Экономическое значение пенсионного страхования

Пенсионная система России представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему нынешним пенсионерам пенсия выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего поколения. Винар дезиконт купить, индикатор дезиконт http://www.infodez.ru.

С принятием пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях, определилась следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:

обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей);

добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан [11, с.65].

В историческом аспекте система государственных пенсий в СССР не была всегда одинаковой - за семьдесят с лишним лет она претерпела довольно сильные изменения.

К концу существования СССР право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа. В СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.

В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией. Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно. При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».

Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично - за счет других бюджетных доходов. При такой организации финансирования не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института. В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году он прекратил свое существование [5, с.44].

Поскольку в ходе рыночных реформ подавляющее большинство предприятий и организаций стало негосударственными (одни приватизировались, другие сразу создавались как частные), то государству пришлось ввести отдельные платежи в ПФР - «страховые взносы» по ставке 28% от начисленной оплаты труда. Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в ПФР. Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального налога (ЕСН).

В настоящее время система государственного пенсионного обеспечения в нашей стране переживает глубокий кризис. Все попытки спасти находящуюся на грани банкротства систему пенсионного обеспечения приводят к еще большей путанице при расчете пенсий, законодательной неразберихе и, как следствие, ухудшению положения пенсионеров. Ибо причины кризиса нынешней пенсионной системы кроются не только в экономической сфере, где произошел массовый обвал производства, появилась безработица и существенно снизилась заработная плата, но, в первую очередь, в механизмах пенсионной системы.

Наша пенсионная система по сути своей осталась системой социальной помощи, а не страхования. В существующей системе пенсионных выплат около половины не увязаны с уплатой страховых взносов. Речь идет о многочисленных досрочных пенсиях на льготных условиях - за особые условия труда, работу на Севере, выслугу лет. Разумеется, многие эти выплаты оправданы, но производиться они должны за счет специально изысканных на то ресурсов, что, к сожалению, не было принято во внимание.

Пенсионное обеспечение в нашей стране все в меньшей степени зависит от размеров страховых взносов, то есть нарушается главный принцип социального страхования - эквивалентность страховых взносов и выплат. На практике это означает, что независимо от стажа, уровня квалификации, средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы, пенсии у всех категорий граждан примерно одинаковы.

В целом в современной пенсионной системе России можно выделить, по нашему мнению, следующие недостатки:

основная финансовая нагрузка в пенсионном обеспечении (около 90% всех расходов) ныне ложится на работодателей;

не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий, как и прежде, не зависит от объема страховых платежей. Введение так называемого «индивидуального коэффициента пенсионера» не смогло решить эту проблему;

В современном экономическом словаре пенсия (от лат. pensio – платеж) – это денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях. В современном английском словаре по экономике пенсия (pension) – это платеж частным лицам, оставившим оплачиваемую работу или достигшим установленного государством пенсионного возраста, в форме регулярных еженедельных или ежемесячных выплат или в виде единовременной крупной суммы.

В этих определениях пенсии явно выражен её социальный аспект, состоящий в том, что пенсия – это платеж лицам, оставившим трудовую деятельность, получаемый ими в качестве денежного обеспечения их дальнейшего существования.

Однако экономическая сущность пенсии носит двойственный характер:

· с одной стороны, она направлена на уменьшение бедности и предотвращение нищеты, т.е. обеспечение минимально гарантированного уровня дохода;

· с другой стороны, она призвана компенсировать утраченный заработок и обеспечить адекватный индивидуальный коэффициент замещения.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного и страхового фондов, образуемых в качестве внебюджетных государственных фондов и страховых, частных пенсионных фондов предприятий. Государственный пенсионный фонд формируется из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций, из которых и выплачиваются пенсии гражданам, а негосударственные пенсионные фонды аккумулируют денежные средства вкладчиков и участников с последующей выплатой им пожизненных или разовых пенсий.

Средства социального страхования образуются из страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами по установленным тарифам в процентах к фонду заработной платы. Эти средства являются затратами предприятия, которые входят в себестоимость продукции, т.е. черпаются из себестоимости продукции предприятий. Величина этих затрат определяется установленным тарифом в процентах к заработной плате, она входит в суммарную денежную выручку предприятия от реализации его продукции.

Отчисления предприятия в фонд социального страхования с экономической точки зрения являются частью его издержек производства, но издержек особого рода. Эти

издержки имеют сходство с налоговыми отчислениями в том экономическом значении, что они экономически обособляются от оборота фондов (капитала) предприятия, выпадая из сферы компенсации его затрат. Это служит основанием известного и широко распространенного мнения, что источником пенсионных денежных выплат являются средства предприятий (работодателей).

Сходство страховых отчислений как источника денежных выплат пенсий с налоговыми отчислениями предприятия состоит лишь в том, что оба вида этих отчислений экономически обособляются и выпадают из дальнейшего оборота средств предприятия.

Пенсии уплачиваются из средств социального страхования, отчисляемых предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами по установленным тарифам в процентах не из фонда заработной платы рабочих и служащих, являющейся частью оборотных средств предприятия, а сами отчисления этих средств входят в издержки производства.

Предприятие делает пенсионные отчисления за счет части доходов своих работников, экономически обособляя эту часть от кругооборота и оборота всех своих средств, направляя её в пенсионный фонд, утрачивая собственность на нее и право дальнейшего распоряжения ею. Из этого вытекает первый уровень определения экономической сущности пенсии как экономической категории, а именно: пенсия является экономически обособившейся частью доходов работников, выполняющей экономическую функцию их жизнеобеспечения вне сферы трудовой деятельности, право получения которой работники получают по достижении установленного законом пенсионного возраста. В текущей же части выплачиваемой работнику заработной платы эта отчисляемая работодателем в пенсионный фонд часть доходов работника отсутствует.

Государственные пенсии выплачиваются государством при условии, что наемный работник вносил в течение своей трудовой жизни государственные страховые взносы, Выполнение этого условия даёт ему право на денежную сумму, обеспечивающую некоторый минимальный уровень жизни.

В современных условиях работник не получает «на руки» в качестве «располагаемого дохода» весь созданный им необходимый продукт (доход); он делится на две части. Одна часть начисляется, и он получает её в форме заработной платы на

руки за вычетом налогов, располагая ею по своему усмотрению. Другая часть отчисляется предприятием по линии государственного социального страхования в пенсионный и другие внебюджетные фонды, таким образом, принимает социально-экономическую форму пенсии. Соответственно, весь так называемый «рабочий фонд» (необходимый продукт) трудящихся предприятия расчленяется на составные части: фонд заработной платы, пенсионный фонд и другие фонды социального страхования.

Размер тарифа пенсионных и других отчислений от фонда заработной платы в пенсионный и другие фонды социального страхования представляет собой особую самостоятельную экономическую составляющую пенсии, поскольку этим тарифом оказывается двухстороннее экономическое воздействие:

· во-первых, на размеры той части себестоимости продукции предприятия, которая выпадает из его экономического оборота и не подлежит компенсации из его валового дохода. Она подлежит компенсации, за счет последующего воспроизводства стоимости необходимого продукта производительным трудом продуктивной занятости персонала предприятия, которая в зависимости от рыночной конъюнктуры может количественно-качественно изменяться и, тем самым, влиять на размеры компенсации;

· во-вторых, на размеры поступлений отчисляемых средств в пенсионный фонд, и, тем самым, на экономическое положение пенсионеров. От размеров тарифа прямо зависят, в конечном счете, размеры пенсионных выплат пенсионерам из пенсионного фонда.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

1.1. История возникновения и необходимость создания Пенсионного фонда Российской Федерации

Зарождение самого пенсионного обеспечения имеет глубокие исторические корни, в каждой стране это происходило в соответствии с конкретными условиями. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования во всех странах есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Довольно долго человечество осознавало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине болезни, слабости, преклонного возраста. Например, в Древних Афинах существовало подобие пенсионной системы, обеспечивавшей граждан, «которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба», небольшим ежедневным пособием. Постепенно забота о материальном благополучии детей, инвалидов и престарелых становились нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества, обязанностью государства [26, с. 14].

В России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу, по "благоустремлению верховной власти" могла быть назначена премия по старости. Несмотря на то, что начинания Петра в свое время были одними из самых передовых в Европе, дальнейшие реформы шли не так успешно. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России и только высшие слои населения могли пользоваться им. Пенсионная система, охватывающая всех государственных служащих, сложилась в России только во второй половине XIX века. Однако после революции 1917 года государственное пенсионное страхование было практически отменено.

В современном же виде государственное пенсионное страхование в России зародилось гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран.

По прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения [29, ст.37].

Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержала экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 года носила характер государственного пенсионного обеспечения. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на другие виды государственного социального страхования, аккумулировались в Фонде государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам [34, ст.33].

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 года свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укреплении страховых принципов с учетом требований включения бюджета пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».

Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20 ноября 1990 года, который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный закон 1990 года стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением «О Пенсионном фонде России», утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета Пенсионного фонда России на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб, осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда России полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с Законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями Пенсионного фонда России и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года, в соответствии с которым был определен новый статус Пенсионного фонда России как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года еще больше расширил функции Пенсионного фонда России и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Согласно этому закону, трудовая пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансировалась за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений Пенсионный фонд должен осуществлять через управляющие компании, выбранные гражданами, или с 2004 года – через негосударственные пенсионные фонды.

С 2005 года на Пенсионный фонд РФ также были возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью Пенсионным фондом России был создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на Пенсионный фонд России была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на материнский капитал будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривал возможность распоряжения средствами материнского капитала до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года, в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами Пенсионного фонда России была проведена вся необходимая организационная работа и уже в начале 2009 года были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Если после нее размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная социальная доплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог с 1 января был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в Пенсионный фонд России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования была передана от налоговых органов Пенсионному фонду России. В этом же году базовая часть пенсии была объединена со страховой частью. Трудовая пенсия стала состоять из 2 частей: страховой и накопительной.

Таким образом, в своем развитии, Пенсионный фонд РФ прошел несколько значимых этапов, наиболее важные события которых показаны в таблице 1.1.1.

Этапы развития Пенсионного фонда Российской Федерации

Наиболее значимые события этапа развития Пенсионного фонда РФ







Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г.

Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения, функционирующей обособленно от госбюджета, со своей финансовой основой – Пенсионным фондом.

Новая пенсионная система основывалась на следующих страховых идеях:

1) каждый гражданин, работающий по найму, подлежит обязательному (принудительному) пенсионному страхованию независимо от его воли и воли работодателя;

2) все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определяются законом и не могут меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;

3) реальный уровень пенсий находится в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;

4) средства обязательного пенсионного страхования неприкосновенны, не могут изыматься даже временно и расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных их семей.

Для реализации этих идей и был создан Пенсионный фонд РФ.

Его главная цель – аккумуляция средств, предназначенных на выплату трудовых пенсий и управление финансами пенсионного обеспечения.

Пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется в основном в виде выплаты пенсий.

Пенсия-это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении, установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

Социальные пенсии – ежемесячная государственная денежная выплата. Это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющем свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Основным документом, регламентирующим его деятельность, является «Положение о Пенсионном фонде России», утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

Для успешной деятельности сформирована следующая структура управления Пенсионным фондом Российской Федерации (рисунок 2.1)

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Управление делами-организация делопроизводства, обработка исходящей и входящей корреспонденций, оперативная полиграфия, экспедиция, архив и др.)
ДЕПАРТАМЕНТЫ ПФР УПРАВЛЕНИЯ ПФР
Федеральные округа ПФР
Региональные Отделения ПФР Территориальные управления (отделы) Пенсионного фонда РФ

Рисунок 2,1 Структура управления ПФР

В основные задачи ПФ входят:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ;

3) контроль с участием налоговых органов за своевременным ' и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

4) капитализация средств ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

Будучи элементом системы управления финансами пенсионного обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции:

– участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям;

– участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

– осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Читайте также: