Договора на оказание услуг пенсионного фонда

Организации и индивидуальные предприниматели в процессе своей хозяйственной деятельности регулярно взаимодействуют с различными государственными органами. Это в полной мере относится к работе с Пенсионным фондом России (ПФР). Объем взаимодействия в данном случае напрямую зависит от количества занятых сотрудников.

Ранее все необходимые отчеты и документы подавались в ПФР в бумажном виде с практически обязательным посещением отделения внебюджетного фонда сотрудниками бухгалтерии. Однако на сегодняшний день такая необходимость практически отпала, поскольку существует возможность наладить электронный документооборот между организацией и Пенсионным фондом, что крайне удобно как для работников бухгалтерии, так и для сотрудников самого ПФР.

Бесплатно по России

В статье расскажем, что такое соглашение об электронном документообороте с ПФР, как выглядит бланк документа и как можно оформить его.

Общая информация

Установлено, что все предприятия, которые имеют в штате наемных сотрудников, а также работают с физическими лицами на основании гражданско-правовых договоров, обязаны предоставлять в 2020 году следующие виды отчетности:

  • СЗВ-М;
  • СЗВ-стаж;

При этом взаимодействие с ПФР не ограничивается лишь подачей вышеуказанных форм.

Чтобы снизить нагрузку на организации и упростить порядок отчетности, Пенсионный фонд России предлагает перейти на электронную сдачу отчетности.

Для осуществления перехода необходимо подать соответствующие документы в адрес ПФР. Среди них следует выделить соглашение об электронном документообороте. Оно представляет собой юридически значимый документ, который определяет технические условия обмена электронными документами, права и обязанности сторон, а также устанавливает ответственность за ненадлежащее исполнения этих обязанностей.

Данный документ является обязательным для подписания любым лицом, которое планирует осуществлять обмен электронными документами с Пенсионным фондом России в процессе своей хозяйственной деятельности.

Как оформить соглашение

Порядок подключения к дистанционному документообороту устанавливается в соответствии с регламентом.

Так, в первую очередь, направляется заявление о подключении к электронному документообороту. Его форму можно скачать на сайте Пенсионного фонда.

В заявление необходимо внести следующие сведения:

  • наименование органа, куда подается заявление;
  • дату, с которой планируется подключение к системе электронного документооборота;
  • наименование, ИНН, КПП страхователя, а также его номер в системе;
  • информацию о банке, в котором у страхователя открыт расчетный счет;
  • среднесписочную численность сотрудников.

В специальном поле указывается информация об удостоверяющем центре, посредством обеспечения которого и будет осуществляться документооборот:

  • наименование центра;
  • юридический адрес;
  • наименование средства криптозащиты информации (данные сведения можно получить у сотрудников удостоверяющего центра).

Заявление удостоверяется подписью руководителя и печатью страхователя, после чего подается в Пенсионный фонд в трех экземплярах.

Кроме этого, необходимо заполнить и само соглашение. В нем в обязательном порядке прописывается дата и место его заключения. Кроме этого, указывается наименование органа фонда и организации, которая планирует вести электронный документооборот с внебюджетным фондом.

Соглашение представляет собой текстовый документ, каждая страница которого подписывается его сторонами. Раздел «Юридические адреса и реквизиты сторон» требует внимательности при его заполнении.

Так, страхователь вносит следующие сведения о себе:

  • наименование;
  • адрес;
  • телефон (факс при наличии);
  • наименование банка обслуживания;
  • расчетный счет в банке обслуживания;
  • регистрационный номер;
  • ИНН/КПП.

После этого соглашение подписывается руководителем организации или уполномоченным на то лицом. Подпись заверяется печатью.

Соглашение составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из его сторон.

После направления бумаг следует ожидать подписания их со стороны Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд вправе оставить заявление без удовлетворения в случае наличия ошибок в подаваемых документах или если договор заключен с удостоверяющим центром, у которого отсутствует аккредитация.

Как только организация получила подписанный представителем ПФР экземпляр соглашения можно начинать настройку программного обеспечения для осуществления документооборота.

Если организация решила сменить удостоверяющий центр, то об этом необходимо проинформировать внебюджетный фонд, который предложит перезаключить соответствующее соглашение.

Образец заявление в ПФР о подключении к электронному документообороту:


Как отправлять отчеты после подписания документов

После оформления необходимых документов организации вправе подавать отчеты. Для этого используются специальные инструменты и системы удостоверяющих центров.

Так, отчетность подается за подписью сертификата ЭЦП. Как правило, электронную подпись проставляет руководитель организации. Однако соответствующее право может быть предоставлено и главному бухгалтеру, на которого должен быть оформлен сертификат ЭЦП. Кроме этого, если отчетность будет подписана не руководителем, а сотрудником, то к соглашению между ПФР и организацией в обязательном порядке должна быть приложена доверенность.

Удостоверяющих центров довольно много и организация вправе выбрать любой из них, который имеет соответствующую аккредитацию. Среди них особо следует выделить систему СБИС, предпочтение которой отдали десятки тысяч пользователей.

При помощи системы СБИС организации могут формировать и подавать документы электронной отчетности в любые государственные органы, в том числе и в Пенсионный фонд.

В данной системе реализованы следующие возможности:

  • подача отчетов по установленным формам;
  • оформление пенсии сотрудникам;
  • отправка писем в ПФР;
  • сверка данных с ПФР.

Интересное видео

Важная информация об электронном документообороте в видео:

Заключение

Чтобы оптимизировать процедуру сдачи отчетности и иных документов в Пенсионный фонд, на практике активно применяется ЭДО между ПФР и организациями.

Для получения возможности отправки электронных документов юридическому лицу или предпринимателю необходимо подать заявление и заключить соглашение с внебюджетным фондом. Только после этого станет возможен дистанционный документооборот, осуществляемый посредством соответствующих систем телекоммуникационной связи.

Я ИП, владелец кофейни. У меня два работника. Могу ли я заключить с ними договор, который не требует отчислений в ПФ?

Кто может составить такой договор и надо ли его заверять?

Ответы юристов ( 5 )


Я ИП, владелец кофейни. У меня два работника. Могу ли я заключить с ними договор, который не требует отчислений в ПФ?

Если вы о договоре, который регулирует их деятельность в кофейне, то нет. В любом случае такой договор будет облагаться обзятельными платежами.

Это может быть трудовой договор или договор об оказании услуг. Но и в том и в другом случае налогообложение таких выплат почти одинаковое: нужно удерживать НДФЛ 13% и уплачивать взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.


Я ИП, владелец кофейни. У меня два работника. Могу ли я заключить с ними договор, который не требует отчислений в ПФ?

Юлия, добрый день! Отчисления в ПФ требуют как трудовые договоры так и договоры гражданско-правовые

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):
1) в рамках трудовых отношенийи по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

для ГПХ исключения только в плане платежей в соцстрах согласно ст. 422 НК

3. В базу для исчисления страховых взносов помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются:

2) в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера,

но если фактически имеют место трудовые отношение при наличии заключенного ГПХ они могут быть переквалифицированы в трудовые со всеми вытекающими доначислениями и адм. штрафами

по поводу высказанной идеи о заключении ГПХ с работниками после того, как они зарегистрируются в качестве ИП. Даже если на это кто то пойдет то следить за отчетностью по факту придется Вам как лицу, заинтересованному в том, чтобы данный фактически трудовые отношения не вскрылись т.к. достаточно будет жалобы в трудовую или налоговую, судебная практика вполне устоялась в этом плане в том числе на уровне ВС, тут больше мороки чем пользы будет в такой ситуации и без каких либо гарантий, типичный пример судебной практики

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф02-5659/2016 по делу N А58-547/2016

В ходе рассмотрения дела на основании анализа условий заключенных между обществом и индивидуальными предпринимателями договоров возмездного оказания услуг, а также свидетельскими показаниями расчетами вознаграждения, иными представленными в материалы дела доказательствами судами установлено, что заключенные обществом и предпринимателями договоры оказания услуг были направлены на обеспечение деятельности общества в соответствии с его основным видом деятельности, учитывая, что в штате организации имеется только один сотрудник (директор), договоры предусматривают систематическое исполнение услуг с их регулярной оплатой первого числа следующего за месяцем оказания услуг, предмет договоров содержит четкое указание на специальности и профессии — бухгалтер, кассир, менеджер-логист, а также конкретный вид поручаемой работнику деятельности — прием, сортировка, хранение, отгрузка лома металлов, на бухгалтера, кассира, логиста (кассира), бригадира, слесаря возложена материальная ответственность за недостачу вверенного им имущества, а также за ущерб, возникший у заказчика в результате возмещения им ущерба иными лицами, во всех договорах возмездного оказания услуг предусмотрено условие об оказании услуг лично, обществом, как стороной договора, потреблялся личный труд физических лиц, все заключенные обществом договоры носили не разовый, а систематический характер: все договоры с физическими лицами заключались на календарный год или до окончания календарного года. По окончании календарного года или в начале года все договоры перезаключались в виде заключения идентичного или аналогичного договора. Привлеченные обществом по договорам возмездного оказания услуг физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, на протяжении продолжительного периода времени, ежедневно (кроме воскресенья) оказывали свои услуги в течение полного рабочего дня в соответствии с графиком приема лома металлов с 09.00. до 18.00, с перерывом на обед с 13.00. по 14.00. При этом, оставить рабочее место возможно при уведомлении руководства общества. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что предприниматели обязаны были соблюдать график работы общества. Для ведения предпринимательской деятельности в сфере переработке лома металла обществом приобретено и рабочие места лиц, оказывающих соответствующие услуги, оборудованы необходимой офисной техникой, программным обеспечением, также.Привлеченные обществом индивидуальные предприниматели в своей деятельности пользуются принадлежащими обществу помещениями, оборудованием, инструментами, техникой и т.п. безвозмездно. Условием заключения договоров возмездного оказания услуг с привлекаемыми к деятельности общества физическими лицами являлась их регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей. При прекращении отношений оказания услуг обществу индивидуальные предприниматели прекращали свою предпринимательскую деятельность и снялись с регистрационного учета.
Все индивидуальные предприниматели применяют упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» согласно заявлениям, поданным ими в месяц регистрации в качестве ИП.
В ходе проверки налоговым органом также установлено, что декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2011, 2012, 2013 годы за индивидуальных предпринимателей представлялись в налоговый орган централизованно по телекоммуникационным каналам в один период по доверенностям предпринимателей Обществом за подписью законного представителя общества Жабина О.В. В декларациях по УСН объект «доходы», в основном, соответствуют сумме доходов, полученных от общества.

Определением Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 302-КГ17-382 отказано в передаче дела N А58-547/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.


Вы можете предложить своим работникам зарегистрироваться в качестве ИП. Вы можете заключить договоры на оказание услуг с работниками в качестве ИП.

В соответствии с законом, работодатель обязан производить отчисления в пенсионный фонд по заключенным трудовым договорам, договорам на оказание услуг с физическими лицами.


Здравствуйте, Юлия! Если Вы на законном основании хотите иметь работников на работе, то основному — трудовому договору обязаны платить 13 % налог и отчисления в ПФ и Фонд обязательного медицинского страхования и даже по договору об оказании услуг они (отчисления ) так же обязательны. Иной договор в данном случае не уместен, так как в этих отношениях присутствует трудовой процесс.

Рад был Вам помочь! Удачи Вам во всех Ваших начинаниях и защите Ваших прав!


Работодатель обязан оплатить страховые взносы за своих работников.

НК РФ Статья 420. Объект обложения страховыми взносами

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
КС РФ: Вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии облагается взносами как выплаты по гражданско-правовым договорам >>>

Консультация: По каким гражданско-правовым договорам и как начисляются страховые взносы >>>

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных вподпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).
3. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225Гражданского кодекса Российской Федерации, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных вподпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
6. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса.
7. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association) и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018» и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральнымзаконом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проводимых в Российской Федерации.

Т. Пугачева, главный специалист - юрист Отделения Пенсионного фонда России по г. Москве.

Как известно, несоответствие различных нормативных актов законодательству, противоречия между старыми и новыми нормативными актами и новых актов между собой в большой мере затрудняют работу организаций, призванных применять на практике действующее законодательство.

Рассмотрим это на примере начисления и уплаты организациями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые регулируются в основном следующими нормативными актами: Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России, утвержденный Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-I, Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд России, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 года N 153, а также Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1995 года N 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год", Федеральный закон от 8 июля 1996 года N 88-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год", Федеральный закон от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд России. на 1997 год".

При внимательном изучении этих актов можно достаточно четко рассмотреть некоторые коллизии.

Так, мы видим, что в ст. 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд России , . на 1996 год" установлен "тариф страховых взносов в ПФР в процентном отношении к выплатам, начисленным работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения".

Здесь (как и везде) слово "включая" означает, что данный перечень, конкретизирующий некоторые из всех оснований, отнюдь не является исчерпывающим, так как употребление слова "все" определяет ничем не ограниченное, то есть без изъятий, множество оснований, которое не нуждается, строго говоря, в дополнениях, уточнениях и т.п. Следовательно, различные исключения из этого множества, определенного Законом, могут быть сделаны лишь на основании Закона и только Закона!

Надо заметить, что норма с подобным содержанием существовала и ранее - в Постановлении Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 года N 5357-I "О тарифах страховых взносов в ПФР, . на второе полугодие 1993 года" и аналогичных последующих нормативных актах (только с использованием другого выражения - "в том числе") и так же плавно перешла, почти не меняясь, в Закон "О тарифах. ", видимо, по традиции.

Иными словами, руководствуясь данной нормой, следует начислять страховые взносы со всех выплат (начисленных работникам в виде оплаты труда) по всем основаниям, не исключая договоры подряда и поручения.

Попутно можно отметить, что, не меняя смысла, для простоты выражения словосочетание "выплата в виде оплаты труда по всем основаниям" можно без какого-либо ущерба заменить на более короткое - "оплата труда в любом виде", поскольку труд любого вида как раз и служит тем единственным основанием, способным придать выплате вид оплаты труда.

Далее. В той же ст. 1 рассматриваемого Закона определено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утверждаются Правительством РФ. Если предположить, что речь здесь идет о выплатах в виде оплаты труда по всем основаниям, мы увидим явное противоречие между нормами в рамках одной и той же статьи Закона. А именно: с одной стороны, Закон устанавливает множество оснований (все основания без исключения), которые могут повлечь за собой выплаты в виде оплаты труда работникам, с другой - Закон предусматривает, что сам он указанное множество не определяет, а устанавливает его правительство, то есть Закон противоречит сам себе, утверждая взаимоисключающие положения. Отсюда следует, что наше предположение было бы неверным.

Тогда напрашивается вывод или второе предположение о том, что указанное в части шестой ст. 1 множество видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы, никак не коррелирует с указанным в части первой той же статьи множеством выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, и они (эти множества), говоря математическим языком, не пересекаются. В этом случае никакой коллизии между нормами данной статьи не наблюдается, и Правительство РФ будет, как ему и положено, конкретизировать своим перечнем лишь выплаты, не принимающие вид оплаты труда.

Если же выплата, не попадающая, на первый взгляд, в разряд выплат в виде оплаты труда, также не будет указана и в Перечне, то для решения вопроса, начислять или не начислять страховые взносы в ПФР, необходимо, видимо, определить: есть ли основания считать данную выплату оплатой труда, то есть был ли затрачен труд по договору, по которому произведена выплата?

Совершенно очевидно, что ни у кого не возникает сомнений, следует ли начислять страховые взносы в ПФР с выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда, основанием для которых послужил трудовой договор. Но так как основание по Закону может быть любым, выплата (в виде оплаты труда) по любому договору, в том числе и договору гражданско - правового характера, причем любому, требует таких же отчислений.

Вообще, как известно, различие по предмету договора между трудовым договором и договором гражданско - правового характера состоит в том, что предметом трудового договора является исполнение конкретной трудовой функции, а предметом гражданско - правового договора служит с точки зрения физических затрат исполнителя результат труда. В обоих случаях речь идет об оплате труда и в рассматриваемом Законе "О тарифах. ", как и ранее, законодатель справедливо определил, что данное отличие не играет роли для начисления страховых взносов и, следовательно, исчисления пенсий.

Поскольку предметом различных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом, может быть результат, получаемый не иначе как в процессе целесообразной деятельности, направленной на видоизменение природы, что является трудом по определению, соответственно вознаграждения (части вознаграждений) по таким договорам относятся к видам оплаты именно труда, с которых непременно начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, как того и требует указанный Закон.

Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика (устоявшаяся до введения в действие части второй ГК РФ). Например, договор перевозки, заключенный между организацией и гражданином-предпринимателем, арбитражный суд классифицировал как "договор подрядного вида на выполнение работы по оказанию транспортных услуг", то есть арбитражным судом тоже признается, что для выполнения услуги требуется определенная работа (труд).

Кроме того, при рассмотрении иска ТОО "Эпос" к ОПФР по Костромской области о возврате суммы страховых взносов и штрафных санкций, начисленных на вознаграждение по договору на оказание возмездных услуг, арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении исковых требований. Между ТОО "Эпос" и предпринимателем был заключен договор, согласно которому предприниматель оказывал консультативные услуги по правовым и экономическим вопросам. Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел оснований для отмены указанного решения.

Арбитражный суд Владимирской области отказал в иске ТОО "Принц" к ОПФР по Владимирской области о возврате сумм страховых взносов, начисленных на вознаграждения, выплаченные предпринимателям по договорам на оказание маркетинговых, бухгалтерских, информационных, автотранспортных услуг.

Аналогично и в "Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552, предусмотрено, что оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско - правового характера включается в состав затрат на оплату труда. В тексте данного Положения продукция приравнивается к работе и к услугам. Ведь действительно, оказание услуг для лица, их выполняющего, означает производство определенных работ.

А что же тогда собственно изменилось в связи с введением в действие части второй ГК в отношении определения работы (труда) и оплаты труда? Да ровным счетом ничего, поскольку новый ГК, как и прежний, не оперирует понятиями труда и его оплаты и вовсе не регулирует трудовые или пенсионные отношения.

Новое же то, что в Гражданском кодексе изменился (расширен) перечень видов договоров. Однако можно заметить, что этот перечень не является исчерпывающим. Статья 8 ГК гласит, что "гражданские права и обязанности возникают. из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему".

Поэтому нельзя сказать, что договор возмездного оказания услуг, заключенный, к примеру, в марте 1994 года, качественно отличается от договора оказания таких же услуг от марта 1996 года. Ведь и ранее, до введения в действие части первой Гражданского кодекса (до 1 января 1995 года), ст. 4 Основ гражданского законодательства содержала практически те же положения, что и упомянутая ст. 8 ГК.

Но изменения в названии отнюдь не означают перемены сути договоров гражданско - правового характера. И предметом некоторых по-прежнему выступает некий результат, который, несмотря на нововведения, можно достичь не иначе как посредством деятельности (действий), которая все также имеет право называться трудом.

В Перечне же выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 года N 153, в результате нового стилистического решения (но в нарушение сложившейся традиции) список договоров, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, из неисчерпывающего вдруг трансформировался в исчерпывающий. То есть этот перечень ограничивает действие указанного Закона в части взимания страховых взносов с выплат по некоторым договорам гражданско - правового характера. Но данный акт в этой части издан Правительством Российской Федерации явно с превышением своих полномочий, так как он изменяет круг оснований, определенный Законом и не подлежащий по этому Закону изменению со стороны правительства.

Данную коллизию действующих нормативных актов можно разрешить обычным путем, а именно: выбрать тот нормативный акт, который должен быть применен. Как правило, таким актом становится либо более поздний, либо принятый вышестоящим органом. Так как указанный Перечень - подзаконный акт, он, следовательно, не подлежит применению в той части, которая противоречит Закону или сужает сферу его действия.

Можно, конечно, пойти и другим путем, то есть попытаться дать логическое, теоретическое и научное обоснование подобному решению правительства. Например, провести обоснованное разграничение между договорами гражданско - правового характера (кроме подряда и поручения), для получения результатов которых необходим труд (к таким договорам относятся договоры возмездного оказания услуг), и договорами непосредственно подряда и поручения.

Явное отличие, например, договора подряда от договора оказания услуг в том, что результат работы по договору оказания услуг не овеществлен, а результатом работы по договору подряда служит вещь. Это основное отличие, из которого вытекают все остальные.

Отличие договора поручения от договора оказания услуг состоит в том, что предметом договора поручения являются исключительно юридические действия, а предметом договора оказания услуг - любые действия (или деятельность).

Однако разграничения договоров по таким принципиальным отличиям могут представлять интерес в области изучения отрасли права, не относящейся к трудовым или пенсионным отношениям, так как основным критерием назначения пенсии является труд и его результаты и нигде в законодательстве не уточняется, что результаты деятельности должны быть сугубо вещественными и только тогда эту деятельность (действия) правомерно будет назвать трудом.

Такой подход к проблеме выяснения природы труда и его оплаты может быть назван (по аналогии с названием течения в философии XIX века) вульгарным материализмом в теории труда или, по терминологии Маркса, разновидностью товарно - вещевого фетишизма.

И к тому же данный акт (Постановление N 153) противоречит

ст. 19 Конституции РФ, поскольку ограничивает права граждан (в частности, право на получение пенсии в соответствии с Законом "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в преамбуле которого как раз и утверждается, что основным критерием пенсии является труд и его результаты) по профессиональному признаку, так как не признает оплатой за труд вознаграждение, получаемое гражданином за выполнение определенных видов услуг, то есть вообще не считает за труд оказание услуг (ветеринаров, врачей, например), в результате выполнения которых не появляется ничего вещественного.

Итак, как выяснилось, ни Закон "О тарифах. ", ни иные из перечисленных законов не акцентируют внимание на различии в труде по степени овеществленности результатов труда.

Поэтому вполне обоснованным и законным следует считать начисление страховых взносов в Пенсионный фонд (и с 1 марта 1996 года) с сумм выплат, имеющих основанием любые затраты труда, по любому договору, с любым гражданско - правовым характером, если для выполнения его условий в самом деле был затрачен хоть какой-нибудь труд. В противном случае перевод всех рабочих и служащих на отношения по договорам оказания услуг, на который так прозрачно намекает Постановление N 153, создает прекрасную возможность для ухода от налогообложения.

В итоге предприятиям и Пенсионному фонду, который к тому же призван служить гарантом выполнения известных положений Конституции Российской Федерации, во избежание взаимных обид исключительно важно правильно понимать применение на практике всех имеющихся нормативных актов, регулирующих отношения между Пенсионным фондом и организациями, и не допускать использования нормативных актов, изданных с превышением полномочий.

Ведь при судебном разбирательстве разногласий, касающихся затронутой темы, арбитражный суд вынужден будет применять норму ч. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса, гласящую: "Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом".

Новый Федеральный закон от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в ПФР. на 1997 год", введенный в действие с 1 января 1997 года, содержит неисчерпывающий, как всегда, перечень выплат (ст. 1). И это представляется правильным, потому что невозможно предусмотреть и перечислить абсолютно все основания для оплаты труда. На этот раз в перечень включены "вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг". Такое прямое указание в новом Законе, возможно, будет весьма убедительным даже для сомневающихся.


Нередко организации привлекают к выполнению работ (оказанию услуг) физических лиц по гражданско–правовым договорам. Оформление гражданско – правовых, а не трудовых отношений, имеет свои преимущества, особенно в ситуации, когда речь идет о разовых работах. Однако, гражданско-правовой договор не освобождает организацию от перечисления взносов Пенсионный фонд РФ.

Согласно требованиям Закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Исключение составляют выплаты в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающиеся частной практикой, и иных лиц, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Данное правило действует, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 1 ст. 7 п. 2 ч.1 ст. 5 Закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.).

Отдельные требования установлены для выплат в пользу иностранцев, получающих доход за рубежом.



При заключении гражданско – правового договора организацией от физического лица должны быть истребованы документы, необходимые для осуществления выплат по договору: паспортные данные, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции (со сведениями о ИНН), копии банковских документов с реквизитами для перечисления выплат, и главное – свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка со страховым номером).



Если физическое лицо – исполнитель по договору не оформило свидетельство обязательного пенсионного страхования, то такое свидетельство оформляется организацией страхователем самостоятельно.

Данное требование вытекает из положений ст. 7, ст. 15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.

В данном законе сказано, что страхователь обязан получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под роспись застрахованным лицам, заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством России начисляются страховые взносы.

Порядок оформления свидетельства обязательного пенсионного страхования установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Данная Инструкция утверждена Приказом Минздравсоцразвития России № 987н от 14.12.2009 г.

Согласно требованиям данной Инструкции для оформления свидетельства обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда РФ подается анкета по установленной форме с описью документов:

  • анкета застрахованного лица (форма АДВ – 1, утвержденная Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п);
  • опись передаваемых документов (форма АДВ – 6 – 1, утвержденная Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п).

Экземпляр данной анкеты и описи можно получить на официальном сайте Пенсионного фонда РФ в Интернете или в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ.

Данная анкета заполняется физическим лицом или организацией. Однако, правильность указанных в анкете сведений заверяется подписью физического лица (застрахованного лица) и проверяется страхователем. Если застрахованное лицо не имеет возможности лично заверить анкету в связи с длительным (свыше одного месяца) нахождением в командировке, длительной болезнью или по иной причине, страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет ее. Анкеты застрахованных лиц передаются страхователем в территориальный орган фонда вместе с описью документов.



При необходимости территориальный орган фонда в этот же срок направляет страхователю запрос об уточнении сведений.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

В нем указываются следующие данные:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • фамилия, имя, отчество застрахованного лица;
  • дата и место рождения;
  • пол;
  • дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Страхователь в течение недели после получения страховых свидетельств выдает их застрахованным лицам. Застрахованное лицо проверяет правильность содержащихся в страховом свидетельстве сведений и расписывается в сопроводительной ведомости в получении страхового свидетельства.

Читайте также: