Финансовая составляющая пенсионной системы

Внебюджетные фонды являются важным компонентом системы публичных финансов во всех развитых странах мира. Увеличение их количества и совокупного объема аккумулируемых средств характерная особенность для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем.

Исключительная особенность внебюджетных фондов - осуществление финансирования ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Важнейшим и наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации. Его бюджет второй по величине и составляет 50% федерального бюджета, на его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все внебюджетные фонды.

Пенсионный Фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Это самостоятельный финансовый институт, средства которого находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование соответствующих расходов; капитализацию средств, привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.

Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства Пенсионного фонда России направляются на: выплату государственных, трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов и др.

Пенсионный фонд России, являясь крупнейшим финансовым институтом государства по консолидации денежных средств для текущей выплаты государственных пенсий, одновременно, в соответствии с действующим законодательством, является одним из важнейших элементов всей государственной бюджетной системы России. Особенности Пенсионного фонда России, вытекающие из необходимости выполнения этих функций, четко регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда полностью автономен от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства России и должен быть сбалансирован по доходам и расходам путем регулирования размера и условий уплаты единого социального налога (ЕСН) различными категориями плательщиков. Альтернативным регулятором сбалансированности бюджета служат размер и сроки повышения пенсий, а также способ индексации пенсии. Его доходная часть формируется исходя из величины ставки страховых взносов либо ЕСН для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законодательством, а расходная часть - в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного Фонда России осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовая пенсия по источникам финансирования смешанная. Базовая часть трудовой пенсии финансируется из государственного бюджета, страховая часть - из бюджета Пенсионного фонда России. Государственные пенсии финансируются из федерального бюджета.

Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей средства через банк плательщика поступают в районные отделения налоговой службы и далее в региональные отделения Пенсионного Фонда России, на счет Пенсионного фонда России в Казначействе, откуда через Центральный Банк Российской Федерации или банк, им уполномоченный, направляются в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам.

В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в централизованный фонд, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

Сложившаяся в России структура финансовых потоков не обеспечивает достаточного контроля со стороны центрального аппарата за добросовестностью финансовых операций на местах. Кроме того, существуют очевидные стимулы для руководителей регионального уровня удерживать у себя как можно больше средств. Не отрицая обоснованности этих выводов, все же отметим положительный аспект существующей структуры финансовых потоков пенсионной системы: она создает на местах возможность наиболее полного решения собственных проблем.

Таким образом, в целях выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств создана специализированная финансовая система пенсионного страхования, основанная на принципе систематического отчисления части текущего заработка (либо иного дохода) застрахованного лица в целевой фонд с последующим обязательством выплаты соответствующей суммы. Пенсионный Фонд России в свою очередь выполняет функцию концентрации, хранения и распределения накопленных ресурсов для выплаты гарантированных государством пенсий. Следует отметить, что современное пенсионное законодательство предусматривает возможность, помимо федеральных пенсионных обязательств, выплачивать дополнительные виды пенсий из средств бюджетов субъектов Федерации.

Финансовая нагрузка, связанная с содержанием пожилого поколения, составляет существенную долю валового внутреннего продукта (рисунок 1) и продолжают увеличиваться.


Рис. 1. Расходы на пенсионное обеспечение в различных странах мира

Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Выделяют два основных способа финансирования пенсионных систем:

  • распределительный (нефондируемый), при котором покрытие текущих пенсионных расходов приходится из текущих поступлений. Данный метод получил название PAYG (pay-as-you go);
  • накопительный (фондируемый), при котором средства идут на создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Во многих развитых странах пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе (таблица 1).

Платежеспособность распределительной (нефондируемой) пенсионной системы определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в объеме, требуемом в данный момент. Пенсионеры получают пенсии за счет работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и выплат. Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых тарифов, что выражается следующей формулой:


, где

ОЧР - общее число работающих (плательщиков пенсионных взносов);

СЗ - средняя заработная плата;

СПВ - ставка пенсионных взносов;

ОЧП - общее число пенсионеров;

СП - средняя пенсия.

Таблица 1. Финансирование пенсионных систем

Обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. Финансовая система подробно раскрывается в 4 главе этого закона.

Все средства, находящиеся в ведении Пенсионного Фонда являются Федеральной собственностью, к тому же они не могут изыматься и подвергаться распределению на нужды, не относящиеся к деятельности ПФ РФ. Свой бюджет страховщик (он же Пенсионный фонд) формирует на финансовый год, учитывая расходы и доходы. Правительство ежегодно запрашивает полный отчет об исполнении бюджета ПФ. Бюджет ОПС является консолидированным, то есть он состоит из свода бюджетов всех уровней, а также участвует в прогнозировании и расчетах.

Принципы финансирования обязательного пенсионного страхования

Существует два принципа финансирования ОПС – распределительный и накопительный.

Распределительный принцип (или принцип солидарности поколений) – это те взносы, которые производятся из заработной платы трудоспособного населения и идут на выплаты пенсионных пособий нынешним нетрудоспособным категориям граждан. В данном случае нет индивидуального учета поступивших взносов.

Накопительный принцип – все средства, которые были получены от нынешних трудоспособных граждан, не расходуются на выплаты пенсий нетрудоспособному населению, а копятся и преумножаются за счет инвестиций, ожидая наступления страхового случая.


На 2018 год накопительная часть пенсии отменена, но увеличить свою пенсию можно за счет добровольного страхования в негосударственных пенсионных фондах.

Основы формирования бюджета ОПС

Формирование бюджета ПФ РФ происходит за счет:


  • страховых взносов по ОПС;
  • средств федерального бюджета;
  • средств, которые появились в результате различных финансовых санкций;
  • средств от инвестирования;
  • добровольных взносов, производимых физическими лицами и организациями;
  • денежных сумм, находящихся на счетах застрахованных лиц, которым назначена срочная выплата;
  • сумм выплатного резерва;
  • а также других источников, которые не противоречат законодательству РФ.

В бюджете ПФ происходит отдельный учет:

  • основных и дополнительных сумм, которые идут на формирование накопительной части пенсии;
  • сумм, которые работодатели перечисляют за своих подчиненных;
  • сумм взносов на софинансирование пенсионных накоплений;
  • частей материнского капитала, которые направлены на финансирование накопительной части пенсии;
  • сумм, получаемых в результате инвестирования;
  • средств выплатного резерва;
  • средств гарантийного возмещения;
  • расходов бюджета ПФ РФ, которые связаны с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Самая значительная часть этого бюджета – это страховые взносы, которые за своих сотрудников отчисляют работодатели. За всю трудовую жизнь гражданина работодатель производит за него взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Сумма этих взносов равна 22% от годового оклада застрахованного лица.

На что идет расходование средств

Все расходы, которые понес Пенсионный Фонд РФ, в результате выполнения возложенных на него функций, осуществляются за счет средств федерального бюджета и участвуют в общем расчете расходов ПФ за финансовый год.

Расходование средств идет на:

  • выплату страхового обеспечения по ОПС;
  • доставку пенсий;
  • материально-техническую поддержку деятельности страховщика;
  • оплату взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
  • другие цели, которые не противоречат пенсионному законодательству РФ.


Все расходы, которые не были предусмотрены бюджетом ПФ РФ при составлении плана на текущий год, могут быть осуществлены только в случае утверждения их в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Компенсация той части расходов бюджета, которая превышает количество средств, полученных от оплаты взносов, происходит за счет бюджетных ассигнований.

Все денежные средства ОПС учитываются на счетах, доступ к которым имеют территориальные органы федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ. Это делается для осуществления контроля всех операций, проводимых со средствами бюджета ПФ РФ.

Формирование резерва ПФР по ОПС

Меры по формированию резерва Пенсионного Фонда направлены на обеспечение его финансовой устойчивости, а также сохранения платежеспособности всей системы ОПС. Формирование и расходование средств из резерва ПФР по ОПС происходит в соответствии с федеральным законом за счет:


  • доходов от инвестирования;
  • отчислений от пенсионных накоплений;
  • денежных сумм пенсионных накоплений, которые не получили правопреемники умершего пенсионера;
  • сумм, полученных от применения финансовых санкций, таких как штрафы, пени и другое;
  • сумм, которые не были учтены на индивидуальных лицевых счетах, спустя полгода после окончания финансового года.

За счет резерва ПФР происходит выплата средств правопреемникам пенсионера, не успевшего получить пенсионные выплаты; оплата доставки накопительных пенсий по старости, срочных выплат и единовременных выплат; гарантированное восполнение средств на счету гражданина.

Выводы

  1. Подробную информацию о финансовой системе ОПС можно найти в федеральном законе №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г., а именно в его 4 главе.
  2. На данный момент при финансировании ОПС применяется сочетание распределительного и накопительного принципов.
  3. Формирование бюджета ОПС, в большинстве своем, происходит за счет страховых взносов, средств, полученных в результате инвестирования, а также средств федерального бюджета и сумм от различных штрафных санкций.
  4. Для сохранения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования ПФР создает резерв, из которого происходит выплата денежных средств правопреемникам пенсионеров, оплата доставки пенсионных выплат, а также восполнение средств на индивидуальных счетах граждан.


Пенсионное страхование – система страховщиков в Российской Федерации


Об обязательном пенсионном страховании – Федеральный закон в РФ (ФЗ 167)


Основные моменты и правила обязательного страхования вкладов в России

1.Бюджет Пенсионного фонда РФ
2.Расчетный пенсионный капитал
3.Учет страховых взносов
4.Тариф страхового взноса
5.Пени
6.Страховой риск

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования его доходов и расходов.

При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив обо-ротных денежных средств. Он утверждается ежегодно по представлению правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при их отсутствии — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных российским законодательством.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Законом о трудовых пенсиях и государственном пенсионном обеспечении, включая организацию их доставки, возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пери-од прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют свое целевое назначение и направляются:

  • на выплату в соответствии с законодательством РФ’и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные российским законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Для обеспечения в перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ, а его индексация — в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Под расчетным периодом для уплаты страховых взносов понимается календарный год, который состоит из от-четных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы начисления страховых взносов.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с на-чала расчетного периодов, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ра-нее уплаченных сумм авансовых платежей.

Тариф страхового взноса — размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

Страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом российским законодательством, регулирующем деятельность налоговых органов.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судеб-ном порядке.

Пени — денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками.

Пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на его имущество.

Пени за каждый день просрочки определяются в про-центах от неуплаченной суммы страховых взносов. Ставка процента пеней принимается равной 1/3 0 0 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. Страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Его размер в расчете на месяц устанавливается, исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории России, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за себя. Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

Пенсионная книжка застрахованного лица. Она выдается гражданам в порядке, определяемом Правительством РФ, и служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ. Застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсион-ной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части своего индивидуального лицевого счета, которые поступают из Пенсионного фон-да РФ в порядке, установленном российским законодательством.

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в судебном в порядке, установленном российским законодательством.

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установле-ния обязательного страхового обеспечения.

Страховой риск — утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлени-ем страхового случая.

Страховой случай — достижение пенсионного воз-раста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Достигнув преклонного возраста, человек обычно отправляется на заслуженный отдых и получает пенсию. Для подавляющего большинства людей пенсия — основной источник дохода в старости. В разных странах пенсия формируется по-разному.



Какие типы пенсионной системы существуют?

Распределительная или солидарная пенсия

Система работает по принципу солидарности поколений: работающее поколение платит за тех, кто уже вышел на пенсию. Большой плюс солидарной системы — государство может обеспечить приемлемый уровень пенсии тем, кто не смог бы сам скопить на старость, например, многодетным мамам, у которых нет большого стажа работы.

Распределительная пенсия является основной во многих странах, но из-за увеличения продолжительности жизни и постепенного старения населения, она перестает справляться с поставленной задачей. Тех, кто работает и делает отчисления в общий «пенсионный котел», становится все меньше. А пенсионеров — все больше.

Поэтому большинство развитых стран были вынуждены реформировать пенсионные системы, чтобы сохранить достойный размер пенсий для своих граждан.

Накопительная пенсия


Эта система противоположна распределительной: в ней пенсионеру платят не другие люди, а он сам копит себе на пенсию, пока работает. В течение жизни человек или его работодатель делает отчисления с его зарплаты, эти деньги инвестируются и приносят доход. Именно на них человек живет на пенсии.

Плюс в том, что на такую систему меньше влияют демографические тенденции. Даже наоборот: поскольку люди остаются активными и работоспособными до преклонных лет, они могут дольше копить и в результате сформировать себе пенсию большего размера.

Минус — люди с низким доходом не смогут откладывать достаточно денег и окажутся на пенсии в крайне уязвимом положении. В таком случае, скорее всего, только государство сможет обеспечить им достойную старость.

Смешанная пенсия

Во многих странах пенсионная система смешанная — распределительно-накопительная. Сами граждане или их работодатели делают отчисления в пенсионный фонд страны, часть этих денег идет на выплаты нынешним пенсионерам, а другая часть — на их собственную будущую пенсию.

Какая пенсионная система в России?

В России была попытка создать смешанную пенсионную систему. С 2002 по 2014 год обязательные пенсионные взносы работодателей разделяли на части. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника (1967 года рождения и моложе) уходили в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), а затем на выплаты нынешним пенсионерам. А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет человека.

Этот счет каждый мог пополнять и сам. Если личные взносы достигали 2000 рублей в год, государство вносило на счет человека такую же сумму (но не больше 12 000 рублей за год). Это называлось софинансированием пенсии . Так формировались личные пенсионные накопления.

Но со временем разрыв между взносами, которые делают работодатели, и выплатами, которые идут пенсионерам, увеличивался. И с 2014 года правительство «заморозило» накопительную часть пенсии. Новые взносы работодателей ее не пополняют — все идет в «общий котел» ПФР. Таким образом, пенсионная система снова стала распределительной.

При этом те пенсионные накопления, которые уже были сделаны, остаются на индивидуальных счетах россиян. Люди, как прежде, могут делать добровольные взносы и самостоятельно пополнять эти счета.

Кроме того, владельцы пенсионных накоплений могут сами решать, кому доверить управление этими деньгами. Ведь от того, насколько удачно будут вложены пенсионные накопления и какой инвестиционный доход они принесут, будет зависеть размер будущей пенсии человека.

По закону, можно перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или оставить в ПФР. У ПФР есть несколько уполномоченных управляющих компаний (УК), которые предлагают разные инвестиционные стратегии. Можно выбрать любую из них.

Подробнее о том, как устроена пенсионная система, вы можете прочитать здесь .

Какой будет моя пенсия?

Если вы родились в 1966 году и раньше и самостоятельно не вступили в программу государственного софинансирования пенсий , то вся ваша пенсия будет только страховой.

Если же вы родились в 1967 году или позже и до 2014 года успели хотя бы немного поработать, то ваша будущая государственная пенсия складывается из двух частей — страховой и накопительной.

Страховая часть пенсии зависит от трудового стажа и заработка. Ее рассчитывает и назначает Пенсионный фонд России (ПФР), когда вы выходите на пенсию. Для расчета используют пенсионные баллы — за каждый год работы вам начисляют определенное количество баллов. От того, какая сумма баллов у вас наберется к моменту выхода на пенсию, и будет зависеть размер страховой части пенсии.

Вторая часть — накопительная — зависит от того, какую сумму взносов на ваш индивидуальный пенсионный счет успел перечислить работодатель и сколько денег вы сами на него внесли. А также от того, насколько успешно фонд или УК инвестируют ваши деньги.

Если вас не устраивает размер инвестиционного дохода, который заработал ваш фонд или УК, вы можете перевести свои пенсионные накопления: из ПФР в НПФ или обратно, а также из одного НПФ в другой. Точно так же можно поменять управляющую компанию, оставшись в Пенсионном фонде России. Как это сделать без потерь, читайте в тексте о смене пенсионного фонда.

Подробнее о том, как формируется пенсия, можно прочитать на сайте ПФР .

Также на сайте ПФР есть специальный калькулятор , где можно прикинуть, какая пенсия у вас будет.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

Читайте также: