Единовременное пособие при выходе на пенсию в украине

Документ : Остальное - потом. Варианты выплаты пенсионного единовременного пособия и налоговые нюансы

Остальное - потом.
Варианты выплаты пенсионного единовременного
пособия и налоговые нюансы

ВОПРОС: В связи с неблагоприятной экономической ситу­ацией можно ли:

1) осуществить выплату единовременного посо­бия работникам нашего предприятия при выходе на пенсию, предусмотренного коллективным до­говором, на условиях рассрочки;

2) осуществить такую выплату через неприбыль­ную организацию - общественную организацию ветеранов войны и труда, одним из учредителей которой является наше предприятие;

3) перечислить денежные средства общественной организации с указанием платежа - «целевая по­мощь для выплаты единовременного пособия» и при этом применить: норму Закона об НДФЛ касательно налоговой социальной льготы в размере 940 грн и норму п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли?

ОТВЕТ: Будем разбираться.

Вначале напомним, что выплата такого посо­бия осуществляется в соответствии со ст. 15 Зако­на от 16.12.93 г. № 3721-XII «Об основных принци­пах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» (далее - Закон № 3721). Причем в ч. 4 указанной статьи определено, что разовые денежные выплаты гра­жданам преклонного возраста в связи с выходом на пенсию, осуществляемые по решению трудового коллектива за счет средств предприятий, налого­обложению не подлежат. (1)

1. Поскольку выплата в связи с выходом на пен­сию не является обязательной выплатой, прямо предусмотренной действующим законодательством, а устанавливается по согласию сторон, например коллективным договором, то, естественно, не мо­жет быть и запрета в отношении выдачи ее на ус­ловиях рассрочки.

Следует отметить, что в данном случае под рас­срочкой мы понимаем выплату единовременного пособия по частям в течение определенного промежутка времени.

То есть если, например, согласно колдоговору сумма такого пособия составляет 1000 грн, то его выплата в течение, допустим, 2 месяцев частями по 500 грн в конечном итоге - в суммарном выра­жении - не приводит к нарушению социальных обязательств со стороны работодателя.

Однако при этом желательно заполучить пись­менное согласие работника на дробление пособия.

Ведь если в колдоговоре указано, что его выплата производится единоразово в строго установленный срок, то новоиспеченный пенсионер может заявить о том, что в данном случае имеет место нарушение и неисполнение обязательств относительно колдоговора.

А за такое нарушение согласно ст. 41 2 КоАП на собственника или уполномоченные им органы может быть наложен админштраф в размере от 50 до 100 нмдг (от 850до 1700 грн) (2)

Стало быть, путь к рассрочке пособия будет от­крыт, если предусмотрительно договориться о ней с работниками, выходящими на пенсию (либо со всеми сразу- при заключении колдоговора, либо с каждым персонально - при отдельных выплатах).

2. Мы считаем, что предприятие не имеет права осуществить выплату пособия в связи с выходом на пенсию через неприбыльную организацию - общественную организацию ветеранов войны и тру­да, одним из учредителей которой оно является. Ведь если мы правильно понимаем ситуацию, то колдоговор предусматривает обязательство по выплате именно для предприятия.

В то же время возможна замена выплаты по колдоговору выплатой через общественную организа­цию. Правда, для этого из колдоговора нужно ис­ключить положения о единовременном пособии, выплачиваемом при выходе на пенсию.

Для того чтобы оценить целесообразность вы­платы пособия через неприбыльную организацию, необходимо уяснить, какие налоговые преимущества сулит «неприбыльный» вариант по сравнению с традиционным.

3. Рассмотрим их и заодно ответим на третий вопрос о возможности применения норм Закона об НДФЛ и Закона О Прибыли.

Традиционный вариант:
пособие выплачивается предприятием

Напомним, что порядок налогообложения единовре­менного пособия выходящим на пенсию рассматривал­ся ранее. Проанализи­ровав п/п. 4.2.1 Закона об НДФЛ, мы пришли к выво­ду, что обложение НДФЛ такой выплаты производится на общих основаниях (3) . А вот пенсионно-соцстраховскими взносами такое разовое пособие облагаться не должно. Здесь основным аргументом в пользу необло­жения является п. 3.6 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомста­та от 13.01.2004 г. № 5 (далее - Инструкция № 5), в соответствии с которым «пенсионное» единовремен­ное пособие не относится к фонду оплаты труда.

Что касается валовых затрат, то в данном слу­чае рассматриваемое пособие можно отнести к упо­мянутым в п/п. 5.6.1 Закона О Прибыли любым другим выплатам в денежной или натуральной форме, установленным по договоренности сторон.

Поэтому если в трудовом и/или кол­лективном договоре (4) имеется пункт о выдаче единовременного пенсионно­го пособия, возможность включения его в валовые затраты смелого предприятия возрастает.

И хотя подобная выплата определяется «нетрудо­вым» п. 3.6 Инструкции № 5, все-таки п/п. 5.6.1 Зако­на О Прибыли не ограничивает расходы на оплату труда одним лишь ФОТ (то есть основной и дополни­тельной зарплатой, другими поощрительными и ком­пенсационными выплатами), а относит к ним любые выплаты, установленные по договоренности сторон. А чем пенсионное пособие, прописанное в колдоговоре, хуже?

В то же время следует учитывать, что расширитель­ное толкование п/п. 5.6.1 налоговики отрицают.

Так, ГНА в г. Киеве (см. ее письмо от 09.10.2006г. № 797/10/31-106) по сути ставит знак равенства между выплатами, попадающими в ВЗ на основании п/п. 5.6.1 Закона О Прибыли, и выплатами, входящими в ФОТ со­гласно Инструкции № 5. Так что тем, кто не хочет дразнить гусей (из ГНИ/ГНА), от пенспособийных ВЗ лучше отказаться.

В принципе, в традиционном варианте и при со­блюдении определенных условий есть реальная воз­можность вывести пенсионное пособие из-под обложения НДФЛ. Так, ГНАУ в письме от 28.09.2005г. № 19381/7/17-2117 дает совет, как это сделать: все­го-то назвать в колдоговоре и приказе по предприя­тию эту выплату матпомощью и воспользоваться нормой п/п. 9.7.3 Закона об НДФЛ.

Впрочем, как подчеркивалось в редакционном комментарии к данному письму, этот совет помо­жет лишь малообеспеченным пенсионерам, чей до­ход в виде зарплаты не превышает предельного уров­ня дохода, позволяющего претендовать на НСЛ. Да и сама льгота в 2009 году действует только в отно­шении пособия/помощи размером не более 940 грн: сумма превышения в любом случае будет облагаться.

Однако если предприятие станет на путь выво­да пенсионного пособия как матпомощи из-под обложения НДФЛ, оно, уже не сможет претендовать на включение начисленной помощи в валовые затраты. Напомним, что на ос­новании п/п. 5.6.1 Закона О Прибыли она не вхо­дит в состав валовых затрат, будучи матпомощью, освобождаемой от НДФЛ. Правда, если предпри­ятие увеличивать ВЗ и не собиралось, тогда другое дело: НДФЛ можно предусмотрительно обходить или уменьшать.

Нетрадиционный вариант:
пособие выплачивается через неприбыльную организацию

Порядок обложения НДФЛ выплат, осуществ­ляемых неприбыльной организацией, зависит от того, являются они персонифицированными или неперсонифицированными. (5)

Поскольку в нашем случае речь идет о персонифи­цированных выплатах, их налогообложение регулиру­ется п/п. 4.3.5 «в» Закона об НДФЛ. В соответствии с указанным подпунктом в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода не включаются суммы выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гра­жданско-правовым договорам), осуществляемых не­прибыльными организациями и благотворительными фондами Украины, статус которых определяется со­гласно закону, в пользу получателей таких выплат (6) с учетом норм п. 9.7 Закона об НДФЛ.

В рассматриваемой ситуации для целей налогооб­ложения пенсионного пособия, выплачиваемого не­прибыльной общественной организацией, целесообраз­но руководствоваться положениями п/п. 9.7.3 Закона об НДФЛ. Другие варианты налогообложения, уста­новленные в подпунктах 9.7.2 и 9.7.4 Закона об НДФЛ, здесь не годятся, поскольку при выплате такого посо­бия не соблюдаются условия, установленные в указан­ных подпунктах. Поэтому осуществлять выплату по­собия неприбыльная организация должна будет путем предоставления нецелевой благотворительной помощи (п/п. 9.7.3). Условия необложения такого вида помощи уже рассматривались в разделе, посвященном тради­ционному варианту. То есть предельный размер нецеле­вой благотворительной помощи в 2009 году ограничен 940 грн, а ее получатель должен иметь право на НСЛ.

Между тем, разъясняет ГНАУ, последнее условие распространяется только на тех лиц, которые полу­чают зарплату. Поэтому на неработающих граждан, в частности пенсионеров (7) , не получающих заработ­ную плату, условие о наличии права на НСЛ не распространяется. Такую позицию ГНАУ неоднократно излагала в своих письмах (см., например, от 28.02.2007г. № 905/Н/17-0715 в, от 07.07.2008 г. № 5401/М/17-0714, № 13574/7/17-0717, от 29.01.2009 г. № 363/к/17-0714).

Итак, при выплате пенсионного пособия в ка­честве нецелевой благотворительной помощи (8) оно не будет облагаться НДФЛ у получателя-пенсионера в пределах 940 грн совокупно за год.

Пенсионно-соцстраховскими взносами нецелевая бла­готворительная помощь не облагается, поскольку впи­сывается в п. 3.32 Инструкции № 5, согласно которому в ФОТ не включаются суммы материальной и бла­готворительной помощи, выплаченные лицам, не со­стоящим в трудовых отношениях с предприятием.

Теперь перейдем к валовым затратам.

По нашему мнению, перечислив неприбыльной орга­низации денежные средства в виде, например, безвозв­ратной финансовой помощи, предприятие может вос­пользоваться нормой п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли.

Однако нужно учитывать, что ГНАУ в этом во­просе требует строго соблюдать условие попадания в знаменитый лимит «от 2-х до 5-ти».

Как следует из Обобщающего налогового разъясне­ния относительно отражения в декларации по налогу на прибыль предприятия расходов на добровольное пе­речисление денежных средств, передачу товаров (вы­полнение работ, предоставление услуг), которые вклю­чаются в валовые затраты, утвержденного прика­зом ГНАУ от 27.08.2008 г. № 552, a также п. 4.2 письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14060/7/15/-0217, норму п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли необходимо при­менять следующим образом:

- если сумма денежных средств, перечисленных неприбыльной организации, составляет менее 2% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, то такая сумма не включается в состав ВЗ;

- если такая сумма превышает 2%, но меньше 5%, то в ВЗ включается вся сумма в полном разме­ре;

- если такая сумма превышает 5%, то в ВЗ по­падает сумма в пределах 5%.

С учетом всего вышеизложенного мы считаем, что перечисление денежных средств на выплату пен­сионного пособия неприбыльной организации при определенных условиях (9) дает некоторые налоговые преимущества как самому предприятию, так и ра­ботнику. В этом случае предприятие претендует на ВЗ от 2 до 5% налогооблагаемой прибыли пре­дыдущего года. (10) Работник же может получить льготу в виде необложения НДФЛ суммы в разме­ре 940 грн.

Правда, при этом нужно будет внести изменение в действующий колдоговор. Учитывая то, что согласо­вание вносимых изменений аналогично заключению колдоговора (перезаключению в связи с истечением срока действия), становится понятным, какая морока ожидает предприятие: ведь изменения и дополнения к действующему колдоговору, как и новый колдого­вор, согласно ст. 75 КЗоТ подлежат уведомительной регистрации. Хлопотно.

При выплате пособия самим предприятием при­дется делать нелегкий выбор: либо отсутствие НДФЛ у работника (11) , либо ВЗ смелого разлива.

В общем, свое видение проблемы мы предста­вили.

(1) Правда, на это правило внимания можно не обра­щать. Ведь согласно ст. 1 Закона «О системе налого­обложения» льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

(2) Протоколы о правонарушении имеют право со­ставлять уполномоченные должностные лица орга­нов Минтруда и соцполитики, а рассматривают­ся дела об административных правонарушениях районными, районными в городе, городскими или межрайонными судами.

(3) Данный вывод подтверждается и в п. 4 письма ГНАУ от 25.05.2004 г. № 9402/7/17-3117.

(4) Лучше прописать эту выплату в колдоговоре, по­скольку трудовой договор редко заключается в пись­менной форме (как правило, при приеме на работу ограничиваются заявлением).

(5) По поводу того, как разграничить выплаты на персонифицированные и не являющиеся тако­выми, высказали свое мнение Минфин в письме or 19.05.2005 г. № 31-17310-01-10/9590, а также ГНАУ в письме от 18.02.2005 г. № 1453/6/17-3116.

(6) Кроме любых выплат и возмещений членам руководящих органов таких организаций или фон­дов и связанным с ними физическим лицам.

(7) Это означает, что выплачивать такую помощь следует уже состоявшемуся пенсионеру, а не ра­ботнику.

(8) При перечислении предприятием денежных средств общественной организации для выплаты помощи ее можно называть целевой, главное, что­бы при выплате помощи она именовалась нецеле­вой благотворительной помощью.

(9) Если у предприятия была определенная при­быль в предыдущем году, а в этом году работник не получал матпомощи свыше 940 грн.

(10) Кроме того, предприятие должно иметь копию решения органа ГНС с признаком «неприбыльно­сти», которое оформляется по форме приложения 2 к Положению о Реестре неприбыльных органи­заций и учреждений, утвержденному приказом ГНАУ от 11.07.97г. № 232, с изменениями. Такое мнение изложе­но в п. 1 письма ГНАУ от 28.07.2006 г. № 8249/6/15-0516.

(11) Также при условии неполучения матпомощи в течение отчетного года.

"Бухгалтер" № 39, октябрь (III) 2009 г.
Подписной индекс 74201

Председатель сельского совета увольняется в связи с выходом на пенсию государственного служащего. Согласно ч. 11 ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III ему выплачивается одноразовая денежная помощь в размере 10 месячных должностных окладов.

Удерживается ли с такой денежной помощи налог на доходы физических лиц и единый взнос на общеобязательное государственное со­циальное страхование?

Включается ли денежная помощь в размере 10 должностных окладов в новую справку для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII?

Прежде всего отметим, что должностным лицам органов местного самоуправления при выполнении определенных условий назначается пенсия государственного служащего. Так, согласно ч. 7 ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III (далее — Закон № 2493) должностным лицам местного самоуправления, которые имеют стаж службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет, пенсионное обеспечение осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.

Также должностному лицу органа местного самоуправления при выходе на пенсию государственного служащего законодательно установлена выплата денежного вознаграждения в размере 10 должностных окладов. В соответствии с ч. 11 ст. 21 Закона № 2493 в случае увольнения с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию должностным лицам местного самоуправления выплачивается одноразовая денежная помощь в размере 10 месячных должностных окладов при наличии не менее 10 лет стажа на должностях в органах местного самоуправления или на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих*.

* О том, при каких условиях выплачивается денежное вознаграждение в размере 10 месячных должностных окладов при выходе на пенсию государственного служащего, читайте в консультациях (см. «ОТ», 2009, № 14, с. 25; 2010, № 14, с. 27; 2012, № 18, с. 28; 2013, № 10, с. 27, № 14, с. 25; 2014, № 1, с. 25).

Теперь перейдем к рассмотрению порядка обложения денежного вознаграждения при выходе государственного служащего на пенсию в размере 10 месячных должностных окладов налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и единым взносом на общеобязательное государственное социальное страхования (далее — ЕСВ).

ЕСВ. Базой для начисления ЕСВ для предприятий, учреждений, организаций, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора либо на других условиях, предусмотренных законодательством, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI являются суммы:

— начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР;

— вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам;

— оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя и поcобия по временной нетрудоспособности; помощи в связи с беременностью и родами;

— пособия или компенсации в соответствии с законодательством.

Определение видов выплат, которые относятся к основной, дополнительной заработной плате и другим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении ЕСВ предусмотрено Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5). В соответствии с п. 3.6 данной Инструкции одноразовая денежная помощь государственным служащим, которые выходят на пенсию согласно действующему законодательству, не входит в фонд оплаты труда.

Кроме того, выплаты, на которые не начисляется ЕСВ, перечислены в Перечне видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденном постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170.

Согласно п. 2 разд. І данного Перечня одноразовая помощь работникам, которые выходят на пенсию согласно законодательству и коллективным договорам (включая денежную помощь государственным служащим и научным (научно-педагогическим) работникам), военнослужащим при увольнении с военной службы, не является базой для начисления и удержания ЕСВ.

Вывод. На одноразовую денежную помощь в размере 10 месячных должностных окладов государственным служащим, в том числе и должностным лицам органов местного самоуправления, при выходе на пенсию ЕСВ не начисляется и не удерживается.

НДФЛ. Согласно п. 3.6 Инструкции № 5 одноразовая денежная помощь государственным служащим, которые выходят на пенсию согласно действующему законодательству, не относится к фонду заработной платы.

Вместе с тем с такой выплаты необходимо удержать НДФЛ.

Так, п.п. 164.2.19 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) к общему месячному (годовому) налогооблагаемому доходу налогоплательщика включаются другие доходы, кроме тех, что определены в ст. 165 данного Кодекса (другие выплаты) и подлежат налогообложению по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ (15 % или 17 %). Статьей 165 НКУ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, и одноразовая денежная помощь при выходе на пенсию среди них не указана.

Вывод. Доход в виде одноразовой денежной помощи в размере 10 месячных должностных окладов, выплачиваемый при выходе на пенсию государственным служащим, облагается НДФЛ.

При этом, если сумма базы налогообложения меньше или равняется сумме 10 минимальных заработных плат, установленных на 1 января отчетного налогового года, то применяется ставка 15 %. Если база налогообложения в календарном месяце превышает десятикратный размер минимальной зарплаты, то к сумме, равной 10 размерам минимальной зарплаты, применяется ставка 15 %, а к сумме базы налогообложения, превышающей 10-кратный размер минимальной зарплаты, — ставка 17 %. Напомним: в 2014 году 10 минимальных заработных плат составляет 12180,00 грн.

Также отметим: к сумме одноразовой денежной помощи при выходе на пенсию налоговая социальная льгота (НСЛ) не применяется, поскольку данная выплаты не относится к заработной плате. А к зарплате, если она не превысила предельную величину, НСЛ применяется.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ сумма одноразовой денежной помощи, выплачиваемой при выходе на пенсию, в том числе и государственным служащим, указывается с кодом признака дохода «127». На это обращал внимание специалист Миндоходов в консультации (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 35, с. 11).

Справка о назначении пенсии. По поводу включения/не включения суммы одноразовой помощи при выходе на пенсию в справку о составляющих заработной платы для назначения пенсий (далее — справка) отметим следующее.

Одним из принципов учета тех или иных выплат в заработке, с которого исчисляется пенсия, является уплата страховых взносов или ЕСВ с этих выплат. Следует учитывать, что пенсионное обеспечение государственных служащих регулируется Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХII. Назначение пенсии государственного служащего осуществляется исходя из выплат, составляющих его заработную плату и с которых были удержаны (начислены) страховые взносы или ЕСВ.

Как ранее (в старых формах справок, утвержденных постановлением правления ПФУ от 30.10.2008 г. № 19-11), так и сейчас (в новых формах справок, утвержденных постановлением правления ПФУ от 04.09.2013 г. № 15-1) в справке указывают только те составляющие заработной платы государственного служащего, которые учитываются при назначении пенсии.

А поскольку на денежную помощь при выходе на пенсию в размере 10 должностных окладов не начисляется (не удерживается) ЕСВ, а также она не является составляющей заработной платы государственного служащего, указывать такую выплату в справке для назначения пенсии не нужно.

1. В случае если сумма принадлежащих участнику накопительной системы пенсионного страхования на момент приобретения права на пенсию пенсионных средств не достигает минимальной суммы средств, необходимой для оплаты договора страхования пожизненной пенсии, определенной национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, то это лицо право на получение единовременной выплаты.

По требованию участника накопительной системы пенсионного страхования единовременная выплата осуществляется в случае выезда этого лица за границу на постоянное место жительства.

Участник накопительной системы пенсионного страхования по желанию имеет право дополнительно за свой счет перечислить на свой накопительный пенсионный счет в Накопительном фонде средства в сумме, которой не хватает для обеспечения оплаты договора страхования пожизненной пенсии в порядке, установленном Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере социальной политики.

2. Если участник накопительной системы пенсионного страхования признан инвалидом I или II группы и приобретает право на пенсию по инвалидности в соответствии с настоящим Законом в солидарной системе, принадлежащие ему пенсионные средства накопительной системы пенсионного страхования, рассчитанные в соответствии с частью седьмой статьи 80 настоящего Закона, используются по его выбору для:

осуществление единовременной выплаты независимо от достаточности объема такой суммы средств для оплаты договора страхования пожизненной пенсии;

оплаты договора страхования пожизненной пенсии.

В случае признания участника накопительной системы пенсионного страхования инвалидом III группы принадлежащие ему пенсионные средства используются им по достижении возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, на оплату договора страхования пожизненной пенсии, а в случае недостаточности суммы средств для оплаты такого договора - на осуществление единовременной выплаты.

3. В случае смерти участника накопительной системы пенсионного страхования до достижения им возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Закона, принадлежащие ему пенсионные средства накопительной системы пенсионного страхования наследуются в порядке, определенном Гражданским кодексом Украины.

Участник накопительной системы пенсионного страхования имеет право в любое время определить наследниками одно или несколько физических лиц, которые имеют право на получение в случае его смерти средств в сумме, учтенной на его накопительном пенсионном счете в Накопительного фонда или на индивидуальном пенсионном счете в соответствующем негосударственном пенсионном фонде - субъекте второго уровня системы пенсионного обеспечения, а также определить размер частиц, в которых они должны быть распределены между указанными лицами. В таком случае участник накопительной системы пенсионного страхования составляет завещание в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Украины.

Лица, имеющие право на получение в наследство средств накопительной системы пенсионного страхования в сумме, принадлежащее умершему участнику накопительной системы пенсионного страхования, которые учитываются на его накопительном пенсионном счете в Накопительного фонда или на индивидуальном пенсионном счете в соответствующем негосударственном пенсионном фонде - субъекте второго уровня системы пенсионного обеспечения, могут подать заявление о направлении таких средств на свой накопительный пенсионный счет в Накопительного фонда или по желанию - на свой индивидуальный пенсионный счет в негосударственном пенсионном фонде - субъекте второго уровня системы пенсионного обеспечения.

В случае отсутствия у умершего участника накопительной системы пенсионного страхования наследников по закону и по завещанию причитающиеся ему средства, учтенные на его накопительном пенсионном счете в Накопительного фонда или на индивидуальном пенсионном счете в соответствующем негосударственном пенсионном фонде - субъекте второго уровня системы пенсионного обеспечения, направляются в резерв средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах, предусмотренного статьей 74 настоящего Закона. В таком случае делается соответствующая отметка в его персональной учетной карточке в системе персонифицированного учета.

4. Для получения единовременной выплаты участник накопительной системы пенсионного страхования или его наследники подают территориальному органу Пенсионного фонда или администратору соответствующего негосударственного пенсионного фонда - субъекта второго уровня системы пенсионного обеспечения заявление и документы, подтверждающие их право на получение такой выплаты. Перечень указанных документов утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере социальной политики.

Единовременная выплата осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления и указанных документов.


Украинцы будут получать вторую пенсию, в результате размер выплат будущих стариков может увеличиться почти в 2 раза. Так, украинцы с 1 января 2019-го должны принимать участие во втором уровне пенсионной системы.

Часть зарплаты будут отдавать на персональный счет, а при выходе на заслуженный отдых – получать еще и накопительную пенсию. Сейчас Кабинет министров отстает от утвержденного плана внедрения реформы. Однако в экспертной среде уверены: при политической воли правительства уже этой осенью можно принять все соответствующие документы и дать старт нововведению.

OBOZREVATEL разобрался, сколько будет стоить накопительный уровень и как вырастут пенсии.

Сколько заплатим
Высокая пенсия стоит дорого. И если к действующей солидарной системе могут быть вопросы: есть ограничения по максимальному размеру пенсий, соотношение взносов и полученных выплат у разных пенсионеров отличается, — то в накопительном уровне все проще. Сколько откладывал, столько и накопил.

Для примера, если ежемесячно откладывать на накопительный счет по 7% от зарплаты, то на пенсии можно будет получать дополнительную выплату в размере 10,2% от последней зарплаты. Если отдавать по 15% — 21,7%.

На данный момент есть три предложения (одно из них вступит в силу в следующем году): Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (Комиссия), ряда народных депутатов (проект Рады) и Министерства социальной политики (касается только отдельных профессий).

Итак, парламентарии предлагают первый год увеличить нагрузку на зарплату на 2 п.п, а потом, в течение 5 лет, ежегодно повышать ставку на 1 п.п. В результате размер взноса достигнет 7% зарплаты. Сейчас налоговая нагрузка на зарплату – 41,5%, после нововведения – 48,5%. Правда, в законопроекте говорится, что правительство должно разработать возможность перераспределить налог на доходы физлиц таким образом, чтобы смягчить увеличение налоговой нагрузки.

Второй вариант (от Комиссии) рассчитать сложнее. Первый год, согласно документу, нагрузка увеличится на 2%, а каждый следующий год – на 10% от роста заработной платы. К примеру, если зарплата растет на 20% в год, то нагрузка будет увеличиваться на 2% соответственно. Но здесь стоит учитывать, что согласно прогнозам правительства, инфляция в Украине будет замедляться каждый год. А чем меньше рост цен, тем меньше и номинальный рост заработных плат. В странах с развитой экономикой, где цены увеличиваются незначительно, зарплаты могут повышать всего на несколько процентов в год. Например, в Германии, как сообщают в Федеральном ведомстве статистики, с 2015 по 2016 год средняя зарплата выросла всего лишь на 2,3%. В Украине же только за прошедший год номинальная зарплата выросла на 35,5%.


При этом в законопроекте Комиссии сказано, что максимальная ставка должна составить 15% (для самых вредных работ, в том числе горняки, шахтеры, атомщики и др.) и 7% (для мене вредных работ, в том числе некоторые слесари, механики, асфальтобетонщики и др.) То есть до тех пор, пока взнос не достигнет этой отметки, его размер будет увеличиваться. И, зависимо от темпов роста зарплаты, это может произойти за 5-8 лет.

Законопроект Министерства социальной политики, который касается исключительно вредных профессий, предполагает увеличение ставки на 7-15% п.п. Так, если сейчас работодатели платят за таких сотрудников 22%, то после возможного нововведения – 29-37%.

Сколько получим
Итак, по проекту Минсоца, украинцы смогут получить единоразовую выплату, обычную пенсию, и вторую пенсию – с накопительного уровня. "Единовременная выплата или оплата пожизненной пенсии осуществляется при условии достижения пенсионного возраста", — отмечается в документе. Точный размер такой пенсии будет зависеть от многих факторов, в том числе и от размера заработной платы. Однако, основываясь на сумме взносов и экспертных расчетов, можно предположить, что такой украинец дополнительно получит около 15,4-21,7% зарплаты в месяц. Для примера, при зарплате в 10 тыс. грн "вторая" пенсия будет составлять 1540-2170 грн.

Примерно на такую же пенсию можно рассчитывать и согласно проекту Комиссии. Правда, на нее смогут рассчитывать все, кому на данный момент не более 35 лет, и кто примет участие во втором уровне пенсионной системы. В то время как "профессиональную" пенсию по Минсоцу будут получать только те, кто занят на вредных производствах (шахтеры, металлурги и т.д.)

В то же время, согласно парламентскому варианту законопроекта, размер "второй" пенсии для мужчины составит 10,2% зарплаты, а для женщины – 7,3%. При заработной плате в 10 тыс. грн – 1020 и 730 грн соответственно.

О чем еще должны договориться
Голосовать второй уровень пенсионной реформы депутаты будут уже осенью. Сейчас же нет окончательного консенсуса, в каком виде будет работать новая система. Группа народных депутатов вместе с рядом профильных экспертов предлагают внедрить децентрализованную систему, то есть собранные с украинцев деньги будут расходиться по разным частным пенсионным фондам. В то же время Комиссия считает, что лучший для Украины вариант – централизованный, контролируемый государством единый фонд.

Риски есть и у первого, и у второго. К примеру, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко напоминает: деятельность тех фондов, которые сейчас работают на рынке, не вызывают большого доверия. Кроме того, как отмечают в Комиссии, обслуживание децентрализованной системы дороже, что повлияет на размер второй пенсии.

Эксперт Галина Третьякова уверена: лучший для Украины вариант – децентрализованная система. В то время как один фонд создает коррупционные риски. "Действительно есть аргумент, что децентрализованная система обходится дешевле. Но нужно понимать, что когда у нас все еще высокая коррупция, мы можем потерять больше, создав один централизованный фонд", — рассказывает Третьякова.

При этом эксперт отмечает: до того, как запустить накопительный фонд и начать собирать у украинцев деньги, необходимо наделить регулятора полномочиями для более эффективного контроля. Соответствующий законопроект уже находится в парламенте, однако без вмешательства премьера, уверена Третьякова, вовремя принять все необходимые документы будет сложно.

Последние поступления

Консультируют специалисты Пенсионного фонда Украины

Денежная помощь в случае выхода на пенсию и перерасчет пенсии

Я — пенсионерка (родилась 01.10.1956 г.), но до сих пор работаю учителем в школе. На пенсии — с 1 апреля 2012 года. Согласно новой пенсионной реформе, работникам бюджетной сферы предусмат­ривается выплата единовременного пособия в размере 10 пенсий при наличии 30-ти лет страхового стажа. У меня педагогический стаж — 27 лет (работала учителем в школе и в течении 7 лет — в детской спортивной школе тренером). Можно ли суммировать стаж работы учителем и тренером для получения данного пособия, ведь обе профессии относятся к отраслям бюджетной сферы?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 7 1 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании (после внесения изменений Законом Украины от 08.07.2011 г. № 3668-VI), при назначении пенсиипредусмотрена выплата денежной помощи, которая не подлежит налогообложению, в размере десяти месячных пенсий лица по состоянию на день ее назначения.

Пособие предоставляется при соблюдении следующих условиях:

  • если пенсия по возрасту в соответствии с Законом о пенсионном страховании, назначается начиная с 1 октября 2011 года;
  • на день достижения пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, лицо работало в заведениях и учреждениях государственной или коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктами «е»–«ж» ст. 55 Закона о пенсионном обеспечении;
  • страховой стаж на указанных должностях для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет;
  • до этого они не получали какой-либо пенсии.

Порядок исчисления страхового стажа, дающего право на назначение денежной помощи и ее выплаты, утвержден постановлением КМУ от 23.11.2011 г. № 1191.

Согласно Порядку № 1191, в страховой стаж, определяющий право на выплату пособия, включаются периоды работы в заведениях и учреждениях государственной и коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктами «е»–«ж» ст. 55 Закона о пенсионном обеспечении, предусмотренных, в частности, Перечнем № 909.

Страховой стаж, дающий право на выплату денежной помощи, учитывается в календарном исчислении. При этом допускается суммирование страхового стажа за периоды работы, дающие право на назначение пенсии в соответствии с пунктами «е»–«ж» ст. 55 Закона о пенсионном обеспечении.

Детские спортивные школы относятся к заведениям внешкольного образования. Однако в Перечне № 909 должности тренера нет. Следовательно, время работы на должности тренера детской спортшколы не будет зачислено в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет и, соответственно, в стаж, дающий право на выплату денежной помощи. Без такого стажа ваш спецстаж будет составлять всего 27 лет, в связи с чем основания для выплаты денежной помощи в размере 10 месячных пенсий отсутствуют.

Получаю пенсию с 2008 года и с тех пор не работаю. В мае 2012 года мою пенсию повысили на 100 гривен. Имею ли я право на мартовский перерасчет пенсии в 2013 году в связи с увеличением средней заработной платы?

ОТВЕТ: В случае если величина средней заработной платы в Украине за прошлый год выросла, то с 1 марта текущего года размер пенсии повышается на коэффициент, который соответствует не менее 20 процентам темпов роста средней заработной платы в Украине по сравнению с предыдущим годом, за исключением случаев, когда повышение пенсионных выплат за прошлый год превысило данный коэффициент (ч. 2 ст. 42 Закона о пенсионном страховании).

В случае если коэффициент повышения пенсионных выплат в прошлом году был меньше, нежели указано в данной норме, то увеличение пенсий осуществляется с учетом предыдущего повышения. Размер и порядок такого повышения пенсии определяются в пределах бюджета Пенсионного фонда по решению КМУ.

Порядок проведения перерасчета пенсий, согласно ч. 2 ст. 42 Закона о пенсионном страховании, в 2013 году урегулирован постановлением КМУ от 15.04.2013 г. № 264.

Настоящим документом было установлено, что в 2013 году для повышения размера пенсий, исчисленных в соответствии с Законом о пенсионном страховании, Законом о научной деятельности, Законом о ЧАЭС, Законом № 2262 (для лиц из числа военнослужащих срочной службы и членов их семей), применяется коэффициент 1,0298.

При определении индивидуального коэффициента повышения пенсионных выплат в прошлом году сравниваются размеры пенсионных выплат по состоянию на 31 декабря 2012 года к размеру пенсионной выплаты по состоянию на 31 декабря 2011 года, или на день назначения пенсии, в случае если пенсия назначена после 1 января 2012 года.

Поскольку в течение 2012 года размер вашей пенсии увеличился более чем в 1,0298, право на перерасчет пенсии с 1 марта текущего года у вас отсутствует.

начальник отдела по вопросам назначения пенсий
департамента пенсионного обеспечения
Пенсионного фонда Украины

Список использованных нормативно-правовых актов:

Закон о пенсионном страховании — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 1058-IV.

Закон о пенсионном обеспечении — Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. № 1788-XII.

Закон № 2262 — Закон Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 09.04.1992 г. № 2262-XII.

Закон о ликвидаторах ЧАЭС — Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 г. № 796-XII.

Закон о научной деятельности — Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.1991 г. № 1977-XII.

Перечень № 909 — Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением КМУ от 04.11.1993 г. № 909.

После распада Советского Союза все страны, бывшие его республиками, имели общие формы построения системы социального обеспечения. Большинство государств попыталось сохранить эти модели, однако, по объективным причинам, не у всех получилось это осуществить на практике.

Так, системы пенсионного обеспечения во многих странах бывшего СССР претерпели довольно серьезные изменения. Советскую модель сохранить не удалось, поскольку это не позволили сделать сложные экономические и демографические условия, в которых они оказались.

Бесплатно по России

В частности, пенсионная система современной Украины, которая хоть и похожа на российскую, однако к настоящему моменту зашла в тупик и нуждается в кардинальных реформах. Об ее особенностях и пойдет речь далее.

Структура пенсионной системы в Украине

В Украине на сегодняшний момент действует система государственного пенсионного обеспечения. Целью ее функционирования является обеспечение материальной поддержки пожилых и нетрудоспособных граждан.

Пенсионная система в Украине строится на солидарных принципах. На практике это означает, что денежные средства для выплат нынешним пенсионерам формируются за счет взносов работающих граждан. При этом данная система в украинских условиях показывает себя неэффективной.

Так, на конец 2019 года в стране проживало более 11 млн. пенсионеров, что составляет значительный процент от населения страны. По неофициальным же данным, каждый третий украинец является получателем пенсионного обеспечения.

В связи с этим, а также сложной экономической ситуацией, ПФУ имеет значительный дефицит денежных средств. Так, известно, что в 2019 году более 15% от всего бюджета государственного фонда составляли специально выделенные для целей пенсионного обеспечения средства из бюджета страны.

Сами же взносы в ПФУ являются обязательными для всех категорий работающих граждан. За наемных сотрудников единый социальный взнос (ЕСВ) обязаны уплачивать работодатели.

Кроме государственной системы пенсионного обеспечения, в стране действуют десятки частных пенсионных фондов, которые предлагают гражданам услуги по формированию негосударственной пенсии.

Украинское законодательство выделяет три вида таких организаций:

  1. Открытые.С ними могут заключать договоры любые лица без исключений. Открытые НПФ предлагают различные частные программы для граждан, позволяющие накопить достаточное количество средств для обеспеченной старости.
  2. Корпоративные.Эти фонды создаются крупными организациями, а их деятельность направлена исключительно на обеспечение частной пенсией сотрудников этих компаний. Корпоративная пенсия зачастую выступает как часть социального пакета.
  3. Профессиональные.Как правило, учредителями таких организаций выступают профессиональные объединения. Участниками пенсионных программ, которые предлагаются такими фондами, могут выступать только члены соответствующих профсоюзов.

Пенсионный фонд Украины

Органом, осуществляющим политику по обеспечению деятельности системы государственного обеспечения нетрудоспособных граждан, является Пенсионный фонд Украины.

Его центральный аппарат расположен в столице страны – Киеве по адресу: улица Бастионная, дом 9.

В областях Украины функционируют территориальные органы, которые осуществляют исполнение положений законодательства о государственном пенсионном обеспечении в пределах конкретного региона.

Звонок в контакт-центр является совершенно бесплатным для всех номеров, зарегистрированных на территории Украины.

В интернете функционирует сайт ПФУ. На этом ресурсе пользователь может получить исчерпывающую информацию о деятельности фонда, видах пенсионного обеспечения и правилах его начисления, узнать последние новости.

Кроме этого, на сайте имеется контактная информация для обращения в фонд, в том числе адресе территориальных отделений в областях Украины.

Через сайт пенсионного фонда граждане могут пройти на портал электронных услуг, где имеется возможность создания личного кабинета.

  • посредством подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФУ;
  • посредством использования электронно-цифровой подписи.

После регистрации на портале электронных услуг ПФУ застрахованное лицо сможет следить за состоянием своего пенсионного счета, подавать заявления и получать необходимые документы в режиме онлайн.

Условия для выхода на пенсию

При определении права на получение пенсионного обеспечения в Украине используется два критерия – возраст и страховой стаж гражданина.

Так, на данный момент в стране проходит пенсионная реформа, одной из целей которой является повышение возраста выхода на заслуженный отдых.

В 2020 году украинцы выходят на пенсию в зависимости от накопленного страхового стажа. Под последним следует понимать периоды, когда за работника производились выплаты единого социального взноса в ПФУ.

Таким образом, в Украине принята система, согласно которой продолжительность трудовой деятельности и год рождения непосредственно влияют на возраст выхода на заслуженный отдых.

Пенсионный возраст в Украине

В настоящее время в Украине проходит реформа пенсионной системы, благодаря чему материальное обеспечение начинает выплачиваться в зависимости от количества стажа.

Так, в 2020 году украинцы могут выйти на пенсию в 60 лет, но при этом получать только минимальную пенсию. Для этого им потребуется отработать не менее 27 лет (в зависимости от возраста).

Пенсионное обеспечение в полном объеме выплачивается с 63 лет, при этом, в зависимости от возраста, страховой стаж должен быть в пределах 17-27 лет.

По итогам данной реформы в 2028 году для выхода на пенсию женщинам и мужчинам в 60 лет потребуется минимум 35 лет страхового стажа. Гражданам, которые не наберут необходимое количество лет стажа, придется работать до 63 или даже 65 лет.

Кто может выйти на пенсию раньше

В соответствии с украинским законодательством отдельные категории граждан вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение ранее положенного срока.

Так, в первую очередь, это касается работников вредных и опасных для здоровья производств. В их число входят и шахтеры.

Кроме этого, на льготную пенсию имеют право:

  • многодетные матери;
  • матери, воспитывающие ребенка-инвалида;
  • инвалиды по зрению;
  • участники вооруженных конфликтов;
  • лица, имеющие редкие генетические заболевания (карликовость).

Также значительно раньше на пенсию выходят военнослужащие и сотрудники силовых структур. Однако следует отметить, что им пенсия назначается в особом порядке – в зависимости от выслуги.

Что изменилось для медиков и учителей

Педагогическая деятельность и работа в сфере здравоохранения предполагают повышенные психоэмоциональные нагрузки, что приводит к профзаболеваниям и ранней потере трудоспособности. В этой связи для данных категорий работников на Украине установлена льгота, связанная с досрочным выходом на пенсию. Основным условием для этого является наличие достаточного количества лет специального стажа.

Проходящие в стране изменения, связанные с пенсионным обеспечением, коснулись медиков и учителей в полном объеме. Спецстаж поднимается поэтапно, при этом в 2024 году для указанных категорий специалистов для получения льготы будет необходимо отработать не менее 30 лет на соответствующих должностях.

Размер пенсионных выплат

Размер украинской пенсии остается одним из самых низких в Европе. Столь неблаговидное положение не спасают даже периодические индексации выплат, производимые руководством страны.

Так, в январе 2020 года минимальный размер пенсии по старости в Украине составлял 1638 гривен. В то же время в среднем украинские пенсионеры получают 3083 гривны.

Важно! Украинское законодательство предполагает «потолок» пенсионных выплат. Так, максимальная пенсия в стране не может превышать 16380 гривен.

Особенности расчета пенсии

Пенсия в Украине рассчитывается из 3 важных показателей.

  1. Средняя заработная плата. Берется в расчет только зарплата за три последних года.
  2. Размер заработной платы. От этого параметра зависит размер ЕСВ и, соответственно, объем пенсионных прав.
  3. Длительность трудового стажа.Высчитывается соответствующий коэффициент.

Есть ли задержки в выплатах пенсии – причины

Несмотря на довольно непростое экономическое положение, задержки пенсии в стране перестали быть массовым явлением, однако возможны. Так, основной причиной является недостаток денежных средств, связанный с дефицитом ПФУ.

Кроме этого, на местах невыплата денег может быть связана с ошибками технического и административного характера.

Будет ли проведена пенсионная реформа

В силу неэффективности сложившейся в Украине пенсионной модели многие граждане и эксперты настаивают на ее реформировании. Так, неоднократно высказывается мнение о повышении пенсионного возраста с сопутствующим увеличением среднего размера материального обеспечения. Напрямую такая реформа не проводится, однако на сегодняшний день в стране уже происходит ужесточение требований для будущих пенсионеров.

Пенсии на Украине одни из самых низких в Европе. Правительство страны на сегодняшний день проводит ряд действий, ужесточающих требования для получения выплат. Несмотря на это индексация выплат происходит крайне медленно и, соответственно, пенсии растут ниже, чем инфляция.

Полезное видео

О повышении пенсий на Украине в видео:

Читайте также: