Добавка к пенсии на инфляцию казахстан

В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет выплата разницы пенсионерам по гарантии государства, как её проверить и оформить.

Казахстанская пенсионная система гарантирует сохранность пенсионных накоплений с учетом инфляции. Это прописано в пункте 6-3 статьи 6 Закона «О пенсионном обеспечении», а также в Правилах выполнения данных гарантий государством.

Согласно правилам, казахстанцы могут получить право на выплату разницы между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Эта выплата единовременна и вычисляется согласно специальным формулам.

Кто имеет право на получение выплаты государственной гарантии

Выплата государственной гарантии положена:

  • лицам, достигшим пенсионного возраста;
  • лицам, получившим инвалидность 1 и 2 группы бессрочно;
  • выехавшим на ПМЖ за пределы Республики Казахстан иностранцам и лицам без гражданства, на дату изъятия пенсионных накоплений из ЕНПФ;
  • наследникам лица, имеющего право на получение выплаты, в случае его смерти.

За оформлением документов на получение выплаты может обратиться поверенное лицо (при наличии нотариальной доверенности).

Куда обращаться

Чтобы узнать, положена ли вам выплата гарантии, удобнее будет воспользоваться специальным онлайн-сервисом, который находится в левом блоке главной страницы портала eGov.kz.

В случае положительного ответа, необходимо обратиться в ближайшее отделение НАО ГК «Правительство для граждан» для подачи заявления.

! Если гражданин уже обращался ранее за данной выплатой или право на эту выплату у него отсутствует, то данный сервис сообщит об этом.

Необходимые документы

Пенсионерам по возрасту, уже являющимся получателями пенсионных и иных социальных выплат, разница по выплате государственной гарантии назначается по проактивному принципу без необходимости предоставления заявления и дополнительных документов.

Остальные лица, имеющие право на выплату разницы, предоставляют в НАО ГК «Правительство для граждан» следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • сведения о номере банковского счета получателя.

Иностранцы предоставляют следующие документы:

  • заявление;
  • заграничный паспорт;
  • сведения о номере банковского счета;
  • в случае если от имени иностранца обращается его поверенное лицо, то все копии необходимых документов должны быть нотариально заверены.

Поверенные лица должны предоставить собственный документ, удостоверяющий личность, оригинал доверенности либо её нотариально засвидетельствованную копию.

Согласно пункту 8 гл.2 Правил, в случае смерти лица, имеющего право на выплату разницы, сумма выплаты разницы осуществляется наследнику в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан.

При этом наследником представляются:

  • заявление по форме;
  • документ, удостоверяющий личность наследника (паспорт гражданина Республики Казахстан, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, заграничный паспорт);
  • нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о смерти лица, имеющего право на выплату разницы;
  • оригинал или нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о праве на наследство либо оригинал или нотариально засвидетельствованная копия соглашения о разделе наследуемого имущества, решение суда, вступившее в законную силу;
  • сведения о номере банковского счета наследника.

Порядок рассмотрения обращений

НАО ГК «Правительство для граждан» в течение 2 рабочих дней со дня принятия заявления запрашивает у ЕНПФ сведения о наличии индивидуального пенсионного счета и суммах пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов и (или) обязательных профессиональных пенсионных взносов.

ЕНПФ в течение 2 рабочих дней предоставляет НАО ГК «Правительство для граждан» запрошенные сведения.

НАО ГК «Правительство для граждан» в течение 1 рабочего дня с момента получения сведений производит сверку сведений о суммах пенсионных накоплений, полученных из ЕНПФ, с суммой обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на соответствующий период.

Формулы, применяемые при расчете суммы выплаты разницы, прописаны в пункте 13 главы 3 Правил.

НАО ГК «Правительство для граждан» в течение трех рабочих дней после осуществления расчета суммы выплаты разницы формирует и направляет в уполномоченный орган по социальному обеспечению электронный макет дела (ЭМД) получателя.

Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления ЭМД принимает решение о назначении либо отказе в назначении с указанием причин отказа выплаты разницы и направляет его в отделение НАО ГК «Правительство для граждан».

НАО ГК «Правительство для граждан» в течение двух рабочих дней уведомляет заявителя о назначении либо отказе в назначении (с указанием причин отказа) выплаты разницы, посредством передачи SMS-оповещения на мобильный телефон заявителя, указанный в заявлении.

Далее НАО ГК «Правительство для граждан» взаимодействует с уполномоченными органами по части перечисления бюджетных средств.

Получив бюджетные средства, НАО ГК «Правительство для граждан» формирует платежные поручения с кодом назначения платежа 030 в соответствии с графиком выплаты и перечисляет суммы выплаты разницы на банковский счет получателя, открытый в банках второго уровня или организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, открытых на территории Республики Казахстан.

Примеры расчета государственной гарантии

Выплата государственной гарантии рассчитывается по формуле:

Сумма выплаты по государственной гарантии = сумма (ОПВ+ИПЦ) - сумма (НПФ), где:

  • ОПВ+ИПЦ – сумма взносов с учетом уровня инфляции;
  • НПФ – сумма пенсионных накоплений в АО ЕНПФ.

В случае если в фонде в результате инвестирования сумма накоплений оказалась больше суммы пенсионных взносов с учетом уровня инфляции, то государственная гарантия не положена.

Аскаров Азамат Арманович, 25.03.1960 г.р.

Момент права на пенсионные выплаты из АО ЕНПФ в связи с достижением пенсионного возраста – 25.09.2018 г.

На момент права – 25.09.2018 г. сумма обязательных пенсионных взносов (ОПВ) – 55 241,70 тенге.

Сумма ОПВ с учетом уровня инфляции (ОПВ+ИПЦ) – 161 714,57 тенге.

Сумма пенсионных накоплений в АО ЕНПФ с учетом инвестиционного дохода (НПФ) – 116 178,62 тенге.

Расчет суммы выплаты по государственной гарантии: сумма ОПВ+ИПЦ минус сумма НПФ - 161 714,57 - 116 178,62 = 45 535,95.

Итого сумма выплаты по государственной гарантии – 45 536 тенге.

Иванова Галина Сергеевна, 15.09.1957 г.р.

Момент права на пенсионные выплаты из АО ЕНПФ в связи с достижением пенсионного возраста – 15.09.2015 г.

На момент права – 15.09.2015 г. сумма обязательных пенсионных взносов (ОПВ) – 489 326,93 тенге.

Сумма ОПВ с учетом уровня инфляции (ОПВ+ИПЦ) – 577 889,53 тенге.

Сумма пенсионных накоплений в АО ЕНПФ с учетом инвестиционного дохода (НПФ) – 579 864,24 тенге.

Расчет суммы выплаты по государственной гарантии: сумма ОПВ+ИПЦ минус сумма НПФ - 577 889,53 - 579 864,24 = - 1 974,71, то есть, сумма выплаты по государственной гарантии не положена и уполномоченным органом выносится отказное решение.


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter



МОСКВА, 24 ноя – ПРАЙМ, Валерия Княгинина. Пенсионерам с 1 января 2021 года проиндексируют страховые пенсии на 6,3 процента, что почти вдвое выше прогнозируемой инфляции — 3,7-3,8 процента. Об этом "Парламентской газете" рассказала зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Сенатор рассказала об увеличении пенсий

Опрошенные "Прайм" эксперты не видят в этом ничего удивительного. Индексация пенсий — тема хайповая, и самое важное здесь сделать акцент на самоотверженности политиков, которые поднимают пенсии в финансово неспокойное время, причем на величину выше инфляции.

На самом же деле, повышение страховых пенсий на 6% и более в 2021 году было запланировано еще на этапе повышения пенсионного возраста в 2018-2019 году. В течение 6 лет пенсии должны увеличиваться в соответствии с принятым тогда пакетом законов. К 2024 году средняя страховая пенсия должна добраться до уровня 20 тысяч рублей.

Это значит, что все размеры индексаций пенсий на период 2019-2024 годы уже рассчитаны. По прогнозам, средняя пенсия в России в 2020 году должна составить 16,4 тысячи рублей, в 2021 году — почти 17,4 тысячи рублей и в 2022 году — около 18,3 тысячи рублей.

ВОЖДЕЛЕННАЯ ТЫСЯЧА

Как сообщается, средний размер индексации пенсий в 2021 году — 1000 рублей. На эту сумму могут рассчитывать только те, у кого уже сейчас в среднем ежемесячные выплаты превышают 16000 рублей. У остальных пенсионеров рост пенсии будет не таким значительным, так как индексация идет только от страховой части пенсии, а не всей суммы, объясняет доцент кафедры торгово-промышленной палаты РФ "Развитие человеческого капитала" РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Помоги себе сам. Парадоксы российских пенсий

Работающие же пенсионеры по-прежнему не могут рассчитывать на индексацию пенсии. Они могут получить только мизерную прибавку до 3 пенсионных баллов, стоимость которых в 2021 году составит 98 рублей 86 копеек, добавляет эксперт.

Индексация в январе обойдет тех пенсионеров, которые получают социальные пенсии, то есть не набрали нужного количества баллов до страховой, объясняет председатель правового центра защиты "Дело жизни" Иван Соловьев. Им индексация проводится 1 апреля на величину "прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера" – сейчас он составляет 2,6 %.

Январская индексация также не коснется инвалидов всех категорий и ветеранов боевых действий. Им повысят пенсию с 1 февраля, а надбавка будет зависеть от индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8%.

"Это льготные категории, они получают надбавки, исходя из размера своей пенсии. Размер пенсии у них такой же, а вот надбавки за январь им пересчитают и начнут выплачивать повышенные суммы с 1 февраля", — говорит юрист.

КОГДА ЖДАТЬ НОВЫХ ВЫПЛАТ

Впрочем, на индексацию сразу всем категориям граждан никто и не рассчитывал. Во-первых, это дорого, а во-вторых, пока такой задачи нет. "Инвалидам, ветеранам боевых действий могут проиндексировать пенсии, "дотянув" их до тех же величин, но позже", — считает старший аналитик ИАЦ "Альпари" Анна Бодрова.

Время выживать. Что будет с пенсиями после очередной реформы

В 2021 году инфляция ожидается в пределах 3,7-3,8%. Однако реальный уровень роста потребительских цен в России в моменте далеко даже не 4%, так как с начала этого года заметно подрожали и услуги, и продукты, и весь импорт. В итоге "набежало" порядка 8-10% инфляции, отмечает эксперт.

Она не видит никаких триггеров для улучшения экономической ситуации в первом квартале 2021 года. Рост цен может остаться на текущих уровнях, а значит индексация на 6,3%, или в среднем на 1000 рублей, вряд ли обогатит получателей страховых пенсий.

При этом эксперты не предвидят никаких других повышений в следующем году, кроме запланированных.

"Для этого пока нет серьезных причин — уровень официальной инфляции низкий, нет существенного снижения доходов", — говорит Иванова-Швец.

Но если ситуация выйдет из-под контроля, уровень жизни населения существенно упадет. Тогда есть шансы, что будут приняты новые меры поддержки пенсионеров в виде дополнительных выплат или индексаций, заключил Соловьев.


Надбавка за стаж, индексации пенсий, дополнительные выплаты — на какие дополнительные деньги могут рассчитывать некоторые категории российских пенсионеров.

Надбавка за стаж и другие дополнительные выплаты

Единовременную надбавку более семи тысяч рублей получат граждане, официальный трудовой стаж которых составляет тридцать и более лет. Надбавку в 25% от фиксированной части пенсии, но не менее 1420 рублей, получат также пенсионеры, постоянно проживающих в сельской местности.

Кроме того, единовременную выплату в размере трети от фиксированной части пенсии получат пенсионеры, содержащие троих иждивенцев (например, являющиеся опекунами несовершеннолетних внуков или недееспособных родственников).

Также на увеличенную пенсию с декабря могут рассчитывать граждане пенсионного возраста, являющиеся опекунами молодых людей, очно обучающихся в российских вузах. Набавка зависит от региона, в среднем это около двух тысяч рублей в месяц.

Кроме того, к Новому году в некоторых регионах надбавку или специальную социальную карту получат пенсионеры, пенсия которых ниже регионального прожиточного минимума. Деньгами с карты можно будет рассчитываться только за продуктовые наборы в специально отведенных для этого магазинах. Сумму на таких картах планируется сделать выше трех тысяч рублей, она будет начисляться ежемесячно.

Кроме того, на дополнительные выплаты смогут рассчитывать пенсионеры, которые переехали на постоянное место жительства в регионы, где размер региональной выплаты выше, чем в населенных пунктах, откуда они уехали.


Индексация пенсий

Индексация пенсий в России в настоящее время проводится только неработающим пенсионерам. Начиная с 2016 года (когда была заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам), эта категория граждан может рассчитывать только на небольшую ежегодную корректировку выплат, как правило, не превышающую двухсот рублей в месяц.

В Госдуме неоднократно поднимали вопрос о необходимости вернуть индексацию пенсий всем пенсионерам, но для работающих граждан пенсионного возраста такая мера в 2021 году бюджетом все еще не предусмотрена.

Однако официально работающие пенсионеры, которые решат завершить трудовую деятельность до наступления Нового года, уже в декабре начнут получать повышенную пенсию. Им будет проведена индексация за все пропущенные годы. Индексация в таких случаях, как правило, проводится автоматически. Уточнить, положена ли она, можно через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России или по горячей линии ПФР.

Кто еще получит выплаты

Единовременную выплату до 20 тысяч рублей получат в декабре некоторые пенсионеры Москвы. Выплата приурочена к 79-ой годовщине контрнаступления Красной Армии под Москвой в годы Великой Отечественной войны зимой 1941–1942 года. Выплата предназначена не всем пенсионерам, а только инвалидам и участникам войны, участникам обороны Москвы и труженикам тыла в период битвы за Москву — всего 6300 человек.

Выплаты на детей

Многие спрашивают, не предусмотрены ли в ближайшие время единовременные выплаты на всех детей в размере десять тысяч рублей, наподобие тех, которые россияне дважды получили летом. Хотя этот вопрос неоднократно поднимали в Госдуме, пока решение о такой выплате не принято, в бюджете деньги на это не запланированы.

В то же время все регионы уже получили из бюджета дополнительные деньги на выплаты малообеспеченным семьям с детьми, так что все россияне получат причитающуюся им материальную помощь вовремя.

Ранее депутат Госдумы Светлана Бессараб рассказала, кого в Новом году могут ждать дополнительные проверки в связи с тем, что, согласно публикациям СМИ, ПФР намерен проверить пенсионеров на предмет получения дополнительного дохода.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

В 2021 году правительство и профильные ведомства обещают россиянам повышение пенсий и пособий. Проект бюджета ПФР предусматривает процент индексации, уже прописанный в законе.

Сегодня в этой статье подробно, с учетом последних новостей, расскажем, когда будет повышение пенсий неработающим пенсионерам в России в 2021 году, какая индексация страховых пенсий всех видов (по старости, инвалидности и потере кормильца), социальных и государственных пенсий ожидается, кому и на сколько процентов повысят пенсии с 1 января.

Повышение пенсий и доплат к пенсионному обеспечению в 2021 году

Для большинства российских пенсионеров с 1 января 2021 г. увеличится пенсия. Повышение коснется получателей страховой пенсии, ряда военных пенсионеров, а также граждан, получающих социальную доплату до прожиточного минимума (фактически получателей минимальной пенсии). Увеличение пенсий произведут в автоматическом режиме, обращаться самостоятельно за прибавкой для перерасчета выплат не потребуется.

Кому повысят пенсии с 1 января 2021 года в России и на сколько

В первую очередь, повышение с 1 января 2021 года коснется получателей страховой пенсии всех видов — по старости, инвалидности и случаю потери кормильца. Для этой категории пенсионеров произведут плановую индексацию на 6,3%. Прибавку назначат пропорционально текущему размеру выплат: чем выше нынешняя пенсия, тем больше будет сумма прибавки, и наоборот. Относительно среднего размера пенсионного обеспечения в России прибавка составит около 1 тыс. руб.

Также прибавку от индексации на 6,3% назначат военным пенсионерам, оформившим страховую пенсию, как вторую выплату по линии ПФР. Такое обеспечение полагается за стаж, выработанный «на гражданке».

Следующая категория граждан, которая получит прибавку с 1 января 2021 г., это пенсионеры, получающие социальную доплату до величины прожиточного минимума. Коснется это изменение всех видов пенсии — страховых, социальных, а также государственного пенсионного обеспечения. Прибавку произведут за счет установления новых значений прожиточного минимума в субъектах РФ на 2021 год. Размер прибавки в этом случае зависит от того, на сколько увеличится прожиточный минимум в регионе проживания пенсионера относительно норматива в 2020 г.

Индексация пенсии неработающим пенсионерам (для тех кто уже на пенсии) в 2021 году в России: последние новости

С 1 января 2021 г. страховая пенсия неработающих пенсионеров увеличится в результате плановой индексации. Такое повышение уже закреплено в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. и составит 6,3%. Так как повышение будет произведено не на фиксированную сумму, а на определенный процент, величина прибавки будет определяться индивидуально.

Можно заранее самостоятельно рассчитать, на сколько вырастет пенсия с 1 января. Для этого нужно умножить нынешний размер выплаты на 1,063. При этом умножать на этот индекс нужно только сумму пенсионного обеспечения (без ЕДВ, компенсации за коммунальные услуги, социальной доплаты и так далее).

Например, для граждан, которые получают выплату в 15000 рублей, с 1 января пенсионное обеспечение вырастет до 15000 × 1,063 = 15945 руб. То есть прибавка с 01.01.2021 г. составит 945 рублей.

Для наглядности приведем таблицу, как изменится пенсионное обеспечение с 01.01.2021 г. в зависимости от его величины в предыдущем 2020 г.:

Размер пенсии в рублях
в 2020 году после индексации с 01.01.2021 г. на 6,3%
8 000 8 504
9 000 9 567
10 000 10 630
11 000 11 693
12 000 12 756
13 000 13 819
14 000 14 882
15 000 15 945
16 000 17 008
17 000 18 071
18 000 19 134
19 000 20 197
20 000 21 260

Также в рамках плановой январской индексации изменятся два основных параметра, входящих в формулу расчета пенсии:

  • стоимость одного пенсионного коэффициента вырастет с 93,00 до 98,86 руб.;
  • величина фиксированной выплаты увеличится с 5686,25 до 6044,48 руб.

Одновременно с процедурой увеличения размера фиксированной выплаты будут пересчитаны доплаты к пенсии, исчисляемые в процентах от величины базовой величины ФВ. Это касается, к примеру, надбавок за нетрудоспособных родственников, за северный стаж, стаж в сельском хозяйстве и так далее.

Нужно отметить, что индексация проводится только в отношении неработающих пенсионеров. Для работающих граждан в 2021 году продолжит действовать мораторий на индексацию, из-за чего страховые пенсии в январе не увеличатся. Единственный вид прибавки, который ожидается в 2021 г. для трудоустроенных граждан, это доплата в результате перерасчета за стаж в августе. Сумма прибавки будет определяться индивидуально, но не превысит 279 рублей.

Увеличение доплат к страховому пенсионному обеспечению

Получатели страховой пенсии имеют право на ряд доплат, исчисляемых от величины фиксированной выплаты. Все они перечислены в статье 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.

При этом одновременно с ежегодной индексацией величины фиксированной выплаты пересчитываются и суммы назначенных пенсионеру надбавок. Так с 1 января 2021 г. размеры доплат вырастут на 6,3% вслед за индексацией ФВ.

Суммы изменятся следующим образом:

Вид доплаты Размер в рублях
до 31.12.2020 с 01.01.2021
Пенсионерам старше 80 лет 5686,25 6044,48
За иждивенцев (за каждого, но не более трех) 1895,42 2014,83
За северный стаж за 15 лет на Крайнем Севере 2843,13 3022,24
за 20 лет в районах, приравненных к КС 1895,42 2014,83
За 30 лет страхового стажа в сельском хозяйстве 1424,56 1511,12

Перерасчет с 01.01.2021 г. произведут в автоматическом режиме, обращаться лично в ПФР не требуется.

Напомним, что для работающих пенсионеров фиксированная выплата не индексируется. Следовательно, и размеры назначенных доплат для этой категории граждан с 1 января 2021 г. не изменяются. Повышение в соответствии с актуальной величиной ФВ произведут только после увольнения.

Военная пенсия с 1 января 2021 года

Прибавку в январе получат военные пенсионеры и бывшие сотрудники МВД, Росгвардии, ФСИН и других ведомств, оформившие вторую пенсию по линии ПФР — страховую по старости. Напомним, что такие выплаты получают граждане, достигшие пенсионного возраста (по новому закону это 60 лет для женщин и 65 для мужчин) и выработавшие достаточный стаж по гражданской профессии. Индексация страховой пенсии на 6,3%, которая пройдет с 1 января 2021 г., коснется и военных пенсионеров, получающих такой вид обеспечения.

Стоит отметить, что для военных пенсионеров, продолжающих работать, выплаты по линии ПФР с 1 января не увеличатся. Но после их увольнения пенсионное обеспечение пересчитают и увеличат в соответствии со всеми пропущенными индексациями.

В отношении военных пенсий по выслуге или по инвалидности с 1 января 2021 года не предусмотрено никаких изменений.

  • Повышение такого вида выплат запланировано только на 1 октября 2021 г. Их планируют повысить в соответствии с инфляцией 2021 года — примерно на 3,7%.
  • По поводу изменения понижающего коэффициента, применяемого при расчете военной пенсии, никаких изменений не запланировано. Правительство планирует сохранить его величину 0,7368 на протяжении всего 2021 г. Напомним, что в таком размере ПК применяется с 1 октября 2019 г.

Повышение минимальной пенсии в 2021 году

По закону неработающие российские пенсионеры не могут получать выплаты меньше величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ для пенсионеров. А если начисленная пенсия составляет меньше регионального ПМП, назначается социальная доплата до этой суммы. Фактически получается, что величина регионального ПМП является минимальной пенсией для неработающих граждан, проживающих в конкретном субъекте РФ.

Ежегодно с 1 января в субъектах РФ устанавливают новые нормативы прожиточного минимума для пенсионеров на текущий год. В связи с этим пересчитывается величина социальной доплаты и увеличивается материальное обеспечение неработающих пенсионеров.

В качестве примера можно привести несколько субъектов РФ, в которых уже утвердили значения ПМП на 2021 г.:

  • В Челябинской области величина прожиточного минимума для пенсионеров на 2021 год установлена в размере 9282 руб. Относительно норматива на 2020 год повышение составляет 591 руб.
  • В Орловской области прожиточный минимум в 2021 году составит 8917 руб. В 2020 г. малообеспеченным пенсионерам доплачивали до суммы в 8747 руб.
  • В Астраханской области минимальная пенсия в 2021 году составит 9118 руб. На 2020 г. ПМП в этом регионе установлен в размере 8969 руб.

Стоит отметить, что в некоторых субъектах РФ значение прожиточного минимума пенсионера на 2021 г. не изменили. Соответственно, повышение пенсий для граждан, проживающих в этих регионах, произойдет только в результате плановых индексаций. К примеру, это касается жителей Пензенской области, Республики Мордовия и других регионов. Размеры минимальной пенсии по всем регионам РФ можно посмотреть в таблице на 2021 г..

Повышение социальных и государственных пенсий в 2021 году

Повышение размера социальной пенсии осуществляется в соответствии с индексом роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Такое повышение проводят ежегодно с 1 апреля как для неработающих, так и для работающих пенсионеров. Одновременно с этим повышением увеличиваются и государственные пенсии, размер которых устанавливается в процентах от величины социальной пенсии.

Индексация социальных и государственных пенсий с 1 апреля 2021 года пройдет в соответствии с индексом роста прожиточного минимума пенсионера за 2020 год.

  • По предварительным расчетам Минэкономразвития, за 2020 г. ПМП вырастет на 2,6% — с 9002 до 9236 рублей, поэтому и индексация пенсий предварительно составит 2,6%.
  • Когда станет известен точный индекс роста прожиточного минимума, Правительство РФ законодательно утвердит индексацию соцпенсии в соответствии с этим индексом. Обычно это происходит в течение марта.

Напомним, что согласно статье 18 закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., социальная пенсия устанавливается в фиксированном размере в зависимости от категории получателя выплаты. И именно эти фиксированные суммы подлежат индексации с 1 апреля.

В таблице далее указаны суммы социальные пенсии до и после повышения на 2,6% с 1 апреля 2021 года (согласно предварительным расчетам Правительства):

Получатели выплаты Размер в рублях Величина прибавки в рублях
до 01.04.2021 с 01.04.2021
По старости 5606,17 5751,93 145,76
По инвалидности инвалидам 3 группы 4765,27 4889,17 123,90
инвалидам 2 группы 5606,17 5751,93 145,76
инвалидам 1 группы и инвалидам с детства 2 группы 11212,36 11503,88 291,52
инвалидам 1 группы с детства и детям-инвалидам 13454,64 13804,46 349,82
По потере кормильца потерявшим обоих кормильцев либо одинокую мать 5606,17 5751,93 145,76
потерявшим одного кормильца 11212,36 11503,88 291,52

Когда будет подписано Постановление Правительства об утверждении точного процента индексации социальной пенсии, значения в представленной таблице будут скорректированы.

Индексация ЕДВ и других социальных выплат ПФР в 2021 году

Индексация социальных выплат Пенсионного фонда (в частности, ЕДВ, НСУ, пособия на погребение и т.д.) осуществляется ежегодно с 1 февраля. Размеры этих выплат увеличивают в соответствии с инфляцией предыдущего года, то есть в 2021 году повысят согласно индексу роста потребительских цен (ИПЦ) в 2020-ом.

По прогнозу Минэкономразвития, ИПЦ в 2020 году составит около 4%. Соответственно, и социальные выплаты Пенсионного фонда с 1 февраля 2021 г. увеличат на 4%. С учетом этого индекса, размеры некоторых предусмотренных выплат изменятся следующим образом:

Вид социальной выплатыРазмер в рублях
до 1 февраля 2021с 1 февраля 2021
ЕДВинвалидам 1 группы3896,434052,29
инвалидам 2 группы2782,672893,98
инвалидам 3 группы2227,552316,65
детям-инвалидам2782,672893,98
ветеранам боевых действий3062,003184,48
инвалидам в результате аварии на Чернобыльской АЭС2782,672893,98
инвалидам войны5565,325787,93
Набор социальных услуг (НСУ)1155,061201,26
Пособие на погребение6124,876369,86
  • Обычно Правительство РФ утверждает порядок увеличения социальных выплат в течение января, когда Росстат сообщает окончательные данные по расчетам инфляции за прошедший год.
  • Когда Постановлением Правительства будет утвержден точный процент индексации соцвыплат в 2021 г., данные в представленной таблице будут скорректированы.

Подведем итоги

Главные изменения, ожидающие пенсионеров с 1 января 2021 г., представлены ниже:

Индексация

  • Индексация страховой пенсии составляет 6,3% и касается неработающих пенсионеров, получающих выплаты по старости, инвалидности и потере кормильца.

Размер пенсии

  • Среднегодовой размер страховой пенсии – 16245,80 руб. (в 2020 году было 15457,18 руб.);
  • Среднегодовой размер страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров – 17406,05 руб. (в 2020 году было 16470,15 руб).

Фиксированная выплата к страховой пенсии

  • Пенсионерам старше 80 лет и инвалидам 1 гр. – 12088,96 руб.
  • Пенсионерам по старости и инвалидам 2 гр. – 6044,48 руб.
  • Инвалидам 3 гр. и потерявшим кормильца – 2022, 24 руб.

Пенсионный коэффициент

  • Стоимость 1 пенсионного коэффициента (балла) составляет 98,86 руб.

Читайте также: