Финансовое планирование как элемент управления финансами социальные пенсии







Управление финансами в социальной сфере имеет свою специфику, так как финансовые отношения в отраслях, оказывающих населению в значительной мере услуги некоммерческого характера, обусловлены многообразием видов их деятельности, форм собственности, методов и способов мобилизации финансовых ресурсов. В управлении финансами социальной сферы также различают: управляемую систему и управляющую систему. Управляемая система – совокупность финансовых отношений, функционирующих в рамках социальной сферы, а также финансовых ресурсов, которые формируются и используются в организациях социальной сферы. Управляющая система - совокупность организационных структур или органов управления, непосредственно осуществляющих управление финансами в целом, а также на макро- и микроуровне. Механизм управления на микроуровне включает в себя процессы финансирования, инвестирования, а также участия организации социальной сферы в роли продавца на рынке социальных услуг.

Содержание процесса управления финансами социальной сферы раскрывается через составляющие этот процесс функциональные элементы: финансовое планирование, оперативное управление, финансовый контроль.

Для управленческих действий необходимо наличие финансовой информации. Финансовое планирование в организациях социальной сферы, которые функционируют на коммерческих началах, осуществляется по тем же принципам, с применением тех же методов финансового планирования, что и в отраслях реального сектора экономики. Объёмы финансовых ресурсов и направления их использования отражаются в финансовых планах, конкретные формы которых установлены в уставных документах организаций, например, в форме сметы, баланса расходов и доходов и т. д. Но обязательно в этих планах должны присутствовать разделы и конкретные статьи, отражающие финансовые взаимоотношения с государством, с кредитными организациями, банками. Процесс организации финансового планирования в бюджетных учреждениях имеет определенные особенности:

а) планирование расходов в бюджетных организациях социальной сферы основывается на важнейших требованиях и подходах планирования расходов бюджета на социально-культурные мероприятия. Эти расходы планируются по вертикали и по горизонтали. Планирование по вертикали выражается в установлении и законодательном закреплении направлений расходования бюджетных средств в рамках бюджетов различных уровней. Планирование по горизонтали выражается в определении направлений расходования бюджетных средств исходя из установленного объема бюджетных ассигнований по конкретным учреждениям и организациям социальной сферы и специфическом плановом документе – бюджетной смете. Различают индивидуальные и сводные бюджетные сметы, например, индивидуальные и сводные бюджетные сметы на капитальное строительство. Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет называется сметным планированием. При составлении бюджетных смет обязательно учитываются производственные и оперативно-сетевые показатели, которые характеризуют содержание, специфику деятельности различных организаций социальной сферы и обеспечивают максимально возможный объем их расходов.

б) кроме бюджетных средств, бюджетные организации могут использовать и внебюджетные средства, поступающие в виде доходов от оказания платных услуг. Процесс формирования и использования внебюджетных средств отражается в смете доходов и расходов внебюджетных средств. Такая смета составляется по каждому виду поступающих внебюджетных источников. В отличие от бюджетной сметы она обязательно включает раздел «Доходы». В расходной части этого документа отражается использование данных источников в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджета. В данной смете предусмотрен также раздел «Налоги и отчисления», в котором фиксируются налоги и другие платежи в соответствии с действующим законодательством. Превышение доходов над расходами распределяется между целевыми фондами в следующей пропорции: 40% в фонд материального поощрения, 60% в фонд производственного и социального развития.

Распорядителями бюджетных средств выступают органы и организации, которые в соответствии с действующим бюджетным законодательством имеют полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляют другие функции.

Получатели бюджетных средств – это бюджетные или иные организации, а также физические лица, имеющие право на получение бюджетных средств и отвечающие за целевое и эффективное их использование.

Бюджетное назначение – это полномочия на использование определенной суммы бюджетных средств, предоставленные распорядителям бюджетных средств действующим бюджетным законодательством.

Оперативное управление – предполагает анализ отклонения фактических показателей от плановых для принятия соответствующих управленческих решений по выполнению поставленных целей и намеченных задач в деятельности конкретных организаций. Получаемая в ходе анализа информация является основанием для внесения изменений в финансовые планы организаций социальной сферы, при этом порядок внесения изменений в бюджетные сметы регулируется бюджетным законодательством. В нем оговариваются случаи и причины, по которым могут быть внесены изменения в бюджетную смету, например, уточнения показателей соответствующего бюджета по доходам или расходам (секвестр бюджета), перераспределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств или между различными кварталами внутри бюджетного года. Решения о внесении изменений в бюджетные сметы принимаются либо распорядителем бюджетных средств, либо органом, исполняющим соответствующий бюджет после внесения изменений в бюджетную роспись.

Порядок внесения изменений в финансовые планы организаций социальной сферы, функционирующих на коммерческих началах, определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения запланированных показателей и не регулируется законодательством. Применяется принцип самостоятельности.

Финансовый контроль – организация финансового контроля в социальной сфере различается в зависимости от способа осуществления хозяйственной деятельности организациями социальной сферы, от применяемых методов мобилизации финансовых ресурсов. Государственному финансовому контролю подвергается процесс планирования и исполнения смет бюджетных организаций. В то время как в коммерческих организациях он ограничивается только вопросами своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государством. Бюджетные организации охвачены всеми формами финансового контроля: предварительным, текущим и последующим. Предварительный контроль осуществляется распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления бюджетной сметы и в процессе её утверждения. Текущий контроль проводится бухгалтерскими организациями или органами, осуществляющими исполнение бюджета. Они проверяют соответствие представленных платежных документов, оправдательных документов на финансирование предусмотренных в смете расходов. Последующий контроль – исполнение сметы проводится распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами, комитетом государственного контроля. Выявляются нарушения, отклонения, проводится анализ сохранности денежных средств. Применяются методы финансового контроля: проверки, ревизии, аудит. Объектом аудиторского контроля может стать финансово-хозяйственная деятельность коммерческих организаций в социальной сфере, не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для организации. Аудит проводится по инициативе руководства организации. Аудиторский контроль деятельности бюджетных организаций не предусмотрен действующим законодательством.

В целом сложившаяся в Республике Беларусь система управления финансами бюджетных учреждений сохранила многие черты советской централизованной системы планирования и нормирования, которая функционировала в условиях стабильных, слабо дифференцированных по регионам (регулируемых) цен и оплаты труда. Поэтому приходится учитывать новые условия: самостоятельность уровней бюджетной системы, свободное рыночное ценообразование и углубившуюся региональную дифференциацию. Изменчивость и нестабильность экономических условий сделали неизбежным увеличение роли органов местного управления и непосредственно бюджетных учреждений в бюджетном процессе.

За счет средств бюджета финансируется деятельность учреждений по оказанию бесплатных услуг в соответствии с показателями планов социально-экономического развития. Причем не допускается замена бесплатных услуг платными (имеется в виду их оптимальное сочетание).

Объем бюджетных ассигнований определяется по нормативу бюджетного финансирования, который устанавливается по показателю, в наибольшей степени характеризующему конечный результат деятельности учреждения (например, число учащихся в школах, количество пролеченных больных в больницах, число детей в детских дошкольных учреждениях, количество врачебных посещений в поликлиниках и др.), то есть размер финансирования поставлен в зависимость от результатов работы учреждения, организации. Норматив выполняет функцию цены на услуги, оказываемые учреждением, и должен покрывать издержки по оказанию данного вида услуг, т. е. обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание материально-технической базы, а также социальное развитие и материальное стимулирование коллектива. Таким образом, бюджетные ассигнования перестали быть обычным возмещением затрат по смете учреждения, так как их величина определяется не затратами по смете, а ценой произведенных услуг, оцениваемых по установленным нормативам.

Такие нормативы должны быть научно обоснованными, отражать общественно-необходимые затраты по оказанию соответствующих услуг и ориентироваться на высокое качество. Однако разработка таких нормативов в республике не производилась, поскольку в условиях дефицита бюджета профинансировать расходы, рассчитанные по научным нормативам, не представлялось возможным. Поэтому в практике бюджетного планирования используются расчетные нормативы бюджетного финансирования, исчисленные на основании данных о фактических затратах прошлых лет.

Научно разработанные нормативы могли бы играть роль ориентира в определении объема финансовых ресурсов для организации деятельности учреждения. Разница между нормативной величиной финансирования и возможностями бюджета могла бы определять размер недостающих средств, компенсировать которые могут внебюджетные источники, выполняя при этом функцию дофинансирования.

Потребность в нормах и нормативах сохраняется и в условиях рыночной экономики. Именно рынок заставит руководителей нормировать элементы собственных затрат, анализировать их целесообразность и эффективность, чтобы выдержать условия конкуренции.

Успех бизнеса в сегодняшних непростых условиях немыслим без продуманного финансового плана и бюджета. Не имея точного и исчерпывающего представления об объемах денежных поступлений и расходов в текущий момент и в перспективе, руководство компании в самом худшем случае рискует оказаться в ситуации банкротства. Так что финансовое планирование и прогнозирование, а также бюджетирование — неотъемлемые компоненты менеджмента на любом предприятии. В статье раскрываем эти понятия, объясняем взаимосвязь и разницу между ними. Рассказываем и об эффективных методах организации финансового планирования.

Что такое финансовое планирование и в чем его отличия от бюджетирования

Говоря о финансовом планировании и бюджетировании, многие путают эти понятия. Действительно, между ними существует неразрывная связь, но смешивать их неправильно.

Финансовое планирование можно описать как стратегию, направленную на распределение денежных ресурсов — и текущих, и ожидаемых — для обеспечения потребностей предприятия. То есть общая его цель — рассчитывать расходы таким образом, чтобы бизнес мог уверенно развиваться и приносить прибыль, исполнять обязательства перед государством, клиентами, кредиторами и так далее. В финансовых планах отражаются источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за определенный (долгосрочный) период.

Расчеты при финансовом планировании базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. К примеру, вы точно знаете сумму, которую заплатит клиент по условиям заключенного контракта, или размер дивидендов от сделанных инвестиций. Известны и сроки поступления денег из этих источников. Все это позволяет с высокой точностью планировать расходы на довольно долгий период (до нескольких лет).

У финансового прогнозирования похожая функция — распределение средств с учетом обеспечения потребностей компании. Но, в отличие от планирования, прогнозирование оперирует не точными, а предполагаемыми данными. Например, на основе анализа рынка можно сделать предварительный вывод о скором росте цен на производимый товар, но достоверно этого утверждать нельзя. Такие неопределенные данные могут служить источником прогнозов, но не планов.

Бюджетирование же — составной элемент финансового планирования, один из его инструментов. Это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами, рассчитанная на короткий период (как правило, до года). Отличительная особенность бюджетирования в том, что в нем заложена возможность контроля экономического положения и количественных результатов работы предприятия.

В соответствии с разработанной финансовой стратегией формируется структура бюджетов — планов поступлений и затрат — по разным направлениям бизнеса, подразделениям, отдельно взятым проектам. Устанавливаются желаемые значения показателей. По мере исполнения бюджетов производится учет операций. Далее с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность. Выясняется, соответствуют ли реальные показатели запланированным значениям, и, если нет, устанавливаются причины расхождений. На основе сделанных выводов вносятся коррективы в существующую систему управления денежными ресурсами.

Таким образом, можно сказать, что если финансовое планирование ставит общие цели, то бюджетирование позволяет разработать практические способы их достижения. Эти направления работы взаимосвязаны: одно не может существовать без другого.

На заметку

Бюджетирование не только помогает контролировать использование ресурсов компании, но и служит инструментом управления персоналом. Когда у сотрудников есть четкий план, они хорошо понимают, к каким показателям нужно стремиться и что для этого делать. Благодаря бюджетированию на предприятии устанавливается финансовая дисциплина.

Задачи бюджетирования и прогнозирования

Мы выяснили, что общая цель финансового планирования и, в частности, бюджетирования состоит в том, чтобы обеспечить равновесие между денежными ресурсами и потребностями организации в них, а также подобрать наиболее выгодные способы распределения средств. Для этого нужно решить множество отдельных задач. Финансовое планирование на предприятии дает возможность:

  • определить скрытые резервы, с помощью которых можно повысить прибыль компании (например, более эффективно использовать производственные мощности, улучшить качество производимого товара);
  • выяснить, какие направления работы приносят предприятию максимальный доход;
  • соотнести денежные ресурсы с производственным планом, сделать выводы о том, достаточно ли у компании средств для реализации всех показателей;
  • обеспечить исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками, клиентами (своевременную выплату налогов, погашение долгов);
  • определить финансовые риски и найти способы их уменьшения;
  • понять, есть ли у предприятия необходимость во внешнем финансировании;
  • установить контроль за работой каждого подразделения, оперативно отслеживать результаты.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования решает особые задачи:

  • Составление планов показателей на ограниченный временной период (обычно на год) по каждому направлению работы компании. Бюджетная структура определяется особенностями конкретного бизнеса. На разных предприятиях, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), разрабатываются многочисленные дополнительные планы и сметы — на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и так далее.
  • Обеспечение взаимосвязи между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании согласованно работают для достижения совместных целей.
  • Разделение ответственности. За счет планирования бюджетов удается четко разграничить сферы деятельности: каждый сотрудник занят своим делом, никому не приходится выполнять чужую работу.
  • Контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные за исследуемый период, сопоставляются с плановыми показателями, выясняется, есть ли между ними расхождения. Такое сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что именно нужно сделать в первую очередь.

Виды планирования и подходы к управлению

В экономике принято различать виды финансового планирования по разным признакам. Самая известная классификация учитывает такой критерий, как сроки. С этой точки зрения финансовое планирование и прогнозирование на предприятии может быть стратегическим, текущим и оперативным.

На заметку

Виды планирования можно классифицировать и по другим признакам. Например, они различаются в зависимости от объекта. По этому критерию выделяют собственно финансовое и налоговое планирование. Цель последнего — любыми законными путями сократить расходы организации, связанные с обязательными выплатами в бюджет. Налоговое планирование, в свою очередь, тоже бывает стратегическим и текущим.

Стратегическое планирование — самое долгосрочное (в среднем до пяти лет). Его функция — установить тенденции развития компании на длительный период и определить пути достижения намеченных целей. В ходе стратегического планирования выясняется необходимость предприятия в финансировании, устанавливаются способы привлечения ресурсов, прогнозируются результаты.

Текущее планирование рассчитано на срок до года. За его основу берется разработанная финансовая стратегия. Далекоидущие цели разбиваются на промежуточные, для их достижения составляются годовые планы расходов и прибылей. Получается, что в качестве основного инструмента текущего планирования как раз и выступает бюджетирование.

Оперативное планирование — нижний уровень постановки задач. Оно подразумевает разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для сотрудников подразделений и рассчитано на срок до трех месяцев. В рамках оперативного планирования осуществляется и контроль за выполнением заданий.

Методы финансового планирования

Существуют разные подходы к выработке финансовой стратегии и построению структуры бюджетов. Экономика оперирует большим количеством методов финансового планирования и прогнозирования. Одни из них базируются на интуиции и логике, другие пользуются средствами математики. Соответственно, они различаются по степени точности и сфере применения. Вот лишь некоторые методы финансового планирования на предприятии.

Экспертные оценки. В основу этого подхода положены мнения специалистов в той или иной области. Сами методы различны — интервью, анализ (когда прогноз составляет сам эксперт), «мозговой штурм» и другие. Коллективные экспертные оценки точнее, чем индивидуальные, так как они позволяют с помощью математических вычислений определить степень согласованности мнений и, следовательно, получить наиболее достоверные результаты.

Методы экстраполяции основаны на определении тенденций развития объекта планирования. Изучается предшествующий и текущий опыт, по итогам исследования выводятся устойчивые закономерности. Предполагается, что объект и в будущем поведет себя аналогичным образом. При вычислениях учитываются и другие факторы, способные повлиять на динамику процесса.

Методы моделирования предполагают построение математических моделей на основе изучения прогнозируемого объекта, определения его характерных признаков.

Нормативный метод учитывает существующие нормы (например, расход сырья на производство того или иного объема продукции). Эта информация используется для расчета потребностей предприятия в ресурсах.

Балансовый метод заключается в установлении равновесия между источниками поступления ресурсов и направлениями их расходования. Эти отношения выражаются в количественных показателях.

Финансовое планирование деятельности необходимо любому бизнесу независимо от масштабов. Без этого невозможно адекватно оценить перспективы развития, определить допустимые объемы затрат, приоритетные направления использования денежных ресурсов, потребности в инвестициях.

Кому можно доверить финансовое планирование для компании?

Учитывая сложность методов финансового планирования, понятно, что силами самой организации решить эту задачу вряд ли возможно. Кого выбрать в качестве поставщика услуги? Консультирует Марко Кошир, директор департамента услуг CFO компании SCHNEIDER GROUP:

«Планирование и прогнозирование — важная составляющая системы финансового менеджмента, необходимая любой компании, чья цель — приумножение прибыли. Но эта задача по силам только профессионалам в области управления финансами. Содержать таких специалистов в штате может позволить себе далеко не каждая организация. Намного выгоднее обратиться к внешним консультантам, которые полностью возьмут на себя функции CFO и будут нести ответственность за результат.

Почему именно SCHNEIDER GROUP? Хотя бы потому, что мы работаем уже более 16 лет и свой успех нам доверяют более 500 клиентов, среди которых и представители российского бизнеса, и международные компании. У SCHNEIDER GROUP 11 офисов в восьми странах и более 500 сотрудников.

Мы оказываем широкий спектр услуг: можем полностью организовать бизнес клиента или наладить процесс управления отдельными аспектами, например поставить систему бюджетирования или налогового планирования».

P. S. SCHNEIDER GROUP работает с 2003 года, оказывает услуги CFO, IT, финансового и юридического консультирования российским и международным компаниям.

Его объектом является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов, результатом — составление финансовых планов во всех звеньях финансовой системы.

В задачи финансового планирования, которые определяются финансовой политикой, входят:

1) определение объема денежных средств, необходимых для выполнения плановых заданий:

2) определение источников финансирования планируемой деятельности;

3) выявление ре )ервов роста доходов, экономии расходования средств;

4) установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

В условиях административно-командной системы существовало директивное планирование, и при планировании финансов делался упор на распределительные процессы рыночной экономики. В рыночной экономике главным объектом финансового планирования является сфера обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг. В этой связи в рыночной экономике опрсделяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, при этом его природа не отвергает планирования. В рыночной экономике план признается управленческим решением, а планирование и прогнозирование делает ее более гибкой и маневренной.

В ходе финансового планирования хозяйствующий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления наиболее эффективного их использования.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании: 1) метода экстраполяции; 2) нормативного метода; 3) метода математического моделирования.

Метод экстраполяции основан на определении динамики финансовых показателей, нормативный метод — на использовании установленных норм и нормативов, а метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных социально-экономических процессов.

Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.

Финансовое планирование осуществляется как на микро-, так и на макроуровне (таблица 7).

Краткосрочное (тактическое) финансовое планирование на макроуровне.

1) правовая и организационная база бюджета;

2) методологическая база бюджета;

3) бюджетный процесс.

1. Правовая и организационная база бюджета. Правовой базой бюджета являются законы и подзаконные акты, регламентирующие бюджетный процесс, а именно: Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Закон о бюджете, Закон о бюджетной классификации и др.

Организационной базой бюджета являются институты, на которые в соответствии с действующим законодательством возложено обеспечение бюджетного процесса. К ним относятся законодательные и исполнительные власти, органы финансового контроля, налоговые органы и др.

2. Методологической базой бюджета является бюджетная классификация. Государственные власти всех уровней ведут каждодневную работу, связанную с получением и расходованием финансовых средств. Объем и виды таких операций многочисленны и разнообразны, они требуют определенной систематизации и должны отражаться в соответствующих бюджетах. Для составления и исполнения бюджетов всех уровней используется единый методологический документ, который называется бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация включает четыре основных раздела:

4) государственный долг.

Раздел «доходы» включает следующие разделы:

1) капитальные дохолы;

2) текущие доходы;

3) безвозмездные поступления.

Под капитальными доходами понимаются доходы от использования долгосрочных активов, находящихся в собственности государства, в том числе от продажи основных фондов, государственных запасов, резервов, земли: целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, а также на покупку оборудования.

Под текущими доходами понимаются доходы от использования краткосрочных активов, которые находятся в собственности государства, а также денежные поступления в рамках бюджетного периода.

В составе текущих дохолов различают налоговые и неналоговые доходы.

К налоговым доходам относятся налоговые поступления, которые представляют собой обязательные, безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета (налоговые платежи).

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, в том числе от продажи излишнего имущества и конфискованных товаров, от операций с ценными бумагами, а также штрафы и пени, взимание которых не связано с нарушением налогового законодательства.

В составе доходов бюджета могут быть гранты, под которыми понимаются безвозмездные перечисления иностранных государств или международных организаций для поддержки бюджета или на иные цели, связанные с реализацией государством своих функций.

Раздел «расходы» бюджета включает функциональную, ведомственную, экономическую (предметную) классификации.

Функциональная классификация расходов строится в соответствии с основными функциями государства. Все основные расходы бюджета представлены функциональными разделами, которые, в свою очередь, включают подразделы. Для большей конкретизации расходов предусматриваются целевые статьи и виды расходов, от

ражающие непосредственно отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств и ведомств. Надо отметить, что выделение функциональных разделов и подразделов, а также правильное определение объемов финансирования является одним из важнейших условий эффективного государственного управления.

Ведомственная классификация расходов бюджета строится в соответствии с адресным выделением финансовых ресурсов, отражая распределение средств по конкретным распорядителям. Под ними понимаются федер&тьные министерства и ведомства, а также другие органы, призванные реализовывать принятые функциональные разделы. Ведомственная структура включает все федеральные министерства и ведомства.

Экономическая (предметная) классификация расходов подразумевает группировку расходов бюджета по экономическому принципу, где расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие или капитальные расходы.

Все три структуры тесно связаны между собой. Взаимосвязь между тремя видами бюджетного деления государственных расходов обеспечивает возможность перехода от одной структуры к другой.

Как правило, функциональный раздел реализуют несколько министерств (ведомств). Вместе с тем одно министерство (ведомство) может участвовать в выполнении нескольких разделов. Поэтому бюджет определенного федерального органа представляет собой сумму всех его затрат по соответствующим разделам.

Ведомственная и экономическая структуры связаны на уровне видов расходов. Так как все виды достаточно детализированы, их можно определить с учетом требования однозначного отнесения к одной из экономических статей. В результате экономические статьи определяются посредством суммирования соответствующих видов расходов по всем целевым статьям всех федеральных министерств и ведомств.

Экономическая и функциональная структуры расходов являются едиными и обязательными для всех уровней бюджетов. Ведомственная структура расходов может быть различной для бюджетов разных уровней.

Раздел «Финансирование» включает источники финансирования дефицита бюджета. Как отмечалось, операции по привлечению заем

ных средств приводят к увеличению обязательств перед кредиторами и изменению объема государственного долга, при этом финансирование может быть внутренним и внешним. Собственно финансирование осуществляется в следующих формах:

1) выпуск и размещение государственных обязательств;

2) займы у Центрального банка;

3) займы у коммерческих банков;

4) займы у других уровней власти;

5) займы у государственных внебюджетных фондов;

6) внешнее финансирование.

Раздел «Государственный долг» включает совокупные долговые обязательства государства, которые подразделяются на внешние и внутренние.

Применение бюджетной классификации позволяет в части расходов бюджета определить не только сам факт расходования министерствами и ведомствами государственных средств, но и увязать эти расходы с выполнением государственных задач и степенью ответственности при этом каждого министерства.

3. Бюджетный процесс.

Под бюджетным процессом понимается законодательно

регламентированная деятельность органов власти и управления

по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению

Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета:

3) исполнение бюджета;

4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Ответственность за составление проекта бюджета возлагается на

правительство. Непосредственно составлением проекта бюджета, как правило, занимаются министерство финансов и министерство экономики. Правительство рассматривает и утверждает проект бюджета, а затем передает его на рассмотрение законодательным органам власти. После рассмотрения и утверждения законодательными органами власти проект бюджета должен быть ратифицирован президентом страны. Только после этого бюджет становится законом.

На составление, рассмотрение и утверждение бюджета отводится около двадцати месяцев.

Ответственность за исполнение бюджета возлагается на министерство финансов. Бюджет исполняется в течение бюджетного периода, который включает финансовый год и льготный период. Финансовый год совпадает с календарным годом по количеству месяцев, но не во всех странах совпадает с его началом. Льготный период — первый месяц следующего за отчетным года. Он предназначен для завершения операций отчетного года. Таким образом, стадия исполнения бюджета занимает тринадцать месяцев.

Составление отчета об исполнении бюджета также возлагается на министерство финансов. Отчет должен быть утвержден как ис-полнительными, так и законодательными органами власти. Четвертая стадия бюджетного процесса занимает около пяти месяцев. Таким образом, весь бюджетный процесс занимает свыше трех лет.

Долгосрочное финансовое планирование на макроуровне включает два основных элемента:

1) обязательное многолетнее финансовое планирование, основанное на ежегодном финансовом планировании;

2) программное финансирование.

Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование должны быть взаимосвязаны. Бюджеты являются основой долгосрочных финансовых планов. Многолетние финансовые планы должны при-ниматься ежегодно (таблица 8).

При таком планировании бюджет встроен в контекст многолетних планов.

Как уже было сказано выше, планирование связано с прогнозированием. Результаты выполнения бюджета не теряются с окончанием финансового года. Напротив, полученные результаты служат основанием для корректировки прогноза на следующий период. Например, когда в 2004 г. принимался бюджет 2005 г., его показатели уже несколько раз были спрогнозированы в пятилетних финансовых планах. В 2005 г., когда будет приниматься бюджет 2006 г., его показатели также будут заранее спрогнозированы в предыдущих пятилетних планах. Такие «подвижные» пятилетние планы позволяют по мере приближения бюджетного года многократно корректировать его бюджет. Таким образом, многолетнее финансовое планирование, основанное на прогнозировании, позволяет сделать:

1) бюджетирование непрерывным;

2) заложенные в бюджете прогнозные показатели более реальными.

Серьезной ошибкой в финансовом планировании советского периода были «жесткие» планы, принимавшиеся на определенный период (пятилетки, семилетки). При этом новый план можно было принимать только после окончания срока выполнения предыдущего. В конце планового периода разрыв между заложенными показателями и реальной действительностью был настолько велик, что выполнение таких планов любой ценой не только не способствовало экономическому развитию, но часто приводило к негативным последствиям.

Очевидно, и это сейчас не является откровением ни для кого, что планирование жизни, планирование жизни на пенсии немыслимо без формирования своей собственной не зависимой от государства пенсии и формирования необходимых для этого пенсионных накоплений.

Очевидно также и то, что приступать к пенсионным накоплениям имеет смысл только тогда, когда вы уже определились с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии, и сделали все возможное, чтобы освободиться от кредитов.

Если на вас еще висят долги по кредитам, то пока что читать материалы по формированию пенсионных накоплений, по личному пенсионному планированию преждевременно.

Вначале разберитесь со своими долгами и кредитами, а как это сделать читайте в материалах раздела «Все о кредитах».

Итак, с образом жизни на пенсии вы определились, никаких долгов и кредитов у вас нет. Теперь самое время приступить к определению уровня пенсионных накоплений, необходимых для реализации вашего образа жизни на пенсии.

А для этого научимся рассчитывать свой личный пенсионный план жизни на пенсии.

Для чего нужен личный пенсионный план жизни на пенсии

В основе пенсионного планирования лежит решение следующих двух главных задач:

какой объем пенсионных накоплений необходимо сформировать, чтобы обеспечить себе желаемый уровень жизни на пенсии и

сколько и каким образом нужно инвестировать, чтобы сформировать к желаемому сроку выхода на пенсию достаточный объем пенсионных накоплений.

Как мы уже знаем из предыдущих материалов раздела «Управление личными финансами» вопрос долговременного пенсионного планирования сводится к балансу интересов между тем, чтобы хорошо жить сейчас и хорошо жить потом на пенсии.

Грамотный подход к пенсионному планированию - найти разумный компромисс между тем, чтобы:

хорошо жить сейчас, решить среднесрочные финансовые цели, такие как улучшение жилищных условий, обучение детей и т.п., и при этом

обеспечить себе финансово защищенную жизнь на пенсии.

Ответить на оба вопроса пенсионного планирования, а именно какой объем пенсионных накоплений необходимо сформировать и каким образом его формировать, позволяет личный пенсионный план.

Разработка личного пенсионного плана жизни на пенсии

Многие финансовые консультанты при разработке модных сейчас личных финансовых планов разбивают инвестиционный портфель на отдельные инвестиционные инструменты.

В то время как личный пенсионный план предполагает планирование финансов на уровне инвестиционного портфеля в целом.

Для удобства расчета личного пенсионного плана можно использовать специальную программу (форму Excel), разработанную известным специалистом в области портфельных инвестиций Сергеем Спириным.

Данная программа позволяет определить сумму, которую необходимо инвестировать, чтобы решить заданные финансовые цели личного пенсионного плана (к примеру, пенсия и обучение детей), когда и как долго нужно инвестировать и на какой результат при этом можно рассчитывать.

Программа разработки личного пенсионного плана состоит из 4-х блоков:

инвестиции и инвестиционные цели пенсионного плана

расчетный блок и

блок представления результатов.

Исходные данные для расчета личного пенсионного плана:

сведения об инвесторе личного пенсионного плана

название варианта расчета. Предусмотрено одновременно 5 вариантов расчета

возраст и текущий год, т.е. сколько лет исполняется инвестору в начале расчета и первый год, с которого начинается расчет

валюта расчета – валюта, в которой ведется расчет

начальный капитал, если он предусмотрен

доходность инвестиций (% годовых), используемая в расчетах; может задаваться ее изменение при изменении структуры портфеля; задается реальная доходность, рассчитанная с поправкой на инфляцию (среднее арифметическое от доходности используемых инвестиционных инструментов – депозиты, НПФ, ПИФ, накопительное страхование, ценные бумаги, отчисления от дохода и др.).

Инвестиции и инвестиционные цели личного пенсионного плана:

инвестиции – суммы, которые на регулярной основе или разовой добавляются в инвестиционный портфель

инвестиционные цели – суммы, которые на регулярной или разовой основе изымаются из портфеля (пенсия, оплата обучения детей и др.).

Расчетный блок личного пенсионного плана:

расчет плана происходит автоматически при каждом изменении исходных данных

можно посмотреть на цифрах, сколько будет составлять пенсионный капитал в тот или иной период.

Как пользоваться данной программой рассмотрим на примере одного из моих клиентов Константина К. (реальный пример).

Задание исходных данных для расчета личного пенсионного плана


Были рассчитаны 5 вариантов личного пенсионного плана для Константина К.:

Отчисления с зарплаты на пенсию в размере 850$ в течение 15 лет (с 43 до 57 лет);

инвестиция на западных фондовых рынках под 10% годовых в течение всего срока инвестирования;

Отчисления с зарплаты на пенсию в размере 850$ в течение 15 лет (с 43 до 57 лет);

инвестиция на западных фондовых рынках под 10% годовых в течение первых 10 лет, а затем за 5 лет до предполагаемого выхода на пенсию в 57 лет переход на более консервативный портфель с 5% годовых;

Отчисления с зарплаты на пенсию в размере 850$ в течение 15 лет (с 43 до 57 лет);

инвестиция на западных фондовых рынках под 10% годовых в течение первых 10 лет, а затем за 5 лет до предполагаемого выхода на пенсию в 57 лет переход на более консервативный портфель с 5% годовых;

добавлены выплаты на обучение двоих детей в размере 25000$ (по 5000$ в год в течение 5 лет) на каждого (дочки – через 10 лет, сына – через 14 лет);

Все то же самое, что и в варианте 3. Меняется в сторону увеличения лишь размер выплачиваемой пенсии.

Все то же самое, что и в варианте 3. Меняется лишь размер отчисляемой с зарплаты суммы с 850$ до 1000$.

Результаты расчета личного пенсионного плана для указанных вариантов исходных данных представлены на следующем рисунке.


В результате просчета указанных 5 вариантов личного пенсионного плана было установлено:

какую сумму нужно инвестировать,

когда начинать инвестировать и

как долго нужно инвестировать,

чтобы реализовать намеченные финансовые цели личного пенсионного плана Константина К.

Расчеты личного пенсионного плана для Константина К. показали:

  1. Отчисления с зарплаты на пенсию в размере 850$в течение 15 лет (с 43 до 57 лет) и инвестиция на западных фондовых рынках под 10% годовых (что при грамотном управлении вполне реально) в течение всего срока инвестирования позволяют:
  • оплатить в объеме 25 000$ (по 5 000$ в течение 5 лет) обучение в престижных учебных заведениях двоих детей (на момент проведения расчетов – 3 и 7 лет) и

    обеспечить получение, начиная с 58 лет, своей (не зависимой от государственной) пожизненной пенсии в размере 1 000$.

    Пенсионный капитал при этом в размере порядка 220 000$ переходит по наследству.

    Получать пенсионные выплаты можно будет в любой стране.

  1. Накопленного пенсионного капитала хватает при тех же исходных условиях и для
  • получения пенсии примерно в 1.5 раза большей (1450$).
  • Однако к 82 годам при таком размере пенсии пенсионный капитал закончится и придется рассчитывать только на государственную пенсию.
  1. Увеличение отчислений на инвестиции с 850$ до 1 000$ позволит
  • увеличить размер пожизненной пенсии при тех же, что и в п.2 условиях, до 1 750$.

По итогам расчетов и исходя из своих финансовых возможностей (различные неразумные траты на "растопыривание пальцев" семье Константина К. при этом конечно пришлось подсократить), Константин К. принял решение ежемесячно инвестировать по 850$.

До момента принятия решения о том, что все-таки надо подумать и об образовании детей и о своей будущей жизни на пенсии, в семье у Константина К., несмотря на постоянно растущий доход, «свободных» денег не было. Их постоянно не хватало. Деньги исчезали не понятно куда. После того как был налажен учет доходов и расходов, составлен личный пенсионный план «неожиданно нашлись» средства для долгосрочного пенсионного планирования!

Из последующих материалов в разделе «Куда вложить деньги», опять же на реальном примере Константина К., вы узнаете:

как, исходя из условий разработанного для него пенсионного плана, разработать инвестиционный портфель;

как учесть в структуре инвестиционного портфеля валютные и региональные риски, различные инструменты инвестирования,

как и где открыть инвестиционную накопительную программу и многое другое.

Читайте также: