Компенсация за невыплаченные годы пенсии

СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕВЫПЛАЧЕННОЙ ПЕНСИЕЙ.


1. НЕВЫПЛАТА ПЕНСИИ — ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Итак, рассмотрим нередко встречающиеся в юридической практике ситуации, когда гражданин, имеющий право на пенсионное обеспечение, по каким-либо причинам не получает гарантированную законодательством пенсию.Вообще, у нас в стране, чиновник виновный в невыплате пенсии, может быть привлечён в том числе и к уголовной ответственности по статье 145.1 Уголовного кодекса РФ.
Чаще всего, невыплата пенсии может происходить в нескольких случаях: это или при назначении пенсии гражданину, или при переходе с одной пенсии на другую, например при переходе с военной пенсии на трудовую. Возможен случай, когда гражданин, получающий пенсию по инвалидности, вовремя не предоставил документы ежегодного переосвидетельствования инвалидов. Но, конечно, никто не застрахован и от халатности работников пенсионного фонда.
В случае, если невыплата пенсии происходит после обращения с заявлением о назначении пенсии в ПФР, необходимо знать: Федеральный закон «О трудовых пенсиях» чётко обозначает все сроки. Рассмотрение заявления должно происходить в течении 10 дней со дня принятия заявления о назначении пенсии, и если из-за каких-то причин ПФР отказывает в назначении пенсии, то заявитель должен быть уведомлен не позднее 5 дней с момента принятия решения об отказе с обязательным указанием причин такого отказа.
Получающие пенсию пенсионеры, мы считаем, не должны волноваться, если выплата пенсии задерживается на 3-5 дней, это бывает, но если пенсию не платят 2 недели и более, это повод обращаться за разъяснениями в пенсионный фонд.

2. КАК ВЗЫСКАТЬ НЕВЫПЛАЧЕННУЮ ПЕНСИЮ.

Прежде чем запустить процесс взыскания невыплаченной пенсии необходимо совершить несколько шагов, которые позволят собрать необходимый пакет документов для последующих действий. При возникновении ситуации, когда пенсия не выплачивается, в первую очередь необходимо с заявлением, в котором изложить свои доводы и потребовать предоставить объяснения по поводу сложившейся ситуации. Возможно, в пенсионном фонде возникли какие-то ошибки в документах или неполадки в технике и т. п. Ещё обращение в ПФР нужно для получения письменного ответа с изложением ситуации со стороны пенсионного фонда.
Если Вы не удовлетворены ответом, или ответ носит характер просто-напросто отписки, то следующей инстанцией будет прокуратура. У прокуратуры есть полномочия выходить в суд в интересах защиты нарушенных прав пенсионеров, особенно, если им самим это сделать затруднительно, в силу каких-либо причин, например ограниченной подвижности или других серьёзных проблем со здоровьем. Конечно, этот этап можно пропустить и сразу обратиться с исковым заявлением в суд.
Если прокуратурой будет установлено, что невыплата пенсии гражданину привела к тяжким последствиям, например невозможность оплатить лечение, из-за чего причинён вред здоровью, виновный может быть привлечён к уголовной ответственности.

3. ВЗЫСКАНИЕ НЕВЫПЛАЧЕННОЙ ПЕНСИИ — СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА.

Судебная практика по делам о взыскании невыплаченной пенсии однозначна и не противоречива. Исковое заявление о взыскании невыплаченной пенсии следует подавать в зависимости от суммы, которую необходимо взыскать или в мировой суд, при сумме меньше 50-ти тысяч рублей, либо в районный (городской) суд при большей сумме по месту нахождения территориального органа пенсионного фонда.
В случае удовлетворения искового заявления истца суд обяжет ответчика выплатить истцу все невыплаченные пенсионные суммы с учётом всех индексаций. Отметим, что совместно с требованиями взыскать невыплаченную пенсию, истец может потребовать взыскать и неустойку.
Обращайтесь в суд за защитой своих нарушенных пенсионных прав, а юристы нашей компании гарантированно Вам в этом помогут!


Обращайтесь в нашу компанию, и опытный юрист по пенсионным вопросам окажет Вам всю необходимую юридическую помощь и поможет с взысканием невыплаченной пенсии!

Анна Старицкая, Ольга Нижельская


Недавняя проверка Счетной палаты показала, что из-за объединения пенсионных счетов и открытия второго СНИЛСа в 2017–2019 годах пенсионеры недополучили порядка 2,2 миллиона рублей. Кроме того, в ряде случаев недобросовестные родственники получали выплаты за покойников. По словам сенатора Валерия Рязанского, сейчас, чтобы сделать перерасчет, россиянам нужно обратиться в ПФР с заявлением.

В связи с этим парламентарии Госдумы предложили обязать ПФР не только проводить перерасчет, но платить пени за меньшую, чем положено, выплату. Соавтор законопроекта депутат Сергей Миронов рассказал «360», почему возникают ошибки и как проведут перерасчет.

Откуда берутся ошибки

Прежде всего, очень плохо ведутся базы данных, в том числе личные счета будущих пенсионеров, пояснил депутат Сергей Миронов. Проверка Счетной палаты отделений ПФР в Москве, Подмосковье и Саратовской области показала, что на счетах почти 13 тысяч россиян нет данных за 2017 год, за 2018-й они отсутствуют у 27 тысяч человек. Получается, когда эти люди станут оформлять пенсии, часть стажа не будет учтена.

«Много недоработок в самих формах других документов, много ошибок при их подготовке. Большая проблема — это расхождение информации о гражданах в разных информационных системах: ЗАГС, МВД, ФНС и прочее. Это тоже порождает ошибки. Нет должного межведомственного взаимодействия, чтобы ошибки своевременно устранять», — добавил парламентарий.

Во время проверки нарушения пенсионных прав выявили в 53% изученных случаев. Страшно даже представить, подчеркнул депутат, что выяснится, если провести тотальную проверку отделений ПФР по всей стране.

Как проведут перерасчет

Порядок перерасчета пенсий предстоит разработать специалистам Минтруда. Сейчас при выявлении самим Пенсионным фондом ошибок в начислении их исправляют двумя способами: автоматически, без заявления, или по заявлению. Предложенный депутатами законопроект тоже допускает оба варианта перерасчета. Причем подавать заявление можно будет не только в отделении ПФР, но и в МФЦ. Правда, только в случае, если центры и фонд договорятся о предоставлении такой услуги.

В случае пересчета недополученной пенсии дополнительно возместят проценты с недоплаты. Размер таких процентов, уточнил Миронов, устанавливается законопроектом.

«При расчете за периоды до 1 января 2016 года размер процентов определяется ставкой рефинансирования Банка России, после 1 января 2016 года — ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и не может быть уменьшен», — заключил парламентарий.

Симметричный ответ

Первый зампред комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов также поддерживает предложение. Если человек недоплачивает налоги, ему начисляют пени, а бывает, даже штрафуют. В данной ситуации решение должно быть симметричным. Если пенсию недоплачивали, нужно возместить эту сумму вместе с процентами.

Председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов считает законопроект нужным и важным. По его словам, вице-премьер Татьяна Голикова тоже отмечала, что очень большой процент жалоб удовлетворяется и пенсия пересчитывается в сторону увеличения.

«Бывает банальное совершение ошибок при расчете пенсий. Операционисты считают, возникает фактор ошибки. Есть случаи, когда вопросы с подтверждением или невозможностью подтверждения стажа приходится решать индивидуально. Пенсия рассчитывается исходя из советской, постсоветской и современной страховой системы», — добавил Нилов.

В ПФР не всегда учитывают все эпизоды трудового стажа. Иногда сотрудникам проще заявить, что подтвердить кусочек стажа невозможно, чем проверять какие-то проблемные данные. А это влияет на размер пенсии. По словам Нилова, если после получения жалобы депутаты направляют запрос, выплату, как правило, пересчитывают в сторону увеличения. Хотя есть и случаи, когда ПФР не виноват. В частности, сейчас невозможно получить никакие документы от Пенсионного фонда Украины.

ПРЕЗИДИУМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

от 13 марта 2017 г. N 44г-15

История рассмотрения дела

Мировой судья Некрасова М.А.

Судья Катусенко С.И.

Президиум Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Кирюшина А.Н.,

членов президиума: Захарова В.И., Ордынского А.В., Лазаревой О.Н., Кузнецовой О.П., Карасевой Т.Д., Фроловой Т.В., Шагаровой Т.В.,

при секретаре А.

заслушав доклад судьи Черной Е.А.,

по кассационной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области Б. на решение мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016 и апелляционное определение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016 по делу по иску Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии,

переданной определением судьи Кемеровского областного суда от 21.02.2017 с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Кемеровского областного суда,

Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области) о взыскании недополученной пенсии.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а не пункт 1.2 статьи 27.1.

Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена трудовая пенсия по старости согласно Списку N 2 ( п. 1.2 ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") в размере

Совместно с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд им были представлены все необходимые документы, а именно: паспорт, трудовая книжка, справка о периодах работы (выписка из приказа), справки из военкомата, справка, уточняющая характер работы, страховое свидетельство. При этом никакие дополнительные документы у него не потребовали.

Однако, при назначении пенсии УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области не был учтен период его работы в условиях Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ он вынужден был обратиться в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, для устранения допущенной ошибки, с заявлением о перерасчете размера пенсии.

УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области его заявление удовлетворило, произвело перерасчет с учетом повышений и установило сумму пенсионных назначений в размере рублей с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Прибавка к пенсии за северный стаж составила руб.

Однако, единовременную выплату, за допущенную ошибку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не произвел.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением, в котором просил в добровольном порядке выплатить ему недополученную часть пенсии, в чем ему было отказано.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановление Минтруда РФ N 17, Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27.02.2002 об утверждении "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действовавшими на дату его обращения в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, считает отказ УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области незаконным, так как сотрудниками УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области не был указан перечень недостающих документов, а именно справка о заработной плате за 60 месяцев подряд за период с 1980 по 1985 годы.

С учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с ответчика в его пользу убытки, в виде недополученной пенсии, в размере рублей.

Решением мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016, оставленным без изменения апелляционным определением Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016, постановлено:

исковые требования Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии, удовлетворить.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области в пользу Н. сумму убытков, в виде недополученной пенсии, в размере

В кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области Б., просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные.

В судебное заседание не явился представитель Управления Пенсионного фонда, в связи с чем президиум полагает возможным на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Н., возражавшего против доводов кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, президиум суда кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке состоявшихся судебных постановлений.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела мировым судьей и судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Н. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости, установленной ему в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицу проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2) не менее 12 лет 6 месяцев, имеющему страховой стаж не менее 25 лет с уменьшением общеустановленного возраста на пять лет.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о перерасчете размера пенсии.

УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области его заявление удовлетворило, произвело перерасчет с учетом повышений и установило сумму пенсионных назначений в размере рублей с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Удовлетворяя заявленные Н. исковые требования, мировой судья, с которым согласился районный суд, пришел к выводу о том, что у территориального органа УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области было право и обязанность дать оценку содержащимся в пенсионном деле и заявлении Н. сведениям об его заработной плате и пенсионный орган имел право и возможность предложить Н. представить необходимые уточнения, дополнения, что им сделано не было, что явилось причиной возникновения у истца убытков в виде получения им пенсии за период с момента первоначального обращения до ДД.ММ.ГГГГ в меньшем размере.

Президиум Кемеровского областного суда находит, что указанные выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон, утратил силу с 1 января 2015 года) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи , но всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона ( пункт 2 статьи 19 указанного Закона).

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона, в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи , либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи , либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи .

В абзацах первом , седьмом пункта 3 статьи 30 Федерального закона установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле, составной частью которой является коэффициент ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно пункта 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовавших на момент первоначального обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением), утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.

На основании п. 11 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления.

В соответствии с п. 23 Правил по результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Согласно п. 28 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи , производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

На основании пункта 2 названной нормы заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что предоставление застрахованным в системе пенсионного страхования сведений о его заработке за любые 60 месяцев работы подряд необходимо для назначения пенсии только в том случае, если сведения о его заработке за 2000 - 2001 годы отсутствуют в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и только в этом случае территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан истребовать от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии и дать гражданину соответствующие разъяснения. Сведения о среднемесячном заработке застрахованного за любые 60 месяцев работы подряд вправе представить заявитель по собственной инициативе.

Однако, как следует из материалов дела и установлено судами, при первоначальном обращении за назначением пенсии, представленный истцом пакет документов был достаточным для реализации права на назначение пенсии, недостающие документы для назначении пенсии отсутствовали, в связи с чем в расписке-уведомлении в графе "Недостающие документы" никаких отметок не проставлено. На основании представленных истцом документов и имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Размер пенсии Н. был рассчитан исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, так как справку о среднем заработке за любые 60 месяцев работы подряд, при обращении за назначением пенсии заявитель не представил.

Н. с заявлением о перерасчете размера пенсии с приложением документов об его заработной плате за 60 месяцев работы подряд, включая спорные периоды работы в условиях Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем перерасчет размера пенсии произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения, что соответствует вышеприведенным положениям Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002.

Таким образом, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела неправильно применены к возникшим отношениям вышеуказанные положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что привело к неправомерному возложению на пенсионный орган обязанности выплатить Н. недополученную пенсию с момента его первоначального обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей.

Президиум находит, что допущенные судом первой и второй инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что судами допущено нарушение норм материального права, а все значимые обстоятельства установлены при разрешении спора, то имеются основания, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

решение мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016 и апелляционное определение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016 по делу по иску Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии, отменить.

Принять по делу новое решение, которым Н., отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании убытков в виде недополученной пенсии.

Обязан ли ПФРФ выплатить компенсацию за не вовремя оформленную пенсию по вредности?Придя оформлять пенсию по старости вПФ,узнала,что должна была оформить пенсию еще 5 лет назад(с 50лет по вредности- стаж 29 лет фельдшером-лаборантом). С 50 лет я нигде не работаю,являюсь домохозяйкой.За оформлением пенсии никуда не обращалась.Никто меня не уведомил вовремя,а сама я этого не знала.В ПФ мне ответили ,что ни на какую компенсацию я рассчитывать не могу. Некоторые юристы отвечают,что я могу рассчитывать на компенсацию за 3 предыдущих года и на перерасчет коммунальных услуг,но конкретно указать закон,статью никто не может,все ссылаются на закон о пенсии,в котором я ничего не нашла.убедительная просьбаответить конкретнее на мой вопрос с ссылками на номера статей.

Очень довольна ответом юриста -Петрова Михаила Игоревича! Разобрал мои вопрос очень подробно и дал развернутый,конкретный ответ.Выражаю глубокую благодарность за качественную работу.Специалист высокого уровня.

22 Августа 2016 18:19

Ответы юристов ( 2 )


Здравствуйте! В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального законп от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального законп от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Таким образом, обязанность по выплате вам пенсии возникает только, после вашего обращения с заявлением в ПФР. С учетом того, что до такого обращения ПФР не обязан выплачивать пенсию, то вы не вправе требовать выплату пенсии за период до вашего обращения.

С учетом норм действующего законодательства это так.

Эту сухую отписку за 1300 руб , я могла бы сама прочитать в законе о пенсии. Безобразие. Никакой конкретики- только деньги лопатой гребёте.


.За оформлением пенсии никуда не обращалась.
Людмила

Людмила, добрый день.

Реализация права на пенсию у нас носит заявительский характер — по достижении установленного возраста и наличие требуемого стажа, при подаче заявления Вам назначается и выплачивается пенсия.

Данное положение предусмотрено в ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях»

1. Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
5. Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
1) страховая пенсия по старости — со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
2) страховая пенсия по инвалидности — со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца — со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.


Российская счетная палата отыскала неточности в системе персонифицированного учета в ПФР. Из-за них нарушаются пенсионные права россиян. Об этом указано в отчете по результатам проверки деятельности Пенсионного Фонда в 17-19 годах.

Выявили ошибки с начислением пенсий

Главной проблемой называют открытие на одного гражданина сразу нескольких счетов. Кроме того, 2-3 россиянам порою присваивается один СНИЛС. В результате из-за этого размеры пенсионных начислений уменьшались.

Необоснованно занижалась пенсия и из-за смены фамилии. Специалисты выяснили, что Пенсионный Фонд не указывал на счетах россиян информацию о фамилии, которую имел человек при рождении. В итоге появлялись двойные лицевые счета.

Пенсионный Фонд за 3 года объединил счета почти 90 000 пенсионеров. Из-за этого могли не производиться доплаты пенсий.

Как вернуть пенсию в случае недоплаты, если она пропала

Валерий Рязанский – 1-ый зампредседателя соцкомитета СовФеда – побеседовал с журналистами и сообщил о способах восстановления собственных пенсионных прав, если при начислении пенсии произошла ошибка.

До этого Счетная палата нашла ошибки в системе начисления пенсий. Из-за них людям не до конца выплачивали деньги. Бывали случаи, когда ПФР открывал 2-3 счета на одного гражданина либо присваивал 1 СНИЛС 2-3 россиянам. Кроме того, даже после смерти получатели пенсии выплачивались, ведь данные о кончине приходили довольно поздно. В результате деньги получала родня умерших пенсионеров.

Чтобы решить такие проблемы, сенатор порекомендовал отправиться в ПФР и написать заявление. По словам чиновника, в некоторых случаях можно дойти вплоть до депутатов Государственной Думы.

Рязанский обещает не оставить ни одно послание без внимания. Если ошибка подтвердится, то в пользу заявителя будет сделан перерасчет. По мнению сенатора, такие недочеты – это рядовые рабочие проблемы.


Недоплатили пенсию — куда обращаться

Неработающие пенсионеры смогут получить новые выплаты

У неработающих пенсионеров будет возможность претендовать на новые выплаты. Их сумма составляет не менее 10 000 рублей. Об этом рассказали журналисты одного издания, ссылаясь на ПФР.

В документе предлагается ежемесячно платить деньги пенсионерам, которые ухаживают за кем-то либо оформляют опекунство. Чтобы получить материальную помощь, необходимо соблюдать следующие условия:

  • у пенсионера не должно быть официального рабочего места;
  • он должен ухаживать за пожилым человеком старше 80 лет.


К примеру: в семье кто-то из пенсионеров занимается уходом за вторым, попадающим под указанные категории. Соответственно, можно подавать документы в службу соцзащиты на оформление денежного пособия.

Сейчас за это платят 2 700 рублей. Ожидается, что в следующем году власти увеличат эту выплату.

Деньги россиянам от ПФР должны прийти до 31 августа. Прежде всего, говорится о людях, вышедших на пенсию, при этом имеющие совершеннолетних детей-иждивенцев.

Летом родителям-пенсионером не надо предъявлять в ПФР различные справки об очном обучении ребенка-студента, если он находится на иждивении.

Решение о продлении выплат в августе приняли из-за ограничительных мер, которые были введены из-за эпидемии коронавируса.

– Недавно прочитала, что если я не буду тратить свою пенсию в течение 6 месяцев, то мне прекратят ее выплачивать. Это правда? Неужели я должна постоянно снимать и тратить свою пенсию? Это совсем не входит в мои планы.

– Действительно, недавно в СМИ появилась шокирующая информация о том, что если человек не снимает пенсию в течение 6 месяцев, то выплаты приостанавливаются. Эту новость распространили ведущие российские издания, поэтому она создала панику среди пенсионеров. В скором времени Пенсионный фонд опровергнул информацию и заявил, что пенсионер может не снимать средства с карты в течение полугода и прекращениями выплат это не грозит. Пенсионеры могут хранить деньги на карте сколько угодно. Разберемся подробней.

  • ❗ Случаи, когда выплату пенсии действительно могут приостановить
  • 💰 Как ПФР узнает, получает пенсионер деньги или нет
  • 💸 ПФР приостановил выплаты, а оснований на самом деле не было. Как возобновить
  • 💳 Можно ли хранить пенсию на карте больше 6 месяцев
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

❗ Случаи, когда выплату пенсии действительно могут приостановить

ПФР на своем официальном сайте действительно указывает на возможность временной приостановки выплаты пенсии, если пенсионер не получает положенной ему пенсии в течение полугода. Выплата приостанавливается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, когда истек указанный срок (на основании ч. 1 ст. 24 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Но данная мера вводится по той причине, что у Пенсионного фонда возникают сомнения в том, жив ли данный человек или умер. Если в течение 6 месяцев после приостановки лицо так и не объявится, то ему вовсе прекратят все выплаты (на основании ст. 25 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В перечне оснований для приостановки выплат страховой пенсии также значатся:

  1. Неявка инвалида в назначенные сроки на переосвидетельствование. Выплата пенсии по инвалидности будет приостановлена на три месяца начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, когда истек указанный срок.
  2. Достижение лицом, получающим пенсию по потере кормильца, возраста 18 лет и отсутствие документов, подтверждающих очное обучение.
  3. Истечение срока действия документа, который выдан иностранному гражданину, в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ.
  4. Выезд пенсионера на ПМЖ за пределы российской территории в иностранное государство, если со страной подписан международный договор, согласно которому, пенсионное обеспечение является обязанностью государства, в котором живет пенсионер.
  5. При поступлении документов о выезде пенсионера за пределы РФ и отсутствии заявления от пенсионера о данном выезде.

Выплату пенсии так же приостановят, если гражданин не подтвердил факт регистрации по месту получения денег. Это правило распространяется на тех россиян, за которых деньги по доверенности получает другой гражданин. Для них установлено правило: раз в год подтверждать регистрацию по месту получения пенсионных выплат. Это правило введено для исключения случаев мошенничества, когда доверенное лицо продолжает получать пенсию даже после смерти пенсионера.

При этом в законодательстве нет таких причин для приостановки выплаты, как:

  1. Выезд за пределы РФ.
  2. Наличие накоплений и отсутствие потребности в пенсии.
  3. Помощь со стороны детей и близких.
  4. Наличие иных источников доходов.

💰 Как ПФР узнает, получает пенсионер деньги или нет

Помимо перечисления денег на банковскую карточку, существуют альтернативные способы получения пенсии:

  1. Через почтовое отделение.
  2. Курьером на дом.

В случае получения выплат на почте пенсионер должен приходить за деньгами в определенные даты. Если он не приходит за пенсией, то они перенаправляются почтой в Пенсионный фонд.

В случаях когда пенсия доставляется на дом, при отсутствии пенсионера дома курьер указывает причину неполучения: например, пенсионера просто не было дома или он был в больнице. Получается, что для ПФР информация о том, получает ли пенсионер деньги или нет, остается прозрачной.

Но даже при длительном перерыве в получении денег пенсионеру возобновят выплаты пенсии после проведения проверки. Так, если ПФР выяснит, что пенсионер не умер, а просто временно уехал в гости или сменил место жительства, то выплаты возобновят.

Отношения между банками и Пенсионным фондом регулируется Приказом Минтруда №881н «Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий. ». В нем есть упоминание о том, что банк обязан передавать сведения за прошлый календарный год об отсутствии операций по счету у гражданина-получателя пенсии до 1 февраля. Но выполняется ли данный приказ в действительности, неясно.

У ПФР нет реальных механизмов отследить, тратит ли пенсионер средства или копит их. Узнать о движениях по счетам в рамках проводимой проверки вправе налоговая инспекция, но ПФР подобными полномочиями не располагает.

Таким образом, Пенсионный фонд никогда не следит за тем, как распоряжаются пенсионеры деньгами, и не запрещает дальнейшую выплату пенсии при ее невостребованности.

Читайте также: