Государственное и негосударственное пенсионное обеспечение

Сейчас страна работает с двумя системами пенсионного обеспечения граждан. Такой шаг стал необходимостью из-за увеличения количества действующих пенсионеров по отношению к другим категориям трудоспособного населения. Негосударственный вариант был создан ещё в 1992, соответствующим указом Президента. В период со сложной экономической обстановкой такие указы имели силу закона.

Негосударственное пенсионное обеспечение — что это такое

Бесплатно по России

Реализуется при заключении договоров с Негосударственными Пенсионными Фондами или НПФ. Дополняет систему с поддержкой, действующей со стороны государства.

На протяжении определённого времени гражданин сам перечисляет конкретные сумму в пользу того или иного учреждения. Финансовая деятельность фонда обеспечивает прирост сумм или инвестиционный доход. Это общее правило, которое действует для всех заключённых договоров.

Для формирования компенсационных пакетов для текущих сотрудников негосударственные пенсионные накопления становятся очень важным фактором.

Благодаря возможности инвестировать собственные средства достигают сразу нескольких результатов:

Центробанк и НФ утверждают целый свод правил, согласно которым должны работать НПФ вне зависимости от масштабов и сфер деятельности. Отдельно описываются основные и дополнительные причины для выплат.


Разница между государственной пенсией и негосударственной

Рассматриваемый вид обеспечения имеет следующие отличительные черты:

  • Право при необходимости расторгнуть договор, вернуть все деньги себе.
  • Суммы, периодичность уплаты по взносам определяется самостоятельно клиентами.
  • Необязательные начисления по страховому стажу.

Тонкости договоров НПО – на что обратить внимание при подписании

К выбору НПФ надо подходить очень внимательно.

Самые важные факторы в данном случае следующие:

  1. Опыт.
  2. Репутация компании.
  3. Показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений.

Сайт Банка России и самих НПФ содержит обычно исчерпывающую информацию относительно особенностей работы конкретных учреждений.

Первый шаг – изучение всех правил и выбор схемы, по которой будут происходить отчисления в пользу гражданина. Чаще всего устанавливают размер конкретных взносов или выплат. Схемы бывают страховыми и сберегательными. Есть комбинированные варианты, когда принимаются оба решения сразу, последовательно.

В случае смерти гражданина предусмотрена выплата средств тем, кто относится к законным правопреемникам. При заключении договора можно сразу указать тех, кто представляет данную категорию. Если эта информация отсутствует в соглашении – организуют процесс унаследования, согласно общим правилам.

Информация о состоянии пенсионных счетов направляется ежегодно, максимум до 1 сентября. Сообщается о результатах инвестиционных действий.

Как выплачиваются НПФ накопленные средства

Чтобы назначить негосударственную пенсию – надо обратиться с заявлением к представителям соответствующего учреждения. Список конкретных документов-дополнений отличается в зависимости от того, где обслуживают того или иного гражданина.

Негосударственную выплату назначают в тот же день, когда гражданин обратился за ней. Перечисление денег начинается максимум спустя 30 суток после первого обращения.

Что касается размера будущей пенсии, то его определяют сразу несколько факторов:

  • Сумма, накопленная к моменту оформления пенсии.
  • Пенсионная схема, указанная в договоре.
  • Правила выбранного фонда.

Если по итогам года учреждению удалось получить более высокий доход – значит, увеличивается и размер обеспечения для гражданина.

Когда сумму назначили – гражданину направляют соответствующее уведомление. В документе перечисляют не только сумму, но и сроки для выплаты компенсации.

Для перечисления средств используют один из указанных способов:

  1. Почтовый перевод.
  2. Банковская карта с определённым номером.
  3. Номер счёта в банковском учреждении.

Можно ли оформить досрочную пенсию, если состоишь в НПФ

Само обеспечение на пенсии назначают, если выполняется хотя бы одно условие:

  • Наступление оснований, указанных в договоре.
  • Письменное заявление со стороны клиента о появившемся праве на выплату пособия.

Есть ситуации, когда деньги начинают перечислять досрочно. То есть – ранее возраста, установленного согласно общим правилам. Контролирующие органы проводят специальную оценку, чтобы точно удостовериться в наличии опасных и вредных условий труда на той или иной должности. Эта процедура заменяет аттестацию по рабочим местам, которую проводили ранее.

Условиям труда присваивают один из классов опасности, когда оценка заканчивается. Третий и четвёртый класс – самые опасные, за них компенсация идёт в любом случае, часто повышенная.

Чтобы обеспечить подчинённых средствами, работодателей наделяют следующими правами:

  1. Дополнительное перечисление денег в негосударственные фонды.
  2. Уплата страховых взносов в зависимости от установленного класса опасности, по повышенным тарифам.

В случае с первым решением не обойтись без письменного согласия и подтверждения со стороны сотрудника. Размер взносов устанавливает законодательство.

Есть две возможные ситуации:

  • 2% для сотрудников с вредными условиями труда.
  • 4%, если трудовые условия повышенной опасности.

Пенсионная система у работодателя может включать саму возможность гражданина лично обеспечивать будущее. В этом случае на взносы идёт часть заработной платы. Но обязательно предварительно уведомлять вторую сторону.

Накопленные суммы инвестируются в какое-либо направление, когда достигают определённых пределов, установленных компанией. То есть – формируется инвестиционный портфель, который и приносит прибыль вкладчикам. Так вложенные деньги получат дополнительную защиту от инфляции. А сама пенсия действительно станет больше.

Полезное видео

Что выбрать НПФ или ПФР? Узнайте из видео:

Заключение

Единственный недостаток – невозможно полностью контролировать существующий инвестиционный портфель. Но некоторые компании соглашаются давать вкладчику полную информацию относительно того, что происходит с его вложениями. Поэтому такой недостаток часто считают относительным.

Роль любого правительства, в том числе и Российской Федерации, заключается в заботе о своих гражданах. Также одна из главных обязанностей государства — выплата пенсий лицам, которые не имеют возможности трудиться из-за старости или ряда других причин. Вопросами пенсионного обеспечения, помимо ПФР, занимаются также негосударственные фонды (НПФ).

Определение НПФ и негосударственной пенсии

Основной деятельностью Негосударственного пенсионного фонда (НПФ) является негосударственное пенсионное обеспечение граждан. Данную деятельность НПФ должен осуществлять, основываясь на лицензии, которая позволяет ему выполнять все вышеперечисленные обязанности.

Негосударственная пенсия — это денежные средства, которые выплачиваются гражданину от НПФ.

В ПФР размер и график пенсионных начислений устанавливается законодательно, а выплаты происходят по достижению пенсионного возраста. В то время как в НПФ гражданин сам определяет сумму и график своих взносов.

Значительным плюсом НПФ считается то, что накопления на счету будущего пенсионера складываются не только из взносов лица, но и благодаря ежегодному инвестиционному доходу НПФ.

Закон предусматривает возможность получения накопительной части пенсии в НПФ только после выхода на заслуженный отдых. До этого времени забрать накопления нельзя.

Досрочные выплаты из НПФ возможны для группы лиц, имеющих право на пенсию по льготным условиям. К ним относятся:

  • работающие на вредных производствах;
  • инвалиды 1–3 группы;
  • шахтеры;
  • педагоги, учителя;
  • работающие на Крайнем Севере;
  • служащие МЧС;
  • имеющие дело с радиацией, ядами.

Как работают НПФ?

Чтобы определить условия пенсионных выплат от НПФ, необходимо для начала выбрать тариф. На практике существует две основные схемы.

  • размер будущей пенсии гражданина устанавливается НПФ;
  • деньги будут поступать человеку с момента его выхода на пенсию и вплоть до самой смерти;
  • размер и график пенсионных выплат закрепляет договор сторон.

  • гражданин может сам определить срок своих выплат и прописать их в договоре;
  • по желанию человек сам определяет график получения своих денег;
  • размер выплат также должен быть прописан в договоре между клиентом и фондом.

Стоит уточнить, что данные схемы могут комбинировать и заменять по усмотрению обратившегося в фонд гражданина.

Правопреемникам умершего лица

Если гражданин, имевший накопления в НПФ, умер, забрать сбережения, включая доходы от инвестирования, могут правопреемники.

Основанием для получения накопительных пенсионных средств являются:

  • завещание умершего, в котором указано любое физическое лицо;
  • родственники первой очереди – дети, супруга, родители (по законодательству);
  • при их отсутствии правопреемниками становятся представители второй очереди – сестры, братья, бабушки, дедушки, внуки. Чтобы обналичить пенсионные накопления, необходимо подать заявление в НПФ в течение 6 месяцев после смерти гражданина.

Для открытия наследственного дела нужно представить такие документы :

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • документ, подтверждающий родство, – свидетельство о браке, о рождении;
  • СНИЛС умершего; свидетельство о смерти.

Кто может получить накопительную часть пенсии единовременно

Забрать из НПФ единоразовые выплаты можно при выполнении условий, оговоренных законодательством РФ. Возраст гражданина должен соответствовать требованию: начиная с 1967 года рождения и старше. Закон предусматривает денежные выплаты накопительной составляющей в случае:

  • получения минимальной пенсии по старости;
  • участия в программе софинансирования накоплений;
  • ежемесячной накопительной выплаты не более 5 процентов от пенсии по старости с учетом фиксированной части.

Единовременно забрать накопительную составляющую могут граждане, которые имеют:

  • сертификат на материнский капитал, используемый для увеличения НЧП;
  • пенсию по потере кормильца;
  • нетрудоспособность, связанную с инвалидностью;
  • недостаточный стаж для страховой пенсии по старости;
  • право на социальное государственное пенсионное обеспечение.

Как происходит выплата?

Первое, что нужно сделать гражданину, решившему формировать свою будущую пенсию в негосударственном фонде — обратиться в НПФ с соответствующим заявлением и подготовить все необходимые документы.

Первая выплата должна произвестись гражданином в 30-дневный срок после написания заявления.

Объём и сроки выплат определяются несколькими показателями:

  • правилами конкретного негосударственного пенсионного фонда;
  • выбранной гражданином пенсионной схемой;
  • количеством накопленных средств на момент оформления пенсии.

Пенсионер может получать денежные выплаты одним из перечисленных способов на своё усмотрение: банковская карта или счёт; почтовый перевод.

Размер государственной пенсии должен быть выше прожиточного минимума.

Плюсы и минусы

Решив обратиться в НПФ и доверить ему свои деньги, гражданин должен ответственно подойти к такому шагу, ведь у НПФ, как и в любой сфере, есть как свои плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • будущий пенсионер может сам решать, сколько он будет перечислять в НПФ и в какой промежуток времени;
  • клиент может установить срок, с которого фонд будет перечислять ему пенсию, а также определить размер этих выплат;
  • человек, обратившийся в НПФ, может ещё на стадии подписании договора определить правопреемника своих накоплений;
  • любые взносы в НПФ можно расценивать, как долгосрочный денежный вклад, на который ко всему прочему ещё и начисляются проценты.

Главным плюсом НПФ в отличие от ПФР считается гибкость и свобода выбора, где каждый обратившийся самостоятельно определяет все условия.

  • индексация, проводимая НПФ, иногда не покрывает тех потерь финансовых накоплений, которые происходят из-за инфляции;
  • ввиду нестабильной ситуации в законодательстве невозможно предугадать, какие произойдут изменения в сфере деятельности НПФ;
  • вероятность попасться в руки мошенников, действующих от имени фонда. Они заманивают людей в свои организации различными обманными способами, поэтому обязательно нужно проверять НПФ на благонадёжность.

Если статья была полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!


Кандидат экономических наук, эксперт сайта.

Веками складывающийся менталитет россиян привел к тому, что население о пенсиях начинают задумываться за 5-10 лет до выхода на заслуженный отдых. Зная такую тенденцию, государство в принудительном порядке стало забирать часть заработной платы работающих для формирования пенсионных накоплений. Для этого был создан Пенсионный фонд России.

Параллельно были организованы негосударственные пенсионные фонды, предлагающие будущим пенсионерам нелегкий выбор. Ведь разобраться, что лучше, государственный или негосударственный пенсионный фонд, иногда не могут даже специалисты, не говоря уже о простых гражданах. Поэтому редакция сайта ВКредитБе.Ру решила на понятном языке объяснить преимущества и недостатки каждой структуры, не претендуя при этом на истину в последней инстанции.

Отличия ПФР и НПФ

Принципы функционирования государственного и негосударственного пенсионных фондов одни и те же: клиент переводит из заработной платы часть средств на лицевой счет для формирования будущих пенсионных выплат. А вот дальше начинаются отличия.

В чем разница между фондами, разберем на нескольких конкретных примерах.

1. Государственный ПФ выплачивает начисленную пенсию независимо от суммы остатка на лицевом счете. Частная структура платит до тех пор, пока на счету имеются средства. Если пенсионеру посчастливилось прожить до 100 лет не факт, что НПФ будет вести выплаты – деньги на лицевом счете могут закончиться. Но такая ситуация возникает крайне редко. Обычно фонды исходят из того, что пенсионер проживет еще 30 лет после выхода на пенсию по возрасту.

2. В ПФР размер пенсии никак не увязан с доходностью размещенных денежных средств – размер пенсионных выплат рассчитывается без учета этого фактора. Частные фонды учитывают каждую копейку. Движение средств на счете можно увидеть через Личный кабинет.

3. Средства в государственном фонде считаются собственностью государства – умершие до выхода на пенсию не могут передать накопленные средства своим наследникам: нет нормальной правовой базы. НПФ заключают договора со своими клиентами, где все вопросы досконально оговариваются, в том числе и то, кому достанется остаток пенсионных накоплений.

4. ПФР скован инструкциями по размещению своих капиталов. НПФ имеют право вкладывать деньги клиентов в любые операции.

Подведем первые итоги: в стране действует только один государственный пенсионный фонд – ПФР. Он включен в бюджетную структуру страны. Поэтому размеры пенсий полностью зависят от принятого бюджета на отчетный год. Все разговоры о доходности средств в этом фонде от лукавого – они никак не влияют на размер получаемой на руки пенсии. НПФ – это некоммерческие организации социального обеспечения, действующие в пенсионной сфере. Выплату пенсий производят из накопленных средств. Их размер никак не связан со стажем и другими фишками государства. Привязан только к величине накопленных средств.

Плюсы и минусы государственного пенсионного фонда

Рассматривая положительные и отрицательные стороны деятельности ПФР, специалисты отделываются парой предложений, говоря о плюсах фонда, и одним – о минусах.

Приводим их дословно:

  • достоинством государственного фонда является надежность – полностью отсутствуют риски потерять накопления;
  • регулярная индексация, привязанная к инфляции.

К недостаткам относят низкую доходность хранящихся в ПФР средств.

Если говорить о плюсах, то они изложены точно и даже при большом желании больше не найти. А вот с минусами нужно разбираться.

1. Говоря о низкой доходности, работники социальных служб или лукавят, или вообще не понимают, о чем идет речь. Ведь уровень доходности отложенных в ПФР средств никак не влияет на пенсию жителей страны. В нормативных документах нет ни одного слова, привязывающего размер пенсионных выплат к прибыли ПФ, прокручивающего деньги населения через ВЭБ.РФ.

Доходность влияет только на количество сотрудников фонда, их зарплаты и здания-дворцы. Судя по тому, что наблюдается на местах – с получением прибыли все нормально: огромный штат, большие зарплаты, здания лучше газпромовских.

2. Во всех развитых странах пенсионные накопления принадлежат вкладчику. Он их имеет право завещать или полностью вывести в любое время. Суммы там немаленькие. Например, в США рабочий, не белый воротничок, а именно трудяга, при выходе на пенсию имеет на счету пенсионного фонда около 750,0-1500,0 тыс. долларов США, что позволяет раскатывать по всему миру без забот или обеспечить финансово свою семью после смерти.

Различие в пенсионном обеспечении наглядно показывает такой курьезный случай из юридической практики США. Вдова полковника ВМФ получала за мужа большУю, даже по меркам американцев, пенсию. В 80-тилетнем возрасте ей захотелось выйти замуж за 40-летнего нелегального иммигранта-украинца. Брак был зарегистрирован. Через 5 лет женщина умирает. Пенсию за погибшего полковника, после судебных разбирательств, правительство Соединенных Штатов было вынуждено выплачивать вдовцу.

В России такое возможно? Здесь даже прямые наследники не могут получить из государственного фонда оставшуюся часть пенсионных накоплений. Вот и все отличие. Это минус и притом жирный.

3. Информация о деятельности фонда полностью закрыта. Узнать, куда и на каких условиях вложены деньги фонда, не получится ни при каких обстоятельствах.

4. Нельзя получить данные и о состоянии лицевого счета пенсионера. Информацию выдают только при переводе средств в негосударственный фонд. Здесь даже объяснять ничего не нужно. Ведь, зная суммы, подтвержденные выпиской из фонда, наследники могут пытаться через суд получить невыплаченную часть пенсионных накоплений. А так — нет бумаги, нет дела.

5. Огромный штат фонда никак не соответствует качеству обслуживания. Даже создается впечатление, что чем больше сотрудников, тем сложнее добиться своего.

6. Отсутствие официального договора между фондом и клиентом ставит последнего в бесправное положение.

Результаты анализа впечатляют: у ПФР практически одни минусы.

Плюсы и минусы негосударственного фонда

Отношение к негосударственным пенсионным фондам у населения скорее негативное, чем положительное, что противоречит здравой логике. Причина видится в одном: слабое знание законодательной базы и отсутствие разъяснительной работы через средства массовой информации.

Но здесь все понятно: тратить собственные накопления на рекламу НПФ не могут – накладно, а государство не готово пилить сук, на котором сидит, т.е. не заинтересовано разъяснять населению плюсы и минусы негосударственных структур в сфере пенсионного обеспечения.

Попробуем объяснить, чем отличается негосударственный пенсионный фонд от государственного на преимуществах первого:

  • тотальный контроль со стороны государственных служб. Это, во-первых, борьба с конкурентом, во-вторых, защита интересов граждан страны;
  • качественное обслуживание – к орущим или не замечающим клиента сотрудникам негосударственного фонда никто не пойдет;
  • возможность передачи неизрасходованных сумм на выплату пенсии наследникам;
  • наличие договора между фондом и клиентом, переводящее все взаимоотношения в юридическую плоскость;
  • накопленную сумму можно получить полностью при выходе на пенсию;
  • высокая доходность, значительно увеличивающая сумму накоплений;
  • возможность смены фонда один раз в 5 лет;
  • защита вкладов сразу несколькими способами;
  • прозрачность всей работы фонда – через личный кабинет можно получить всю необходимую информацию: размещение накоплений, движение сумм на лицевом счете и т.д.

К минусам почему-то относят:

  • возможность банкротства с потерей полученного дохода;
  • высокую вероятность отзыва лицензии.

Давайте посмотрим, насколько приведенные минусы являются действительно слабой стороной негосударственных структур в пенсионном обеспечении граждан.

1. Риски обанкротится или потерять лицензию действительно есть. Но как они сказываются на конкретном Иванове, Петрове, Сидорове, никто не говорит.

Начнем с того, что пенсионные накопления защищены:

  • резервами по обязательному страхованию пенсий (ОПС);
  • общенациональным гарантийным фондом, куда, кстати, входит и ПФР.

Это означает, что в любом случае переведенную негосударственному фонду сумму за время работы пенсионер получит. Пропадет только начисленный доход.

2. Доходность ПФР никак не влияет на конечный размер пенсий Иванова, Петрова, Сидорова. Это означает, что перевод в ПФР пенсионных накоплений в случае банкротства НПФ или отзыва лицензии не сможет уменьшить начисленную пенсию клиентов негосударственной структуры, т.е. они получили бы такую же пенсию и при перечислении средств сразу же в государственный фонд. Так о каких рисках идет речь? О тех, что мог бы, но не получил более высокие пенсионные выплаты?

Подведем итоги: независимо от того, где будут накапливаться пенсионные сбережения, будущий пенсионер гарантированно получит пенсию в том размере, которое насчитает государство. Но при работе с негосударственной структурой выплаты могут быть существенно выше.

Редакция сайта надеется: приведенной информации достаточно, чтобы понять, чем отличается НПФ от ПФР.

Что и в каком случае стоит выбирать

Как видно из общей направленности материала, автор полностью топит за негосударственные структуры. При этом никакой дискредитации госорганов. Как их можно опорочить, если «государство – это я, ты, мы все вместе, от Калининграда до Камчатки». Но будем объективны и рассмотрим, что выбрать, ПФР или НПФ для формирования будущей пенсии исходя из чисто меркантильных интересов.

Сразу отметим, выбор фонда – личное дело гражданина РФ. Требовать от него работать с ПФР или с НПФ не имеют права ни работодатель, ни банки при оформлении договоров кредитования (у ВТБ и Сбербанка есть свои НПФ).

С финансовой стороны в 2020 г. однозначно выгодней иметь дело с негосударственным фондом. Но, выбирая держателя пенсионных накоплений, нужно учитывать:

Как перейти в НПФ или вернуться в ПФР

Перейти из одного фонда в другой можно в любой момент. Однако, нужно помнить о правиле 5 лет, по которому переход с сохранением накопительной части пенсионных возможен только раз в течение пяти лет. Если условие нарушено – будет переведена только перечисленная из заработной платы часть денег, без дохода. Это тоже самое, что досрочно забрать вклад.

Правда, непонятно, как положение законодательства выполняется при переходе из ПФР в НПФ. В реальности там никто не начисляет проценты на суммы, хранящиеся на лицевом счете – нет смысла. Все равно пенсия будет начисляться по другим правилам.

Для перехода нужно обратиться с соответствующим заявлением в фонд напрямую или в МФЦ. Законодательство разрешает подать документы лично, через интернет или почтой. В последнем случае заявление должно быть нотариально заверено. Роль нотариуса могут выполнять по закону и другие представители государственных органов.

Документы о выходе (переходе) принимаются с 1 января по 1 декабря. Месяц дается для окончательного принятия решения. Это как при разводе – испытательный срок. А вдруг передумает.

Заключение

Судя по официальному сайту Пенсионного фонда России – негосударственные пенсионные фонды зло. У них одни недостатки. Однако умалчивается, что доходность частных структур, по сравнению с государственным ПФ, выше. При этом простому гражданину от величины прибыли ни холодно, ни жарко. Он на своей пенсии ничего не почувствует, в отличие от негосударственного фонда.

Перейти к частнику многие работающие опасаются из-за, как им кажется, риска банкротства последнего. Но в таком случае есть негосударственные пенсионные фонды в составе крупнейших банков: Сбербанка и ВТБ. Здесь вообще защита полнейшая.

Решать, где формировать свою пенсию, необходимо с первых самостоятельных шагов. Не пускать процесс на самотек.

Между ОПС и НПО часто возникает путаница. В этой статье из постараемся объяснить ключевые отличия этих двух видов накопления на пенсию.

Что такое ОПС

ОПС расшифровывается как обязательное пенсионное страхование. Это государственная программа, действующая с момента введения пенсионной реформы в 2002 году для граждан 1967 года рождения и моложе. Работодатели делали за каждого сотрудника страховые взносы, состоящие из двух частей. Первая часть — с 2010 года составлявшая 16% от фонда оплаты труда — направлялась в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) для выплаты текущих пенсий. За счет второй, которая составляла 6% от фонда оплаты труда, формировались индивидуальные пенсионные накопления граждан России.

Но сейчас отчисления на накопительные счета уже не производятся. В 2013 году правительство приняло решение ввести мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную часть пенсии. Часто это называют «заморозкой» накоплений. В результате, с 2014 года обязательные взносы работодателя не пополняют накопительную пенсию, а идут в «общий котел» ПФР (в размере 22% от фонда оплаты труда) на выплату страховых пенсий сегодняшним пенсионерам. Тем не менее, взносы работодателя в ПФР не пропадают зря, они зачисляются на индивидуальный пенсионный счет гражданина в виде баллов. Подробно о том, как это происходит, можно почитать в нашей статье о пенсионных баллах.



Что такое пенсионные баллы и как это работает

Трудовая пенсия по старости в России состоит из нескольких частей. Первая и основная ее часть — страховая. Она выплачивается Пенсионным фондом России и рассчитывается с помощью индивидуального пенсионного коэффициента — то есть суммы пенсионных баллов.

Что такое НПО

НПО расшифровывается как негосударственное пенсионное обеспечение. Это возможность организовать себе вторую, дополнительную пенсию, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и самостоятельно делая взносы. Из добровольных взносов граждан в НПФ формируются пенсионные резервы.

Многие пенсионные фонды, включая НПФ «САФМАР», одновременно занимаются и ОПС, и НПО. Хранить государственные пенсионные накопления и формировать дополнительные можно как в одном фонде, так и в разных. Но стоит понимать, что НПО имеет ряд отличий от ОПС.

В чем отличия этих систем?

Главное отличие состоит в том, что деятельность фондов по ОПС жестко зарегулирована Центробанком, а НПО чуть более свободно от ограничений.

Начнем с того, что размер государственной пенсии сейчас во многом зависит от официального трудового стажа и решений правительства, а выплаты по НПО — скорее от размера и периодичности самостоятельных взносов гражданина, а также от состава инвестиционного портфеля и рыночной конъюнктуры.

При оформлении договора НПО можно выбрать удобные для себя условия: самостоятельно определить комфортный размер и периодичность взносов, вид пенсионной выплаты, правила перевода пенсионных накоплений в другой фонд и порядок передачи сбережений по наследству. Для ОПС все эти правила заранее определены государством, и клиент фонда на них повлиять никак не может.

Ввиду заморозки накопительной пенсии средства на ОПС будут теперь расти только за счет инвестиционного дохода. А на НПО можно добавлять деньги сколько угодно и вдобавок получать налоговый вычет.

Инвестиционные стратегии по ОПС и НПО тоже обычно разные, потому что Центробанк установил разные ограничения по инвестиционному портфелю. Доходность, соответственно, тоже различается.

Фонды обязаны инвестировать не менее 90% пенсионных накоплений в финансовые инструменты с минимальным риском, доходность которых сравнительно невысока. А НПФ могут предлагать на выбор как консервативные, так и агрессивные стратегии инвестирования — более рискованные, но в перспективе приносящие больший доход.

Пенсионные накопления, с которыми клиент вступил в фонд, гарантируются законом. Допустим, страховщик по результатам инвестирования за 5 лет действия договора уменьшил эти накопления или потерял лицензию. В таком случае при срочном переходе (через пять лет) согласно закону средства будут восполнены из пенсионных резервов до гарантируемой суммы.

Добровольные же отчисления пока что не страхуются государством, (отраслевые ассоциации НПФ сейчас ведут соответствующие переговоры с Центробанком). Если фонд обанкротится, нет гарантии, что вы вернете свои сбережения.

Зато если вы захотите забрать накопленные на НПО деньги раньше выхода на пенсию, такая возможность есть, в отличие от ОПС. В договоре с НПФ обязательно будет указан порядок расчета выкупной суммы, то есть денег, которые вам вернут, если вы захотите прекратить договор с фондом.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

К функциям фонда относятся:

► аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;

► финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о бюджете фонда;

►организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;

► организация и ведение индивидуально-персонифицирован­ного учета застрахованных лиц;

► участие в разработке и реализации государственных и ме­ждународных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;

► контроль за своевременным и полным поступлением де­нежных средств, правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде.

Источниками финансирования бюджета фонда являются:

1. Налоговые доходы, распределяемые Федеральным казна­чейством РФ между бюджетами бюджетной системы РФ, от мини­мального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60% (к; = 0,6).

2. Неналоговые доходы:

—страховые взносы на обязательное пенсионное страхова­ние;

— страховые взносы по дополнительному тарифу для ор­ганизаций, использующих труд летных экипажей гражданской авиации;

— недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;

— доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;

— штрафы, санкции, суммы возмещения ущерба.

3. Безвозмездные поступления:

— межбюджетные трансферты из федерального бюджета, пе­редаваемые Пенсионному фонду РФ;

— безвозмездные поступления от негосударственных пенси­онных фондов;

Денежные средства фонда направляются на следующие цели:

► выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжаю­щим за пределы РФ;

► выплату социальных пособий на погребение пенсионеров;

► финансирование текущей деятельности фонда и его орга­нов;

► доставку пенсий и др.

Плательщиками страховых взносов в фонд являются юриди­ческие лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налого­обложения, — по нормативу 60% от общей суммы дохода.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов, которые банком перечисляют­ся на расчетный счет фонда. За несвоевременные зачисление и перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них взыскиваются пени за каждый день просрочки из расчета 0,12% суммы страхового взноса.

Индивидуально-персонифицированный учет в системе госу­дарственного страхования обусловлен следующими факторами:

► созданием условий назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого гражданина;

► созданием информационной базы учета стажа и заработной платы каждого работника, а также стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

► развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в фонд;

► упрощением процедуры назначения трудовых пенсий за­страхованным лицам.

В основу индивидуального учета в системе пенсионного стра­хования положены принципы:

► единства государственного пенсионного страхования в РФ;

► всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

► доступности для каждого застрахованного лица сведений о

► использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;

► достоверности сведений о суммах страховых взносов каждого плательщика для индивидуального учета;

► осуществления индивидуального учета страховых взносов плательщика в процессе всей трудовой деятельности.

В соответствии с данными принципами Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет на каждое застрахованное лицо с постоянным страховым номером.

Сведения о застрахованных лицах представляются платель­щиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудо­вым договорам, за которых они уплачивают страховые взносы. Эти сведения передаются в органы, в которых работодатели зарегист­рированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей ре­гистрации в качестве плательщиков страховых взносов.

Негосударственное пенсионное обеспечение является допол­нительным по отношению к государственному и может осущест­вляться в формах:

► дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики или территорий;

► личного пенсионного страхования граждан, осуществляю­щих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспе­чение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система:

► обеспечивает выплату пенсий, а не единовременные выпла­ты, что согласовывается с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения и выплат;

► устанавливает размер выплат, является солидарной или на­копительной или сочетает одновременно оба принципа;

► финансируется как за счет взносов работодателя, так и за счет средств работника.

По своей сути негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией социального обеспечения, видом деятельности которой может быть только негосударственное пен­сионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения.

Функциями негосударственного фонда являются:

► аккумулирование пенсионных взносов;

► размещение пенсионных резервов;

► учет пенсионных обязательств;

► выплата негосударственных пенсий только участникам фонда.

Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица. В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию.

Негосударственный пенсионный фонд:

► разрабатывает условия пенсионного обеспечения участников фонда;

► заключает пенсионные договоры;

► организует прием денежных средств каждого из участников фонда;

► ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;

► производит выплаты негосударственных пенсий;

► осуществляет контроль за своевременным поступлением средств в фонд и их распределением в соответствии с положением о фонде.

Вкладчики фонда имеют право:

► требовать от фонда исполнения обязательств по выплате пенсий в соответствии с пенсионным договором;

► представлять перед фондом свои интересы и интересы участ­ников;

► обжаловать действия фонда;

► требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с положением о фонде и пенсионным договором.

Вкладчики фонда вносят взносы только денежными средства­ми в порядке и размерах, предусмотренных положением о фонде и пенсионным договором.

► осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов;

► представлять вкладчикам и участникам информацию о со­стоянии солидарных или именных пенсионных счетов;

► выплачивать участникам негосударственные пенсии в соот­ветствии с условиями пенсионных договоров;

► переводить по поручению вкладчика или участника выкуп­ную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;

► не принимать в одностороннем порядке решения, противо­речащие положению о фонде.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет размеще­ние пенсионных резервов через управляющего фондом, который обеспечивает возврат переданных фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с положением о фонде.

Система пенсионного обеспечения представляет собой цепоч­ку звеньев от назначения до выплаты пенсий. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты, а финансирование выплат пенсий возлагается на органы пенсионного фонда.

Цепочка назначения и выдачи пенсий включает следующие звенья: управление социальной защиты населения субъекта РФ; районный (городской) орган социальной защиты; региональное отделение пенсионного фонда; банк; пенсионер.

Анализ пенсионной системы и бюджетной классификации свидетельствует:

1. Пенсионный фонд РФ по своему определению является внебюджетным целевым фондом, и поэтому его денежные средства не должны включаться в федеральный бюджет и бюджеты субъ­ектов РФ. Однако организационно и финансово они включены в федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ и в целом в консолидированный бюджет РФ. Как было изложено выше, часть средств фонда образуется за счет денежных средств бюджетов. И уже поэтому фонд формально считается внебюджет­ным, но по назначению является действительно целевым.

2. Пенсионный фонд РФ формируется из тех же источников, что и бюджет любого уровня. Основным источником доходов фонда являются страховые взносы работодателей (предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей).

3. Пенсионный фонд РФ по определению, организационно­му построению системы пенсионного обеспечения обслуживает только гражданских лиц.

4. Уволенные военнослужащие Вооруженных Сил РФ, слу­жащие органов МВД России, ФСБ России, МЧС России и других силовых ведомств обеспечиваются пенсиями непосредственно за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

5. В РФ создана самостоятельная пенсионная структура ор­ганов с многочисленным штатом и техническим оснащением, на обеспечение которой требуются значительные ассигнования денежных средств за счет налогоплательщиков.

6. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты населения, организационно входящие в состав органов исполнительной власти, а финансирование выплат пенсий про­изводит Пенсионный фонд РФ. То есть аккумулированными средствами пенсионного фонда распоряжаются исполнительные органы субъектов РФ, которые не заинтересованы в их экономном и целевом использовании, хотя положением о Пенсионном фонде РФ предусматривается, что управление фондом и его средствами должен осуществлять сам фонд.

Исходя из изложенных замечаний, пенсионная система ор­ганизационно, структурно и функционально требует реструкту­ризации.

В настоящее время рассматриваются две альтернативные мо­дели пенсионной системы: существующая и гипотетическая — на­копительная.

Сторонники накопительной системы строят свою позицию на принципе индивидуальности: каждый человек сам себе формирует пенсию. То есть его взносы поступают на индивидуальный счет, зарегистрированный в специальной страховой компании. Нако­пительная система гарантирует реализацию принципа справед­ливости: сколько заработал, сколько вложил — столько получил. Однако система имеет множество недостатков, а именно:

► при слабом законодательстве РФ специальная страховая компания не является гарантийной организацией, которая через п лет выполнит свои обязательства перед гражданином. Риск вклада очень велик (банкротство, воровство и т. д.);

► законодательством РФ не прописано, за счет каких средств страховая компания должна платить пенсии инвалидам детства, гражданам свободных профессий (художникам, писателям, ин­дивидуальным предпринимателям и т. д.) и другим категориям граждан, или эту обязанность должно взять на себя государство;

► неизвестно, кому будут принадлежать пенсионные средст­ва граждан, не доживших до пенсионного возраста: останутся в собственности страховой компании, перейдут государству или их получат родственники по завещанию;

► неизвестно, кому будут принадлежать денежные средства, полученные от коммерческой деятельности фонда (страховой компании), и суммы процентов по вкладам или переданные под проценты коммерческим структурам — страховой компании, гра­жданину или делиться между ними в какой-то пропорции;

► неизвестно, кто определит фонд заработной платы админи­стративным работникам страховой компании и в каком размере.

А это означает, что за счет пенсионных средств громадные суммы уйдут на выплату заработной платы.

В значительной степени этих недостатков лишена ныне суще­ствующая распределительная пенсионная система, построенная на принципах коллективности, гарантированности, гуманности.

Во-первых, пенсионная система, будь она распределительной или накопительной, должна обеспечить гарантию прав граждан на достойное пенсионное обеспечение в условиях нестабильности развития России и ее несовершенной законодательной базы.

Во-вторых, реформирование пенсионной системы должно идти в направлении оптимизации организационной структуры системы и повышения ее эффективности за счет сокращения числа звеньев Пенсионного фонда РФ, а возможно, и его ликвидации как организационного звена. Выделение пенсионных средств должно быть предусмотрено в бюджетах местного уровня, и органы мест­ного самоуправления должны нести персональную ответственность за пенсионное обеспечение граждан, или весь пенсионный фонд должен быть сосредоточен в федеральном бюджете и определен отдельной статьей согласно бюджетной классификации, как это предусмотрено в бюджете для военнослужащих и служащих сило­вых министерств и ведомств.

В-третьих, чтобы базовые пенсии были предоставлены всем гражданам с учетом прожиточного минимума пенсионера и степени утраты трудоспособности.

Трудовые или страховые пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям граждан, на которых распространяется государственное пенсионное страхова­ние. Все участники трудовых отношений должны нести одинаковые обязанности по финансированию пенсионного фонда и иметь одинаковые права в отношении назначения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка. Исходным критерием определения размера пенсии должна быть цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. В этом случае базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца долж­ны базироваться на тех же принципах, что и пенсии по старости, и быть сопоставимы по размерам с пенсиями по старости.

Пенсии, назначаемые в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, должны предоставляться в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы.

В-четвертых, при реформировании пенсионной системы следует учитывать относительно низкий пенсионный возраст в России, высокую долю пенсионеров-льготников, возможности получения пенсий при продолжении трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста. Отмена этих факторов в случае реформирования системы требует обоснований с точки зрения демографии, изменения налогового законодательства, учета про­житочного минимума, экономического и социального развития регионов и т. д.

В-пятых, реформирование пенсионной системы должно идти с учетом реализации следующих мероприятий:

► принятия новых законодательных актов, определяющих развитие новых форм и методов пенсионного обеспечения;

► совершенствования системы управления пенсионным обес­печением;

► совершенствования и оптимизации структуры пенсионной системы;

► введения трудовых и социальных пенсий для тех категорий граждан, которые не смогут сформировать достаточные пенсион­ные сбережения;

► введения обязательного пенсионного страхования, постро­енного по накопительному принципу;

► создания системы негосударственных пенсионных фондов, построенных по принципу добровольности пенсионного страхо­вания с учетом государственных гарантий;

► учета мирового опыта и опыта наиболее развитых стран по обеспечению граждан пенсиями различного вида.

Читайте также: