Этапы формирования пенсионной системы в рф

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:


О зачатках государственного пенсионного обеспечения на территории России впервые упоминается еще в древних летописях.

Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились об обеспечении своих воинов в случае ранения и по достижении ими старости.

Постепенно забота о раненых и престарелых воинах ставится на все более регулярную основу.

Так в 1663 г. указами царя Алексея Михайловича раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки воинов, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым военным значительно усилилось.

Их стремились устроить так, чтобы по окончании воинской службы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь военным, получившим ранения и инвалидность за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции социальной поддержки военных со стороны государства продолжались и развивались.

Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны военных, вышедших в отставку. Размеры пенсий военным также были увеличены.

В основном пенсионное обеспечение в то время распространялось только на государственных служащих и военных.

Со второй половины XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство.

Был принят закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах.

При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия.

Эту систему пенсионного обеспечения назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении уже на системном уровне стали осуществляться после социалистической революции.

В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных».

В 1918 г. вышло Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков.

В 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Уровень пенсионного обеспечения при этом зависел от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

В 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны.

Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам.

Эта система пенсионного обеспечения сохранялась вплоть до распада СССР.

В 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам советская система пенсионного обеспечения исчерпала свои возможности.

Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень социального обеспечения пенсионеров.

Проведенные в то время расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию, заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы попытались путем увеличения доходной части пенсионной системы.

Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате страховых отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Стимулом в таком случае могла послужить уверенность работающих граждан, что пенсионные взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

В начале 2000-х годов Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы.

Ее главная цель - формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан.

В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

За прошедшие с тех пор почти полтора десятка лет данная модель пенсионного обеспечения несколько раз реформировалась и продолжает реформироваться до сих пор.

Первое упоминание о пенсии в России приходится на середину 17 века. Пенсионное обеспечение в те времена носило выборочный характер. Выплата предназначалась для воинов, которые получили ранения в боевых действиях. Размер ее зависел от тяжести полученного ранения.

Петр 1 внес кардинальные изменения в области пенсионного обеспечения. Им был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране – «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года. В главе «О награждении» в 6 статье зафиксировано положение о предоставлении вдовам и детям убитых в сражении полагавшейся мужу доли добычи. В 8-й статье Петр определяет судьбу моряков, негодных к несению корабельной службы: «приставить к магазейнам, в гарнизоны или на штатскую работу с повышением чина. Совсем больных, изувеченных и старых отправлять в гошпиталя, где кормить до самой смерти».

К началу 20 века в России была сформирована пенсионная система, которая охватывала только военных и чиновников. Чиновники выходили на пенсию к 60-ти годам. Необходимо было иметь 35-летний стаж на государственной службе без жалоб и нареканий. Однако была возможность претендовать на пенсию и при 25-летнем стаже, но лишь на 50% от пенсионных выплат. На размер выплат влиял разряд чиновника. Всего их было 9.

Военным назначалась пенсия после 25 лет службы. 20 лет выслуги давали право лишь на 50% пенсионных выплат. Воины, которые были ранены и получили увечья в бою, могли претендовать еще и на дополнительную пенсию из инвалидного капитала.

Люди, трудившиеся на частных предприятиях, начали получать пенсию в начале 20 века. Выплаты формировались за счет денежных отчислений из заработка работников на их личных счетах. Если работник получал профессиональное заболевание или увечье, то он мог рассчитывать на выплату тех денежных средств, которые накопились за годы его работы на его счете.

Крестьяне до революции, как и длительное время, после нее, не имели права на пенсионные выплаты. Учитывая тот факт, что крестьян было около половины от населения всей империи, в которой проживало 120 миллионов человек, невозможно говорить об общенациональной и структурированной пенсионной системе в начале 20 века. Колхозникам выдавали зарплату продуктами. Зарплаты, по сути, не было. Эту систему отменят лишь в 1966 году. А пенсия для крестьян появится на 10 лет раньше, в 1956. Правда, выплаты рассчитывались по отдельной системе, и выплаты были меньше, чем у других работников.

После революции 1917 года ситуация начала меняться. Был запущен процесс внедрения пенсионного страхования. Власти взяли на себя пенсионное обеспечение сирот, вдов, инвалидов и престарелых уже в 1917 году. Конечно, думали и о внедрении пенсионного обеспечения по старости. Но, на тот момент война и тяжелая экономическая ситуация в государстве отсрочили на 11 лет эту идею.

Молодое правительство взялось после революции за осуществление ленинской страховой программы. Она была изложена на VI Всероссийской конференции РСДРП. В области социального обеспечения было принято около 100 декретов и распоряжений за 6 лет. По охране материнства и младенчества было открыто 1500 учреждений.

И только в 1928 году появится пенсия по старости. Однако, только для служащих и рабочих. Мужчины выходили на пенсию в 60 лет, а женщины в 55. Максимальной пенсией считалась сумма, которая равна 25% от средней зарплаты по стране. Жить на эти деньги было тяжело.

К 1956 году пенсионное обеспечение охватит всех граждан СССР. В этом году будет принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Эта система просуществует вплоть до распада СССР. Минимальный стаж, при котором можно было рассчитывать на пенсионное обеспечение, был равен 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин. Самая большая пенсия составляла 120 рублей. По статистическим данным, к 1980 году средняя зарплата составляла 174 рубля. Пенсия была равна половине от средней зарплаты трудящегося за два последних года или любых пять лет трудовой деятельности.

После распада СССР, новая экономическая реальность требовала реформ в системе пенсионного обеспечения. Для проведения реформ в системе учета пенсионных прав граждан была создана система персонифицированного учета в 1997 году. Всем застрахованным гражданам был присвоен индивидуальный лицевой счет (СНИЛС). В течении всей рабочей деятельности гражданина, на этом счете фиксируются данные о его стаже и размере заработной платы.

К 2002 году была сформирована накопительная пенсия для граждан. Распределительная пенсионная система была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. Теперь у работающих людей появилась страховая и накопительная части пенсии. На законодательном уровне был закреплен тот момент, что, если пенсионер не доживет до пенсии, то выплаты переходят по наследству его правопреемнику. Но экономические проблемы вынудили государство заморозить накопительную часть пенсии.

И с 2014 года работодатели стали перечислять взносы лишь за страховую часть пенсии. Несмотря на это, государство решило не национализировать уже сформированные накопления граждан. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями.

В 2015 году появилось такое новшество как «пенсионные баллы». Размер зарплаты и количество полученных за год баллов напрямую взаимосвязаны. Гражданин может получить максимум 10 баллов в год. Стоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством. Система пенсионных баллов продолжает действовать по сей день.

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:27, реферат

Описание работы

Историю развития системы пенсионного обеспечения в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в восьмидесятые годы XIX столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы для трудящихся. Пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888 г. на железных дорогах. Далее они стали образовываться в разных ведомствах. Существовали эмеритальные, пенсионные и страховые кассы. Фактически все государственные служащие состояли членами этих касс. Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. К уставам касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, статистики смертности, инвалидности и норм роста капитала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность пенсионной системы Российской Федерации……………. 4
1.1 Этапы развития ПФ РФ………………………………………………..4
1.2 Задачи и функции ПФ РФ…………………………………………….14
2. Характеристика и значение Пенсионного фонда РФ………..……….20
2.1 Современное состояние и задачи реформы пенсионного фонда…..20
2.2 Реформирование распределительной пенсионной системы………..24
Заключение……………………………………………………………..….28
Список литературы………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Копия законченный РЕФЕРАТ.docx

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР “О пенсионном обеспечении граждан СССР”.

Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.

В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система - через государственные органы социального обеспечения населения, сейчас - органы социальной защиты населения.

Российские специалисты в области пенсионного обеспечения выделяют несколько периодов в процессе становления системы пенсионного страхования в России, в ряде случаев отождествляя данный процесс с радикальной пенсионной реформой. Однако реформирование пенсионного обеспечения еще далеко от завершения.

Первый этап пенсионной реформы начался в 1990 г. принятием нового российского закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 “О государственных пенсиях в РСФСР”, спустя всего лишь полгода после утверждения вышеупомянутого союзного пенсионного закона. Российский закон, сохранив основные положения, заложенные в союзном законодательстве, в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Так как он принимался во время бурных экономических и политических изменений в стране, то в определенной степени при его разработке сказалась и политическая конъюнктура, затрудняющая принятие профессиональных решений. Все это отразилось на практике становления и развития обязательного государственного пенсионного страхования в России.

В целях реализации норм Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа реформы. Таким образом, к концу 1990 г. из консолидированной системы социального обеспечения была выделена организационно- и финансово-самостоятельная ветвь - пенсионная система, которая постепенно стала приобретать черты страховой.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которым ПФР до настоящего времени руководствуется в своей деятельности.

В процессе перехода к рыночным отношениям, сопровождающегося кризисными явлениями в экономике и социальной нестабильностью, происходили систематические нарушения норм и правил, предусмотренных пенсионным и другими законодательствами.

В России были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечения сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.

Следствием этого явилась катастрофическая деформация обеспеченности финансовой системы ПФР. Уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100 - 120 % в дореформенный период до уровня 80 - 85 % в переходный к рыночным отношения период. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самих назначаемых пенсий, что уже было отмечено выше.

Таким образом, созданная в 1990-1991 гг. новая российская пенсионная система в значительной мере унаследовала от складывавшейся десятилетиями централизованно регламентируемой экономики социально- иждивенческий характер. Первый этап пенсионной реформы утвердил систему пенсионирования, которая в конкретных экономических условиях (не управления инфляцией) не могла быть полностью реализована и была обречена на моральное старение.

К 1995 г. ситуация характеризовалась низким размером выплачиваемых пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии заработная плата уже перестала играть сколько-нибудь заметную роль. Практически исчезла дифференциация пенсий тремя минимальными размерами пенсии. Меры по поэтапному осовремениванию прошлых заработков для исчисления размера пенсий, направленные на увеличение дифференциации их размеров, привели лишь к сокращению финансовых возможностей по повышению минимальных пенсий, что еще более усугубило ситуацию.

Пенсионная система была поставлена перед необходимостью постоянно решать практически не решаемую задачу - одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.

Однако в связи с отсутствием ресурсов в пенсионной системе на повышение минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня способом линейной индексации вынужденно перешли к применению механизма выплаты компенсационной надбавки к минимальному размеру пенсии, увеличивающей все пенсии на фиксированную величину, что, по вполне понятным причинам, вызвало недовольство пенсионеров, получающих относительно высокие пенсии.

Более того, из-за недостаточности средств, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, стало практически невозможным проводить какую-либо социально приемлемую политику в области пенсионного обеспечения. Переход к рыночным отношениям все больше вскрывал противоречия и недоработки, заложенные в законодательно утвержденной модели пенсионной системы, без устранения которых стало уже невозможно ее устойчивое развитие и повышение уровня пенсионного обеспечения в будущем.

С 1995 г. начался второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства РФ №790 была утверждена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования и очертила контуры будущей пенсионной системы. Важнейшей тенденцией, в соответствии с Конституцией, является интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства и переход к рыночной экономике, что потребует сближения пенсионного законодательства РФ с пенсионным законодательством других стран.

Другая тенденция заключается в усилении процесса старения населения, что потребует более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

В развитие Концепции реформы пенсионного обеспечения был принят Федеральный закон №27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”.

Одним из важнейших шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона №113-ФЗ “ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. Указанный Закон предусматривает переход на новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуального коэффициента для каждого пенсионера. Он предполагает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот отдельными категориями пенсионеров по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты пенсий в период работы.

Однако введение данного Закона в действие в полном объеме в настоящее время невозможно из-за недостатка финансовых средств, в связи с чем сохраняются ограничения на соотношение заработка пенсионера и среднего заработка по стране.

Кроме того, начиная с 1995 г., происходило накопление государственных долгов по выплате пенсий, что стало одной из основных причин дестабилизации ситуации. В рассматриваемом периоде продолжили свое влияние тенденции, характерные для дореформенного периода. В результате к концу 1997 г. возникла настоятельная потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая ознаменовала начало нового - третьего этапа пенсионной реформы.

За полтора десятилетия истории ПФР трижды предпринимались попытки реформирования пенсионной системы. Первые две (в 1994 и 1997-98 годах) не удались из-за финансовой нестабильности - и самой пенсионной системы, и макроэкономической среды, в которой ей приходилось работать. И только к 1999-2000 годах сложились необходимые финансово- экономические предпосылки для успешного реформирования пенсионного обеспечения.

В конце 1997 начале 1998 годах был принят и вступил в действие первый закон о трудовых пенсиях, основанный на страховых принципах, - “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” № 113-ФЗ. Принятием данного закона и развитием вводимых им норм был предопределен дальнейший курс на переход от системы государственного пенсионного обеспечения к государственному пенсионному страхованию.

Появились и информационно- технологические и организационные предпосылки для успешного проведения реформы. В 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. К осени 2000 года единые пенсионные службы уже функционировали в 24 регионах страны. Логическим продолжением этой работы стал Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации”. Указом было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате, накануне реформы удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации, объединив в их руках назначение пенсий, до той поры бывшее прерогативой органов социальной защиты, и их выплату. Одновременно органы ПФР взяли в свои руки и ведение учета пенсионных прав, чем до той поры занимались кадровые службы работодателей.

В 1996 году был принят, а с 1997 года вступил в силу федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” № 27-ФЗ . В соответствии с ним, изменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан. Основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж. И, одновременно, - размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам телефонной и спутниковой связи, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня. К настоящему времени в системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров), с ней информационно взаимодействуют 5,5 млн. работодателей, а также управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, участвующие в инвестировании средств пенсионных накоплений.

Наличие всех этих принципиально новых элементов позволило в конце 2000 года поставить в практическую плоскость задачу реформирования пенсионной системы. В 2001-2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов - “О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации” № 166-ФЗ , “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ и “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” № 173-ФЗ, “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” № 111-ФЗ. Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 года, после трех лет пенсионной реформы и системы пенсионного обеспечения, и системы Пенсионного фонда России претерпели глубокие качественные изменения.

Пенсионные реформы, которые происходили в новейшей истории России, можно разделить на основные этапы, приуроченные к тому или иному году.

В этом году был создан Пенсионный фонд РФ.

В 1992 году вышел президентский указ «О негосударственных пенсионных фондах», который определял основныепринципы работы НПФ. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Через три года понятие «фонд» было введено в правовой оборот как некоммерческая организация.

Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии – Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии. Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия.

Тогда же появились и карточки обязательного пенсионного страхования, на которых указывался СНИЛС – номер лицевого счета гражданина. ПФР приступил к рассылке извещений (так называемых «писем счастья»), которые позволяли узнать данные своего пенсионного счета.

В 1998 году начал действовать ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который определил права НПФ. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками.

В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона.

В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001-го.

В 2002 году в России реализуется важная пенсионная реформа, которая существенно изменила сложившееся на тот момент положение вещей. Система переживает коренной перелом: переход от солидарной, «уравнительной» пенсии к распределительно-накопительной, индивидуализированной.

НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. То есть теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив таким образом свой будущий доход. В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам – в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности (с 2005 года до 30 млн. рублей, с 2009 – до 50 млн. рублей).

ПФР приступил к начислению дополнительных выплат ветеранам и инвалидам ВОВ, а также их вдовам. Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь.

Начало действия программы по выплате материнского капитала. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму (или часть) на накопительную часть пенсии.

Увеличиваются накопительная и страховая части пенсии (до 6 % и 16 % от зарплаты соответственно). Осенью начинает действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.

В 2010 году ЕСН (единый социальный налог) заменяется на страховые взносы. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. рублей. В следующем году она составила 463 тыс. рублей, а в 2012-м – 512 тыс. рублей.

В 2010 году проведена масштабная валоризация – то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Благодаря этому рост пенсий у действующих пенсионеров достиг 46 %.

Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части – страховую и накопительную.

Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.

1 января 2013 г. в России началась реализация первого этапа новой пенсионной реформы, долгосрочная стратегия которой была утверждена правительством в декабре 2012 года.

Продлили время на раздумье, какой тариф на накопительную часть пенсии выбрать

В соответствие с принятыми федеральными законами возможность выбора тарифа на накопительную часть пенсии продлили до 31 декабря 2015 года: можно либо оставить 6%, либо отказаться от формирования накопительного компонента.

ПФР перестал рассылать «письма счастья»

Еще одно нововведение касается «писем счастья» ПФР – Пенсионный фонд больше не будет рассылать письма с информацией о состоянии индивидуального счета в системе обязательного пенсионного страхования. Состояние своего лицевого счета можно узнать на едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru, а полную выписку с лицевого счета можно получить в Пенсионном фонде по месту жительства.

Изменились тарифы страховых взносов для самозанятого населения

Увеличился размер страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Теперь вместо 14 386,32 рублей индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в размере 32 479,20 рублей в год.

Создана новая пенсионная формула и пенсионный калькулятор

В июне 2013 года на сайтах Пенсионного фонда России и Министерства труда был опубликован пенсионный калькулятор, с помощью можно рассчитать условный размер будущей пенсии.

В октябре Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая теперь учитывает стаж и возраст выхода на пенсию. Согласно новым пенсионным правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2025 году достигнет отметки в 15 лет.

Продление срока вступления в Программу государственного софинансирования

В ноябре Правительство РФ решило продлить срок вступления в Программу государственного софинансирования пенсий – до 31 декабря 2014 года. Тем, кто подал заявление на вступление в Программу, необходимо сделать первый взнос до 31 января 2015 года.

«Заморозка» накопительной части пенсии

В 2014 году все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.

Это изменение не затрагивает ранее сформированные пенсионные накопления – они по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами.

Акционирование НПФ и система гарантирования пенсионных накоплений

На 1 октября 2014 года более 41 НПФ прошли процедуру акционирование и 23 фонда подали заявки на вступление в систему гарантирования пенсионных накоплений (Источник – http://www.rg.ru/2014/10/02/fondi-site-anons.html).

Повышение и перерасчет пенсий

В 2014 году трудовые пенсии индексировались дважды: 1 февраля – на 6,5% и 1 апреля – на 1,7%. В августе проведен перерасчет пенсий для работающих пенсионеров – учтены страховые взносы, поступившие на лицевые счета за год.

Страховые взносы

На 10%, до 624 тыс. рублей, увеличен максимальный размер годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.

Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения – теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс. рублей.

Прием заявок в программу государственного софинансирования продлен до 31 декабря 2014 года

Прием новых участников в Программу государственного софинансирования пенсии продлен до 31 декабря 2014 года, сделать первый взнос в рамках Программы можно до 31 января 2015 года.

С 1 января 2015 года вступили в силу основные законы Пенсионной реформы 2015 и, в частности, два базовых федеральных закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Трудовая пенсия по старости с 1 января 2015 года трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии:

Новые правила расчета пенсии с 2015 года применяются только к страховой части трудовой пенсии (по старой терминологии).

С 1 января 2015 года в России действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия рассчитывается не в рублях, как раньше, а в, так называемых, пенсионных коэффициентах или баллах.

Возможность выбора варианта пенсионного обеспечения.

До конца 2015 года, граждане, у которых накопительная часть трудовой пенсии (теперь накопительная пенсия) формировалась не в НПФ или управляющей компании, а в Пенсионном фонде РФ, должны определиться и выбрать вариант своего пенсионного обеспечения:

ü сохранить и накопительную пенсию и страховую пенсию или

ü полностью перейти только на страховую пенсию, а от накопительной пенсии отказаться.

Начала свою работу система гарантирования прав застрахованных лиц в отношении пенсионных накоплений в НПФ. В соответствии с данным законодательством создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц, которая включает:

ü резервы по обязательному пенсионному страхованию, формируемые в каждом НПФ, и

ü общенациональный гарантийный фонд, который объединит всех участников системы обязательного пенсионного страхования.

Читайте также: