Комитет по социальному и пенсионному обеспечению

Заключение Комитета ГД по обороне на проект бюджета 2021 в отношении индексации военных пенсий.

Законопроектом предусмотрено уточнение бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы , в том числе:

увеличение ассигнований (в связи с увеличением численности получателей) в 2021 году на 9 322,8 млн. рублей и в 2022 году на 9 695,7 млн. рублей;

уменьшение ассигнований (в связи с отнесением расходов к условно утвержденным расходам) в 2022 году на 418 246,4 млн. рублей и в 2023 году на 464 559,9 млн. рублей.

Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Приложением № 2 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Закона № 380-ФЗ объем бюджетных ассигнований в 2021 году на выплату пенсий военнослужащим и приравненных к ним лиц был заложен из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 738 тысяч человек. Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования в 2021 году в размере 797,52 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 694 тысяч человек. Вопреки мнению авторов Законопроекта фактически наблюдается уменьшение численности "военных пенсионеров" на 44 тысяч человек.

Законопроектом в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2021 году в размере 797,52 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 694 тысяч человек, в 2022 году в размере 414,75 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 771 тысяч человек, в 2023 году в размере 402,07 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 894 тысяч человек.

При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечено, что бюджетные ассигнования на 2021 – 2023 годы уточнены с учетом индексации в 2021 году на 3,7%, в 2022 году на 4,0% и в 2023 году на 4% пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению с 1 февраля , что не соответствует действительности. Кроме того Комитет Государственной Думы по обороне считает, что это введение в заблуждение депутатов Государственной Думы.

Пенсии лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон № 4468-I).

В соответствии со статьей 49 Закона № 4468-1, "военные пенсии" подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий ( размер денежного довольствия военнослужащих должен увеличиваться (или индексироваться) с учетом уровня инфляции (п. 9 ст. 2 № 306-ФЗ) ;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии ( т.е. изменения «понижающего коэффициента» ), установленного частью второй статьи 43 Закона (с 1 января 2012 года установлен в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера).

При этом в соответствии с частью третьей статьи 49 Закона № 4468-1 пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно .

Не смотря на это, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект № 1027752-7 "О приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Законопроект № 1027752-7), которым замораживается до 1 января 2022 года изменение "понижающего коэффициента" (с 1 октября 2019 года составляет 73,68 %), при этом индексация денежного довольствия военнослужащих согласно законопроекта на прогнозный уровень инфляции запланирована в 2021 году с 1 октября на 3,7%, в 2022 году с 1 октября на 4,0% и в 2023 году с 1 октября на 4,0%.

Таким образом, увеличение "военных пенсий" законодательно возможно лишь в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, а именно в 2021 году с 1 октября на 3,7%, в 2022 году с 1 октября на 4,0% и в 2023 году с 1 октября на 4,0%.

При этом обращаем внимание, что индексация страховой пенсии для граждан будет произведена с 1 января 2021 года на 6,3% (с 1 января 2020 года на 6,6%, в 2019 году с 1 января на 7,05%, а "военной пенсии" с 1 октября 2020 года на 3% и на 6,3% с 1 октября 2019 года).

В соответствии с абзацем вторым статьи 16Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее – Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ) Правительство Российской Федерации должно обеспечивать проведение единой государственной социальной политики и реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Анализ роста пенсий в Российской Федерации показывает, что уже который год наблюдается более низкий уровень индексации "военных пенсий", чем страховых пенсий для граждан, что, как представляется, является дискриминационным.

При этом повышение "военных пенсий" с 1 октября вместо 1 января не компенсирует даже уровень расчетной инфляции. Указанные факторы снижают роль и значение военной службы, как ратного труда сопряженного с риском для жизни, который несопоставим с гражданским трудом.

Тем самым, по мнению Комитета по обороне, требования Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ в части единой государственной социальной политики Правительством Российской Федерации систематически не выполняются.

Данная ситуация усугубляется еще и тем, что Правительство Российской Федерации на практике уже седьмой год уклоняется от выполнения законодательно закрепленных пенсионных гарантий граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе, и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее – Указ № 604), путем внесения в Государственную Думу законов о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием очередного федерального бюджета (в частности части 2 статьи 43 Закона № 4468-I) и игнорирования требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604, которым Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании от 15 января 2020 года отмечал, что все параметры, заданные в "майских" указах 2012 года, должны строго соблюдаться.

Требования подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 Правительством Российской Федерации в 2020 году были проигнорированы.

Аналогичная ситуации согласно Законопроекта и в 2021 году, требования подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 также не учтены. Законопроектом уровень инфляции в 2021 году предусмотрен в размере 3,7%. Следовательно, для выполнения требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 с учетом уровня инфляции в размере 3,7 % необходимо доведение индексации "военной пенсии" до 5,7%.

Комитет по обороне отмечает, что систематическое невыполнение требований Указа № 604 Правительством Российской Федерации является нарушением пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которого указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и абзаца пятого статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которого Правительство Российской Федерации обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Наряду с этим, Правительством Российской Федерации постоянно игнорируются требования постановлений Государственной Думы.

Так, было проигнорировано требование Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604.

Постановлением Государственной Думы от 19 ноября 2019 года № 7110-7 ГД Правительству Российской Федерации также предлагалось в течение 2020 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Указанное требование Государственной Думы Правительством Российской Федерации было проигнорировано по умолчанию.

Такое отношение Правительства Российской Федерации к "военным пенсионерам" фактически дискредитирует законодательно закрепленный механизм пенсионного обеспечения военнослужащих.

Так, в части увеличения "военных пенсий" в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 49 Закона № 4468-1 (одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих), Комитет по обороне отмечает, что начиная с 2012 года по 2017 год включительно было приостановлено действие части 9 статьи 2 № 306-ФЗ, согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, даже при условии реализации запланированной на 2020 и 2021 годы индексации денежного довольствия военнослужащих те его размеры, которые могли бы быть достигнуты в 2018 году при безусловном исполнении Правительством Российской Федерации указанной нормы об индексации, не будут достигнуты даже в 2021 году.

При этом вследствие приостановления в 2012 – 2017 годах вышеуказанной нормы для повышения "военных пенсий" в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, в период с 2014 года по 2016 год был задан более высокий темп роста "понижающего коэффициента", который по мнению Минфина России, должен был к 1 января 2021 года составить 72% при безусловном исполнении Закона № 4468-1, а вследствие принятых мер составляет 73,68%.

Комитет по обороне не согласен с этим мнением, поскольку даже более высокий темп роста в период с 2014 по 2016 годы "понижающего коэффициента" не покрывал даже уровень инфляции.

Вместе с этим следует учитывать, что при введении части второй статьи 43 Закона № 4468-1 Правительство Российской Федерации обязывалось обеспечить превышение "военных" пенсий по сравнению с "гражданскими" пенсиями не менее чем в 1,7 раза.

Согласно законопроекта (приложение № 1 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) среднегодовой размер выплаты на одного получателя "военной" пенсии в 2021 году составит 296,0 тыс.рублей, следовательно среднемесячный размер выплаты на одного получателя "военной" пенсии в 2021 году составит 24 667 рублей. При выступлении 22 октября 2019 года на пленарном заседании Государственной Думы первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горнин отмечал, что "средняя "военная" пенсия (с учетом индексации в 3% с 1 октября 2020 года) составит 26 968 рублей по состоянию на 1 октября 2020 года. По заявлению Минтруда России средняя страховая пенсия с 1 января 2021 года (с учетом индексации в 6,3% с 1 января 2021 года) составит 17 443 рублей, по данным Пенсионного фонда России в настоящее время средний размер страховой пенсии составляет 16 500 рублей. По состоянию на 1 октября 2020 года с учетом увеличения с 1 октября 2020 года на 3% "военных" пенсий соотношение "военных" пенсий с "гражданскими" пенсиями составило 1,63:1. На 1 января 2021 года соотношение "военных" пенсий с "гражданскими" пенсиями составит только 1,5:1 (26968/17443=1,5; 24667/17443=1,4). Даже после запланированного законопроектом повышения с 1 октября 2021 года "военной" пенсии на 3,7% соотношение 1,7:1 достигнуто не будет (26968*1,037/17443=1,6; 24667*1,037/17443=1,46).

Таким образом, вследствие бюджетного законотворчества "недоиндексация" "военных пенсий" на текущее время составила более 25% (т.е. четвертую часть от суммы "военной пенсии"). Это привело к тому, что размер "военных пенсий" рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, а порой и меньше (по состоянию на май 2020 года размер "военной пенсии" по категориям: рядового – 8 312,14 рублей, старшины – 14 576,37 рублей, прапорщика – 15 585,25 рублей, при этом МРОТ в 2020 году составляет 12 130 рублей).

Наряду с этим, за счет законодательно закреплённого учета неполного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении "военной пенсии" (понижающего коэффициента), "экономия" бюджета с 2012 года по 2019 год составила порядка 2,8 трлн.рублей.

В июле 2020 года Комитетом по обороне были направлены обращения Председателю Правительства Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, с просьбой недопущения приостановки действия положений Закона № 4468-I и неукоснительного выполнения его требований, а также требований Указа № 604 (в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции) при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.

Предложения Комитета по обороне в представленном законопроекте были проигнорированы.

Комитет по обороне с сожалением констатирует, что:

за 9 лет существования части 2 статьи 43 Закона № 4468-I (с 1 января 2012 года) ее действие приостанавливалось 6 раз и будет приостановлено и в седьмой раз;

за 9 лет существования подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 (с 7 мая 2012 года) он был выполнен только один раз (в 2019 году) и в 2021 году его выполнение не планируется.

Указанные действия федерального законодателя не способствуют формированию у граждан доверия к действиям государства, подрывают престиж военной службы и ведут к нарастанию социальной напряженности среди получателей "военных пенсий".

В целях исключения нарушения пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, прекращения дискриминации "военных пенсионеров" по отношению к другим пенсионерам, а также исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации "военной пенсии" с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта "б" части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения "понижающего коэффициента" до 75,16 %). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: в 2021 году – 16,27 млрд.рублей, в 2022 году – 17,33 млрд.рублей, в 2023 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2021-2023 годы – 51,63 млрд.рублей).

1. Проект федерального закона № 1027743-7 "О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" и Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Бюджетные ассигнования по разделу " Национальная оборона "
в 2021 году составят 3 113 247,5 млн. рублей, в 2021 году – 3 231 721,8 млн. рублей и в 2022 году – 3 257 484,0 млн. рублей.

"Открытой частью" проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 081 830,58 млн. рублей на 2021 год, 1 107 249,28 млн. рублей на 2022 год и 1 134 215,39 млн. рублей на 2023 год.

3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП составит в 2021 году - 2,7%, в 2022 году - 2,6%, в 2023 году - 2,5%.

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2021 и 2023 годах по сравнению с 2020 годом (13,9%) увеличится и составит 14,5%, в 2022 году увеличится и составит 15,1%.

4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Комитет по обороне настаивает на том, что Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки необходимо проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

6. В целях недопущения роста очереди на жилье, а так же сокращения срока ожидания реализации военнослужащими своих жилищных прав до 2-х лет, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить финансирование соответствующих статей расходов на требуемом уровне.

7. В целях исключения дискриминации "военных пенсионеров" по отношению к другим пенсионерам, а так же исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации "военных пенсий" с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта "б" части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения "понижающего коэффициента" до 75,16 %). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: в 2021 году – 16,27 млрд.рублей, в 2022 году – 17,33 млрд.рублей, в 2023 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2021-2023 годы – 51,63 млрд.рублей).

8. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 1027743-7 "О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.

В каждом государстве вне зависимости от роста ВВП, экономического развития и политических убеждений есть категория людей, которые по естественным, независящим от них причинам не могут заработать на свое существование. Для такого круга лиц запущена работа государственных институтов — органов социального обеспечения.


Уникальный логотип подтверждает надежность социального государства

В организованной форме гражданам оказывается помощь, если наступают определенные юридические факты, которые установил закон, чтобы выровнять социальное положение.

Понятие социальной защиты населения Российской Федерации

В концепции правового регулирования относительно социального обеспечения, которое выполняют различные ведомства, органы, предприятия, подразумевается помощь малоимущему населению, распределение материальных благ системой мер, чтобы удовлетворить социальные потребности человека.


Важные для граждан виды социальной помощи

Конкретика о политике государства в отношении создания условий для достойной жизни гражданина России находится в ст. 39 Конституции РФ. Защищают нуждающихся жителей 3 основные социальные формы с направлением:

  • обеспечения;
  • страхования;
  • помощи.

Права граждан на соцзащиту обеспечивает главный закон — Конституция РФ, принятая в 1993 г. на основании всенародного голосования. В 2020 г., после одобрения общероссийским голосованием, в устаревших законодательных актах произошли изменения.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.


В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.


В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.


Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.


Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Основные группы граждан, которые нуждаются в соцзащите

В первую очередь к объектам социальной защиты принадлежат люди из категории:

  • одиноких пожилых граждан;
  • пенсионеров;
  • инвалидов;
  • безработных;
  • вынужденных беженцев, переселенцев;
  • детей-сирот;
  • многодетных, молодых студенческих семей со статусом малообеспеченных;
  • одиночек матерей и отцов;
  • без определенного места жительства;
  • инфицированных СПИД, ВИЧ.

Работники социальной службы посетили пенсионеров

Органами соцзащиты, подведомственными предприятиями в единой государственной системе реализуется государственная политика пенсионного обеспечения, трудовых отношений, оказывается материальная поддержка всем нуждающимся. К такой категории относятся пожилые граждане, многодетные семьи, лица с ограниченными возможностями.

Перечень органов соцзащиты населения Российской Федерации и их основные функции

В социальной защищенности остро нуждаются граждане в экономически нестабильном государстве. Признаки такой неустойчивости:

  • усиленное расслоение общества;
  • обнищание населения;
  • рост безработицы.

Одним обеспечением решить все проблемы СЗН нельзя, так как нужно устранить вопросы:

  • труда — снизить безработицу, установить МРОТ;
  • жилья — сократить очереди на социальные квартиры;
  • семьи и брака — установить государственную поддержку, разработать нормы прав и обязанностей между супругами, детьми с родителями.

В жизни много проблем, каждую из которых решает отдельный орган власти, но без управления социальной защиты населения, совместного взаимодействия различных структур для снижения материальной разницы между категориями граждан нельзя добиться государства с демократичным обществом.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Минтруда и соцзащиты РФ принадлежит к федеральному органу исполнительной власти, который в соответствии с государственной политикой осуществляет нормативно-правовое регулирование в различных сферах:

  • пенсионная;
  • установка минимальных заработков;
  • снижение безработицы, увеличение занятости граждан;
  • организация социальных услуг;
  • демография;
  • уровень жизни по доходам населения.

Должностные лица внедряют указания Правительства в жизнь

Задачи центрального аппарата выполняют отделы, в функции которых входит:

  • комплексный анализ и прогнозирование доходов граждан;
  • демографическая политика и социальная защита;
  • дела инвалидов;
  • трудовые отношения;
  • условия и охрана труда;
  • занятость;
  • пенсии;
  • финансовый контроль над бюджетным учетом, имущественными отношениями.

Правительство РФ контролирует выполнение задач по социальному развитию страны. Возглавляет Минтруд министр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Региональная соцзащита населения выполняется субъектами РФ — краевыми или областными, которые называются по-разному:

  • департамент;
  • управление;
  • отдел;
  • комитет;
  • министерство.

Структура системы управления соцзащиты

Подразделения в населенных пунктах подчиняются местной администрации края или области и федеральному Минтруду. К примеру, в Краснодарском крае это Департамент, который имеет статус юридического лица со своим расчетным счетом в банке. Данный орган исполнительной власти выполняет ряд задач по обеспечению населения социальной защитой, занимается:

  • пенсиями;
  • реабилитацией инвалидов;
  • поддержкой малообеспеченных семей, пожилых людей, ветеранов ВОВ;
  • участием в реализации мероприятий по программам;
  • контролем над профподготовкой кадров;
  • информированием граждан по соцзащите, предусмотренным действующими законами.

Работоспособность Департамента обеспечивается краевым бюджетом, ресурсы утверждены главой краснодарской администрации.

Районные (городские) органы социальной защиты населения

В конкретных населенных пунктах материальное благополучие граждан находится под контролем муниципальных органов управления, которые подчиняются областной или краевой администрации.


Табличка на входе в здание отдела соцзащиты

Создание, реорганизация и ликвидация отделов соцзащиты осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. Действия управления регламентируют различные нормативные акты, законы РФ, правительственные постановления, распоряжения или указания краевых, областных, городских глав администрации.

В структуру соцзащиты входят отделы:

  • пенсионный;
  • труда и социальных вопросов;
  • семейной и детской помощи;
  • реабилитации детей.

В обязанности региональных подразделений входит выявлять, ставить на учет население, нуждающееся в средствах к существованию, оказывать помощь, реализовывать федеральные, областные программы социальной поддержки.

Отдел по труду и социальным вопросам

Это структурное подразделение Управления соцзащиты с полным объемом мероприятий:

  • социальное обслуживание стариков;
  • реабилитация инвалидов;
  • поддержка пенсионеров, семей, одиноких матерей или отцов;
  • по охране труда.

Подведомственные учреждения соцзащиты находятся под контролем отдела труда. Заведующего назначает глава администрации города, должность согласовывается с вышестоящей организацией. Должностное лицо распределяет обязанности между сотрудниками. Заведующий в рамках компетенции информирует специалистов со всем объемом работ. Его указы необходимо исполнять в обязательном порядке.

Комиссии по пенсионным вопросам

Если на предприятии имеется профсоюз, по инициативе комитета создается из группы лиц своеобразный «совет», где разбираются с проблемами пенсий. Подобные комиссии находятся в контакте с органами соцзащиты, куда включают:

  • юриста;
  • начальника или сотрудника отдела кадров;
  • главбуха.

Группа должна безвозмездно своевременно подготавливать пенсионные документы. Орган делает запросы в организации, подтверждающие стаж, зарплату. На основании доказательств комплектуются дела для назначения материального содержания по старости лет, ведется в данном направлении разъяснительная работа относительно законодательных нормативов.

Комиссия по назначению пенсий

Назначают трудовые пенсии специальные структуры в органах, созданных для предоставления пожилым людям денежного содержания. В Комиссию включают представителей структур:

  • финансовых;
  • профсоюзных;
  • военных комиссариатов (при необходимости, если рассматривают дела военнослужащих).

Утверждают группу городские власти, а для руководства — заведующие районным пенсионным отделом. На что направлена работа такого образования:

  • утверждение или отказ в назначении пенсий;
  • перерасчеты;
  • переводы из одного вида в другой;
  • установка трудовых стажей;
  • разбирательство конфликтных ситуаций.

Прием пенсионеров в ПФР

Назначение пенсий происходит на основании:

  • принятого решения по голосованию;
  • оформленного протокола, подписанного членами Комиссии;
  • приобщенного особого мнения, если кто-то не согласен с общим решением.

Спорные вопросы или отказ от пенсионного обеспечения разбирают на собрании в присутствии заявителя. Его информируют об законодательных актах, порядке начисления и обжалования принятого вердикта. При неявке потенциального пенсионера ему направляют протокол для ознакомления с решением.

Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы

МСЭ или процедура в виде медицинской социальной экспертизы играет существенную роль в соцзащите при назначении пенсии инвалидам. На основании экспертных данных устанавливают:

  • инвалидность с различными группами;
  • определяют причины заболевания;
  • обозначаются сроки, время наступления нарушений здоровья.

Медицинские эксперты определяют группу инвалидности

Подобные заведения работают в тесном контакте с органами соцзащиты, медицинскими учреждениями. В зависимости от состояния здоровья экспертизу проводят дома, в поликлинике или больнице.

Всероссийское общество инвалидов

ВОИ — это общественное предприятие, созданное на добровольной основе со своим Уставом, принципами, основанными на действующих законах РФ.


Члены ВОИ празднуют юбилей образования общества

Создано ВОИ для достижения целей:

  • защищать права людей с ограниченными возможностями перед местными властными органами;
  • участвовать в принятии решений, касающихся инвалидов;
  • обеспечивать льготами, жилищными и бытовыми условиями.

Финансирование ВОИ происходит за счет:

  • вступительных членских взносов;
  • добровольных пожертвований;
  • спонсорских перечислений.

Если деятельность общества прекращается, средствами распоряжаются по условиям, прописанным в Уставе.

Всероссийское общество слепых

ВОС — организация, созданная на добровольной основе, чтобы:

  • защищать права людей со слабым зрением или полностью слепых;
  • проводить социальную реабилитацию, интеграцию;
  • содействовать приобщению к труду, спорту, культуре;
  • развивать общественную активность;
  • оказывать помощь государственным ведомствам для решения подобных задач.

Заседание группы ВОС

Члены ВОС выявляют граждан со слабым зрением, ведут учет слепых, разрабатывают индивидуальные и комплексные программы для облегчения быта.

Всероссийское общество глухих

ВОГ создают на общественных началах для социальной защиты людей, имеющих инвалидность, проблемы со слухом.


Логотип ВОГ — общества, которое работает по конкретным принципам

Члены общества помогают адаптироваться среди здоровых людей, получить работу и помощь. Для этого обучают глухих разным профессиям, создают комфортные условия для культурного, спортивного развития. Члены ВОГ устанавливают связь и деловой контакт с любым предприятием, которое участвует в благотворительных акциях, сами разрабатывают разные программы, своевременно информируют об изменении законов, в отношении государственных преференций.

В РФ существует много разных организаций, которые оказывают помощь малоимущим семьям, инвалидам и пожилым гражданам.


Функции отделения медицинской и социальной помощи

Главный регулятор материального благополучия — основной свод законов, Конституция РФ, гарантом обеспечения социальных норм служит государство. По любому вопросу можно обратиться в исполнительный орган — соцзащиту. Администрация как областная, так и федеральная пытается принимать в ведомство только людей ответственных, способных прочувствовать чужую боль. Как это происходит в действительности, знает тот, кто хоть раз обращался за разъяснением законов или помощью в подобные учреждения.

Наркомат государственного призрения (1917–1918)

Наркомат социального обеспечения РСФСР (1918–1919)

Наркомат труда и социального обеспечения РСФСР (1919–1920)

Наркомат социального обеспечения РСФСР (1920–1946)

Министерство социального обеспечения РСФСР (1946–1991)

Наркомат государственного призрения образован в ноябре 1917 г. Постановлением СНК РСФСР от 17 апреля 1918 г. переименован в Наркомат социального обеспечения РСФСР. Постановлением СНК РСФСР от 4 нояб ря 1919 г. объединен с Наркоматом труда РСФСР в Наркомат труда и со циального обеспечения РСФСР. Декретом ВЦИК от 21 апреля 1920 г. вновь разделен на два наркомата. Министерство ликвидировано в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. в связи с образованием Министерства здравоохранения и социаль ного обеспечения РСФСР.

Документы секретариата (1939–1951), канцелярии (1952–1967), инспекции при Министре (1946–1947, 1951–1953), Главного Управления трудового устройства и производственного обучения инвалидов (1939), Главного планово-финансового управления (1938–1939, 1942–1950, 1958–1967), Управления делами (1918–1922, 1941–1952);

управлений: пособий и пенсий (1921), пенсионного (1948–1951, 1953, 1955, 1960, 1963, 1966), персональных пенсионеров (1954–1955), труда и бытового устройства пенсионеров и инвалидов (1951–1956, 1959–1962, 1964–1966), учреждений социального обеспечения (1946–1950), социального обеспечения инвалидов войны (1943–1945), трудоустройства семей военнослужащих, инвалидов войны и труда (1946–1950), домами инвалидов (1941–1945), государственного обеспечения (1942), кадров и учебных заведений (1951–1967), хозяйственного управления (1953–1957, 1959–1967), врачебно-трудовой экспертизы (1943–1946, 1955, 1960–1967), капитального строительства (1956, 1967); отделов: учреждений для инвалидов (1920–1921), контрольно-инструкторского (1920), помощи инвалидам войны (1919), увечных воинов (1918), воинской повинности (1918), охраны детства (1918–1919), социального обеспечения (1918, 1920), пенсионного обеспечения (1943), пенсий и пособий (1918–1920), протезирования (1947–1954), профессиональных школ (1945–1952), ревизионно-инспекторского (1950), интернатов для инвалидов Отечественной войны (1947), санаториев и домов отдыха (1946–1947), подсобных хозяйств (1944–1949), учебных заведений (1944), профессионального обучения (1943), трудового устройства и обучения (1940–1942), касс общественной взаимопомощи колхозов (1940–1945), детских домов (1940–1942, 1945–1948), международных связей (1955–1967), капитального строительства (1945–1948, 1957, 1960–1963, 1965), врачебно-трудовой экспертизы (1940–1942), социального обеспечения инвалидов войны и семей военнослужащих (1942), домов инвалидов (1942, 1946–1948), организационно-инструкторского (1943–1945);

сектора обучения инвалидов (1942), Ученого совета (1942, 1947–1962, 1965–1966), контрольно-инспекторской группы при Наркоме (1945); заочных курсов кройки и шитья (1940–1941).

Протоколы и стенограммы заседаний коллегии Министерства за 1918–1919, 1940–1967 гг. и материалы к ним; протоколы совещаний у Наркома (Министра) и его заместителей и материалы к ним (1945–1952, 1954–1958), протоколы и стенограммы заседаний Президиума Ученого совета, стенограммы Пленумов Ученого совета, протоколы заседаний секции, коллегии Ученого совета по вра-чебно-трудовой экспертизе и трудоустройству, протоколы заседаний технического совета, протезно-ортопедической комиссии Ученого совета.

Стенограммы Всероссийских совещаний руководящих работников социального обеспечения (1944–1947, 1949–1950, 1952, 1958, 1960, 1962), стенограммы совещаний работников социального обеспечения по вопросам состояния работы по пенсионному обеспечению, трудовому и бытовому устройству инвалидов Великой Отечественной войны (1943) и др.

Приказы Министерства, Наркома (Министра) социального обеспечения за 1918, 1939–1967 гг.

Декреты (копии) и постановления Совнаркома РСФСР, Совета Труда и Обороны, поручения Совета Министров СССР и РСФСР и заключения Министерства по ним, проекты постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и РСФСР по вопросам социального обеспечения трудящихся, о социальном страховании, обеспечении инвалидов войны и их семейств, организации государственной и общественной помощи при стихийных и социальных бедствиях, о создамии организации социальной взаимопомощи среди сельского населения, обеспечении в случае временной и постоянной нетрудоспособности, безработицы, организации использования труда инвалидов, об охране детства, многодетных и одиноких матерей, по вопросам пенсионного обеспечения рабочих, служащих, военнослужащих, о мероприятиях по трудовому устройству и материально-бытовому обслуживанию инвалидов, защите правовых интересов обеспечиваемых.

Директивные письма и инструкции Министерства социального обеспечения.

Положения о Министерстве, Ученом совете (1948).

Планы работ Министерства, его отделов, коллегии; планы по финансированию мероприятий социального обеспечения РСФСР, по финансированию расходов на социальное обеспечение пенсионеров, по финансированию детских домов; планы и отчеты о трудоустройстве инвалидов в системе кооперативов инвалидов; планы работы научно-методического кабинета по воспитанию и обучению умственно-отсталых детей; планы Московского и Ленинградского научно-исследовательсжих институтов врачебно-трудовой экспертизы по научно-исследовательской и практической работе, учебные планы и программы профессионально-технических школ и учебно-производственных мастерских и курсов.

Сводные статистические отчеты Министерства по социальному обеспечению; отчеты учреждений центрального подчинения: Главпротеза, поликлиники, курсов заочного обучения кройки и шитья, методического кабинета, Московского и Ленинградского протезных техникумов по основной деятельности; отчеты учреждений республиканского подчинения: домов отдыха в Пятигорске и Ессентуках, санаториев в Кисловодске, Ялте, интернатов в Кратове и Переделкине; отчеты подсобных хозяйств; отчеты строительной конторы и завода «Стройдеталь» по основной деятельности.

Отчеты наркоматов социального обеспечения АССР и краевых, областных, городских отделов социального обеспечения об исполнении бюджетов по расходам на социальное страхование, социальное обеспечение, просвещение, здравоохранение; отчеты районных отделов социального обеспечения Москвы о работе по трудоустройству, обучению, материально-бытовому обслуживанию семей погибших воинов, инвалидов войны и труда; отчеты детских домов, домов инвалидов; отчеты о работе медицинских отделов при протезных заводах и мастерских; отчеты по рассмотрению жалоб и заявлений трудящихся.

Акты обследования и справки Министерства социального обеспечения о работе автономных, республиканских, краевых, областных подведомственных отделов по пенсионному обеспечению.

Штатные расписания и сметы расходов Министерства социального обеспечения, учреждений центрального подчинения, АССР, краевых, областных, городских отделов социального обеспечения; научно-методических кабинетов, профессиональных школ и научно-исследовательских учреждений.

Переписка с правительственными учреждениями, организациями,' в т.ч. с наркоматами здравоохранения, юстиции, земледелия, Государственным казначейством, с местными отделами социального обеспечения по вопросам пенсионного обеспечения, врачебно-трудовой экспертизы, трудоустройстве инвалидов, о назначении пенсий и пособий семьям погибших воинов, переписка с республиканскими, областными, городскими отделами социального обеспечения о высылке экспонатов для музея Наркомата социального обеспечения (1920).

Документы (устав, списки, сведения) о вступлении Министерства в члены Международной Ассоциации социального обеспечения (МАСО) (1955); документы (резолюции, решения, рекомендации) Генеральных Ассамблей МАСО; о проведении международных конференций по вопросам семьи; документы участников Международного симпозиума по социальным проблемам восстановления трудоспособности инвалидов (Варшава, 1961); документы сессий Совета и заседаний Бюро МАСО, о работе Ассоциации и участия в ней Министерства (протоколы, письма, справки); переписка Министерства с МАСО по вопросам международных связей; с организациями и отдельными лицами зарубежных стран об обмене опытом работы, обмене делегациями, о встречах, о культурном сотрудничестве по социальному обеспечению.

Требовательные ведомости на выдачу заработной платы сотрудникам отделов Наркомата социального обеспечения; переписка по личному составу; удостоверения, списки, мандаты, заявления о приеме на работу, больничные листки с указанием профессии и заработанной платы (1920).

Читайте также: