Источники социального обеспечения социальные пенсии

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:


В России государство берет на себя обеспечение не только пожилых людей, которые достигли определенного возраста. На поддержку могут рассчитывать дети и люди во вполне трудоспособном возрасте. В статье рассмотрим, что такое социальная пенсия, кому она положена, и как ее оформить.

Виды и отличия социальной пенсии от страховой

Социальная пенсия – это денежное пособие, которое государство выплачивает людям, не способным трудиться по ряду причин и не получившим право на страховую пенсию.

В этом определении кроется разница между социальной и страховой пенсиями. Первая финансируется из государственного бюджета. Вторая – из Пенсионного фонда, поступления в который осуществляются за счет отчислений от заработка трудоспособного населения.

Получатель соцпенсии должен отвечать следующим требованиям:

  • быть признан нетрудоспособным;
  • постоянно проживать на территории России (не обязательно являться гражданином РФ, достаточно жить более 15 лет в нашей стране);
  • не иметь права на страховую пенсию.

Назначение государственных пособий регулируется законом о пенсионном обеспечении. Различают выплаты:

  • по старости,
  • по потере кормильца,
  • по инвалидности.

Сроки назначения выплат разные:

  1. Соцпенсия по старости может назначаться бессрочно, но если пенсионер устроится на работу, тогда лишится этого вида государственной поддержки. Официальная работа позволит ему рассчитывать уже на страховую, а не социальную пенсию.
  2. Соцпенсия по потере кормильца выплачивается детям до 18 лет. Возраст может быть продлен, если ребенок очно учится в учреждении, которое имеет образовательную лицензию. Но не более, чем до 23 лет.
  3. Соцпенсия по инвалидности выплачивается либо бессрочно, либо до момента, пока ее получатель признается инвалидом.

Таким образом, социальная пенсия положена с самого рождения и до смерти. Все будет зависеть от условий, которые привели к возникновению права на нее.

Кому выплачивается

Люди, которые не имеют источников дохода, могут рассчитывать на помощь от государства. Ее размер небольшой, но сумма ежегодно индексируется. Кто получит право на соцпособие, читаем далее.

На детей

Дети получают государственные выплаты в следующих случаях:

  1. Ребенок родился или стал инвалидом, не достигнув возраста 18 лет.
  2. Ребенок потерял сразу обоих или одного родителя. В этом случае выплаты от государства будут идти до 18 лет или до 23 лет, если получатель учится на очном отделении в образовательной организации. Но деньги выплачиваются, только если умершие родители не работали, т. е. не имели трудового стажа. Если стаж есть, то ребенок получит страховую пенсию по потере кормильца.
  3. Ребенок никогда не знал своих родителей. Как правило, это дети-сироты, которых родители оставили после рождения, и соцслужбам не удалось установить их личности. Выплаты также идут до 18 лет, или пока ребенок учится, но не дольше, чем до 23 лет.

Последние два вида выплат называются пенсией по потере кормильца.

На инвалидов

Получателями данного вида социального обеспечения являются инвалиды любой группы и возраста, в том числе дети.

Согласно законодательству человек признается инвалидом, если у него нарушены жизненные функции, что не позволяет ему нормально передвигаться, обслуживать себя, учиться, общаться, трудиться и пр. В этом случае он нуждается в социальной защите.

Но присвоить статус инвалида может только специальная комиссия. В зависимости от тяжести заболеваний назначают разные группы инвалидности. А дети до 18 лет получают категорию “ребенок-инвалид”.

Соцпенсия по инвалидности назначается только при полном отсутствии страхового стажа. Если пенсионер работал хотя бы один день, то он становится получателем страховой пенсии из Пенсионного фонда.

Обязательным документом для оформления выплаты является выписка из акта медико-социальной экспертизы.

По старости

Соцпенсию по старости получают люди, которые за свою жизнь не заработали страховой стаж (в 2019 году – минимум 10 лет, с 2024 года – 15 лет) или не накопили минимальный пенсионный балл (в 2019 году – 16,2, а с 2025 года – 30).

Возраст, с которого человек может рассчитывать на социальную пенсию по старости, больше, чем для начисления страховой пенсионной выплаты. Женщины – с 65 лет, мужчины – с 70. Получают ее не только граждане РФ, но и люди, прожившие не менее 15 лет в России. До 2023 года действует переходный период, когда возраст поднимается постепенно, пока не достигнет установленной законом новой отметки.

Если пенсионер устраивается на работу, то социальные выплаты прекращаются.

Отдельной категорией являются люди, проживающие на Севере. Пенсию платят не всем, а только относящимся к малочисленным народам и постоянно проживающим в районах их исторического расположения. И возраст для получения права на выплаты значительно ниже, чем для обычных граждан: 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. При смене места жительства и выезда за пределы “северной” территории пенсионер теряет право на соцпенсию.

Как оформить

После наступления случая, когда человек получает право на соцпенсию, он может в любой день обратиться за ее начислением. Заявления принимаются:

  • в отделении ПФР по месту проживания или фактического пребывания заявителя,
  • в личном кабинете на сайте ПФР,
  • через информационный портал Госуслуги,
  • по почте,
  • через МФЦ.

Заявитель подает документы лично, через представителя или своего работодателя. К заявлению прикладываются:

  1. Паспорт или вид на жительство.
  2. Свидетельство о рождении ребенка, где стоят прочерки в графах об отце и матери.
  3. Свидетельство о смерти родителей: одного или обоих.
  4. Документ, подтверждающий инвалидность.
  5. Документ, подтверждающий принадлежность к малочисленным народам Севера.
  6. Другие документы, которые подтвердят право заявителя на соцпенсию.

Если документы вы подаете через Госуслуги или сайт ПФР, то паспорт прикладывать не надо, т. к. при регистрации вы уже вводили его данные в систему.

Сумма социальных выплат

Если страховая пенсия рассчитывается по формуле, и в расчет входят несколько показателей, то соцпенсия имеет фиксированные суммы выплат. Они ежегодно индексируются, но пока остаются на довольно низком уровне. Самый большой размер помощи инвалидам с детства 1-й группы и детям-инвалидам – чуть более 12 тыс. рублей. У остальных категорий получателей сумма почти в 2 раза меньше.

Граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет

Инвалиды 2-й группы (за исключением инвалидов с детства)

Инвалиды 1-й группы

Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие обоих родителей, и дети умершей одинокой матери

Есть 4 способа получения пенсионных выплат. Пенсионер выбирает тот, что ему наиболее удобен:

  1. Почта России. Деньги можно получить в отделении в день, который сотрудники назначат для выплаты в соответствии с графиком. Или написать заявление о том, чтобы наличные приносили на дом. Если в течение 6 месяцев пенсионер не получал денег, то выплаты прекращаются и возобновляются только после заявления получателя.
  2. Банковская карта. Сейчас все большее число пенсионеров оформляют банковскую карту. Это удобно и практично. Государственные выплаты можно получить только на карту с платежной системой МИР. Как только деньги переводятся из бюджета, они в тот же день поступают на карту. По желанию пенсионер может снять в ближайшем банкомате наличные или расплачиваться за товары и услуги карточкой банка.
  3. Отделение банка. Не все люди доверяют пластиковым картам и умеют ими пользоваться. В этом случае они открывают счет в банке и получают деньги в кассе в любой день работы кредитной организации.
  4. Специальные организации. Например, доставкой соцпенсий могут заниматься органы соцзащиты. Список организаций, которые доставляют деньги пенсионерам на дом или выдают их в кассе, есть в территориальном отделении ПФР.

Особый порядок существует для доставки государственных выплат детям. Ее можно организовать на имя самого несовершеннолетнего или его представителя. Способы используются те же, что перечислены выше. Разрешение на расходование денег на счете от органов опеки не требуется. С 14-летнего возраста получатель соцвыплат может самостоятельно получать причитающееся ему государственное пособие.

Заключение

Социальная пенсия – это разновидность материальной помощи от государства для поддержки людей, которые не имеют других средств к существованию. Конечно, перечисленные в статье категории населения нуждаются в особом отношении. Выплачиваемая сумма, к сожалению, не позволит им вести безбедный образ жизни, а лишь поможет не умереть с голоду. Но мы имеем то, что имеем.

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  • Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

1.Право на социальное обеспечение
2.Трудовая пенсия

В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечения. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно в ст. 25 указанной Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных за-коном, закрепленное в ст. 39 Конституции, является одним из важнейших социальных гарантий, действующих в любом цивилизованном обществе. Основным видом, «сердцевиной» социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение.

Можно выделить следующие основополагающие принципы, на основе которых будет строиться новая система пенсионного обеспечения.

  • Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение.
  • Каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию.
  • Каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и продолжительностью страхования.

Средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории РФ.

Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвующих в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Пенсия — это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца. В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению (Закон о пенсионном обеспечении, Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) и трудовые пенсии (Закон о трудовых пенсиях).

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потери кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам целях предоставления средств к существованию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются:

  • на пенсии за выслугу лет;
  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • социальные пенсии.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, право на которую определено в соответствии с условия-ми и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Виды трудовых пенсий следующие:

  • по старости;
  • инвалидности;
  • случаю потери кормильца.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Закона о пенсионном обеспечении имеют:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено российским законодательством или между-народными договорами РФ.

К субъектам, имеющим право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, относятся следующие:

  • федеральные государственные служащие; военнослужащие;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных иных техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане.

По общему правилу гражданам, которые имеют право одновременно на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Из этого правила установлены исключения для следующих лиц:

  • граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Им может устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия;
  • участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
  • вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступивших в новый брак. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;
  • родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, за исключением случаев, когда смерть военнослужащего наступила в результате его противоправных действий. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;
  • нетрудоспособным членам семей граждан, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшим участие в ликвидации последствий этой катастрофы в зоне отчуждения.

Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию. В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных выше, имеют право на трудовую пенсию в случаях, установленных названным выше Законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных российским законодательством или международным договором РФ.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базык Е.Ф.

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Базык Е.Ф.

Текст научной работы на тему «Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и корпоративного управления, Академия маркетинга и социально информационных технологий -

ИМСИТ (г. Краснодар) Россия

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности.

Одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества занимает Социальное обеспечение, которое напрямую зависит от развития экономики, и тесно связано с идеей социального благополучия населения.

Право каждого гражданина РФ на социальное обеспечение закреплено в 39 статье Конституции Российской Федерации. Согласно данной статье каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии, которые в отличие от трудовых, не являются частичным замещением утраченного заработка и условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счёт средств государственного бюджета.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией это нетрудоспособные граждане:

- инвалиды (инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени);

- инвалиды с детства (не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7], либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8];

- дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона;

- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

- граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у её получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и

© Базык Е.Ф., 2016 г.

приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учёта районного коэффициента.

Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи:

- с достижением установленного законом возраста;

Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается (в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия гражданам назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию).

Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет).

К коренным малочисленным народам Севера (далее - малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»). Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления.

Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста.

Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8].

В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое - это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определённого возраста. Обычно многодетной признается женщина, имеющая трёх и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Второе основание - это воспитание матерью ребенка-инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Третье и четвёртое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов:

- инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения,

- инвалидов I группы по зрению.

Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т.е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались прежними.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» основаниям.

Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 5 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере

пропорционально базовой части трудовой пенсии (ст. 18 Федерального закона от 15

декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»):

Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8].

При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») [7].

Социальная пенсия назначается, если её получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении её ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания её получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с поправками от 21 июля 2014г.).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

7. Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 5декабря 2001 года № 166-ФЗ «О Государственном Пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Читайте также: