Экономика социального и пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

В основе каждого вида страховой деятельности лежит возмещение затрат, обусловленных наступлением страхового события. Механизм возмещения требует предварительного резервирования средств (страховых взносов), которые при реализации рисков будут выплачены застрахованному лицу. Особенность соцстрахования — возмещение убытков, причиненных социальными рисками. Экономические последствия временной нетрудоспособности, безработицы, наступления старости должны компенсироваться страховщиками в соответствии с законом и страховыми принципами.

Особенности соцстрахования как экономической категории

Суть экономического аспекта соцстрахования заключается в работе с последствиями, к которым приводят социальные риски. Наиболее распространенной ситуацией, при которой требуется возмещение, является потеря (временная либо долгосрочная) заработной платы. Экономика соцстраха нацелена на перераспределение последствий социальных рисков между страхователями, страховщиками и застрахованными гражданами. Соцстрахование как экономическую категорию характеризуют:

  • Отношения страхования двух уровней: перечисление взносов и страховые выплаты, помощь (медицинская, реабилитационная);
  • Внесение перечислений по соцстрахованию в конечную стоимость производимой продукции (товаров, услуг);
  • Резервирование процента от дохода с целью возмещения ущерба от социальных рисков (отложенная зарплата);
  • Соответствие страховых платежей уровню зарплаты, своевременности ее выплаты, стажу, времени получения выплат по соцстрахованию;
  • Баланс взносов и компенсаций, базирующийся на принципе эквивалентности;
  • Распределение финансов в соответствии с грамотной оценкой социальных рисков (актуарные расчеты, механизм перераспределения и др.).

Соцстрахование является частью рыночной экономики, при этом занимает вторую позицию в сфере затрат на рабочую силу (на первом месте — выплата зарплаты). Экономика соцстрахования базируется на взаимоотношении субъектов трудового договора (работодателей и сотрудников), цель которых — выплата или получение компенсационных выплат при реализации социальных рисков, обусловливающих потерю дохода и (или) изменение социального статуса застрахованных лиц.

Страховые и социально-трудовые отношения

Сфера занятости в Европе изначально ориентирована на максимальную стандартизацию всех составляющих: рабочего времени и места, трудового договора и его сроков. Фабричное (впоследствии — трудовое) законодательство регламентировало продолжительность рабочего дня, рабочий процесс стал концентрироваться в более крупных организациях, на промышленных предприятиях (в отличие от маленьких ремесленных мастерских Средневековья). Возросшая стоимость наемного труда, индустриализация и необходимость высокой квалификации сотрудников считаются предпосылками для возникновения системы обязательного соцстрахования.


Современный институт соцстрахования базируется на экономико-правовой платформе страховых и социально-трудовых отношений страхователей (работодателей) с застрахованными сотрудниками. Государство посредством законодательных актов выступает регулятором, а фонды соцстрахования — организатором таких отношений. Фонд соцстрахования выступает субъектом правоотношений, на который возлагаются функции аккумуляции страховых финансов, их перераспределения и целевого использования.

Взаимосвязь страховых и социально-трудовых отношений реализуется через соотношение заработка со страховыми отчислениями. Часть зарплаты, резервируемая для покрытия последствий страховых событий, является одним из источников финансирования системы соцстраха. При этом около 60-70% финансовой страховой нагрузки приходится на работодателя, а оставшаяся часть — на сотрудников. В ряде стран из госбюджета поступают дотации, необходимые для стабилизации страховых фондов.

Природа страховых платежей

В рамках соцстрахования на законодательном уровне устанавливается величина, являющаяся обязательной при формировании расходов по найму сотрудника согласно трудовому договору. Указанная величина гарантирует застрахованным лицам выплату материальных компенсаций и оказание предусмотренных страхованием услуг при наступлении страхового события. В России с 1996 г. (по данным Росстата) список затрат на рабочую силу включает и выплаты взносов по обязательному соцстрахованию. Итоговый размер выплат (пенсий, пособий) зависит от размера взносов, длительности выплат.

Определение баланса страховых взносов и выплаченных пенсий в системе пенсионного страхования

Отсутствие дефицита Пенсионного фонда и своевременные выплаты в полном объеме зависят от баланса между полученными премиями и выплаченными пенсионными пособиями. Рассчитать данный баланс можно по формуле:

12 СП х ЧП х ВВ = 12 СЗП х Т х ЧЗ , где:

  • 12 СП — это произведение суммы пенсии на количество месяцев в году;
  • ЧП — число пенсионеров в государстве;
  • ВВ — время выплат, на которое ориентирован баланс;
  • 12 СЗП — это произведение средней зарплаты на количество месяцев;
  • Т — тариф;
  • ЧЗ — число застрахованных сотрудников.

Первая сторона равенства является обобщенным размером выплат пенсионных пособий, вторая сторона равенства представляет сумму взносов.

На международном уровне приняты процентные показатели компенсаций при различных страховых случаях. Международная организация труда в 1952 г. одобрила Женевскую Конвенцию «О минимальных нормах соцобеспечения». Согласно этому документу при определении процента компенсации от всей суммы доходов застрахованного лица учитывается не только его статус как работника, но и состав семьи. Например, минимальная норма соцобеспечения при временной нетрудоспособности из-за болезни для женатого мужчины, воспитывающего двоих несовершеннолетних детей, составляет 45% от общих доходов.

Экономический механизм в соцстраховании

Соцстрахование определяют как вид экономической деятельности, которая направлена на перераспределение рисков, имеющих отношение к официальной занятости (труду по найму). Механизм страхования основан на выплате взносов субъектами страхования (работодателями, сотрудниками, государством), при этом госорганы дополнительно датируют бюджет страховщика. Собирают и распределяют поступившие средства страховщики (профильные фонды — пенсионный, медицинский, социальный), которые впоследствии начисляют и осуществляют выплаты, оказывают другие услуги застрахованным сотрудникам, их семьям. Главным критерием эффективной работы механизма соцстрахования является грамотное распределение последствий социальных рисков, выраженное в определении базового страхового тарифа.

Для этого актуариями применяется методика раскладки, в которой учитывается величина выплат по страхованию (за год), размер зарплаты всех застрахованных лиц (за год). Тариф определяется как частное от указанных величин, умноженное на 100%. Данная методика позволяет увязать совокупность выплаченных средств с объемом существующих страховых прав, периодом, в течение которого ожидаются выплаты, уровнем дохода застрахованных сотрудников. Определяя экономическую природу страхового взноса, эксперты настаивают на его отличии от налога, поскольку последний не имеет целевой привязки, взимается с юридических и физических лиц и является процентом от прибыли. Взносы соцстрахования выплачиваются в первую очередь и направлены на социальные нужды.

Заключение

Эффективность экономических процессов в системе отечественного соцстрахования обусловлена корректным формированием тарифов на основе методологии раскладки, достаточным уровнем заработной платы и размером отчислений, наличием у субъектов страхования достаточной мотивации.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанов Роман Алексеевич

Эффективность функционирования системы социального страхования и социальной политики оценивается, как правило, по степени социальной защищенности граждан и прежде всего по положительной динамике уровня и качества жизни населения и по степени влияния последствий социальной политики на динамику экономического роста. Какие оценки и выводы можно сделать об эффективности отмены единого социального налога с 1 января 2010 года и перехода от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование ? Существует ли реальная возможность в долгосрочной перспективе в России обеспечить достойную жизнь трудящимся и пенсионерам при посредстве одной лишь налоговой политики в сфере социально ориентированных налогов? Какое влияние на уровень пенсий оказывает демографическая ситуация в стране и существует ли обратная зависимость?

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанов Роман Алексеевич

Social And Pension Insurance In Russia And Foreign Countries

Efficiency of social insurance system functioning and social policy is estimated, as a rule, according to the degree of social security of citizens and first of all – according to the positive dynamics of level and quality of living of the population and according to the degree of influence of social policy consequences on dynamics of economic growth. What estimations and conclusions can be made about efficiency of the unified social tax abolishment from from January 1, 2010 and transfer from tax to insurance principle of incomes' formation of pension system and entry of insurance premiums on obligatory pension, social and medical insurance? Whether there is a real possibility to provide worthy life to workers and pensioners by means of only one tax policy in sphere of socially oriented taxes in the long-term in Russia? What impact has demographic situation in the country on level of pensions and whether there is an inverse relationship?

Текст научной работы на тему «Социальное и пенсионное страхование в России и зарубежом»

социальное и пенсионное страхование в РОССИИ И зАРУБЕЖОм

Митрофанов Роман Алексеевич - аудитор, партнер компании «Miro Consulting», налоговый департамент

Аннотация. Эффективность функционирования системы социального страхования и социальной политики оценивается, как правило, по степени социальной защищенности граждан и прежде всего - по положительной динамике уровня и качества жизни населения и по степени влияния последствий социальной политики на динамику экономического роста. Какие оценки и выводы можно сделать об эффективности отмены единого социального налога с 1 января 2010 года и перехода от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование?Существует ли реальная возможность в долгосрочной перспективе в России обеспечить достойную жизнь трудящимся и пенсионерам при посредстве одной лишь налоговой политики в сфере социально ориентированных налогов ? Какое влияние на уровень пенсий оказывает демографическая ситуация в стране и существует ли обратная зависимость?

Ключевые слова: страхование, социальная политика, пенсионная система.

Если посмотреть правде в глаза, то страховые взносы представляют собой не что иное, как модифицированный ЕСН. И если смотреть с этой точки зрения, то смущает то, что нормативное регулирование взносов выведено из-под действия российского законодательства о налогах и сборах, -страховые взносы отныне регулируются отдельным Законом. Чиновники объясняют, что взносы - это особый платеж, который не является ни налогом, ни сбором. По этой причине законодатели и решили создать специальное регулирование для, казалось бы, совершенно не новых и ранее понятных платежей. Что же, несколько новый алгоритм регулирования вступил в свои права, но теперь практика его применения вновь и вновь выявляет пробелы в созданных нормах, порождая неоднозначные моменты. Те, в свою очередь, подталкивают к тому, чтобы приготовиться к общению с консультантами, сотрудниками фондов и, конечно судами.

В Китае говорят: «Не дай Бог жить во время перемен». Кроме того, что китайцы, оказывается, тоже верующие люди, для себя мы можем еще сделать вывод, что всем нам не очень повезло, так как, например, налоговое законодательство в нашей стране меняется не просто быстро, а очень быстро

и, что самое неприятное - постоянно. Постоянные перемены - видимо, это и имели в виду мудрые китайцы под временем перемен.

Пусть некоторым утешением для соотечественника будет тот факт, что перемены сейчас происходят практически везде и даже в самом Китае, хотя и не скажешь, что китайцам сейчас не везет, так как в Китае создана такая система социального страхования, при которой, например, потерявшим работу в течение 2 лет выплачивается 70% местной минимальной зарплаты.

Однако китайская государственная социальная система не будет рассматриваться нами в качестве образца, по причине, как это не парадоксально, ее частичного отсутствия. В Китае нет пенсионного обеспечения, нет всеобщего государственного медицинского обслуживания, так же как, к примеру, нет и обязательного среднего образования. Пенсионное обеспечение в Китае рассчитано в основном только на чиновников определенных рангов, а для всех остальных пенсий не предусмотрено. В Китае нет также рассчитанного на всех здравоохранения. Медицинское обслуживание в Поднебесной строится из расчета на 10% населения, а для всех остальных - китайская народная медицина (лечебная гимнастика, медицинские практики, народные целители) и никакого отношения к бюджету. При такой «экономии» на нуждах нации, скорее всего, темпы развития экономики Китая еще надолго останутся красной тряпкой для глаз наших экономистов, и «что ты ни делай, а показатели Поднебесной останутся для нас недостижимыми. »1.

Однако было бы не лишним произвести небольшой анализ и выявить причины и следствия того, как влияет, например, та или иная пенсионная система (или ее отсутствие) на демографическую ситуацию в странах, и как следствие - на всю экономику в целом. Отметим, что, по мнению многих специалистов, наличие именно всеобщего государственного пенсионного обеспечения в нашей стране, как это не парадоксально, внесло существенный вклад в падение рождаемости. Чтобы понять механизм влияния пенсионной системы на демографию, а также самой демографической ситуации на всю экономику в целом и на пенсионную систему в частности, нужно учесть, что в основе кризиса пенсионной системы лежит процесс старения населения, который связан, во-первых, с резким снижением рождаемости и, во-вторых, с повышением продолжительности жизни. По мнению экспертов, из двух вышеназванных факторов наиболее значим первый - снижение рождаемости. Даже отсутствие роста продолжительности жизни, которое имело место в Российской Федерации, равно как и в других странах бывшего СССР и всего социалистического лагеря, не предотвратило старения населения в этих странах, а привело к резкому росту числа пенсионеров по сравнению с числом работников2.

На житейско-бытовом уровне работа данного механизма объясняется так: в отсутствие пенсионной системы стариков обеспечивают их дети (как, например, в том же Китае, живущем, кстати, по конфуцианским принципам глубочайшего почтения детей к своим родителям). Таким образом, чем больше детей в семье, тем легче им прокормить своих пожилых родителей. В общем случае, любая государственная пенсионная система создается в расчете именно на такую ситуацию, когда большое количество работающих детей и внуков кормят стариков. Главное отличие заключается в том, что при наличии государственной пенсионной системы дети и внуки кормят всех стариков: и своих и чужих. Таким образом, можно, не имея своих детей, прожить за счет чужих. Одну и ту же пенсию получают и те, кто затратил немало средств и усилий на воспитание детей, и те, кто на «сэкономленные средства» жил и «ни в чем себе не отказывал». Более того, семьи, в которых мало детей или их нет совсем, получают в итоге более высокие пенсии, поскольку в таких семьях, как правило, постоянно работают оба супруга. Таким образом, аналогично тому, как «невидимая рука рынка» Адама Смита, регулируя спрос и предложение, рождает изобилие одних (необходимых) товаров на рынке, уменьшая количество других (невостребованных), так и «невидимая рука пенсионной системы» создает такие условия, при которых становится как бы «экономически не выгодно» рождение детей. Однако, в конце концов, постоянное снижение рождаемости приводит к тому, что у стариков становится все меньше и меньше кормильцев.

Очевидно, что в отсутствие государственной пенсионной системы лица, не имеющие кормильцев, должны работать независимо от возраста, но, однако, наличие государственной пенсионной системы также не отменяет необходимости работать дольше, если в совокупности кормильцев становится все меньше и меньше. Ведь у государства своих денег нет, и оно лишь распоряжается деньгами своих граждан. Отсюда и берет начало такой общественно-резонансный вопрос, как повышение пенсионного возраста.

1 См. Томчин ГА. «Почему Россия не Китай» // Правое дело. 2007, Апрель, №7 и Абрамов М.Д. «Вопросы совершенствования налоговой системы России» // «Налоговые споры: теория и практика» 2007, №9.

2 См. Лельчук А.Л. «Пенсионная система России: реформа продолжается» // «Финансы», 2009, №1.

При распределительной пенсионной системе данное утверждение не вызывает сомнений. Пенсионеры получают пенсию за счет пенсионных взносов работников. При наличии пенсионной системы пенсионеры живут за счет своих накоплений. Однако не следует забывать, что товары и услуги кто-то должен им произвести и предоставить. Не имея детей жить пенсионными накоплениями можно только при условии, что кто-то другой вырастил детей. Сокращение числа работников может привести к сокращению предложения товаров и услуг и, соответственно, росту инфляции, который приведет к обесцениванию накоплений. Поэтому решение проблем пенсионной системы неразрывно связано с предотвращением резкого сокращения объема рабочей силы, и в том числе, за счет повышения пенсионного возраста.

Таким образом, независимо от типа пенсионной системы (или ее отсутствия) неизменным остается факт, что работающие берут на себя ответственность за содержание пенсионеров, вопрос только в том - чьих (своих или чужих), а ведь это не менее важно, чем сам факт содержания. В частности, это прямо и косвенно подтверждается уровнем демографии в России и в Китае.

Однако, как упоминалось выше, в отсутствие социальных и пенсионных страховых взносов Китай не очень удачный пример для сравнения и анализа отечественной системы. Для более углубленного понимания политики разных стран в сфере социального страхования и социально ориентированных налогов предлагаем читателю ознакомиться с нижеприведенной статистикой.

Сравнительный анализ размеров страховых взносов в странах ОЭСР3

Распределение налоговой нагрузки между работниками и работодателями по странам в 90-х годах ХХ в. (размеры страховых взносов по странам без учета подоходного налога)

Страна Размер налогов по плательщикам (в процентах)







Социальное страхование — это страхование от рисков наступления событий, связанных с изменениями физического состояния и социального положения граждан, обусловливающих ухудшение материально положения их самих и членов их семей.

Видами страховых рисков являются:

- трудовое увечье и профессиональное заболевание;

- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Система социального страхования обеспечивает выплату следу­ющих видов пособий и компенсаций:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным за­болеванием;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ме­дицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- пособие по уходу за ребенком-инвалидом;

- социальное пособие на погребение;

- компенсация расходов на оплату путевок на санаторно-курор­тное лечение работников и членов их семей;

- компенсация расходов на оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионное обеспечение является системой институтов, направленных на минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой систему организаций (пенсионных фондов, страховых компаний), осуществляющих аккумулирование средств, вносимых индивидами, и выплату за их счет пенсий определенным категориям лиц. Системы институтов, регулирующих способы такой деятельности, называются пенсионными системами.

Пенсионное обес­печение является механизмом обмена существующих экономических благ, произведенных индивидом, на его требования к экономическим благам, которые будут произведены в будущем.

Есть два способа осуществления такого обмена сегодняшних благ на будущие. Первый способ (накопительные пенсионные системы) состоит в регулярном (еженедельном, ежемесячном) сбережении индивидом части своего дохода и фор­мировании таким путем денежной суммы, которую индивид исполь­зует в будущем, после прекращения им работы, для покупки благ, которые будут производиться в то время людьми младше его. Второй способ (распределительные пенсионные системы) состоит в получении индивидом обещаний, что в будущем, после прекращения им работы, он будет получать экономические блага, производимые другими людьми. Такие обещания могут исхо­дить от его детей, берущих на себя ответственность за обеспечение престарелых родителей, или от государства.

В подавляющем большинстве стран существуют государственные пен­сионные системы. Как правило, они являются либо распределитель­ными, либо сочетают распределительные и накопительные компо­ненты.

Частные пенсионные системы могут быть двух типов. Первый тип — это профессиональные накопительные пенсионные системы, орга­низуемые для работающих в определенных отраслях, корпорациях, фирмах. Они основаны на взносах работников этих отраслей и/или работодателей. Пенсионное обеспечение осуществляют частные пен­сионные фонды, создаваемые работодателями или отраслевыми ас­социациями работодателей .

Второй тип частных пенсионных систем — это накопительные системы, основанные на добровольных, личных взносах граждан.

Затяжной экономический спад, продолжавшийся в течение 1990-х гг., привел к обесценению реальных размеров начисленных пенсий и сокращению дифференциации между максимальной и минимальной пенсиями. Несмотря на принимаемые меры по увеличению размеров пенсий, средний размер назначенных пенсий оставался на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера.

Новая государственная пенсионная система, обеспечивающая выплату трудовых пенсий, является трехуровневой. Первый уровень — государственная распределительная пенсионная система, обеспечи­вающая выплату гарантированной государством базовой трудовой пенсии фиксированного размера.

Второй уровень — государственная распределительная пенси­онная система, обеспечивающая выплату страховой части трудовых пенсий.

Третий уровень — государственная накопительная пенсионная сис­тема, обеспечивающая выплату накопительной части трудовых пенсий.

Трудовая пенсия застрахованным устанавливается пожизненно. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины по достиже­нии возраста 60 лет и женщины — 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж включает периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в слу­чае наступления инвалидности при наличии ограничения способно­сти к трудовой деятельности, определяемой по медицинским пока­заниям.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении при наличии у него страхового стажа.

Внедрение механизмов накопительного финансирования пен­сий для работающего населения преследует цель повысить финансо­вую устойчивость всей пенсионной системы.

Вопросы: 1. Каковы достоинства современной системы социального страхования в России?

2. Какие проблемы могут возникнуть при введение корпоративного социального страхования?

3. Обладают ли частные пенсионные схемы преимуществами по сравнению с государственными?

4. Каковы достоинства и недостатки современной пенсионной системы в России?

5. Проанализируйте экономические, социально-культурные и политические последствия увеличения возраста выхода на пенсию.

Социальная политика

Учебник для бакалавров

Жизнедеятельность в пожилом возрасте сопряжена со многими серьезными проблемами в отношении источников доходов и их надежности. До появления пенсионных систем основными источниками обеспечения дохода в старости являлись внутрисемейные формы социальной поддержки нетрудоспособных членов семьи, общинная взаимопомощь, а для ремесленников - корпоративные структуры (цеха, гильдии, товарищества, братства), благотворительная деятельность религиозных организаций. Однако эти формы материальной поддержки пожилых людей не могли обеспечить их надежными источниками доходов, поскольку были недостаточны по размеру и зачастую носили нерегулярный характер. В большинстве случаев, старея, люди сталкивались с бедностью. При этом возникала зависимость от детей, которая зачастую становилась тяжелым бременем, особенно если сами дети вынуждены были в поисках работы мигрировать в другие местности.

Такова была и остается сейчас незавидная участь пожилых людей в аграрных обществах. Еще сто лет назад даже в промышленно развитых странах немногие трудящиеся располагали надежным доходом после окончания трудовой деятельности. Большинство вынуждено было работать как можно дольше, чтобы не пополнить ряды бедных. Инвалидность или потеря кормильца приводили к еще более высокому риску бедности и зависимости. Создание пенсионных программ стало ответом на наиболее массовые и тяжелые по своим финансовым последствиям социальные риски - старости, инвалидности и смерти кормильца.

Процесс формирования национальных пенсионных систем в конце XIX - в начале XX в. в большинстве промышленно развитых стран знаменовал важный этап в истории человечества. С этого времени старость перестала быть синонимом бедности. Более того, во многих странах граждане после прекращения работы могут рассчитывать на пенсию, позволяющую им вести достойную по уровню материального достатка жизнь. Для них риск материальной необеспеченности существенно ниже, чем для многих молодых работающих, имеющих детей.

Под пенсионной системой подразумевается совокупность правовых, финансовых, организационных отношений, а также специализированных организационных структур, целью которых является материальное обеспечение граждан в случае достижения определенного возраста, инвалидности, потери кормильца (то есть собственно пенсия).

Сам термин «пенсия» происходит от латинского слова pension - платеж и означает регулярную денежную выплату, предназначенную для материального обеспечения граждан при утрате трудоспособности, а значит, и источника дохода в виде заработной платы, в случаях старости, инвалидности или потери кормильца.

Следует отметить два основных подхода, которые лежали в основе формирования национальных пенсионных систем. Первый предусматривал необходимость обеспечения минимальных гарантий уровня пенсионного дохода для всех включенных в систему (борьба с бедностью) , второй - рассматривал пенсии как резервируемую часть заработной платы, призванную гарантировать застрахованному работнику сохранение дохода, сопоставимого с предпенсионным его уровнем .

В процессе развития пенсионного обеспечения произошла конвергенция обеих целей: универсальные системы стали дополняться страховыми, а страховые включать в себя положения о минимальных гарантиях. Двойственная экономическая природа и двойственная функция пенсий стали не просто общепризнанным фактом, а нашли свое отражение практически во всех развитых пенсионных системах.

Двойственный характер пенсий означает, что:

- с одной стороны, она обеспечивает защиту от бедности и гарантирует минимальный уровень пенсионного дохода;

- с другой стороны, замещает заработок при наступлении установленных страховых событий, то есть компенсирует утраченный доход либо значительную его часть.

Основу большинства пенсионных систем составляют программы, действующие на принципах социального пенсионного страхования вне зависимости от их институционального устройства или используемого финансового механизма.

По своей экономической сути пенсионное страхование представляет собой механизм индивидуально-коллективного резервирования трудящимися части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью страховых и государственных механизмов управления и контроля: законодательных, организационных и финансовых.

Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, были закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ)
, а в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейском кодексе социального обеспечения (1964 г., пересмотрен в 1990 г.), и в Европейской социальной хартии.

Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников предоставлять пенсионерам достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни». Для этого уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, но и адекватный уровень замещения пенсией заработной платы, достаточный для привычного материального обеспечения и поддержания прежнего социального статуса семьи пенсионера.

Подчеркивая обязательность предоставления гарантий минимального уровня дохода пенсионеров, Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения вслед за конвенциями и рекомендациями МОТ определяют минимальные стандарты компенсации утраченного заработка в рамках пенсионных систем.

Размер будущей страховой пенсии представляет собой сложную функцию, определяемую рядом факторов: продолжительностью страхового стажа, размером страхуемого заработка, величиной страхового тарифа и продолжительностью периода предстоящих выплат. Поэтому при разработке финансового механизма пенсионного страхования применяют систему расчетов, содержание которых состоит в обеспечении достаточности денежных средств в момент возникновения обязательств перед группами застрахованных, выходящими на пенсию на весь предстоящий период выплат.

Следует отметить значительную сложность решения данной задачи, что связано с рядом трудно предсказуемых ситуаций: значительную длительность периодов уплаты страховых взносов (30-50 лет) и получения пенсий (20-30 лет), в течение которых происходят изменения в уровнях оплаты труда и инфляции, существенно меняются как абсолютная численность, так и соотношения удельных весов пенсионеров и работающих.

Для измерения влияния условий и норм предоставления выплат, характеристик охваченного населения, демографической и экономической ситуации на финансовое состояние пенсионных систем используют ряд показателей, которые помогают лучше понять их финансовые механизмы и оценить будущие расходы и доходы системы. Среди них выделяют пять основных показателей: коэффициент охвата, коэффициент нагрузки, абсолютный размер пенсии и ее покупательную способность, коэффициент замещения, пенсионная модель.

Коэффициент охвата является показателем как доли застрахованного населения, так и уровня страхуемых заработков. Он измеряет долю заработков, которые охвачены системой социальной защиты, является ключевым показателем для измерения эффективного уровня защиты, предоставляемой пенсионными системами.

Коэффициент нагрузки определяется как доля получателей пенсий и пособий в общей численности застрахованного населения. Его численное выражение зависит от условий получения права на выплату пенсии или пособия, а также от трудового стажа и возрастной структуры населения в случаях пенсий по старости.

Абсолютный размер пенсии - это величина пенсии, характеризующая уровень пенсии, которая обычно сопоставляется с прожиточным минимумом пенсионера и характеризует его материальное положение. Данный показатель, который еще определяют как «потребительскую способность пенсии», обычно служит для оценки нуждаемости пенсионера, определения масштабов бедности и необходимых ресурсов для оказания помощи на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Коэффициент замещения характеризует соотношение среднего уровня индивидуальных выплат и среднего индивидуального заработка. Экономический смысл данного показателя состоит в оценке степени замещения пенсией заработной платы, ранее получаемой работником.

Пенсионная модель характеризует финансовую организацию пенсионной системы и общественные отношения, возникающие по поводу материального обеспечения граждан в старости.

Анализ различных пенсионных систем позволяет сгруппировать их элементы и характеристики по важнейшим признакам (табл. 14).

Примерный перечень основополагающих критериев-характеристик пенсионной системы

Читайте также: