Информационные системы в пенсионном социальном фонде

Даже сегодня большая часть будущих пенсионеров убеждена в том, что на сумму ежемесячного содержания по возрасту значимое влияние имеет только количество лет стажа: чем длительнее трудовая жизнь, тем привлекательнее размер пенсии. Несмотря на довольно широкую информационную кампанию для населения, заблуждение прочно сидит в сознании людей, которые не знакомы с тем, как работает индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования.

Законодательство о системе ОПС

Пенсионное законодательство по сложности сравнимо разве что с налоговым. Для тех, кто все-таки намерен разобраться хотя бы с основными его постулатами, нужно начинать с законов № 165-ФЗ от 16.07.1999

об общих принципах соцстрахования в России и № 167-ФЗ от 15.12.2001 об обязательном пенсионном страховании (ОПС): в нем рассказано о том, кто, как и сколько должен платить в Пенсионный фонд, и как этот момент контролируется государством.

Еще один закон - № 27-ФЗ от от 01.04.1996, который безусловно будет интересен для работодателей и наемных лиц, разъясняет как раз особенности персонифицированного учета.

Вторая важная часть законодательной базы, касающаяся непосредственно пенсионного обеспечения и его индивидуальной реализации в отношении всех категорий застрахованных лиц, тоже состоит из нескольких законодательных документов:

  • 166-ФЗ от 15.12.2001 разъясняет вопрос о том, кто может претендовать на получение пенсии по возрасту или досрочно в силу своей профессии;
  • 400-ФЗ от 28.12.2013 – о назначении страховой пенсии, рассчитываемой на основании ОПС;
  • 424-ФЗ от 28.12.2013 – о праве на накопительную часть.

В части накопительного пенсионного обеспечения действует еще ряд законов, которые призваны защитить доверенные негосударственным пенсионным фондам средства граждан.

Объекты и цели индивидуального персонифицированного учета

Стремление уйти от несправедливости советского солидарного принципа уплаты соцвзносов реализовалось в том, что сегодня приоритетом для государства стал индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Эта задача настолько важна, что, сняв с 2017 года с органов ПФР обязанность контролировать уплату и начисление пенсионных страховых взносов, в их ведении оставили аналитическую работу, касающуюся учета индивидуальных платежей.

Это вовсе не означает, что все оплаченные самим сотрудником средства и часть начислений, которые вносятся за него работодателем, сохраняются в неприкосновенности до его выхода на пенсию.

Персонифицированный учет представляет собой базу данных, цель которой - сохранение на отдельных счетах информации о застрахованном лице, которая понадобится для реализации его пенсионного права в дальнейшем.

Исходя из этого, индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - это своеобразное хранилище данных об общем страховом стаже, размере доходов на протяжении трудовой жизни работника, оплаченных взносов и продолжительности работы по специальностям, дающим право на досрочный выход на отдых. Ежемесячно в течение всей жизни человека эта информация обновляется на основании показателей, предоставляемых страхователями в их отчетности, и используется для назначения или пересчета размеров пенсионного обеспечения.

Чтобы до конца разобраться в вопросе, нужно представить, что такое индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде России. Состоит счет из нескольких разделов:

  • основной части, учитывающей взносы по стандартной ставке ОПС;
  • специальной части, посвященной накопительной части пенсии и платежей в негосударственные структуры;
  • профессиональной части, фиксирующей взносы на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение в период его работы на вредных или опасных производствах.

Такая многоступенчатость учета позволяет вести объективный и полный учет всей необходимой информации о трудоспособном лице, накапливаемой в течение длительного периода.

Права и обязанности участников системы ОПС

Отношения в сфере пенсионного обеспечения являются трехсторонними:

  • застрахованное лицо;
  • страхователь;
  • органы ПФР.

Основным принципом их успешного взаимодействия является своевременный, достоверный и корректный обмен сведениями об уплате страховых сумм, а также проведение регистрационных мероприятий в установленные законами сроки.

Так, основная обязанность работодателя (страхователя) – выплата обязательных взносов и предоставление отчетности в ПФР. Также он должен беспокоиться о получении работниками страховых свидетельств, если они не были оформлены ранее.

Подразделения ПФР, в свою очередь, имеют право требовать от нанимателей полной информации о застрахованных лицах и контролировать ее достоверность. В обязанности органов пенсионного обеспечения входит также сохранение персональных данных работников, их обработка и выдача справок будущим или настоящим пенсионерам.

Самим же трудящимся предоставлено право требовать необходимую информацию как от работодателя, так и от ПФР, вносить в нее документально подтвержденные исправления и оспаривать действия остальных сторон в судебном порядке.

Значение и цели ПФ России

Поскольку Пенсионный фонд России является единственным органом, синтезирующим и обрабатывающим всю персональную информацию в этой сфере, он же и воплощает в жизнь основные цели персонифицированного учета:

  • хранение, обработка с целью назначения пенсий с учетом индивидуальных результатов труда;
  • контроль за страхователями и создание базы данных для выполнения требований пенсионного законодательства;
  • повышение заинтересованности в участии в системе ОПС и упрощении процедур с одновременным сохранением эффективности администрирования.

Роль негосударственных ПФ

Тем, кто родился в 1967 году и позже, кроме страховой пенсии можно рассчитывать еще и на накопительную. Поскольку эта часть ежемесячных выплат зависит от того, сколько денег будет на спецчасти индивидуального счета на момент выхода на пенсию, то вопрос управления средствами приобретает особую актуальность.

Роль инструмента в приумножении сумм накопленных взносов отведена негосударственным ПФ и регулируется законом 75-ФЗ от 07.05.1998 об этих учреждениях. Их основные обязанности состоят в том, чтобы проводить максимально рациональную и в то же время эффективную инвестиционную деятельность в интересах будущих пенсионеров.

Чтобы повысить доверие к НПФ, государство гарантирует, что даже в случае финансовых убытков выбранного фонда человек не потеряет ни копейки из уплаченных взносов.

СНИЛС: что это и зачем его получать

Основой персонифицированного учета является то, что каждый индивидуальный пенсионный счет имеет свое уникальный страховой номер. Это позволяет однозначно идентифицировать плательщика пенсионных взносов вне зависимости от того, изменялись ли его фамилия, имя, отчество или адрес на протяжении жизни.

Понадобится получение свидетельства о присвоении СНИЛС и при трудоустройстве , поскольку работодатель просто не сможет правильно отчитаться об уплаченных средствах на ОПС.

Читайте больше информации о том, чем еще может быть полезен и для чего нужен СНИЛС .

Персонифицированная отчетность в ПФ с 2017 года

С 1 января 2017 года все наниматели в РФ уплачивают взносы по ОПС и отчитывают о них в ФНС. Изменились не только счета для зачисления средств, но и сроки подачи отчетности. За всеми этими глобальными изменениями бухгалтерам главное не забыть, что часть отчетов нужно, как и прежде, предоставлять в ПФР, хоть и в обновленные даты.

Новые и старые формы отчетности

В начале 2017 года работодатели последний раз отчитались по «старым» формам в ПФР. До середины февраля были поданы два вида отчета по персонифицированному учету: РСВ-1 о выплатах в пользу физлиц и РВ-3 о взносах на дополнительное соцобеспечение.

Одновременно с этим уже до 15 февраля каждому нанимателю нужно было не пропустить срок предоставления нового ежемесячного отчета СЗВ-М за январь. В нем содержатся данные о застрахованных лицах, обновлять которые нужно не позднее 15 дней после окончания очередного месяца. Кроме того, раз в год работодатель должен сообщать в ПФР сведения о стаже каждого сотрудника.

Все эти отчеты подаются наряду с новой формой расчета по страховым взносам, утвержденной уже ФНС.

Ответственность за ошибки в отчетности в системе ОПС

С учетом новой системы администрирования, страхователю стоит понимать, что за ошибки, допущенные в отчетности по страховым взносам за периоды до 31.12.2016 года, они будут штрафоваться органами ПФР. С 2017 года эта функция передана фискальным службам.

Однако, несмотря на фундаментальные изменения в сотрудничестве в ПФР, за фондом оставили право привлекать к ответственности тех работодателей, которые допустили нарушения в отношении предоставления сведений, формирующих персонифицированный учет страховых взносов (ст. 17 закона 27-ФЗ).

К тому же не стоит забывать, что должностные лица предприятия могут быть привлечены еще и к личной административной ответственности за каждый факт нарушения.

Обратная связь плательщиков с ПФР

Любое застрахованное лицо имеет право и возможность активно интересоваться реализацией своих пенсионных прав, а также получать разъяснения относительно величины накопленных сумм и засчитанного страхового стажа.

Контролировать ситуацию можно как при личном посещении отделений фонда, так и посредством телекоммуникационных сетей.

Тем, кто не может или не хочет ходить по инстанциям, поможет один из онлайн-сервисов: Госуслуги или сайт ПФР. Данный вид услуг поможет и тем, кто желает знать, как обстоят дела с накопительной частью их будущей пенсии.

Если же работник заметил расхождения или этот факт выяснился только при назначении пенсии, то решить проблему может запрос о дополнении или уточнении индивидуального лицевого счета, посылаемый страхователю от имени ПФР. Такая форма коммуникации призвана откорректировать неточности в порядке досудебного урегулирования.

Выписка о взносах и стаже из Пенсионного фонда

Если простого ознакомления с информацией о накопленных пенсионных баллах и перечисленных за работника средствах недостаточно, россиянин может получить официальную выписку от ПФР. Кроме визита в одно из подразделений фонда или регистрации на сайте Госуслуги, можно воспользоваться услугами одного из банков-партнеров, например Сбербанка. Для этого нужны паспорт и страховое свидетельство.

Кроме сумм взносов, гражданина может также интересовать количество отраженных в профессиональной части персонального счета лет работы. Это может быть небезынтересно и тем, кто провел значимую часть жизни на Крайнем Севере или в районах, к нему приравненных.

Для того чтобы не восстанавливать утерянные в результате чужих ошибок годы труда в тяжелых условиях, нужно заранее ознакомиться с возможностью проверить трудовой стаж по СНИЛС .

Проблемы солидарной и накопительной системы ОПС

Источником многолетних проблем в пенсионном обеспечении является дефицит средств в Пенсионном фонде. Чтобы хоть частично решить эту проблему, государство наложило мораторий на использование накопительной части пенсионных взносов, а также приостановило индексацию пенсий для работающего населения. Кроме того, отрицательное влияние имеет также высокая ставка обложения доходов граждан и их низкая степень доверия к проводимым реформам.

Digital insurance services in the activities of the regional pension system

Музаев Магомед Зияутдинович
кандидат экономических наук, заместитель начальника управления
Россия, Пенсионный фонд России в Ачхой-Мартановском районе Чеченской республики
maga_muzaev@mail.ru

Денисова Ирина Петровна
доктор экономических наук, профессор
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
denis8663@mail.ru

Цель исследования обосновать целесообразность внедрения цифровых сервисов в деятельности региональной пенсионной системы, рассмотреть достоинства и недостатки использования информационных технологий страхования в социальной сфере. Предложено описание основных цифровых платформ Пенсионного Фонда РФ, реализация которых позволит повысить адресность и персонализацию страховых услуг.

региональная пенсионная системы, цифровые страховые сервисы, региональные пенсионные фонды, цифровизация региональных пенсионных систем, цифровые сервисы Пенсионного фонда России, глобальное цифровое пространство

Muzayev Magomed Ziyautdinovich
PHD, Deputy Head of Department
Russia, Pension Fund of Russia in Achkhoi-Martanovsky district of the Chechen Republic
maga_muzaev@mail.ru

Denisova Irina Petrovna
Doctor of Economics, Professor
Russia, Rostov State Economic University
denis8663@mail.ru

The purpose of the study is to justify the feasibility of introducing digital services in the activities of the regional pension system, to consider the advantages and disadvantages of using information technology insurance in the social sphere. A description of the main digital platforms of the Pension Fund of the Russian Federation, the implementation of which will improve the targeting and personalization of insurance services.

regional pension systems, digital insurance services, regional pension funds, digitalization of regional pension systems, digital services of the Pension Fund of Russia, the global digital space

Введение

Цифровизация экономики захватывает все большее число стран и неизбежно набирает в них высокие темпы. Россия в этом ряду не исключение. Современная модель экономического развития современного государства характеризуется институциональными переменами в различных сферах экономики. В большинстве случаев данные перемены связаны с продолжающимися процессами совершенствования сфер и звеньев современной финансово-экономической сферы в направлении углубленной цифровизации.

Переход на цифровые технологии является необратимым явлением. Данный процесс охватывает все сферы человеческой жизни, повышает качество, доступность социальных страховых услуг. [1].

В основе цифровизации в сфере страховых отношений лежит актуарное моделирования, зависящее от ряда факторов: гендерно-демографические, пенсионные, социально-политические. В зарубежной практике существуют универсальные модели (модель PROST Всемирного банка и модель Международной организации труда). Похожие схемы можно использовать в деятельности страховых компаний, государственных внебюджетных фондов, нестраховых финансовых организация при актуарном моделировании финансовых потоков любой, вне зависимости от особенностей моделей социальной политики. [2,11]

Технологии и новые источники данных кардинально меняют нашу экономику и общество, а также обещают трансформировать социальную страховую систему. Так, цифровизация меняет роль пенсионного страхования от чистой защиты от рисков к прогнозированию и предотвращению рисков.

Результаты

«Принятые в Российской Федерации к 2017 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики» [3]

Цифровая платформа социального обеспечения позволит реально оценивать уровень качества жизни пожилого или нуждающегося в помощи человека, учитывая не только его заработок, но и семейное положение, наличие у него дополнительного медицинского страхования и участие в негосударственной корпоративной пенсионной системе, наличие или отсутствие у него льгот, инвалидности и т. п. Сегодня финансовая поддержка часто оказывается исходя из слишком упрощенной, не всегда проверенной информации, и в результате ее получателями не всегда становятся те, кто в ней действительно нуждается, – ей не хватает адресности. Более того, такую поддержку подчас не получают нуждающиеся граждане, которые стесняются доказывать свою нужду. Цифровая платформа как раз и должна стать инструментом адресной помощи.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» направлена на обеспечение доступности, повышения качества и конкурентоспособности социальных услуг на локальных и международном рынках. [4]


Рисунок 1 – Социальные приоритеты государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

*Источник: составлен авторами на основе данных [4]

На федеральном уровне существует множество государственных информационных систем (ГИС), требующих интеграции, среди них автоматизированная информационная система (АИС) «Регистры получателей услуг», АИС ПФР, федеральный реестр инвалидов, единая интегрированная информационная система «Соцстрах», ГИС обязательного медицинского страхования и др. Частично роль интеграции ведомственных систем возложена на единую ГИС социального обеспечения, но она не позволяет объединять работу различных организаций и граждан, т. е. не может быть цифровой платформой.

В настоящее время, в России вопросы информационно-телекоммуникационной среды считаются урегулированными. Практика показала, что возможны барьеры на пути формирования новых сервисов цифровой экономики. Современное российское общество все еще сталкивается с проблемой доступности сети Интернет. Так, во многих малонаселенных пунктах нет подключения к Интернету, что отчасти объясняет низкий уровень финансово-цифровой грамотности.

Необходимость использования цифровых технологий объясняется удобством, простотой, оперативностью, экономией на затратах получения социальных страховых услуг, появлением инновационных форм досуга [5].

Особым направлением деятельности в области цифровизации региональных пенсионных систем является создание и ведение Реестров различных категорий застрахованных. Реестры пенсионеров, реестр получателей материнского капитала позволяет оперативно и качественно вести персонифицированный учет.

В настоящее время Пенсионный фонд и его отделения активно реализуют федеральные проекты: Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) и Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Внедрения цифровой экономики в деятельность региональной пенсионной системы является актуальным и имеет очень серьезный спрос.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Чеченской Республике — это 20 клиентских служб в составе 14 управлений Пенсионного фонда, которые функционируют на территориях 21 муниципального района. Всего в Чеченской Республике получателями пенсии являются более 417 тысяч человек, 267 тысяч граждан относятся к льготным категориям, им положены ежемесячные денежные выплаты.

Средняя страховая пенсия в Чеченской Республике составляет 13 065 рублей, по старости — 14 232 рубля, по инвалидности — 12 223 рубля. Прожиточный минимум пенсионера в регионе в 2019 году составляет 8735 рублей. В соответствии с действующими нормами, 55 тысячам пенсионеров, чей суммарный доход не достигает уровня прожиточного минимума, установлена федеральная социальная доплата. [6]

Так в Чеченской республике свыше 151 тысяч взрослых имеют инвалидность, во многом это последствие вооруженных конфликтов. Также диагнозы, влекущие за собой инвалидность, имеют порядка 66 тысяч детей. В первую очередь это важно для граждан — для них это возможность взаимодействия с государственными органами, получение услуг посредством использования гаджетов, не выходя из дома, качественно и без лишних затрат времени. А для работодателей это отчетность, передача данных напрямую с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

В рамках оказания государственных услуг в электронной форме во всех управлениях Пенсионного фонда в городах и районах, а также в Отделении создано 16 центров обслуживания ЕСИА, в которых в 2018 году подтверждение учетной записи получили более 61 тысячи пользователей «Личных кабинетов» на Едином портале государственных услуг. Это способствует стремительному увеличению доли граждан, обратившихся за услугами в электронной форме. Так, за 2018 год в электронной форме подано свыше 70 тысяч заявлений по вопросам материнского (семейного) капитала, назначения и доставки пенсии и социальных выплат.

Успешного внедряются и реализуются цифровые технологии в рамках пилотного проекта по формированию пенсионных прав инвалидам на основе статистических показателей ФРИ. В рамках проекта 82% пенсий назначено исходя из собственных сведений ПФР об инвалидах. Дальнейшая реализация проекта предполагает использование данных ФРИ при оказании услуг Федеральной налоговой службы по налоговым льготам для инвалидов.

Цифровые технологии ведут к консолидации усилий служб занятости и пенсионных фондов, в личном кабинете инвалида планируется к внедрению новые технологии подачи заявления о содействии служб занятости при поиске инвалидом работы. Также будет реализовано электронное заявление на выдачу знака «инвалид». Помимо этого, во ФРИ планируется использовать выборки статистических данных в разрезе муниципалитетов, что позволит региональным пенсионным фондам совместно со службами занятости координировать действия и более эффективно реализовывать программы трудоустройства в отношении инвалидов.

Единая государственная информационная система государственного социального страхования и социального обеспечения запущена в эксплуатацию и успешно функционирует с начала 2018 года. База данных содержит информацию о 52,2 млн лицах и 100,6 млн назначенных им мер социальной поддержки и социальной защиты. Совокупные обязательства бюджетов всех уровней и социальных фондов по выплатам, информация о которых отражена в ЕГИССО, составляет 783 млрд рублей. [7]

Один из сервисов Пенсионного фонда России планирует — технология блокчейн. Данная платформа предназначена для отслеживания и транзакции информации о трудовых договорах между работодателями и работниками, позволяет уменьшить собственные операционные расходы на хранение и обслуживание большого объема данных.

Глобальное направление цифровизации пенсионной системы предполагает объединение всех информационных систем ПФР в единую цифровую платформу. Принципиально новое направление этой платформы — введении смарт-контрактов. Этот новый вид договора заключаются в электронной форме, формирует, хранит и контролирует, а также утверждает ее цифровой подписью.

Цифровые сервисы ПФР позволяют аккумулировать данные о налоговых отчислениях и страховых взносах работодателей. В дальнейшем планируется, что вся информация будет храниться с помощью распределенных баз данных (SULARU – на таких же серверах, но их станет больше). Технология блокчейн способствует ужесточению финансового контроля и позволяет однозначно зафиксировать все договоренности и необходимые документы, а возможность внести правки задним числом исключается.

Технология «умного контракта» повышает финансовый контроль и позволяет распределить информацию о трудовых договорах между работодателями и удостоверяющими центрами, сэкономив расходы ПФР на хранение и обслуживание большого объема данных. При этом граждане дополнительно защищены от нерадивых действий работодателей, которые оформляют трудовые договоры с нарушением законодательства.

Технология «блокчейн» позволяет внести в контракт/договор/документ изменение в одностороннем порядке. Любое изменение автоматически зафиксируется в компьютере второй/третьей/четвертой стороны по контракту. Одним из этапов цифровизация пенсионной системы является перевод в систему блокчейн информации о содержащейся в трудовых книжках, существуют предложения по рассмотреть вопрос вложения части пенсионных накоплений россиян в цифровые валюты

При заключении трудовых договоров ни работодатель, ни работник не смогут самостоятельно внести изменения, так как внесение любой запятой отобразится в компьютере второй стороны и в компьютере надзорного органа.

Технология блокчейн совсем не нужна для подтверждения аутентичности контракта. Для этого достаточно защищенной шифрованием электронной подписи.[8]

Технологии Смарт-контрактов в рамках Пенсионного фонда России могут быть выгодны с точки зрения затрат самого пенсионного фонда, но при условии, что они все являются одинаковыми.

Пенсионный фонд всегда нес ответственность за сохранность данных. Однако, существуют и недостатки оцифрованного общества. Для субъектов пенсионной системы: негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний внедрение цифровых технологий имеет ряд рисков: персональные данные, доступные страховщикам могут быть доступны и другим субъектам, что может повлиять на доверие клиентов.[9]

Необходимость использования цифровых технологий объясняется удобством, простотой, оперативностью, экономией на затратах получения социальных страховых услуг, появлением инновационных форм досуга.

Цифровые технологии стимулирую инновационный механизм развития финансового сектора экономики. Исследования показывают, что наиболее передовыми и перспективными финансовыми технологиями могут быть:

  • Big Data и анализ больших данных;
  • Искусственный интеллект;
  • Роботизация;
  • Биометрические технологии снижения технологических рисков. [7]

Главное предназначение «Big Data» — это возможность обработки внушительных объемов простейших данных с целью построения на их основе различных прогнозов.

С каждым годом увеличивается интенсивность использования финансовым сектором цифровых инструментов в своих бизнес- и социальных проектах, а IT становится лидирующим направлением стратегического развития. Кроме того, наикрупнейшие страховые компании выделяют цифровизацию одним из ключевых трендов и активно инвестируют в эту область.

Несмотря на очевидные плюсы от предоставления цифровых сервисов как для страховщиков (Пенсионного фонда), так и для страхователей (работодателей, работников), на сегодняшний день существует некоторый экономико-правовой вакуум в отношении легитимности электронных договоров с позиции основополагающих правовых актов. Так, например, гражданское законодательство содержит требование об обязательном письменном оформлении договоров и наличии печатей и подписей в страховых документах. Разрешить данное противоречие возможно, внедрив возможность осуществления электронной подписи пенсионных страховых документов.

Степень страхового мошенничества в сфере добровольного пенсионного страхования также должна быть снижена посредством внедрения электронных полюсов повсеместно. Потому как заложенная в него система учета не позволит заключать договор задним числом. Данный способ позволил решить проблему с основным методом мошенничества в России и ближнем зарубежье.

Можно отметить о плюсах цифровых технологий в области добровольного пенсионного страхования, как и для страховых компаний, а также застрахованному лицу, главным из которых считается оптимизация цены полиса страхования. Необходимый фактор для развития финансовой экономики в Российской Федерации считаются меры по работе с населением в сфере финансовой грамотности и внедрением цифровых технологий. Добровольное пенсионное страхование может способствовать развитию новых страховых продуктов и способов их реализации, позволяющих более качественно удовлетворять потребности потребителей в защите их имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем, что доказывает необходимость стимулирования его развития и здоровой конкуренции для обеспечения качественного инновационного развития пенсионного страхования и аккумулирования страховых резервов.

Заключение

Развитие цифровых технологий в обязательном пенсионном страховании и интернет‑продаж в добровольном пенсионном страховании не только увеличивает доступность получения страховых услуг, но и приводит к сокращению издержек страховщика на заключение договоров за счет экономии на агентском вознаграждении, что делает более прибыльным любой социальный проект.[10] Цифровая платформа региональных пенсионных фондов России аккумулирует цифровые социальные сервисы. С одной стороны, она должна понизить транзакционные расходы ведомства, а с другой – обеспечить активное развитие цифровизации отечественной экономики.

Применение автоматизированных информационных технологий в бюджетных учреждениях

Информационные технологии местных финансов или муниципальных образовании

Местные бюджеты является финансовой базой местных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органом, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаясь переданными в их ведение доходами.

Понятия местные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, бюджеты органов местного самоуправления являются синонимами согласно федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года №111 ФЗ.

К уровню местных финансов относят местных распорядителей бюджета и мелких бюджетополучателей, таких как: школы, детские сады, больницы, учреждения социальной защиты, культуры и муниципального транспорта.

Организация автоматизированной информационной технологии исполнения местного бюджета тесно связана с развитием корпоративной вычислительной сети региона, которая должна охватывать бюджетные учреждения и финансовые органы. Органы местного самоуправления должны обладать современными информационными технологиями и иметь правовые возможности для формирования собственных бюджетов и влияния на хозяйственные и социальные процессы своих территорий.

Новым ресурсом муниципального управления является современный менеджмент в муниципальной и бюджетных сферах, который приходит на смену широко распространенным и экономически неэффективным интуитивным способом управления.

Весомый экономический эффект в муниципальном управлении может быть достигнут за счет разработки новых автоматизированных систем стратегического и оперативного управления бюджетами муниципальных образований. При создании таких систем решение большого количества типовых проблем местного самоуправления становится стандартной процедурой и муниципальным менеджерам достаточно контролировать самые важные из них.

Бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти, субъектами РФ или органами местного самоуправления для осуществления управленческих социальных, культурных, образовательных, научных и иных функций коммерческого характера, финансируемых за счет бюджета.

Бюджетная организация обязана осуществлять целевое расходование бюджетных средств. Поэтому бухгалтерский учет бюджетной организации и ее отчетность имеют особенности. В частности в бюджетных организациях не допускается осуществление расходов сверх ассигнованных сумм. Ассигнованные суммы определяются исходя из объема деятельности учреждения в соответствии с планом его развития и в соответствии с исполнением им бюджета за предыдущий период.

Размеры расходов определяются исходя из установленных норм. Утверждение сметы расходов бюджетной организации происходит после утверждения бюджета, из которого это учреждение финансируется.

Если в смету необходимо внести изменения, то они оформляются специальной справкой, которая поступает от вышестоящего распорядителя средств. Это может быть, например, при изменении заработной платы или при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В том случае, если бюджетная организация зарабатывает внебюджетные средства, то они должны расходоваться также исходя из требований бюджетной классификации. Учет по этим средствам ведется по определенному документу, который назевается "Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам" (форма №4).

Отчетность бюджетного учреждения представляет собой систему экономических показателей, характеризующих деятельность бюджетного учреждения. Она формируется на основе бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Это позволяет включить в отчетность не только стоимостные, но и натуральные показатели.

Для эффективного осуществления учета в бюджетных организациях, используют современные информационные технологии, как правило, интегрированные с бухгалтерским учетом. Такого рода разработки встречаются у фирмы "1С", "Галактика", "Парус", "Интеллект-сервис" и т.д.

Конфигурация "1С Бухгалтерский учет для бюджетных организаций" предназначена для автоматизации бухгалтерского учета бюджетных организаций и организаций, финансируемых из федерального, регионального или местного бюджетов, а также из бюджетов государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов и ведущих бухгалтерский учет на основе плана счетов бюджетных организаций.

Конфигурация разработана в соответствии с методическими указаниями Министерства Финансов РФ, на основе положений нормативных документов и действующего законодательства. Данная конфигурация предусматривает автоматизацию всех участников бухгалтерского учета и предоставляет возможность ведения синтетического и аналитического учета. При этом учет денежных средств имущества и обязательств может вестись как в рублях, так и в иностранной валюте. Предусмотрена возможность ведения учета в разрезе отдельных источников финансирования с получением различных балансов по каждому источнику функционирования.

Типовая конфигурация может быть адаптирована путем изменения настроек с помощью стандартного интерфейса. Адаптация к изменению действующего законодательства осуществляется за счет выпуска обновленных конфигураций или релизов. Установка новых релизов происходит без потери ранее введенных данных и пользовательских настроек.

Большую поддержку руководителям и бухгалтерам бюджетных организаций оказывают справочно-правовые информационные системы, содержащие законодательные и нормативные акты, инструктивные и методические материалы общегосударственного, территориального и местного значения, а также бланки действующих форм отчетных документов. Поэтому в данной конфигурации "1С" по желанию покупателя может присутствовать справочно-правовая система.

Пенсионный фонд в системе внебюджетных фондов РФ занимает особое положение. Фактически он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако свои средства может использовать только в строго оговоренных направлениях, посредством процедур, регламентированных государством. Государство определяет размеры пенсий, технологии ее начисления и выплат.

Другими словами пенсионный фонд аккумулирует денежные средства, размещает их определенным образом и осуществляет выплату, гарантированную государством.

Пенсионный фонд как элемент бюджетной системы выполняет распределительную функцию и соответственно имеет все 3 уровня распределений: федеральный, региональный, местный.

Все отчисления фонда, принадлежащие первому уровню, решают один и тот же типовой набор задач. Взаимодействие и обмен данными между подразделениями пенсионного фонда осуществляется с помощью корпоративной вычислительной сети или при ее отсутствии с помощью сети Internet.

Основной задачей пенсионного фонда явялется управление бюджетом пенсионного фонда, что означает управление доходами и управление расходами.

Доходы бюджета складываются из поступления сумм единого социального налога, взносов на обязательные пенсионные страхования, средств размещения временно свободных средств, а также сумм страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии, сумм санкций, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Контроль за поступлением денежных средств ведут налоговые органы соответствующего уровня. Взыскание недоимок и пеней по страховым взносам органы пенсионного фонда осуществляют самостоятельно в судебном порядке.

Полный учет пенсионных доходов и расходов пенсионного фонда в целом возможен только при наличии единой автоматизированной информационной системы. На данный момент идет активная разработка ее функциональных элементов.

Разработаны системы для пенсионных органов местного самоуправления, которые решают следующие задачи:

1. Сбор анкетных данных, т.е. регистр застрахованных лиц, выдача страховых свидетельств и их дубликатов.

2. Ввод и обработка сведений о стаже и доходах застрахованного лица.

3. Получение выписок из лицевого счета зарегистрированного лица.

4. Обмен данными с базой данных регионального уровня.

5. Ведение классификаторов, подразделений и сотрудников пенсионного фонда, а также реестров застрахованных в пенсионном фонде данного региона работодателем и формирование статистических отчетов.

Согласно федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 года №167ФЗ все страхователи должны быть зарегистрированы в базе данных территориальных органов пенсионного фонда, а все работодатели в свою очередь должны регулярно подавать сведения о своих работниках.

Если сведения о работнике поданы в первый раз, то ему присваивают индивидуальный номер зарегистрированного и выдается свидетельство. Сведения о зарегистрированном работнике заносятся в центр пенсионного фонда, где хранятся данные обо всех зарегистрированных.

Далее работодатель сообщает регулярно в территориальное отделение пенсионного фонда сведения о стаже и о заработке зарегистрированных лиц, самостоятельно выполняет страховые взносы за каждого работника и передает эти сведения в пенсионный фонд. Эти сведения заносятся в автоматизированную информационную систему пенсионного фонда и потом поступают в общую информационную систему пенсионного фонда РФ.

При необходимости программа позволяет осуществлять контроль за правильностью уплаты страховых взносов каждым работодателем.

Также автоматизированная информационная система пенсионного фонда позволяет проводить статистический анализ работы пенсионного фонда и формировать необходимые отчеты в автоматическом режиме.

К расходам пенсионного фонда РФ принято относить выплату пенсий и пособий, назначенных согласно законодательству РФ - это государственная пенсия, ежемесячные доплаты к государственной пенсии для отдельных категорий граждан, а также финансирование региональных программ социальной защиты, таких как: доплаты проживающим в неблагоприятных условиях и т.д.

Учет расходов пенсионного фонда осуществляется с помощью автоматизированной системы "Назначения и выплаты пенсий и пособий". Она разработана в соответствии с названным законом "О государственных пенсиях в РФ" и нормативными актами.

Программа написана в среде Clipper и предназначена для секторов районного и государственного уровня в децентрализованном режиме.

Программа выполняет следующие функции:

1. Ведение карточек пенсионных дел:

1. назначение пенсий и пособий;

2. коррекция и перерасчет пенсий;

3. расчет стажа, среднего заработка;

4. расчет повышений и надбавок;

5. выдача протоколов;

6. выдача справок о стаже, заработке, иждивении, отказе от пенсии.

2. Ведение картотеки получателей алиментов и пособий;

4. Выдача необходимых документов для выплаты пенсии: ведомости, разовые поручения в отделения связи, списки получателей пенсии, филиалы сбербанка и распоряжения на разовые почтовые переводы;

5. Формирование платежных поручений для расчетов со сбербанком и отделениями связи;

6. Массовый перерасчет копий при ее индексации, ведение районных коэффициентов и т.д.;

7. Выдача первичной информации по назначению и выплате пенсии;

8. Формирование форм государственной статистической отчетности;

9. Прочие вспомогательные функции.

Программное обеспечение предназначено для работы в среде Windows на компьютерах Macintosh и обеспечивает одновременное выполнение нескольких приложений.

Т.к. база данных пенсионного фонда РФ содержит сведения о страхователях, застрахованных лицах и выплатах, то в пенсионном фонде большое внимание уделяется информационной безопасности.

Эта информация может выдаваться только по запросу застрахованного лица или пенсионера или по мотивированным запросам организации, согласно действующему в РФ законодательству о передаче конфиденциальной информации. Для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, хакерских атак из интернета и незаконного проникновения, осуществлен комплекс мероприятий по защите информации, т.е. автоматизированный доступ к данным, аппаратные средства защиты информации, криптографическая защита, программное разбиение сетевого трафика, межсетевые экраны.

| следующая лекция ==>
Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах | Ограничения дееспособности физического лица и признания ее недееспособной

Дата добавления: 2014-01-14 ; Просмотров: 4480 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: