Финансовые рынки и пенсионное обеспечение

Итоги года в сфере пенсионного страхования


Москва. 18 декабря. INTERFAX.RU - Если 2018 год был периодом внутренней санации группы НПФов, когда они, по выражению зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина, "фактически списывали давно накопленные проблемы", то 2019 можно назвать годом, когда проблемы потребовалось решать уже на всем рынке. И главные из них - это отсутствие новых источников поступлений средств в пенсионную систему и недоверие, причем как со стороны граждан и регулятора, так и со стороны самой индустрии НПФов.

Не дорастив буквально год до совершеннолетия обязательное пенсионное страхование, власти решили сосредоточиться на развитии второго, более перспективного "ребенка" - негосударственного пенсионного обеспечения. Для этого в 2019 году Банк России представил концепцию гарантирования пенсионных резервов, новую политику самостоятельного инвестирования НПФами этих средств, опубликовал законопроект о санации фондов по аналогии с банками и страховщиками, а Минфин предложил новый гарантированный пенсионный план (ГПП) взамен индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

ЦБ пообещал участникам финансового рынка "остановить принтер" нормотворчества и подморозить все новые инициативы по регулированию, дав друг другу передышку. Пенсионный рынок, скорее всего, вздохнуть сможет, но выдохнуть ему удастся только после 2021 года, когда все эти новации вступят в силу.

Доходность теплеет

НПФам потребовалось полтора года, чтобы отойти от контузии после серии санаций на финансовом рынке. Если в 2018 году фонды группы "Открытие", крупнейшие НПФы "Будущее" и "Сафмар", на которых приходилось 40% пенсионных накоплений, показали убыток от инвестирования этих средств в размере более 10% из-за обесценения облигаций "Открытие холдинга", а также инвестиций в Бинбанк и Промсвязьбанк, то к концу 2019 года почти все фонды пришли с положительной доходностью, большая часть - даже выше доходности ВЭБа по расширенному портфелю (8,4%). Средневзвешенная доходность НПФов на конец сентября составила 10,1%, а накопленная доходность на горизонте 3-5 лет опережает уровень инфляции, утверждают в ЦБ РФ.

Инвестиционный портфель пенсионных средств всех НПФов за три квартала 2019 года вырос почти на 300 млрд рублей, пробив планку в 4 трлн рублей. Источником роста после "заморозки" пенсионных накоплений в 2014 году остается инвестиционный доход, который ускорил свой рост, в том числе благодаря оздоровлению НПФами своих портфелей и улучшению их кредитного качества. Так, например, вероятность дефолта субпортфелей облигаций НПФов с начала 2018 года, после серии санаций банковских холдингов в августе-сентябре 2017 года, снизилась с 2,3% до 1%, рассказали "Интерфаксу" в ЦБ РФ.

На руку фондам сыграла и положительные конъюнктура на финансовых рынках: рост доходности по особенно любимым для НПФов инструментам - ОФЗ и корпоративным облигациям - с их положительной переоценкой на фоне снижения ключевой ставки ЦБ. В 2019 году ключевая ставка снижалась пять раз, достигнув в декабре 6,25%. Также наблюдался рекордный объем первичных размещений госдолга и увеличение спроса на него со стороны инвесторов-нерезидентов, к тому же рублевые корпоративные облигации демонстрировали позитивную динамику.

Несмотря на то, что динамика акций опережала динамику рынка облигаций: индекс МосБиржи за год вырос более чем на 27% к середине декабря, пробив в ноябре 3000 пунктов, а индекс РТС - на 42%, фонды не спешили увеличивать свои вложения в долевые инструменты в первые три квартала. К тому же, как отмечает ЦБ, более рисковые активы не принесли фондам более высокой доходности, чем ту, которую показали НПФы, вложившиеся в облигации и госбумаги. К низкой доходности портфелей фондов привели вложения в акции компаний с повышенным риском или неликвидные инструменты, от которых фонды избавлялись в 2018-2019 годах и будут это делать в 2020 году. Проблема перекрестного инвестирования сохраняется: ЦБ все еще видит риски в инвестировании НПФами пенсионных резервов в закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы), аффилированные с этими НПФами.

Более того, фонды с недоверием относились и к долговому рынку. Как заявили "Интерфаксу" в ЦБ, чтобы избежать рисков волатильности рынка, треть портфеля пенсионных накоплений и четверть пенсионных резервов была учтена по амортизированной стоимости, то есть для этих активов рост рынка не оказал влияния на доходность.

На конец сентября 2019 года фонды вложили в корпоративный долг суммарно 49% пенсионных накоплений и резервов (2 трлн рублей), в ОФЗ - 23,5% (976 млрд рублей), в акции - всего 7,5% (314 млрд рублей). Впрочем, выбора для НПФов на рынке акций не так уж и много: на начало декабря на "Московской бирже" в числе разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений торговались бумаги всего 62 эмитентов.

В следующем году доходность станет одним из главных конкурентных преимуществ на рынке, говорит куратор пенсионного бизнеса группы "Регион" Галина Морозова. Так, например, НПФ Сбербанка, на который приходится шестая часть активов всех фондов, уже увеличил долю вложений пенсионных накоплений в акции вдвое по сравнению с показателем на начало года, до 2% на конец ноября.

Однако опрошенные "Интерфаксом" фонды отметили, что не стоит ждать существенных изменений в инвестиционных стратегиях НПФов в 2020 году. На консервативность вложений, прежде всего, повлияет "дамоклов меч" регулятора в виде возможности применения фидуциарной ответственности и требований к нормативам стресс-тестирования, несоблюдение которых планируется внести в число признаков финансовой неустойчивости в законе о санации НПФов. "Скорее всего, инвестполитика всей индустрии НПФов будет оставаться крайне консервативной с большой долей госбумаг в портфелях, высоким кредитным качеством корпоративных облигаций при ограниченной дюрации и минимальной долей акций", - считает гендиректор НПФ "Открытие" Михаил Моторин. По данным ЦБ, средняя дюрация портфеля НПФов сейчас составляет 3,2 года, фонды предпочитают облигации на срок от 1 до 3-5 лет, поэтому говорить о НПФах как об источнике длинных денег также пока не приходится.

У Минфина и ЦБ появился план "Г"

В конце года Минфин и Банк России официально заявили о том, что введения ИПК в ближайшие годы ждать не стоит: после трех лет разработки и внутреннего обсуждения было принято решение отложить его до лучших времен. Вместо этого гражданам и фондам был предложен гарантированный пенсионный план (ГПП), который должен подарить отрасли "второе дыхание". Участники рынка неоднозначно оценивают новую инициативу властей.

ГПП в наследство от ИПК досталось много норм, однако главное отличие - это добровольность взносов. К тому же гражданин сможет менять НПФ в рамках ГПП без потери инвестиционного дохода, а также переводить в новую систему свои средства по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Как и в концепции ИПК, в ГПП гражданин сможет получить налоговые вычеты на сумму взноса в ГПП, но не более 6% от зарплаты. Налоговые льготы получит и работодатель: при софинансировании ГПП своего сотрудника он сможет сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Вести персонифицированный учет пенсионных прав и администрировать переводы граждан между НПФами будет "Национальный расчетный депозитарий" (НРД), через него же будут осуществляться и выплаты.

В принципе, граждане могли и раньше самостоятельно копить на пенсию, поэтому правительство не ждет от населения активного участия в этой системе: разработчики планируют, что за первый год работы этого продукта им заинтересуется 1 млн человек со средней ставкой пенсионного взноса 2% от заработной платы. Аналитики и представители отрасли уверены, что новое предложение заинтересует только граждан с достатком выше среднего, которые достаточно грамотны, чтобы копить на пенсию в другом месте. Текущее налоговое стимулирование ГПП для граждан с доходом до 160 тыс. рублей в месяц пока находится на том же уровне, что и в программах негосударственного пенсионного обеспечения, говорит Моторин. Согласно данным ЦБ, количество участников добровольной пенсионной системы за год выросло на символические 0,3%, до 6,2 млн человек.

А вот отсутствия интереса со стороны страховщиков и управляющих компаний ждать не стоит. Участники двух СРО - Всероссийского союза страховщиков и НАУФОР - уже заявили о своем желании поучаствовать в новой системе наравне с НПФами. Их поддерживают Минфин и ЦБ РФ, предлагая подумать над расширением возможных участников ГПП после вступления в силу соответствующего пакета поправок. Для этого, в том числе, ЦБ РФ уже предложил систему гарантирования для страховщиков жизни по аналогии с той, которая сейчас работает в банковской индустрии, а профучастникам - расширение возможностей индивидуальных инвестиционных счетов, на основе которых планируется создать индивидуальные пенсионные счета. Привлекательность предложенной системы увидел для себя и ВЭБ, который в ожидании реформы в августе объявил о покупке 25%-ной доли в НПФ "Благосостояние" (фонд специализируется на программах негосударственного пенсионного обеспечения для работников РЖД).

Конкурировать по доходности с УК фондам будет сложно, в первую очередь это связано с разным подходом к инвестированию, кроме того, регулятор жестко следит за политикой вложений НПФов. Например, доходность УК по инвестированию пенсионных накоплений на конец сентября 2019 года составляла от 10% по консервативному портфелю, у некоторых УК она доходила до 17-19%. А показать хорошую доходность НПФам все же придется: власти не отказываются от концепции ИПК и все-таки намерены доработать законопроект по реформированию пенсионной системы. Поэтому для того, чтобы граждане поверили в надежность и доходность добровольной программы, ЦБ и Минфин будут стимулировать фонды показывать высокую доходность.

По закону НПФы - это организации с исключительным видом деятельности: фонды могут осуществлять только негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Таким образом, если управляющие и страховщики не получат такой же регуляторной нагрузки, какая действует сейчас в отношении пенсионных фондов, то некоторые функции по формированию пенсии могут отойти от НПФов к этим финансовым институтам: при сравнении граждане всегда будут выбирать большую доходность. Понимая это, пенсионные СРО предлагают отменить исключительность вида деятельности НПФов в течение ближайших пяти лет, предоставив им возможность осуществлять смежные услуги для пенсионеров: уход, медицинское сопровождение, патронаж. Дальнейшее развитие индустрии участники видят и в объединении лицензий НПФов и страховщиков.

"Заморозка" накопительной пенсии вновь продлена на год, до 2022 года включительно. А это значит, что с учетом уклона в сторону добровольных схем формирования дополнительной пенсии все большее значение будет приобретать доверие граждан как к отдельным участникам рынка, так и к системе в целом. "Сейчас доверие к НПФам в значительной степени подорвано в силу множества факторов, в том числе из-за отсутствия понимания дальнейшего развития системы пенсионных накоплений и отсутствия законодательных инициатив, которые бы упорядочили тот ряд хаотичных изменений, который произошел в пенсионной системе за последние несколько лет", - говорит Моторин.

Люди - это новая доходность

Из-за "заморозки" пенсионных накоплений пять лет назад новые деньги в пенсионную систему поступать перестали, поэтому фонды каждый год вынуждены вести "феодальные войны" друг с другом: одни стремятся завоевать новых клиентов, а вторые - защитить свою клиентскую базу. При этом в 2019 году переходная компания была самой малочисленной за все время. Россияне подали лишь 345 тыс. заявлений на переход между НПФами и Пенсионным фондом России, что почти в 6 раз меньше, чем в 2018 году, когда число граждан, захотевших сменить пенсионный фонд, равнялось 1,96 млн человек.

В предыдущий период - 2016 и 2017 годы - количество заявлений составило 18 млн за два года. Причем большинство граждан даже не знали о том, что пожелали сменить свой пенсионный фонд. Недобросовестные агенты НПФов, используя информацию из базы данных ПФР, подделывали заявления граждан и договоры о переводе средств в свои фонды. Проблема приняла такие масштабы, что в 2019 году потребовалась всероссийская проверка фондов и отделений ПФР Генпрокуратурой по поводу нарушений двух- и трехлетней давности.

Однако несмотря на то, что ситуация с незаконными переходами в сравнении с прошлым годом значительно улучшилась, проблема не исчезла совсем. "Большинство досрочных переходов сопровождается потерей инвестиционного дохода, и эта проблема пока сохраняется. Несмотря на принятые в 2018 году законодательные изменения в этой части, проблема не решена окончательно: граждане до сих пор в полной мере не осознают последствия перехода либо не информируются должным образом о таких последствиях", - заявляют в ЦБ. Согласно данным ПФР, за последние три недели была подана четверть всех заявлений о переходе от их общего объема за год.

Для предотвращения этой проблемы летом 2019 года ЦБ, Минфин и Минтруд заявили о разработке поправок в законодательство с изменениями концепции переходов граждан между НПФами. Пока предложено "заморозить" досрочные переходы граждан между фондами на 3-5 лет. Однако представители министерств и регулятора отмечали, что это будет сделано лишь для того, чтобы взять передышку перед обсуждением реального решения проблемы переходов и повышения доверия граждан к ГПП.

При этом некоторые фонды уже закладывают в свои стратегии активное привлечение граждан. Так, НПФ "ВТБ Пенсионный фонд", который по предварительным данным является лидером переходной компании 2019 года, планирует увеличить свою клиентскую базу за три года в 1,5 раза, до 1,4 млн человек.

В первом полугодии планируют объединиться НПФы группы "Регион": к НПФ "Эволюция" присоединятся "Социальное развитие", "Образование" и "Согласие". Осенью 2019 года об объединении заявили НПФ "Ростех" и НПФ "Роствертол" . В конце декабря "АЛРОСА" объявила о желании продать свой фонд "Алмазная осень" кому-то из госструктур. К тому же группы "Регион", Сбербанк , ВТБ и "Открытие" не исключают в ближайшее время неорганического роста на пенсионном рынке, сообщили "Интерфаксу" в организациях.

Меньше народа - больше кислорода, гласит народная мудрость. Пенсионный рынок уже давно научился задерживать дыхание в ожидании хоть какого-то развития индустрии. Но продолжать бить рекорды в этой игре с каждым годом становится все сложнее, особенно когда рядом конкуренты по финансовому рынку дышат полной грудью.


Финансовый рынок и мы. Не секрет, что мы знаем практически все о продовольственных, вещевых рынках, авторынках и даже немного знаем о рынке недвижимости. Но, мало разбираемся в финансовых рынках, а ведь каждый из нас пользуется их инструментами. Вопрос – почему? Давайте попробуем разобраться. Для начала узнаем, что такое финансовый рынок, краткую историю его возникновения. Рассмотрим виды финансовых рынков и сделаем краткий обзор их инструментов.

Финансовый рынок – определение

Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) — система экономических отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. Википедия

Если сказать простыми словами то, это рынок, где происходит непрерывная торговля деньгами (в виде кредитов), ценными бумагами (акции, облигации и другого рода обязательствами). Производится обмен валютами стран. Аккумулируются большие суммы денег через различные фонды для финансирования производств и различных проектов.

Работа этого рынка осуществляется через биржи, банки и другие финансово-кредитные организации. Участниками рынка могут быть как юридические так и физические лица. Вот как раз об участии физлиц в работе на финансовых рынках и пойдет речь в этой статье.

Но, для начала, немного истории.

История возникновения финансовых рынков

История возникновения финансовых рынков берет свое начало со времен феодализма. Когда начали развиваться товарно-денежные отношения, стали формироваться черты рынка финансовых капиталов. Сначала этот рынок был стихийным, не подвергался регулированию. Затем, чтобы защитить инвесторов, государства стали вводить определенные “правила игры” для финансовых рынков.

Так появились две модели этого рынка: континентальная (европейская) модель – банковская и англо-американская модель – публичная. У англо-американской модели был гораздо шире развит рынок вторичного обращения ценных бумаг.

С середины 20-го века началось постепенное сближение этих двух моделей и к началу 21-го века мировой финансовый рынок приобрел черты англо-американской модели. Он стал публичным, с широко развитым вторичным обращением ценных бумаг.

Виды финансовых рынков

Виды финансовых рынков можно разделить по нескольким признакам.

  1. По срокам обращения финансовых средств:
    1. Денежные рынки – до года;
    2. Рынки долгосрочных ресурсов – более года.
  2. По степени организованности:
    1. Биржевые:
      1. Товарно-сырьевые биржи;
      2. Валютные биржи;
      3. Фондовые биржи.
    2. Внебиржевые:
      1. Организованные внебиржевые рынки;
      2. Неорганизованные внебиржевые рынки.
  3. По видам инструментов:
    1. Страховой рынок;
    2. Рынок золота;
    3. Валютный рынок;
    4. Рынок капиталов:
      1. Рынок ссудных капиталов;
      2. Фондовый рынок:
        • Долговые ценные бумаги;
        • Долевые ценные бумаги;
        • Производные ценные бумаги.

Фондовый рынок в свою очередь может быть:

  1. Первичным рынком ценных бумаг;
  2. Вторичным рынком ценных бумаг.

Краткий обзор инструментов финансового рынка

Краткий обзор инструментов финансового рынка для физических лиц даст нам общее понимание об их многообразии.

Что такое финансовый инструмент?

Финансовый инструмент – это финансовый документ, имеющий денежную стоимость, продажа или передача которого обеспечивает движение финансовых ресурсов или прав на них. Финансовый инструмент – это любой договор, при котором одновременно возникает финансовый актив у одной организации (физлица) и финансовое обязательство или долевой инструмент у другой организации.

Например: договор кредитования. Кредитор (банк) получает финансовый актив в виде договора, по которому он будет от вас получать возврат кредита и прибыль в виде процентов за пользование деньгами. У вас же возникает обязательство регулярно вносить платежи по основному долгу и по процентам за пользование кредитными деньгами.

Финансовые инструменты включают в себя:

  1. Ценные бумаги:
    1. Эмиссионные ценные бумаги:
      1. Государственные бумаги:
        • государственные облигации;
        • приватизационные ценные бумаги.
      2. Муниципальные бумаги;
      3. Корпоративные ценные бумаги:
        • акции;
        • облигации;
        • опционы эмитента.
      4. Облигации с ипотечным покрытием.
    2. Неэмиссионные ценные бумаги:
      1. Ипотечные сертификаты участия;
      2. Инвестиционные паи;
      3. Векселя;
      4. Чеки;
  2. Производные финансовые инструменты:
    1. Опционы;
    2. Фьючерсы;
    3. Прочее.
  3. Инструменты денежного рынка:
    1. Кредиты;
    2. Векселя;
    3. Чеки;
    4. Депозиты:
      1. банковские сберкнижки;
      2. депозитные и сберегательные сертификаты.
  4. Страховые и пенсионные продукты:
    1. Договоры страхования;
    2. Пенсионные договоры.

Финансовый рынок и наше место на нем

Финансовый рынок и наше место на нем. Вовлеченность физлиц в финансовый рынок в мире сильно различается. Наиболее высока вовлеченность в США. На протяжении последних 20 лет она колеблется в пределах 52- 65% от населения страны. В Японии – порядка 39-40% от всего населения страны. Затем идет Китай, порядка 10% вовлеченность. В Индии порядка 1,5%.

А как же обстоят дела у нас, в России? Череда кризисов и даже дефолт 1998 года, потеря накоплений в банках во время “Перестройки”, подорвали доверие граждан к финансовым институтам страны.

В начале двухтысячных годов постепенно начали рости доходы россиян, а вместе с ними и накопления. Росло доверие к банковской системе. Целенаправленные действия государства по гарантированию вкладов в банках, давало свои плоды. Развитие фондового рынка, повышение финансовой грамотности населения, стимулировало граждан к более активным действиям на финансовых рынках.

В “тучные годы” граждане нашей страны направляли до 11-14% дохода на накопления. К сожалению очередной кризис 2014г. и санкции привели к падению реальных доходов населения. Поэтому на конец 2018 года на накопления россияне могли направлять, по данным Росстата, порядка 5,6% своего дохода.

Причем распределение этих накоплений уже много лет примерно одинаково:

  1. Накопления на депозитах – 66,3%;
  2. Остатки наличных денег -18,4%;
  3. Ценные бумаги – 15,3%.

Вовлеченность населения России в инвестирование на фондовых рынках по прежнему очень низка. Хотя динамика положительная. Если в начале 2012 года она составляла порядка 950 000 человек, т.е. менее одного процента от населения страны, то на май 2020 года – 5 115 000 человек. А это порядка 3,49% от численности граждан России. Данные взяты из раздела Статистики по клиентам Московской биржи.

Использование инструментов финансового рынка для целей пенсионного обеспечения

Использование инструментов финансового рынка для целей пенсионного обеспечения, при грамотном подходе, может сильно влиять на скорость накоплений и величину пенсионных выплат в будущем. Однако, не все инструменты могут оказаться с течением времени доходны. Некоторые даже могут принести убытки. Поэтому будет уместно оговориться.

Моя статья несет обзорный характер и личные размышления автора. Ни коим образом она не является призывом к действию по инвестированию. Пользование инструментами финансового рынка может приносить как прибыль так и убытки. Принятие решения об использовании этих инструментов и ответственность за результаты инвестирования лежит непосредственно и исключительно на каждом из читателей.

В настоящее время традиционный способ накоплений на депозитах не дает той доходности, какой хотелось бы. ЦБ постоянно снижает ставку рефинансирования и поэтому доходность депозитов уже сравнялась, практически, с уровнем инфляции. Приходится обращать свой взор на более доходные активы. Но, там, где выше доходность, там и выше риск.

Поэтому, от оставшегося времени до выхода на пенсию, будет зависеть и уровень риска вложений. Что бы соблюсти это правило, надо следовать определенным требованиям при выборе активов для своего пенсионного фонда.

Требования к активам вашего пенсионного фонда

Требования к активам вашего пенсионного фонда зависят от вашего возраста, уровня расположенности к риску и общепринятого порога риска при пенсионном обеспечении. Эти требования можно представить в виде следующего перечня:

  1. Чем выше ваш возраст, тем менее рискованнее должны быть инструменты инвестирования;
  2. Обязательная диверсификация вложений;
  3. Уровень риска должен быть равен или даже ниже вашей личной предрасположенности к риску;
  4. Ваши вложения должны обладать достаточной ликвидностью;
  5. Их можно передать по наследству.

Выбор инструментов с учетом требований

Выбор инструментов с учетом требований непростая задача но, проделанная единожды, эта работа принесет доход и уверенность в завтрашнем дне. В своей статье “17 источников пенсионного дохода. Пенсионный фонд семьи.” я уже касался темы выбора инструментов для пенсионного обеспечения.

В этой же статье хочу остановиться на вопросе как это сделать наиболее эффективно. Во первых, для этой работы необходимо достаточно времени и денег. Поэтому чем раньше вы займетесь вопросом обеспечения своей старости, тем лучше.

Давайте попробуем рассмотреть этот вопрос на примере. Так будет нагляднее.

Период роста капитала – более рисковые инвестиции

И так, Иван – 20 лет, зарплата 40 000 рублей, снимает жилье. Вот примерный алгоритм выбора финансовых инструментов:

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности” + накопления на свое первое жилье;
  2. Пенсионный договор с НПФ – начало формирования негосударственной пенсии;
  3. Фондовый рынок (акции + облигации) – накопление первоначального капитала.

Как мы видим основные жизненные цели учтены, инструменты диверсифицированы, доходность в соответствии с возрастом и все инструменты ликвидны.

Ивану 25 лет. Зарплата 75 000 рублей. Он собирается заводить семью.

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности” + накопления на основное (к примеру 3-х комнатная квартира) жилье;
  2. Ипотека на однокомнатную квартиру;
  3. Пенсионный договор с НПФ – формирования негосударственной пенсии;
  4. Фондовый рынок (акции + облигации) – увеличение своего капитала.

Иван+Настя – семья. Возраст 30 и 25 лет соответственно. Доход семьи: 90000+30 000 = 120 000 рублей. Живут в однокомнатной квартире Ивана. Выплачена ипотека за однокомнатную квартиру. Собираются завести детей.

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности”;
  2. Ипотека на трешку, переезд;
  3. Сдача в аренду однокомнатной квартиры – частичное или полное покрытие платежей по ипотеке;
  4. Пенсионный договор с НПФ (Иван) – формирования негосударственной пенсии;
  5. Пенсионный договор с НПФ (Настя) – формирования негосударственной пенсии;
  6. Фондовый рынок (акции + облигации) – увеличение своего капитала.

Период сохранения и преумножения капитала – умеренные инвестиции

Иван – 35 лет, Настя – 30 лет. Двое детей. Выплачена Ипотека за трехкомнатную квартиру.

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности” + накопления на образование детей;
  2. Сдача в аренду однокомнатной квартиры – накопления на еще одну инвестиционную недвижимость;
  3. Пенсионный договор с НПФ (Иван) – формирования негосударственной пенсии;
  4. Пенсионный договор с НПФ (Настя) – формирования негосударственной пенсии;
  5. Фондовый рынок (акции + облигации) – увеличение своего капитала.

Иван – 40 лет, Настя – 35 лет. Дети учатся в школе. Куплена вторая инвестиционная квартира.

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности” + накопления на образование детей;
  2. Ипотека на 2-ю однокомнатную квартиру;
  3. Сдача в аренду 1-й однокомнатной квартиры – оплата ипотеки;
  4. Сдача в аренду 2-й однокомнатной квартиры – оплата ипотеки;
  5. Пенсионный договор с НПФ (Иван) – формирования негосударственной пенсии;
  6. Пенсионный договор с НПФ (Настя) – формирования негосударственной пенсии;
  7. Фондовый рынок (акции + облигации) – увеличение своего капитала.

Иван – 45 лет, Настя – 40 лет. Дети заканчивают школу и готовятся к поступлению в ВУЗ.

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности” + накопления на свадьбу для детей;
  2. Сдача в аренду 1-й однокомнатной квартиры – оплата учебы 1-го ребенка;
  3. Сдача в аренду 2-й однокомнатной квартиры – оплата учебы 2-го ребенка;
  4. Пенсионный договор с НПФ (Иван) – формирования негосударственной пенсии;
  5. Пенсионный договор с НПФ (Настя) – формирования негосударственной пенсии;
  6. Фондовый рынок (акции + облигации) – увеличение своего капитала.

Иван – 50 лет, Настя – 45 лет. Дети заканчивают ВУЗ и начинают работать. Покупка 3-й инвестиционной квартиры совместно с детьми (или без них).

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности” + накопления на свадьбу для детей;
  2. Ипотека на покупку 3-й однокомнатной квартиры;
  3. Сдача в аренду 1-й однокомнатной квартиры – оплата ипотеки;
  4. Сдача в аренду 2-й однокомнатной квартиры – оплата ипотеки;
  5. Пенсионный договор с НПФ (Иван) – формирования негосударственной пенсии;
  6. Пенсионный договор с НПФ (Настя) – формирования негосударственной пенсии;
  7. Фондовый рынок (облигации + акции в умеренном количестве и самые надежные) – сохранение и преумножение своего капитала.

Период сохранения капитала – наименее рисковые инвестиции

Иван – 55 лет, Настя – 50 лет. Дети женаты. Две однокомнатные квартиры предоставлены детям для проживания.

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности”;
  2. Сдача в аренду однокомнатной квартиры – путешествия во время отпуска, поддержание здоровья, лечение;
  3. Пенсионный договор с НПФ (Иван) – формирование негосударственной пенсии;
  4. Пенсионный договор с НПФ (Настя) – формирование негосударственной пенсии;
  5. Фондовый рынок (облигации, ОФЗ) – сохранение своего капитала.

Иван – 60 лет, Настя – 55 лет. Дети женаты. Две однокомнатные квартиры предоставлены детям для проживания.

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности” ;
  2. Сдача в аренду однокомнатной квартиры – путешествия во время отпуска, поддержание здоровья, лечение;
  3. Пенсионный договор с НПФ (Иван) – получение негосударственной пенсии – трата на текущие расходы;
  4. Пенсионный договор с НПФ (Настя) – получение негосударственной пенсии – трата на текущие расходы;
  5. Фондовый рынок (облигации, ОФЗ) – получение ренты с накопленного капитала – трата на свое усмотрение.

Иван – 65 лет, Настя – 60 лет. Прекращение работы, полный выход на пенсию. Две однокомнатные квартиры предоставлены детям для проживания – оформлены в наследство.

  1. Депозит в банке – это “финансовая подушка безопасности”;
  2. Сдача в аренду однокомнатной квартиры – путешествия, поддержание здоровья, лечение;
  3. Пенсионный договор с НПФ (Иван) – получение негосударственной пенсии – трата на текущие расходы;
  4. Пенсия по старости (Иван) – что хотите, то и делаете;
  5. Пенсионный договор с НПФ (Настя) – получение негосударственной пенсии – трата на текущие расходы;
  6. Пенсия по старости – что хотите, то и делаете (Настя);
  7. Фондовый рынок (облигации, ОФЗ) – получение ренты с накопленного капитала – трата на свое усмотрение.

Конечно, вышеописанный алгоритм использования инструментов финансового и инвестиционного рынков, это всего лишь один из возможных вариантов. Вы можете, исходя из своего уровня знаний и опыта, построить план достижения своих целей еще более эффективно.

Контроль изменений на финансовых рынках и корректировка портфеля своего пенсионного фонда

Контроль изменений на финансовых рынках и корректировка портфеля своего пенсионного фонда необходимы для минимизации рисков и сохранения капитала. Мы не застрахованы от кризисов любого характера: экономических, политических, а теперь еще и “пандемических”.

Важно следить за обстановкой, анализировать текущую ситуацию. Опираясь на выводы анализа ситуации, принимать решения, защищающие ваш капитал и ваш финансовый план. Периодически пересматривая свой “портфель”, необходимо убирать плохие инструменты и добавлять те, которые соответствуют вашим задачам.

Заключение

Мы в своей жизни пользуемся различного рода рынками потребления. Это позволяет нам наиболее эффективно тратить заработанные деньги на текущие нужды. У каждого из нас выработались определенные принципы и подходы для более экономного, выгодного и более качественного использования своих средств при пользовании рынками потребления.

Финансовый рынок и инвестиционный рынок (рынок прямых инвестиций) – являются, в основном, рынками активов. То есть, это рынки, на которых можно преумножать свои капиталы. Конечно, чтобы эффективно это делать, необходимы знания. В первую очередь так называемая “финансовая грамотность”, чтобы хотя бы говорить на одном языке с брокерами и иметь возможность начать пользоваться их услугами. Для более качественного использования всех возможностей финансовых рынков, необходимы более глубокие знания и опыт пользования инструментами этих рынков.

Но, как говорят “Не боги горшки обжигают!”. В первую очередь вкладывайте в себя, повышайте уровень своего “человеческого капитала“. И я уверен, у вас все получится.

С уважением к каждому из вас, Василий Карпишук.

Правительству придется выбирать, кто ответит за материальное положение пожилых

В следующем году в Госдуму могут внести законопроект, который предлагает в корне изменить пенсионную систему и вернуться к выплатам напрямую из бюджета. Концепция сводится к тому, что пенсия – это бюджетное обязательство государства, а не страховка от потери работы, как настаивают в правительстве. О подготовке такого законопроекта рассказал «НГ» руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. У этого предложения есть критики. Хотя эксперты при Минфине ранее и сами уверяли, что на Пенсионном фонде через 55 лет можно будет повесить амбарный замок. Правда, их доводы кардинально отличались от тех, которые приводят депутаты.

Сергей Миронов сообщил «НГ» о подготовке фракцией законопроекта, «который будет содержать базовые принципы солидарной системы пенсионного обеспечения». «Мы предлагаем коренным образом изменить существующую пенсионную систему и считаем необходимым вернуться к солидарной системе пенсионного обеспечения, когда пенсии выплачиваются из госбюджета на основе трех критериев: трудового стажа, заработной платы и особых условий труда», – пояснил он. «Как это происходило в советские годы», – добавил депутат. Концепция законопроекта сводится к тому, что пенсия – это не страховка от потери работы, а бюджетное обязательство государства.

По словам депутата, схема выплат предлагается приблизительно следующая: «Нынешние взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) переводятся напрямую в бюджет. Большая часть операций по контролю и начислению пенсий переводится в автоматический цифровой формат». Ссылаясь на обсуждения экспертов, депутат уточнил, что функции ПФР могла бы взять на себя Федеральная налоговая служба, расширив возможности личного кабинета налогоплательщика; другой вариант – цифровая платформа Госуслуги.

Критерии для назначения трудовых пенсий по старости предлагаются те же, что были до повышения пенсионного возраста: мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. «Особые категории работников (военные, работники вредных производств и т.д.) выходят раньше», – добавил Миронов.

Возникает, однако, вопрос источников финансирования. Судя по комментарию Миронова, во-первых, «происходит прямая экономия на затратах на содержание… ПФР». Во-вторых, предлагается «отменить сегодняшние льготы по сокращению пенсионного налога для богатых»: «Льгота на пенсионные взносы с доходов выше 1,292 млн руб. в год отменяется». Пусть те, кто получает сверх этого дохода, «также платят 22%», призывает депутат.

«Говорить о конкретных сроках внесения законопроекта пока рано. Надеюсь, он будет готов к весне следующего года», – уточнил «НГ» Миронов.

Пенсия как страховка от утраченного заработка или пенсия как бюджетное обязательство государства – это по факту два разных подхода, даже если в Основном законе и прописано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, что в стране формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год. Как раз на примере отмененной индексации пенсий работающим пенсионерам и можно продемонстрировать ключевое отличие подходов.

Как ранее пояснял Максим Топилин, занимая еще должность министра труда (теперь – глава ПФР), правительство исходит из того, «что пенсия – это компенсация утраченного заработка». А раз человек продолжает работать и получать зарплату, то компенсировать ему нечего (см. «НГ» от 22.08.17). Аналогичный тезис снова и снова повторяли в Минфине. «Пенсия – это компенсация за утраченный заработок», – разъяснял министр финансов Антон Силуанов (см. «НГ» от 01.11.20).

Есть федеральный закон о пенсионном страховании, в котором указано, что страховым риском признается утрата гражданином заработка, а страховым случаем – достижение им пенсионного возраста.

И как показала практика, главное противоречие возникает тогда, когда пенсионный возраст гражданином достигнут, но заработок не утрачен, потому что пенсионер по той или иной причине продолжает работать.


Работающие пенсионеры на своем примере
ощутили противоречия страхового принципа.
Фото PhotoXPress.ru
Озвученные депутатами предложения вызывают споры. «Механизм государственного пенсионного страхования нельзя превратить в механизм социальной пенсии, которая и сейчас выплачивается из средств бюджета, – сказала «НГ» председатель Комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок. – Страховой механизм позволяет накопить в течение трудовой деятельности соразмерно взносам гражданина в пенсионную систему. Ведущие зарубежные страны не отказываются от государственного страхового компонента, дополнительно развивая индивидуальные негосударственные пенсионные программы».

При этом, как отметила эксперт, принцип солидарности присутствует и в действующей сейчас в России системе. «Интересно, что инициаторы предложения считают, что надо брать в расчет и стаж, и размер заработной платы, это характерно отчасти как раз для страхового принципа. Однако они считают, что государственная казна сможет обеспечить необходимую детализацию пенсионных накоплений и выплат», – отметила Починок и указала на свои сомнения в целесообразности предложенных преобразований.

«Из 53 стран мира, обзор пенсионных систем которых несколько лет назад осуществил Всемирный банк, только две страны не имели страховых систем: Ирландия и Новая Зеландия. Там пенсионные выплаты носят фиксированный характер», – сообщила «НГ» профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. Отсутствие страховой системы там объясняется «довольно благоприятной демографической обстановкой, относительно малочисленным населением, отсутствием коррупции и наличием стабильно работающей экономики наряду с развитыми финансовыми рынками».

«Страховой принцип формирования пенсий в России работает, хотя и с учетом некоторых отечественных нюансов. Так, в нашей стране распространена нелегальная занятость, при которой деньги в пенсионную систему вовсе не поступают, не до конца проработаны вопросы с самозанятым населением», – пояснила эксперт.

«Пенсионная система – это производная от общего состояния экономики. Если уровень доходов российских граждан невелик, то невелики и пенсионные взносы и, как результат, пенсии», – продолжила она и предупредила о риске, что «отказ от страховой системы будет означать всеобщий переход к своеобразной уравниловке». При этом индексация тоже будет не гарантирована: например, ее может отложить нефтяной шок.

«Страховой принцип позволяет снизить нагрузку на бюджет, перекладывая ее на ПФР и организации. Прямые выплаты приведут к замене пенсий на пособия по старости, – полагает независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. – К сожалению, нестраховой принцип приведет к банкротству бюджета по социальным обязательствам в течение следующих 10–15 лет».

По словам Финогеновой, некорректно поднимать вопрос об эффективности работы страховой системы как единственно возможной. «Вопрос должен подниматься относительно того, как обеспечить несколько источников пенсионного дохода», – считает она.

Резюмируя, вскоре государство, похоже, окажется перед выбором, на кого перекладывать ответственность за финансовое обеспечение пожилых. Первый вариант – полностью на бюджет, это то, что предлагается депутатами.

Второй вариант – переносить груз ответственности все больше на самого гражданина, который уже в молодости должен заботиться о своей старости, используя различные финансовые инструменты. Опрошенные «НГ» эксперты описали мягкий сценарий: совершенствование пенсионной накопительной системы при сохранении определенных обязательств государства. Но можно вспомнить, что пять лет назад эксперты при Минфине уже доводили эту логику до предела. «Пенсионная система будет постепенно сжиматься, а ее функции будут забирать на себя страхование от бедности, здравоохранение, образование, рынок труда, финансовые рынки и семья», – пояснял в 2015 году в своей статье директор Научно-исследовательского финансового института при Минфине Владимир Назаров (см. «НГ» от 07.09.15).

«Совсем молодым людям можно уже советовать забыть о пенсионной системе», – уточнял экономист. Их перспектива – самостоятельно копить на старость и работать всю жизнь, что для постиндустриального общества вполне нормально, следовало из статьи. «Сколько еще протянет эта (существующая. – «НГ») пенсионная система? Если государство будет проводить ответственную политику и не допустит коллапса, придется с этой системой жить примерно два поколения, то есть в районе 50 лет, – прогнозировал Назаров. – После этого, где-то в 2075 году, на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок».

Читайте также: