Динамика и основные показатели пенсионного обеспечения

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буторина К. И.

В статье изучены основные показатели эффективности пенсионного обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день и в динамике, описаны перспективы его развития, рассмотрены результаты управления накопительной частью пенсии .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буторина К. И.

Текст научной работы на тему «Анализ текущего состояния пенсионной системы Российской Федерации»

Экономика и право

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье изучены основные показатели эффективности пенсионного обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день и в динамике, описаны перспективы его развития, рассмотрены результаты управления накопительной частью пенсии.

Ключевые слова: накопительная часть пенсии, социальное обеспечение, пенсионер, пенсионная система, пенсионный фонд.

Пенсионное обеспечение - это сфера, затрагивающая интересы всех граждан любой страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства.

На сегодняшний день получателями пенсий в Российской Федерации являются более 40 миллионов человек, что составляет почти 28% от общей численности населения. Трудовые пенсии по старости при этом получают почти 33 миллиона граждан, что соответствует 23% общего населения и 83% от общего числа пенсий. По половому признаку 67% получателей пенсий в нашей стране приходится на женщин, 33% - на мужчин[4].

На одного пенсионера в России сегодня приходится 1,76 работающих граждан. Очевидно, что при таком соотношении для поддержания достойного уровня жизни пенсионеров необходимы существенные средства. Так, в 2011 году расходы Пенсионного фонда РФ на пенсионное обеспечение составили 9,2% ВВП. При этом динамика увеличения числа пенсионеров в ближайшие годы сохранится, о чем свидетельствует возрастная структура населения, а также увеличение ожидаемой продолжительности жизни [5].

Размер средней начисленной пенсии по итогам 2011 г. составил 8273 руб., в том числе трудовой пенсии по старости 8876 руб. Отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера по итогу года составило 181,1% [4]. Нужно отметить, что данный показатель в динамике последних лет существенно возрос, что объясняется регулярной индексацией пенсий и проведенной в 2010 г. валоризацией. Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий. Однако целевого значения данного показателя, озвученного Минздравсоцразвития - уровня пенсии, равного 2,5 размерам прожиточного минимума пенсионера, пока достигнуто не было [2].

Еще одним важным показателем эффективности пенсионной системы является так называемый коэффициент замещения - соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы. Согласно Конвенции Международной организации труда № 102, рекомендуемое значение данного показателя - 40%. Как видно из таблицы 1в настоящее время значение этого коэффициента в России колеблется в пределах 30-35%. Динамика рассмотренных выше показателей представлена в таблице 1.

Основные показатели пенсионного обеспечения

Показатель 2000 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Численность пенсионеров, тыс. чел. 38 411 39 094,2 39 711,2 40 167,4

Численность занятых в экономике, тыс. чел. 65 273 69 285 69 804 70 731

Соотношение занятых на 1 пенсионера 1,71 1,77 1,76 1,76

Отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, (%) 76,4 162,1 174,4 181,1

Коэффициент замещения, (%) 31,2 27,9 35,7 34,62

© Буторина К.И., 2012.

Новый университет. 2012. № 11 (21).

Очевидно, что показатели эффективности пенсионной системы напрямую зависят от объема фондов, сформированных для обеспечения ее функционирования. На примере взносов на обязательное пенсионное обеспечение и выплат страховой части трудовой пенсии, для которой эти взносы предназначены, видно, что в условиях старения населения и высокого уровня демографической нагрузки действующая пенсионная система дефицитна (см. табл. 2).При этом существенное увеличение ставки страховых взносов не приведет к положительным результатам в долгосрочной перспективе, т.к. высокая ставка будет стимулировать население скрывать доходы, уменьшая тем самым суммы отчислений. Согласно оценкам Е.Гурвича, для поддержания стабильности коэффициента замещения в условиях старения населения необходимо ежегодно увеличивать ставку пенсионных взносов на 1 п.п., либо каждые пять лет наращивать трансферт из федерального бюджета на 1% ВВП [1].

Соотношение взносов и выплат страховой части трудовой пенсии

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (трлн. руб.) 1,26 1,9 2,8

Выплаты страховой части трудовой пенсии (трлн. руб.) 2,37 3,36 3,75

Дефицит (трлн. руб.) 1,11 1,32 0,92

Расходы пенсионного фонда (% от ВВП) 7,8 9,5 9,2

На количество получателей пенсий влияет целый ряд факторов: возрастная структура населения, продолжительность жизни, установленный пенсионный возраст, наличие программ досрочных пенсий, наличие льгот по позднему выходу на пенсию.

Исходя из половозрастной структуры населения России в ближайшие 15-20 лет динамика роста численности населения пенсионного возраста и соотношения числа пенсионеров и работающих граждан будет сохраняться [4].

Также на число пенсионеров влияет и ожидаемая продолжительность жизни пенсионера, т.е. предполагаемое количество лет получения пенсии. На сегодня средняя продолжительность жизни мужчин, достигших 60 лет, в России составляет 14,38 лет, а для женщин, достигших возраста 55 лет - 24,11 года соответственно [4]. При этом важно отметить, что продолжительность жизни пенсионеров со временем растет, чему способствует рост их доходов и улучшение качества жизни.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о сокращении льгот по досрочному выходу на пенсию, так как такие льготы предоставляются довольно широкому кругу граждан.

Так, согласно расчетам автора, около 30% мужчин и 15% женщин сегодня пользуются правом досрочного оформления трудовой пенсии по старости (табл. 3). Однако стоит отметить, что в эту группу входят и получатели пенсий по выслуге лет (военные, государственные служащие, летчики-испытатели и космонавты), назначение пенсий которых связано не с достижением определенного возраста, а с трудовым стажем. Этим и объясняется такое большое количество получателей трудовых пенсий в возрасте младше общеустановленного пенсионного. По официальным данным Росстата на 2010 год удельный вес численности лиц в возрасте младше пенсионного возраста в общей численности пенсионеров по старости, получающих пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет соответственно 4,8% среди мужчин и 5,4% среди женщин [4].

Так же стоит отметить, что в настоящее время в России нет никаких ограничений по работе после оформления пенсии, что позволяет пенсионерам получать и полный размер причитающейся им пенсии, и заработную плату. Так, доля работающих пенсионеров по отношению к их общей численности составляет 32,4%, при этом такое соотношение характерно для получателей всех видов пенсий, за исключением социальной и пенсии по случаю потери кормильца. Такую высокую занятость пенсионеров можно объяснить низким уровнем их жизни. Согласно данным Росстата за 2010 г., 11,9% от общей численности малоимущего населения составляют неработающие пенсионеры, а доля работающих пенсионеров существенно меньше - 3,7% [4].

Экономика и право

Расчет доли досрочно оформляемых трудовых пенсий по старости

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.

Общее количество получателей трудовых пенсий (тыс. чел.) 12 706 25 892 12 851 26 239 13 053 26653

Доля в общем числе пенсионеров (%) 33 67 33 67 33 67

Количество получателей трудовых пенсий по старости (тыс. чел.) 9 950 20 203 10 173 20 655 10 712 21750

Доля получателей трудовых пенсий по старости от общего числа трудовых пенсий (%) 78,3 78,0 79,2 78,8 82,1 81,6

Численность населения старше трудоспособного возраста (тыс. чел.) 8453 21 945 8 560 22 140 9 205 23228

Численность получателей трудовых пенсий по старости в возрасте старше трудоспособного (тыс. чел.) 6 618 17 117 6 779 17 446 7 557 18954

Доля получателей досрочных трудовых пенсий по старости (%) 33,5 15,3 33,4 15,5 29,5 12,8

Источник: расчеты автора на основании данных Росстата

Около 40% достигших пенсионного возраста работников трудятся в таких отраслях, как образование, наука, здравоохранение и культура. Такое положение можно, во-первых, объяснить тем, что работники этих отраслей как раз имеют право на досрочные пенсии и после выхода на пенсию продолжают трудиться на прежнем месте работы. Во-вторых, вышеперечисленные рабочие места относятся к бюджетной сфере, где заработная плата проигрывает как средним по экономике показателям, так и частному сектору. Именно здесь пожилым людям проще найти работу. Также популярными среди работающих пенсионеров являются сферы торговли, ЖКХ и добывающей промышленности[2].

Как показывает мировой опыт развитых стран, для повышения уровня жизни пенсионеров нужно больше внимание уделять корпоративным и частным пенсионным программам, стимулировать личные пенсионные накопления граждан. К сожалению, в России сегодня это направление не получило широкого развития, и получателями различных видов негосударственных пенсий являются лишь 3,7% пенсионеров, при этом средняя сумма пенсионных выплат на одного получателя составляет всего 1773 рубля в месяц (см. табл. 4).

Основные показатели системы негосударственного пенсионного обеспечения

Показатель 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Число негосударственных пенсионных фондов 262 290 165 151 146

Численность участников, (тыс.чел.) 3 375,2 6 059,1 6 757,0 6 634,0 6 596,0

Численность получателей негосударственных пенсий:

- всего, (тыс. чел.) 281,9 705,7 1 274,5 1 361,9 1 470,9

- в процентах от общей численности пенсионеров 0,7 1,8 3,3 3,4 3,7

Сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на 1 получателя, (тыс.чел.) 177,3 893,8 1 448,4 1 631,3 1 773,6

В качестве стимулирования пенсионных накоплений граждан в 2002 г. была введена накопительная часть трудовой пенсии. Предполагалось, что за счет эффективного инвестирования средств негосударственными пенсионными фондами и частными управляющими компаниями накопительная компонента сможет внести существенный вклад в структуру доходов пенсионера. С этой же целью была принята в 2008 году программа государственного софинансирования пенсий. Тем не менее, только 23% работающих граждан передали накопительную часть своих пенсионных взносов на управление в УК или НПФ, остальные же 77% остаются «молчунами» [6]. В программе государственного софинансирования по данным ПФ РФ на 1 июля 2012 года участвует 8,18 млн. человек, что составляет 11,5% занятого населения. Не-

Новый университет. 2012. № 11 (21).

смотря на открываемые новой системой возможности, большая проблема накопительной компоненты пенсии заключается в неэффективном управлении ее средствами. Так, за последние 7 лет, после того как в 2004 году были введены пенсионные накопления, накопленная доходность Внешэкономбанка (ВЭБа) по управлению пенсионными накоплениями не смогла окупить инфляцию, а ведь как было упомянуто ранее в его портфеле находится порядка 77% всех средств. Средняя же доходность негосударственных пенсионных фондов смогла превысить накопленный уровень инфляции, но ожиданий экспертов не оправдала (см. рис. 1) [6].

Рис.1. Сравнение доходности пенсионных накоплений

В целом, при рассмотрении современного состояния пенсионной системы России можно сделать вывод о том, что в последние годы общее положение пенсионеров все-таки улучшилось, но произошло это, в первую очередь, из-за существенного повышения пенсий за счет дополнительных государственных расходов, а не за счет эффективного функционирования самой системы. Давление на бюджет пенсионной системы с годами только растет из-за увеличения числа пенсионеров и уменьшения доли занятых граждан на одного пенсионера. В таких условиях для долгосрочной стабильности очень важно повышение доходов пенсионной системы за счет внутренних резервов и более эффективного управления средствами пенсионных накоплений, а не за счет роста дотаций из федерального бюджета.

1. Гурвич Е.Т. Реформа 2010 г.: решены ли долгосрочные проблемы российской пенсионной системы? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 6. С. 43-62.

2. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса: аналитический доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ /Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http://www. minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/6.

3. Кудрин А.Л., Гурвич Е. Т. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 52-79.

4. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

5. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru.

6. Сравнение показателей доходности негосударственных пенсионных фондов: аналитический обзор консалтинговой компании «Пенсионные и Актуарные Консультации». URL: http://p-a-c.ru/analitica -2012.

Статья поступила в редакцию 02.12.2012.

БУТОРИНА Ксения Игоревна - магистрант Тюменского государственного университета, главный менеджер ОО «Заречный» Банка ВТБ 24 (ЗАО).

экономические науки

  • Газизова Альбина Зуфаровна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
  • ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
  • ПЕНСИЯ
  • ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Похожие материалы

  • Новое в пенсионной системе Российской Федерации
  • Страховые компании и пенсионные фонды: особенности и место на страховом рынке
  • Реформирование пенсионной системы РФ
  • Трудовая пенсия
  • Внебюджетные социальные фонды как составная часть финансовой системы РФ

Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, которая назначается за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

Система пенсионного обеспечения большинства стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее накапливать деньги на свою пенсию.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

  • получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
  • организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • индивидуальный учёт поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счёт вносимых гражданами средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действовавшей системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

С вступлением в силу в 2002 году Федеральных законов: №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Финансовая устойчивость системы обязательного пенсионного страхования будет обеспечиваться за счет создания Пенсионным фондом России резерва, гарантирующего выполнение обязательств по выплате пенсий гражданам.

Также с переходом на новую систему пенсионного обеспечения было принято решение об участии в пенсионной реформе негосударственных пенсионных фондов. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации приведены в таблице 1.

Таблица 1 Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Рассматривая пенсию в России, необходимо учесть тот возраст, в котором люди выходят на заслуженный отдых. Помимо этого, принять во внимание размер средней пенсии по старости, а также ее минимальное значение.

Только так можно сориентироваться, какие категории лиц наиболее обеспеченные к старости, а кто вынужден довольствоваться минимальными суммами. К тому же можно проследить динамику роста выплат от государства и учесть прогнозные данные.


Пенсионный возраст

Рассматривая весь исторический спектр развития пенсионного обеспечения, стоит отметить, что данная выплата появилась в СССР в 1928 году и впервые была введена для работников текстильной промышленности. Именно с этого периода были установлены первые цифры, касающиеся пенсионного возраста, который составил:

  • Для мужчин 60 лет.
  • Для женщины 55 лет.

Далее, в 1932 году, данное право распространилось также на другие виды рабочих и колхозников. Но для работников сельского хозяйства были установлены другие временные рамки:

  • Для мужчин 65 лет.
  • Для женщин – 60.

Позже, с 1968 года, и они стали выходить на пенсию, как и остальные работники.


В современной России первые разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста начались еще в 1997 году. Инициатива исходила от Министерства экономики. В 2010 году эти разговоры и обсуждения стали регулярными. И вот, с 1 января 2017 года вступил в силу закон, касающийся повышения пенсионного возраста для всех чиновников. В соответствии с ним возрастную планку установили:

  • Для мужчин на отметке 65 лет.
  • Для женщин – 63 года.

И вот в 2019 году это повышение коснулось всех категорий работников. Теперь мужчины отправятся на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины в 60. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это этапы введения. Так, например:

  • Мужчины 1958 года рождения выходят на пенсию в 60 лет.
  • А вот тот, кто родился в 1959, отправится на отдых только в 61 год.
  • Появившиеся на свет в 1960 смогут отдохнуть от работы только в 62 года.

Такая же поэтапность существует и у женщин. И чтобы точно узнать, когда можно собираться не работать, можно воспользоваться специальной табличкой.


Виды пенсий

На сегодняшний день в РФ существует несколько видов пенсий:

  • Страховая, которая служит компенсацией всем гражданам их заработной платы или других видов дохода на момент осуществления трудовой деятельности. Также она выплачивается нетрудоспособным застрахованным лицам. Страховая пенсия может быть трех видов:
  • По старости – используется чаще всего.
  • По инвалидности – назначается тем, кто утратил свое здоровье и получил определенную группу инвалидности.
  • По случаю потери кормильца – доступно тем нетрудоспособным лицам, которые утратили кормильца по причине смерти. За исключением только умышленный уголовных деяний, которые повлекли за собой кончину.

Существует также вид, который называется по государственному пенсионному обеспечению. Он доступен лицам, которые находились на федеральной государственной службе на тот момент, и когда они достигли определенного срока выслуги или возраста. Отсюда подвиды:

  • За выслугу лет.
  • По старости.
  • По инвалидности.
  • Социальная.
  • Накопительная, которая формируется за счет совместных взносов работодателя и дохода инвестирования. Но, на данный момент она доступна только тем лицам, которые родились в 1967 году и моложе и до конца 2015 года они сделали выбор в пользу именно такого вида. Правда, периодически встает вопрос о заморозке выплат по такому типу.

Также существует негосударственный тип, который требует заключения договора с негосударственным пенсионным фондом.

Численность пенсионеров

Рассматривая официальную статистику, можно учесть, сколько пенсионеров проживает на сегодняшний день в России, а также сколько из них получают разные виды пенсии. Таким образом можно проследить динамику, какова численность пожилых людей и как она изменяется по отношению к общему населению страны. Данные, предоставляемые Росстатом, говорят о том, что:

  • В 2012 году в стране было 42.367.000.
  • В 2013 – 42.837.000.
  • В 2014 уже 43.327.000.
  • В 2015 – 43.797.000.
  • В 2016 – 45.182.000.
  • В 2017 – 45.709.000.
  • В 2018 году – 46.071.000.
  • В 2019 году – 46.480.000.

При этом необходимо отметить существенный рост части населения, которая достигла возраста, когда им необходимо платить пенсию. Как видно из приведенной статистики, ежегодно это число увеличивается как минимум на 300.000 человек.


Размер пенсии

Рассматривая величину денежного пособия, которое получают пожилые люди, стоит отметить тот факт, как оно изменилось за последние 7 лет:

  • В 2012 году средний размер выплат для лиц, состоящих на учете в системе ПФР, составил 8272,7 руб.
  • В 2013- 9153,6 руб.
  • В 2014- 10029 руб.
  • В 2015- 10888 руб.
  • В 2016- 12080 руб.
  • В 2017- 17425 руб.
  • В 2018- 13323 руб.
  • В 2019- 14102 руб.


Динамика

Как видно из представленных цифр количества пенсионеров – этот показатель неуклонно растет. Происходит это весьма существенными темпами, которые составляют приблизительно 0,3-0,4% от общей численности населения в год.

Что же касается увеличения дохода, то здесь рост, к сожалению, не такой существенный. За 7 лет средняя пенсия увеличилась приблизительно на 65%.

Прогноз

По прогнозным данным количество пенсионеров в стране будет расти и дальше. Выглядеть это будет следующим образом:

  • В 2025 году их будет почти 45 млн.
  • К 2030 – 46,5 млн человек.
  • В 2040 количество будет превышать 50 млн.
  • А к 2050 составит около 52 млн граждан.


Обусловлено это следующими негативными факторами:

  • Уменьшением рождаемости в стране.
  • Недостаточно качественными условиями жизни, которые вызывают миграционный отток молодой части населения. К тому же уезжают самые образованные, те, кто может найти себе применение и более высокооплачиваемую работу в другой стране.
  • Увеличение возраста, в котором женщина рожает своего первенца. В результате возраст поколения увеличивается, а сменяемость поколений происходит реже.

Что же касается размера пенсии, то вот какие прогнозные данные предлагает Росстат:

  • В 2020 году ожидается сумма приблизительно в 15.800.
  • К 2025 году – 22.000 руб.
  • К 2030 году – 23.700 руб.
  • К 2035 году – она должна повыситься до 25.500 руб.


Как видно из всех данных Росстата, ситуация в стране с количеством пенсионеров является достаточно тяжелой. Их большое количество и дальнейший рост требуют немедленного решения проблемы по улучшению демографии. В противном случае в ближайшие десятилетия встанет вопрос о пенсионных выплатах, так как наряду с увеличением числа пенсионеров, число работоспособных граждан будет уменьшаться.


Пенсионный вопрос имеет огромное значение для многих граждан нашей страны. И это не должно вызывать удивления, учитывая, что численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, сегодня составляет 43,5 млн человек. Сегодня расскажем, как менялась средняя пенсия в России по годам, где платят наибольшую пенсию и какой размер пенсии ждет будущих пенсионеров?

Согласно данным Росстата, в 2018 году средний размер пенсии по стране составляет чуть более 13,3 тыс. рублей. В 2017 году средняя пенсия составляла 12,4 тыс. рублей, однако эти данные приведены без учета единовременной денежной выплаты в размере 5 тыс. рублей, которую многие граждане пенсионного возраста получили в начале 2017 года. Если принять ее во внимание, то получится, что в минувшем году средний размер пенсий был на уровне 17,4 тыс. рублей.

В целом, как видно из нашей таблицы, средняя пенсия в России растет из года в год. Однако нельзя сказать, что пенсионеры получают солидный доход. Выплаты просто едва поспевают за ростом цен, а иногда и вовсе безнадежно отстают.

При этом в Германии, например, средняя пенсия, если пересчитать в отечественные дензнаки, составляет 73 тыс. рублей. Французские пенсионеры получают на руки около 70-80 тыс. рублей. В скандинавских странах размер пенсии может доходить до 120 тыс. рублей.

Конечно, скептики могут сказать, что в европейских странах жизнь дорогая, поэтому все равно большая часть средств пенсии будет уходить на дорогие услуги и продукты питания. В этом есть зерно истины, однако также надо понимать, что благодаря высокой конкуренции среди производителей товаров и услуг у пенсионеров всегда есть выбор. Они сами решают, стоит ли им экономить и направить деньги на другие цели или же можно жить на полную катушку. Наши же пенсионеры часто лишены такого выбора и им просто приходится выживать.


Средняя пенсия в России по годам (данные Росстата)

Кстати, не составит труда заметить, что средний размер пенсий идет в ногу со средним размером зарплат. Иными словами, в тех регионах, где фиксировался наибольший уровень зарплат, там сегодня и выше уровень пенсий. И такую зависимость легко объяснить, ведь на размер пенсии влияет размер зарплаты, которую получал гражданин в течение жизни. Подробнее о заработках читайте в нашем материале «Зарплаты по регионам России 2015-2018. Где лучше?»

Регионы РФ с наибольшим размером средней пенсии в 2018 году (данные Росстата)

Чукотский автономный округ

Сложная ситуация


А теперь давайте перейдем к причинам, которые частично объясняют сложившийся размер пенсий, а также стремительные шаги властей по проведению пенсионной реформы в этом году, которая стала настоящей неожиданностью для многих граждан.

Начнем с того, что численность пенсионеров в последние годы стала быстро увеличиваться. Например, за 10 лет с 1996 по 2006 годы количество пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, выросло чуть более на 1 млн человек. А с 2009 по 2018 годы, то есть за 9 лет, число пенсионеров уже выросло на 5 млн человек.

Сегодня в системе ПФР зарегистрированы 43,5 млн пенсионеров. Для сравнения, в 1991 году, когда страна только начинала писать свою новейшую историю, число пенсионеров было на уровне 32,8 млн человек.

Численность пенсионеров в России по годам (данные Росстата)

Растущая численность пенсионеров происходит на фоне другой тенденции. Мы наблюдаем сегодня быстрое сокращение трудоспособного населения. Граждан, которые работали бы и платили в бюджет взносы, становится все меньше.

Таким образом, падающих доходов Пенсионного фонда сегодня не хватает для того, чтобы обеспечить все потребности растущего числа пенсионеров. Это хорошо заметно по нашей табличке. Еще в 2013 году поступления ПФР превосходили по размерам расходы фонда, однако уже начиная с 2014 года ситуация изменилась. Сегодня денег ПФР уже не хватает на обеспечение всех нужд пенсионеров.

Поступления и расходы Пенсионного фонда по годам (данные Росстата)

Поступления, трлн руб

Расходы, трлн руб

Суть реформы

И в такой ситуации очень сложно было говорить о повышении пенсий. Именно поэтому все чаще возникали разговоры о необходимости проведения пенсионной реформы.

Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в начале лета 2018 года. Своей целью законопроект ставил повышение пенсионного возраста граждан. То есть, по задумке авторов, россияне будут позже выходить на пенсию и дольше работать. С одной стороны, это снизит нагрузку на ПФР, а с другой – повысит его доходы. За счет дополнительной выручки можно будет повысить средний размер пенсии.

В начальной версии документа ожидалось, что мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а представительницы слабого пола – с 63 лет. Однако чуть позже в документ внесли правки, в результате которых положение мужчин не изменилось, а вот женщинам сделали послабление – они смогут рассчитывать на господдержку уже с 60 лет. Сторонники реформы активно кивали на западные страны, где возраст выхода на пенсию сегодня больше 65 лет и предпринимаются попытки его дальнейшего повышения.

В целом момент возраста стал главной составляющей всей пенсионной реформы. Повышать возраст будут не сразу, а постепенно. Для этих целей предусматривается специальный 10-летный период.

Также при упоминании реформы нужно отметить, что под особую защиту взяли граждан предпенсионного возраста. Например, если работодатель без весомых причин старается уволить работника, которому скоро на пенсию, то к нему могут применить меры административного и даже уголовного воздействия.

У некоторых категорий граждан будет возможность раньше выйти на пенсию. Такой вариант оставили тем, кто имеет много детей. Также на заслуженный отдых раньше срока смогут уйти граждане с большим трудовым стажем.

Последствия реформы

Главным достижением реформы станет улучшение уровня жизни пенсионеров. Возможно, пенсионеры РФ не заживут, как в Европе, однако точно размер пенсии будет активно повышаться.

За счет постепенного притока поступлений от граждан, продолжающих работать, и приостановки роста численности пенсионеров, ситуация с пенсионными финансами будет выправляться, что позволит направить деньги на повышение пенсий.

В ближайшие 6 лет пенсии будут индексироваться на уровень, который значительно превышает инфляцию. Сделано это с тем, чтобы к 2024 году выйти на среднюю пенсию по стране на уровне 20 тыс. рублей.

Как повысить размер пенсии будущим пенсионерам?

Если гражданин находится в трудоспособном возрасте, но уже подумывает о том, чтобы получать на старости лет хорошую пенсию, то ему следует принимать во внимание ряд важных параметров.

Во-первых, нужно продемонстрировать хороший стаж работы. Чем больше лет гражданин провел в офисе или на заводе, тем больший размер взносов за него успел уплатить работодатель, а это значит, что и размер пенсии также будет достаточно солидным.

Во-вторых, необходимо уделять внимание размеру своей зарплаты. Порой некоторые граждане соглашаются получать серую зарплату или даже черную, однако ни к чем хорошему это не приведет. От уровня зарплаты зависит размер взносов. У граждан, которые получали на протяжении всей жизни белую высокую зарплату, будет и хорошая пенсия.

В-третьих, если по вышеуказанным пунктам не удалось добиться большого успеха, то есть действенный способ повысить размер пенсии, который подойдет всем гражданам. Нужно всего лишь повременить с обращением за деньгами. Представим, что гражданин достиг пенсионного возраста и готов получать пенсионные деньги, однако вместо этого продолжает работать и не подает заявление о выплатах. Если он так продержится 5 лет, то ему к базовой выплате добавят 36%, а также увеличат бонусные баллы на 45%. Все это составные части формулы, и они оказывают прямое влияние на размер итоговой пенсии. Наконец, если у него получится продержаться 10 лет без господдержки, то и базовая выплата, и число баллов ему увеличат в 2 раза.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня власти всячески стимулируют граждан активно работать и не прекращать это занятие даже при достижении пенсионного возраста. Таким образом, выполняются две важные задачи, а именно стабилизация на рынке труда, а также снижение нагрузки на бюджет.

13 июня 2018 года ПФР России опубликовал официальный отчет о своей деятельности за 2017 год (хотя для него это не обязательно). Он охватывает и основные направления, и итоги работы Фонда. Помимо прочего, данный отчёт приводит свежую статистику Пенсионного фонд за 2017 год по сравнению с 2016 годом. Приводим все показатели работы ПФР в этом материале, поскольку данный вопрос интересует очень многих.

Основные показатели работы Фонда

Официальная статистика ПФР за 2017 год даёт представление о том, какие пособия и иные выплаты делает фонд, каков размер пенсии по России и сколько людей обслуживает пенсионная система в целом. Приводим суммы по каждому показателю.


Сколько в пенсионной системе участников

Согласно последней статистике Пенсионного фонда РФ, количество участников пенсионной системы следующее:

  • застрахованных в рамках ОПС – 153,8 млн;
  • страхователей в рамках ОПС – 9,3 млн (работодателей – 5,3 млн, самозанятых страхователей – 4,0 млн);

непосредственно пенсионеров – 43,5 млн (получателей страховых пенсий – 39,8 млн, пенсий по гособеспечению – 3,7 млн, выплат из пенсионных накоплений – 1,1 млн.).

Средняя пенсия в России

Есть и статистика Пенсионного фонда России о средней величине пенсии (в зависимости от вида):

  • страховая – 13 306 руб.;
  • страховая по старости – 13 762 руб.;
  • накопительная – 866 руб.;
  • срочная выплата пенсионных накоплений – 1277 руб.;
  • единовременная выплата пенсионных накоплений – 3935 руб.;
  • социальная пенсия – 8797 руб.;
  • социальная детям-инвалидам и инвалидам с детства – 11 250 руб.;
  • прожиточный минимум пенсионера в РФ – 8540 руб.;
  • фиксированная выплата к страховой пенсии (общий размер) – 4805 руб.;
  • средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии – 1938 руб.

Маткапитал

Отчёт ПФР в цифрах не обходит стороной программу материнского (семейного) капитала:

  • величина маткапитала – 453 026 руб.;
  • число выданных сертификатов на маткапитал – 8,3 млн;
  • семьи, полностью распорядившиеся маткапиталом – 4,9 млн.

Кто копит на пенсию

Также Пенсионный фонд в цифрах рассказывает о пенсионных накоплениях. Всего таких лиц – 76,7 млн. Среди них:

  • в государственной УК «Внешэкономбанк» – 42,0 млн;
  • в частных УК – 0,4 млн;
  • в НПФ – 34,3 млн.

Софинансирование пенсий

Любопытна статистика Пенсионного фонда РФ за 2017 год по Программе софинансирования пенсионных накоплений:

  • участники – 2,6 млн;
  • их взносы за 2017 год – 5,3 млрд;
  • средний размер взноса – 8,1 тыс. руб.;
  • госсофинансирование взносов – 5,1 млрд.

Ход повышения пенсий

Пожалуй, самая трепетная часть статистики Пенсионного фонда РФ за 2017 год касается повышения пенсий:

  • индексация страховых пенсий – на 5,8%;
  • индексация пенсий по гособеспечению – 1,5%;
  • инвестиционная доходность пенсионных накоплений по расширенному портфелю Внешэкономбанка – 8,8%;
  • инвестиционная доходность пенсионных накоплений по портфелю государственных ценных бумаг Внешэкономбанка – 11,2%;
  • инвестиционная доходность пенсионных накоплений по совокупному инвестпортфелю частных УК – 10,8%;
  • индексация социальной ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) – 5,4%;
  • инфляция за 2017 год – 2,5%;
  • инфляция за 2016 год – 5,4%.

Соцвыплаты

В отношении выплат социального характера ситуация такая:

  • получатели ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) – 15,4 млн;
  • получатели дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) – 0,5 млн;
  • получатели выплаты по уходу за нетрудоспособными – 1,9 млн;
  • получатели выплаты по уходу за детьми-инвалидами – 0,5 млн;
  • компенсационные выплаты пенсионерам-северянам – 0,2 млн.

Средства Фонда

Согласно статистике ПФР, бюджет Фонда в части доходов – 8 319,5 млрд. Поступления страховых взносов на ОПС – 4481,9 млрд.

В части расходов статистика бюджета Пенсионного фонда такова:

  • расходы на выплату пенсий – 7167,2 млрд;
  • на соцвыплаты – 488,0 млрд;
  • расходы по Программе маткапитала – 311,8 млрд.

Иванова И.А., Тезина Л.Е.

Экономико-статистический анализ и прогнозирование уровня социального обеспечения пенсионеров в РФ

Экономико-статистический анализ и прогнозирование уровня социального обеспечения пенсионеров в РФ

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей. Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России относятся все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан [1].

По данным Пенсионного Фонда РФ на 1 января 2012 года численность пенсионеров в Российской Федерации составила 42,4 млн. человек или 29,7% от общей численности населения страны. Другими словами, почти каждый третий, проживающий в Российской Федерации, – пенсионер.

По официальным статистическим данным за период с 2006 г. по 2011 г. наблюдался рост численности пенсионеров. В среднем ежегодно численность пенсионеров за наблюдаемый период росла на 0,9% или на 367,4 тыс. человек. Изменения в демографической ситуации поставили перед системой социального обеспечения проблемы изыскания дополнительных средств для выплат увеличивающейся категории пенсионеров и создания им достойных условий жизни. При сокращении численности населения страны в 2012 году по сравнению с 2006 годом на 180,0 тыс. человек (на 0,13%), численность пенсионеров возросла на 4,8% за аналогичный период[1].

Считается, что распределительная система наиболее эффективна, когда на одного пенсионера приходиться не менее трех занятых в экономике. В анализируемом периоде на 1 пенсионера приходилось в среднем 1,74 занятых в экономике, что свидетельствует о финансовой неустойчивости распределительной системы. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения за рассматриваемый период увеличился с 26,8% до 28,1%. Коэффициент пенсионной нагрузки вырос с 326,2‰ в 2006 г. до 372,6‰ в 2012 г., что свидетельствует об увеличении демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте, вызванном как сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, так и ростом числа лиц старше трудоспособного возраста [2].

Проведенная в 2002 году пенсионная реформа отменила ограничения на занятость пенсионеров и тем самым способствовала увеличению численности работающих пенсионеров. Данные о численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров в РФ представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Численность работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров в РФ, тыс. человек

Воспринимая работу зачастую как вынужденную меру и подчеркивая связанные с нею перегрузки, многие пенсионеры как бы косвенно ощущают и ее плюсы — повышение чувства собственной значимости, нужности семье и рабочему коллективу и т.д. Большая, чем у населения в целом, неудовлетворенность жизнью связана в том числе и с сокращением межличностного общения, потерей возможностей самореализации и утратой чувства вовлеченности в общественные процессы.

Пенсия – главный вид социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Её основное предназначение состоит в стремлении обеспечить достойный уровень жизненных благ человеку, который в силу каких-либо естественных, не зависящих от него причин не может работать. Данный показатель является основной характеристикой уровня жизни пенсионеров. Динамика среднего размера назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения за анализируемый период представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 – Средний размер назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения

Максимальная величина среднего размера пенсий соответствует такой категории пенсионеров как федеральные государственные гражданские служащие (в 2011 г. 11495,3 руб.). Рост данного показателя в 2011 г. по сравнению с началом анализируемого периода составил 261,9%, причем за последний год данный вид социального обеспечения вырос на 4,8%.

Максимальное увеличение среднего размера пенсий в 2006 – 2011 гг. характерно для пенсий, выплачиваемых по случаю потери кормильца: в 2011 г. данный показатель вырос по сравнению с 2006 г. в 3,6 раз, а по сравнению с предыдущим годом на 10,7%.

В 2011 г. по сравнению с 2006 г. средний размер пенсий по старости увеличился в 3,2 раза, а по сравнению с 2010 г. – на 710,3 руб. (8,7%). Рост пенсии по инвалидности в 2011 г. по сравнению с началом рассматриваемого периода составил 279,5%, а по сравнению с предыдущим годом – 107,8%. В 2011 г. наблюдалось увеличение среднего размера пенсий пострадавшим в результате различных катастроф в 3,1 раза по сравнению с 2006 г. и на 9,6% по сравнению с предыдущим годом. В анализируемом периоде отмечен также рост социальных пенсий: в 2011 г. её размер увеличился на 189,5% по сравнению с 2006 г. и на 10,1% по сравнению с 2010 г.

Однако не все виды пенсионного обеспечения в анализируемом периоде соответствуют среднему размеру пенсий. Так, средний размер пенсий для всех категорий пенсионеров превышают только пенсии по старости и пенсии служащих на 7,3% и 39% соответственно. Минимальная величина размера пенсий в 2011 г. характерна для пенсионеров, получающих социальные пенсии (всего 62,9% от среднего размера пенсий). Величина пенсий пострадавшим в результате различных катастроф чуть меньше среднего размера пенсий (90,8% от среднего размера пенсий). Размер пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца значительно ниже среднего размера пенсий (67% и 64,5% от среднего размера пенсий соответственно).

В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) средний размер месячных пенсий вырос по сравнению с предыдущим годом на 1,2 процентных пункта (рисунок 3).


Рисунок 3 – Средний и реальный размер назначенных месячных пенсий

За рассматриваемый период реальный размер месячных пенсий достиг своего максимального значения в 2010 г. (134,8%). В 2011 г. его рост минимальный – 101,2%.

Современное состояние уровня пенсионного обеспечения не гарантирует гражданам достойного уровня жизни. Проблема поддержки пенсионеров остается одной из основных в социальной политике, так как уровень жизни этой категории отражается на уровне жизни населения.

По данным официальной статистики величина прожиточного минимума пенсионера за период с 2006 г. по 2011 г. ежегодно росла на 13,0%. Наибольший рост данного показателя отмечен в 2008 г. (118,8% по сравнению с предыдущим годом), а наименьший – в 2010 г. (110,3% по сравнению с предыдущим годом). Средний размер назначенных пенсий в 2006 г. уступал величине прожиточного минимума на 0,2%. В последующие годы средний размер назначенных месячных пенсий превышал величину прожиточного минимума (в 2011 г. на 63%). Однако если сравнивать размер пенсии со средним размером начисленной заработной платы, то можно сделать неутешительные выводы: средний размер пенсии значительно уступает среднему размеру заработной платы, хотя соотношение среднего размера пенсий и среднего размера заработной платы за рассматриваемый период выросло с 25,6% до 35,1%[2].

Социальное обеспечение пенсионеров подразумевает также социальную защиту отдельных категорий граждан. Одним из показателей, её характеризующих является размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом объем ЕДВ сократился на 0,5% или на 80208 руб. и составил 16613349 руб. Самая большая доля выплат в 2011 г. приходится на инвалидов – 72% от всего объема ЕДВ, 9,3% от общего объема ЕДВ приходится на долю лиц, подвергшихся воздействию радиации, 7,5% – на долю ветеранов боевых действий[3].

Одним из важнейших факторов, определяющих уровень жизни пенсионеров, является состояние здоровья и медицинское обслуживание. Одним из основных направлений социального обслуживания является оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам. В Российской Федерации созданы центры социального обслуживания населения, специализированные отделения социальной помощи на дому.

По данным Росстата в 2011 г. по сравнению с 2006 г. число учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов сократилось на 5,9%, а по сравнению с предыдущим годом – на 58 ед. Численность проживающих в данных учреждениях в 2011 г. по сравнению с началом анализируемого периода выросла на 2,6% и составила 245 тыс. человек. В 2011 г. в учреждениях такого вида в наличии 26 тыс. мест, причем используются из них только 88,5%, то есть число свободных мест составило 3 тыс. ед. Кроме того, в учреждения подобного типа наблюдается очередь, равная 18,1 тыс. человек взрослого населения и 0,5 тыс. человек детей. Однако очередь в учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов заметно сократилась. В 2011 г. по сравнению с 2006 г. сокращение данного показателя для взрослых составило 22,0%, для детей очередь сократилась на 28,9%[4].

Отдельным категориям граждан в части реализации мер социальной поддержки предоставляется санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям. Соотношение числа граждан, подавших заявление на предоставление санаторно-курортного лечение и числа граждан, получивших его представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 – Численность лиц, получивших путевки в санаторно-курортные учреждения

Как видно из рисунка 4, за период с 2009 г. по 2011 г. меры социальной поддержки пенсионеров по предоставлению санаторно-курортного лечения реализованы только наполовину. Но если в 2009 г. путевки получили 62,0% от общего числа лиц, подавших заявление на предоставление санаторно-курортного лечения, то в последующие годы реализовало своё право на предоставление данной услуги 44,8% и 48,0% пенсионеров соответственно, хотя число нуждающихся в санаторно-курортном лечении за анализируемый период выросло на 3,8% или на 29397 человек.

К социальному обеспечению пенсионеров относится также предоставление им различных субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В 2011 г. пользуются мерами социальной поддержки 92,4% от общей численности пенсионеров. В 2006 – 2011 гг. численность граждан, пользующихся мерой социальной поддержки сократилась на 5,7%. Однако объем средств, затраченных на предоставление данного вида социального обеспечения вырос на 133,3%., но среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя слишком мал по сравнению с ростом цен на оплату жилья и коммунальных услуг, хотя он и вырос на 147,5% по сравнению с началом анализируемого периода[5].

В связи с многоплановостью и сложностью изучаемых объектов и процессов, их представляющих, данные о них носят многомерный и разнотипный характер. В этих условиях на первый план выходят проблемы классификации многомерных наблюдений. В качестве объекта исследования рассмотрим уровень социального обеспечения пенсионеров в регионах РФ. В процессе кластеризации участвуют следующие признаки:

1) Средний размер назначенных пенсий, руб. (X1);

2) Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью (на оплату коммунальных услуг), руб. (X2);

3) Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. (X3);

4) Число полученных единовременных пособий, выплаченных женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (X4);

5) Число, выплаченных единовременных пособий при рождении ребенка (X5);

6) Численность лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, человек (X6);

7) Численность пенсионеров, получающих социальные доплаты, человек (X7).

Перейдём к кластеризации 80 регионов РФ. Наиболее трудным и наименее формализованным в процессе кластеризации является определение понятия однородности объектов. Допустим, в нашем случае данное понятие задается введением правила вычисления расстояний между любой парой исследуемых объектов. Обратимся к обычному евклидову расстоянию. Естественное (с геометрической точки зрения) евклидово пространство будет бессмысленным (с точки зрения содержательной интерпретации), так как признаки измерены в разных единицах, кроме того, оказывает влияние размерность единиц наблюдения, поэтому пронормируем каждый признак.

В разбиении на кластеры будут участвовать все признаки. Осуществим реализацию иерархического кластерного анализа, построим дендрограммы разбиения совокупности регионов на кластеры различными методами. Используя методы ближнего соседа, дальнего соседа, средней связи и метод Уорда можно разбить совокупность на кластеры, но желаемая четкость в разбиении отсутствует.

Окончательную кластеризацию проведем методом k-средних (рисунок 5). Подобное разбиение оказалось оптимальным, так как практически отсутствуют совпадения средних нормированных значений признаков по кластерам.


Рисунок 5 – Средние нормированные значения по кластерам

На основе полученных результатов составим таблицу средних значений переменных для всех участвующих наблюдений.

Таблица 1 – Средние значения переменных для кластеров

Читайте также: