Информационные технологии решение функциональных задач пенсионного фонда рф

О том, как формировалась и как развивается ИТ-система Пенсионного фонда России, насколько надежно защищены персональные данные граждан РФ в интервью CNews рассказал Николай Елистратов, заместитель Председателя Правления ПФР.

CNews: Какой стратегический документ определяет развитие информатизации Фонда?

Николай Елистратов: Таким основополагающим документом сегодня является Концепция развития автоматизированной информационной системы (АИС) ПФР с 2012 по 2016 гг.

28 августа 2012 г. состоялось заседание Правления Пенсионного фонда, на котором она была одобрена. В декабре 2012 г. распоряжением Правления был принят план мероприятий по ее реализации, фактически дан старт масштабной модернизации. Этому предшествовали 2 года плановой, кропотливой работы, глубокого анализа параметров и характеристик действующей системы. В работу были вовлечены все лучшие специалисты центральных и региональных подразделений ПФР, признанные государственные и коммерческие структуры, ведущие учебные и научно-исследовательские центры. Мы не имели права спешить, понимая, что речь идет об одной из самых сложных и социально значимых федеральных систем.

Еще в конце 2010 г. было проведено несколько научно-исследовательских работ (НИР), направленных на то, чтобы ответить на главные вопросы: каков потенциал существующей системы и есть ли серьезные основания для проведения глубоких преобразований?

CNews: Каковы же основные предпосылки предстоящих изменений?

Николай Елистратов: Архитектура существующих информационных систем ПФР спроектирована почти 20 лет назад на базе современных для того времени информационных технологий и развивалась в соответствии с изменениями положений законодательства Российской Федерации в области информационных технологий и защиты информации, а также реализации дополнительных функций, отнесенных к компетенции ПФР.

В разработке программных и программно-технических комплексов (ПК и ПТК) АИС ПФР участвовало большое число подрядчиков, что при отсутствии единых технологических стандартов и регламентов привело к созданию системы, состоящей из разнородных, слабо интегрированных и трудно совместимых компонентов. В настоящее время в Пенсионном фонде Российской Федерации эксплуатируется несколько десятков приложений, поддерживаемых централизованно, и несколько сотен приложений, разработанных в региональных отделениях ПФР, в основном в инициативном порядке.

Разнообразие программно-технических средств затрудняет системное администрирование, включая такие задачи, как обновление программного обеспечения, балансировка вычислительной нагрузки, оптимизация сетевого трафика при использовании «внесистемных» решений для интеграции приложений. В условиях острого недостатка притока квалифицированных кадров в систему ПФР сложность задачи администрирования и мониторинга системных ресурсов приводит к тому, что часть этих задач недостаточно эффективно решается.

Значительные изменения правового пространства пенсионной системы и принимаемые в ПФР решения по оптимизации деловых процессов привели к необходимости изменений АИС ПФР.

Кстати, озвученные выше риски, характерны в той или иной конфигурации, для большинства ИТ-систем крупнейших госструктур.

CNews: Как сформулированы основные цели работ в рамках Концепции?

Николай Елистратов: Концепция развития АИС ПФР направлена на реализацию стратегических целей Пенсионного фонда Российской Федерации и служит инструментом для обеспечения постоянного соответствия между положениями законодательства пенсионной и социальной сфер и возможностями информационных систем.

Сегодня перед Пенсионным фондом Российской Федерации стоит несколько стратегических целей. Во-первых, повышение эффективности системы пенсионного и социального обеспечения и качества обслуживания клиентов, как граждан, так и юридических лиц. Во-вторых, повышение качества информационного взаимодействия с партнерами (федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, кредитными организациями и зарубежными участниками международных договоров Российской Федерации). Но над всем этим - создание высокоэффективной и высокотехнологичной системы управления процессами, гарантирующей реализацию основных и обеспечивающих функций ПФР.

Тактически же стоит задача построения гибкой и масштабируемой технологической инфраструктуры, обеспечивающей быструю интеграцию существующих и создание новых информационных подсистем, создание единого информационного пространства, обеспечивающего высокую скорость доступа к информационным ресурсам ПФР и повышение уровня автоматизации процессов выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в электронном виде, относящихся к компетенции ПФР, и упрощении административных и технологических процедур.

Имеющаяся сейчас в ПФР информационная система за последние 20 лет выдержала много нововведений, в том числе те, которые напрямую не относятся к пенсионным вопросам. Например, в ней появились широкие возможности работы с информационной базой по материнскому капиталу. Но инфраструктура, в которой существует пенсионная система, и конкретно АИС ПФР, изменились, и мы были вынуждены модернизировать многие процессы в связи с ростом объемов информации, повышением требований к ее чистоте, расширением функций Фонда.

В настоящее время все наши базы данных структурированы, ПФР честно и эффективно исполняет все возложенные на него функции, но в системе существуют узкие места, о которых мы хорошо знаем, и которые призвана исправить новая АИС.

CNews: Как обеспечивается сохранность персональных данных в Пенсионном фонде?

Николай Елистратов: ПФР является крупным хранилищем и оператором персональных данных. Пенсионный фонд – это одна из федеральных структур, где система защиты информации выстроена в соответствии с самыми высокими требованиями. Все используемое нами оборудование и средства обработки информации сертифицированы по 152-ФЗ.

Целью обеспечения информационной безопасности АИС ПФР является безусловное выполнение основных задач и функций ПФР и защита участников информационных отношений от причинения им какого-либо ущерба по причине несанкционированного (случайного и преднамеренного) вмешательства в процесс функционирования АИС ПФР или доступа к циркулирующей в ней информации.

Совершенствование системы управления информационной безопасностью, развитие систем управления ИТ-деятельностью неразрывно связаны со стандартизацией процессов управления информационными технологиями и информационной безопасностью, созданием нормативной, методической и регламентирующей базы.

Задачами системы управления информационной безопасностью являются систематизация процессов обеспечения информационной безопасности, расстановка приоритетов в этой области, достижение адекватности системы информационной безопасности существующим рискам, достижение ее «прозрачности».

Создание системы управления безопасностью должно обеспечить эффективное отслеживание изменений, вносимых в систему информационной безопасности, процессов выполнения политики безопасности, управление системой в критичных ситуациях

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности АИС ПФР с учетом ее развития являются поддержка живучести и адаптивности АИС ПФР, организационной и информационной совместимости ее подсистем и элементов и комплексная комбинированная защита конфиденциальности, целостности, доступности и аутентичности информационных ресурсов системы.

Защите подлежит вся циркулирующая в АИС ПФР информация. Методы и меры защиты ресурсов АИС ПФР определяются дифференцированно, исходя из их важности, особенностей реализации и использования.

Перечень информации АИС ПФР, конфиденциальность которой требуется обеспечить, разрабатывается на основании требований законодательства Российской Федерации и утверждается решением Правления ПФР.

Система информационной безопасности АИС ПФР реализована как комплекс обоснованных, взаимно согласованных нормативных, организационных и технических (программных и аппаратных) мер на всех этапах процесса обработки и хранения информации, при передаче ее по каналам связи и иными способами.

К примеру, в ПФР допускаются только сертифицированные на соответствие требованиям безопасности средства защиты информации.

CNews: Какие основные функции отрабатывает АИС ПФР и как будет выстроена архитектура будущей системы?

Николай Елистратов: Пенсионный фонд Российской Федерации – один из наиболее значимых социальных институтов страны – является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в сфере социального обеспечения. Мы назначаем и выплачиваем пенсии более чем 40 млн граждан. Почти 20 млн человек получают по линии ПФР различные социальные выплаты, в том числе материнский капитал. ПФР администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а так же мы ведем базу персонифицированного учета пенсионных прав граждан.

В рамках проведения пенсионной реформы в ближайшие годы ожидается динамичное изменение законодательства Российской Федерации, что, в свою очередь, предъявит к Пенсионной фонду Российской Федерации дополнительные требования по адаптации пенсионной системы к работе в новых условиях. Активно развивается СМЭВ.

Потребителями информации АИС ПФР станут все юридические и физические лица Российской Федерации, которым могут оказываться государственные услуги в электронном виде через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), а информационное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления планируется осуществлять с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия, а также межведомственного электронного документооборота.

К настоящему времени АИС ПФР обслуживает более 100 тыс. внутренних пользователей. Суммарный объем баз данных, обрабатываемых в ПФР, составляет 247,5 Тб, при этом ежегодный прирост информации в базах данных составляет 2,7 Тб. Средний объем информации, обрабатываемой в сутки, составляет 120 Гб. Парк серверного оборудования включает в себя более 10 000 серверов разных платформ. Портал ПФР обрабатывает ежедневно на пиковых показателях до 900 тыс. запросов.

CNews: Пользуетесь ли вы услугами ЦОДов? Обсуждался ли вопрос о передаче части функций по обработке информации в сторонние ЦОДы?

Николай Елистратов: В настоящее время ПФР пользуется услугами только собственных технологических площадок. Основные серверные мощности объединены в Центральный вычислительный комплекс (ЦВК), оператором которого является Информационный центр персонифицированного учета (ИЦПУ), расположенный в Москве. В регионах также создано несколько серверных кластеров, но они тоже требуют архитектурной и технической модернизации.

Мы не рассматриваем вопрос передачи функций оператора ЦВК или других технологических площадок на аутсорсинг. АИС ПФР слишком сложная технологическая материя, чтобы ее можно было кому-либо передать, даже временно. Ее устойчивость, стабильность и управляемость – гарантия минимизации рисков при реализации функционала Пенсионного фонда.

CNews: Привлекает ли ПФР аутсорсинговые компании для выполнения сервисных функций?

Николай Елистратов: На сегодняшний день наше ИТ-хозяйство состоит из более 10 000 серверов и 2600 точек присутствия. Плюс корпоративная сеть передачи данных, системы информационной безопасности, портал ПФР, другие ИТ-ресурсы. Число пользователей превышает 120 000 человек.

В рамках размещения государственных заказов мы ежегодно привлекаем для развития и обслуживания нашей ИТ-инфраструктуры не менее 150 компаний. В этой части аутсорсинг – неизбежность, с которой приходится мериться.

При этом вопросы функциональной и технической постановки задач, управления проектами и мониторинга качества их выполнения остаются и будут оставаться незыблемой прерогативой подразделений Пенсионного фонда.

CNews: Какова численность сотрудников ИТ-подразделения ПФ РФ?

Николай Елистратов: В состав ИТ-блока ПФР входит несколько департаментов и управлений, ИЦПУ. Это архитекторы, тестировщики, разработчики, специалисты по ИТ-инфраструктуре и телекоммуникациям, информационной безопасности. В общей сложности их численность в центральном аппарате составляет около 200 человек, а с учетом сотрудников ЦВК – около 400 человек.

Кроме того, в ИТ-отделах наших региональных подразделений занято еще около 4000 сотрудников из почти 130 000 работающих в системе ПФР. Они в основном занимаются эксплуатацией прикладных информационных систем.

CNews: Не могли бы вы подробно описать структуру ИТ-блока Пенсионного фонда?

Николай Елистратов: Все решения по информатизации ПФР являются результатом совместной работы функциональных подразделений и блока ИТ. Самые важные из них, стратегически значимые, принимаются Правлением ПФР. Председатель Правления принимает активное участие в рассмотрении и принятии решений, связанных со стратегией развития АИС ПФР. Один из заместителей Председателя курирует вопросы ИТ, телекома, информационной безопасности, ИЦПУ, предоставления государственных услуг в рамках СМЭВ.

Непосредственно ИТ-блок состоит из нескольких структурных подразделений. Во-первых, департамент информационных технологий, который занимается разработкой программного обеспечения, его тестированием и внедрением. Во-вторых, департамент управления инфраструктурой АИС ПФР, который отвечает за телекоммуникации и всю инфраструктуру. В-третьих, управление по защите информации, в четвертых, управление организации предоставления государственных услуг в рамках СМЭВ, а также ИЦПУ.

В региональных отделениях ПФР состав представителей ИТ-блока варьируется в зависимости от объема выполняемых задач от 15 до 40 специалистов.

В каждом территориальном органе ПФР (районные управления ) работает 1-3 человека, которые занимаются, в основном, эксплуатацией вычислительной техники и техподдержкой.

CNews: Требовалось ли согласование ИТ-стратегии фонда или выбора целевой архитектуры АИС ПФР с Минкомсвязью? Это профильное министерство как-то участвует в информатизации Фонда?

Николай Елистратов: Пенсионный фонд всегда поддерживает активные деловые отношения с Министерством связи и массовых коммуникаций. Все основополагающие документы по информатизации ПФР мы согласовываем с этим ведомством. Минкомсвязь является крупнейшим поставщиком, оператором и координатором многих проектов, в которых участвует и ПФР. На экспертном уровне мы обсуждаем со специалистами Министерства конкретные задачи, касающиеся реализуемых механизмов работы СМЭВ, координации действий с регионами.

Кроме Минкомсвязи, ПФР динамично взаимодействует и с другими ведомствами, и, прежде всего, это Министерство труда и социальной защиты, а также ФНС, ФМС, Росреестр, ФССП, ФСС и другие.

CNews: Согласование ИТ-документов с Минкомсвязью приводит к каким-то значимым изменениям в них?

Николай Елистратов: Взаимоотношения с Минкомсвязью всегда определены рамками законодательства и носят конструктивный характер. Все представляемые для заключений материалы рассматриваются содержательно и доброжелательно в необходимые сроки.

CNews: Как изменится ИТ-бюджет ПФР в 2013 г.? Какие его статьи наиболее затратны? Какие крупные тендеры уже объявлены или будет объявлены в ближайшее время? Какова их сумма?

Николай Елистратов: Наш ИТ-бюджет в 2013 г. по сравнению с 2012 г. остался практически на том же уровне. При этом следует заметить, что если по абсолютному значению расходов на ИТ мы находимся в числе лидеров среди госведомств, то в пересчете на количество точек присутствия ПФР в регионах (более 2600), это цифра перестает быть впечатляющей, располагается далеко от первой «двадцатки».

Что касается отдельных статей расходов, то абсолютным лидером является обеспечение функционирования телекоммуникационной инфраструктуры – это около 40% бюджета.

CNews: Что для вас изменилось с появлением СМЭВ? Насколько корректно на ваш взгляд работает межведомственное взаимодействие? Для чего в первую очередь ПФР использует СМЭВ?

Николай Елистратов: Пенсионный фонд является традиционно крупным источником информации и, в равной степени, потребителем сведений.

Идея создания СМЭВ созвучна общей стратегии развития пенсионной системы – помогать человеку. Воплощение, уверен, тоже будет хорошим, когда работа войдет в штатный режим. Сейчас потребуется немало усилий для того, чтобы созданная усилиями всех ведомств инфраструктура «задышала». Очень важно, чтобы на этом этапе мы все имели возможность отточить это самое межведомственное взаимодействие на всех уровнях.

В рамках подключения к СМЭВ нам пришлось модернизировать внутренний портал ПФР, через который пользователи получают данные. Сегодня в пиковых точках мы обрабатываем свыше 900 тыс. запросов в день (в среднем 300-350 тысяч). Более трети общего объема массива информации идет из регионов.

С 1 июля 2012 г. по 1 февраля 2013 г. количество обрабатываемых в сутки запросов увеличилось почти в 3 раза. Думаю, что когда СМЭВ заработает в полную силу, мы будем обрабатывать до 1,5 млн запросов в сутки.

CNews: Планируете ли вы в 2013 г. объявлять крупные конкурсы в рамках обновления АИС ПФР?

Николай Елистратов: Да, существует целый ряд крупных работ, которые в силу их функциональных и технических особенностей нельзя раздробить на более мелкие. В противном случае будет потеряно качество.

Кроме того, в последнее время объемы и сложность работ в сфере ИТ постоянно растут, а наш собственный штат ИТ-специалистов практически остается прежним. Поэтому мы вынуждены иногда отходить от собственной разработки ПО (кроме самых тонких приложений, квалифицированного вмешательства в мозг программно-технический комплексов и программ) и оставлять за собой лишь управленческие и контрольные функции. Такая ситуация сегодня складывается в ИТ-структурах многих органов государственной власти.

ИТ-подсистемы Пенсионного фонда очень сложны, прежде всего, своей многослойной функциональностью, и практика входа нового подрядчика в процесс «познания» системы ПФР показывает, что ни одна из существующих в РФ компаний не может разобраться с порученными задачами быстрее, чем за полгода.

CNews: Существует ли главный поставщик ИТ-решений для Пенсионного фонда?

Николай Елистратов: Нет, на всех уровнях Пенсионного фонда в части ИТ работает более 150 компаний – крупных и мелких – победителей в гостендерах. ИТ-система ПФР состоит из более 30 функциональных, инфраструктурных и вспомогательных подсистем, более 10 крупных регистров и реестров. Мы стараемся проводить взвешенную, равноудаленную политику по отношению к ведущим вендорам и подрядчикам. Это абсолютно необходимо для сохранения высокого качества работ и закупаемых ресурсов.

Введение

В настоящее время управление любой деятельностью невозможно без анализа большого объема информации и ее обработки с помощью компьютеров. Использование вычислительной техники в различных областях деятельности человека прошло большой путь, который определялся не только развитием собственно техники и, но и развитием принципов и методов обработки информации как с точки зрения областей применения, так и с точки зрения широты использования.

С созданием в 80-х годах персональных компьютеров произошло не только увеличение компьютеризированных рабочих мест, а, что более важно, изменение требований к програм­мному обеспечению, которое использовалось в сфере управления и других. Программное обеспечение теперь не должно требовать специально подготов­ленного оператора и должно быть понятно специалисту в предметной области, который пользуется компьютером, как инструментом.

Кроме того, информация, с которой мы работаем теперь, распределяется между различными компьютерами и для доступа к «чужим» данным используются локальные сети, которые пришли на смену многотерминальным системам.

Еще одним немаловажным, а в последнее время, быть может, наиболее важным аспектом использования персональных компьютеров стало развитие глобальных сетей и их использование не в режиме почты, а работа в режиме реального времени. Благодаря развитию телекоммуникаций и средств связи становиться возможным доступ к огромным накопленным за столетия знаниям с использованием современных информационно-поисковых систем. Этот аспект деятельности чрезвычайно важен в научной и учебной работе, повышении квалификации. О возможностях и пропускной способности глобальных сетей говорит тот факт, что во многих компьютерных играх предусмотрена игра по Internet.

1. Средства организации информационных систем в ПФР

В отличие от централизованной обработки данных, связанной с концентрацией основных вычислительных мощностей в ВЦ, есть возможность отказаться от этой в значительной мере "искусственной тенденции" и проводить обработку информации в местах ее непосредственного возникновения и использования. Это позволяет ликвидировать промежуточные звенья при общении человека с ЭВМ. В результате все технологические процедуры, начиная от ввода информации и кончая получением выходных данных, могут выполняться работниками управления непосредственно на своих рабочих местах.

Системы обработки данных (СОД) на базе концепции АРМ получили широкое развитие в Пенсионном фонде Российской Федерации.

АРМ - автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций АСУ.

АРМ присущи следующие признаки:

- доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;

- размещение ВТ непосредственно (или вблизи) на рабочем месте пользователя;

- возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;

- осуществление обработки данных самим пользователем;

- диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач управления, так и в процессе их проектирования.

Таким образом АРМ в системе управления представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и др. средств, установленный непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенный для автоматизации операций взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач.

Множество известных АРМ может быть классифицировано на основе следующих обобщенных признаков:

- функциональная сфера использования (научная деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление);

- тип используемой ЭВМ (микро-, мини-, макро ЭВМ);

- режим эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой);

- квалификация пользователей (профессиональные и непрофессиональные).

Внутри каждой из выделенных групп АРМ может быть проведена более детальная классификация.

Например, АРМы организационного управления могут быть разделены на АРМ руководителей организаций и подразделений, плановых работников, работников материально-технического снабжения, бухгалтеров и др. В Пенсионном фонде – это АРМ Взаимодействия со страхователями, АРМ Конвертация, АРМ Стат, АРМ Расчет заработной платы, АРМ Пенсия.

Концептуальное отличие АРМ на базе ПЭВМ состоит в том, что АРМ открытая архитектура ПЭВМ функционально, физически и эргономически настраивается на конкретного пользователя (персональный АРМ) или группу пользователей (групповой АРМ).

Деловые АРМ сближают пользователя с возможностями современной информатики и ВТ и создают условия для работы без посредника - профессионального программиста. При этом обеспечивается как автономная работа, так и возможность связи с другими пользователями в пределах организационных структур (с учетом особенностей этих структур).

Параметрический ряд деловых АРМ позволяет создать единую техническую, организационную и методологическую базу компьютеризации управления. Первоначально информационная технология локализуется в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем (при объединении АРМ средствами коммуникации) создаются АРМ сектора, отдела, учреждения и формируется коллективная технология. Тем самым достигается гибкость всей структуры и возможность наращивания информационной мощности.

Можно выделить три класса типовых АРМ:

- АРМ технического и вспомогательного персонала.

Состав функциональных задач и видов работ (административно-организационный, профессионально-творческий, технический. ) требует применения различных инструментальных средств при создании АРМ.

Например, административно-организационная работа - контроль исполнения, анализ текущего состояния дел и планирования работы. ; профессионально-творческая - разработка документов, анализ информации, . ; техническая работа - получение, передача, хранение, печать док-тов, сводок, контроль за движением документов.

Для автоматизации каждой категории работ в настоящее время ПЭВМ оснащены различными ППП.

Программное обеспечение любого АРМ (рис.1) подразделяется на общее функциональное:

Рис.1. Схема программного обеспечения АРМ

При проектировании ПО АРМ необходимо соблюдать принцип ориентации разрабатываемых программных средств на конкретного пользователя, что должно обеспечить реализацию функций, соответствующих профессиональной ориентации АРМ. В целом, разрабатываемое ПО АРМ должно обладать свойствами гибкости, адаптивности, модифицируемости и настраиваемости на конкретное применение.

АРМ должен быть укомплектован необходимыми программно-инструментальными средствами:

- операционные системы ЭВМ;

- трансляторы (интерпретаторы) с различных алгоязыков и языков пользователей;

- средства проектирования и обработки данных (экранные редакторы текстовой, графической информации, СУБД, табличные процессоры, генераторы выходных форм);

- собственно пользовательские программы (обрабатывающие, обучающие, СУБД знаний и др.).

Следует отметить, что АРМ включает в себя следующие основные элементы: ЭВМ; программно-инструментальные средства, БД и Бзнаний пользователя. Комплектация АРМ техническими и программными средствами, а также перечисленными выше элементами зависит от назначения и состава решаемых задач. Решение экономических задач на основе АРМ связано с поиском требуемой информации в информационной базе, последующей ее обработкой по расчетным алгоритмам и выдачей результатов на экран или печать. Эффективная эксплуатация АРМ требует использования языков общения пользователя с ЭВМ. Наиболее развитые средства общения пользователя с ЭВМ реализуются лингвистическими процессорами, способными осуществить различные виды анализа входного сообщения (синтаксический, морфологический, семантический), и ориентированными на работу с конкретной предметной областью. В АРМ-е часто общение основывается на макетировании изображений экрана в виде образцов-прототипов документов. Для этого используются разнообразные технические приемы обеспечения диалога пользователя и ЭВМ: управление положением курсора на экране с применением светового пера, мерцание и подсветка полей экрана, программирование функциональных клавиш.

Диалог реализуется на основе предварительно разработанного сценария, который представляется семантическими сетями, таблицами диалога, фреймами (структуры данных нового типа, на основе которых строятся интеллектуальные БД) и др. средствами, используемыми для задания моделей предметной области.

Описанные функциональные возможности АРМ реализуются совокупностью программных компонентов.

Каждый из программных компонентов выполняет широкий набор действий и в большинстве случаев может использоваться независимо от других. Центральным компонентом, без которого невозможна работа других средств является ОС. Она обеспечивает: создание и актуализацию каталога файлов различных типов, просмотр каталогов и распечатку файлов, переименование и редактирование файлов, защиту файлов, распределение внешней памяти и др.

Наиболее популярной пользовательской многозадачной ОС следует признать ОС UNIX. (LINUX) Достоинства: простая файловая структура, наличие иерархических справочников-файлов, большой выбор инструментальных средств для работы в многозадачном режиме. Функциональные возможности ОС UNIX позволяют эффективно использовать ее в локальных сетях ПЭВМ (например, для разделения файлов). Под ОС LINUX в ПФР построена АРМ Пенсия.

Специальные версии ОС (например, CP/NET), предоставляют средства, с помощью которых несколько ЭВМ, оснащенных ОС СР/М, можно объединить в локальную сеть для совместного использования ресурсов каждой системы. К таким ресурсам относятся диски, устройства печати, различные программы и БД.

В состав ПО АРМ-экономиста входят средства управления информационной базой, обеспечивающие:

- создание и актуализацию информационной базы;

- поиски требуемой информации по регламентируемым и нерегламентируемым запросам;

- организацию форматного ввода-вывода информации;

- вычислительную обработку и др.

Для представления данных в информационной базе часто используется реляционная модель. Наряду с реляционными СУБД применяются табличные процессоры. В этом случае входные и выходные данные и НСИ представляются в форме таблиц, алгоритмизация сводится к построению модели расчета показателей выходных документов (ППП Excel). К этой же группе относятся интегрированные СУИБ (Works), которые реализуют функции табличных процессоров, СУБД, редакторов текстов, генераторов выходных документов (Электронная почта LOTUS).

В АРМ-экономиста необходимо обеспечить выдачу информации в графической форме для всестороннего анализа экономических показателей. Графики могут иметь двумерное (плоское) и трехмерное (объемное) представление. С помощью графических средств осуществляется планирование (разметка) площади экрана, изображение на экране графических элементов в виде линии, точки, отрезка, прямоугольника, эллипса, штриховки графических элементов с использованием требуемых цветов, подбора шрифта и т.п.

Организация экранного диалога - одно из основных требований к технологии АРМ:

1.технология ЭО текстов реализует четыре функции:

- функции ввода - набора текста с заданием параметров для его верстки, просмотра;

- обработки (смысловая сортировка текста, вычисления в табл.);

- форматирование текста и получение документа.

2.технология ЭО форм (электронные таблицы, шаблоны).

3.система ЭО деловой графики (в виде графиков и диаграмм - столбиковых, линейных, круговых, секторных диаграмм, гистограмм и др.). Например, интегрированный ППП FRAMEWORK (РАДУГА) - работа с рамками, окнами, иерархическими фреймами.

Пенсионный фонд в системе внебюджетных фондов РФ занимает особое положение. Фактически он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако свои средства может использовать только в строго оговоренных направлениях, посредством процедур, регламентированных государством. Государство определяет размеры пенсий, технологии ее начисления и выплат.

Другими словами пенсионный фонд аккумулирует денежные средства, размещает их определенным образом и осуществляет выплату, гарантированную государством.

Пенсионный фонд как элемент бюджетной системы выполняет распределительную функцию и соответственно имеет все 3 уровня распределений: федеральный, региональный, местный.

Все отчисления фонда, принадлежащие первому уровню, решают один и тот же типовой набор задач. Взаимодействие и обмен данными между подразделениями пенсионного фонда осуществляется с помощью корпоративной вычислительной сети или при ее отсутствии с помощью сети Internet.

Основной задачей пенсионного фонда явялется управление бюджетом пенсионного фонда, что означает управление доходами и управление расходами.

Доходы бюджета складываются из поступления сумм единого социального налога, взносов на обязательные пенсионные страхования, средств размещения временно свободных средств, а также сумм страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии, сумм санкций, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Контроль за поступлением денежных средств ведут налоговые органы соответствующего уровня. Взыскание недоимок и пеней по страховым взносам органы пенсионного фонда осуществляют самостоятельно в судебном порядке.

Полный учет пенсионных доходов и расходов пенсионного фонда в целом возможен только при наличии единой автоматизированной информационной системы. На данный момент идет активная разработка ее функциональных элементов.

Разработаны системы для пенсионных органов местного самоуправления, которые решают следующие задачи:

Сбор анкетных данных, т.е. регистр застрахованных лиц, выдача страховых свидетельств и их дубликатов.

Ввод и обработка сведений о стаже и доходах застрахованного лица.

Получение выписок из лицевого счета зарегистрированного лица.

Обмен данными с базой данных регионального уровня.

Ведение классификаторов, подразделений и сотрудников пенсионного фонда, а также реестров застрахованных в пенсионном фонде данного региона работодателем и формирование статистических отчетов.

Согласно федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 года №167ФЗ все страхователи должны быть зарегистрированы в базе данных территориальных органов пенсионного фонда, а все работодатели в свою очередь должны регулярно подавать сведения о своих работниках.

Если сведения о работнике поданы в первый раз, то ему присваивают индивидуальный номер зарегистрированного и выдается свидетельство. Сведения о зарегистрированном работнике заносятся в центр пенсионного фонда, где хранятся данные обо всех зарегистрированных.

Далее работодатель сообщает регулярно в территориальное отделение пенсионного фонда сведения о стаже и о заработке зарегистрированных лиц, самостоятельно выполняет страховые взносы за каждого работника и передает эти сведения в пенсионный фонд. Эти сведения заносятся в автоматизированную информационную систему пенсионного фонда и потом поступают в общую информационную систему пенсионного фонда РФ.

При необходимости программа позволяет осуществлять контроль за правильностью уплаты страховых взносов каждым работодателем.

Также автоматизированная информационная система пенсионного фонда позволяет проводить статистический анализ работы пенсионного фонда и формировать необходимые отчеты в автоматическом режиме.

К расходам пенсионного фонда РФ принято относить выплату пенсий и пособий, назначенных согласно законодательству РФ - это государственная пенсия, ежемесячные доплаты к государственной пенсии для отдельных категорий граждан, а также финансирование региональных программ социальной защиты, таких как: доплаты проживающим в неблагоприятных условиях и т.д.

Учет расходов пенсионного фонда осуществляется с помощью автоматизированной системы "Назначения и выплаты пенсий и пособий". Она разработана в соответствии с названным законом "О государственных пенсиях в РФ" и нормативными актами.

Программа написана в среде Clipper и предназначена для секторов районного и государственного уровня в децентрализованном режиме.

Программа выполняет следующие функции:

  • Ведение карточек пенсионных дел:
    • назначение пенсий и пособий;
    • коррекция и перерасчет пенсий;
    • расчет стажа, среднего заработка;
    • расчет повышений и надбавок;
    • выдача протоколов;
    • выдача справок о стаже, заработке, иждивении, отказе от пенсии.

    Ведение картотеки получателей алиментов и пособий;

    Выдача необходимых документов для выплаты пенсии: ведомости, разовые поручения в отделения связи, списки получателей пенсии, филиалы сбербанка и распоряжения на разовые почтовые переводы;

    Формирование платежных поручений для расчетов со сбербанком и отделениями связи;

    Массовый перерасчет копий при ее индексации, ведение районных коэффициентов и т.д.;

    Выдача первичной информации по назначению и выплате пенсии;

    Формирование форм государственной статистической отчетности;

    Прочие вспомогательные функции.

    Программное обеспечение предназначено для работы в среде Windows на компьютерах Macintosh и обеспечивает одновременное выполнение нескольких приложений.

    Т.к. база данных пенсионного фонда РФ содержит сведения о страхователях, застрахованных лицах и выплатах, то в пенсионном фонде большое внимание уделяется информационной безопасности.

    Эта информация может выдаваться только по запросу застрахованного лица или пенсионера или по мотивированным запросам организации, согласно действующему в РФ законодательству о передаче конфиденциальной информации. Для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, хакерских атак из интернета и незаконного проникновения, осуществлен комплекс мероприятий по защите информации, т.е. автоматизированный доступ к данным, аппаратные средства защиты информации, криптографическая защита, программное разбиение сетевого трафика, межсетевые экраны.

    Применение автоматизированных информационных технологий в бюджетных учреждениях

    Информационные технологии местных финансов или муниципальных образовании

    Местные бюджеты является финансовой базой местных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органом, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаясь переданными в их ведение доходами.

    Понятия местные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, бюджеты органов местного самоуправления являются синонимами согласно федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года №111 ФЗ.

    К уровню местных финансов относят местных распорядителей бюджета и мелких бюджетополучателей, таких как: школы, детские сады, больницы, учреждения социальной защиты, культуры и муниципального транспорта.

    Организация автоматизированной информационной технологии исполнения местного бюджета тесно связана с развитием корпоративной вычислительной сети региона, которая должна охватывать бюджетные учреждения и финансовые органы. Органы местного самоуправления должны обладать современными информационными технологиями и иметь правовые возможности для формирования собственных бюджетов и влияния на хозяйственные и социальные процессы своих территорий.

    Новым ресурсом муниципального управления является современный менеджмент в муниципальной и бюджетных сферах, который приходит на смену широко распространенным и экономически неэффективным интуитивным способом управления.

    Весомый экономический эффект в муниципальном управлении может быть достигнут за счет разработки новых автоматизированных систем стратегического и оперативного управления бюджетами муниципальных образований. При создании таких систем решение большого количества типовых проблем местного самоуправления становится стандартной процедурой и муниципальным менеджерам достаточно контролировать самые важные из них.

    Бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти, субъектами РФ или органами местного самоуправления для осуществления управленческих социальных, культурных, образовательных, научных и иных функций коммерческого характера, финансируемых за счет бюджета.

    Бюджетная организация обязана осуществлять целевое расходование бюджетных средств. Поэтому бухгалтерский учет бюджетной организации и ее отчетность имеют особенности. В частности в бюджетных организациях не допускается осуществление расходов сверх ассигнованных сумм. Ассигнованные суммы определяются исходя из объема деятельности учреждения в соответствии с планом его развития и в соответствии с исполнением им бюджета за предыдущий период.

    Размеры расходов определяются исходя из установленных норм. Утверждение сметы расходов бюджетной организации происходит после утверждения бюджета, из которого это учреждение финансируется.

    Если в смету необходимо внести изменения, то они оформляются специальной справкой, которая поступает от вышестоящего распорядителя средств. Это может быть, например, при изменении заработной платы или при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

    В том случае, если бюджетная организация зарабатывает внебюджетные средства, то они должны расходоваться также исходя из требований бюджетной классификации. Учет по этим средствам ведется по определенному документу, который назевается "Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам" (форма №4).

    Отчетность бюджетного учреждения представляет собой систему экономических показателей, характеризующих деятельность бюджетного учреждения. Она формируется на основе бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Это позволяет включить в отчетность не только стоимостные, но и натуральные показатели.

    Для эффективного осуществления учета в бюджетных организациях, используют современные информационные технологии, как правило, интегрированные с бухгалтерским учетом. Такого рода разработки встречаются у фирмы "1С", "Галактика", "Парус", "Интеллект-сервис" и т.д.

    Конфигурация "1С Бухгалтерский учет для бюджетных организаций" предназначена для автоматизации бухгалтерского учета бюджетных организаций и организаций, финансируемых из федерального, регионального или местного бюджетов, а также из бюджетов государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов и ведущих бухгалтерский учет на основе плана счетов бюджетных организаций.

    Конфигурация разработана в соответствии с методическими указаниями Министерства Финансов РФ, на основе положений нормативных документов и действующего законодательства. Данная конфигурация предусматривает автоматизацию всех участников бухгалтерского учета и предоставляет возможность ведения синтетического и аналитического учета. При этом учет денежных средств имущества и обязательств может вестись как в рублях, так и в иностранной валюте. Предусмотрена возможность ведения учета в разрезе отдельных источников финансирования с получением различных балансов по каждому источнику функционирования.

    Типовая конфигурация может быть адаптирована путем изменения настроек с помощью стандартного интерфейса. Адаптация к изменению действующего законодательства осуществляется за счет выпуска обновленных конфигураций или релизов. Установка новых релизов происходит без потери ранее введенных данных и пользовательских настроек.

    Большую поддержку руководителям и бухгалтерам бюджетных организаций оказывают справочно-правовые информационные системы, содержащие законодательные и нормативные акты, инструктивные и методические материалы общегосударственного, территориального и местного значения, а также бланки действующих форм отчетных документов. Поэтому в данной конфигурации "1С" по желанию покупателя может присутствовать справочно-правовая система.

    Пенсионный фонд в системе внебюджетных фондов РФ занимает особое положение. Фактически он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако свои средства может использовать только в строго оговоренных направлениях, посредством процедур, регламентированных государством. Государство определяет размеры пенсий, технологии ее начисления и выплат.

    Другими словами пенсионный фонд аккумулирует денежные средства, размещает их определенным образом и осуществляет выплату, гарантированную государством.

    Пенсионный фонд как элемент бюджетной системы выполняет распределительную функцию и соответственно имеет все 3 уровня распределений: федеральный, региональный, местный.

    Все отчисления фонда, принадлежащие первому уровню, решают один и тот же типовой набор задач. Взаимодействие и обмен данными между подразделениями пенсионного фонда осуществляется с помощью корпоративной вычислительной сети или при ее отсутствии с помощью сети Internet.

    Основной задачей пенсионного фонда явялется управление бюджетом пенсионного фонда, что означает управление доходами и управление расходами.

    Доходы бюджета складываются из поступления сумм единого социального налога, взносов на обязательные пенсионные страхования, средств размещения временно свободных средств, а также сумм страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии, сумм санкций, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Контроль за поступлением денежных средств ведут налоговые органы соответствующего уровня. Взыскание недоимок и пеней по страховым взносам органы пенсионного фонда осуществляют самостоятельно в судебном порядке.

    Полный учет пенсионных доходов и расходов пенсионного фонда в целом возможен только при наличии единой автоматизированной информационной системы. На данный момент идет активная разработка ее функциональных элементов.

    Разработаны системы для пенсионных органов местного самоуправления, которые решают следующие задачи:

    1. Сбор анкетных данных, т.е. регистр застрахованных лиц, выдача страховых свидетельств и их дубликатов.

    2. Ввод и обработка сведений о стаже и доходах застрахованного лица.

    3. Получение выписок из лицевого счета зарегистрированного лица.

    4. Обмен данными с базой данных регионального уровня.

    5. Ведение классификаторов, подразделений и сотрудников пенсионного фонда, а также реестров застрахованных в пенсионном фонде данного региона работодателем и формирование статистических отчетов.

    Согласно федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 года №167ФЗ все страхователи должны быть зарегистрированы в базе данных территориальных органов пенсионного фонда, а все работодатели в свою очередь должны регулярно подавать сведения о своих работниках.

    Если сведения о работнике поданы в первый раз, то ему присваивают индивидуальный номер зарегистрированного и выдается свидетельство. Сведения о зарегистрированном работнике заносятся в центр пенсионного фонда, где хранятся данные обо всех зарегистрированных.

    Далее работодатель сообщает регулярно в территориальное отделение пенсионного фонда сведения о стаже и о заработке зарегистрированных лиц, самостоятельно выполняет страховые взносы за каждого работника и передает эти сведения в пенсионный фонд. Эти сведения заносятся в автоматизированную информационную систему пенсионного фонда и потом поступают в общую информационную систему пенсионного фонда РФ.

    При необходимости программа позволяет осуществлять контроль за правильностью уплаты страховых взносов каждым работодателем.

    Также автоматизированная информационная система пенсионного фонда позволяет проводить статистический анализ работы пенсионного фонда и формировать необходимые отчеты в автоматическом режиме.

    К расходам пенсионного фонда РФ принято относить выплату пенсий и пособий, назначенных согласно законодательству РФ - это государственная пенсия, ежемесячные доплаты к государственной пенсии для отдельных категорий граждан, а также финансирование региональных программ социальной защиты, таких как: доплаты проживающим в неблагоприятных условиях и т.д.

    Учет расходов пенсионного фонда осуществляется с помощью автоматизированной системы "Назначения и выплаты пенсий и пособий". Она разработана в соответствии с названным законом "О государственных пенсиях в РФ" и нормативными актами.

    Программа написана в среде Clipper и предназначена для секторов районного и государственного уровня в децентрализованном режиме.

    Программа выполняет следующие функции:

    1. Ведение карточек пенсионных дел:

    1. назначение пенсий и пособий;

    2. коррекция и перерасчет пенсий;

    3. расчет стажа, среднего заработка;

    4. расчет повышений и надбавок;

    5. выдача протоколов;

    6. выдача справок о стаже, заработке, иждивении, отказе от пенсии.

    2. Ведение картотеки получателей алиментов и пособий;

    4. Выдача необходимых документов для выплаты пенсии: ведомости, разовые поручения в отделения связи, списки получателей пенсии, филиалы сбербанка и распоряжения на разовые почтовые переводы;

    5. Формирование платежных поручений для расчетов со сбербанком и отделениями связи;

    6. Массовый перерасчет копий при ее индексации, ведение районных коэффициентов и т.д.;

    7. Выдача первичной информации по назначению и выплате пенсии;

    8. Формирование форм государственной статистической отчетности;

    9. Прочие вспомогательные функции.

    Программное обеспечение предназначено для работы в среде Windows на компьютерах Macintosh и обеспечивает одновременное выполнение нескольких приложений.

    Т.к. база данных пенсионного фонда РФ содержит сведения о страхователях, застрахованных лицах и выплатах, то в пенсионном фонде большое внимание уделяется информационной безопасности.

    Эта информация может выдаваться только по запросу застрахованного лица или пенсионера или по мотивированным запросам организации, согласно действующему в РФ законодательству о передаче конфиденциальной информации. Для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, хакерских атак из интернета и незаконного проникновения, осуществлен комплекс мероприятий по защите информации, т.е. автоматизированный доступ к данным, аппаратные средства защиты информации, криптографическая защита, программное разбиение сетевого трафика, межсетевые экраны.

    | следующая лекция ==>
    Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах | Ограничения дееспособности физического лица и признания ее недееспособной

    Дата добавления: 2014-01-14 ; Просмотров: 4476 ; Нарушение авторских прав?

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Читайте также: