Должностные лица негосударственного пенсионного фонда

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

04 марта 2008 10:51

Продолжаем тему получения застрахованными лицами «писем счастья».

В регионе завершилась рассылка извещений застрахованным лицам (ЗЛ) о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов за 2006 год.

Надеемся, что в большинстве случаев наши молодые граждане (1967 года рождения и моложе) уже достаточно знают о своем праве распоряжаться средствами, с учетом которых будет формироваться накопительная часть их будущей пенсии: возможность передавать пенсионные накопления в доверительное управление управляющим компаниям (УК), в том числе частным, или выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ). В этой публикации мы ответим на вопросы читателей, которые отказались от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд и выбрали негосударственный пенсионный фонд.

До сих пор не утихают дискуссии о роли и месте негосударственных пенсионных фондов в новой пенсионной системе. Создается ли конкуренция на рынке пенсионных услуг? Означает ли это разгосударствление пенсионной системы? Какие функции остаются у ПФР и возникают у НПФ?

В соответствии с законом №75–ФЗ от 07.05.1998 “О негосударственных пенсионных фондах”, начиная с 1 января 2004 года, НПФ имеет право осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Эта деятельность включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам. Однако базовая и страховая части трудовой пенсии назначаются Пенсионным фондом РФ. Страховые взносы, отчисляемые на накопительную часть трудовой пенсии, как и раньше, поступают в ПФР и только затем по заявлению застрахованного лица передаются в негосударственный пенсионный фонд. ПФР осуществляет контролирующую функцию путем ведения Единого реестра застрахованных лиц. Таким образом, разгосударствления пенсионной системы не происходит.

Вместе с тем в отношении застрахованных лиц, которые выберут Пенсионный фонд РФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, функции ПФР не изменятся.
Учитывая количество управляющих компаний (1 государственная и 55 частных) и НПФ (более 120) можно судить о том, что на рынке пенсионных услуг создается конкурентная среда. Это означает, что застрахованные лица могут выбирать способ формирования накопительной части трудовой пенсии (через НПФ или через ПФР).

Каким образом ПФР получает информацию о НПФ, осуществляющих обязательное пенсионное страхование? Как пополняется их перечень?

Негосударственный пенсионный фонд получает право осуществлять обязательное пенсионное страхование после регистрации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти его заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан информировать ПФР о регистрации заявления негосударственного пенсионного фонда в 10–дневный срок со дня осуществления такой регистрации.

Какое количество НПФ имеет право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию? Где можно ознакомиться с их перечнем?

Негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, по состоянию на 09.01.2008 – 126.

Перечень фондов регулярно увеличивается. Ознакомиться с ним можно в управлениях и отделах Пенсионного фонда области, а также в организациях, заключивших с Пенсионным фондом соглашения о взаимном удостоверении подписей. В 2008 году в Магадане таких организаций 2: ОАО АКБ Росбанк и НПФ Лукойл - гарант. Перечень размещен также на сайте отделения по Магаданской области: WWW.MAGOPFR.RU.

Что такое Единый реестр застрахованных лиц?

Единый реестр застрахованных лиц формируется Пенсионным фондом в целях учета и обеспечения пенсионных прав граждан, которые осуществляют формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в негосударственных пенсионных фондах. Единый реестр застрахованных лиц содержит сведения о каждом застрахованном лице, заключившем с негосударственным пенсионным фондом договор об обязательном пенсионном страховании.

В каком случае средства пенсионных накоплений будут переведены в выбранный застрахованным лицом в этом году негосударственный пенсионный фонд?

Средства пенсионных накоплений будут переданы Пенсионным фондом в выбранный НПФ, если ЗЛ, имеющее накопительную часть трудовой пенсии, самостоятельно заключило договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным им НПФ, и до 31 декабря представило в территориальный орган или организацию, с которой заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, заявление о переходе из ПФР в НПФ.

Как ПФР узнает о вновь заключенных договорах между застрахованными лицами и негосударственным пенсионным фондом? Является ли обязанностью застрахованного лица предъявлять в ПФР договор об обязательном пенсионном страховании, заключенный с НПФ?

В соответствии со ст. 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 №75–ФЗ негосударственный пенсионный фонд обязан уведомлять ПФР о вновь заключенных договорах в месячный срок со дня подписания договора. Вместе с уведомлением в ПФР направляется экземпляр вновь заключенного договора или его нотариально заверенная копия. Застрахованное лицо не обязано предъявлять в ПФР договор об обязательном пенсионном страховании, заключенный с НПФ.

Как негосударственный пенсионный фонд узнает о том, чьи средства пенсионных накоплений переданы ему ПФР?

В случае принятия Пенсионным фондом решения о внесении изменений в Единый реестр застрахованных лиц в негосударственный пенсионный фонд будут переведены средства пенсионных накоплений тех ЗЛ, которые заключили с негосударственным пенсионным фондом договоры об обязательном пенсионном страховании. Одновременно в НПФ будет направлена выписка из Единого реестра застрахованных лиц с указанием суммы средств пенсионных накоплений каждого гражданина, чьи средства передаются Пенсионным фондом в НПФ.

Если застрахованное лицо в своем заявлении НПФ указало один негосударственный пенсионный фонд, а договор заключило с другим негосударственным пенсионным фондом, куда будут переведены средства пенсионных накоплений?

Пенсионным фондом РФ будет принято решение об отказе во внесении изменений в Единый реестр застрахованных лиц. Ни в один из этих негосударственных пенсионных фондов средства пенсионных накоплений переданы не будут.

Они будут переданы в ту управляющую компанию или НПФ, в которые передавались средства в прошлом году.

До 31 декабря застрахованным лицом подано несколько правомочных заявлений от разных дат? Каков порядок рассмотрения Пенсионным фондом указанных заявлений?

Согласно п. 4 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2002 “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ” Пенсионный фонд.

Если ЗЛ подано несколько заявлений в один день, то Пенсионный фонд Российской Федерации отказывает в удовлетворении всех поступивших в один день заявлений.

Каким образом застрахованное лицо может реализовать свое право на переход из НПФ в ПФР?

В соответствии со ст. 36.8 Федерального закона №75–ФЗ застрахованное лицо может воспользоваться правом на переход в Пенсионный фонд не чаще одного раза в год путем подачи в любой территориальный орган ПФР или организацию, с которой заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, заявления о переходе из НПВ в ПФР.

Какими способами застрахованное лицо может подать заявление о переходе в ПФР?

Застрахованное лицо может подать заявление в управление Пенсионного фонда лично или иным способом (почтой или с курьером). В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи должна быть осуществлена:

– нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст.185 Гражданского кодекса РФ;

– должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами РФ;

– организацией, с которой ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Куда будут переданы средства пенсионных накоплений застрахованного лица, находящиеся в НПФ, если в следующем году им в установленном порядке будет подано заявление о возвращении в ПФР?

В случае удовлетворения заявления застрахованного лица о переходе из НПФ в ПФР средства пенсионных накоплений будут переданы в доверительное управление государственной управляющей компании.

Может ли застрахованное лицо часть средств пенсионных накоплений передать в доверительное управление управляющей компании, а часть — в негосударственный пенсионный фонд?

Для передачи средств в УК и в НПФ ЗЛ заполняет определенную форму заявления, в соответствии с которым поручает Пенсионному фонду направить все средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в выбранную им либо управляющую компанию, либо негосударственный пенсионный фонд.

Таким образом, весь объем средств пенсионных накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, может быть передан только в одну УК или один НПФ.

Более подробную консультацию по всем вопросам можно получить в территориальном органе, осуществляющем пенсионное обеспечение по месту жительства. Для жителей г. Магадана – в управлении ПФР по ул. Горького, 20А. Прием граждан осуществляется ежедневно в порядке очередности или по предварительной записи на удобное время по телефону 62-90-19.

Занятия вела: Заместитель управляющего отделением ПФР по Магаданской области Светлана Каруненко

Глава VII. Органы управления фонда
и контроля за его деятельностью

Статья 28. Органы управления фонда и органы контроля за деятельностью фонда

1. Под органом управления фонда понимается лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью фонда. Состав, структура, порядок формирования и распределение полномочий органов управления определяются уставом фонда в соответствии с комментируемым законом. Органы юридического лица являются его частью, а не самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Через свои органы управления юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.

2. Комментируемый закон предусматривает следующий состав органов управления фонда:

- исполнительный орган фонда (единоличный или единоличный и коллегиальный);

Состав, структура и компетенция органов управления фонда определяются в уставе фонда.

Совет фонда является высшим органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью фонда. Совет фонда является коллегиальным органом, решения принимаются большинством голосов.

Исполнительный орган осуществляет оперативное управление фондом. Лицо, исполняющее функции единоличного органа исполнительной власти, представляет фонд в гражданском обороте без доверенности. Ст. 53 ГК РФ устанавливает обязанность такого лица действовать в интересах представляемого им фонда добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей юридического лица, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Ненадлежащее управление юридическим лицом, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков предусматривает административную ответственность (ст. 14.21 КоАП РФ). Субъектом этого правонарушения является физическое лицо, занимающее руководящую должность в исполнительном органе управления. Это лицо, используя свои полномочия, в целях получения личной выгоды осуществляет ненадлежащее управление юридическим лицом. Ненадлежащее управление представляет собой неисполнение, несоблюдение обязанностей, установленных действующим законодательством, уставом, соответствующим положением об органе, трудовым договором. Правонарушение может быть совершено только умышленно, т.е. лицо заведомо знало, осознавало, что совершает действие по управлению, противоречащее законным интересам организации или ее кредиторов, предвидело возникновение убытков, желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

3. В состав органов управления фонда должен входить попечительский совет, являющийся коллегиальным органом, выполняющим надзорные функции и обеспечивающего общественный контроль за деятельностью фонда (см. комментарий к ст. 31 комментируемого закона).

4. В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

Компетенция ревизионной комиссии определяется советом фонда, и указывается в уставе фонда, а также в положение о ревизионной комиссии, принимаемой советом фонда в соответствии с уставом. Основной функцией ревизионной комиссии является осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда.

Члены Ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. В ревизионную комиссию фонда управляющие компании, специализированный депозитарий обязаны предоставлять документы, необходимые для ее деятельности.

Ревизионная комиссия имеет право:

- проводить полную или частичную ревизию финансовой деятельности фонда;

- проводить проверку учета поступлений пенсионных взносов, использования полученных средств, правильности выплат негосударственных пенсий;

- определять размер ущерба, нанесенного фонду неправомерными действиями должностных лиц фонда, и ходатайствовать перед советом фонда о привлечении должностных лиц фонда к материальной ответственности;

- требовать внеочередного созыва совета фонда.

Советом фонда назначается председатель ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия докладывает о результатах своих проверок совету фонда и президенту фонда.

1. Совет фонда является высшим органом управления фонда, осуществляющим общее руководство фондом. Его основной функцией является обеспечение соблюдения фондом целей, в интересах которых он был создан:

- осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- осуществление деятельности в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Структура и порядок формирования совета фонда определяются в уставе фонда. Например, первоначально совет фонда может состоять из учредителей или их представителей. Дальнейшие изменения состава совета фонда определяются самим советом фонда. Совет фонда выбирается на определенный срок, определенный уставом фонда.

Членами совета фонда могут быть полностью право и дееспособные лица, достигшие 18-летнего возраста.

Совет фонда выполняет свои функции в соответствии с уставом фонда. К исключительной компетенции совета фонда Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относит вопросы:

- изменения устава фонда;

- определения приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;

- образования исполнительных органов фонда и досрочного прекращение их полномочий;

Совет фонда принимает решение и по другим вопросам, таким как:

- участие в других организациях;

- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

- утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;

- создание филиалов и открытие представительств фонда;

- утверждение правил организации и осуществления внутреннего контроля, внесение в них изменений;

- утверждение пенсионных и страховых правил фонда, внесение в них изменений

- иные вопросы, отведенные к компетенции Совета фонда уставом фонда.

Собрание Совета фонда правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов. Решение принимается советом фонда большинством голосов членов, присутствующих на собрании.

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции совета фонда принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с уставом фонда.

Совет фонда избирает Председателя совета фонда и секретаря. Председатель Правления и Секретарь осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением заседаний Правления, хранением документации проведенных заседаний. Решения Правления фиксируются в протоколе заседания, подписываемом Председателем Правления и Секретарем заседания.

Периодичность заседаний совета фонда определяется уставом фонда.

2. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться в виде фиксированной суммы, выплачиваемой за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Статья 30. Исполнительный орган фонда

1. Для осуществления оперативного управления фондом предусмотрено создание исполнительного органа. Целью создания исполнительного органа является осуществление оперативного управления фондом, т.е. ведение текущих дел фонда, таких как совершение сделок, заключение договор с вкладчиками, застрахованными лицами, т.е. текущее руководство деятельностью фонда. Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью фонда, подотчетен совету фонда, являющемуся высшим органом управления фонда.

Комментируемая статья определяет два вида исполнительного органа:

Единоличный исполнительный орган может называться исполнительным директором или президентом. Решения этим органом принимаются единолично. Коллегиальный орган, например исполнительная дирекция, принимает решения коллегиально. Из числа членов коллегиального исполнительного органа фонда назначается руководитель. Руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку).

Уставом фонда определяется структура исполнительных органов:

- только единоличный исполнительный орган,

- единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Исполнительный орган назначается советом фонда в порядке, определяемом уставом фонда. В состав исполнительного органа, как коллегиального, так и единоличного, могут входить полностью право и дееспособные лица. Ст. 7 комментируемого закона устанавливает дополнительные требования, которым должны соответствовать лица, входящие в состав исполнительного органа:

- не являться работниками управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;

- не являться аффилированными лицами управляющей компании, специализированного депозитария и аудитора фонда, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда;

- не являться лицом, которое осуществляло функции единоличного исполнительного органа или входило в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;

- не являться лицом, в отношении которого не истек срок, в течение которого он считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

- не иметь судимость за умышленные преступления.

Члены исполнительного органа фонда являются должностными лицами фонда и осуществляют свою деятельность на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

Трудовой договор - соглашение между работодателем (фондом) и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой договор, заключаемый с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, а также с руководителем коллегиального исполнительного органа фонда имеет свои особенности:

- может быть срочным;

- срок испытания не может превышать шести месяцев;

- может быть расторгнут по личному желанию или по решению совета фонда.

2. Компетенция исполнительного органа определяется советом фонда. Полномочия исполнительного органа определяются в уставе фонда, а также в положении об исполнительном органе фонда, принимаемом советом фонда в соответствии с уставом.

По общему правилу, определяемому Федеральным законом от 12.10.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", к компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления фондом, определенную уставом фонда.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, является лицом, действующим от имени фонда без доверенности. Именно это лицо уполномочено представлять интересы фонда в органах государственной власти. Например, он подписывает заявления о предоставлении лицензии, о государственной регистрации, о регистрации пенсионных и страховых правил, правил внутреннего контроля; выступает от имени фонда при заключении пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании, договоров о создании профессиональной пенсионной системы, договоров со специализированным депозитарием, управляющими компаниями и т.д. К другим полномочиям этого лица относятся:

- формирование организационной структуры фонда,

- утверждение штатного расписания,

- заключение трудовые договоры с работниками фонда,

- в пределах своей компетенции издание приказов, распоряжений, обязательных для всех работников фонда;

- обеспечение выполнения решений совета фонда;

- совершение гражданско-правовых сделок от имени фонда в пределах своей компетенции и др.

1. Комментируемый закон, также как и Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривает наличие среди органов управления фондом попечительского совета, надзорного органа. Предметом надзора является деятельность фонда, а также принятие другими органами фонда решений и обеспечение их исполнения, использование средств фонда, соблюдение фондом законодательства.

На своих заседаниях попечительский совет имеет право рассматривать любые вопросы деятельности фонда, относящиеся к его компетенции.

Решения попечительским советом принимаются большинством голосов.

О выявленных нарушениях и о других принятых решениях попечительский совет уведомляет совет фонда и лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

2. Компетенция попечительского совета определяется советом фонда. Полномочия попечительского совета определяются в уставе фонда, а также в положение о попечительском совете фонда, принимаемом советом фонда в соответствии с уставом.

К функциям, выполняемым попечительским советом относятся:

- контроль соблюдения действующего законодательства в деятельности фонда и за выполнением решений совета фонда;

- контроль за соблюдением интересов участников, вкладчиков и застрахованных лиц;

- выработка предложений по внесению дополнений и изменений в пенсионные и страховые правила фонда;

- проверка достоверности составляемой фондом отчетности;

- иные функции, определенные уставом фонда и положением о попечительском совете.

При осуществлении контрольных функций попечительский совет вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления информации, документов и объяснений. Попечительский совет правомочен проводить проверки деятельности фонда с целью выявления нарушений.

3. Порядок формирования попечительского совета определяются уставом фонда. Членами попечительского совета могут быть физические лица, полностью право и дееспособные. Комментируемый закон не накладывает никаких ограничений на совмещение должностей, и не предъявляет дополнительные требования к лицам, назначаемым в попечительский совет. Уставом фонда могут быть установлены дополнительные требования. Например, запрет на включение в попечительский совет членов исполнительного органа фонда.

Состав попечительского совета формируется из полномочных представителей вкладчиков, участников и застрахованных лиц, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. В состав попечительского совета могут входить и представители учредителей.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

определены статьей 6.2, 28 и 31 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Органы управления негосударственного пенсионного фонда и органы контроля за деятельностью негосударственного пенсионного фонда

Состав и структура органов управления и органов контроля негосударственного пенсионного фонда определяются

  • его уставом и законодательством РФ об акционерных обществах с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Совет директоров (наблюдательный совет) негосударственного пенсионного фонда

В негосударственном пенсионном фонде создается совет директоров (наблюдательный совет).

Передача полномочий единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) не допускается.

Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда

Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется

  • Положением о попечительском совете, утверждаемом общим собранием акционеров негосударственного пенсионного фонда.

Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда является коллегиальным совещательным органом, состоящим не менее чем из 5 человек, предварительно рассматривающим и представляющим свои рекомендации по следующим вопросам, включаемым в повестку дня общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) негосударственного пенсионного фонда:

внесение в устав негосударственного пенсионного фонда изменений, связанных с уменьшением уставного капитала пенсионного фонда;

реорганизация или ликвидация негосударственного пенсионного фонда;

изменение установленной уставом негосударственного пенсионного фонда максимальной доли от доходов, полученных негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой в собственные средства негосударственного пенсионного фонда.

Решение по вопросу об изменении установленной уставом негосударственного пенсионного фонда и направляемой в собственные средства негосударственного пенсионного фонда

  • максимальной доли от доходов, полученных негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений,

принимается общим собранием негосударственного пенсионного фонда только по предложению Попечительского совета негосударственного пенсионного фонда.

В попечительском совете негосударственного пенсионного фонда вкладчики, участники и застрахованные лица (их представители)

  • должны иметь в совокупности не менее трех четвертей общего числа голосов всех членов попечительского совета.

Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Требования к органам управления негосударственного пенсионного фонда и его должностным лицам:

Функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера негосударственного пенсионного фонда

  • осуществляются лицами, состоящими в штате фонда и не являющимися по совместительству или по иному основанию работниками организаций, с которыми негосударственным пенсионным фондом заключен договор доверительного управления имуществом фонда, договор на оказание услуг специализированного депозитария, договор на проведение аудиторской проверки или договор на проведение оценки имущества фонда.

Лицо, осуществляющее (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, главного бухгалтера фонда, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда, должно соответствовать требованиям к деловой репутации.

Под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается:

наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;

признание судом лица виновным в банкротстве юридического лица, если судебный акт о таком признании был принят судом в течение пяти лет, предшествовавших дате избрания (назначения) лица на указанную должность или дате подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера в некредитной финансовой или кредитной организации в момент совершения этой организацией нарушения, за которое у нее была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, если с даты принятия указанного решения прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера фонда в финансовой организации, которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом), если с даты принятия указанного решения прошло менее трех лет;

неисполнение лицом, являющимся или являвшимся руководителем финансовой организации либо членом ее совета директоров (наблюдательного совета), обязанностей по предупреждению банкротства, установленных законами о банкротстве, при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства финансовой организации, если с даты такого нарушения прошло менее трех лет;

привлечение лица в соответствии с законами о банкротстве к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам финансовой организации и (или) привлечение к исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей, если с даты принятия арбитражным судом решения о признании финансовой организации банкротом прошло менее трех лет;

совершение лицом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

дисквалификация лица, срок которой не истек на день избрания (назначения) на должность или на день, предшествовавший дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;

расторжение с лицом трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 7 и 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, если со дня расторжения такого трудового договора прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа (в том числе временно), члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, контролера (аудитора), ревизора или главного бухгалтера финансовой организации в течение одного года, предшествовавшего дню введения администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к введению временной администрации), если со дня введения такой администрации прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, в том числе временно, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера финансовой организации в течение одного года, предшествовавшего дню отзыва (аннулирования) лицензии у финансовой организации либо дню ее исключения из соответствующего реестра (списка) за нарушение законодательства (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии), если со дня отзыва (аннулирования) лицензии либо исключения финансовой организации из соответствующего реестра (списка) прошло менее трех лет;

предоставление лицом один и более раза в течение пяти лет, предшествовавших дню его назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, недостоверных сведений, касающихся квалификационных требований и требований к деловой репутации;

применение один и более раза в течение пяти лет, предшествовавших дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, к финансовой организации, в которой лицо осуществляло подготовку и представление отчетности (функции руководителя, главного бухгалтера), мер в соответствии с федеральными законами за представление существенно недостоверной отчетности.

Под квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицу, осуществляющему функции, понимаются:

  • для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда,

высшее образование,
наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта руководства финансовой организацией либо ее структурным подразделением не менее трех лет;

  • для лица, осуществляющего функции члена коллегиального исполнительного органа фонда,

высшее образование и опыт работы в финансовой организации не менее двух лет;

  • для лица, осуществляющего функции контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда,

высшее образование, наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта работы в финансовой организации не менее одного года.

Под опытом работы в финансовой организации понимается

  • исполнение лицом должностных обязанностей, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности на финансовом рынке.

Кандидаты на должности единоличного исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера фонда подлежат согласованию с Банком России.

Заявление негосударственного пенсионного фонда о согласовании кандидата должно содержать сведения,

  • позволяющие однозначно идентифицировать физическое лицо, а также
  • сведения о соответствии этого лица установленным Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации с приложением документов, подтверждающих такое соответствие.

Банк России в течение 30 дней со дня получения заявления о согласовании кандидата уведомляет негосударственный пенсионный фонд о согласовании кандидата на соответствующую должность или о выявленном несоответствии кандидата требованиям к деловой репутации и (или) квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Полученное согласование действует в течение трех месяцев с даты выдачи такого согласования.

Читайте также: