Коэффициент пенсионной нагрузки в россии

Краткое содержание:


Главная проблема, с которой сталкиваются многие пенсионеры при расчете коэффициента по заработку до 2002 года, — это его ограничение.

Закон установил жесткий порог: 1,2 — это максимальное отношение вашего заработка к среднему по стране, по которому начисляется пенсия.

Иными словами, если ваш коэффициент составил, к примеру, 0,9 — его зачтут в пенсию полностью. Но если он равен 1,5 или 2,0, например, то пенсию все равно посчитают по коэффициенту 1,2.

В результате образуется эффект «уравниловки»: т.е. те, у кого в советское время был высокий заработок, получают пенсию на уровне большинства «середнячков». И возникают вопросы…

Почему зарплата была большая, а пенсия — маленькая

Ведь пенсионеры уверены, что раз они много лет работали «в белую» и получали высокую зарплату, то заработали себе большую пенсию, и полученный размер ее становится для многих неприятным сюрпризом.

Обратившись к специалистам ПФ за разъяснением, они узнают, что был применен ограничительный коэффициент 1,2. Почему именно такой?

Да потому что его размер установлен законодательно нормами закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, в котором было прямо прописано:

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не выше 1,2.

Это означает, что какую бы вы зарплату ни получали, фактически в пенсии учитывается лишь та ее часть, что не превышает среднестатистическую зарплату на 20%.

Это и является главной проблемой низких пенсий.

После введения в действие ФЗ №400 о страховых пенсиях, который действует с 2015 года, подобных ограничений нет. Многие думали, что возможен перерасчет с учетом отмены ограничительного коэффициента 1,2. Однако этого не произошло, и по-прежнему в формуле расчета пенсии, действующей до 2014 года, такое ограничение существует.

Что это значит?

Для примера: Иванов И.И. имел в 2000—2001 годах самый большой заработок в своей трудовой деятельности – 7000 рублей в месяц. Средняя зарплата по стране в то время составила 1671 рубля. Таким образом, коэффициент соотношения заработков у него составляет 7000/1671 = 4,2. Однако, согласно действующим правилам, применят к нему лишь 1,2.

Т.е. если бы Иванов И.И. зарабатывал, к примеру, 2000 рублей, то размер пенсии у него никак бы не изменился. В этом и заключается главная несправедливость, которая привела к тому, что у подавляющего большинства пенсионеров низкие пенсии.

Чем чиновники мотивируют такую арифметику

Очень интересным выглядит пояснение чиновников по этому поводу. В 2010 году в Министерстве здравоохранения и социального развития сказали, что в СССР зарабатывали практически все одинаково, а разница в зарплате не превышала 1,2 раза.

Большинство пенсионеров получали зарплату в СССР не более чем в 1,2 раза больше средней зарплаты по стране на тот момент.

Фактически, правительство решило уравнять тех, кто получал свою зарплату официально и, как положено, платил взносы, и тех, кому платили зарплату «в конверте». Вот такое оправдание у чиновников.

Размер пенсии при отсутствии ограничения коэффициента 1,2

Теперь предположим, что такого ограничения нет. Рассмотрим, как бы это сказалось на размерах пенсии.

До 2014 года расчет пенсии состоял из страховой части, которая рассчитывалось еще до изменений, где как раз и ограничили коэффициент соотношения заработка, а также перерасчет с учетом советского стажа (валоризация), после чего проводили индексацию по установленным индексам.

Далее считается период работы после 2002 года по другим правилам, после чего две части пенсии складываются с базовой частью.

Таким образом, Иванов И.И. с зарплатой в 2000—2001 годах 7000 рублей, имея стаж более 25 лет, получит около 7000 рублей, поскольку при расчете будет применен коэффициент 1,2.

Но если убрать данное ограничение и применить реальный коэффициент, то пенсия увеличилась бы примерно до 10 000 рублей, причем по состоянию на 2010 год, т.е. в настоящее время разница была бы еще больше. Вот так государство сэкономило на пенсиях.

У кого коэффициент больше 1,2 и как его можно получить

И все же есть ряд исключений, когда закон разрешает включать в расчет пенсии коэффициент отношения заработков больше, чем 1,2. Вот эти случаи:

1) Повышенный коэффициент разрешен тем, кто проживал в северных регионах по состоянию на 1 января 2002 года (при этом не имеет значения продолжительность «северного» стажа).

Величина коэффициента для них устанавливается в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе их проживания (учитывается коэффициент к заработной плате, установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей).

Если его значение до 1,4, то максимальный коэффициент для пенсии также повышается до 1,4. При районном коэффициенте от 1,5 до 1,8 предельная величина отношения заработков для пенсии — 1,7.

Самый высокий коэффициент по заработку, который только может быть, составляет 1,9 — он полагается лицам, проживавшим в регионах с районным коэффициентом от 1,8 и выше.

2) Повышенный коэффициент также получают пенсионеры, у которых не менее 15 лет работы в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Право на повышенный коэффициент у них возникает независимо от места жительства (в отличие от первой категории). При этом правила увеличения коэффициента — те же, что и в предыдущем случае.

Перспектива отмены ограничений

После того как было объявлено о пенсионной реформе, пошли разговоры об отмене ограничения коэффициента соотношения заработков, соответственно, пенсии должны подлежать перерасчету, исходя из реальных коэффициентов. Однако пока такая информация лишь на уровне слухов.

Официальных решений по этому поводу не принималось, хотя в Думу неоднократно вносился законопроект, направленный на отмену ограничения или хотя бы повышение коэффициента с 1,2 до 2.

Но его отклоняли уже в ходе первого чтения, всякий раз ссылаясь на дефицит бюджета Пенсионного фонда. К доводу о том, что этот дефицит можно преодолеть за счет выгодного гражданам изменения налоговых схем, думское большинство не прислушивается.

Да и наши аналитики считают, что отмена ограничительного коэффициента 1,2 при назначении пенсии может привести в дестабилизации пенсионной системы. Ведь, отменив коэффициент, необходимо будет индивидуально пересчитать пенсию каждому пенсионеру, размеры которой будут обусловлены величиной его реальной заработной платы того времени.

Более того, учитывая рост пенсий из-за отмены коэффициента, бюджет Пенсионного фонда не сможет обеспечить всех пенсионеров… а ведь это позволило бы многим пожилым гражданам, работающим в то время, получить приличную надбавку к существующему размеру пенсии, увеличив ее, как во многих странах, до 40–70% от получаемого заработка и значительно улучшив благосостояние многих семей…

Думаю, даже если и произойдет когда-нибудь отмена коэффициента, то будет введена новая система «уравниловки», которая, как всегда, будет ориентирована на прожиточный минимум регионов…

Или решение об отмене будет приниматься так медленно, что число пенсионеров, которым необходимо будет сделать перерасчет, успеет значительно уменьшиться…

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астаев Юрий Григорьевич

В статье проанализированы данные по демографическим показателям с точки зрения их влияния на пенсионную систему России и ее устойчивость. Произведен расчет коэффициента демографической нагрузки на занятое население на длительную перспективу и сделаны выводы относительно устойчивости нынешней системы пенсионирования России. Произведен глубокий анализ нагрузки неработоспособных граждан на работоспособных с учетом стоимости их прожиточных минимумов .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астаев Юрий Григорьевич

Demographic dependency ratio in Russia and its pension system stability

The paper analyzes data on demographic characteristics in terms of their impact on the pension system in Russia and its stability. The calculation of dependency ratio in the long term has been made just as the conclusions about the sustainability of the current Russian pension system. A deeper analysis of dependency ratio is made taking into account the cost of their subsistence minimum .

Текст научной работы на тему «Коэффициент нагрузки и устойчивость пенсионной системы в России»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Юрий Григорьевич АСТАЕВ — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.

В 2011 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — пенсионные системы, мировая практика пенсионного страхования, моделирование пенсионных систем.

КОЭФФИЦИЕНТ НАГРУЗКИ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ* *

Несмотря на то, что пенсионная система в России реформируется уже много лет, периодически претерпевая весьма радикальные изменения, такой показатель, как пенсионный возраст, остается стабильным с начала прошлого века. Пенсионный возраст, прежде всего, связан с понятиями «коэффициент поддержки/нагрузки» и «срок дожития». Коэффициент поддержки показывает, сколько граждан работоспособного возраста приходится на одного гражданина нетрудоспособного возраста. Коэффициент нагрузки, соответственно, означает, сколько граждан нетрудоспособного возраста приходится на одного гражданина трудоспособного возраста. Срок дожития показывает расчетный период, который проживет в среднем пенсионер после выхода на пенсию.

Для оценки перспектив устойчивости пенсионной системы, прежде всего, рассчитывается показатель нагрузки на работающее население. С этой целью будем использовать прогноз численности населения в соответствии с документом “World Population Prospects: The 2012 Revision” Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН [5].

Для более точного расчета нагрузки со стороны иждивенцев на работающее население примем во внимание, что в России всех получателей пенсий можно разделить на 5 категорий: получатели общей пенсии, льготной пенсии, пенсии по инвалидности, пенсии по потере кормильца, социальной пенсии. В данном расчете принимается во внимание не фактическое отношение количества человек старше или младше трудоспособного возраста к людям трудоспособным, а нагрузка получателей пенсии на тех, кто их обеспечивает. Выделим несколько групп получателей пенсий в зависимости от основания назначения пенсии и возраста, с которого и до которого данное основание применимо. Также учтем пол получателей пенсий. Выделим следующие укрупненные группы: 1) получатели пенсии по старости на общих основаниях. Мужчины от 60, женщины от 55 лет; 2) получатели пенсии по старости на льготных основаниях. Мужчины от 50, женщины от 45 лет; 3) получатели пенсии по инвалидности. Женщины и мужчины от 15 лет; 4) получатели пенсии по случаю потери кормильца. Женщины до 23, после 55 лет и мужчины до 23, после 60 лет; 5) получатели социальной пенсии. Женщины и мужчины от 0 лет [4].

В статье Д.Ю. Федотова приводятся коэффициенты вероятности наступления каждого из страховых случаев в общем количестве граждан данной половозрастной когорты [3]. Итоговая схема представлена в табл. 1.

ГРНТИ 06.01.05 © Ю.Г. Астаев, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Л.В. Хоревой.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Вероятность наступления страхового случая для каждой когорты получателей

Категория пенсионеров Возраст выхода на пенсию, лет Возрастная группа получателей пенсии, лет Вероятность наступления страхового случая, %

муж. жен. муж. жен.

По старости на общих основаниях 60 55 от 60 от 55 0,763

По старости на льготных основаниях 50 45 от 50 от 45 0,1442

По инвалидности от 15 от 15 от 15 от 15 0,036

По случаю потери кормильца до 23, от 60 до 23, от 55 до 23, от 60 до 23, от 55 0,0307

Получающие социальные пенсии от 0 от 0 от 0 от 0 0,0124

На основе этих данных был произведен расчет числа получателей выплат по разным основаниям. В табл. 2 представлено общее число получателей пенсий по всем основаниям.

Число получателей выплат по всем основаниям

Год 2020 2030 2040 2050 2060 2070 2080 2090 2100

Число получателей пенсий (тыс. чел.) 41 974 41 986 42 885 42 937 39 015 36 943 36 082 35 563 35 694

На основе экспертных оценок [1; 3] было рассчитано число занятых в экономике на долгосрочную перспективу. К 2020 г. численность занятого населения вырастет с 86 до 91 % от трудоспособного населения, затем рост замедляется, и к 2030 г. число занятых в экономике достигнет 94 % от трудоспособного населения (см. табл. 3). Для примерного расчета числа фактически занятых примем его равным 95 % от трудоспособного населения.

Численность занятого населения в России до 2100 г.

Год 2020 2030 2040 2050 2060 2070 2080 2090 2100

Занятое население (тыс. чел.) 65 800 63 200 59 347 52 163 51 593 49 834 47 190 46 303 44 682

На основе приведенных данных нами был рассчитан коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике (см. рис. 1).

Рис. 1. Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике

Приведенные данные показывают, что формируется тенденция к увеличению нагрузки, особенно в 2040-2050 гг., при этом пик придется на 2051 г., когда рассчитанный коэффициент нагрузки соста-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

вит 0,8235, соответственно, на 100 занятых в экономике будет приходиться более 82 получателей пенсии. Эти расчеты согласуются с мнениями многих экспертов о том, что примерно в 2050 г. будет наблюдаться наиболее драматичная ситуация для пенсионной системы в демографическом плане.

Для более глубокого понимания ситуации следует рассмотреть эту проблему и с иной стороны, а именно рассмотреть в целом нагрузку населения нетрудоспособного возраста на население трудоспособного возраста. По умолчанию населением трудоспособного возраста считается население с 15 лет. Однако для современного уровня развития общества этот возраст выглядит чересчур заниженным. Даже обучение в школе происходит в большинстве случаев до 17-18 лет. Кроме того, ввиду большого количества студентов далеко не все люди вступают в стабильные трудовые отношения ранее 2223 лет, а если и вступают, то часто делают это неофициально, следовательно, не вносят свой вклад в содержание нетрудоспособных лиц. Поэтому для более адекватной оценки целесообразно принимать возраст вхождения в трудовые отношения равным 20 годам. В качестве лиц после трудоспособного возраста принимаются лица, достигшие официального пенсионного возраста.

Однако для более точной оценки суммарной нагрузки потребления нетрудоспособных лиц следует учесть разницу в потреблении лиц разных когорт. Для этого целесообразно использовать такой показатель, как прожиточный минимум. Для определения соотношения условной нагрузки на одного работника воспользуемся статистикой по размеру прожиточных минимумов для трудоспособного населения, пенсионеров и детей за 2000-2013 гг. В итоге получаем, что в среднем размер прожиточного минимума пенсионера составляет 0,722147 от минимума трудоспособного, а прожиточный минимум ребенка — 0,896694 от прожиточного минимума трудоспособного человека. Таким образом, будем считать, что нагрузка одного пенсионера на работающего составляет 0,722147, а одного человека до трудоспособного возраста — 0,896694.

В соответствии с прогнозом по численности населения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН рассчитана предполагаемая численность населения в соответствующих половозрастных группах (см. табл. 4).

Предполагаемая численность населения в соответствующих половозрастных группах

Год / Группа (тыс. чел.) 2020 2030 2040 2050 2060 2070 2080 2090 2100

Мужчины 0-19 16 138 15 451 14 049 14 058 13 530 12 981 12 782 12 314 11 922

Женщины 0-19 15 339 14 663 13 328 13 320 12 805 12 277 12 085 11 640 11 266

Мужчины 20-59 37 627 34 913 33 139 29 226 28 733 28 292 26 787 26 334 25 607

Женщины 20-54 34 960 32 607 29 332 25 683 25 576 24 165 22 887 22 407 21 427

Мужчины 60+ 10 597 10 576 10 596 11 949 10 618 9962 10 770 11 072 11 488

Женщины 55+ 25 350 25 346 26 559 26 660 23 761 22 414 21 117 20 278 20 171

На основании приведенных выше различий в прожиточных минимумах и выполненных расчетов произведена корректировка расчетов численности населения с учетом нагрузки по затратам. В табл. 5 приведены расчетные величины по численности женщин и мужчин соответствующих возрастных групп с корректировкой на прожиточный минимум и коэффициенты нагрузки.

Расчетные величины по численности женщин и мужчин соответствующих возрастных групп

с корректировкой на прожиточный минимум и коэффициенты нагрузки

Год / Группа (тыс. чел.) 2015 2020 2030 2040 2050 2060 2070 2080 2090 2100

До работоспособного возраста 26 891 28 225 27 003 24 549 24 550 23 614 22 649 22 298 21 480 20 792

Работоспособного возраста 78 049 72 587 67 519 62 471 54 909 54 309 52 457 49 674 48 740 47 035

После работоспособного возраста 24 597 25 959 25 941 26 832 27 881 24 827 23 380 23 027 22 639 22 863

До и после работоспособного возраста 51 488 54 184 52 945 51 381 52 431 48 441 46 029 45 325 44 119 43 655

Коэффициент нагрузки 0,6597 0,7465 0,7841 0,8225 0,9549 0,8920 0,8775 0,9125 0,9052 0,9282

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Коэффициент нагрузки неработоспособных граждан на работоспособных с учетом прожиточного минимума представлен на рис. 2.

Рис. 2. Нагрузка на работоспособных граждан с учетом прожиточного минимума

Можно увидеть, что коэффициент нагрузки довольно резко увеличивается и достигает максимального значения примерно в 2050 г., затем немного снижается, но остается на крайне высоком уровне. Постепенное увеличение нагрузки на работающее население со стороны неработающего характерно практически для большинства развитых и для многих развивающихся стран.

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Во-первых, вполне очевидно наличие существенной проблемы в виде неустойчивости пенсионной системы в перспективе за счет неблагоприятной динамики соотношения числа иждивенцев, в первую очередь пенсионеров, и числа занятых граждан — плательщиков социальных взносов. Во-вторых, прослеживается явный пик нагрузки на пенсионную систему к 2050 г. В-третьих, повышение пенсионного возраста граждан России может быть обоснованной мерой, хотя и не способной решить все проблемы, стоящие перед системой пенсионного обеспечения в России.

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b7633 8b7.pdf

2. Соловьев А.К. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов // Аналитический вестник Совета Федерации. 2006. № 5 (257). URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF/2005/VSF_NEW200702151104/excel/VSF_NEW200702151104_014.xls

4. Федотов Д.Ф. Актуарное моделирование развития пенсионной системы России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 6.

Росстат обновил ежегодный демографический прогноз на период до конца 2035 года, ухудшив его по всём трём рассчитываемым сценариям. Сценарии, которые службой госстатистики именуются низким, средним и высоким прогнозами, можно интерпретировать как пессимистичный, базовый и оптимистичный взгляд на изменение численности населения России.

Средний вариант прогноза считается наиболее взвешенным (медианным; реалистичным). Он исходит из инерционного социально-экономического развития, то есть оценивает уже действующие государственные программы и существующие тенденции в динамике рождаемости, смертности и миграции .

В базовом сценарии население России сократится по итогам 2035 года с нынешних 146,7 млн человек до 143 млн человек. Год назад в среднем варианте предполагалось сокращение до 144 млн человек. Ожидаемая продолжительность жизни в этом сценарии вырастет с 73,42 лет до 79,1 лет к 2036 году.

«Средний вариант прогноза предполагает, что с 2022 по 2028 год будут в наибольшей степени ощущаться последствия «демографических провалов» сороковых, а также восьмидесятых и девяностых годов XX века. В частности, естественная убыль достигнет в 2027 году 583,5 тыс. человек и начнет постепенно снижаться с 2028 года", - говорится в комментариях к базовому сценарию.

Высокий прогноз, предусматривающий значительные усилия по увеличению рождаемости и иммиграционного потока, говорит о росте населения России к 2036 году до 150,1 млн человек (год назад предполагался рост до 153,2 млн человек). Ожидаемая продолжительность жизни в оптимистичном сценарии вырастет с 73,53 лет до 81,66 лет.

Низкий прогноз, когда рождаемость и иммиграционный поток продолжают падать, говорит о сокращении населения России по итогам 2035 года до 134,3 млн человек (год назад - до 138,1 млн человек). Ожидаемая продолжительность жизни в пессимистичном сценарии вырастет с 73,31 лет по итогам 2019 года году до 75,40 лет.

В 2020 году Росстат не будет уточнять демографический прогноз, так как в год проведения переписи населения обновление не делается. Следующий прогноз служба госстатистики представит в 2021 году с учётом данных Всероссийской переписи населения 2020 года.

ООН vs Росстат

В июне 2019 года отдел народонаселения ООН опубликовал новый демографический прогноз по странам мира до 2100 года. Соответственно были оценены и российские демографические перспективы. Базовый сценарий международной организации говорит о сокращении населения РФ к 2036 году до 141 млн человек.

Однако ООН не учитывает в своём прогнозе жителей Крыма (2,4 млн человек), то есть обновлённый медианный прогноз Росстата почти полностью соответствует ожиданиям международной организации и даже несколько пессимистичнее.

По мнению SULARU, усиление пессимизма российского статистического ведомства объяснимо слабо. Как видно из таблицы ниже в базовом сценарии миграционный прирост оценивается стабильно в районе 260 тыс. человек. Оценка ООН почти втрое ниже - 90 тыс. человек.

Также стоит учитывать, что оценка ООН в отношении роста ожидаемой продолжительности жизни по итогам 2035 года гораздо скромнее - 75 лет против 79 лет у Росстата. Другими словами, смертность населения должна сокращаться согласно российскому прогнозу быстрее. Таким образом, остаётся сделать умозаключение, что Росстат в базовом сценарии резко пересмотрел мнение о потенциальном росте рождаемости.

Заключение

Главный вопрос к обновлённому прогнозу Росстата довольно грубый: «Что вы творите?». Грубость вытекает из следующих соображений:
- в лучшем случае увеличение оптимизма относительно ожидаемой продолжительности жизни и снижение ожиданий в отношении рождаемости означает попытку приблизить российскую оценку демографической нагрузки к оценке ООН;
- в нейтральном варианте - это попытка приблизить реальную демографическую картину к майским указам (пожеланиям) президента РФ Владимира Путина, в которых заложена амбициозная цель резкого увеличения ожидаемой продолжительности жизни;
- в худшем - мы видим очковтирательство, помноженное на неправильную оценку демографической структуры населения в прошлые годы.

Худший вариант мы рассматривать не будем: в 2020 году пройдёт перепись, которая теоретически или гипотетически уточнит ситуацию. Напомним, что коэффициент демографической нагрузки - это отношение детей и пожилых граждан к трудоспособному населению. По оценке ООН, коэффициент демографической нагрузки в России составляет 512 детей и пожилых граждан на 1000 человек в возрасте 15–64 лет.

Росстат оценивает коэффициент демографической нагрузки на начало 2020 года в 775 нетрудоспособных граждан (к 2036 году прогнозируется сокращение до 622 нетрудоспособных граждан из-за пенсионной реформы). Столь колоссальная разница в текущей оценке вытекает из принципиально отличного от ООН подхода российской статистики к расчёту. Если кратко, то в России есть "дети" и постарше 14 лет, а за пожилых граждан принимаются все пенсионеры.

Можно пересчитать коэффициент Росстата по методике ООН (перерасчёт, например, делал РБК ) - в результате он составит чуть менее 500 нетрудоспособных на 1000 человек в возрасте 15–64 лет. И это объективно высокий коэффициент демографической нагрузки для любой солидарной пенсионной системы. Он более-менее сопоставим с некоторыми развитыми странами.

Поэтому запуск пенсионной реформы в России был в конечном итоге неизбежен. Однако разница с подавляющим большинством развитых стран, которая не осталась незамеченной специалистами, заключается в динамике коэффициента демографической нагрузки. ООН говорит об умеренном росте из-за медленного повышения ожидаемой продолжительности жизни. Как упоминалось выше, оценка ООН в отношении роста ожидаемой продолжительности жизни по итогам 2035 года гораздо скромнее - 75 лет против 79 лет у Росстата.

Другими словами, с запуском пенсионной реформы в России можно было не спешить. Однако она запущена. И этот запуск требует обоснования в глазах граждан, которые считают её главным событием 2019 года. Напомним, что в печальной речи о необходимости начала пенсионной реформы президент России говорил в августе 2018 года прежде всего о демографических проблемах. Получается, что Росстат, изменяя демографический прогноз, фактически аплодирует умению президента прозревать будущее.

Овации статистического ведомства прослеживаются и в высоком демографическом прогнозе. В майских указах Владимир Путин дал поручение увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 80 лет к 2030 году. По итогам 2035 года Росстат прогнозирует рост показателя до 81,7 года. То есть в высоком прогнозе сомнений в исполнимости поручения президента нет. Для сравнения - ООН ожидает рост показателя до 77 лет не ранее 2050 года.

Это желание выдать амбициозную (и правильную) цель Владимира Путина за её достижение что-то очень сильно напоминает. Ах да, в сентябре 2019 года Минэкономразвития РФ изменило концепцию прогнозирования: базовый макропрогноз министерства неожиданно превратился в целевой. То есть поручения президента РФ с осени сего года считаются априори исполнимыми, или даже исполненными. Тогда стоит ли удивляться тектоническим подвижкам в демографической оценке Росстата?


,

где
- население трудоспособного возраста.

Коэффициент пенсионной нагрузки:


,

где
- население пенсионного возраста

больше в экономически развитых странах.

Коэффициент замещения трудовых ресурсов


,

где
- население дорабочего возраста

больше в развитых странах.

Коэффициент общей нагрузки (коэффициент экономичности возрастного состава) отражает степень нагрузки населения трудоспособного возраста населением всех нерабочих возрастов.


или


.

К занятому населению помимо трудоспособного населения относятся работающие пенсионеры (люди пенсионного возраста, но не вышедшие на пенсию; инвалиды I и II групп инвалидности); работающие подростки до 16 лет.

Для характеристики изменения численности трудовых ресурсов во времени и скорости ее изменения исчисляются абсолютный прирост, темп роста и темп прироста трудовых ресурсов.

Изменение численности трудовых ресурсов от одной даты к другой в пределах года называют движением трудовых ресурсов. Различают естественное и механическое движение трудовых ресурсов.

Естественное движение слагается из пополнения потенциальных трудовых ресурсов за счет перехода подрастающего поколения в трудоспособный возраст (15-16) и убыли их вследствие:

выхода части людей за пределы трудоспособного возраста;

переход на инвалидность и на пенсию на льготных условиях;

При механическом движении пополнение происходит вследствие иммиграции, а убыль – вследствие эмиграции населения.

Численность потенциальных трудовых ресурсов может быть определена на начало и на конец года с учетом и без учета сальдо миграции. разность между числом потенциальных ресурсов на начало и конец года представляет собой абсолютный естественный прирост (
). Для характеристики интенсивности воспроизводства трудовых ресурсов исчисляюткоэффициент естественного прироста (
):


;

где
- коэффициент естественного пополнения;


- коэффициент естественного выбытия;


- среднегодовая численность трудовых ресурсов.

Коэффициент естественного пополнения


,

где
- естественное пополнение.

Коэффициент естественного выбытия


.

Тогда коэффициент естественного прироста


.



Показатель, характеризующий спрос и предложение рабочей силы -уровень вакантности:

где
- заявленная численность на необходимую рабочую силу.


- средняя численность персонала предприятия

Уровень интенсивности ожидаемого высвобождения рабочей силы:





Коэффициент безработицы:

Важными для РБ и ее регионов являются показатели, характеризующие возрастную структуру населения с точки зрения трудовых ресурсов.

Контрольные вопросы

1. Как определить среднегодовую численность населения?

2. Как найти абсолютный прирост населения за год?

3. Как определить коэффициент Покровского?

4. Как определить специфический коэффициент рождаемости?

5. Трудовые ресурсы, основные категории.

6. Как рассчитать коэффициент пенсионной нагрузки населения?

ТЕМА 16. СТАТИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Лекция 17. Статистика уровня жизни и потребления

Населения

Основные понятия:

Индекс развития человеческого потенциала; индекс социального неблагополучия; индекс реальных доходов; индекс реальных доходов на душу населения; индексация; минимальный доход; стоимость минимальной «потребительской корзины»; индекс потребления продуктов и услуг; коэффициент эластичности (Э).

Распространенным является определение уровня жизни прежде всего как совокупности продуктов и услуг, которые потребляет отдельный человек, семья, или социальная группа населения.

В широком смысле понятие уровень жизни включает, кроме потребления, еще условия проживания, здоровье, образование, нравственность и использование человеком свободного времени. Условия проживания в свою очередь включают состояние природной среды, условия труда, и быта.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия проживания, свободное время.

Уровень жизни изучают применительно ко всему населению, к его социальным группам; к домохозяйствам с различными доходами.

Анализ уровня жизни населения изучается с помощью следующих основных показателей:

показатели доходов населения;

показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие оценки уровня жизни населения.

Эти показатели дают количественную оценку уровня жизни. Для качественной характеристики условий жизни населения используют следующие показатели демографической и социальной статистики:

коэффициент младенческой смертности;

показатели состояния и охраны здоровья;

показатели качества и структуры потребляемых продуктов питания;

уровень грамотности и состояние сферы образования и культуры;

уровень комфортабельности жилья.

С помощью системы показателей уровня жизни населения:

1) разрабатывается система нормативов, связанных с доходами и расходами населения ( минимальная заработная плата, минимальные трудовые и социальные пенсии, минимальные стипендии и прочие минимальные потребительские бюджеты, минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и т.д.).

Существующие нормативы отражают современные представления о потребностях людей в минимальных благах и услугах или в минимальных личных потребностях.

Личные потребности делятся на:

физиологические (пища, одежда, жилье);

интеллектуальные (образование, квалификация, творческая деятельность);

социальные (общественно-политическая деятельность, обеспечение социальных прав).

2) изучаются процессы расслоения населения по уровню доходов и потребления, определяется влияние различных социально-экономических факторов на их динамику;

3) проводятся международные сопоставления уровня жизни населения по странам и территориям;

4) осуществляется комплексное изучение динамики и структуры показателей уровня жизни как в целом по населению, так и по отдельным социальным группам, домохозяйствам с различными доходами;

5) разрабатывается социальная политика государства и определяются первоочередные направления социальной поддержки отдельных групп населения.

Для количественной оценки динамики уровня жизни и проведения ее сравнительного анализа используют следующие обобщающие показатели: валовой внутренний продукт, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. Часто используется показатель объема валового внутреннего продукта в реальном выражении (в сопоставимых ценах) на душу населения. Для международных сопоставлений этот показатель оценивается в долларах США на основе паритета покупательной способности валюты.

Так как указанные стоимостные показатели имеют некоторые недостатки (валовой внутренний продукт включает расходы на содержание государственного аппарата, армии, что не всегда связано прямо с уровнем жизни населения), поэтому предлагаются относительные качественные показатели (коэффициент детской или материнской смертности. средняя продолжительность предстоящей жизни и т.д.).

Ведутся разработки единого агрегатного показателя уровня жизни. Одним из них может служить разработанный специалистами Программы развития ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражается как благосостояние, так и качество жизни населения той или иной страны. Он рассчитывается как средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни:


,

где
- индекс средней продолжительности предстоящей жизни населения;


- индекс уровня образования населения


,

где
- индекс грамотности среди взрослого населения;


- индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений.


- индекс реального валового внутреннего продукта на душу населения (в долларах США).

Согласно методологии при расчете каждой из составляющих сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по стране


.

Принцип расчета каждой составляющей сводного индекса заключается в оценке относительного расстояния между ее фактическим значением и максимальным, являющемся конечной целью развития (возраст - 85 лет, доступность образования для всех, обеспечение достойного уровня доходов). Чем (выше) ближе значение ИРЧП к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в данной стране.

За период с 1960-1995 гг. ИРЧП, рассчитанный как среднемировое значение, возрос на 247 пунктов (уровень реального валового внутреннего продукта возрос в 1,8 раза, возраст вырос с 50 до 64 лет, доля грамотных среди населения выросла до 50% в наименее развитых странах). В первой десятке в течение 35 лет находятся Канада, Франция, Норвегия, США, Исландия, Швеция, Нидерланды. Словения на 37 месте, Польша на 52. РБ и РФ – группа стран со средним уровнем развития.

К сводным показателям уровня жизни населения можно отнести так индекс социального неблагополучия (ИСН):


,

где П – произведение;


- число умерших;


- число человеко-дней, потерянных из-за забастовок;


- число зарегистрированных безработных;


- число зарегистрированных преступлений;


- число зарегистрированных разводов;


- число родившихся;


- покупательная способность средней заработной платы.

Чем меньше ИСН, тем более благополучно в социальном отношении общества.

Согласно методологии СНС, система показателей доходов основывается на следующем. Доход – это максимальная сумма, которую можно использовать на потребление и накопление за год, без уменьшения имеющихся накоплений (имущества, сбережений) на начало года. Например, доходом не могут считаться суммы, связанные с продажей недвижимости, валюты, транспортных средств, так как это просто перевод материальных активов в финансовые и наоборот, если эти покупки связаны с имеющимися ранее накоплениями. Не является доходом и та сумма денег, которую надо расходовать на покупку израсходованных средств производства.

В СНС предусмотрена следующая система показателей доходов домашних хозяйств, отражающих различные этапы процесса распределения доходов:

текущие трансферты в денежной форме;

социальные трансферты в натуральной форме;

скорректированные располагаемые доходы.

Важное значение имеет анализ данных о доходах населения, который предусматривает изучение структуры доходов по видам: доходы от занятости, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности. Для этого домашние хозяйства делятся на домашние хозяйства лиц:

работающих по найму;

самозанятых (лица свободных профессий);

живущих на трансферты;

живущих на доходы от собственности.

В настоящее время в республике одним из основных источников информации о доходах и расходах населения является баланс денежных доходов и расходов населения, который имеет следующий вид.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Читайте также: