Дискуссии о повышении пенсионного возраста в россии

На выборах 2021 года у всех оппозиционных партии будут конкретные, убедительные обещания своим избирателям.

Это отмена антинародных законов.

Повышение пенсионного возраста.

Связанные с этим закон о возможности родителей после 55-60 лет заставить своих детей через суд выплачивать на свое содержание.

Скандальный закон о рыболовстве,когда каждый рыбак может стать браконьером.

И множество законов по линии ГИБДД.

Закон Клишаса (Не ругай власть) нужен только конкретным представителям власти.

Возможно закон о повышении пенсионного возраста западного происхождения.

На рубеже нашей демократии когда каждой молодой партии нужны были голоса избирателей никто не думал о повышении пенсионного возраста.

А вот закон тогда появился и кто то раз за разом проталкивал ее на расмотрение правительства.

Но шло время, срок пребывания во власти увеличивался позабылись предвыборные обещания данные своему избирателю,некоторые указы президента уже не выполнялись,деньги выделенные на нацпроекты полностью не осваивались,а тут еще Хорошаев и Улюкаев с награбленными миллиардами.

Народ начал возмущаться оскорблять власть.

И тут кто-то опять тихонечко предложил этот закон как ответную меру крикунам.

Без никакого конкретного обсуждения с народом, без референдума под шумок Чемпионата мира по футболу был быстро принят закон о повышении пенсионного возраста.

Ну и за короткий срок еще несколько анти народных законов были приняты.

И вскоре правительство ушло в отставку установив этими законами клин между народом и властью.

Сегодня не одна партия в России не начала еще серьезную подготовку к выборам, а запад уже активно готовиться к ним.

Из Навального делают народного героя борца за справедливость.

Возле Российских границ начинается активное шевеление.

На территории Украины начинают строить две военно морские базы.

Будут наверное всякие скандалы перед выборами.

Основным аргументом для повышения пенсионного возраста была статистика.

Давайте ее рассмотрим.

После октябрьской революции 1917 года в стране продолжительный период свирепствовал голод болезни такие как холера,пандемия гриппа (испанка), тиф и т. д.

Умирали не только семьи но и целые деревни.

После была отечественная война с огромным количеством жертв.

О какой нормальной статистике в то время можно говорить.

Сегодня россияне первый раз показали стабильную статистику, но какой ценой она нам досталась.

Наши дедушки, бабушки, отцы, матери умирали на полях сражения чтобы их дети, внуки жили долго счастливо в достатке не зная воин, болезней и голода.

В послевоенный период люди засучив рукава взялись за восстановление разрушенной страны.

Вели активный образ жизни занимались физкультурой и спортом.

Медицина была действительно бесплатной.

Основные медикаменты отечественного производства были доступными и эффективными.

Колбасы котлеты из мяса,молочные продукты из цельного молока, овощи без ядохимикатов и ГМО.

Рыба речная и морская свежая дешевая в большом разнообразии была во всех магазинах.

Все виды работ были справедливо расценены.

Многие молодые люди работали на великих стройках страны.

Многие рабочие бесплатно лечились в курортах и санаториях.

И главное люди во время выходили на заслуженную пенсию.

К великому сожалению это все осталось в прошлом.

Вот такая активная правильная плодотворная жизнь Россиян дала такую статистику.

Сегодняшняя демократия тоже внесла положительную динамику в статистику, на много уменьшилось смертность детей.

Вот на этом и подчитана сегодняшняя статистика.

В место того чтобы радоваться этому, наша власть решила принять меры обратного действия на статистику повышая пенсионный возраст.

Второй причиной для повышения пенсионного возраста был такой аргумент.

До сегодняшней нашей демократии на одного пенсионера было четверо работающих граждан, а сегодня двое и у многих из них мизерная зарплата.

Пенсионный фонд у нас появился вместе с нашей демократией.

Почему то изначально решили чтоб пенсионный фонд пополнялся только за счет отчислении с зарплаты работающих граждан.

Не один работодатель сегодня не заинтересован справедливо оплатить труд своих рабочих.

Это самый настоящий документ нынешней демократии.

Эта зарплата за 10-ти часовой рабочий день.

Хозяйство (в котором я работал по договору чисто за зарплату) собрало рекордное количество урожая пшеницы и гороха.

Каждый работодатель сегодня устанавливает свои расценки выгодные ему.

Ну как из этой зарплаты отчислить в пенсионный фонд. О какой будущей пенсии можно говорить . Такие работодатели очень полезны государству избавляя от будущих пенсионеров .

Много было уничтоженно совхозов после 90-х, часть хозяйств до которых не добралась разрушительная рука запада сегодня достались таким работодателям.

Поэтому надо установить справедливую единую почасовую тарифную ставку.

Чтобы тяжелые виды работ не могли бы оплачиваться ниже этой ставки и касалось бы это всех работодателей.Также надо справедливо расценить все виды работ ,чтобы рабочие могли получить нормальную зарплату и будущую пенсию .

Не может пенсионный фонд надеяться только на отчисление с процентов работающих граждан.

Проценты от добычи и реализации природных богатств должны отчисляться не только в виде налогов, пенсионный фонд тоже частично должен пополняться за их счет.

Потому что вся нефтегазовая система, гидроэлектростанции, ЛЭП и добыча всех природных богатств была налажена огромным трудом нынешних пенсионеров и предпенсионеров.

Много у России природных богатств но часть из них вывозиться за границу минуя государственную казну.

Есть у России резервы не надо было поднимать пенсионный возраст, а надо было найти правильные пути решения этой проблемы.

А для этого законотворцам надо поездить по стране по всем хозяйствам, поговорить с людьми, проанализировать все собранные материалы, только потом принимать какой-то закон. Подготовка таких законов не кабинетная работа .

Если оглянуться назад в 20-м веке Запад и Америка три раза полностью уничтожили экономику России.

Сегодня в России кто-то процветает а кто то нищенствует. Народ опять хочет перемен как в лихих 90 .

Это очень благоприятное время для запада.

Клин между властью и народом установлен,нужен только один удар чтобы расколоть наше общество.

Правокаторы уже готовятся поэтому Россиянам нельзя расслабляться.

Тяжело конечно, сколько средств уходит на борьбу с пандемией, сколько умирает людей а для изготовления вакцины и полной вакцинаций нужно время.

Сегодня вакцины у нас слава Богу есть.

Но впереди выборы и надо успеть вернуть прежние пенсионный возраст, ослабить внутреннее напряжение страны.

Никто не хочет Белорусского сценария.

Нельзя подставлять Росс гвардию против народа.

Мы за спокойные, справедливые выборы с обнадеживающими взглядами на будущее.

Если статья понравилась и желаете чтобы кроме вас с ней ознакомились еще много людей то нажмите на палец вверх внизу статьи.

Так же читайте мои уже опубликованные статьи которые видите снизу.

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.


Рунет продолжают будоражить слухи о том, что российские власти планируют новое повышение пенсионного возраста. Предыдущее повышение вступило в силу лишь в 2019 году, а в Госдуме уже якобы обсуждают новые поправки. Anews собрал последние новости и мнения экспертов о возможном повышении возраста выхода на пенсию в стране.

Новая пенсионная реформа? Кто первым заговорил об этом

Поводом для волны слухов послужили сделанные в начале сентября заявления чиновников российского правительства. Тогда глава Минздрава Вероника Скворцова сообщила на Восточном экономическом форуме, что Россия бьет рекорды по темпам увеличения продолжительности жизни. Примерно в то же время глава Минтруда Максим Топилин заявил на встрече министров труда стран G20, что в России за последние пять лет выросла доля предпенсионеров среди общего числа занятых.

На этом фоне депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин сообщил «Свободной прессе» о подготовке второго этапа пенсионной реформы в России. «Его задача - повысить возраст выхода на пенсию до 70 лет. Причем и мужчинам, и женщинам», - говорил парламентарий в начале сентября, ссылаясь на неназванные источники.

По его словам, первый этап реформы не решил никаких крупных проблем и к тому же породил рост безработицы среди предпенсионеров. Цель второго этапа - чтобы как можно меньше граждан доживали до пенсии, а уже собранные деньги уходили бы в ПФР на текущие расходы, предположил Рашкин.

В конце сентября о новом повышении пенсионного возраста рассказал «Свободной прессе» еще и член экспертного совета общественной организации «Деловая Россия» Владислав Жуковский, но цифры привел другие.

«Если говорить о ближайших инициативах, то, во-первых, сейчас в коридорах власти, в кабинетах «единороссов» ходят устойчивые разговоры о повышении пенсионного возраста еще на три года - до 68 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Видимо, потому, что последнее пятилетнее повышение обошлось без перекрытия федеральных трасс, решили повышать и дальше», - заявил эксперт.

«Во-вторых, рассматривается вариант повышения момента выплаты базовой пенсии также еще на 3 года. Наконец, самое фееричное. Взамен украденных у россиян после 2014 года пенсионных накоплений власть намеревается ввести еще один добровольно-принудительный платеж с работника и работодателя в размере 6%. То есть, давайте-ка, ребята, увеличим вам страховые взносы с 30 до 36 процентов», - сказал экономист.

Кремль: повышение пенсионного возраста не обсуждается

В конце сентября заявления об очередном повышении пенсионного возраста опровергли в Кремле. «Нет, у нас нет такой темы на повестке дня, такие вопросы не обсуждаются», - сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и посоветовал обратиться за пояснениями к автору заявления, передавал «Интерфакс».

Впрочем, однажды Кремль уже обманул ожидания граждан. Президент РФ Владимир Путин некогда уверял, что при нем пенсионный возраст не повысится. «Я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет», - обещал глава государства в ходе «Прямой линии» в 2005 году.

После решения правительства повысить пенсионный возраст Песков объяснил, почему не считает обещание нарушенным. Представитель Кремля сказал, что Путин не имеет к реформе никакого отношения. К тому же с момента обещания президента прошло 13 лет, за это время произошли изменения в экономике и международной конъюнктуре, а также вырос показатель продолжительности жизни.

Политики и эксперты: новая реформа - «полный бред»

Политики и эксперты сомневаются, что власти решатся на второй этап пенсионной реформы, пишет «Московский комсомолец». «Предположения депутата Рашкина мы можем назвать полным бредом. Иначе никак», - сообщил изданию источник в аппарате правительства.

Вице-спикеру Госдумы и первому замруководителя фракции «Единая Россия» Андрею Исаеву «ничего не известно о подобных планах». «С моей точки зрения, никто такого предлагать сейчас не будет. Когда в прошлом году обсуждалась пенсионная реформа, объявлялось, что это трудное решение окончательное, тем более что и оно имело определенные социальные и политические издержки». «Просто есть беспокойные сердца», - уверен единоросс.

Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) назвал слова Рашкина «вбросом». По его словам, реформа «дорого обошлась в политическом смысле власти, переходный период далеко еще не закончен, и до конца непонятно, каковы будут последствия и итоги этой реформы».

Сопредседатель «Деловой России», экономист Антон Данилов-Данильян уверен, что как минимум «в ближайшие 3-5 лет такого решения не будет».

Власти вряд ли снова пойдут на повышение пенсионного возраста в преддверии выборов в Госдуму 2021 года, считает директор института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. «Они видят, что происходит на выборах - люди все чаще голосуют за кого угодно, только не за представителей власти. (. ) Играть с огнем никто не хочет, и вряд ли что-то подобное всерьез обсуждается», - убежден эксперт.

Пенсионная реформа в России 2019 года: суть и последние новости

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста в июне 2018 года, за три часа до старта Чемпионата мира по футболу в России. Решение было принято, несмотря на массовые протесты граждан и предупреждения экспертов о росте безработицы среди людей предпенсионного возраста с принятием реформы.

В октябре закон о пенсионной реформе подписал президент РФ Владимир Путин. В соответствии с ним пенсионный возраст в России будет повышаться поэтапно в течение десятилетия - до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Переходный период пенсионной реформы стартовал 1 января 2019-го и завершится в 2028 году.

Пенсионный возраст поэтапно увеличится и для работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно (граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, педагоги, медики, творческие работники, женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет, многодетные матери).

На время переходного периода реформы предпенсионный возраст увеличивается с двух до пяти лет до наступления пенсии. Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение или отказ в трудоустройстве предпенсионеров по причине возраста.

Тем временем правительство внесло в Госдуму законопроект об увеличении периода выплаты накопительной пенсии - так называемого срока дожития. 23 сентября документ рассмотрел профильный комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов и предложил включить его в осеннюю сессию для рассмотрения в ноябре.

Законопроектом предлагается с 2020 года увеличить ожидаемый период выплат до 258 месяцев (21,5 года). До 2016 года он составлял 228 месяцев (то есть 19 лет). С 1 января 2016 года этот показатель ежегодно определялся федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет соответственно.

Накопления на старость - это фиксированная сумма, которая будет делиться на общее количество месяцев периода дожития. То есть если законопроект примут, граждане, сами собравшие себе накопления на старость, будут ежемесячно получать меньшие суммы. Поправки в случае принятия вступят в силу с 1 января 2020 года.

«При таких раскладах от половины до трех четвертей сделанных людьми пенсионных накоплений останутся у государства. Люди просто не доживут до пенсий. Недовыплаченные деньги пойдут не детям и внукам, а пойдут на повышение зарплат чиновникам, сотрудникам ПФР, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации», - предупреждает экономист Владислав Жуковский.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

С 2019 года в России повысили пенсионный возраст. Это тот возраст, с которого мужчины и женщины получают право на пенсию по старости от государства.

Раньше на пенсию по старости можно было выйти в 55 или 60 лет — даже без выслуги, льгот, троих детей и тяжелой работы. Теперь возраст повысили. Но не сразу на пять лет, а постепенно. Кому-то дали больше льгот, кто-то получит прибавку, а кто-то должен будет дольше работать.

Мы еще не рассказывали, что именно изменилось в пенсионной системе. Но уже пора, поэтому вот полный разбор основных поправок.

Главное из пенсионной реформы

Вот что нужно знать всем, кто собирается получать пенсию в России:

  1. Пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  2. Повышение будет постепенным. Таблица по возрастам есть в статье.
  3. Право на досрочную пенсию за тяжелый и вредный труд сохранили.
  4. Многодетные матери смогут получать пенсию на три или четыре года раньше. А некоторые — с 50 лет.
  5. Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше. Но только с 55 и 60 лет.
  6. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости.
  7. Жители Крайнего Севера выходят на пенсию на пять лет раньше остальных, но возраст им тоже повысили на пять лет. Требования к стажу не изменились, и есть переходный период.
  8. Сельские пенсионеры получат прибавку — в 2019 году она составит 1333 Р в месяц.
  9. Социальную пенсию без стажа и баллов будут платить с 65 лет женщинам и с 70 лет мужчинам. То есть на пять лет позже, чем было. Переходный период тоже действует.
  10. Учителям, врачам и артистам сохранили досрочную пенсию за выслугу, но платить ее будут с отсрочкой.
  11. Госслужащим пенсионный возраст повысят постепенно: женщинам до 63 лет, мужчинам до 65 лет.
  12. Средняя пенсия по старости будет расти на 1000 рублей каждый год. Прибавку заплатят сверх прожиточного минимума.
  13. Предпенсионерам дали льготы с учетом возраста: по налогам, наследству, пособиям, алиментам и диспансеризации.
  14. Для тех, кто вышел на пенсию до 2018 года, ничего не изменится. Дорабатывать им не нужно, а прибавку уже платят.

Что такое пенсионная реформа?

Пенсионная реформа — это изменения в правилах назначения пенсии. До 2019 года были одни условия, а с 2019 года они изменились. Основное и самое резонансное изменение в законе о пенсиях — повышение пенсионного возраста.


Пенсионный возраст — этот тот возраст, когда у любого гражданина России возникает право каждый месяц получать деньги от государства просто потому, что ему исполнилось сколько-то лет.

Пенсия по старости может быть страховой — когда накопился трудовой стаж и баллы. Еще она может быть социальной — когда стажа и баллов не хватает, но бюджет все равно будет что-то платить, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни социально незащищенных граждан.

До 2019 года право на страховую пенсию по старости возникало в 55 лет у женщин и в 60 лет у мужчин. Это значит, что любая женщина, которой в 2018 году исполнилось 55 лет, при условии, что у нее накопилось 9 лет стажа и минимум 13,8 балла, получала право на пенсию от государства. Каждый месяц ей бы платили какую-то сумму — не меньше прожиточного минимума в регионе. Средняя пенсия по старости в 2018 году составляла 14,5 тысячи рублей. У мужчин право на такие выплаты появлялось с 60 лет.

Правительство решило повысить пенсионный возраст. Мы разобрали предпосылки для пенсионной реформы — если кратко, то в России всё больше пенсионеров, всё меньше трудящихся, уже сейчас половина денег на пенсии берется из федерального бюджета, пенсионного фонда не хватает, а тратить на пенсии нужно больше, чем Россия зарабатывает на нефти и газе.

Мы уже собирали мнения читателей по улучшению пенсионной системы и предложения, как накопить на старость без поддержки государства. Теперь посмотрим на нормы федерального закона, которые уже вступили в силу и работают.

Пенсионный возраст повысили до 60 и 65 лет, но не для всех сразу

До 2019 года право на пенсию по старости можно было получить в 55 и 60 лет, но в 2019 году уже нельзя. Если женщине в мае 2019 года исполняется 55 лет, она еще не может прийти в отделение ПФР и обратиться за назначением пенсии.

В 2019 году пенсионный возраст для женщин составляет 55,5 года, а для мужчин — 60,5 года. Та же женщина сможет обратиться за пенсией не в мае 2019 года, а в ноябре — на полгода позже.

Такой пенсионный возраст сохранят не для всех. Сейчас идет переходный период. Каждый год мужчины и женщины будут все позже получать право на пенсию по старости. Например, в 2021 году женщинам назначат пенсию уже не в 55,5, а только в 56,5 года. А в 2024 году — в 58 лет.

В итоге в 2028 году пенсионный возраст повысят окончательно. Он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Первыми это повышение почувствуют те, кто родился в 1968 и 1963 году. Сейчас этим женщинам 51 год, а мужчинам 56 лет. Еще год назад они рассчитывали уйти на заслуженный отдых или получать прибавку к зарплате через пять лет, но теперь им придется отработать до пенсии еще почти десять лет.


Люди предпенсионного возраста оказались одной из самых уязвимых групп в период коронакризиса

Повышение порога выхода на заслуженный отдых продолжает бурно обсуждаться в политических и экспертных кругах. Пенсионная реформа, запущенная полтора года назад, по словам ее противников, не дала ожидаемых результатов, а, напротив, серьезно ударила по доходам граждан, подорвав их и без того хрупкое финансовое положение. В начале этого года две партии (КПРФ и «Справедливая Россия») даже включили пункт о пенсионном возрасте в свои проекты поправок к Конституции. Оба движения настаивали на том, чтобы вернуть параметры 2018 года (мужчины имеют право на социальную пенсию с 60 лет, женщины — с 55) и закрепить это в Основном законе. Однако тогда сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников отметил, что место таким поправкам не в Конституции, а в федеральных законах.

В условиях экономического кризиса идея об отмене реформы зазвучала снова. По словам депутата Мосгордумы Евгения Ступина, в столь непростой обстановке наиболее уязвимыми оказались люди предпенсионного возраста.

«Люди хоть и проходят переподготовку, да она организована за государственный счет, но они не могут никуда устроиться», — говорит депутат, добавляя, что трудоустроуство при переподготовке не обеспечивается, так что толку от нее нет. Работодатели, боясь наказания за увольнение людей предпенсионного возраста, просто не нанимают их. И человек оказывается в подвешенном состоянии, и без зарплаты, и без пенсии, так как выход на заслуженный отдых перенесли.

Стоит отметить, что далеко не все «предпенсионеры» смотрят в будущее столь пессимистично. Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на Союз «Молодые профессионалы (Вордскиллс Россия)», спрос на обучение новым навыкам среди граждан старше 50 лет неуклонно растет. Выбрать можно из 125 компетенций: от поварского дела и дошкольного воспитания до предпринимательства и веб-дизайна.

За первые 7 месяцев этого года бесплатно получить образование по стандартам «Вордскиллс» пожелали 25 тысяч человек. И 22 тысячи уже освоили выбранные компетенции. А в резерве у организации — еще 20 тысяч заявлений. Квота на образование была выбрана в этом году еще 1 июня, тогда как годом ранее за этот период набиралось только 30% от планируемого количества студентов.

Вернуть, как было

Между тем, столичный депутат разработал законопроект, предполагающий не только вернуть параметры выхода на пенсию к уровню 2018 года, но и компенсировать гражданам, чей заслуженный отдых был отложен, недополученные пособия. По подсчетам инициаторов проекта, по итогам первых полутора лет, таких оказалось 800 тысяч человек. И выплатить им нужно будет порядка 1,6 трлн рублей.

Взять средства Ступин предлагает из ФНБ, указывая на то, что на начало года там было 8 триллионов. Кроме того, есть немалых размеров золотовалютные резервы. По словам депутата, сейчас это оказало бы необходимую поддержку экономике, ведь выплаченные компенсации вылились бы в те же потребительские расходы, а значит, и в поддержку бизнеса.

Предполагалось, что законопроект в Госдуму направит Мосгордума, и, как сообщала «Литературная газета», после парламентских каникул документ будет рассмотрен депутатами. Однако, как сообщил «Эксперт-онлайн» Евгений Ступин, данная инициатива была отклонена. Правда, политик отметил, что проектом заинтересовались в ряде регионов.

Однако, сомнительно, что субъекты Федерации также будут выступать за полную отмену реформы. По словам первого-вице президента Опоры России Павла Сигала, хоть предложения вернуть прежние параметры и звучат все чаще, возврат прежнего пенсионного возраста рассматривается как антикризисная мера. По его словам, есть прецеденты, когда гражданам разных категорий в отдельных российских регионах сокращают срок выхода на пенсию.

По словам научного руководителя Института экономики РАН, сопредседателя Московского экономического форума Руслана Гринберга, вариант «заморозки» действительно обсуждается политиками. И это может стать адекватным компромиссом.

«По оптимистичным прогнозам, рост экономики и занятости может начаться через два года. Поэтому и возникло предложение на эти два года приостановить повышение возраста выхода на пенсию. Например, с 1 января 2021 года «заморозить» его на уровне 61,5 лет для мужчин и 56,5 лет для женщин. А спустя два года подумать о том, пора ли его «размораживать». Я думаю, что это было бы разумным промежуточным решением», — цитирует экономиста ЛГ.

Присмотреться к перспективе

«В перспективе возможно, что пенсионная реформа все же будет пересмотрена в масштабах всей страны, однако экономические последствия должны быть тщательно просчитаны», — полагает Павел Сигал. Он указывает на то, что проблема старения населения сохраняется, как и вопросы снижения доходов граждан и бизнеса, делающих отчисления в фонды.

Собственно, дефицит средств ПФР и стал основной причиной начавшейся реформы. Пенсионный фонд на протяжении долгих лет получает дотации из федерального бюджета, а растущее количество пенсионеров только увеличивает нагрузку. И в плане именно ее снижения даже первые результаты реформы вполне обнадеживают: по итогам 2019 года экономия бюджета РФ на выплатах составила 21,5 млрд рублей, а по итогам текущего года эта сумма должна составить 48 млрд рублей.

Правда, как отмечает Павел Сигал, за счет того, что администрирование страховых отчислений в ПФР передали налоговой службе, значительно выросла собираемость пенсионных взносов. В 2019 году рост собираемости взносов составил 10% — это 500 млрд. рублей. «То есть, получается, что гораздо больший эффект имеет не повышение пенсионного возраста, а улучшение собираемости взносов. Эти факты неоднократно отмечали российские парламентарии и экономисты», — добавляет вице-президент Опоры России.

В любом случае, речь о долгоиграющем эффекте здесь не идет. Повышать собираемость взносов до бесконечности не получится: сверх положенного взять будет нечего. ФНБ и золотовалютные резервы могут стать если только разовым источником в критической ситуации. Тем более, нынешний кризис показал, что в случае аврала деньги понадобятся сразу и всем. В такой ситуации даже заморозка реформы обойдется бюджету недешево.

При этом как писал ранее «Эксперт-онлайн», даже при нынешнем варианте реформы, «экономия» казны таковой будет лишь в теории, ведь средства расходуются на те же программы переподготовки (по предварительной оценке 80 — 100 млрд с 2019 по 2024 гг.), а также на обещанный ускоренный рост пенсий.

Но где же, в таком случае брать деньги? Некоторые депутаты кивают в сторону олигархов и просто состоятельных россиян. Так Евгений Ступин предлагает в том числе увеличить налог на богатство, а также пересмотреть финансирование содержания госаппарата.

«Я считаю, что Пенсионный фонд нужно наполнять за счёт олигархов. Требуется изменить тип нашей экономики благодаря деофшоризации, как это предлагает первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Вопрос наполнения Пенсионного фонда решается не регулированием возраста выхода на пенсию, а комплексом финансово-экономических мер, которые президент России Владимир Путин сформулировал ещё в майском указе 2012 года», — озвучил другую точку зрения депутат Госдумы Валерий Федоров, которого цитирует ЛГ.

По мнению Павла Сигала — государству необходимо заняться вопросом эффективности работы ПФР и проблемой общего уровня доходов граждан. «Ведь от этого зависит состояние экономики России в целом на много лет вперед. Рассматривать проблему пенсионного обеспечения стоит в комплексе со всеми вопросами экономического развития страны в стратегическом плане, на десятилетия», — подчеркивает вице-президент Опоры России.

Проблему доходов населения власти страны, впрочем, еще весной этого года обозначили, как один из ключевых вопросов, требующих скорейшего решения. «Повышение благосостояния граждан» стало главной мантрой в период коронакризиса. Остается понять, что же будет делаться за пределами бумажных проектов. И как скоро после этих действий зазвучат предложения «вернуть все назад».

Читайте также: