Эхо москвы о повышении пенсий

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

В ходе дистанционного пленарного заседания Московской городской Думы принят Закон города Москвы «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2021 год».


Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, статс-секретарь Ольга Грачева :

«В Москве большое внимание уделяется социальной поддержке граждан старшего поколения. Самой значимой мерой для более чем 2 млн неработающих столичных пенсионеров является региональная социальная доплата (РСД) к пенсии до городского социального стандарта, который в настоящее время составляет 12 578 рублей. Расходы на выплату РСД составляют 657,4 млрд рублей – это самая большая статья расходов программы социальной защиты населения города Москвы.

Федеральное законодательство обязывает субъекты Российской Федерации обеспечить для всех неработающих пенсионеров, в том числе и проживающих в субъекте временно, уровень дохода не ниже прожиточного минимума пенсионера, величина которого устанавливается ежегодно на законодательном уровне.

С момента введения РСД в Москве наблюдается постоянный рост получателей. Если в 2010 году их число составляло чуть более трех тысяч человек, в настоящее время их более 71 тысячи. По произведенным расчетам численность получателей РСД до прожиточного минимума продолжит расти и достигнет в 2021 году 85 тысяч москвичей.

Сегодня представлен документ, которым вводится величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2021 год в размере 12 809 рублей, а также изменение редактора, которым данная сумма увеличивается до 13 496 рублей.

Позвольте пояснить, почему данное изменение редактора появилась. Прогнозная величина прожиточного минимума пенсионера по Российской Федерации на 2021 год по первоначальному прогнозу составляла 9 512 рублей. Из этой величины рассчитывалась цифра в 12 809 рублей.

12 октября Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации изменило прогноз и установило новую величину прожиточного минимума - 10 022 рублей.

Величина 13 496 рублей появилась в результате применения федеральной методики, которая установлена постановлением Правительства РФ от 30 июля 2019 года № 975. Методика с 2020 года является обязательной для всех субъектов РФ. Средства на выплаты пенсионерам предусмотрены в полном объеме в проекте закона о бюджете города Москвы. Заложено 158,5 млрд рублей, из которых 4,5 млрд рублей пойдет на реализацию положений данного законопроекта в 2021 году».

Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева , фракция партии «Единая Россия»:

«Хотелось бы сразу акцентировать ваше внимание на том, что мы говорим только об определенной группе граждан, получающих пенсию в городе Москве и зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства менее 10 лет, таковых в настоящее время порядка 71 тысячи человек.

Суть рассматриваемого документа заключается в том, что ни один неработающий пенсионер, зарегистрированный на территории соответствующего региона, не может получать меньше определенной установленной суммы. Если его доход ниже, тогда ему положена региональная социальная доплата к пенсии до той величины, которая заложена в представленном законопроекте.

Границы полномочий региона в данном вопросе жестко регламентированы федеральным законодательством: Федеральный закон № 178 «О государственной социальной помощи»; Закон № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», по которому каждый субъект, и Москва в том числе, должен принимать свой закон об установлении величины прожиточного минимума пенсионера на очередной финансовый год. Есть четкие правила определения величины прожиточного минимума, утвержденные Правительством Российской Федерации, учитывающие прогноз социально-экономического развития страны на среднесрочный период, динамику цен на товары и услуги, ряд других объективных факторов.

Мы ежегодно принимаем соответствующий нормативный акт и ежегодно слышим от некоторых коллег одни и те же высказывания о недостаточности установленных значений. При этом критикующие совершенно не учитывают реальное положение вещей, в частности, возможности региона влиять на данный показатель.

На текущий год прожиточный минимум составляет 12 578 рублей, законопроектом предлагается увеличить его до 13 496 рублей в расчете на среднегодовую прогнозную численность на 2021 год - 85 тысяч человек.

Конечно, хотелось бы, чтобы прирост показателя был более значительным, но считаю необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, несмотря на экономические последствия коронавирусной инфекции, город нашел силы полностью выполнять все свои обязательства перед москвичами-пенсионерами, и второе - максимально использовал свои возможности как субъекта Российской Федерации для пусть и незначительного, но все же увеличения прожиточного минимума, что принципиально важно в текущих условиях».

Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев :

«Методика расчета прожиточного минимума заложена на федеральном уровне и при всем нашем желании выйти за пределы той цифры, которая рассчитана Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, невозможно. Цифра небольшая. Но по Москве расчет произведен по максимуму.

В ряде регионов после расчета в силу нехватки денег местные власти занижают цифры. Какой бы цифра ни была, методика, по которой ее рассчитывают, - компетенция федерального уровня. Запомним необходимость обращения к коллегам об актуализации методики».

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов :

«Мы видим, в том числе и общаясь с нашими избирателями, что в Москве существует и хорошо функционирует мощная и эффективная система социальной защиты людей старшего возраста, инвалидов, ветеранов ВОВ, труда, многодетных семей. В эту систему входят различные доплаты к пенсиям, льготы в натуральном виде, бесплатный проезд на общественном городском транспорте, льготы по оплате капитального ремонта и так далее. Это сложная, серьезная система. Для того чтобы она работала и в следующем году, нам необходимо, согласно нашему законодательству, установить величину прожиточного минимума пенсионера в городе Москве на 2021 год. Фракция партии «Единая Россия» будет голосовать «за».

Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева :

«Депутатское объединение «Моя Москва» будет поддерживать данный законопроект. Он абсолютно выдержан в методиках, прописанных на федеральном уровне.

Это означает, что внесенные цифры уточняют позицию Правительства Москвы и увеличивают прожиточный минимум пенсионера в 2021 году. Цифра недостаточная, давайте будем обращаться на федеральный уровень».

Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин :

«Все пенсионеры и малоимущие граждане города Москвы находятся в прямой зависимости от решений исполнительных и представительных органов государственной власти. Нужно более серьезно относиться к данным категориям москвичей. Мы за них несем ответственность.

Предлагаем добавить еще две тысячи рублей к той сумме, которая сегодня обсуждается. У нас в бюджете есть статьи расходов, которые можно «поджать», давайте на них обратим внимание. Фракция КПРФ будет предлагать поправки в данный законопроект».

Депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин , фракция партии «Яблоко»:

«Исправить ситуацию с прожиточным минимумом пенсионера можно только внеся изменения в законодательство. И у меня будут поправки к рассматриваемому сегодня законопроекту.

Полагаю, что необходимо установить единый порог социальных доплат пенсионерам на следующий год. В Москве уже действует городской социальный стандарт пенсионера, он регулируется другими нормативно-правовыми актами. Сумма доплат для пенсионеров, проживающих в городе 10 и более лет, составляет 19,5 тыс. рублей. Она больше, хотя и недостаточна. Буду предлагать именно в этом проекте закона зафиксировать сумму в 21 тыс. рублей. Кроме того, нужно отменить ценз оседлости в 10 лет для пенсионеров. Считаю это дискриминацией».

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников , фракция партии «Единая Россия»:

«В соответствии с федеральным законодательством величина прожиточного минимума пенсионера ежегодно устанавливается субъектом РФ. Этот параметр очень важен, так как от него рассчитывается региональная социальная доплата. В данном случае речь идет только о неработающих пенсионерах, проживающих в Москве менее десяти лет. В 2020 году такой доплатой воспользовались около 71 тысячи человек. По прогнозу, в следующем году получать ее будут порядка 85 тысяч пенсионеров. В 2021 году прожиточный минимум пенсионера в Москве составит 13 496 рублей. С учетом этих изменений на выплату региональной социальной доплаты для данной категории населения город направит порядка 4,5 млрд рублей.

Отмечу, что для пенсионеров, проживших в городе более десяти лет, действует иная система определения региональной социальной доплаты. В соответствии с постановлением Правительства Москвы для москвичей с 10-летним «стажем» регистрации установлен городской социальный стандарт, который сегодня составляет 19 500 рублей. Доплату до данного стандарта получают более 2 млн столичных пенсионеров».

После принятия проекта закона в первом чтении к нему было подано три поправки депутата Сергея Митрохина и одна поправка от фракции КПРФ в Московской городской Думе. Редактор законопроекта поправки отклонил, депутаты аргументированную позицию редактора поддержали.

Закон города Москвы «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2021 год» был принять большинством голосов.

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

В приоритетах российского бюджета также увеличение МРОТ и прожиточного минимума


Михаил Мишустин. фото: пресс-служба Государственной думы

Госдума рассмотрит в первом чтении проект основного финансового документа страны на следующую трёхлетку 28 октября. На встрече с руководством палаты и главами фракций в Белом доме в понедельник премьер-министр Михаил Мишустин рассказал, что есть необходимость доработать вопрос предоставления субсидий регионам. Спикер Вячеслав Володин отметил, что у каждой фракции есть своя позиция по тем или другим подходам, приоритетам, но в целом можно говорить о поддержке ими проекта бюджета.

В бюджете всё запланировано

Глава Правительства отметил, что кабмин завершает работу над так называемым нулевым чтением проекта бюджета, в котором запланированы все средства, позволяющие при сокращении доходов «сжимать разницу в бюджетной обеспеченности регионов». Он поблагодарил депутатов за принципиальную позицию в этом вопросе, напомнив, что впервые за долгие годы работа над государственной сметой проходила в столь сложных условиях: помимо санкций и низких нефтяных цен в этом году возникли новые социально-экономические риски — в первую очередь из-за коронавирусной инфекции.


Вячеслав Володин и Михаил Мишустин. фото: пресс-служба Государственной думы

«Произошло существенное сокращение доходной базы бюджета. Понадобились дополнительные серьёзные ресурсы, чтобы защитить жизнь и здоровье людей прежде всего и, конечно же, экономику страны, поддержать её в трудное время», — уточнил премьер.

«Конечно, в ходе предварительного нулевого чтения все развилки пройти, наверное, невозможно, нам предстоит, например, ещё дораспределить субсидии регионам, — рассказал депутатам Мишустин. — Уверен, что совместными усилиями мы сможем решить все вопросы в ходе дальнейшей работы над документом, в том числе в рамках подготовки ко второму чтению».

Чиновник также сказал, что для поддержки регионов с непростой демографической ситуацией по инициативе президента и при поддержке Госдумы принят ряд решений. «Это в том числе выплаты на детей с трёх до семи лет, увеличение материнского капитала, софинансирование с регионами выплат на третьего и последующих детей», — уточнил премьер.

Мишустин напомнил, что в новом бюджете запланированы деньги и на повышение пенсий, и на увеличение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума темпами выше инфляции. Кроме того, нашлись деньги на продление льготной ипотеки под 6,5% годовых, а на лечение детей с орфанными заболеваниями будет направлено более 60 миллиардов рублей.

Председатель Правительства отметил важность выполнения всех социальных гарантий и обязательств, которые определил президент и которые для Правительства являются безусловными приоритетами. «Рассчитываю, что вы поддержите все основные социальные инициативы, которые мы заложили в бюджет. Все шаги, которые направлены на поддержку людей. Они широко обсуждались, в том числе и с фракциями Государственной Думы», — подчеркнул глава кабмина.

Поддержать общественный транспорт и сельскую ипотеку

Все депутаты понимают ответственность, которая ложится на плечи каждого из них при рассмотрении проекта бюджета, заверил Вячеслав Володин. «Потому что нам надо не только защитить наших граждан, но и сделать всё для достижения целей и задач, поставленных президентом, для повышения благосостояния наших граждан, развития экономики», — уточнил спикер Госдумы.


фото: пресс-служба Государственной думы

Володин напомнил, что все профильные комитеты и фракции изучали проект закона о бюджете, выразив благодарность министрам, которые принимали участие в этой работе.

«И необходимо отметить, что Правительство по каждому профильному комитету, по каждой госпрограмме вело диалог… Не только отвечали на вопросы, но и вырабатывали решения по тем проблемам, которые обозначали депутаты», — подчеркнул Володин. По его мнению, это крайне важно, так как без диалога нет доверия. А когда нет доверия, совершенно очевидно, говорить о решении вопросов уже бессмысленно.

Спикер выразил надежду, что думские фракции поддержат проект бюджета. «У каждой фракции есть своя позиция по тем или другим подходам, приоритетам. Но в целом можно говорить о поддержке бюджета», — подчеркнул он.

При этом диалог Правительства с Госдумой необходимо продолжить и после первого чтения бюджета, чтобы использовать его максимально для решения проблем граждан. В этой связи Володин обозначил ряд направлений, которые в дальнейшем следовало бы поддержать, например решение вопросов, связанных с модернизацией городского общественного транспорта. В регионах-реципиентах города самостоятельно не могут решить эту проблему, напомнил Володин. «Поэтому в этой связи предлагаем в случае, если у нас будут расти доходы, запланировать решение этого вопроса и также сформировать программу поддержки модернизации городского транспорта», — предложил глава Госдумы.

Госдума рассмотрит бюджет в первом чтении

Такой же подход было бы правильно избрать в отношении сельской ипотеки. «Ресурсы на это направление, на взгляд наших коллег из профильного комитета и фракций, недостаточны, — сказал Володин. — Было бы хорошо, если мы с вами говорим о дополнительных доходах, которые в случае развития положительного сценария в экономике должны быть, предусмотреть и дополнительные ресурсы в будущем на поддержку социального развития села, на строительство жилья на селе под льготную ставку ипотечного кредитования».

Председатель Госдумы также предложил камбину в рамках подготовки бюджета создать совместную рабочую группу для разработки программ поддержки регионов с высокой убылью населения.

«Это вопрос, требующий дополнительного изучения, а также, возможно, формирования программ индивидуальной поддержки регионов, где эта ситуация складывается на протяжении нескольких лет», — пояснил Володин. Спикер уточнил, что речь идёт о возможных дополнительных мерах поддержки здравоохранения и семей в таких регионах.

Денег на пенсии и медицину будет больше

Ранее, 22 октября, в ходе заседания фракции «Единая Россия» министр финансов Антон Силуанов пообещал, что все социальные обязательства перед гражданами будут выполнены. В частности, министр отметил: в 2021 году общий объём расходов на здравоохранение составит 3,8% ВВП, что больше цифр докризисного 2019 года. Средств на выполнение послания президента в следующем году также будет больше по сравнению с текущими показателями на 15%, а в 2023-м они и вовсе вырастут на 40%.

Приоритет бюджета — люди

В то же время пенсии в следующем году проиндексируют на 6,3% (притом что инфляция не должна превысить 3,7%), минимальный размер оплаты труда при этом увеличится на 5,5%. На поддержку малоимущих семей с детьми в бюджете предусмотрено около 400 миллиардов рублей в год.

Согласно проекту бюджета, доходы в 2021 году составят 18,77 триллиона рублей, в 2022 году — 20,64 триллиона рублей, в 2023 году — 22,26 триллиона рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 триллиона рублей, в 2022 году — 21,88 триллиона рублей, в 2023 году — 23,67 триллиона рублей. На реализацию нацпроектов в 2021 году предусмотрено 2,25 триллиона рублей, в 2022 году — 2,62 триллиона рублей, в 2023 году — 2,79 триллиона рублей.

Дефицит бюджета в 2021 году составит 2,75 триллиона рублей, в 2022 году — 1,25 триллиона рублей, в 2023 году — 1,41 триллиона рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

По расчетам Минэкономразвития, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3 процента, в 2022 году — на 3,4 процента, в 2023 году — на три процента. Прогнозный объём ВВП в 2021 году составит 115,53 триллиона рублей, в 2022 году — 124,22 триллиона рублей, в 2023 году — 132,82 триллиона рублей. В течение трёх лет инфляция не превысит четырёх процентов.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что столичные власти обсуждают вопрос об увеличении пенсии на 3000 рублей. В частности, в интервью «Ведомостям» Собянин заявил, что в последнее время заметно снизились реальные доходы людей, что ударило по малообеспеченным слоям. Мэр Москвы отметил, что из-за этого необходимо увеличить льготы и минимальную пенсию.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в беседе с «URA.RU» пояснила, что речь идет об увеличении именно московской надбавки: «При Лужкове эта надбавка была увязана с размером прожиточного минимума, при Собянине ее зафиксировали и в дальнейшем несколько раз индексировали. Очевидно, что речь идет об очередном повышении».

Минимальная пенсия в Москве в 2017 году с 1 января составляет 14500 рублей с учетом городской надбавки. Если пенсия недотягивает до этой отметки, из городского бюджета пенсионеру начисляется соцвыплата. Для сравнения, средняя зарплата в России на начало 2017 года составляет около 37 тысяч рублей. Таким образом, москвич получает на пенсии 40% от тех денег, за которые россиянину приходится работать. Если же брать соотношение московских зарплат и пенсий, то нетрудно посчитать, что московскому пенсионеру гарантировано 20% от средней заработной платы по региону.

«Ни один регион, кроме Москвы, такого позволить себе не может, потому что никто не имеет доходов, сопоставимых со столичными. Ни один региональный бюджет такое не потянет», — отметила Зубаревич.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что «пенсионный вопрос» является красноречивым отражением неравномерного развития регионов. «Надо признать, что в Москве сложилась совершенно другая экономическая реальность, которая разительно отличается от большинства регионов. Взять хотя бы тот факт, что в столице дислоцируется огромное количество штаб-квартир крупнейших компаний. Соответственно, и налоги они платят в Москве. Столичная налоговая база примерно в два раза больше, чем у Петербурга. С другими регионами даже и сравнивать сложно», — пояснил он

В то же время он не считает, что речь в данном случае идет о высокой эффективности работы московских властей: «На самом деле у экспертов возникают большие вопросы к структуре бюджета Москвы на следующий год. Есть ощущение неэффективности расходов по целому ряду статей».

Масленников также отметил, что на очередное повышение пенсий стоит смотреть и через призму политики: «Москва располагает существенным электоральным потенциалом, с которым приходится заигрывать, чтобы на выборах получить пристойные результаты».

Генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед сообщил «URA.RU», что более половины доходной базы столичного бюджета формируется именно за счет поступлений от налога на прибыль и НДС: «С Москвой по этому показателю никто не в состоянии тягаться. Столица может неоднократно повышать пенсии, при этом не особо напрягаясь. Основные бизнес-ресурсы по-прежнему сконцентрированы в Москве».

Повышение пенсий в Москве поднимет градус напряжения в обществе, признал в разговоре член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. «Я много бываю в регионах, и люди задают вполне законные вопросы — почему происходит именно так? Почему наши регионы ограблены?! Очевидно, что необходимо менять принципы государственного устройства и систему отношений, которая сложилась между Москвой и федеральным центром», — пояснил парламентарий.

Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов пояснил что московская инициатива может сыграть роль искры: «Реальные доходы людей падают вот уже несколько лет, пенсионеры находятся в тяжелом положении. Когда всем плохо, то терпеть психологически проще. Однако когда одним дают деньги, пусть даже и не очень большие, а другим — нет, это неизбежно приводит к кризису. Людей можно понять — неужели они виноваты, что они живут в Иваново или Тольятти, не в Москве, чем они хуже? Такие инициативы лишь в разы усиливают расслоение общества и делают сильнее стереотип, согласно которому Москва — это отдельное государство внутри страны».

Новый год принесет в жизнь российских пенсионеров сразу несколько перемен. Помимо плановой индексации пенсий и следующего этапа повышения пенсионного возраста, случится переход на электронные трудовые. К тому же власти обещают разобраться с системой пенсионных накоплений, замороженной с 2014 года.


Новый год принесет в жизнь российских пенсионеров, нынешних и будущих, сразу несколько перемен. Помимо плановой индексации пенсий и следующего этапа повышения пенсионного возраста, случится переход на электронные трудовые. К тому же власти обещают разобраться с системой пенсионных накоплений, замороженной с 2014 года.

Повышение пенсий

С 1 января проведут очередную индексацию пенсий неработающим пенсионерам. Это делается каждый год. В 2021-м пособие по старости вырастет на 6,3%, что в полтора раза опережает инфляцию. То есть в среднем пенсия увеличится на тысячу рублей, рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя комитета Совфеда по социальной политике Елена Бибикова. Пенсионеры будут получать примерно по 17 444 рубля.

Ежемесячные выплаты ветеранам и инвалидам повысят с февраля. Исходить будут из индекса потребительских цен за предыдущий год, который пока составляет 3,8%.

С апреля поднимут и социальные пенсии (положены тем, кому не хватило баллов и стажа для страховой). Но вырастут они всего на 2,6%.

Работающие пенсионеры получат небольшую надбавку в августе, отмечает «Комсомольская правда». Им зачтут те страховые взносы, которые за них вносили работодатели в 2020 году. Но максимальная прибавка составит всего три пенсионных балла, или около 300 рублей. Полная индексация работающим пенсионерам полагается только после увольнения.

Полная оцифровка стажа

С 2021 года произойдет полный переход на электронные трудовые книжки (ЭТК). Новым работникам больше не будут выдавать их бумажные аналоги. При желании можно в заявлении попросить работодателя оставить трудовую в привычном виде, тогда ее будут вести наравне с электронной.

Если же перейти на ЭТК, в нее будут вноситься только записи, начиная с 2020 года. Но если бумажная версия вдруг потеряется, придется доказывать свой стаж, тратя время и силы на сбор справок.

Поэтому с 2021 года можно будет перенести в электронную трудовую книжку все записи, а не только с января 2020-го. Для этого нужно направить заявление в Пенсионный фонд. Соответствующие изменения в закон обещают внести до конца года. Информацию о своем трудовом стаже можно будет в дальнейшем получить и на портале «Госуслуги».

Повышение пенсионного возраста

С нового года начинается следующий этап реформы, повышающей пенсионный возраст. На заслуженный отдых предстоит уйти женщинам 1965-го и мужчинам 1960 года рождения. Все еще будет действовать льготный период, согласно которому можно отправиться на пенсию на полгода раньше нового срока: в возрасте 56,5 и 61,5 года соответственно.

Новая система накоплений

Законопроект о реформе системы накопительной пенсии собираются внести в парламент в следующем году. «Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат» - рассказал Антон Дроздов, бывший глава ПФР, занимающий сейчас пост замминистра финансов.

В прошлом году Центробанк и Минфин представили новую концепцию пенсионных накоплений - гарантированный пенсионный план. По нему предполагалось, что россияне будут добровольно откладывать из своей зарплаты от 1 до 6% каждый месяц на свою пенсию. Взносы были бы освобождены от НДФЛ.

Но предложение выглядело как попытка ограбить россиян еще на 6% от зарплаты. Дело в том, что с 2014 года, когда прежняя система накоплений была заморожена, россияне и так продолжают выплачивать 6% от своего дохода. Только раньше эти проценты шли на ваши персональные накопления, а теперь фактически тратятся на финансирование текущих выплат пенсионерам.

Читайте также: