[1] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)
[2] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2007 г. N 3н "Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов"
[3] ]]> Черешева Е.А., Карташова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". ]]>
[4] Куликов С.В. Финансовый анализ страховых организаций. – Ростов на Дону.: "Феникс", 2006. - 221 с.
[5] Строки баланса НПФ указаны в соответствии с Приказом Минфина РФ от 10.01.2007 N 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.05.2007 N 9379).
[6] Куликов С.В. Финансовый анализ страховых организаций. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2006. - 221 с.
[7] Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев — М.: ИНФРА-М, 2003.
[8] Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев - М.: Дело и Сервис 3-е изд., доп. и перераб. , 2001.
[9] Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с.
[10] Положение об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц. (утв. Банком России 24.11.2014 N 441-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35347).
[11] Определяется в соответствии с частями 1–3 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"

Читайте также: