Источники регулирующие пенсионное обеспечение







Источники пенсионного права можно определить как юридически оформленные результаты правотворческой деятельности государства (внешнюю форму выражения государственной воли) в сфере регулирования отношений, входящих в предмет пенсионного права.

Наиважнейшим источником права России в целом и, следовательно, пенсионного права в частности является нормативный правовой акт, множество которых образует систему пенсионного законодательства государства.

Теория права понимает под нормативным актом официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы

В упрощенном виде иерархическая система нормативных правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения, выглядит следующим образом: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств.

Отдельно выделим такие формы пенсионного права, как международные соглашения Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также локальные акты.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы установления пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в настоящее время является Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года №166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этот закон выделяет несколько групп обстоятельств, в связи с которыми наступает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Помимо этого закона в пенсионном законодательстве выделяют такие акты, регулирующие пенсии в целом: Федеральный закон «О трудовых пенсиях». Акты, регулирующие пенсионное обеспечение отдельных граждан: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям гражданам», а также другие законы, постановления правительства, указы президента и.т.д. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», то применяются правила международного договора.

Государственный гражданский служащий наделен правом на государственное пенсионное обеспечение, порядок и условия которого регулируются пенсионным законодательством. Это норма не прямого действия, так как не устанавливает конкретных условий для получения пенсии, ее виды и размеры. Здесь лишь устанавливается право на все виды пенсии для государственных гражданских служащих, членов их семей (в случае потери кормильца). Статьей Закона предусмотрено, что условия и порядок ее назначения и прочие детали определяются специальным федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время эту сферу в основном регулируют Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Постановление Правительства России от 28 апреля 2003 года №247 "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан", Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития России от 30 июня 2003 года №44. В качестве примера можно привести и Указ Президента России от 16 августа 1995 года №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы", в соответствии с положениями которого лица, замещавшие такие должности, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, из которых не менее 12 полных месяцев непрерывной службы должно приходиться на федеральную государственную службу, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.

Ниже приведены нормативные правовые акты, регулирую­щие действие пенсионной системы Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой закреплено право каждо­го тражданина на пенсионное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию.

от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации и призна­нии утратившими силу отдельных законодательных актов (по­ложений законодательных актов) Российской Федерации в свя­зи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ) — направлен на развитие системы обязательного социального страхования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, вносит изменения в порядок финансиро­вания выплат и предусматривает переход от ЕСН к страховым взносам;

от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) — устанавливает порядок уплаты, исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и меры ответственности за нарушения порядка их уплаты;

от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взно­сах на накопительную часть трудовой пенсии и государствен­ной поддержке формирования пенсионных накоплений» (да­лее — Закон № 56“ФЗ) — закладывает основы самостоятельного участия каждого человека в формировании своего пенсионного обеспечения;

от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — устанавливает основания возникновения и порядок реализации права государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет;

от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) — ре­гулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному стра­хованию;

от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) — устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов —- федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лии;

от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) — регулирует условия и нормы предо­ставления пенсионного обеспечения за счет средств федераль­ного бюджета военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, «чернобыльцам», а также лицам, кото­рые не приобрели права на трудовую пенсию;

от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» — определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии работникам граж­данской авиации, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты;

от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной по­мощи» — устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим се­мьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;

от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного соци­ального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) — определяет правовое положение субъектов обязательного социального стра­хования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязатель­ного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифи­цированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — устанавливает правовую основу и принципы ор­ганизации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пен­сионном страховании (далее — Закон № 27-ФЗ);

от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» — регулирует отношения, связанные с погребением умершего;

от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной си­стемы, и членов их семей» (далее — Закон № 4468-1) — определяет порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей.

Приказы Минздравсоцразвития России:

от 12.03.2010 № 141н/53н «О внесении изменений в Пере­чень документов, необходимых для установления трудовой пен­сии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению»;

от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о по­рядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

от 30.09.2009 № 805н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты»;

от 27.02.2002 № 16/19п «Об утверждении Перечня докумен­тов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению».


Анастасия Андреевна, вот эти:

Основными источниками пенсионного права являются: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"], Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"].


Вопрос по трудовому законодательству: правовое регулирование среднедневной зарплаты для расчета суммы пособия по временной нетрудоспособности. В основу берется средняя зарплата за два года. С какой даты отсчитываются эти годы? С момента выдачи больничного и два года назад? Или, например, с прошлого календарного года? Известно, что при расчете не учитываются выплаты по временной нетрудоспособности. А как быть с периодом? В нормативных документах говорится, что этот период исключается. Значит ли это, что средняя зарплата рассчитывается только по рабочему периоду, а период пребывания на больничном исключается, или он считается как бы с нулевой зарплаты. Желателен комментарий в двух словах и ссылка на правовой акт. Конечно, готов оплатить в приемлемых размерах - например, 3 тысячи, а не десятки тысяч.



Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности определен Законом N 255-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" , согласно которым для исчисления пособия необходимо:

5.1. Определить средний размер заработка застрахованного лица за расчетный период;

5.2. Определить средний дневной заработок застрахованного лица;

5.3. Определить размер дневного пособия;

5.4. Определить сумму пособия.

5.1. Размер среднего заработка за расчетный период определяется за последние два календарных года, которые предшествовали году наступления временной нетрудоспособности застрахованного лица (расчетный период). При этом учитываются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным "законом" от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.

5.3. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку с учетом страхового стажа застрахованного лица. (ч. 4 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, в случае если исчисленное пособие в расчете за полный календарный месяц превышает МРОТ, размер дневного пособия определяется путем деления МРОТ на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность (абз. 2 п. 20. Положения об особенностях порядка исчисления пособий).

5.4. Для определения суммы пособия по временной нетрудоспособности необходимо размер дневного пособия по временной нетрудоспособности умножить на число календарных дней, приходящих на период временной нетрудоспособности (ч. 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).


Николай! За 2 предшествующих календарных года. Если больничный в 2020 году, это 2018 и 2019-ый календарные годы, т.е. с 1 января по 31 декабря. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375 не учитываются доходы, в которые был другой больничный. Однако исключение периодов касается декретных, а не обычного больничного. Так в частности согласно п.15.2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком

В то время как для целей расчета больничных согласно п.17 того же Положения при исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:

а) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

б) период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;

в) период заключения под стражу или административного ареста;

г) период проведения судебно-медицинской экспертизы;

д) период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя.

Т.е. исключения других больничных здесь нет. Так что в этом случае берутся все 730 дней в отличие от декретных. Как-то так.


1. Пособие по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

Если вы уходите на больничный в 2020 году, то в расчет берется период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г.

Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. В силу с 19.06.2020),

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

2. Да, значит, что средняя зарплата рассчитывается только по рабочему периоду, а период пребывания на больничном исключается.

Простыми словами, например:

В 2019 году ваша средняя заработная плата за год составляла 300 000 рублей, однако в январе 2019 года вы уже были на больничном весь месяц, соответственно из 300 000 рублей необходимо вычесть заработок за январь.


Отвечу вам по существу ваших вопросов, и как вы просите в "двух словах" так как желание клиента - закон.

Расчет производиться первые в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. В силу с 19.06.2020).

Суть расчета - в расчет берется ваш заработок за предыдущий год.

В расчет среднего заработка берутся рабочие ваши дни, а те дни, которые вы не работали, они исключаются (не берутся в расчет).

Всего доброго вам решить ваш вопрос!


Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 10.12.2016) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"

от 24 декабря 2007 г. N 922

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

3. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Консультант Плюс: примечание.

О включении времени забастовки в расчетный период для исчисления среднего заработка см. письмо Минтруда РФ от 23.01.1996 N 149-КВ.

4. Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исхода из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.

5. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исхода из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.

7. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, средний заработок определяется исхода из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

8. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, средний заработок определяется исхода из установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада).


Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста [4].

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая - возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая - повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья - не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].

Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем:

  1. каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя;
  2. все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства [3].

Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении:

1) пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;

2) пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;

3) уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;

4) страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

5) деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;

6) государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования [1].

В нашей стране более 38 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Пенсия (от латинского pensio - «платеж») - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством) [3].

Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи - потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [1].

Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии [5]. Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий [3].

Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались. Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян.

Экономические трудности и неблагоприятные экономические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения приводят к систематическому падению жизненного уровня пенсионеров и их семей. Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в этом направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Указанная Концепция была развита и дополнена в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 [3].

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

1) государственное пенсионное страхование;

2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию - за счет средств федерального бюджета (базовая пенсия);

3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации - обязательных страховых взносов [3].

Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые имеют двойственный характер [2, 4]. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство. Именно НПФ предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей - профсоюзы - заключить такие коллективные договоры на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.

Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов [3].

Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность. Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г., через 7 лет их стало 280.

Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы планировалось размещать на специальный счет в рамках накопительной системы.

Предложенный выше подход к организации профессионального пенсионного страхования связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, функционирование которой началось в 2000 г. Сам Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 г. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов. Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.

Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.

Работодатели, помимо финансового участия в формировании Пенсионного фонда России, обязаны предоставлять сведения обо всех работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам, передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.

Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, содержат период деятельности, включаемый в специальный трудовой стаж, сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начислялись, и др.

Согласно Закону застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц; заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет [7]. Достоинством данного Закона являются перспективы дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В связи с принятием данного Закона пенсии для неработающих пенсионеров стали исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера - это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Иными словами, ИКП - соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия, к средней заработной плате в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволило преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с их индексацией [3].

В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

Утверждение локальных нормативных актов
Документы, необходимые для назначения пенсии


Прежде чем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, необходимо в общем виде представить себе систему законодательных актов, действующих в данной сфере, и основные вопросы, которые ими регулируются.

Основные законодательные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в Российской Федерации:

1) Конституция Российской Федерации (действующая редакция на 01.01.2009) — в редакции Указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, от 21.07.2007 N 5-ФКЗ, Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ);

4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ);

5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ);

6) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ);

7) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1);

8) Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее — Закон N 21-ФЗ);

9) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);

10) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ);

11) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах » (далее — Закон N 75-ФЗ);

12) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон N 111-ФЗ).

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Законом N 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного Закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии .

Действие Закона N 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся:

1) физические лица — граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан. Основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Законом N 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральным государственным служащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Закона N 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия.

К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств:

1) в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) в государственной противопожарной службе;

6) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) в органах уголовно-исполнительной системы.

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Закон N 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за ее пределы.

Закон N 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Закон N 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям в соответствии с указанным правовым актом относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Закон N 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Закон N 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

НК РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

ТК РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Читайте также: