К принципам пенсионного обеспечения относится договорная основа

Пенсионный фонд Российской Федерации

Продолжая разговор о принципах пенсионного права, начатый в предыдущей заметке, здесь кратко рассмотрим содержание первых двух из сформулированных принципов.

Конституция - превыше всего
Принцип всеобщности пенсионного обеспечения закреплен в Конституции России, статья которой провозглашает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.


Принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение. Как все знают, таких законов у нас достаточно много. В отечественном праве реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения заключается в равной для каждого возможности при наступлении установленных в законодательстве юридических фактов, являющихся одновременно и социально значимыми обстоятельствами, получить те или иные пенсионные выплаты независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других дискриминационных факторов.

Основы основ
Принцип всеобщности проявляется в предоставлении иностранным гражданам и апатридам, постоянно проживающим в нашей стране, права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами России при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством. К проявлениям названного принципа также можно отнести закрепленную в действующем законодательстве возможность выплаты пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) лицам, выезжающим на ПМЖ за границу. Примером развития принципа всеобщности в российском пенсионном законодательстве служит вопрос о пенсионном обеспечении осужденных.

Статья 124 Закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» , действовавшего до 1 января 2002 г., устанавливала, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.
Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. № 11-П положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции и утратило силу с 16 октября 1995 года. В отношении иных видов пенсий статья 124 Закона № 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г. - с момента вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ. Статья 98 данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит.
При рассмотрении принципа всеобщности пенсионного обеспечения необходимо учитывать следующее.

Как правило, пенсии устанавливаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которая признается законодателем общественно полезной. Страховые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались (начислялись) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими значимой для государства соответствующей службы.

Природа указанных видов пенсий, несмотря на различные источники финансирования (страховые средства и федеральный бюджет), схожа и заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой и или иной деятельности. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в особых случаях, например, в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.


Вместе с тем имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении социально значимых обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан. Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации принципа всеобщности.

В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином.

Поэтому, по нашему мнению, полная реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий. Социальные пенсии являются сравнительно новым институтом российского пенсионного законодательства. Его история насчитывает чуть более 26 лет.

По общему правилу социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на страховую пенсию, и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца).


Итоги
Принцип обязательности и гарантированности пенсионного обеспечения пересекается с принципом всеобщности. Право на пенсию общепризнанно и относится к базовым социальным правам человека. Государство гарантирует не только максимальный охват граждан системой пенсионного обеспечения, но и отвечает за обязательный характер пенсионных выплат, предоставляемых при возникновении упомянутых социально значимых обстоятельств. Обеспечивается и гарантируется защита от любого социального риска, свойственного пенсионной системе. Нехватка финансовых средств не может являться основанием для неисполнения компетентными органами государства своих обязанностей по отношению к лицам, которым выплачивается пенсия. Именно поэтому государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами.

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Пенсия (от лат. pension - платеж) означает ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям.

Н.Дмитриевская подчеркивает огромное значение пенсионного обеспечения для формирования нормального психологического настроя в обществе: «Если пенсия не обеспечивает даже прожиточного минимума, она воспринимается негативно, вызывая обиду за свой нередко героический труд в прошлом, зависть к тем, кто получает большие пенсии. В обществе это способствует созданию негативного климата, нейтрализующего положительные эмоции и настроения». По мнению В.Роика, система социального страхования, которую «без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного организма. чутко реагирующего на его потребности в защите», играет важную роль в обеспечении стабильности общества, являясь «мощным механизмом достижения социального согласия».

Политическая функция пенсионного страхования заключается в обеспечении достойной жизни каждому гражданину и по завершении трудовой деятельности, что способствует установлению социального мира, подавлению антагонистических настроений в социуме.

Основным видом пенсионного страхования признано обязательное страхование, предполагающее обязательность целевых отчислений из заработка (дохода) экономически активного населения (страховые взносы). Принудительный характер уплаты таких взносов может обеспечить только государство на основе закона, и только оно может гарантировать как уровень пенсий, так и регулярность их выплаты. Но при этом страховые взносы не являются доходами государства. Они имеют целевое назначение, предназначены исключительно для выплаты пенсий.

Также следует дополнительно выделить еще два института пенсионного обеспечения – личное добровольное страхование пенсии, а также обязательное социальное страхование всех лиц наемного труда и самозанятого населения.

В своей работе я рассмотрю основные принципы и модели обязательного пенсионного страхования, а также пенсионные модели стран с развитой рыночной и переходной экономикой.

Функционирование обязательного пенсионного страхования основывается на реализации страховых принципов, как общих для всей системы обязательного социального страхования, так и специфических, применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами обязательного социального страхования, являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социально-, го страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности' страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

К важнейшим принципам пенсионного страхования, принятым международным сообществом, относятся следующие:

  • всеобщий и обязательный характер пенсионного страхования; доступность в реализации социальных гарантий; обеспечение права на пенсионное страхование;
  • сочетание обязательного и добровольного видов пенсионного страхования;
  • равноправие и многообразие форм;
  • обеспечение необходимого уровня пенсионного страхования;
  • предоставление права самим работникам влиять на уровень пенсионного страхования;
  • реализация потребности в широком привлечении различных финансовых источников;
  • обеспечение государственных гарантий стабильности пенсионного страхования, поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);
  • обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей;
  • привлечение в необходимых случаях государственных субсидий;
  • обеспечение предоставления застрахованным лицам различных видов пенсий;
  • заинтересованность в привлечении всего экономически активного населения для участия в пенсионном страховании;
  • равенство всех застрахованных с точки зрения выполнения обязательств по финансированию пенсионных выплат и приобретаемых в результате прав и гарантий;
  • создание правовых и организационных возможностей пенсионного страхования всех трудящихся и членов их семей во всех непредвиденных обстоятельствах, угрожающих здоровью или потере доходов;
  • особый порядок содержания средств на выплату пенсий, автономность от государственного бюджета;
  • контроль за использованием средств на выплату пенсий через представителей страхователей и застрахованных.

Как было отмечено выше важнейшим принципом пенсионного страхования является поддержание стабильного уровня пенсий, защита их от инфляционных процессов. Главный способ такой защиты - индексации пенсий. Применяется систематическая (автоматическая) индексация, индексация в принципе, разовая индексация.

Систематическая (автоматическая) индексация увязывается либо с увеличением цен, либо с изменением среднего размера оплаты труда, либо с динамикой обоих факторов.

Индексация в принципе означает, что государство признает необходимость индексации пенсии, но законодательно не устанавливает сроки и критерии ее осуществления.

Разовая индексация является необходимой мерой в условиях значительного снижения покупательной способности пенсий. Источниками средств для индексации пенсий являются увеличение величины страховых взносов, введение специальных взносов, налоговые поступления, доходы от инвестирования свободных средств пенсионных фондов, специальные правительственные субсидии, возрастание объемов страховых взносов в результате увеличения величины заработной платы. Обычно используются различные комбинации этих методов.

2.1. Распределительная и накопительная модели пенсионного страхования. Их преимущества и недостатки.

На современном этапе в мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

В солидарно-распределительной схеме (распространена в странах Европы и Северной Америки) размер пенсии зависит от страхового стажа, уровня оплаты труда и суммы страховых взносов. Пенсия формируется по принципу «последующее поколение финансирует предыдущее» собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, расходуются на выплату пенсий в текущем периоде, в связи с чем уровень благополучия пенсионеров полностью зависит от экономического положения работающих граждан. Эффективность данной модели зависит от соотношения коэффициента поддержки и динамики реальной заработной платы. В случае снижения коэффициента поддержки, при одновременном пропорциональном росте заработной платы ставки взносов и размер пенсии остаются неизменными. Но как правило ухудшение коэффициента поддержки выводит систему из равновесия. В долгосрочной перспективе под влиянием общемировой демографической тенденции старения населения государственные программы, основанные на распределительном принципе финансирования, оказываются в состоянии финансового кризиса, а в некоторых случаях становятся неплатежеспособными. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата гарантируется государством. Существует два вида распределительных пенсионных систем: одноуровневая и двухуровневая. Двухуровневая включает в себя базовую пенсию – национальную минимальную пенсию, которая устанавливается в фиксированной сумме вне зависимости от стажа и заработка застрахованного, и страховую пенсию – профессиональную пенсию, размер которой определяется в пропорции к заработку и зависит от трудового стажа. Одноуровневая система включает лишь страховую пенсию. К сильным сторонам распределительной модели обязательного пенсионного страхования следует отнести:

  • законодательное закрепление за страхователями обязанности по внесению страховых взносов на пенсионные нужды;
  • сохранность финансовых средств, обеспечиваемую автономностью фондов страхования, целевой характер поступления и расходования финансовых ресурсов пенсионного страхования, подконтрольность функционирования пенсионной системы государству;
  • неотчуждаемое по закону и реализуемое на основании принципа солидарности поколений право застрахованных на получение страховых сумм при наступлении страховых случаев;
  • наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения способ формирования пенсий (массовый характер участия в страховании работающих);
  • высокий уровень замещения заработков

Основным недостатком модели является невозможность создания справедливой системы расчета накопленных пенсионных прав и, соответственно, точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

Накопительная модель является полной противоположностью распределительной. страховые взносы работника в течение всей его трудовой жизни направляются на персонифицированный пенсионный счет в финансово-кредитной организации, владеющей специальным разрешением (лицензией) на осуществление деятельности по инвестированию пенсионных накоплений в денежно-кредитные инструменты и фондовые ценности в целях их приумножения. Накопленный таким образом пенсионный капитал в его номинальном объеме выплачивается застрахованному лицу в зависимости от установленного способа распределения аккумулированных средств и инвестиционного дохода на весь период дожития получателя пенсии. Зачастую условия данной схемы предусматривают также возможность единовременной выплаты накопленных средств без их конверсии в пожизненную ренту. Необходимое условие функционирования обязательной накопительной системы - наличие устойчивого источника финансирования у всех застрахованных. Функция государства в данной системе сводится к контролю за деятельностью пенсионных фондов и управляющих компаний. Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные модели получили в странах Латинской Америки и Азии.

В силу ряда существенных преимуществ накопительного страхования (независимость от политических решений об условиях назначения и порядке выплаты государственных пенсий, гибкий механизм управления пенсионным капиталом, дифференциация размеров пенсий в зависимости от величины накоплений и эффективности их инвестирования) по сравнению с распределительной системой отдельные страны переходят к накопительной пенсионной модели. Она в большей степени соответствует условиям рыночного хозяйствования и дает возможность использовать пенсионные накопления граждан в качестве инвестиционных ресурсов при участии специализированных институтов пенсионного страхования и обеспечения – пенсионных фондов и управляющих компаний.

У данной тенденции есть и противники. К примеру, английский экономист Н. Барр в докладе МВФ «Реформирование пенсионного обеспечения: мифы, правда и варианты выбора пенсионной политики» указывает на научную несостоятельность наиболее популярных аргументов, посредством которых обосновывается необходимость перехода от распределительных к накопительным принципам финансирования пенсий и приватизации пенсионного обеспечения. Особое внимание уделяет демографическим проблемам. Наблюдаемые в большинстве государств мира демографические тенденции свидетельствуют о неуклонном снижении численности людей трудоспособного возраста - в каждом последующем поколении по сравнению с предыдущим. В результате меньшее количество работающих вынуждено содержать большее число выходящих на пенсию. Демографические изменения влияют на сокращение производства, тем самым отрицательно воздействуя на распределительную пенсионную систему, уменьшая масштабы взносов и сокращая расходы на выплату пенсий, производимых при заданном тарифе. В накопительной системе указанная зависимость также неизбежна и проявляется через механизм рыночного спроса и предложения: превышение накопленных пенсионных активов старшим поколением, расходуемых на финансирование желаемого уровня потребления после выхода на пенсию, над предложением на товарном (фондовом) рынке приводит к росту цен на товары, работы, услуги (к падению курса ценных бумаг, в которые инвестированы пенсионные накопления) и , как следствие, к уменьшению покупательной способности аннуитета пенсионера.

По мнению Н.Барра, существует по крайней мере три вида рисков неопределенности, обусловливаемых макроэкономическими, демографическими и политическими обстоятельствами, воздействующими на все пенсионные системы независимо от способа финансирования (путем распределения текущих взносов или предварительной капитализации средств (накопительная модель)).

Кроме того, накопительные пенсионные системы сталкиваются с дополнительными рисками неопределенности в финансовой сфере, обусловленными:

  • рисковыми ситуациями для субъектов, которые инвестируют пенсионные накопления на финансовых рынках, не обеспечивающих необходимого уровня доходности и не гарантирующих надежной сохранности долгосрочных пенсионных активов;
  • высокой зависимостью от внешних факторов (изменение структуры ВВП, снижение темпов роста отдельных секторов народного хозяйства, повышение темпов инфляции, падение уровня жизни населения и т.д.) в силу необходимости сохранять и обслуживать накапливаемые денежные средства в течение жизни целого поколения (в среднем 35-40 лет);
  • минимальными индивидуальными накоплениями (в случаях ранних форм инвалидности работников, продолжительной учебы, болезней и безработицы), не способными обеспечить приемлемый уровень пенсии, при отсутствии действенных механизмов солидарного перераспределения средств между застрахованными и др.

Целесообразность перехода от солидарной (распределительной) пенсионной системы к капитализированной не может быть определена на основе простого сравнения нормы доходности на вложенный капитал и темпов роста заработной платы. Необходимо также учитывать стоимость перехода от распределительной системы к накопительной, сравнение рисков, которым они обе подвергаются, и стоимости соответствующих административных расходов. Кроме того, при переходе на накопительную систему, правительство должно в большей степени заботиться о ее жизнеспособности, устранять все негативные факторы, отрицательно влияющие на развитие пенсионной системы в целом.

Важной проблемой, связанной с неуклонным «старением» населения, является возрастающий дефицит средств, собираемых в виде налогов и взносов для осуществления выплат пенсий, пособий в необходимом размере. Государства с каждым годом все большую долю бюджета отвлекают на социальные и пенсионные выплаты, на финансирование дефицита пенсионных фондов и социальных программ. Наиболее очевидным выходом из складывающейся ситуации видится увеличение пенсионного возраста и увеличение налогов. Однако увеличение пенсионного возраста (что уже реализуется во многих государствах) лишь ненадолго поможет сдержать расходы на социальное страхование ввиду масштабов роста численности пенсионеров, а уровень налогов, достигающих в западных странах значительной части дохода (до 50%) делает дальнейшее повышения налоговых ставок проблематичным.

На сегодняшний день в развитых странах преобладает трех уровневая смешанная система пенсионного страхования.

Рассмотрим пенсионные системы стран с развитой рыночной экономикой – Германии, Великобритании, США и Швеции, а также пенсионную систему Казахстана – страны с переходной экономикой.

Правовой основой обязательного пенсионного страхования является федеральный закон «об обязательном пенсионном страховании в РФ», закон «о трудовых пенсиях РФ», закон «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Проблема построения пенсионных систем относится к числу глобальных. В соответствие с федеральным законом «об обязательном пенсионном страховании» обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого им до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком , которым является ПФ РФ.

ПФ РФ и его территориальные органы составляют единую центральную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФ перед застрахованными лицами. Наряду с ПФ РФ страхователями по ОПС могут являться и не государственные ПФ.

Страхователями по ОПС являются следующие категории:

· Юридические лица (работодатели)

К застрахованным лицам относят:

· Граждане, работающие по трудовому договору

· Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Пенсионное страхование осуществляется по случаю страхового риска, которым признается утрата застрахованным лицом, утрата заработка в связи с страховым случаем(это событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить страховое обеспечение):

При наступлении страхового случая возникает система обязательного пенсионного обеспечения

Данная система означает, что при наступлении страхового случая ПФ должен исполнить свои обязательства перед застрахованным лицом посредством страховых выплат:

· Социальные пособия на погребение умерших пенсионеров и не работающих на день смерти

Трудовая пенсия– это ежемесячная выплата в целях компенсации гражданам зарплаты или иного дохода, которые получали застрахованные лица до наступления страхового случая. Нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Пенсия составляет 28% от заработной платы.

По требованию международной организации труда она должна быть не ниже 50%.

В соответствии с ФЗ «о трудовых пенсиях» выделяют следующие виды трудовых пенсий:

· По старости (возрасту)

· По случаю потери кормильца

По старости назначается и выплачивается лицам при наличии 2 условий:

· Достижение пенсионного возраста (женщины – 55 мужчины – 60)

· Наличие не менее 5 лет страхового стажа

Страховой стаж –это суммарнаяпродолжительныхпериодов работы в течении которых застрахованное лицо перечисляет страховые взносы (бюджет ПФ)

Еслигражданин не имеет право на получение трудовой пенсии, то ему назначается социальная пенсия.

Социальная пенсия –вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению ,которая назначается при отсутствии права на трудовую или иной вид пенсии.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности (3, 2, 1) степени определяется по медицинским показаниям органами медико-социальной экспертизой.

Трудовые пенсии по инвалидности устанавливаются не зависимо от причин инвалидности, продолжительности страхового стажа, при полном отсутствие страхового стажа будет назначаться социальная пенсия.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, состоящие на его иждивение.

В настоящее время трудовые пенсии состоят из 2-х частей:

Страховая часть формируется за счет поступивших за застрахованное лица страховых взносов в пенсионный фонд.

Тариф страхового взноса дифференцирован в зависимости от возрастной группы застрахованных лиц.

26% от начисленной оплаты труда (начинает действовать с 2011г).

1)граждане родившиеся до 1967г. Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии 26% от оплаты труда.

2)граждане родившиеся 1967г и позже 20% от оплаты труда.

Таким образом, страховая часть непосредственно зависит от величины оплаты труда застрахованного лица.

Чем выше размер оплаты труда, тем выше страховые взносы и тем выше размер будущей пенсии. Накопление источников для финансово-страховой части трудовой пенсии, а в дальнейшем финансирование назначенной пенсии происходит следующим образом: страховых взносы перечисляемые работодателями поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Полученный объем страховых взносов (пенсионный капитал) регулярно индексируется.

При назначении трудовой пенсии объем страховых взносов делится на так называемый период дожития 19 лет(228 мес.) – это средний возраст нахождения пенсионера на пенсии. Тем самым определяется величина страховой части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии, по сути, является разновидностью страховой части. Она финансируется не за счет части страхового тарифа установленного для более молодой возрастной группы. С 2011 года составит 6% от начисленной оплаты труда.

Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии расходуется ПФ на выплату текущих пенсий, в этом случае действует принцип солидарной ответственности накоплений. Страховые взносы на финансирование трудовой пенсии зачисляются на специальную часть лицевого счета застрахованного лица.

В дальнейшем эти взносы перечисляются в управление управляющих компаний, которые инвестируют эти страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Государственное управляющая компания – это ВнешЭконом Банк. Управляющая компания могут инвестировать страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии следующие виды активов:

ü Государственные ценные бумаги РФ

ü Государственные ценные бумаги субъектов РФ

ü Облигации российских эмитентов (ОАО)

ü Денежные средства в рублях на счетах предприятий (организаций)

ü иностранная валюта (на счетах)

Индивидуальные предприниматели (ИП) – перечисляют страховые взносы в ПФ исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года – это сумма денежных средств, которая должна поступать за застрахованное лицо в бюджет ПФ в течении 1-го финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения.

Стоимость страхового года определяется путем умножения min размера оплаты труда (4330 руб)*12 месяцев*20%=10392 руб

Действует программа государственного софинансирования пенсии.

Граждане формируют накопительную часть трудовой пенсии добровольно, и не зависимо от возраста на 1000 страховых взносов государство дополняет еще 1 тыс. но не более 12 тыс. в год.

Государственное пенсионное страхование — один из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов. Одновременно с выполнением своей функции в системе социально-трудовых отношений государственное пенсионное страхование является неотъемлемой частью бюджетно-финансовой системы государства. Если взносы не поступают в полном объеме, и в пенсионном фонде недостаточно средств для выполнения условий пенсионного законодательства по выплате пенсий, государство обязано пополнять пенсионный фонд и обеспечить выполнение пенсионных обязательств по закону.

Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями, с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, между застрахованными и работодателями, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей. Полная автономность бюджета пенсионного фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной выплаты (размеры страховых взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное взыскание, санкции за задержку платежей и т.п.) должно относиться к исключительной компетенции высшего законодательного органа страны, который проводит пенсионную политику через соответствующие законы.

Обязательное государственное пенсионное страхование включает в себя систему пенсионного обеспечения, охватывающую все активное населения в трудоспособном возрасте, включая наемных работников, предпринимательские категории граждан и отдельные виды деятельности, участвующих в обязательной пенсионной системе на специальных условиях. Основная особенность пенсионной системы в России заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из числа, главным образом, государственных служащих: военные и правоохранительные органы, служащие определенных сфер государственной власти и т.д.

Основные принципы пенсионного страхования: 1) единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования; 2) всеобщность;

3) обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

4) государственная гарантия для всех застрахованных;

5) солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

6) федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы;

7) автономности бюджета пенсионной системы от государственного бюджета; 8) поддержания уровня жизни пенсионеров (осовременивания пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);

9) эквивалентности страховых платежей и пенсионных выплат;

10) зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий;

11) индивидуального учета (персонификации) уплаченных страховых взносов и др. принципы.

В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:

- из государственных средств (в рамках государственного социального обеспечения); - из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионного страхования); - из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).

Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на три направления:

а) индивидуальное страхование пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера;

б) накопление средств в страховой организации адекватно размеру назначаемой пенсии;

в) групповое страхование — пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 817 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: