Казахстан повышение пенсионного возраста протесты

В последнее время в Казахстане все чаще говорят о снижении пенсионного возраста. И на это есть немало причин. Однако правительство не рассматривает этот вопрос. При этом пенсионная система в стране будет модернизирована.


В 60 лет на пенсию

Не так давно мажилисмены из фракции КНПК, озвучивая запрос на имя Премьер-Министра РК, подняли тему снижения пенсионного возраста для казахстанцев. Коммунисты считают, что в условиях надвигающейся второй волны COVID-19, роста рисков мутации коронавируса, появления других опасных штаммов вирусов важно уберечь пожилых людей, чей возраст и сопутствующие ему болезни выделяют их в особую группу риска. Для них необходимо создать условия для нормальной самоизоляции, а это возможно только в том случае, если отправить их на заслуженный отдых. Депутаты предложили определить для этого возраст в 60 лет. Причем для всех — и мужчин, и женщин.

Парламентарии считают, что эта мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизни и здоровья старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда. В условиях пандемии именно предпенсионеры оказались самой незащищенной группой населения. Им и без того было трудно удержаться на рынке труда, а сейчас, когда безработица растет, это и вовсе станет нереально. Значительное число сокращений и увольнений придется именно на людей старше 50 лет, которым гораздо сложнее, чем молодежи, встроиться в меняющийся рынок труда. Снижение пенсионного возраста стало бы мерой социальной поддержки. Проще позволить людям выйти на заслуженный отдых, чем платить им пособия по безработице.

Напомним, что сейчас в Казахстане пенсионный возраст для мужчин наступает в 63 года, для женщин — в 59,5 года. В 2013 году приняли закон, предусматривающий поэтапное повышение возраста выхода на пенсию для женщин. В частности, ежегодно, вплоть до 2027 года, им добавляется по шесть месяцев. К тому времени все представительницы прекрасного пола будут выходить на заслуженный отдых в 63 года. Если доживут, конечно. Средняя продолжительность жизни в РК, согласно данным Министерства здравоохранения, составляет 72 года.

Правда, уйти на пенсию можно досрочно: мужчинам — в 55 лет, женщинам — в 51,5 года. Но для этого необходимо приобрести пенсионный аннуитет, то есть на своих счетах в ЕНПФ надо иметь 10,5 и 14 миллионов тенге соответственно. Как показывают расчеты Минтруда, не у всех работающих казахстанцев достаточный уровень накоплений, необходимый даже на приобретение жилья, не говоря уже о покупке пенсионного аннуитета.

В верхах, судя по всему, не собираются прислушиваться к депутатам. И на то есть свои аргументы. Так, по словам Министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривают. Да и такие решения не принимают в одночасье. Они должны базироваться на исследованиях, долгосрочных прогнозах с учетом экономических, демографических факторов, вопросов соотношения количества работающего населения и пенсионеров. Нужно учитывать и ситуацию на рынке труда, и динамику старения населения. К примеру, если 10 лет назад в стране соотношение пенсионеров к работающему населению составляло 20 процентов, то есть приходилось пять работающих на одного пенсионера, то сейчас этот показатель перевалил за 30 процентов. По статистике, доля граждан старше 65 лет сегодня составляет 7,7 процента от всего населения, тогда как пять лет назад этот показатель был 6,8 процента.

В стране увеличивается нагрузка на работающее население — трое работающих казахстанцев кормят себя и еще одного безработного. Казахстан — государство с самым высоким средним возрастом в Центральной Азии. Это около 30 лет. В дальнейшем, как заметил министр, в республике будет все больше пенсионеров. Чтобы их прокормить, нужно повышать эффективность труда и, возможно, повышать пенсионный возраст и налоги. К тому же во многих сферах продолжают работать специалисты, которые уже давно должны были выйти на заслуженный отдых, но их некем заменить. Поэтому высвобождение рабочих мест за счет снижения пенсионного возраста едва ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке труда.

Хотя, как отмечают специалисты, пенсионный возраст можно снизить, но для этого надо увеличить эффективность использования средств ЕНПФ. Почти половина средств фонда вложены в государственные ценные бумаги, что не является эффективным активом во время кризиса. Второй вариант, при котором предложения депутатов можно реализовать — если увеличить налоги, но облегчить их выплату и сделать понятнее систему налогообложения, а также сократить госаппарат.

От базовой к гарантированной

Отечественная пенсионная система пережила не одно реформирование. Казахстан первым среди стран СНГ начал модернизировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения и перешел с 1998 года на накопительную.

Сегодняшняя пенсия вышедших на заслуженный отдых казахстанцев состоит из трех частей. Выплата складывается из базовой пенсии (так называемой «президентской»), которая назначается всем без исключения. Ее размер не зависит от трудового стажа и заработной платы. Вторая часть пенсионных выплат — солидарная, зависит от трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, и последняя составляющая — накопительная — 10-процентные отчисления от заработной платы работника.

В Казахстане утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года. В соответствии с этим документом предусматривается переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии с 2028 года. Предполагается, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысит уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами. В частности, предлагают установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее пяти лет. При пятилетнем стаже — 70 процентов от прожиточного минимума, а каждый год сверх пяти лет ее размер будет увеличиваться на два процента. Минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитывать планируют с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии. При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Для поддержания размеров солидарных пенсий (начисляется работавшим до 1998 года с минимальным трудовым стажем более шести месяцев) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексировать с опережением уровня инфляции на два процента.

Также предлагают установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, то есть в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в соответствии с изменениями, внесенными в Закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», с 1 апреля минимальная пенсия установлена в размере 40 441 тенге).

Пересмотрят коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя. При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Кроме того, планируют ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная. В результате этого изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче, чем для всех категорий граждан, соответственно сумма ежемесячных выплат будет выше.

С 2023 года предлагают ввести дополнительный условно-накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей, поэтапно, по ставке, начиная с одного процента и доведя до пяти процентов к 2029 году. Работодатели будут перечислять обязательные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет собственных средств. При этом государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент.

Правительство Казахстана подготовило проект указа Президента РК «О внесении изменений и дополнений в Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года», где предусмотрены все вышеперечисленные новшества. Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения, которое завершится 12 ноября 2020 года.

Чиновники считают, что, изменив базовую пенсию, решат проблему сразу трех поколений пенсионеров: тех, кто до 1998 года имел низкий доход; кто имел маленький стаж до 1 января 1998 года; тех, кто участвовал только в накопительной системе. Что касается солидарной части, то она будет функционировать до того времени, пока в Казахстане существует нынешнее поколение пенсионеров и тех, кто на 1 января 1998 год имел стаж не менее шести месяцев. После 2043 года, как подсчитали чиновники, солидарная пенсия не будет назначаться никому.

Будущая пенсия

Сумма, которую человек может получить за год из своих накоплений, строго фиксирована. К примеру, годовой фонд пенсионных выплат из ЕНПФ не должен превышать 30-кратный размер минимальной пенсии, установленной на соответствующий финансовый год. Есть методика расчета, согласно которой каждому возрасту пенсионера соответствует так называемый коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений. В 63 года — это 0,10467. Умножив сумму накоплений на это число, получаем сумму, которая будет выплачена в течение года.

Многие задаются вопросом: как долго я буду получать пенсию? В мировой практике есть такое понятие — «возраст дожития». Это срок, до которого растягиваются и выплачиваются накопленные пенсионные взносы человека. В Казахстане это 19 лет. Правда, как показывает статистика, фактический средний срок дожития у мужчин составляет шесть лет (хотя ряд социологов считает более достоверным три года), а у женщин — 11. Также подсчитано, что женщине, выходящей на пенсию с накоплениями четыре миллиона тенге, этих денег хватит ориентировочно на семь лет. Причем, если человек живет меньше, его деньги остаются родственникам, дольше — от государства он может получить лишь минимальную пенсию. И только инвалиды I и II групп имеют право получать выплаты бессрочно.

Лучшая система

Если брать лучшие пенсионные системы, то там налоговая нагрузка в 2-2,5 раза больше, чем в Казахстане. И только сингапурская модель позволяет сохранить налоговую нагрузку и даже ее немного снизить. Там есть только два вида отчислений — это индивидуальный подоходный налог и пенсионный взнос. Общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда на 10-20 процентов ниже, чем в Казахстане. Система выстроена так, что человек может распоряжаться своими накоплениями — на жилье, образование, медицину. (Что, впрочем, и планируют со следующего года внедрить в Казахстане.) Ставки меняются в зависимости от возраста — чем человек старее, тем меньше ставка. Но если перенять сингапурскую модель пенсионной системы, то возникнет необходимость внести изменения и в налоговую систему.

В свое время в Казахстане предлагали «инновационный» вариант решения пенсионного вопроса, который, как уверяли, не имеет аналогов в мире. В частности, предлагалось детям взять на себя решение финансовых проблем пенсионеров-родителей путем закрепления в законодательстве обязательных пенсионных взносов и таким образом перейти от накопительной пенсионной системы к семейной. Нынешние 10 процентов отчислять не в пенсионные фонды, а на открытые банковские счета родителей. По задумке молодые люди до 35 лет обязаны перечислять часть своих пенсионных накоплений собственным родителям. Первый ребенок — 15 лет, второй — 12 и третий — девять.

Мировые эксперты сходятся во мнении, что идеальной пенсионной системы в мире не существует. А рецепт обеспеченной старости для тех, кто сегодня работает — не ограничиваться обязательными пенсионными накоплениями, а использовать дополнительные способы сохранить и преумножить.

— Александр Владимирович, в Казахстане повышение пенсионного возраста прошло не сказать, чтобы гладко, однако без потрясений. В России аналогичная инициатива правительства – грозит, по некоторым прогнозам, вылиться чуть ли не в народные бунты. Вы один из самых активных противников этой «реформы». Считаете, без неё можно обойтись?

– Во-первых, я должен сказать, что, честно говоря, я не вижу, чтобы это все вылилось в бунты. Пока все протесты, которые имеют место быть, они, в принципе, носят организованный характер, то есть хаос какой-то здесь отсутствует. Не будем преувеличивать в этом смысле масштаб и интенсивность, с одной стороны. Это нормальный, законный, активный протест. С другой стороны, можно ли обойтись без увеличения пенсионного возраста? Конечно, можно. В том числе и потому, что предложения, которые идут сейчас со стороны правительства, ограничиваются единственным пунктом. Они ограничиваются просто повышением пенсионного возраста. Все остальные вещи, которые нам вроде бы обещают – возможный рост пенсий, ликвидация проблем в пенсионном фонде, системные меры по обеспечению занятости людей предпенсионного возраста и прочее – излагаются только на словах.


То есть предлагается просто повысить возраст выхода на пенсию, никоим образом не фиксируя дальнейшие обязательства государства, либо хотя бы общую схему пенсионной системы, которая будет реализована после повышения пенсионного возраста. Это первое обстоятельство, которое делает меня противником данной «реформы». А дальше можно приводить всю остальную аргументацию, почему, с нашей точки зрения, повышать пенсионный возраст не нужно. Это широкий диапазон аргументов – от того, что это экономически не эффективно, то есть с чисто прагматической точки зрения принесёт вред, не говоря уже о репутационных потерях для власти, заканчивая тем, что предложенная схема просто бесчеловечна. У людей отнимают деньги, не предлагая ничего взамен.

– Взамен предлагают сохранять спортивную форму, бодриться и продолжать работать после 60 и 55 лет соответственно. Это полезно для здоровья. На самом деле аргумент, конечно, жульнический. Какое ваше собачье дело, товарищи министры, собираюсь я работать после шестидесяти лет или нет? Как-нибудь сам решу. Повышение пенсионного возраста в действительности представляет собой наглый грабёж населения. Правительство миллиардеров собирается отбирать по 100-150 тысяч рублей в год у каждого дорогого россиянина, которому по действующему пока что закону полагается пенсия с 60 лет. За пять лет – 500-750 тысяч. А у каждой дорогой россиянки за 8 лет хотят отнять более миллиона рублей… Я правильно понимаю ситуацию?

– Да. Совершенно, правильно. Еще раз говорю, что у правительства отсутствует комплексный подход к решению проблемы. Если в стране низкий уровень заработных плат, от которых идут отчисления, в том числе в пенсионный фонд – не могут появиться большие пенсии. Если не создаются рабочие места в достаточном количестве, то люди, которые готовы продолжать трудовую деятельность, не могут быть обеспечены нормальной полноценной работой. Количество аргументов против «реформы» крайне велико. И в этом смысле… Возвращаясь к вашему вопросу по поводу бунтов, с этой точки зрения у нас люди ведут себя крайне, я бы так сказал, сдержанно, интеллигентно и благожелательно. Особенно если учитывать тот уровень аргументации, которая применяется для доказательства необходимости повышения пенсионного возраста.

– При этом вся Россия против этой «реформы».

– У нас в стране действительно наличествует национальный консенсус по этому поводу. По всем социологическим опросам от 80 до 92 процентов населения не согласны с данным предложением правительства. И что характерно. Когда в 1992 году проводились гайдаровские реформы по отпуску цен, не без оснований называемые «людоедскими», их всё-таки поддерживало большое количество людей. Потому что были иллюзии – рынок всё выправит, товарный голод будет ликвидирован и так далее. А сейчас идею повышения пенсионного возраста, по сути дела, поддерживают только люди из правительства, либо люди из околоправительственных структур, либо те, кто находится на контракте с правительством. Вот, собственно, и всё. А в отношении всех остальных наличествует абсолютный консенсус.

– Я так не думаю, во-первых. Во-вторых, я думаю, что он понимает уровень проблемы, которая затронута и именно поэтому пока что оценивает реакцию общества. И я в этом смысле почти не сомневаюсь, что последнее слово будет говорить он.

– А если Путин поддержит предложения правительства? Ведь совершенно понятно, на сто двадцать процентов, что эта «инициатива», именно вот в таком формате, была с ним согласована. И вот президент подождёт, убедится, что общество реагирует «интеллигентно», что профсоюзные лидеры – я не вас имею в виду – только сурово хмурят брови, но к решительным действиям не готовы… Или это ошибочная точка зрения? И профсоюзные лидеры готовы?

– Это ошибочная точка зрения, потому что, может быть, со стороны кажется, что мы только грозные слова произносим. Мы ведем себя более сдержано, чем те люди, которые звонят нам из нашей же структуры из регионов, потому что там, в ряде регионов уже прошли акции. Думаю, что в будущие две недели они пройдут по всем субъектам РФ. Разного уровня, разной степени напряжения. Правительству, конечно, удалось поставить на уши население РФ в ситуации, которая абсолютно этого не требовала.

– Каким вам представляется выход из сложившегося положения? Правительство должно отыграть назад, отказаться от, тех глупостей, которые предлагало?

– С моей точки зрения, должен быть объявлен переходный период. Но не в части переходного периода по повышению пенсионного возраста. А в части следующей: правительство должно в течение определенного срока взять на себя определенные обязательства. А именно: предпринять какие-то более-менее решительные существенные шаги по разрешению проблемы заработных плат, не только у бюджетников, но и во внебюджетном секторе. Должны быть шаги по созданию новых рабочих мест, но в нормальном виде. Должна быть решена проблема с безработными. Должна быть ратифицирована 102 конвенция Международной организации труда, гарантирующая пенсии на уровне не менее 40 процентов от среднего заработка. Сейчас они в районе 34 процентов у нас в стране. Причем, ратифицирована без изъятий, которые предлагает сейчас правительство: выкинуть оттуда страхование от безработицы. И так далее. То есть, грубо говоря, в течение трёх-пяти лет правительство делает серьезные шаги по нормализации социальных и трудовых отношений в стране, а дальше, через эти три-пять лет, мы оценим ситуацию: можно или нельзя заговаривать о повышении пенсионного возраста. Только в такой последовательности. А пока что, как я уже сказал, предложен просто законопроект о повышении пенсионного возраста, без всяких гарантий, обязательств со стороны правительства. Это называется «мизер вслепую». Нам просто предлагают поверить людям, которые, я скажу мягко, за предыдущий период не доказали свою компетентность в разрешении социальных и экономических проблем, стоящих перед страной. Поверить – и отказаться от ряда тех преференций, которые у нас есть.

– Ваша схема насчёт переходного периода мне очень нравится. Но она подразумевает довольно высокий уровень административной квалификации, какового в российском правительстве не было обнаружено. Вы сами об этом только что сказали. И у меня не хватает фантазии представить, что Медведев и другие административные гении из кабинета министров РФ вдруг начнут генерировать и выполнять такие сложные планы.

– Я вам так скажу: функционалом профсоюзов не является смена власти либо смена социально-экономической формации, в которой находится страна. Это функционал других структур. Политических партий и так далее. Или революций. Но я могу сказать, что мы предлагаем определенную схему, мы высказываем, на мой взгляд, вполне резонное несогласие с предложением правительства. Может оно с этим не согласиться и пойти напролом? Может, конечно. Но, еще раз повторю, мы не будем призывать к вооруженному восстанию.

– А лозунг «Правительство в отставку», теоретически профсоюзы могут предложить, при худшем варианте развития событий?

– При худшем, чисто гипотетически, да. Я высказываю свою точку зрения. Это не является позицией организации.

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Последние публикации



Под таким лозунгом общественные организации и профсоюзы Казахстана намерены провести кампанию протеста против увеличения пенсионного возраста для женщин до 63 лет. Представители гражданского общества решили создать единый комитет по противодействию модернизации пенсионной системы, о чем заявили на прошедшей вчера в Алматы пресс-конференции. Как известно, идею установить для всех граждан одинаковый пенсионный возраст весной этого года озвучил именно председатель Национального банка Григорий МАРЧЕНКО. Это заявление вызвало волну возмущения в обществе, и позже глава Нацбанка поспешил оправдаться: об этом просят сами женщины. Однако большинство казахстанок на самом деле вовсе не горят желанием работать на 5 лет дольше, чем это положено сейчас.

- Государство не заботится о будущем поколении, - говоритпредставительница общественного объединения “Талмас” Нелли ЧУЙКИНА. - Если женщина будет дольше находиться на работе, то не в состоянии будет заниматься внуками. А все прекрасно знают, что в стране катастрофическая нехватка детских садов.

Общественное объединение “Талмас” направило запросы касательно повышения пенсионного возраста для женщин в Министерство труда и социальной защиты и Нацбанк. Ответы активистов не удовлетворили. К примеру, Минтруда считает, что “вопрос не должен рассматриваться лишь с точки зрения гуманности по отношению к женщинам”. А Нацбанк так и вовсе поддерживает эту идею, потому что “с повышением пенсионного возраста появится возможность работать, продолжая накапливать и рассчитывать на более достойную пенсию в будущем”.

Между тем известный экономист Канат БЕРЕНТАЕВ считает: следует вообще отказаться от накопительной пенсионной системы и вернуться к солидарной.
- Солидарная система характеризует связь поколений, - считает он. - То есть старшее поколение уже вложило свой труд в развитие страны и воспитание детей. И сейчас те, кто работает, возвращает им долг. В том числе и государство. Это не значит, что человек становится социально инфантильным: достойные пенсии - это возврат долгов. Сейчас у нас уже нет связи поколений. Дети перестают зависеть от родителей, а старики надеются только на себя. Это распад общества. Почему появился вопрос о повышении пенсионного возраста для женщин? Для бюджета скоро настанут сложные времена, так как значительная часть людей, которых мы относим к самозанятым, будут выходить на пенсию. У них пенсионных отчислений нет. Значит, они должны будут получать минимальную государственную пенсию. И повышением пенсионного возраста стараются на время закрыть эту проблему.

Председатель правления рес­публиканского общественного объединения “Общество молодых профессионалов” Олеся ХАЛАБУЗАРЬ возмущена тем, что правительство в этом вопросе прежде всего обращает внимание на экономическую, а не на социальную сторону.
- В ответе на депутатский запрос Танирбергена БЕРДОНГАРОВА по этому поводу премьер-министр Карим МАСИМОВ говорит не о том, сколько люди у нас живут, а сколько денег сэкономит правительство, - говорит она. - Озвучиваются цифры в 400 миллиардов тенге. Если посмотреть бюджет Казахстана, эти деньги ежегодно тратятся на разные проекты, служебные поездки и т.д. Даже на строительство Астаны уходит в несколько раз больше. И здесь встает вопрос, что дороже: то ли люди, то ли другие расходы Масимова или депутатского корпуса?
Итог пресс-конференции подвела представитель Социалистического движения Казахстана Лариса БОЯР. Она сообщила, что активисты подали заявки на проведение митингов в Алматы, Актау, Шымкенте, Костанае, Усть-Каменогорске и других городах респуб­лики. Однако везде получен отказ. Тем не менее члены комитета сдаваться не собираются.


Сегодня в Казахстане сложно найти сферу жизни, на которую не повлияли карантин, самоизоляция и их первопричина – пандемия коронавируса. Повлияло заболевание и на пенсионную реформу, дело в том, что инфекция вызывает высокий риск заражения и смерти граждан старше 60 лет. Данные ВОЗ показали, что именно эта возрастная категория находится в наибольшей опасности. В связи с этим в стране вновь начались разговоры о снижении пенсионного возраста. Так, депутаты Мажилиса предложили снизить пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин.

По словам депутата Айкына Конурова, с января по август 2020 года в Казахстане была зарегистрирована 110 981 смерть, из которых 71 процент, или 78 637 случаев, приходится на граждан старше 60 лет. Так, было предложено определить 60 лет возрастом выхода на пенсию для всех.

Но, несмотря на опасность заражения COVID-19, в Казахстане решили не рассматривать вопрос снижения пенсионного возраста граждан, посчитав, что в 60 лет считать человека нетрудоспособным еще рано. Хотя такое предложение от граждан поступало, сообщил министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

"Если в Европе и других развитых странах пенсионный возраст был и раньше выше, чем в Казахстане, то в наших соседних странах в последние годы также принимаются меры по повышению пенсионного возраста. (. ) Поэтому, учитывая все эти экономические и демографические факторы, те показатели, о которых я сказал, на сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривается", – отметил министр.

Давайте познакомимся с реалиями Европы. В Швеции возраст выхода на пенсию также увеличивают, но постепенно. К 2026 году он вырастет с 61 года до 64 лет. Дело в том, что среднестатистический гражданин Швеции живет сейчас на 2,5 года дольше, чем представители прошлого поколения. С одной стороны, это хорошо, с другой – для обеспечения достойной старости выход на пенсию придется отсрочить: данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) говорят, что сегодня бедность ввиду пенсионного возраста в Швеции достаточно низкая, но по мере общего старения нации этот риск возрастает.

Получается, необходимость пенсионной реформы оправдывается заботой о госбюджете даже в благополучных западных странах. К слову, во многих из них все еще работает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений". Это значит, что пенсионерам платят из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Ухудшающаяся демографическая ситуация облегчения не приносит: население стареет на фоне общего благополучия, соотношение числа работающих и количества пенсионеров уменьшается. Получается, что рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. А значит, обязательства государства перед пенсионерами растут, обязательные пенсионные отчисления также увеличиваются. Как же быть?

Власти другой европейской державы, Словакии, решились в 2017 году на эксперимент. Словацкий путь – это "плавающий" пенсионный возраст, его каждый год пересматривают и меняют в зависимости от свежих данных средней продолжительности жизни в стране. Продолжительность растет, к сроку выхода на пенсию прибавляются дни – в среднем 60-70 в год. В 2026 году пенсионный возраст в стране достигнет 65 лет. При этом большая часть народа считает такое положение вещей неприемлемым и так же, как у нас в Казахстане, настаивает на снижении этой цифры, предлагая вернуться к классической схеме, установив предельный работоспособный возраст — 64 года.

Словакия в своих колебаниях не одинока: население всей Европы неуклонно стареет высокими темпами. По данным Статистической службы Европейского союза, к 2066 году на 100 трудоспособных граждан будет приходиться 60 пенсионеров. В переводе на циничный язык цифр – это очень много денег.

А теперь опыт Японии, известной своими долгожителями. Здесь проживает женщина Канэ Танака, родившаяся 2 января 1903 года. Ее возраст составляет без малого 118 лет, и она признана старейшим долгожителем Японии, третьим в мировой истории и старейшим из ныне живущих людей в Японии и мире.

В Стране восходящего солнца первую пенсию можно получить в 60–70 лет, а те, кто в свои 65 продолжает работать, рассчитывают на солидные выплаты. Местные компании, как правило, идут навстречу своим сотрудникам, предлагая им после 60 лет перейти на график с частичной занятостью. Бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ, ушедший в отставку в августе 2020 года, был готов поддержать социально ответственных работодателей, но его правительство с уверенностью говорило о постепенном закреплении пенсионного возраста на уровне 65 лет к 2025 году. Важным фактором для японцев является также крайне низкая рождаемость: так, за 2019 год население страны уменьшилось приблизительно на 148 783 человека. Учитывая, что в начале года в Японии проживал 126 087 131 человек, годовой прирост составил -0.12 процента. Рынок труда ощущает острый дефицит рабочей силы несмотря на уровень миграции, иммигрантов здесь обычно больше, чем эмигрантов.

По какому пути со временем пойдет Казахстан – пока неясно. У нас в стране пенсионная система привязана к трудовому стажу: солидарная пенсия выплачивается за счет трудовой деятельности до 1998 года, также существует гарантированная базовая пенсия и накопительная составляющая. При этом, по словам Биржана Нурымбетова, солидарная пенсия потихоньку сворачивается.

"На первую роль выходит накопительная пенсионная система, которая зависит от продолжительности участия в ней. Задачи стоят по повышению доходов населения, адекватных накоплений, новым источникам накоплений, повышению уровня занятости и повышению доходности пенсионных накоплений", – считает министр.


Сегодня в Казахстане сложно найти сферу жизни, на которую не повлияли карантин, самоизоляция и их первопричина – пандемия коронавируса. Повлияло заболевание и на пенсионную реформу, дело в том, что инфекция вызывает высокий риск заражения и смерти граждан старше 60 лет. Данные ВОЗ показали, что именно эта возрастная категория находится в наибольшей опасности. В связи с этим в стране вновь начались разговоры о снижении пенсионного возраста. Так, депутаты Мажилиса предложили снизить пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин.

По словам депутата Айкына Конурова, с января по август 2020 года в Казахстане была зарегистрирована 110 981 смерть, из которых 71 процент, или 78 637 случаев, приходится на граждан старше 60 лет. Так, было предложено определить 60 лет возрастом выхода на пенсию для всех.

Но, несмотря на опасность заражения COVID-19, в Казахстане решили не рассматривать вопрос снижения пенсионного возраста граждан, посчитав, что в 60 лет считать человека нетрудоспособным еще рано. Хотя такое предложение от граждан поступало, сообщил министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

"Если в Европе и других развитых странах пенсионный возраст был и раньше выше, чем в Казахстане, то в наших соседних странах в последние годы также принимаются меры по повышению пенсионного возраста. (. ) Поэтому, учитывая все эти экономические и демографические факторы, те показатели, о которых я сказал, на сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривается", – отметил министр.

Давайте познакомимся с реалиями Европы. В Швеции возраст выхода на пенсию также увеличивают, но постепенно. К 2026 году он вырастет с 61 года до 64 лет. Дело в том, что среднестатистический гражданин Швеции живет сейчас на 2,5 года дольше, чем представители прошлого поколения. С одной стороны, это хорошо, с другой – для обеспечения достойной старости выход на пенсию придется отсрочить: данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) говорят, что сегодня бедность ввиду пенсионного возраста в Швеции достаточно низкая, но по мере общего старения нации этот риск возрастает.

Получается, необходимость пенсионной реформы оправдывается заботой о госбюджете даже в благополучных западных странах. К слову, во многих из них все еще работает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений". Это значит, что пенсионерам платят из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Ухудшающаяся демографическая ситуация облегчения не приносит: население стареет на фоне общего благополучия, соотношение числа работающих и количества пенсионеров уменьшается. Получается, что рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. А значит, обязательства государства перед пенсионерами растут, обязательные пенсионные отчисления также увеличиваются. Как же быть?

Власти другой европейской державы, Словакии, решились в 2017 году на эксперимент. Словацкий путь – это "плавающий" пенсионный возраст, его каждый год пересматривают и меняют в зависимости от свежих данных средней продолжительности жизни в стране. Продолжительность растет, к сроку выхода на пенсию прибавляются дни – в среднем 60-70 в год. В 2026 году пенсионный возраст в стране достигнет 65 лет. При этом большая часть народа считает такое положение вещей неприемлемым и так же, как у нас в Казахстане, настаивает на снижении этой цифры, предлагая вернуться к классической схеме, установив предельный работоспособный возраст — 64 года.

Словакия в своих колебаниях не одинока: население всей Европы неуклонно стареет высокими темпами. По данным Статистической службы Европейского союза, к 2066 году на 100 трудоспособных граждан будет приходиться 60 пенсионеров. В переводе на циничный язык цифр – это очень много денег.

А теперь опыт Японии, известной своими долгожителями. Здесь проживает женщина Канэ Танака, родившаяся 2 января 1903 года. Ее возраст составляет без малого 118 лет, и она признана старейшим долгожителем Японии, третьим в мировой истории и старейшим из ныне живущих людей в Японии и мире.

В Стране восходящего солнца первую пенсию можно получить в 60–70 лет, а те, кто в свои 65 продолжает работать, рассчитывают на солидные выплаты. Местные компании, как правило, идут навстречу своим сотрудникам, предлагая им после 60 лет перейти на график с частичной занятостью. Бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ, ушедший в отставку в августе 2020 года, был готов поддержать социально ответственных работодателей, но его правительство с уверенностью говорило о постепенном закреплении пенсионного возраста на уровне 65 лет к 2025 году. Важным фактором для японцев является также крайне низкая рождаемость: так, за 2019 год население страны уменьшилось приблизительно на 148 783 человека. Учитывая, что в начале года в Японии проживал 126 087 131 человек, годовой прирост составил -0.12 процента. Рынок труда ощущает острый дефицит рабочей силы несмотря на уровень миграции, иммигрантов здесь обычно больше, чем эмигрантов.

По какому пути со временем пойдет Казахстан – пока неясно. У нас в стране пенсионная система привязана к трудовому стажу: солидарная пенсия выплачивается за счет трудовой деятельности до 1998 года, также существует гарантированная базовая пенсия и накопительная составляющая. При этом, по словам Биржана Нурымбетова, солидарная пенсия потихоньку сворачивается.

"На первую роль выходит накопительная пенсионная система, которая зависит от продолжительности участия в ней. Задачи стоят по повышению доходов населения, адекватных накоплений, новым источникам накоплений, повышению уровня занятости и повышению доходности пенсионных накоплений", – считает министр.

С 1 января 2018 года вступит в силу решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 58-ми до 63-х лет, которое было отложено президентом на пять лет из-за акций протеста и многочисленных писем из разных регионов страны. Теперь эта реформа вместе с другими антисоциальными реформами вступает в силу, и Социалистическое Движение Казахстана призывает трудящихся и всех простых граждан активно выступить против данного шага!
Повышение пенсионного возраста для женщин является доказательством глубочайшего кризиса накопительной пенсионной системы чилийского образца и Единого Накопительного Пенсионного Фонда, который подошел к своему краху. Фактически это означает тупик всего социально-экономического курса правительства, проводимого с начала 90-х годов, и показывает явную неспособность в ближайшем будущем обеспечить всем гражданам страны необходимые достойные пенсии.
Не секрет, что собранные накопления казахстанцев либо разворованы, либо съедены инфляцией, либо использованы банками и властями на свои нужды. Только для помощи банкам второго уровня по распоряжению президента из Национального Фонда и Единого Накопительного Пенсионного фондов было выделено в этом году свыше 12-ти миллиардов долларов! Более того, 23 ноября премьер-министр Бакытжан Сагинтаев заявил о том, что правительство приняло решение о передаче активов Единого Накопительного Пенсионного Фонда в руки иностранных и местных частных компаний.
В этой ситуации правительство, явно выступающее в роли лоббиста интересов добывающих компаний и сырьевых олигархов, хочет переложить издержки своей политики и плоды кризиса на плечи трудящихся и простых граждан страны, в очередной раз, стремясь повысить пенсионный возраст, максимально сократить все социальные расходы государственного бюджета. Кроме этого государство старается снять с себя ответственность за сохранность пенсионных накоплений граждан.
Причем после повышения пенсионного возраста для женщин последует такой же шаг и в отношении мужчин, когда возраст будет повышен с 63 до 68 лет, а также ожидаются новые реформы в сфере трудовых отношений не в пользу наемных работников.
Демагогия чиновников «о равенстве полов» является сознательным обманом общественности. Ведь никакое равенство невозможно в ситуации, когда в стране развалена социальная сфера, не хватает детских садов, а женщинам помимо основной работы приходится полностью обеспечивать быт, ухаживать за детьми и обслуживать мужей.
Повышение пенсионного возраста для женщин означает еще большее их закабаление, а также рост бедности и тотальное обнищание предпенсионных возрастных групп, которые и так не востребованы на рынке труда. Повышение пенсионного возраста ухудшит и положение молодых людей и безработных, потому что на рынке труда им придется конкурировать с появившимися «новыми» работниками предпенсионного возраста.
Остановить данную реформу, можно только совместными организованными действиями со всех сторон, а именно при активном участии политических партий, профсоюзов, общественных объединений, гражданских движений и инициативных групп. Поэтому в этот решающий и ключевой момент в жизни половины нашего народа, мы призываем всех присоединяться к общей кампании протеста и включаться в деятельность по противодействию повышению пенсионного возраста для женщин.
Аргентина, Боливия и Венесуэла показывают успешные примеры отказа от системы частных пенсионных фондов и возврата к солидарной системе пенсионного обеспечения. Массовые выступления трудящихся Чили и требования профсоюзов также сводятся к необходимости ликвидации накопительной пенсионной системы, введенной в период диктатуры Пиночета. В Норвегии национальный фонд, аккумулирующий средства от продажи нефти, назван фондом по обеспечению пенсий для своих граждан.
Мы выступаем против новой пенсионной реформы и за отказ от частных пенсионных фондов, которые снова пытается вернуть правительство, так как они показали свою полную неэффективность. Необходим немедленный возврат к солидарной пенсионной системе. Это, в свою очередь, немыслимо без кардинальных изменений в векторе развития страны и без передачи в руки народа природных ресурсов, ключевых отраслей промышленности и всех богатств страны.
Мы призываем всех неравнодушных граждан налаживать контакт с нами, присоединяться к кампании и создавать такие же комитеты и инициативные группы по противодействию повышения пенсионного возраста и передачи средств Единого Накопительного Пенсионного Фонда в руки частных компаний во всех регионах Казахстана. Мы призываем к подаче заявок на проведение митингов протеста во всех регионах страны на 23 декабря и на последующие даты.
Мы призываем всех активных граждан выразить свое отношение к политике Правительства по увеличению пенсионного возраста для женщин и в социальных сетях!
Политсовет Социалистического Движения Казахстана
ЦК казахстанского рабочего профсоюза «Жанарту»

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Читайте также: