Финансовое состояние пенсионной системы

экономические науки

  • Базанова Диляра Имангазиевна , бакалавр, студент
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
  • ДОХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
  • ДЕФИЦИТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2015 ГОДА

Похожие материалы

  • Особенности развития туризма в мировой экономике
  • Методы уклонения от риска
  • Организация риск-менеджмента на предприятии
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства [6, с. 666]. Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет одну из острейших социально-экономических проблем. [6, с. 668].

Проблема нехватки денежных средств в бюджете Пенсионного Фонда для финансирования страховых пенсий текущим пенсионерам обусловлена серьезной демографической ситуацией в стране. Число пенсионеров с каждым годом растет при сокращении работающей части населения, что приводит к нарастанию нагрузки на трудоспособное население. В России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, что говорит о масштабных диспропорциях. Это положение объясняется особенностями российской пенсионной системы, среди которых можно выделить: низкий пенсионный возраст, высокую долю льготников, возможность получения пенсии для работающих пенсионеров [6, с. 667]. Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда лица, независимо от продолжительности срока уплаты взносов и их величины, получают пенсию большего размера в течение более длительного периода [6, с. 667].

Значительной проблемой является и теневая занятость. Зарплаты, выдаваемые в конвертах, приводят к недостаточному поступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда.

Повышение количества пенсионеров объясняется и большим количеством досрочных (льготных) пенсионеров, которое также с каждым годом растет. Поэтому, на Пенсионный фонд возлагается большая финансовая нагрузка и по выплате досрочных пенсий лицам, еще не достигшим пенсионного возраста. Все эти «дыры» в пенсионной системе страны ведут к тому, что пенсионеры получают низкие пенсии. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен [6, с. 668]. Коэффициент замещения зарплаты пенсией сегодня в среднем равен около 40%, в 2050 году может упасть до 25%.

Пенсионная система России находится в критическом состоянии, и нуждается в эффективных мерах по стабилизации финансового состояния. Для того чтобы дать конечную оценку о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ, следует провести анализ формирования и расходования бюджета Фонда.

В 2012 году доходы Пенсионного Фонда составили 5,890 трлн. руб., в 2013 году – 6,388 трлн. руб., в 2014 году – 6,159 трлн. руб. [1,2,3]. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда за 2014 год составили 83,6 млрд. рублей, из них страховых взносов поступило 33 млрд. рублей, что на 481,7 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году. Снижение поступлений страховых взносов на накопительную часть пенсии в 2014 году связано с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым принято решение о направлении всех страховых взносов по индивидуальному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии [7].

В большей степени бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Безвозмездные поступления составляют почти половину доходов Пенсионного фонда в 2012-2013 гг., а в 2014 гг. доля безвозмездных поступлений уменьшается. Наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета (около 99%). Данный факт подтверждает важность государственного финансирования. Если государство в дальнейшем будет уменьшать предоставление межбюджетных трансфертов фонду, то лишь на страховых взносах граждан Пенсионный фонд не выстоит.

Наибольшая доля из всех налоговых и неналоговых доходов – это страховые взносы на обязательное социальное страхование (98–99%). Таким образом, основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда являются страховые взносы на обязательное социальное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

В течение 2010-2013 гг. наблюдалась тенденция увеличения доходов Пенсионного Фонда, а в 2014 г. – понижение. По дальнейшим прогнозам, в 2015-2017 гг. ожидается увеличение доходов Пенсионного Фонда (рис.1).


Рис. 1. Динамика доходов Пенсионного фонда в 2010–2017 гг.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. доходы Пенсионного Фонда выросли на 14%, в 2012 г. – на 12 %, в 2013 г. – на 8,5 %, а в 2014 г. снизились на 4% (рис.2). Повышение доходов в 2010-2013 гг. объясняется ежегодной индексацией заработной платы, что ведет к увеличению суммы страховых взносов. Снижение доходов Фонда в 2014 г. связано с новой пенсионной реформой 2013-2015 гг., так как именно в этот период некоторая часть населения начала заключать договора с негосударственными пенсионными фондами и, следовательно, переводить свои накопления из Пенсионного фонда в соответствующие организации. Другой причиной уменьшения доходов Пенсионного Фонда в 2014 году является снижение страховых поступлений на накопительную часть пенсии и уменьшение безвозмездных поступлений. Ожидается увеличение доходов в 2015 году на 16%, так как в связи с новой пенсионной реформой с Пенсионного Фонда снимается ответственность по выплате накопительной части пенсии, что улучшит его финансовое положение. В 2016-2017 гг. планируется дальнейшее увеличение доходов Пенсионного Фонда, но темпы роста ниже, чем в 2015 году.


Рис. 2. Темп роста доходов Фонда в 2011–2017 гг.

Важно также проанализировать отклонение утвержденных бюджетов от их фактического исполнения. В 2011-2013гг. фактические данные немного превышают показатели на бумаге, но в 2014 в бюджет поступило меньше средств, чем планировалось (таблица 1).

Таблица 1. Доходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.)


Эффективность финансового обеспечения пенсионной системы является показателем уровня жизни лиц пенсионного и предпенсионного возраста, стимулом к продолжению активной жизнедеятельности, показателем конкурентоспособности национальных стратегий социально-экономического развития.

Наиболее результативными реформами, на наш взгляд, следует считать преобразования, которые позволяют запустить механизмы, четко учитывающие такие факторы, как средняя продолжительность жизни населения в абсолютном выражении, продолжительность жизни до и после выхода на пенсию, возраст выхода на пенсию, и соотносить эти показатели с размером активов и обязательств бюджетной системы по выплате пенсий.

На преобразования современной отечественной пенсионной системы, повышение ее устойчивости и эффективности определяющее воздействие оказывают демографические и социально-экономические факторы: несоответствие роста реальной зарплаты и уровня инфляции, пресс демографической нагрузки, низкая производительность труда при высокой его интенсивности.

Данные детерминанты влияют на определение затрат трудовых ресурсов в зависимости от численности трудоспособных и застрахованных лиц, объема страховых взносов, поступающих в доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, и вызывают необходимость совершенствования финансовых ресурсов, институтов пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в условиях цифровизации, что определило актуальность проведенного исследования. Его цель заключается в том, чтобы сформулировать предложения, реализация которых позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ.

Цель исследования: рассмотреть основные показатели бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Проанализировать динамику его финансовых ресурсов.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные диалектические методы познания, финансовый анализ открытых данных Министерства финансов РФ и Пенсионного фонда РФ, размещенных на их официальных сайтах, а также теоретико-практический подход, которые позволили охарактеризовать состояние несбалансированности Пенсионного фонда РФ, обосновать практические рекомендации, направленные на снижение объема его дефицита в условиях функционирования современной пенсионной системе.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных авторов Л.И. Ниворожкиной [1], Е.А. Мамий, А.В. Новикова [2], Н.И. Куликова, Е.С. Вдовиной [3], Ю.М. Горлиной, В.Ю. Ляшок, Т.М. Мамаева [4], А.Н. Сухарева [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Проводимые широкомасштабные пенсионные реформы как имеют положительный эффект, так и порождают социальную неудовлетворенность, характеризующуюся сокращением доходов неработающих пенсионеров, увеличением пенсионного возраста, отказом от льгот, повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обратная сторона медали пенсионной реформы превращается в существенный аргумент в пользу действовавшей ранее распределительной модели пенсионной системы. Следует напомнить, что, распределительная модель устойчива при значительном превышении числа работающих над численностью пенсионеров, при этом даже при ухудшении демографической ситуации она имеет ряд преимуществ перед накопительной моделью:

– более проста для прогнозирования сбалансированности доходов и обязательств бюджета Пенсионного фонда РФ;

– предполагает меньшее количество субъектов управления, а следовательно, меньший объем административно-управленческих расходов;

– слабее подвержена долгосрочным рискам и факторам, связанным с функционированием финансового рынка;

– обеспечивает большую прозрачность движения денежных потоков и ориентирована на солидарность поколений.

Национальная пенсионная система современной России, в основе которой распределительно-накопительная модель, базируется на страховом механизме. С вступлением с 1 января 2015 г. в действие двух Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» произошли принципиальные изменения в пенсионном обеспечении, связанные с введением понятий пенсионного капитала, индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионного накопления, института страхового стажа, накопительной пенсии, изменением структуры пенсии и правил ее расчета. Таким образом, в разрезе распределительной составляющей пенсионной системы предусмотрено применение условно-накопительных счетов, при наличии которых размер пенсии зависит от объема накопленных работником пенсионных прав. Можно согласиться с мнением Н.И. Куликова и Е.С. Вдовиной о наличии эффекта двойного бремени, означающего осуществление одновременно двух процессов у работающего поколения: уплата страховых взносов на выплату текущих пенсий (страховая часть) и формирование (создание) личных пенсионных накоплений. Нынешнее покаление пенсионеров также несет потери, так как 6 % страховых взносов не поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ, следовательно, не направляются на формирование текущих пенсий [3, с. 5].

Центральным финансово-институциональным звеном системы как пенсионного обеспечения, так и всего государственного социального страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации. Денежные средства обязательного пенсионного страхования аккумулируются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального Банка РФ. Источниками доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, иные источники, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Основная задача Пенсионного фонда Российской Федерации – назначение и обеспечение выплаты различных видов пенсий и пособий, которые имеют тенденцию роста, обусловленную повышением численности пенсионеров, индексацией пенсий и выплат. Так с 2014 г. по 2018 г. численность пенсионеров возросла на 106,1 %, с 41 млн чел. до 43,5 млн чел. (рис. 1).


Рис. 1. Численность пенсионеров, млн человек. Составлено авторами по [6]

«Проводимая Правительством РФ бюджетная политика, направленная на повышение прозрачности и стабильности макроэкономических условий, обеспечила устойчивые темпы роста экономики. Прежде всего, это связано с внедрением с 2017 г. новой конструкции «бюджетных правил». Результатом являются постепенное снижение зависимости федерального бюджета от динамики цен на энергоносители, увеличение потенциальных темпов роста ВВП, формирование устойчивой макроэкономической среды, уменьшение чувствительности курсовых колебаний к динамике мировых цен на нефть» [7]. Все это положительным образом отразилось на сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе Пенсионного фонда РФ (табл. 1).

Основные показатели бюджета Пенсионного фонда РФ в 2014–2018 гг., млрд руб.

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Действующая в Росси система пенсионного страхования специалистами оценивается как неэффективная. Основанием для такого вывода является: все еще низкий уровень пенсий, дефицит собственных средств ПФРФ на выплату пенсий. [19] Система не обеспечивает решение двух основных целей страхования: финансирование в полном объеме выплаты текущих пенсий и финансирование пенсий в долгосрочном периоде. Сегодня в пенсионной системе нет равновесия между финансовыми возможностями системы и государственными пенсионными обязательствами. В этих условиях вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости Пенсионного фонда России становятся первоочередными. [21]

Финансовая устойчивость системы ПФРФ находится под влиянием организационных, правовых, управленческих и других воздействий. Пенсионный фонд, располагающий значительными целевыми финансовыми ресурсами, должен функционировать в устойчивом режиме, так как особенностью пенсионной системы является долговременное выполнение пенсионных обязательств.

Сегодня финансовая устойчивость пенсионной системы зависит от финансовой устойчивости составных частей системы по доходам и расходам. Так, одной из составных частей финансовой устойчивости ПФРФ является текущее ежемесячное соответствие доходов ПФР ежемесячным расходам по выплате пенсий и других выплат, а также их соответствие в долгосрочном периоде в условиях непрерывного роста обязательств пенсионной системы.

Таким образом, в качестве критериев устойчивости пенсионной системы возможно использование таких признаков, как наличие или отсутствие дефицита средств пенсионной системы для выполнения пенсионных обязательств, наличие или отсутствие страховых пенсионных резервов, платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы, соответствие объема и целевой направленности финансовых ресурсов объему и структуре текущих и долгосрочных обязательств пенсионной системы.

Перечисленные признаки связаны между собой и в совокупности характеризуют состояние устойчивости пенсионной системы. Так, способность системы выполнять свои финансовые обязательства по выплате пенсий можно отнести к общей оценке системы, а наличие дефицита или профицита доходов ПФРФ показывает степень устойчивости системы. Точно также, наличие страховых пенсионных резервов в ПФРФ усиливает устойчивость пенсионной системы, а отсутствие - снижает. [40]

Первый признак - наличие дефицита собственных средств ПФРФ для выполнения как текущих, так и долгосрочных пенсионных обязательств. Если анализировать последние данные, то в 2009 г. федеральный бюджет отчислял на покрытие дефицита ПФР 400 млрд руб. На 2010 г. трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР, связанного с выплатой пенсий, запланированы в 1,17 трлн руб., на 2011 г. - 662,4 млрд руб., на 2012 г. - 730,1 млрд руб. [53]

Этот дефицит, согласно действующему законодательству, будет погашен из федерального бюджета.

Перспективные прогнозы Минфина подтверждают наличие дефицита бюджета пенсионной системы и в 2015, и в 2020, и в 2030 годах, что говорит о финансовой неустойчивости пенсионной системы.

Второй признак - отсутствие страхового резерва в ПФРФ характеризует российскую пенсионную систему как неустойчивую в данный период времени. Необходимо отметить, что система вступила в этап своего реформирования, фактически имея страховой резерв, в качестве которого выступал профицит бюджета ПФРФ. Однако с 2005 года при введении в действие уменьшенной ставки единого социального налога (ЕСН) на 8% (с 28% до 20 от ФОТ), резерв был использован для финансирования пенсий.

Рассматривая третий признак устойчивости пенсионной системы - платежеспособность - можно заметить, что в современных условиях ПФРФ не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств на эти цели. Так, по данным ПФРФ В 2010 году начисление и выплата пенсий и пособий, которые находятся в компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, производились вовремя и в полном объеме. Ни в одном из регионов страны сбоев в выплате пенсий и пособий не было. Более того, ПФРФ обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы. [51]

Однако нужно заметить, что платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами, а средствами из федерального бюджета, направляемыми на возмещение недостатка собственных средств

(расходы на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда в 2010 году выросли на 129 процентов). [38]

На региональном уровне платежеспособность отделений ПФР обеспечивается у абсолютного большинства регионов только за счет дотаций из ПФРФ, так как собственные доходы отделений ПФРФ не обеспечивают выплату страховых частей пенсий. [47]

Данные за 2009 и 2010 год позволяют сделать вывод, что пенсионная система является платежеспособной только при финансовой поддержке федерального бюджета, что характеризует действующую пенсионную систему как нестабильную.

Четвертый признак - наличие необходимых ресурсов для развития характеризует пенсионную систему как устойчивую, способную к развитию. Ежегодно повышается технологическая оснащенность системы, ведется работа по обучению и повышению квалификации персонала ПФРФ. Подтверждением данного вывода является также и то, что ПФРФ практически ежегодно расширяет сферу своей деятельности. Если первоначально фонд создавался как строго пенсионная система, то в настоящее время, наряду с пенсионным обеспечением ПФРФ поручают решать целый ряд социальных задач, таких как: назначение и ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам, героям СССР, России, назначение и выплата материнского (семейного) капитала, реализация социальных программ регионов. С 1 октября 2008 года ПФРФ реализует добровольное страхование граждан, а с 2010 года ПФРФ будет исполнять функции налоговой инспекции по администрированию страховых взносов.

Пятый признак - соответствие объема и направленности доходов ПФРФ объему и структуре пенсионных обязательств. Сегодня соответствие доходов системы и расходных обязательств обеспечивается только по ежемесячным денежным выплатам, доплатам к трудовым пенсиям, выплатам правопреемникам сумм пенсионных накоплений, досрочным пенсиям, выплачиваемым безработным.

Например, доплаты за особые условия труда пенсионерам - ядерщикам полностью финансируются бюджетом. Назначенные досрочно трудовые пенсии безработным гражданам полностью финансируются до наступления общеустановленного пенсионного возраста Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В то же время доходы пенсионной системы не соответствуют обязательствам по базовой и страховой частям трудовых пенсий и государственным пенсиям, которые содержат в своей структуре трудовую пенсию и надбавку за государственную службу. [40]

Воздействие мирового финансового кризиса на пенсионную систему РФ

В ходе первого этапа (2008 - сер.2009года) глобального кризиса Россия потеряла треть резервов; падение промышленного производства составило 10%, инвестиции сократились на 15%, продолжает нарастать безработица. Втрое уменьшились финансовые результаты деятельности предприятий, резко снизилась их платежеспособность. Поступления налоговых доходов в бюджет РФ резко сократилось. (Приложение 6, 7). [39]

Все эти потрясения не могли не отразится на пенсионной системе.

Сегодня финансирование выплат базовой части пенсии осуществляется из федерального бюджета, а выплата страховой части пенсии по максимуму должна обеспечиваться взносами, собранными в области, районах. Основным источником средств для выплаты пенсий являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поступающие в бюджет ПФР от предприятий и организаций. Своевременная и в полном объеме уплата страховых взносов в Пенсионный фонд - это основной источник доходов ПФ.

С начала финансового кризиса при остановке производств, росте безработицы и уменьшения зарплат поступления страховых взносов от работодателей стали заметно снижаться. Уровень сбора страховых взносов в сравнении с 2007 годом упал примерно на 30%. [37]

Крупные промышленные предприятия, которые на протяжении ряда лет были благополучными в расчетах с Пенсионным фондом в период кризиса значительно уменьшили налоговые отчисления. [51]

Сегодня финансовый кризис поднял наверх системные недостатки в функционировании пенсионной сферы. Речь идет о применении накопительного пенсионного страхования. Всего лишь год тому назад Минфин и Минэкономики доказывали незыблемость сохранности и надёжного увеличения капитализируемых средств, гарантируемых государством.

В 2007 году государственная управляющая компания ВЭБ, которая Распоряжается более чем 90% всех пенсионных накоплений, не смогла обеспечить даже процентов на уровне инфляции. [53]

В 2008 г. ситуация ухудшилась: накопленные пенсионные сбережения сократились на четверть, а то и на треть их общей величины.

Таким образом, пенсионные накопления, формируемые на протяжении последних семи лет, по своей покупательной способности уменьшились на треть.

Следовательно, можно сделать вывод, что действующая пенсионная система на данный момент является финансово неустойчивой и выполняет свои обязательства только с помощью федерального бюджета. Основной финансовой проблемой является отсутствие достаточных собственных средств для выполнения текущих и долгосрочных обязательств.

Именно поэтому в 2010 году Правительство РФ решило начать следующий этап пенсионной реформы с целью снизить влияние различных негативных факторов, в том числе и экономического характера, на пенсионную систему.

"Финансы", 2009, N 5

Действующая в РФ система пенсионного страхования специалистами оценивается как неэффективная. Основанием для такого вывода является: низкий уровень трудовых пенсий, наличие устойчивой тенденции по снижению коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, дефицит собственных средств ПФР на выплату пенсий.

Система не обеспечивает решение двух основных целей пенсионного страхования: финансирование в полном объеме выплаты текущих пенсий и финансирование пенсий в долгосрочном периоде. В пенсионной системе нет равновесия между финансовыми возможностями системы и государственными пенсионными обязательствами. В этих условиях вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости Пенсионного фонда России становятся первоочередными.

Финансовая устойчивость системы ПФР находится под влиянием организационных, правовых, управленческих и других воздействий и характеризуется количественными показателями. Пенсионный фонд РФ, располагающий значительными целевыми финансовыми ресурсами, должен функционировать в устойчивом режиме, так как особенностью пенсионной системы является долговременное выполнение пенсионных обязательств.

Финансовая устойчивость пенсионной системы зависит от финансовой устойчивости составных частей системы по доходам и расходам. Одной из составных частей финансовой устойчивости ПФР является текущее ежемесячное соответствие доходов ПФР ежемесячным расходам по выплате пенсий и других выплат, а также их соответствие в долгосрочном периоде в условиях непрерывного роста обязательств пенсионной системы. Необходимость ежемесячного соответствия доходов и расходов ПФР обусловлена спецификой пенсионной системы и положениями пенсионного законодательства.

В качестве расходных обязательств пенсионной системы в настоящее время выступают финансовые средства на выплату базовой и страховой частей пенсий, пенсионных накоплений, выплачиваемые правопреемникам умерших застрахованных лиц, на выплату государственных пенсий, на ежемесячные денежные выплаты, на доплаты к трудовым пенсиям, на оплату услуг по доставке пенсий пенсионерам, на индексацию базовой и страховой частей пенсий, ежемесячных денежных выплат, а также средства, направляемые на социальные программы.

Доходами пенсионной системы являются страховые взносы страхователей и фиксированные платежи индивидуальных предпринимателей на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, средства, уплаченные работодателями за членов летных экипажей по дополнительному тарифу, прочие поступления.

В качестве критериев устойчивости пенсионной системы возможно использование обычных признаков финансовой устойчивости: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы. Однако для пенсионной системы, имеющей свою специфику, кроме перечисленных двух признаков, определяющими являются такие признаки, как наличие или отсутствие дефицита средств пенсионной системы для выполнения пенсионных обязательств, а также наличие или отсутствие страховых пенсионных резервов.

Перечисленные признаки связаны между собой и в совокупности характеризуют состояние устойчивости пенсионной системы. Так, способность системы выполнять свои финансовые обязательства по выплате пенсий можно отнести к общей оценке системы, а наличие дефицита или профицита доходов ПФР показывает степень устойчивости системы. Точно так же наличие страховых пенсионных резервов в ПФР усиливает устойчивость пенсионной системы, а отсутствие страховых резервов снижает. Финансовая устойчивость ПФР зависит от финансовой устойчивости, в первую очередь, страховой и бюджетной составляющей доходов ПФР. Страховая составляющая является финансовым источником для выплаты страховых частей пенсий, бюджетная составляющая (федеральный бюджет) - источник финансирования базовых частей пенсий, государственных и социальных пенсий, доплат к трудовым пенсиям за особые заслуги и т.д.

Поэтому к перечисленным признакам устойчивости пенсионной системы можно добавить следующий: соответствие объема и целевой направленности финансовых ресурсов объему и структуре текущих и долгосрочных обязательств пенсионной системы.

Рассматривая первый признак устойчивости пенсионной системы - платежеспособность, - можно отметить, что в современных условиях ПФР не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Более того, ПФР обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы.

Так, если в 2001 г. (базовый год перед началом реализации пенсионной реформы) объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 490,7 млрд руб., то уже в 2007 г. пенсионные выплаты увеличились в 3 раза - до 1500,0 млрд руб.

На региональном уровне (в Пензенской области) за 2001 - 2007 гг. объем пенсионных выплат также вырос с 5,3 до 15,3 млрд руб. (в 2,9 раза).

Однако платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами федерального бюджета, направляемыми на возмещение недостатка собственных средств.

На региональном уровне платежеспособность отделений ПФР обеспечивается у абсолютного большинства регионов только за счет дотаций из ПФР, так как собственные доходы отделений ПФР не обеспечивают выплату страховых частей пенсий. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что пенсионная система является платежеспособной только при финансовой поддержке федерального бюджета, что характеризует пенсионную систему как нестабильную.

Второй признак - наличие необходимых ресурсов для развития - характеризует пенсионную систему как устойчивую, способную к развитию. Ежегодно повышается технологическая оснащенность системы, ведется работа по обучению и повышению квалификации персонала ПФР. Подтверждением данного вывода является также и то, что ПФР практически ежегодно расширяет сферу своей деятельности. Если первоначально фонд создавался как строго пенсионная система, то в настоящее время, наряду с пенсионным обеспечением, ПФР поручают решать целый ряд социальных задач, таких как: назначение и ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам, Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда и кавалерам орденов Славы, назначение и выплата материнского семейного капитала, реализация социальных программ регионов. С 1 октября 2008 г. ПФР реализует добровольное страхование граждан РФ по Федеральному закону от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Это подтверждает устойчивость системы и ее способность к развитию.

Третий признак - наличие дефицита собственных средств ПФР для выполнения как текущих, так и долгосрочных пенсионных обязательств.

Тенденция роста объемов привлеченных средств наблюдается в большинстве регионов. В частности, в Пензенской области она выглядит следующим образом (см. таблицу).

Дефицит собственных средств ПФР на выплату страховой части пенсий в Пензенской области

Перспективные прогнозы, выполненные на основе актуарных технологий, также подтверждают наличие дефицита бюджета пенсионной системы и в 2015, и в 2020, и в 2030 гг.

Четвертый признак - отсутствие страхового резерва в ПФР - также характеризует отечественную пенсионную систему как неустойчивую в данный период времени.

Необходимо отметить, что система вступила в этап своего реформирования, фактически имея страховой резерв, в качестве которого выступал профицит бюджета ПФР. Однако с 2005 г. при введении в действие уменьшенной ставки единого социального налога (ЕСН) на 8% (с 28 до 20% от ФОТ) резерв ПФР был использован для финансирования пенсий, что привело систему в неустойчивое состояние.

Пятый признак - соответствие объема и направленности доходов ПФР объему и структуре пенсионных обязательств - выглядит следующим образом.

Расходные обязательства системы состоят из финансирования по нескольким направлениям:

  • базовая часть трудовых пенсий,
  • страховая часть трудовых пенсий,
  • государственные пенсии,
  • ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда, кавалерам ордена Славы, федеральным льготникам,
  • доплаты к трудовым пенсиям,
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Соответствие доходов системы и расходных обязательств обеспечивается только по ежемесячным денежным выплатам, доплатам к трудовым пенсиям, выплатам правопреемникам сумм пенсионных накоплений, досрочным пенсиям, выплачиваемым безработным.

Например, доходы пенсионной системы по дополнительному тарифу для летных экипажей определяют расходные обязательства для пенсионеров, бывших членов летных экипажей. Доплаты за особые условия труда пенсионерам-ядерщикам полностью финансируются бюджетом.

Назначенные досрочно трудовые пенсии безработным гражданам полностью финансируются до наступления общеустановленного пенсионного возраста Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В то же время доходы пенсионной системы не соответствуют обязательствам по базовой и страховой частям трудовых пенсий и государственным пенсиям, которые содержат в своей структуре трудовую пенсию и надбавку за государственную службу.

В первые годы реализации пенсионной реформы доходы на базовую часть трудовых пенсий превышали расходные обязательства по выплате базовой части пенсии. Объясняется это двумя обстоятельствами:

  • низкий размер базовой части трудовой пенсии, установленной в 2002 г. в размере 450 руб.;
  • достаточный тариф ЕСН на базовую часть пенсий, равный на тот период 14% от ФОТ.

В то же время доходы системы на выплату страховых частей пенсии не обеспечивали потребности, и профицит средств по базовой части компенсировал недостаток средств на выплату страховой части пенсий.

То есть уже в 2001 г. была законодательно заложена несбалансированность пенсионной системы по доходам и расходам на страховую часть трудовых пенсий.

С 2005 г. с уменьшением тарифа ЕСН на базовую часть пенсии с 14 до 6% доходы пенсионной системы не обеспечивают выплату базовой части трудовых пенсий, и в настоящее время в пенсионной системе доходы и по базовой, и по страховой частям трудовой пенсии не соответствуют обязательствам.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Действующая пенсионная система является финансово неустойчивой и выполняет свои обязательства только с помощью федерального бюджета.
  2. Используемые методы регулирования в пенсионной системе, направленные в основном на снижение единого социального налога, не учитывают их последствий для финансового состояния пенсионной системы и ухудшают ее устойчивость.
  3. Реализуемые методы поддержания устойчивости пенсионной системы приводят к усилению государственного пенсионного обеспечения, в ущерб развитию пенсионного страхования в России.
  4. Неустойчивость пенсионной системы обусловлена за счет внешних, задающих и определяющих работу системы факторов и условий.
  5. Повышение устойчивости пенсионной системы необходимо осуществлять по следующим направлениям:
  • реализовать страховые принципы в пенсионном обеспечении;
  • последовательно и целенаправленно уменьшать дефицит собственных средств системы на финансирование государственных пенсионных обязательств;
  • создавать страховой резерв ПФР;
  • обеспечить в полной мере соответствие объема и направления расходных обязательств системы объему и структуре доходов ПФР в текущий период и в долгосрочной перспективе, для чего по каждому направлению государственных обязательств определить конкретный финансовый источник.

На заседании Правительства РФ 27.04.2009 был рассмотрен проект Минздравсоцразвития "Развитие пенсионной системы", направленный на дальнейшее совершенствование существующей пенсионной системы в стране и повышение ее финансовой устойчивости.

Читайте также: