Финансово экономические основы пенсионной системы


Эффективность финансового обеспечения пенсионной системы является показателем уровня жизни лиц пенсионного и предпенсионного возраста, стимулом к продолжению активной жизнедеятельности, показателем конкурентоспособности национальных стратегий социально-экономического развития.

Наиболее результативными реформами, на наш взгляд, следует считать преобразования, которые позволяют запустить механизмы, четко учитывающие такие факторы, как средняя продолжительность жизни населения в абсолютном выражении, продолжительность жизни до и после выхода на пенсию, возраст выхода на пенсию, и соотносить эти показатели с размером активов и обязательств бюджетной системы по выплате пенсий.

На преобразования современной отечественной пенсионной системы, повышение ее устойчивости и эффективности определяющее воздействие оказывают демографические и социально-экономические факторы: несоответствие роста реальной зарплаты и уровня инфляции, пресс демографической нагрузки, низкая производительность труда при высокой его интенсивности.

Данные детерминанты влияют на определение затрат трудовых ресурсов в зависимости от численности трудоспособных и застрахованных лиц, объема страховых взносов, поступающих в доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, и вызывают необходимость совершенствования финансовых ресурсов, институтов пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в условиях цифровизации, что определило актуальность проведенного исследования. Его цель заключается в том, чтобы сформулировать предложения, реализация которых позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ.

Цель исследования: рассмотреть основные показатели бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Проанализировать динамику его финансовых ресурсов.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные диалектические методы познания, финансовый анализ открытых данных Министерства финансов РФ и Пенсионного фонда РФ, размещенных на их официальных сайтах, а также теоретико-практический подход, которые позволили охарактеризовать состояние несбалансированности Пенсионного фонда РФ, обосновать практические рекомендации, направленные на снижение объема его дефицита в условиях функционирования современной пенсионной системе.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных авторов Л.И. Ниворожкиной [1], Е.А. Мамий, А.В. Новикова [2], Н.И. Куликова, Е.С. Вдовиной [3], Ю.М. Горлиной, В.Ю. Ляшок, Т.М. Мамаева [4], А.Н. Сухарева [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Проводимые широкомасштабные пенсионные реформы как имеют положительный эффект, так и порождают социальную неудовлетворенность, характеризующуюся сокращением доходов неработающих пенсионеров, увеличением пенсионного возраста, отказом от льгот, повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обратная сторона медали пенсионной реформы превращается в существенный аргумент в пользу действовавшей ранее распределительной модели пенсионной системы. Следует напомнить, что, распределительная модель устойчива при значительном превышении числа работающих над численностью пенсионеров, при этом даже при ухудшении демографической ситуации она имеет ряд преимуществ перед накопительной моделью:

– более проста для прогнозирования сбалансированности доходов и обязательств бюджета Пенсионного фонда РФ;

– предполагает меньшее количество субъектов управления, а следовательно, меньший объем административно-управленческих расходов;

– слабее подвержена долгосрочным рискам и факторам, связанным с функционированием финансового рынка;

– обеспечивает большую прозрачность движения денежных потоков и ориентирована на солидарность поколений.

Национальная пенсионная система современной России, в основе которой распределительно-накопительная модель, базируется на страховом механизме. С вступлением с 1 января 2015 г. в действие двух Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» произошли принципиальные изменения в пенсионном обеспечении, связанные с введением понятий пенсионного капитала, индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионного накопления, института страхового стажа, накопительной пенсии, изменением структуры пенсии и правил ее расчета. Таким образом, в разрезе распределительной составляющей пенсионной системы предусмотрено применение условно-накопительных счетов, при наличии которых размер пенсии зависит от объема накопленных работником пенсионных прав. Можно согласиться с мнением Н.И. Куликова и Е.С. Вдовиной о наличии эффекта двойного бремени, означающего осуществление одновременно двух процессов у работающего поколения: уплата страховых взносов на выплату текущих пенсий (страховая часть) и формирование (создание) личных пенсионных накоплений. Нынешнее покаление пенсионеров также несет потери, так как 6 % страховых взносов не поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ, следовательно, не направляются на формирование текущих пенсий [3, с. 5].

Центральным финансово-институциональным звеном системы как пенсионного обеспечения, так и всего государственного социального страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации. Денежные средства обязательного пенсионного страхования аккумулируются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального Банка РФ. Источниками доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, иные источники, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Основная задача Пенсионного фонда Российской Федерации – назначение и обеспечение выплаты различных видов пенсий и пособий, которые имеют тенденцию роста, обусловленную повышением численности пенсионеров, индексацией пенсий и выплат. Так с 2014 г. по 2018 г. численность пенсионеров возросла на 106,1 %, с 41 млн чел. до 43,5 млн чел. (рис. 1).


Рис. 1. Численность пенсионеров, млн человек. Составлено авторами по [6]

«Проводимая Правительством РФ бюджетная политика, направленная на повышение прозрачности и стабильности макроэкономических условий, обеспечила устойчивые темпы роста экономики. Прежде всего, это связано с внедрением с 2017 г. новой конструкции «бюджетных правил». Результатом являются постепенное снижение зависимости федерального бюджета от динамики цен на энергоносители, увеличение потенциальных темпов роста ВВП, формирование устойчивой макроэкономической среды, уменьшение чувствительности курсовых колебаний к динамике мировых цен на нефть» [7]. Все это положительным образом отразилось на сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе Пенсионного фонда РФ (табл. 1).

Основные показатели бюджета Пенсионного фонда РФ в 2014–2018 гг., млрд руб.

Пенсии - пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления

Что такое пенсия. Пенсионная система РФ. Как формируется личная пенсионная система. Как осуществляются пенсионные отчисления

Дата проведения

Пенсия, государственная пенсионная система в РФ

Пенсионное обеспечение в России - совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

Пенсия - регулярный (ежемесячный или еженедельный) денежный доход, выплачиваемый лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров, что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам (рис.1):


Рисунок 1 – Система пенсионного обеспечения в РФ

1) Государственное пенсионное обеспечение . Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.

2) Обязательное пенсионное страхование . Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.

3) Негосударственное пенсионное обеспечение . Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

Средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, можно рассматривать как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ: страховая; накопительная; дополнительная.

В РФ ведется система индивидуального учета граждан. Система формирует и ведет учет информации о каждом застрахованном лице, необходима для последующей реализации гражданином его прав в области пенсионного страхования. На каждого человека заводится свой индивидуальный счет, которому присваивается постоянный страховой номер (СНИЛС).

2. Виды пенсий

Виды пенсий в РФ представлены на рисунке 2.


Рисунок 2 – Виды пенсий в РФ

До конца 2014 года трудовая пенсия состояла из двух ЧАСТЕЙ: страховой и накопительной. С 1 января 2015 года трудовую пенсию разделили на две ОТДЕЛЬНЫЕ пенсии, и теперь граждане будут получать страховую пенсию и накопительную пенсию раздельно.

Страховая (трудовая) пенсия. Законом установлены следующие виды трудовых пенсий:

1. страховая пенсия по старости — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости при достижении установленного законом возраста. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет.

Отдельные категории граждан, указанные в статьях 30, 31, 32, Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют право на досрочное назначение страховой пенсии.

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:


Финансирование выплаты трудовой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22 %. Тариф страхового взноса состоит из солидарной (6%) и индивидуальной части (16%). На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплаты фиксированной выплаты к пенсии.

2. страховая пенсия по инвалидности . Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. страховая пенсия по случаю потери кормильца . Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Накопительная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, состоящая из суммы страховых взносов гражданина и доходов, которые были получены в результате инвестирования этих денежных средств. Возможно пополнение лицевого счёта и самим работником.

Формирование накопительной части пенсии производится только у граждан, которые появились на свет после 1967 года. Будущий пенсионер выбирает компанию, которой он доверяет распоряжаться своими сбережениями. Для приумножения средств можно предпочесть: Управляющую компанию (УК); Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ); Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФ). При выборе УК или НПФ стоит учитывать надежность, доходность и время работы организации.

По умолчанию накопления остаются в ПФ, распоряжение которыми отдается Внешэкономбанку. Отказаться от отчислений возможно в любой момент, при этом имеющаяся сумма будет продолжать «работать».

Получить накопления можно при следующих условиях: наличие накоплений; достижение гражданином возраста 55 лет (женщины) или 60 лет (мужчины), то есть пенсионного возраста, действовавшего до реформы; обращение гражданина к своему страховщику для назначения накопительной части трудовой пенсии.

Возможности распоряжения накоплениями: забрать их целиком и сразу, если накопительная часть не превышает 5 % от суммы страховой части; самостоятельно установить количество лет, в течение которых будут осуществляться выплаты накопленных средств, но не менее 120 месяцев (в случае смерти гражданина не полученная часть накоплений достанется его наследникам); потребовать назначения пожизненной накопительной пенсии, которая не наследуется.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой ОПС в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию.

Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной .

Социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет, — указанные цифры действительны по конец 2018 года, далее будет происходить постепенное повышение до 70 (65) лет для мужчин (женщин)), социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ И ЕГО ФУНКЦИИ, НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России выделяют:

- назначение и выплата пенсий;

- учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

- персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;

- взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- выплата средств материнского капитала;

- управление средствами пенсионной системы;

- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);

- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

- с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Данные об уплате страхователями (работодателями) обязательных страховых взносов за работника, сведения о страховом (трудовом) стаже отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица , который ведёт Пенсионный фонд РФ для каждого официально работающего гражданина России. Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС, может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем на своем индивидуальном лицевом счёте в ПФР с помощью интернет-портала «Госуслуг».

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно - через управляющие компании-УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев - в соответствии с договором - вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию, кроме того, в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Рейтинг крупнейших российских НПФ на 1 июля 2018 года:

- НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления»

- НПФ ВТБ Пенсионный фонд

- НПФ Согласие ОПС

Пенсионная система РФ в последние годы изменяется, осенью 2018 года был принят закон о совершенствовании пенсионной системы РФ, реформа началась в 2019 году и рассчитана до 2028 года.

Многообразные финансовые отношения можно сгруппировать по участвующим в них субъектам. Финансовые отношения складываются между государством с одной стороны, юридическими и физическими лицами с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами, с другой.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.

Система финансов в целом – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений (и связанных с ними органов управления финансами), в процессе которых образуются и используются денежные фонды.

Финансовая система РФ состоит из 3-х элементов[4]:

1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2) совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3) система финансовых органов – финансовый аппарат (или финансовая система с точки зрения управления финансами).

В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты управления. Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Субъекты управления – организационные структуры, которые осуществляют управление – это органы управления финансами. Их называют финансовыми органами. Совокупность финансовых органов образуют финансовую систему с точки зрения управления финансами или финансовый аппарат. Иными словами, каждой сферой финансовой системы управляют соответствующие финансовые органы или структуры – финансовые службы.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементови соответствующих им стадий управления. В экономической литературе отдельные авторы выделяют от трех до пяти функциональных элементов. Общепризнанными являются 3 элемента: планирование, оперативное управление, контроль.

Оперативное управление – это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа фактически складывающейся финансовой ситуации. Его цель – получение максимального эффекта при минимуме затрат. На этой стадии с помощью перераспределения финансовых ресурсов различными методами обеспечивается пропорциональное развитие экономики страны, отдельных отраслей, территорий, субъектов хозяйствования, решаются социальные задачи, предотвращаются чрезвычайные ситуации и ликвидируются их последствия. Основное содержание оперативного управления составляет маневрирование финансовыми ресурсами. Цель такого маневрирования - обеспечение финансовыми средствами мероприятий, которые не предусматривались в планах, исправление наметившихся диспропорций, финансирование решений вновь появившихся задач. В ходе оперативного управления часто задействуются финансовые резервы. Оперативное управление – главная функция аппарата финансовой системы.

Различают также стратегическое управление финансами (его можно выделять и как отдельный элемент и самостоятельную стадию). Стратегическое управление выражается в определении потребностей в финансовых ресурсах, мобилизации последних, создании резервов в процессе прогнозирования на перспективу, установление объема финансовых ресурсов для реализации целевых программ. Стратегическое управление осуществляется органами государственной власти: Правительством РФ, аппаратом Президента РФ, Минфином РФ и др.

Научный подход к управлению финансами и при стратегическом и при оперативном управлении определяет многоплановый характер и системный подход к управлению в каждой сфере и звене финансовых отношений. В процесс разработки управленческих решений финансового характера учитываются требования объективных экономических и юридических законов, результаты экономического анализа итогов развития за несколько предшествующих плановых периодов. Применяются экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, обеспечивается рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Выработанные решения и методы их реализации оформляются в юридических актах, финансовых прогнозах, планах, постановлениях и других документах.

Финансовый контроль - последний функциональный элемент системы управления. Его трудно выделить в отдельную стадию, т.к. он осуществляется и в процессе планирования и в процессе оперативного управления. В ходе контроля сопоставляются фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявляются резервы роста финансовых ресурсов, намечаются пути рационального ведения хозяйства. Результаты финансового контроля необходимы для исправления допущенных финансовых ошибок и нарушений. Они также являются основанием для наказания за совершенные финансовые преступления.

В соответствии со ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Главное их назначение – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Такое обособление источников целевых мероприятий от бюджетных средств позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспечение, и, во-вторых, гарантирует целевое использование ресурсов в полном объеме их поступлений.

Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В ст. 143 БК даны общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов:

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

социальное обеспечение по возрасту;

социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

социальное обеспечение в случае безработицы[5];

охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Государственными социальными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

В настоящее время внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета особо важных расходов, а другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Пенсионный фонд Российской Федерации является од­ним из важнейших элементов бюджетной системы России.

Финансовая система обязательного пенсионного страхо­вания состоит из бюджета Пенсионного фонда, расходования средств бюджета Пенсионного фонда, резерва бюджета, по­рядка формирования и индексации расчетного пенсионного ка­питала и контроля за использованием средств бюджета для выплаты пенсий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетной системой Российской Федерации понимается "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов"[6].

Пенсионный фонд РФ является государственным внебюд­жетным фондом, т.е. представляет собой "форму образова­ния и расходования денежных средств, образуемых вне фе­дерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Фе­дерации"[7].

Свод доходов и расходов, обеспечивающих финансирова­ние пенсионной системы РФ — бюджет ПФР, является пол­ностью автономной финансовой системой от государствен­ного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов федерации и местном).

Статьей 145 Бюджетного кодекса РФ установлено, что про­екты бюджетов государственных внебюджетных фондов состав­ляются органами управления указанных фондов и представ­ляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представитель­ных> органов субъектов Российской Федерации одновремен­но с представлением проектов законов субъектов Российс­кий Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием этих законов.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования. Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подле­жат.

На Пенсионный фонд возлагается организация и исполнение бюджетов, управление средствами бюджета фонда и бюджетными средствами.

Бюджет пенсионного страхования формируется и исполняется ПФР в соответствии с условиями, законодательно определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, рядом правительственных документов, и в пределах компетенции - самим Фондом. Бюджет Пенсионного фонда России формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимосвязи с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период. В соответствии с действующим законодательством бюджет Пенсионного фонда, а также отчет о его исполнении согласовывается и одобряется Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь, представляет его на утверждение в Федеральное собрание Российской Федерации.

Одним из направлений мобилизации средств, предназна­ченных для финансирования мероприятий по социальному обеспечению, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года введен единый социальный налог. Идея его введения возникла еще в 1998 году, когда Министерством Российской Федерации по налогам и сборам предлагалось при сохранении существующего механизма сбора страxовых взносов ввести для всех фондов единую налогооблага­емую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако эти предложения в то время остались невостребованными.

Финансовое обеспечение пенсионной системы базируется на едином социальном налоге и его части – страховом взносе на обязательное пенсионное страхование, который является индивидуально обязательным возмездным платежом, имеющим персональное целевое назначение – обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Не поступление в Пенсионный Фонд РФ взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих сумм пенсии по обязательному пенсионному страхованию данному гражданину.

Контроль за поступлением единого социального налога (ЕСН) в части, зачисляемый в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а с апреля 2004 года Налоговой службой РФ.

При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов проверяется налоговыми органами; а стороной по спорам, связанным с пенсионными обязательствами, являются органы Пенсионного фонда РФ, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Начиная с 1 января 2002 г. трудовая пенсия российского гражданина состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирова­ния. Рассмотрим эти три составляющие части пенсии.

Базовая пенсия, по сути, представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста. Размер базовой пенсии утверждается Законом о Федеральном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которым должны быть обеспечены необходимые выплаты.

Источником финансирования базовой части пенсии является единый соци­альный налог, собираемый в федеральный бюджет. Собранные таким образом средства Казначейством РФ перечисляются в бюджет ПФР и стано­вятся источником финансирования выплат базовой части трудовых пенсий, а также базовой части пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках систе­мы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд РФ. Источником финансирования страховой части пенсии является стра­ховой платеж, перечисляемый Казначейством в бюджет Пенсионного фонда. За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляется финансирование выплаты страховой части трудовых пенсий, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином. В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного и уплаченных страховых взносов. Чем выше размер заработной платы и больше размер уплаченных страховых платежей с нее, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы - мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе. Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться за счет части 14-процентных страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для полученияинвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий. Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного.

Начиная с 2003 г., граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, могут принимать решение об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами. Однако на первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пен­ию, в ее составе будут только две части - базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не изменился и в основном остался прежним.

Новой является система зачисляемых в пенсионный фонд РФ фиксированных платежей для лиц, относящихся к самозанятому населению в целях обеспечения их прав на пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Сумма фиксированных платежей, перечисленных в Пенсионный фонд РФ, будет составлять расчетный пенсионный капитал самозанятого лица.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР.

Средства накопительного резерва могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств. Взносы, зачисленные в специальную часть индивидуальных лицевых счетов, дополнительные обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета, при ведении его на накопительной основе, а также начис­ленный доход от их инвестирования формируют пенсионные резервы.

Инвестирование пенсионных резервов в соответствии с законодательс­твом осуществляется управляющими компаниями, определяемыми на кон­курсной основе. Управляющие компании осуществляют операции с пенси­онными резервами в соответствии с ограничениями по составу и структуре активов, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Специализированный депозитарий на основе договора осуществляет кон­троль за соблюдением управляющей компанией ограничений по инвести­рованию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов, установленных нормативными правовыми актами. Выбор специализированного депозитария осуществляется на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Управляющая компания и специализированный депозитарий, осущест­вляющие деятельность по инвестированию пенсионных резервов, должны иметь соответствующие лицензии.

Hа федеральном уровне управление системой пенсионного обеспечения осуществляется федеральны­ми органами государственной власти и Пенсионным фондом Российской Федерации — органом, созданным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Управление пенсионным обеспечением (страхованием) включает в себя управление несколькими видами потоков:

1) информационными потоками между пенсионной системой и работниками, работодателями и пенсионерами;

2) потоками финансовых ресурсов между работниками и работодателями, пенсионной системой, инвестициями и пенсионерами.

Бесперебойная работа пенсионной системы требует как эф­фективного управления каждым процессом в отдельности, так и эффективной взаимосвязи и взаимодействия этих про­цессов.

Новая пенсионная система Российской Федерации предпо­лагает взаимодействие самых различных государственных струк­тур и социальных партнеров — работодатели (страхователи) и работники, застрахованные лица, а также пенсионеры.

2.2. Финансовые особенности пенсионной системы в РФ

Основными особенностями, обеспечивающими в прогнозе стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, являются:

- реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;

- определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в Пенсионный фонд РФ;

- учет прогнозируемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через применение условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

- обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом РФ и другими источниками;

- законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;

- повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именно накопительных пенсионных счетов;

- частное финансирование с 2005 г. вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основу.[11]

В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постоянное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях.

Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного элемента тарифа по государственному пенсионному страхованию: 2000 г. -1%; 2003 г. – 3%; 2006 г. – 5%; 2009 г. - 7%. Указанное повышение будет достигнуто путем перераспределения в пределах установленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов.

С 2001 г. трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости назначаются в рамках системы персонифицированного учета на основе условно-накопительных счетов. В связи с этим основным показателем, на основе которого формируется часть будущей трудовой пенсии, финансируемой на распределительной основе, должен стать размер уплаченных страховых взносов.

Учитывая всеобщий характер включения работников и накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в течение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частное финансирование выплат пенсий лишь после 2005. Таким образом, начиная с 2005 года трудовые пенсии для большинства выходящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на распределительной и накопительной основе.

Реформирование государственного пенсионного страхования не препятствует развитию добровольного дополнительного обеспечения. Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застрахованных, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров.

Формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения должно опираться на развитие и повышение финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов.

Реализация рассмотренных принципов пенсионной реформы позволит постепенно стабилизировать финансовое положение пенсионной системы и повысить уровень жизни пенсионеров.[12]

3. Современное состояние пенсионной системы

В мире есть два стандарта, по которым оценивают состояние пенсионного обеспечения. Помимо покупательной способности пенсии, то есть оценки того количества необходимых для жизни товаров и услуг, которые может приобрести пенсионер, в большинстве развитых стран используется еще один стандарт – коэффициент замещения утраченного заработка. По рекомендациям Международной организации труда он должен быть не менее 0,4. То есть, выходя на пенсию, человек должен получать не менее 40 процентов от своей зарплаты. И цивилизованные страны это условие выполняют. А многие обеспечивают 50-60 и даже 70 процентов. В России же на 1 января 2006 года коэффициент замещения 30,5 процента. Большой простор для работы и выполнения рекомендаций МОТ.

В 2005 году в Послании президента прозвучало, что к 2008 доходы пенсионеров должны вырасти почти вдвое. Есть финансовый план по 2008 год включительно, есть расчеты, которые утверждены правительством. По законодательству минимальная пенсия – это сегодня социальная пенсия. Ее государство назначает человеку, который не работал, не получал зарплату, не выплачивал страховые взносы. У него нет трудового стажа, и ему назначается, в сущности, социальное пособие – сегодня это порядка 1600 рублей. Поставлена задача, чтобы эта социальная пенсия была равна прожиточному минимуму пенсионера. А для этого ее предстоит увеличить примерно в два раза и в 2008 году социальная пенсия сравняется с прожиточным минимумом и составит примерно три тысячи рублей. Трудовая пенсия в сравнении с 2005 годом должна вырасти в 1,8 раза. В рублях это будет порядка четырех тысяч. Чтобы достичь этого, необходимо повысить пенсию на 20 процентов. В среднем пенсии вырастут в течении 2007 на 500 рублей. А для некоторых категорий – выше.[13]

Государство борется с проблемой выплаты части зарплаты во многих предприятиях в конвертах и перечисления пенсионных страховых взносов не в полном объеме. Созданы комиссии, которые рассматривают дела о неплатежах в Пенсионный Фонд. 700 тысяч исков ежегодно подаются на неплательщиков. Сегодняшний работник не вдумывается, что единственным источником дохода у человека станет пенсия. А по новой модели важно будет одно – сколько взносов с его заработков перечислено в Пенсионный фонд. По закону к 2013 году должна закончиться работа по конвертации пенсионных прав работников. После этого расчет пенсий упроститься: вместо сложной формулы, в которой учитывается стаж, заработок, выслуга лет, будет браться сумма, указанная на лицевом счете человека, и делиться на время нахождения на пенсии в годах и еще на 12. в результате получаем размер ежемесячной пенсии

Чтобы человек заранее знал, какой может быть его пенсия, государство обязало Пенсионному фонду ежегодно информировать будущих пенсионеров о состоянии их индивидуальных счетов. И теперь ежегодно до 1 сентября проводится такая рассылка.[14]

По последним данным президент подписал закон об увеличении пенсии. В документе предусматривается повышение размеров базовых частей трудовых пенсий всех видов – по старости, по инвалидности, по случаю потере кормильца, которое планируется осуществить в два этапа: с 1 декабря 2007 года и с 1 августа 2008 года.

С 1 декабря 2007 года базовая часть пенсии увеличится в среднем на 300 рублей, а с 1 августа 2008 года еще на 234 рубля.

Кроме того, с апреля следующего года планируют увеличить единые денежные выплаты отдельным категориям граждан. «Чернобыльцам» и ветеранам Великой Отечественной войны добавят по 30% от нынешнего уровня ЕДВ, Героям Советского Союза и России – 25%, Героям Соцтруда – 15%.[15]

Реально динамику увеличения пенсий можно показать в следующей таблице.

Таб. 2 Динамика увеличения пенсий

Вид пенсии сегодня С 1 декабря 2007 года С 1 августа 2008 года
Обычная трудовая по старости 1260 1560 1794
Лицам, достигшим 80 лет 2520 3120 3588
Инвалидам 1-й степени 630 780 897
Инвалидам 2-й степени 1260 1560 1794
Инвалидам 3-й степени 2520 3120 3588
По случаю потери кормильца
- круглым сиротам 1260 1560 1794
- другим нетрудноспособным членам семьи 630 780 897

Заключение

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

-слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

-неоправданно большой удельный вес льготных пенсий:

-отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

С достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

В сложившихся условиях совершенно неизбежной становится глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие новации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

При рассмотрении данного вопроса я пришла к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.

Список использованной литературы

1. Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. – М.: Академия. – 2003 – 182 с.

2. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2002. - №24. – 145 с.

3. Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // Вопросы экономики. – 2000. - №8. – 154 с.

4. Люблин Ю. З. О реализации федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».//Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ. - 2002. - №13. – 132 с.

5. Невинная И. Таблица умножения для пенсионеров // Российская газета. – 2006. - №172(4138). – 16 с.

6. Соловьев А.К. Комментарий к новому пенсионному законодательству. – М.: Юрайт. – 2003. – 190 с.

7. Соловьев А.К. Три варианта пенсионной реформы. – М: Пенсия. – 1997. - №28 . – 260 с.

8. Соловьев А.К. Право социального обеспечения. – М.: Юнити. – 2005. – 320 с.

9. Удалкин Е. Владимир Путин утвердил повышение пенсий // Новый Архангельск. – 2007. - № 127– 8 с.

10. Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России // Вопросы экономики. – 2000. - №8. – 215 с.

11. Чупрова Е.В. Проблема достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан // Адвокат. – 1999. – 120 с.

[1] Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // Вопросы экономики. – 2000. - №8. – С.111.

[2] Соловьев А.К. Комментарий к новому пенсионному законодательству. – М.: Юрайт. – 2003. – С.41.

[3] Соловьев А.К. Три варианта пенсионной реформы. – М: Пенсия. – 1997. - №28 . – С. 32 – 35.

[4] Чупрова Е.В. Проблема достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан // Адвокат. – 1999. – С.21.

[5] Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // Вопросы экономики. – 2000. - №8. – С.113.

[6] Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2002. - №24. – С.47.

[7] Соловьев А.К. Комментарий к новому пенсионному законодательству. – М.: Юрайт. – 2003. – С.59.

[8] Люблин Ю. З. О реализации федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».// Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ. - 2002. - №13. – С.36-37.

[9] Соловьев А.К. Право социального обеспечения. – М.: Юнити. – 2005. – С.98.

[10] Азарова Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении. – М.: Академия. – 2003 – С.29.

[11] Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования. – М.: Финансы и статистика. – 2004. – С.43.

[12] Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2002. - №24. – С.74.

[13] Невинная И. Таблица умножения для пенсионеров // Российская газета. – 2006. - №172(4138). – С.1.

[14] Невинная И. Таблица умножения для пенсионеров // Российская газета. – 2006. - №172(4138). – С.9.

[15] Удалкин Е.Владимир Путин утвердил повышение пенсий // Новый Архангельск. – 2007. - № 127– С.2.

Читайте также: