Информирование граждан в пфр

Круг заявителей

Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации (далее - заявители).

Заявитель может воспользоваться государственной услугой через представителя.

При этом личное участие заявителя в правоотношениях по получению государственной услуги не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает заявителя права на личное участие в указанных правоотношениях.

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

Государственную услугу предоставляет ПФР через свои территориальные органы.

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Описание результата предоставления государственной услуги

Срок предоставления государственной услуги

Время предоставления государственной услуги при личном приеме определяется временем ответа должностного лица, осуществляющего предоставление государственной услуги, на все поставленные заявителем (его представителем) вопросы и не должно превышать 15 минут.

При письменном обращении заявителя, в том числе с использованием сайта ПФР, электронной почты территориального органа ПФР, государственная услуга предоставляется заявителю (представителю) в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственная услуга в электронной форме предоставляется заявителю через Единый портал в режиме реального времени, срок предоставления государственной услуги определяется временем машинной обработки обращения заявителя, переданного через Единый портал, и составляет не более 10 минут.

Приостановление предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

1. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 634 (ред. от 27.08.2018) "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг"

2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О государственной социальной помощи"

3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О персональных данных"

4. Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 (ред. от 13.06.2018) "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников"

5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

6. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 (ред. от 03.11.2018) "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг"

7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020)

8. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 (ред. от 21.08.2020) "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг"

9. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 18.11.2019) "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)"

10. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

11. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"

12. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1284 (ред. от 14.08.2020) "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей"

13. Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2015 N 38897)

14. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 (ред. от 14.08.2020) "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг"

15. Приказ Минтруда России от 22.06.2015 N 386н "Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2015 N 38115)

16. Постановление Правления ПФ РФ от 06.09.2019 N 446п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2019 N 56504)

17. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Государственную услугу предоставляет ПФР через свои территориальные органы.

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Максимальный срок ожидания в очереди при обращении о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в виде выписки из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, являются:

неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия);

неподтверждение полномочий представителя гражданина.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые гражданин вправе представить, а также способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, законодательством Российской Федерации не установлен.

Территориальный орган ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги, которые находятся в распоряжении территориальных органов ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов;
представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению гражданином, способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления

При личном обращении в территориальный орган ПФР и (или) в многофункциональный центр за получением государственной услуги заявителем предъявляется документ, удостоверяющий личность.

При обращении за получением государственной услуги представителя заявителя дополнительно представляются документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.

В случае представления интересов заявителя лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, дополнительно необходимы доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.

При предоставлении государственной услуги заявителю по телефону представление каких-либо документов не требуется.

Предоставление государственной услуги в письменной форме, включая использование электронной почты территориального органа ПФР, осуществляется по письменному обращению заявителя.

При предоставлении государственной услуги в электронной форме в виде выписки из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, через Единый портал представления каких-либо документов не требуется.

Обращение заявителя посредством подачи электронного запроса на получение государственной услуги на Едином портале осуществляется следующим порядком:

подача обращения заявителем осуществляется посредством электронного запроса на получение государственной услуги на Едином портале.
Формирование запроса осуществляется посредством заполнения электронной формы запроса на Едином портале без необходимости дополнительной его подачи в какой-либо иной форме.

Заполнение полей электронной формы запроса осуществляется автоматически с использованием сведений, размещенных в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", и сведений, размещенных на Едином портале, в части, касающейся сведений, отсутствующих в единой системе идентификации и аутентификации.

Как известно, большую часть государственных функций по назначению и перерасчету пенсий реализует Пенсионный фонд РФ.

Поэтому если гражданин не является сотрудником правоохранительных органов (у которых своя система пенсионного обеспечения), по всем вопросам пенсионного обеспечения ему прямая дорога в ПФР.

А чтобы эти вопросы максимально быстро и эффективно решались, утверждаются специальные правила – Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению пенсий.

23 января этого года Правление ПФР утвердило новый регламент в рамках перешедших к нему полномочий от Минтруда, и с 25 февраля он вступает в действие.

Что нового он принесет в процедуру назначения и перерасчета пенсий?

1. Информирование граждан по предмету их обращения

Помимо должностных лиц ПФР обязанность по информированию граждан возлагается теперь и на работников многофункциональных центров, которые также принимают обращения за назначением и перерасчетом пенсий.

Максимальная продолжительность телефонного разговора с сотрудником по-прежнему составляет 10 минут – т.е. долго беседовать на тему своей пенсии не удастся.

Самое интересное, что гражданина теперь смогут уведомлять о ходе рассмотрения его обращения посредством смс-сообщений или электронной почте – соответствующий способ он вправе указать при подаче заявления.

Поэтому узнать о том, что пенсия назначена, можно будет прямо из смс-уведомления или электронного письма.

2. Срок принятия решения по факту обращения гражданина

При обращении за назначением пенсии (или о переводе с одной пенсии на другую) ПФР должен принять решение в течение 10 рабочих дней, о перерасчете пенсии – 5 рабочих дней.

Но это при условии, что имеются все необходимые документы. К сожалению, не всегда так бывает и приходится запрашивать дополнительные документы – а это сказывается на сроке назначения пенсии.

Сотрудник ПФР обязан разъяснить гражданину, какие недостающие документы он вправе представить, а какие – обязан. В первом случае ПФР должен запросить эти документы самостоятельно.

Но если закон возлагает обязанность представить документы на самого гражданина, то ПФР назначает «срок ожидания». Дата получения заявителем уведомления о необходимости представить документы имеет большое значение: от нее отсчитывается 3 месяца – в этот период документы можно представить без серьезных последствий.

В случае пропуска этого срока пенсия назначается со дня фактического предоставления необходимого документа. Перечень необходимых для назначения пенсии документов приводится в регламенте:

- иные документы, подтверждающие дополнительные условия назначения соответствующего вида пенсии (об иждивенцах, специальном стаже и пр.).

При этом органы ПФР не вправе требовать подтверждения тех сведений, которые имеются в их распоряжении (например, сведения о стаже после выдачи свидетельства со СНИЛС).

Регламент также детализирует норму Закона «О страховых пенсиях» о приостановлении срока назначения пенсии:

- если необходимо провести проверку представленных документов или истребованный по запросу ПФР документ вовремя не поступил, руководитель управления ПФР своим решением может приостановить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 3 месяца.

Об этом, разумеется, уведомляется гражданин. По истечении 3-месячного срока должно быть вынесено решение – о назначении либо об отказе в назначении пенсии (или перерасчете).

Добавлено также новое положение: если гражданин обратился о перерасчете или переводе на другой вид пенсии не в то в управление ПФР, где получает пенсию, то срок пересылки документов не засчитывается в срок для рассмотрения его заявления.

Поэтому выход за рамки срока по причине долгой доставки корреспонденции не является нарушением.

Соблюдение местными отделениями ПФР Административного регламента жестко контролируется вышестоящими структурами. Так что очень полезно ознакомиться с ним перед тем, как обращаться за назначением или перерасчетом пенсии.

Государственная услуга по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 января 2014 г. № 3н.

Государственную услугу предоставляют ПФР и территориальные органы ПФР

ПФР исполняет организационные функции по предоставлению государственной услуги и осуществляет информирование граждан о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, ориентированной на неопределенный круг лиц, используя средства массовой информации, сайт ПФР, а также организует предоставление информации в электронной форме гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также при использовании универсальной электронной карты.

Территориальные органы ПФР осуществляют предоставление информации о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, ориентированной на неопределенный круг лиц, используя средства массовой информации, информационные стенды территориальных органов ПФР, сайт ПФР, а также в ходе личного приема граждан, ответах по телефону или ответах на письменные запросы граждан, в том числе полученных по электронной почте, предоставляют информацию о порядке предоставления государственной услуги в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Порядок предоставления государственной услуги

Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется следующими способами:

Правовые основания предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Предоставление государственной услуги осуществляется на основании:

Кому предоставляется государственная услуга

Государственная услуга предоставляется:

  • неопределенному кругу лиц посредством размещения на официальном сайте ПФР и территориальных органов ПФР, в средствах массовой информации, информационных материалах (брошюрах, буклетах и т.д.);
  • гражданину при личном или письменном обращении в территориальный орган ПФР, в том числе с использованием электронной почты и по телефону, при обращении через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также при использовании универсальной электронной карты.

Лицами, которым предоставляется государственная услуга, являются:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации.

Сроки предоставления государственной услуги

Государственная услуга при личном обращении или обращении по телефону предоставляется заявителю в соответствии с графиком работы территориального органа ПФР, многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом государственная услуга должна быть предоставлена заявителю в полном объеме. Время консультации не должно превышать 15 минут.

При письменном запросе, в том числе с использованием электронной почты, государственная услуга предоставляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения.

Государственная услуга в электронной форме и при использовании средств автоинформирования по телефону предоставляется заявителю в режиме реального времени. Время предоставления государственной услуги определяется временем машинной обработки запроса заявителя или оператора многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, переданного через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также при использовании универсальной электронной карты, и составляет не более 10 минут.

Результат предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем информации о порядке получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в письменной, устной форме, а также в электронной форме в виде выписки из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при обращении заявителя на единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также при использовании универсальной электронной карты.

Заявители, не имеющие право на получение государственной социальной помощи, могут получить через единый портал государственных и муниципальных услуг и при использовании универсальной электронной карты уведомление об отсутствии сведений о данном заявителе в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу


В последний месяц уходящего 2019 года Госдума приняла законопроект №682012.7, прописывающий необходимость предоставления людям доступной информации относительно полагающихся им льгот. Разберём, каково назначение закона об информировании о льготах, принципы его реализации и основные положения данного нормативного акта.

Закон об информировании о льготах: назначение и цели

На сегодня в РФ различными мерами федеральной и региональной социальной поддержки охвачено почти 55 миллионов граждан, что составляет свыше 1/3 всего населения страны. Это многодетные и малоимущие граждане, пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты.

Принятый депутатами Думы закон об информировании россиян о положенных льготах должен помочь исправить ситуацию.

Как пояснил по этому поводу спикер российского парламента В. Володин, с реализацией нового законопроекта у каждого россиянина должна появиться возможность узнать исчерпывающий перечень полагающихся ему социальных льгот. Это позволит максимально полно охватить мерами социальной поддержки всё нуждающееся в них население. Один из основных авторов нового закона, И. Яровая заявила представителям СМИ: принятие данного ФЗ позволит освободить граждан от утомительного хождения по инстанциям и учреждениям, с целью получения сведений о полагающихся им льготах и необходимых для этого документах.

Ключевые аспекты

Закон об информировании граждан о льготах в настоящее время подписан В.В. Путиным, и ему присвоен №461. С данным нормативным актом можно ознакомиться на официальном портале правовой информации.

Закон содержит следующие основные аспекты:

  • Декларация права каждого гражданина на получение доступной информации о полагающихся ему льготах.
  • Перечень принципов реализации данного права самими гражданами.
  • Порядок превентивного информирования граждан об изменении положений о предоставлении льгот.

Принципы реализации

В ФЗ №461 содержится перечень принципов реализации вышеуказанных положений.

Предоставление информационных услуг предусматривается тремя основными способами:

  1. Через интернет. Для этого будет задействованы специальные информационные сайты, а также уже существующий и не первый год успешно работающий онлайн-портал «Госуслуги».
  2. Через телефонную связь. Для этих целей выделяется специальный многоканальный номер, по которому специалисты-консультанты будут предоставлять перснифицированную информацию по запросу клиента. Услуги консультанта, как и сам звонок, будут бесплатными для всех граждан.
  3. Личное обращение. При посещении гражданином учреждений государственной или муниципальной власти, сотрудники обязаны предоставить ему исчерпывающую информацию о полагающихся льготах, и необходимых действиях для их получения. За нарушения положений ФЗ, чиновники будут подвергаться дисциплинарному или административному наказанию.

Общие положения закона

ФЗ №461 состоит из двух частей, из которых только первая касается принципов информирования граждан. Вторая часть предусматривает внесение изменений в ФЗ №219 об актах гражданского состояния.

Основные главы

Закон о положенных льготах, в свою очередь, состоит из двух глав:

  1. В первой заявляется о неотъемлемом праве каждого россиянина получить интересующую его информацию о полагающихся льготах. В ней же прописываются пути реализации данного права.
  2. Вторая глава предписывает государственным и социальным органам своевременно оповещать граждан об изменениях, вносимых в нормативные положения о предоставлении льгот. Также они должны информировать россиян о наступлении случая, когда они обретают право обращения за предоставлением льгот.

Текст закона

С полным текстом закона можно ознакомиться на сайте правовой информации КонсультантПлюс.

Критика

В целом новый закон был принят положительно, как представителями исполнительной власти, так и СМИ. Необходимость упрощения предоставления информации о льготах социально незащищённым слоям населения назрела уже давно.

Заключение

В случае успешной реализации, ФЗ об оповещении граждан, должен существенно упростить доступ россиян к актуальной информации о возможно полагающихся им льготах. А это позволит более полно охватить государственной поддержкой социально незащищённые слои населения.


В соответствии с пунктом 1 постановления правительства РФ от 11 июня 2020 г. № 848 «Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 году» правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановило утвердить временный порядок предоставления государственных услуг ПФР – до 1 января 2021 года услуги могут предоставляться дистанционно или по предварительной записи.

Постановлением № 848, напомним, утвержден перечень госуслуг, в отношении которых органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие услуги, вправе утвердить временные порядки их предоставления в 2020 году.

Также постановлением разрешено приостановление личного приема заявителей, прекращение проведения осмотров и прочих действий, требующих личного присутствия граждан.

На основании этого, ПФР, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) устанавливает особенности организации предоставления территориальными органами ПФР в 2020 году следующих государственных услуг ПФР:

  • по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
  • по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
  • по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации;
  • по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
  • по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии;
  • по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы;
  • по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  • по выдаче гражданам справок о размере пенсий (иных выплат);
  • по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

Для получения этих услуг граждане могут обращаться в территориальные органы ПФР в дистанционной форме, в том числе посредством телефонной связи, по электронной почте, говорится в документе.

Заявление о предоставлении государственной услуги ПФР, поданное в порядке дистанционного взаимодействия, при наличии возможности у гражданина может содержать графический образ его собственноручной подписи и ее расшифровки.

В случае обращения граждан посредством телефонной связи идентификация осуществляется путем проверки предоставленных гражданином, в том числе посредством дистанционного взаимодействия, сведений о себе (фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета), а также путем установления кодового слова (секретного кода либо секретного вопроса и ответа), состоящего из букв и (или) цифр.

Проверка паспортных данных осуществляется в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Необходимые для назначения пенсий и иных выплат сведения территориальные органы ПФР получают также с помощью СМЭВ. Если от гражданина необходимы дополнительные документы (обязанность по представлению которых возложена на него), ПФР уведомляет его о возможности их представления.

В документе описаны подробности о получении каждой из госуслуг.

Документом таже установлено, что предоставление государственных услуг ПФР в помещениях территориальных органов ПФР исходя из текущей санитарно- эпидемиологической обстановки на соответствующей территории субъекта РФ может быть организовано по предварительной записи гражданина.

Напомним также, что в июле глава ведомства Максим Топилин говорил, что ПФР готовит законопроект о максимальном переводе своих услуг в электронный вид.

В 2018 году в связи со вступлением в силу закона о повышении пенсионного возраста «предпенсионерам» были предоставлены дополнительные социальные гарантии. О том, что это за гарантии, какие категории лиц называются «предпенсионерами» и как подтвердить данный статус, вы узнаете из статьи.

Когда наступает предпенсионный возраст?

Понятие «предпенсионный возраст» не ново. Оно фигурировало в ст. 5 Закона о занятости населения. Ранее к категории «предпенсионеров» для целей применения названного закона относили граждан за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая назначаемую досрочно. В настоящее время предпенсионным признается возраст в течение пяти лет до назначения пенсии (по старости либо досрочной).

Интересно, что подход к определению предпенсионного возраста неоднозначен. Из буквального прочтения норм закона следует, что предпенсионный возраст — это пять лет, предшествующих году назначения пенсии (позиция 1). Согласно данной точке зрения, если работница родилась, например, 1 июля 1968 года, право на пенсию у нее возникнет 1 июля 2028 года (в 60 лет). Следовательно, ее предпенсионный период начнется за пять лет до этого, то есть 1 июля 2023 года.

В ПФР считают подругому (позиция 2). Специалисты ведомства предлагают учитывать переходный период. По их мнению, мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения являются «предпенсионерами» уже в 2019 году и будут признаваться таковыми на протяжении 10 лет (соответствующая таблица размещена на сайте ПФР).

Общеустановленный новый пенсионный возраст

Возраст отнесения к «предпенсионерам»

Год рождения мужчин, относящихся к «предпенсионерам»

Общеустановленный новый пенсионный возраст

Возраст отнесения к «предпенсионерам»

Год рождения женщин, относящихся к «предпенсионерам»

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это относится, прежде всего, к работникам опасных и тяжелых профессий по Спискам № 1, 2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Предпенсионный возраст наступает и право на получение льготы в таких случаях возникает за пять лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий:

  • выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работать по соответствующей специальности;
  • факт работы по соответствующей специальности.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с приобретением данного права. Так, школьный учитель, который в июле 2019 года выработал необходимый педагогический стаж, начиная с этого же месяца считается «предпенсионером».

Далее расскажем, какие льготы предусмотрены для «предпенсионеров».

Пособие по безработице

Гражданам предпенсионного возраста в случае признания их безработными пособие по безработице может выплачиваться в повышенном размере (п. 1, 2 ст. 34.2 Закона о занятости населения, Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375).

Размер пособия в 2019 году, руб.*

Для граждан предпенсионного возраста

Для остальных граждан

Минимальный размер пособия

Максимальный размер пособия

* Минимальный и максимальный размеры пособия определяются ежегодно.

Кроме того, для «предпенсионеров», в случае если их страховой стаж составляет не менее 25 (для мужчин) и 20 (для женщин) лет, увеличен период, за который может быть выплачено пособие (для них предельный период выплаты пособий составляет 24 месяца, для остальных граждан — 12 месяцев).

Гарании при приеме на работу и увольнении

Определенные гарантии лицам предпенсионного возраста должны предоставлять работодатели. Так, по общим правилам запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ). В случае если данный отказ последовал по мотивам достижения гражданином предпенсионного возраста, в отношении работодателя может быть применена уголовная ответственность. В частности, за указанное деяние работодатель может быть оштрафован на сумму до 200000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 18 месяцев либо привлечен к обязательным работам на срок до 360 часов (ст. 144.1 УК РФ).

Аналогичные штрафы действуют при необоснованном увольнении «предпенсионера».

Дополнительный день для диспансеризации

Гражданам предпенсионного возраста и пенсионерам по их заявлениям работодатель обязан ежегодно предоставлять два выходных дня для прохождения диспансеризации (ст. 185.1 ТК РФ). Остальным гражданам предоставляется один день раз в три года.

Путевки за счет средств ФСС

С 2019 года за счет взносов в ФСС можно оплатить путевку в санаторий для работника-«предпенсионера». Эта информация полезна для работодателей.

Налоговые льготы

Для лиц предпенсионного возраста установлен ряд налоговых льгот. Однако нужно принимать во внимание, что для целей налогового учета такие лица определяются иным способом, нежели установлено в Законе о занятости населения.

Налоговые льготы предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а для досрочно выходящих на пенсию — еще раньше. Например, для «северян», которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на пять лет раньше всех остальных, предпенсионный возраст для получения налоговых льгот — 50 (для женщин) и 55 (для мужчин) лет.

Так, женщины 55 лет и мужчины 60 лет, а также лица, достигшие соответствующего возраста для назначения досрочной пенсии, имеют следующие льготы (пп. 9 п. 5 ст. 391 и пп. 10.1 п. 1, п. 3, 4 ст. 407 НК РФ):

  • предоставление не облагаемых налогом 6 соток (вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м от общей площади принадлежащего гражданину земельного участка);
  • освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта недвижимости каждого вида (дома или его части, квартиры или ее части, комнаты, гаража и т.д.), например одного дома и одной квартиры. Если же у «предпенсионера» в собственности две квартиры и дом, налог нужно будет уплатить только за одну квартиру.

В некоторых регионах «предпенсионерам» устанавливаются дополнительные льготы.

Подтверждение предпенсионного статуса

Документом, подтверждающим отнесение физического лица к гражданам предпенсионного возраста, является (Письмо Минтруда РФ от 24.12.2018 № 161/10/П-9611):

  1. либо справка, выданная территориальным органом ПФР;
  2. либо ответ ПФР на запрос соответствующего органа (службы занятости, налоговой инспекции, работодателя и пр.) по конкретному гражданину.

Способ 1: бумажный

Для получения справки гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР с соответствующим запросом. В нем необходимо указать:

  • личные данные (Ф.И. О., дату рождения, СНИЛС);
  • организацию, в которую будут представлены сведения;
  • способ направления сведений (на руки, по почте и др.).

Сведения направляются гражданам:

  • в случае подачи запроса непосредственно в орган ПФР — не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса в территориальном органе ПФР;
  • при подаче запроса в электронной форме с использованием Интернета (включая Единый портал государственных и муниципальных услуг) или через сайт ПФР — в режиме реального времени в день обращения.

Сведения предоставляются территориальными органами ПФР бесплатно.

Форма такого запроса утверждена Постановлением Правления ПФР от 04.04.2019 № 206п.

Запрос гражданина о предоставлении сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста

Прошу предоставить сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

Сведения о застрахованном лице:

Отчество (при наличии) ________________________________________________

Дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) ___________________________________________

Страховой номер (СНИЛС) ______-______-______ ___

Сведения необходимы для предоставления (нужное отметить):

в Федеральную налоговую службу;

в органы государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения;

Прошу направить сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста по адресу электронной почты:

(адрес электронной почты гражданина)

Дата заполнения Подпись гражданина (его представителя)

«__» ____________ ____ года _______________________________

Ниже приведем рекомендуемый образец справки, которую будут получать физические лица, обратившиеся в ПФР с соответствующим запросом.

Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста

По состоянию на _______________________________________________________

Сведения о гражданине:

Отчество (при наличии) ________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________

Страховой номер индивидуального лицевого счета _________________________

1. К категории граждан предпенсионного возраста в соответствии со статьями 391 и 407 Налогового кодекса Российской Федерации (делается отметка в соответствующем квадрате):

относится не относится

Дата достижения возраста, дающего право на пенсию в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 ___________________________

Сведения выданы для предоставления в налоговый орган.

2. К категории граждан предпенсионного возраста в соответствии (делается отметка в соответствующем квадрате):

(указывается нужное: со ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации)

относится не относится

Сведения выданы для предоставления:

(указывается нужное: в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения, работодателю)

Информация предоставлена на основании сведений, имеющихся в распоряжении ПФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Руководитель (заместитель руководителя)

Пенсионного фонда РФ

_______________________ ___________________ _____________________________

(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Способ 2: электронный

Обмен информацией между органами ПФР и работодателями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста льгот, предусмотренных ТК РФ, может осуществляться с письменного согласия таких граждан в электронной форме на основании соглашений, заключенных между органами ПФР и работодателями (Информационное письмо ПФР от 18.12.2018 №АД-25-24/25310, ФНПР от 17.12.2018 № 101114/231). С этой целью ПФР разработал соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и работодателем (форма данного соглашения приведена в указанном письме).

Кроме того, начиная с 2019 года ПФР запустил новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста.

То есть «предпенсионер» может не получать документ, подтверждающий право на льготы. Достаточно подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация. К примеру, чтобы воспользоваться льготой по налогу на имущество, нужно подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя. Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости.

Данные ПФР передаются в электронной форме через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и посредством электронного взаимодействия с работодателями.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста.

Справку в формате PDF или XML можно получить за несколько секунд. Для этого необходимо войти в личный кабинет при помощи пароля и логина учетной записи после регистрации на Едином портале государственных услуг, выбрать в разделе «Пенсии» вкладку «Заказать справку (выписку) об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста», после чего указать, куда предоставляются сведения (в ФНС, орган государственной власти РФ в области содействия занятости населения, работодателю). При желании сформированную справку можно получить на электронную почту, сохранить, распечатать, а также просмотреть в разделе «История обращений».

В связи с проведением в РФ пенсионной реформы (повышением пенсионного возраста) для «предпенсионеров» предусмотрен ряд льгот. При этом среди экспертов нет единого мнения о том, как правильно квалифицировать названных лиц в переходный период. Во избежание споров «предпенсионеру» целесообразно подтвердить свой статус соответствующей справкой.

Кроме того, с 1 января 2019 года ПФР начал работу по новому направлению — внедрению программного комплекса «Предпенсионеры». Благодаря ему все органы власти, подключенные к ЕГИССО, смогут получать актуальную информацию для предоставления мер социальной поддержки лицам предпенсионного возраста.

Читайте также: