Источниками финансирования социальных пенсий являются






Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения.

Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.

Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.

Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные.

Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования;

- Государственный фонд занятости;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Так, Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

Согласно ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- штрафные санкции и пени;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст.17 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду.

Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан - вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам.

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).

На 2017 год установлены следующие размеры страховых тарифов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%,

- свыше предельной величины базы – 10%;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%;

- в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования – 1,8%;

- на обязательное медицинское страхование – 5,1% (ст. 425, 426 НК РФ).

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ.

Так, ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию (ст. 24 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность.

Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Российская история пенсионной системы еще относительно молодая. Даже в Германии «пенсионная идея» осуществилась впервые лишь в 1889 году. Со временем данная мера социальной защиты населения начала свое распространение на все развитые страны, в частности и на нашу.

В России подобный федеральный закон приняли в 2001-м году, после чего пенсионное госстрахование стало частью отечественной пенсионной реформы.

Содержание статьи:

Основы пенсионной системы России

Пенсионную систему Россия унаследовала от СССР. В те времена пенсия гражданина особо не зависела от того, сколько лет он трудился, и какой была его зарплата – обезличенные платежи шли в «копилку», а оттуда уже распределялись пенсионерам. Кардинальные изменения начались с начала 90-х.

На сегодняшний день пенсионное обеспечение базируется на весьма широкой законодательной базе с учетом всех нюансов.


  • Виды пенсий сегодня – социальная и по старости, за выслугу лет и по потере кормильца, а также по инвалидности.
  • На трудовую пенсию сегодня имеют право все лица, занятые трудовой деятельностью. Для тех, у кого такого права нет, социальную пенсию устанавливают согласно ФЗ №166 от 15/12/01 г.
  • Известная сегодня система пенсионного обеспечения по сути является распределительно-накопительной. То есть, часть страховых взносов утекает на выплаты текущих пенсий, а вторая часть идет на лицевой счет страхователя.
  • Пенсионное страхование сегодня – это часть общей системы обязательного соцстрахования, в которой также учитывается страхование от несчастных случаев на работе, ОМС и страхование на случай временной нетрудоспособности.

Источники финансирования пенсии

Государственные пенсии сегодня финансируются из двух источников:

  • Из федерального бюджета для обеспечения каждой категории госслужащих и социальных пенсий.
  • Из бюджета, формируемого ПФ РФ.

Составные части трудовой пенсии в РФ:


  • Базовая.
    Данная часть фиксирована, устанавливается в твердой сумме, а размер зависит от вида пенсии, от наличия иждивенцев и группы инвалидности.
  • Страховая. Эта часть зависит от трудовой деятельности гражданина.
  • Накопительная. Зависит от суммы накопленных страховых взносов, которые учитываются также на лицевом счету гражданина.

Выплату пенсий осуществляет ПФ РФ, средства которого формируются, благодаря следующим источникам:

  • Страховые взносы от работодателей и ИП на обязательное соцстрахование.
  • Отчисления от единого социального налога.
  • Средства, полученные от размещенных сумм страховых взносов, уплачиваемых для накопительной части трудовой пенсии.
  • Средства федерального бюджета.
  • Прочие источники.

Что касается размера взносов в ПФ от предприятий/организаций – он устанавливается каждый год правлением фонда и далее утверждается соответствующими органами власти.

Сами страховые взносы начисляют на любые виды оплаты труда, а срок оплаты взносов – ежемесячно, для работодателей и граждан.

Формы пенсионного страхования


На сегодняшний день работа системы пенсионного страхования происходит следующим образом: ПФ РФ (страховщик) производит аккумулирование средств, управляет ими и в дальнейшем распределяет.

С момента получения СНИЛСа гражданин становится лицом, застрахованным согласно системе пенсионного соцстрахования. Все страховые взносы выплачиваются работодателем (страхователем).

Пенсия состоит сегодня из 2-х частей – из добровольной и обязательной. В чем отличия?

  • Обязательная.Эта часть страхования – под контролем ПФ РФ. Размеры пенсии и порядок выплат регулируются государством.
  • Добровольная. В формировании этой дополнительной части участвуют сами граждане. Главное отличие: размеры взносов регулируются не государством, а гражданами. Причем в добровольном порядке.

Что нужно знать о добровольном пенсионном страховании:

  • Страховую компанию и программу гражданин может выбрать самостоятельно.
  • Как это происходит: страхователь вносит сумму по договору страховщику, а страховщик инвестирует средства в различные инструменты рынка финансов для увеличения объема средств. В течение определенного количества лет страхователь платит означенную в договоре сумму (от 300 долларов ежегодно). В итоге, к пенсионному возрасту гражданин получает к своей обязательной пенсии внушительную добавку. Средства, накопленные на счете, и приумноженные с помощью страховщиков, выплачиваются вместе с процентами от инвестиционных доходов – либо единовременной суммой, либо периодами, оговоренными в договоре.

  • Деятельность всех страховщиков в полном объеме регулируется государством (включая сами инвестиционные инструменты).
  • Преимущества: обеспечение своего будущего. Обязательная выплата (то есть, деньги не пропадут) – самому страхователю или же выгодоприобретателю (по договору). Размер пенсии будет зависеть от возможностей страхователя. Минимум прибыли – 4 процента годовых.
  • Одновременно с заключением договора происходит страхование жизни. При наступлении страхового случая вся страховая сумма выплачивается выгодоприобретателю – и в полном объеме.
  • Размеры взносов устанавливаются в индивидуальном порядке – единовременные либо накопительные.

Когда начинают выплаты? Сразу после достижения возраста, отмеченного в договоре. Внесения платы больше не требуется, но вот накопленный капитал может продолжать работать для получения инвестиционной прибыли.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы:

  • от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • от 07.09.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
  • от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  • от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
  • от 28.12.2013 № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и нвестировании стредств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";
  • от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

  • государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;
  • обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию по старости или по инвалидности или по случаю потери кормильца и накопительную пенсию, и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;
  • негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Страховая пенсия зависит от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой пенсии также входит фиксированная выплата, устанавливаемый Законом и одинаковая для всех пенсионеров, за исключением определенных категорий.

Накопительная пенсия выплачивается в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ или на пенсионных счетах в негосударственном пенсионном фонде.

Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий

Источник
финансирования

Субъект формирования и выплат

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Каждый россиянин, имеющий достаточный стаж работы и достигший определенного возраста, получает пенсию от государства . Рассчитывать на нее могут и граждане, по каким-либо причинам не заработавшие трудовой стаж. Статистика показывает, что многие пенсионеры на заработанную пенсию могут только выживать. Поэтому государство делает все возможное для поддержки малообеспеченных слоев населения, а одной из форм поддержки является социальная доплата к пенсии. Ее получают пенсионеры, чьи доходы меньше прожиточного минимума, а кому положены выплаты и кто может на них претендовать, далее по тексту.

Кому положена доплата

После проведения в 2018 году индексации пенсионных выплат, многие лишились полагающимся им доплат. Это поставило многих из них в сложное положение. Понимая, что часто люди, живущие исключительно на пенсионные выплаты, вынуждены выживать, депутаты Госдумы РФ 4 марта 2019 года внесли на рассмотрение важный законопроект. Его депутаты приняли в первом чтении на заседании, которое состоялось 12 марта. Это позволит вернуть пенсионерам утраченные выплаты, так как уже с лета при назначении доплат пенсионерам индексация учитываться не будет. Положенные выплаты будут начисляться за каждый месяц, начиная с 01.01. 2019 г. По поручению Президента России будут пересчитаны и суммы доплат. На них могут рассчитывать:

  • пожилые люди, чей совокупный доход ниже ПМ, а он рассчитывается для каждого региона и отдельно взятого муниципалитета
  • пенсионеры, имеющие вредный стаж
  • лица, с выдающимися заслугами, включая Героев России, участников и ликвидаторов
  • лица, содержащие детей и инвалидов

Существует много вариантов помощи малоимущим людям с маленькой пенсией. Помимо самой пенсионной выплаты, специалисты при решении вопроса о целесообразности и сумме доплаты, учтут суммарный доход претендента. Сюда входят все доплаты, такие как материнский капитал, льготная оплата телефона, льготы на проезд и скидки по оплате «коммуналки».

В суммарный доход не входят материальная помощь, полученная натуральными продуктами, а также разовые выплаты, к числу которых относится единовременная доплата. Ее получили все пенсионеры в 2017 году.

Как оформить доплату

Согласно установленной практике, неработающие пенсионеры и малоимущие граждане сами должны об этом побеспокоиться, так как в стране действует заявительный принцип.

Это означает, что специалисты Пенсионного фонда не будут сами разыскивать пенсионеров, чтобы предложить им доплату. Исключением являются дети-инвалиды и сироты в возрасте до 18 лет – они могут рассчитывать на получение надбавок без подачи заявления.

На какую сумму доплаты можно рассчитывать

Источником доплат могут быть, как федеральный, так и местный бюджет. Сумма надбавки зависит от региона проживания, потому что уровень жизни и размер ПМ (прожиточного минимума) , как следствие, отличаются. Региональная привязка в вопросе организации дополнительных пенсионных выплат - это важный вопрос, и к этому вопросу нельзя применять принцип «уравниловки». Сумма доплаты пенсионерам зависит от источника финансирования пенсионных доплат.

Федеральная соцдоплата

Если доход «не дотягивает» до уровня «минималки», установленного для того или иного региона, при этом минимум, необходимый для проживания в регионе ниже, чем в целом по России, финансирование социальных надбавок производится из средств федерального бюджета. К таким регионам относятся сегодня Крым, включая город Симферополь, Краснодарский край и Ставрополье. Деньги из бюджета страны получает большинство центральных областей, Приволжье, юг России, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская область, другие регионы страны.

Особенности региональной соцдоплаты

Если ПМ по региону выше, чем по РФ в целом, а доход ниже, средства дополнительного финансирования пенсионеров выделяет бюджета региона. По такому принципу финансируются соцнадбавки в Москве и МО, доплаты из местного бюджета получают также нуждающиеся граждане, проживающие на Камчатке, в Ненецком, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО. Лидером по величине прожиточного минимума является Чукотка (19 тыс. руб.), второе место занимает Ненецкий АО (17 тыс. 956 руб.), на третьем месте находится Камчатский край (16 тыс. 543 руб.). Для сравнения, в Москве ПМ составляет 11 тыс. 816 руб., в целом же по России это 8 тыс. 726 руб.

Где принимают документы

Процедура оформления надбавки также отличается от источников финансирования. Для получения федеральной надбавки надо посетить отделение ПФР по месту регистрации или в МФЦ. Документы подаются одновременно с назначением пенсии. Для получения доплат из местного бюджета достаточно обратиться в местное подразделение соцзащиты. Подавать заявление не обязательно, так как данные создаются автоматически.

Следует помнить, однако, что при переезде на новое место жительства в законную силу вступают правила того региона, который вы выбрали для постоянного проживания. Важно также понимать, что социальная надбавка дается, если нет дополнительного дохода, за исключением доплат, выделяемых по потере кормильца.

Надбавки за содержание детей и иждивенцев

Многих интересует, на какие надбавки можно рассчитывать пенсионерам, у которых на иждивении находятся дети и инвалиды. Претендовать на надбавку по воспитанию ребенка могут пожилые люди, чей трудовой стаж закончился до 01.01 2015г., но не предоставившие в ПФР данных о детях. Расчет производится по баллам. Сумма зависит от количества детей и времени нахождения в декрете, составляет 220-661 руб. При подаче документов необходимо, помимо паспорта и СНИЛС, представить справку о составе семьи и документы на ребенка.

На особом счету у государства находятся многодетные мамы, которым после выхода на пенсию тоже положены социальные надбавки. Средства в этом случае выделяет региональный бюджет, а размер доплат привязывается к региону проживания. Учитываются величина минимального прожиточного минимума и возможности местного бюджета. Поводом для обращения в ПФР является отсутствие дополнительных источников финансирования и пенсия, величина которой ниже размера прожиточного минимума. При подаче документов от вас потребуются паспорт, трудовая книжка и свидетельство многодетной матери.

Также получать доплату могут пенсионеры, на иждивении которых находятся дети и нетрудоспособные граждане. На одного ребенка государство выделяет до достижения им 18-летия 1 тыс. 660 руб. 97 коп., столько же получают дети в возрасте до 23 лет, при условии их обучения на очном отделении. Доплата за двух детей составляет 3 тыс. 321 руб. 94 коп, а за 3 ребенка положена ежемесячная поддержка в размере 4 тыс. 982 руб. 91 коп. В случае если человек, находящийся на иждивении, является, к тому же, инвалидом, сумма доплаты учитывает группу нетрудоспособности и стаж, для тех из них, кто имеет опыт работы.

На что могут рассчитывать инвалиды

Помимо большого количества пенсионеров по возрасту, есть люди, которым пенсия назначена по нетрудоспособности, а они также могут рассчитывать на соцнадбавки. Размер ежемесячной помощи зависит от группы инвалидности, которую присваивают по результатам МСЭ. Инвалиды 1-й группы получают сверх пенсии еще 2 тыс. 489 руб. 55 коп, инвалиды 2-й группы – 1 тыс. 478 руб. 9 коп. Меньше всего получают люди с 3-й группой нетрудоспособности – 973 руб. 97 коп.

К инвалидам 1-й группы приравниваются по размеру надбавки дети-инвалиды, ликвидаторы аварии на ЧАЭС получают столько же, сколько люди со 2-й группой нетрудоспособности, а на максимальную сумму доплат в размере 4 тыс. 5 руб. 14 коп. могут рассчитывать инвалиды войны. Для получения надбавки необходимо самостоятельно обратиться в ПФР с заявлением, к которому прилагаются справка МСЭ и свидетельство о нетрудоспособности.

Какие преференции имеют госслужащие

Если вы перед выходом на пенсию находились на государственной службе, при этом постоянно проживали на территории Российской Федерации, также можете рассчитывать на поддержку государства. Госслужащие получают 3% от суммы заработной платы за каждый год стажа свыше 15-ти лет, но не более 75% от величины зарплаты. Если речь идет о регионах Крайнего Севера, то учитываются при начислении надбавки также местные коэффициенты. Для получения доплаты государственный служащий не должен иметь судимости и дополнительных источников финансирования. В пакет документов входят паспорт, справка об отсутствии судимости и трудовая книжка.

Таким образом, государство не оставляет своих пенсионеров без внимания. Чиновники прекрасно понимают, что среди большого количества получателей пенсии есть те, кто действительно нуждаются в поддержке. Поэтому миллионы людей пенсионного возраста, помимо самой пенсии, получают дополнительно надбавки. Их сумму рассчитают специалисты ПФР и службы соцзащиты по месту жительства, с учетом региона проживания, наличия на содержании детей и иждивенцев, включая инвалидов. Не забывайте также, что в большинстве случаев доплату можно получить, только при личном обращении в уполномоченный орган. В 2019 году на поддержку пенсионеров будет выделено 18 млрд. 800 млн. руб., в 2020-м - 20 млрд. руб., еще 19 млрд. 600 млн пойдет на эти цели в 2021 году.

Бесплатная консультация юриста доступна бесплатно на нашем сайте

Подписывайтесь на наш канал "Федзакон" , ставьте лайки и пишите, что вы думаете по этому поводу

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки в профиле)

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации — специа-лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель-стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством по-собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по-лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле-нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ-ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос-сийской Федерации. Пенсионный фонд России является самосто-ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве-дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
— страховых взносов работодателей;
— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
— страховых взносов иных категорий работающих граждан;
— ассигнований из федерального бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде-ляется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Рос-сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме-роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен-ной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
— обязательных страховых взносов работодателей;
— обязательных страховых взносов с заработка работающих;
— ассигнований из федерального бюджета Российской Феде-рации.
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза-тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра-хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения — это один из источни-ков финансовых средств для осуществления деятельности по со-циальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под-держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со-циальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития определяет основ-ные направления расходования средств этого фонда. На террито-рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе-ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин-валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной поддержки населения расходу-ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме-роприятий по следующим направлениям:
— предоставление натуральной помощи в виде предметов перо-вой необходимости (продуктов питания, одежду, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
— оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
— организация бесплатного питания;
— предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез-но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
— обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
— создание собственных предприятий;
— содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию
негосударственных систем пенсионного обеспечения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя-занности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основным федеральным органом исполнительной власти, про-водящим государственную политику и управление в области здравоохранения, занятости и социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Пре-зидента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Мини-стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Феде- щіии от 23.04,97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Фе-дерации осуществляёт свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министер-ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще-ствляет свои функции в следующих областях: решение комплекс-ных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци-альное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за-нятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита насе-ления; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Фе-дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство здравоохранения и социального развития задач и осуществление им своих функций.

Структура

Приказ Минздравсоцразвития России №764 от 22 сентября 2009 г. "О внесении изменений в распределение обязанностей между руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"

· + Статс-секретарь - заместитель министра Воронин Юрий Викторович

· + Заместитель министра Сафонов Александр Львович

· + Заместитель министра Скворцова Вероника Игоревна

· + Заместитель министра Белов Владимир Cергеевич

· + Заместитель министра Топилин Максим Анатольевич

· + Департамент организации социальной защиты населения

· + Департамент по делам инвалидов

· + Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы

· + Департамент международного сотрудничества

· + Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы

· + Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства

· + Департамент занятости и трудовой миграции

· + Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека

· + Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения

· + Департамент развития медицинского страхования

· + Департамент организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения

· + Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения

· + Департамент учетной политики и контроля

· + Департамент имущественного комплекса

· + Департамент управления делами

· + Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники

· + Департамент высокотехнологичной медицинской помощи

· + Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств

· + Департамент инновационной политики и науки

· + Департамент образования и развития кадровых ресурсов

· + Отдел по защите государственной тайны

· + Отдел по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации

· Службы, Агентство, Фонды

· + Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

· + Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)

· + Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

· + Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

· + Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

· + Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

· + Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

· Совещательные и координационные органы

· + Совет общественных организаций по защите прав пациентов

· + Коллегия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

· + Общественный совет при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

· + Координационный совет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства

· + Координационный совет по медицинскому и фармацевтическому образованию

· + Контрольный Совет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

· + Центральная аттестационная комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

· + Координационный совет по охране труда

· + Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

· + Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по рассмотрению вопросов развития кадрового потенциала, научной и образовательной деятельности в сфере здравоохранения

· + Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по рассмотрению вопросов правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности

· + Координационный совет по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России

· + Координационный совет по подготовке национальных кадров для зарубежных стран по медицинским и фармацевтическим специальностям и развитию международных связей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования

· + Аттестационная комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по рассмотрению кандидатур на должность ректора образовательного учреждения Минздравсоцразвития России

· + Комиссия по рассмотрению предложений субъектов Российской Федерации о потребности в привлечении иностранных работников и по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации

· + Межведомственная рабочая группа по рассмотрению региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

· + Рабочая группа по согласованию структуры органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и кандидатуры для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия

· + Рабочая группа по исполнению карты проекта по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года «Развитие рынка труда»

· + Рабочая группа по подготовке предложений по финансированию высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, по всем статьям расходов (полному тарифу)

· + Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета

· + Рабочая группа по координации взаимодействия Минздравсоцразвития России и Государственной корпорации «Ростехнологии» по завершению строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий

Читайте также: