Идентификация клиентов в негосударственном пенсионном фонде


Материал обновлен по состоянию на 20 апреля 2020 года.

Многие субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон№115-ФЗ) знакомы с термином «идентификация» и процедурой проверки клиента в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), однако не все субъекты до сих пор разобрались с другим похожим термином «упрощенная идентификация». К нам в компанию часто обращаются с вопросами об отличиях между обычной идентификацией и упрощенной идентификацией и о том, какие субъекты Закона №115-ФЗ имеют право ее проводить. По этой причине я решил написать краткую статью на эту тему.


Вам также может быть интересно:

Напомню, что согласно ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица осуществляется в случаях, установленных Федеральным законом №115-ФЗ, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений.

Таким образом, главное отличие упрощенной идентификации от обычной идентификации заключается в том, что она может проводится только в отношении клиента – физического лица. То есть упрощенная идентификация не может проводится в отношении клиента – юридического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

Впервые термин «упрощенная идентификация» был введен Федеральным законом № 110-ФЗ от 5 мая 2014 года, который вступил в силу 16 мая 2014 года.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ и в отношении клиента - физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у работников организации или индивидуального предпринимателя, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, субъект Закона №115-ФЗ, обязан провести идентификацию в общем порядке.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1.11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена в следующих случаях:


При осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств. Право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов имеют исключительно кредитные организации.


При предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа. При этом, в соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №161-ФЗ операторами по переводу денежных средств являются Банк России; кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Таким образом, в данном пункте речь идет о клиентах кредитных организаций, которые вправе применять упрощенную идентификацию при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.


При осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей. Указанные операции вправе проводить кредитные организации, следовательно, в данном случае речь идет также исключительно о клиентах кредитных организаций.


При заключении договора потребительского кредита (займа), сумма которого не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, предоставляемого клиенту - физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе в пользу клиента - физического лица (пункт 1.12-1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ).


При заключении договоров с негосударственными пенсионными фондами.


При заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора и при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.


При осуществлении и получении почтового перевода денежных средств на сумму, не превышающую 15 000 рублей.


При приеме интерактивной ставки и выплате выигрыша физическому лицу, от которого принята интерактивная ставка, на сумму, не превышающую максимальную сумму, установленную для остатков электронных денежных средств в соответствии с частью 5.1 статьи 10 Федерального закона №161-ФЗ.


При заключении договора страхования с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-2 настоящей статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ



При заключении договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, предусматривающих инвестирование с использованием инвестиционной платформы на сумму, не превышающую 100 000 рублей, при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" договор о брокерском обслуживании подразумевает под собой брокерскую деятельность, которой признается деятельность брокера (профессионального участника рынка ценных бумаг) по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом

Следует отметить, что Банк России в информационном письме от 29.04.2016 №ИН-06-54/28 давал разъяснения по проведению упрощенной идентификации клиента - физического лица при приобретении паев паевых инвестиционных фондов (ПИФов). В указанном документе Банк России доводит до сведения управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (далее - регистратор), следующую информацию. Согласно абз 1 п. 1.11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации, а также с учетом соблюдения иных требований Закона №115-ФЗ.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 29.11.2001 №156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон №156-ФЗ) для приобретения инвестиционных паев заявки на их приобретение в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом подаются в управляющую компанию и (или) агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда. Согласно п. 6 ст. 13.1 Закона №156-ФЗ включение денежных средств, переданных в оплату инвестиционных паев, в состав паевого инвестиционного фонда осуществляется на основании надлежаще оформленной заявки на приобретение инвестиционных паев и документов, необходимых для открытия приобретателю (номинальному держателю) лицевого счета в реестре владельцев инвестиционных паев.

В соответствии с п. 1 ст. 13.1 Закона №156-ФЗ денежные средства, переданные в оплату инвестиционных паев одного паевого инвестиционного фонда, должны поступать на отдельный банковский счет, открытый управляющей компании этого фонда на основании договора, заключенного без указания на то, что управляющая компания действует в качестве доверительного управляющего. В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона №156-ФЗ выдача инвестиционных паев осуществляется на основании заявок на приобретение инвестиционных паев путем внесения записи по лицевому счету в реестре владельцев инвестиционных паев.

Исходя из положений Закона №156-ФЗ, процесс приобретения инвестиционных паев включает в себя процедуру внесения записи по лицевому счету в реестре владельцев инвестиционных паев, а также предоставление регистратору необходимых документов для открытия лицевого счета в реестре владельцев инвестиционных паев. В связи с изложенным, при внесении записи по лицевому счету в реестре владельцев инвестиционных паев, регистратор вправе осуществлять упрощенную идентификацию клиента - физического лица (в случае, если оплата инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда осуществлена денежными средствами) в соответствии с положениями Закона №115-ФЗ.

Таким образом, анализ вышеперечисленных норм свидетельствует о том, что право упрощенной идентификации принадлежит 4 (четырем) субъектам:

  • кредитной организации,
  • негосударственному пенсионному фонду,
  • профессиональному участнику рынка ценных бумаг,
  • управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда,
  • страховой компании,
  • оператору инвестиционной платформы,
  • кредитному потребительскому кооперативу,
  • микрофинансовой организации.

При этом остальные субъекты Федерального закона №115-ФЗ не имеют права проводить упрощенную идентификацию.

Федеральный закон от 05.05.2014 г. №110-ФЗ предусматривает несколько способов упрощенной идентификации клиентов-физических лиц. Однако, на практике пока работает только один из них - когда пользователь лично предъявляет паспорт или заверенную копию этого документа и осуществляет денежный перевод. В таком случае ему доступны операции на любую сумму, хотя сделки стоимостью более 600 тысяч рублей подлежат контролю Росфинмониторингом. Что касается еще двух способов упрощенной идентификации клиентов-физлиц, то они предусматривают ввод номера СНИЛС, ИНН или номера полиса ОМС.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится одним из следующих способов:

Статья 3 Федерального закона №115-ФЗ

Статья 1.12 Федерального закона №115-ФЗ

С использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

Посредством личного представления клиентом - физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

С использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации

Посредством направления клиентом - физическим лицом кредитной организации, негосударственному пенсионному фонду, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;

С использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Посредством прохождения клиентом - физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федеральный закон от 05.05.2014 №110-ФЗ операторы информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", оператор единой системы идентификации и аутентификации в срок до 1 октября 2014 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны безвозмездно обеспечить возможность использования кредитными организациями соответствующих информационных систем в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов - физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Однако, в связи с отсутствием подключения участников финансового рынка к базам данных Пенсионного фонда, налоговой инспекции и Фонда медицинского страхования в установленный срок, эти варианты идентификации временно не работают. Тем не менее, 1 октября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 №154-ФЗ, согласно которому в пункт 5.4 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ был добавлен следующий тезис «При проведении идентификации клиента - физического лица организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента информации о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования». Представляется, что это один из этапов перехода к двум другим способам упрощенной идентификации клиентов – физических лиц.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало проект постановления «Об утверждении порядка использования кредитными и иными организациями государственных информационных систем в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов - физических лиц». Согласно указанному документу, кредитным организациям предоставят возможность подключиться к одному из блоков «электронного правительства» - так называемой «Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА).

Подробнее о правилах проведения упрощенной идентификации Вы можете узнать на инструктаже по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с выдачей свидетельства установленного образца. Инструктаж проводится каждый четверг. Обучение проводится в дистанционной форме (онлайн-курс), поэтому Вы можете принять участие в вебинаре находясь за Вашим рабочим или домашним компьютером.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: e-mail: info@law115.ru

В последнее время всё чаще начинает звучать термин “упрощенная идентификация”, при этом чаще других он звучит в контексте работы НПФ и других финансовых институтов. Давайте разберемся, что же такое упрощенная идентификация, почему она нужна НПФ и как можно её использовать.

Понятие “упрощенная идентификация”
Понятие “упрощенная идентификация” появилось в 2014 году, когда в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были внесены правки, описывающие данное понятие и способы его осуществления. Такой способ идентификации клиентов расширил возможности компаний, регулируемых этим законом: банки, профучастники рынка ценных бумаг, микрофинансовые компании, и НПФ.

В чем состояли эти возможности? В случае НПФ упрощенная идентификация позволяет производить следующие действия:

1. Заключать договор обязательного пенсионного страхования с новым клиентом;

2. Проверять достоверность сведений о клиенте (тем же 115-ФЗ предусмотрено обязательное обновление информации о клиентах не реже одного раза в три года);

Процедура прохождения упрощенной идентификации
Согласно тому же 115-ФЗ, упрощенная идентификация может проводиться двумя способами:

1. Путем прохождения авторизации в Единой системе идентификации и аутентификации — ЕСИА;

2. Посредством проверки достоверности сведений о пользователе через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Идентификация через ЕСИА — это, по сути, авторизация на портале Государственных услуг. Сценарий в этом случае выглядит следующим образом: клиент заходит на сайт НПФ, нажимает, условно, кнопку “Войти через Госуслуги”. Далее его перекидывает на форму ввода логина и пароля от Госуслуг, где он авторизуется. После этого пользователя возвращает на сайт, в уже готовый личный кабинет с заполненными данными из ЕСИА.

Стоит отметить, что согласно 63-ФЗ авторизация через ЕСИА является юридически значимой простой электронной подписью, эквивалентной собственноручной. Это даёт возможность существенно расширить перечень услуг, которые клиент может получать онлайн, без необходимости визита в офис компании.

Второй способ идентификации (через СМЭВ) происходит так: клиент сообщает НПФ (в форме на сайте или иным образом) следующие сведения о себе: ФИО, серия и номер паспорта, телефон и один из следующих реквизитов: СНИЛС, ИНН или номер полиса обязательного медицинского страхования. Эти сведения направляются через СМЭВ на проверку в соответствующие ведомства: МВД, ПФР, ФНС и ФФОМС, а номер телефона проверятеся путем отправки кода для подтверждения.

Если из СМЭВ приходит подтверждение, что присланная пользователем совокупность данных корректна, и номер телефона подтверждён — такой пользователь считается прошедшим процедуру упрощенная идентификация и с ним можно заключить договор на пенсионное обслуживание, а также предложить прочие услуги и сервисы. Для предписанной законом периодической проверки данных клиента достаточно просто направить в СМЭВ уже имеющуюся в компании информацию о нем.

Стоит отметить, что оба способа производятся полностью онлайн, то есть человеку не нужно посещать офис компании. Соответственно, упрощенная идентификация позволяет охватить те города и регионы, где у НПФ нет офисов и агентов.

Подключение к ЕСИА и СМЭВ
Чтобы проводить упрощенную идентификацию клиентов через ЕСИА (Госуслуги), необходимо оформить доступ к системе в Минкомсвязи, а также реализовать механизм взаимодействия с ЕСИА, соответствующий требованиям регламента и методических рекомендаций. Основную сложность здесь составляет необходимость выделения на данный процесс минимум двух человек — менеджера и разработчика, так как в процессе подключения им придется координировать действия для решения бюрократических и технических задач.

Для проверки данных через СМЭВ нужно присоединиться к Регламенту информационного взаимодействия Участников с Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, а также подать череду заявок на получение доступа к сервисам ведомств, осуществляющих проверку сведений о клиенте. Вместе с этим нужно реализовать адаптеры для работы со СМЭВ сервисами данных ведомств и обеспечить в своей инфраструктуре исполнение требований регламента: приобрести и настроить криптооборудование, заключить договор на поддержку с оператором СМЭВ.

Если у компании нет опыта разработки механизмов взаимодействия с ЕСИА и СМЭВ, то самостоятельная реализация потребует значительных трудовых и временных ресурсов. Экономически целесообразнее использовать готовые решения, которые есть на рынке. При этом мы считаем, что компании, которая подключается к ЕСИА и СМЭВ важно не только не только оказать техническую поддержку, но и сопроводить по всем бюрократическим процедурам подключения. У нас, например, этим занимается целый отдел в компании. Это позволяет ускорить процесс подключения с нескольких месяцев до пары недель.

Варианты использования готовых решений
В технологическом плане есть два подхода к использованию готовых решений: с размещением ПО в своей инфраструктуре и использование облачного сервиса.

Размещать на своих мощностях ПО для работы с ЕСИА и СМЭВ имеет смысл, если компания имеет достаточно продвинутый штат ИТ разработчиков и администраторов, которые смогут при необходимости (изменение регламента, выход новой версии сервиса) установить обновление и перенастроить клиентские системы. В случае со СМЭВом компании необходимо будет также закупить криптооборудование, заключить договор на настройку и поддержку защищенного канала к СМЭВу.

Облачный вариант выгоден тем, что вам предоставляется готовый к использованию удобный программный интерфейс. Остается только интегрировать его в свои клиентские системы. Для ускорения интеграции поставщик сервиса оказывает поддержку. Еще одним преимуществом облачного варианта является постоянное обновление для соответствия всем требованиям и регламентам Минкомсвязи.

Особо можно выделить выгоду облачного варианта при подключении к СМЭВ — компании не придется в этом случае производить значительные затраты на приобретение и обслуживание криптоборудования, а также поддержку защищенного канала к СМЭВ. Специализирующиеся на упрощенной идентификации компании уже имеют все необходимое в своей инфраструктуре.

Граждане постепенно привыкают к возможности решать различные вопросы в режиме онлайн: банкинг, страхование, инвестиции — всё это уже можно делать не выходя из дома. Наша компания является одним из лидеров в России по количеству интеграций с порталом Госуслуг. В конкурентной борьбе выигрывают те компании, которые смогли войти в процесс диджитализации всё больших и больших сфер своей деятельности. Рост популярности упрощенной идентификации является естественным следствием перехода в цифровую экономику. И если всего пару лет назад те компании, которые внедряли у себя упрощенную идентификацию считались отчаянными первопроходцами, то сейчас использование этого инструмента стало нормой, а его отсутствие - конкурентным недостатком компании.

Как меня тайно перевели в левый фонд и чего это мне стоило


В конце 2017 года мне позвонили из одного негосударственного пенсионного фонда и сообщили, что я теперь их клиент.


Я никаких договоров ни с кем не заключал, а когда начал разбираться, выяснилось, что у меня фактически украли 80 000 Р из будущей пенсии.

В свое время я сам работал агентом НПФ , но даже знание всех уловок страховщиков меня не спасло. В этой статье расскажу, как недобросовестные агенты НПФ тайком могут вас обмануть.

В этой статье — только начало моей борьбы с мошенниками. Когда будет какое-то продолжение, я дополню статью и сообщу об этом в соцсетях — подписывайтесь. Но пока я накажу мошенников, может пройти много времени, а защищаться от них нужно уже сейчас, поэтому не ждите разрешения моей ситуации — будьте готовы заранее.

Что за НПФ и при чем тут старость

Наша будущая пенсия разделена на две части: страховую и накопительную.

Страховая пенсия — это деньги от людей из будущего. Когда вы будете старыми, а кто-то другой — молодым, молодые будут скидываться вам на пенсию. Сколько вы будете получать в этой части — зависит от множества факторов, начиная с вашего стажа и заканчивая масштабами имперских амбиций нашей страны. Существенно повлиять на размер страховой пенсии мы можем, разве что улучшая демографическую ситуацию в стране, чтобы на время нашей старости в России было много трудоспособных налогоплательщиков.

Накопительная пенсия — это ваши же деньги, которые государство разрешило вам заранее отложить на старость. Так бы вы отдавали все свои отчисления нынешним пенсионерам, а теперь можно часть оставить на счете. С накопительной пенсией можно ничего не делать — и тогда вашим страховщиком будет Пенсионный фонд РФ , который по умолчанию направит накопления в управляющую компанию ВЭБ . Люди, выбравшие такой вариант, называются «молчунами».

Можно сознательно выбрать своим страховщиком Пенсионный фонд РФ , написав заявление об этом. Тогда вы тоже останетесь в ПФР , но «молчуном» вас считать не будут. А еще можно инвестировать накопительную пенсию через негосударственный пенсионный фонд ( НПФ ) и получать доход с его помощью. Если доход будет хорошим и в ближайшие 25 лет никто не решит направить его на имперские амбиции нашей страны, то в старости вам будет на что жить.

Это равноценно тому, как если бы вы сейчас вкладывали часть своей зарплаты в акции и облигации. Вы вкладываете, инвестиции приносят доход, а в старости вы получаете из этих денег пенсию. Теперь представьте, что вкладываете не вы лично, а некоторая управляющая компания, которая собирает кучу денег с населения, вкладывает эту кучу в финансовые инструменты и получает прибыль. Эта компания и есть НПФ — негосударственный пенсионный фонд.


Негосударственные пенсионные фонды зарабатывают на прибыли, которую они добывают своим вкладчикам, поэтому они конкурируют за клиентов. Чем больше клиентов, тем больше денег и тем больше потенциальная прибыль. Иногда в погоне за оборотами фонды начинают вести нечестную игру — и вот об этом давайте поговорим.


Как сейчас устроена наша пенсия — схема из учебного пособия фонда «Доверие»

Агенты НПФ

Негосударственные пенсионные фонды — это финансовые компании, они занимаются деньгами: миллион туда, миллион сюда, купил бумаги, продал бумаги, дебет-кредит. У них не всегда есть сеть офисов по всей России и собственные продавцы.

Чтобы привлекать деньги населения, довольно часто НПФ обращаются к услугам агентов. Агент продает услуги НПФ за вознаграждение — это может быть человек или компания. Например, НПФ может договориться с раскрученным банком, чтобы тот продавал своим клиентам услуги этого НПФ . За каждый оформленный контракт НПФ платит банку вознаграждение. Все счастливы.

Агентами могут быть банки, магазины, владельцы сайтов, ваш почтальон, ваш дилер продукции «Эпл», ваш работодатель и даже всевозможные темные личности. По большому счету НПФ неважно, через кого вы оформили договор: главное, чтобы вы согласились перевести свои деньги в этот НПФ . А агенту главное — оформить бумажки и получить свой гонорар. Всем все неважно, вот и получается…


Фонд работает с агентами напрямую или через брокеров

Досрочный переход в другой НПФ

Государство хочет, чтобы вы выбрали какой-то один пенсионный фонд и оставили там деньги надолго. Поэтому по закону переходить из одного фонда в другой без финансовых потерь можно раз в пять лет. Если перейти досрочно, то вы потеряете весь инвестиционный доход.

Именно это и случилось со мной. В 2015 году я заключил договор с НПФ «Доверие». На тот момент на накопительном счете было 33 000 Р . Два года мой НПФ инвестировал деньги, а я получал доход. Когда меня обманом перевели в новый НПФ , все заработанное сгорело, а на счете остались первоначальные 33 000 Р .

За эти два года средняя доходность моего фонда составила 10% годовых — с учетом капитализации процентов я заработал 6 930 Р .

Но на этом потери не закончились. Дело в том, что деньги из одного НПФ в другой переводят не четко 1 января, а в период с 1 января по 1 апреля. То есть если в этот промежуток накопительная пенсия уже ушла из старого НПФ , но еще не поступила в новый, то за это время никакого дохода вы тоже не получите. По факту деньги могут зависнуть, их переведут на новый счет позже — в моем НПФ мне сказали, что иногда срок затягивается до сентября. При доходности 10% потери увеличиваются с 6930 до 8000 Р .

Меня вполне устраивала доходность моего старого НПФ — 10%. Это в два раза выше уровня инфляции. Сейчас мне 35 лет, до пенсии еще минимум 25 лет. Все это время потерянные деньги продолжали бы работать. При доходности 10% 8000 Р к 2042 году превратились бы в 80 000 Р ! Этой суммы я недосчитаюсь из-за того, что в далеком 2017 году кто-то решил перевести меня в другой НПФ .

Как обманывают мошенники в НПФ

Некоторые агенты оформляют перевод из одного НПФ в другой втайне от клиента: главное — получить от него паспортные данные и номер СНИЛС . За каждого приведенного клиента агент получает от 500 до 5000 Р , в зависимости от суммы на счете будущего пенсионера.

Когда я работал агентом, наша компания использовала только легальные способы поиска клиентов. Самые распространенные — поквартирный обход и проведение собраний сотрудников в крупных организациях. Кроме того, были распространены так называемые кросс-продажи, когда агентами выступали кредитные менеджеры в банках или магазинах. Они предлагали клиентам заключить договор с НПФ , когда те получали заем или покупали товар в кредит. Перед подписанием договора клиенту всегда рассказывали, какой фонд мы представляем, какая у него доходность и т. п.


Р " width="1350" height="1424" class=" outline-bordered" style="max-width: 675.0px; height: auto" data-bordered="true"> В 2013 году, когда я работал в брокерской компании — агенте, за каждого клиента НПФ платил от 1200 до 1500 Р

Как обманывают при обходе квартир

Иногда агенты обманывают при поквартирном обходе, когда с человеком можно поговорить один на один, без свидетелей. Например, агенты представляются сотрудниками пенсионного фонда. С точки зрения закона тут все чисто, ведь НПФ тоже пенсионный фонд, только негосударственный. Потенциальный клиент же думает, что к нему пришли из Пенсионного фонда РФ , и доверяет гостю.

Предлагая договор, агенты могут запугивать, мол, подписать его надо обязательно, иначе можно лишиться части будущей пенсии. Это, кстати, тоже полуправда: агент может показать доходность фонда — если она выше вашего нынешнего НПФ , то часть будущей пенсии действительно теряется.

Наши конкуренты даже открыли фирму с названием «Госфонд», сделали агентам удостоверения с такой надписью — и продажи взлетели. Добросовестные НПФ так никогда не делают — у нас фраза «Я из пенсионного фонда» была под запретом.

Одна моя клиентка рассказывала, как к ней домой пришли агенты и рассказали, что наш фонд закрылся и она должна срочно подписать договор с новым НПФ . На деле же наша компания просто объединилась с другим НПФ и поменяла название. Конкуренты про это узнали и стали пугать клиентов.

Ко мне домой тоже приходили агенты. Я пустил их из профессионального интереса. Они использовали такой прием: попросили СНИЛС «на проверку», тут же куда-то позвонили и сказали мне, что меня больше нет в базе клиентов и нужно срочно переоформить договор. На самом деле они сверили СНИЛС с объединенной базой нескольких НПФ , а меня там не было, потому что мой фонд просто не подавал туда данные.

Как обманывают во время кросс-продажи

Сотрудник банка, страховой компании или микрофинансовой организации может параллельно работать на НПФ . В этом случае вам могут дать подписать договор под видом других документов. Например, когда вы оформляете кредит в магазине и ставите подписи на большом количестве бумаг. Могут сказать, что это договор о страховании, он бесплатный.

Таким методом работают многие кадровые агентства. Задачу им облегчает тот факт, что для трудоустройства нужны те же документы, что и для заключения договора ОПС : паспорт и СНИЛС . Соискатели приходят в кадровое агентство и заполняют анкету для поиска работы. На самом деле им дают подписать заявление и анкету на переход в НПФ . Гражданам после заполнения анкеты говорят о том, что им поступит звонок. Они должны будут подтвердить, что дают согласие на переход, а затем с ними свяжутся по вопросам работы. Когда клиент подтвердит перевод в НПФ , ему и правда могут предложить какие-то вакансии, а могут и забыть о нем.


Один клиент рассказывал мне, как к ним в деревню приехал незнакомый мужчина и сказал, что набирает людей на работу. Под этим предлогом он собрал у желающих трудоустроиться данные паспортов и СНИЛС ов, потом дал подписать какие-то бумаги и уехал. Работу никто не получил, но на следующий год всем пришло извещение о переходе в НПФ .

Не попасться на эту схему просто. Достаточно читать то, что подписываешь, — при переходе в НПФ дают большой комплект документов:


Сначала читать, потом подписывать

  1. Договор ОПС в трех экземплярах. Всего будет 3 экземпляра договора, каждый из которых будете подписывать минимум в двух местах.
  2. Заявления о досрочном переходе. Обычно клиентам на всякий случай дают подписать сразу два заявления: о переходе из ПФР в НПФ и о переходе из НПФ в НПФ .
  3. Согласие на обработку персональных данных.

Подделка подписей

Подделка подписей — это уже преступление. Мошенник получает паспорт и СНИЛС , подделывает подписи, подает документы в НПФ — вроде как сам продал услуги человеку. Клиент узнает о том, что перешел в новый НПФ , только спустя несколько месяцев, получив письмо из старого.

Так произошло в моем случае. Как я потом выяснил, меня в новый фонд перевела сотрудница банка, где я получал карту. Она отсканировала мой паспорт и СНИЛС , который лежал в обложке паспорта, втихаря оформила документы и отчиталась перед фондом: «Вот, мол, нового клиента вам привела, давайте деньги».

Избежать такой ситуации сложно, ведь случаи, когда у нас просят копии паспорта и СНИЛС а, не редкие. При этом сами негосударственные пенсионные фонды стараются бороться с подлогами. Например, звонят и уточняют, действительно ли клиент заключал договор, — так они перепроверяют добросовестность своих агентов.

Некоторые НПФ требуют от агентов фото паспорта клиента. Правда, мошенники ухитряются обходить и эти барьеры, покупают базы сканированных документов, вносят в договор собственные номера телефонов, чтобы отвечать на звонки НПФ от имени клиентов.

Один мой коллега из НПФ рассказывал, что мошенники открывают целые фабрики для производства подложных договоров: нанимают специальных людей, которые подделывают подписи, другие сотрудники отвечают на телефонные звонки НПФ , подтверждая переход, третьи сдают документы.


Некоторые НПФ требуют от агентов фото клиента вместе с его документами — чтобы можно было потом доказать, что человек сам подписал бумаги

По закону подделать подписи, предоставить копии паспорта и ответить за клиента по телефону еще недостаточно для перевода пенсии. После этого мою личность и подписи удостоверяют одним из трех вариантов: личный визит в ПФР или МФЦ , при помощи нотариуса или электронной подписью. Кто подтвердил мою личность, я пока не знаю. Мой новый НПФ игнорировал этот вопрос, и сейчас я жду ответа от Пенсионного фонда.

Как проверить, в безопасности ли ваши деньги

Узнать, не перевели ли вас досрочно без вашего ведома, не получится, пока деньги не уйдут из одного НПФ в другой. В старом фонде узнают о том, что клиент выбыл, уже по факту — от ПФР . Вы получите письмо о том, что ваши деньги в новом НПФ , тоже только после перевода.

Поэтому надо регулярно проверять, не поменяли ли вам НПФ . Проверить можно на сайте госуслуг, выбрав в личном кабинете раздел «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР »:


Нажмите «Получить услугу», а потом «Получить сведения полностью»:


Когда откроется выписка, вы увидите все отчисления ваших работодателей и своего страховщика, а также дату вступления в силу договора с ним:


Размер накопительной пенсии и доходность в выписке не отражается, их можно узнать в фонде — на сайте или по горячей линии.

Договор вступает в силу не сразу, а на следующий год. Если, читая эту статью, вы вспомнили, что недавно тоже что-то такое подписали, — у вас есть шанс вернуться в старый НПФ без финансовых потерь. Найдите телефон горячей линии нового фонда на его сайте или в своем экземпляре договора и узнайте, как отменить переход.

Что делать

Если вы узнали, что накопительную часть пенсии перевели в новый НПФ тайком от вас, обращайтесь в суд с требованием признать договор недействительным. Деньги вместе с накопленным доходом, вернут в течение 30 дней — в такой ситуации действует особый порядок перевода накопительной пенсии.

Для этого запросите заказным письмом у своего нового фонда договор и согласие на обработку персональных данных, которые вы якобы подписывали. Их можно будет использовать в суде как доказательства. Когда я получил свои документы, то увидел, что подписи за меня сделаны чужой рукой. Сейчас я подал иск в суд.

Обратиться в суд можно, даже если вы подписали договор сами, но вам не рассказали о потере доходности. Как показывает практика, такие иски суды тоже удовлетворяют.

Помните, что закон на вашей стороне. Если вы сами не подписывали договор или вас ввели в заблуждение, то вы сможете доказать все в суде.

К сожалению, многие люди, когда узнают о переводе в новый НПФ , просто машут на это рукой: мол, деньги небольшие, чего теперь дергаться, авось новый фонд будет лучше. Тут нужно понимать три вещи:

  1. Сейчас деньги небольшие, но за 10—20 лет на них набегут существенные проценты.
  2. Выбор страховщика по обязательному пенсионному страхованию — ваше законное право. Если вы не выбирали этот НПФ , нет причин в нем оставаться.
  3. Скорее всего, от вас потребуется только собрать документы и явиться на заседание суда. Мои адвокаты говорят, что они там не нужны и я все могу сделать сам.

Читайте также: