Конституционный суд пенсия чернобыльцы

Военнослужащим, оказавшимся в зоне радиационного излучения после чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный здоровью. Об этом говорится в оглашенном сегодня решении Конституционного Суда. 2 ноября суд рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Поводом к рассмотрению послужила жалоба Ивана Рузайкина. По мнению заявителя, поправка к закону о социальной защите "чернобыльцев" нарушает его право на возмещение вреда, причиненного радиацией. Ранее Конституционный Суд отказался принять к рассмотрению 6 жалоб на различные нормы закона, в том числе и статью 2.

История вопроса

Рузайкин принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. К 1995 году, утратив трудоспособность на 80%, он был признан инвалидом II группы. Государство назначило ему пенсию по выслуге лет, увеличив ее на сумму минимального размера пенсии по инвалидности.

Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставил инвалидам-чернобыльцам ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда. Суммы рассчитывались из среднего заработка пострадавших с учетом степени утраты ими профессиональной трудоспособности. Однако Рузайкину таких средств не предоставили, поскольку он получал увеличенную пенсию.

Изменения, внесенные в упомянутый закон в 2001 году, гарантировали пострадавшему от излучения эти ежемесячные выплаты. Но получать он их стал в твердой сумме. Право выбора между старым и новым вариантом расчета выплат приобрели лишь те инвалиды, которые обратились с заявлением до дня вступления в силу закона. Рузайкин сделал это позже, и его доплаты к пенсии составили 2500 рублей в месяц - в два раза меньше возможного.

В 2008 году отставной военный обращался в различные судебные инстанции. Он добивался установления ежемесячных сумм возмещения вреда, аналогичных выплатам до 2001 года. Рузайкин также требовал взыскания недополученных сумм возмещения вреда за период с февраля 2001 года по июнь 2008 года (более 500 тысяч рублей). Однако в удовлетворении иска ему отказали со ссылкой на часть 1 статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года.

Позиция заявителя

Рузайкин полагает, что установление ему фиксированных ежемесячных компенсаций привело к ухудшению его материального положения. Он также лишился признанного за военнослужащими и гарантированного Конституцией права на полное возмещение вреда, причиненного здоровью.

По мнению заявителя, нарушено его право на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации. И это противоречит Конституции РФ, ее статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39, 42, 45 (части 1 и 2), 53 и 55.

Позиция суда

Гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный их здоровью.

Лишение права на возмещение вреда военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции еще 1 декабря 1997 года. В соответствии с этим решением КС РФ в 2001 году сложилось новое правовое регулирование в данной сфере, были установлены порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих.

Изучив жалобу И.В. Рузайкина, Конституционный Суд пришел к выводу, что выплата неполученных денежных компенсаций за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, исчисленных исходя из денежного довольствия, не связана с фактом подачи соответствующего заявления именно в течение этого периода. Выплата компенсаций (исходя из денежного довольствия, а не в твердой сумме) должна осуществляться как тем гражданам, которые обратились с заявлениями о назначении таких выплат до вступления в силу закона от 12 февраля 2001 года, так и тем, которые обратились после вступления закона в силу.

Суд подчеркнул, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать конституционному принципу равенства. Соблюдение этого принципа гарантирует защиту от всех форм дискриминации и означает запрет на введение ограничений в правах граждан одной категории.

Конституционный Суд постановил, что при таком конституционно-правовом истолковании оспоренное положение части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречит Конституции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемая норма не ущемляет права военнослужащих-инвалидов-чернобыльцев, не обратившихся за возмещением вреда здоровью до вступления оспариваемого закона в силу, поскольку не препятствует назначению им ежемесячных денежных компенсаций, исчисленных исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина Ивана Васильевича подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Ранее Конституционный Суд отказался принять к рассмотрению 6 жалоб на различные нормы закона, в том числе и статью 2. При этом он сослался на действующее Постановление от 19.06.2002 N 11-П.

Согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Конституционный Суд РФ разъяснил права инвалидов-чернобыльцев

Прокуратура республики (Республика Северная Осетия - Алания). 19 апреля 2018

Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.02.2018 № 7-П, в связи с жалобой гражданина Сизова А.Я. признаны не противоречащими Конституции РФ п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ч.1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ, п.1 ст.2 Федерального закона от 26.04.2004 № 31-ФЗ и положение п.8 ст. 3 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
В обоснование выводов Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ, вступившим в силу 15 февраля 2001 года, был изменен подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, а п. 25 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - изложен в новой редакции, предусматривающей выплату инвалидам-чернобыльцам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности.
При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере, либо получать их в твердой сумме.
Кроме того, федеральный законодатель, во взаимосвязи с конституционными нормами и принципами, положил в основу преобразования системы возмещения вреда, причиненного здоровью воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, критерий равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от нее.
Это предполагает не только равный для всех граждан, получавших такое возмещение до 15 февраля 2001 года, запрет уменьшения признанного государством объема возмещения вреда независимо от результатов последующего переосвидетельствования, в том числе в отношении граждан, которым была установлена более низкая группа инвалидности, но и равную возможность выбора ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, если он окажется выше ранее назначенного (например, в случае усиления группы инвалидности), на условиях, которые определены для граждан, впервые обратившихся за установлением данной выплаты после 15 февраля 2001 года.
Исходя из вышеизложенного следует, что лица, приобретшие до 15 февраля 2001 года статус инвалидов-чернобыльцев и получавшие до этой даты возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, наделены правом сохранить ранее установленный размер возмещения вреда безотносительно к тому, подлежали ли они переосвидетельствованию, и независимо от результатов такого переосвидетельствования.

Мероприятия
и встречи


Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов принял участие в Международном форуме «Уроки Нюрнберга» в Музее Победы

20 ноября 2020, 14:13

Интервью
и выступления

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова газете «Коммерсантъ»

09 сентября 2020, 17:45

Видео


Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.


Сегодня Конституционный Суд РФ огласил Постановление по делу о проверке конституционности поправки к закону о социальной защите "чернобыльцев", сообщила пресс-служба КС.

Поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" послужила жалоба гражданина Рузайкина Ивана Васильевича.

Конституционный Суд РФ постановил, что гражданам из числа военнослужащих, оказавшимся в зоне радиационного излучения после чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный их здоровью.

История вопроса. И.В.Рузайкин, проходя военную службу по контракту, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. К 1995 году, утратив трудоспособность на 80%, он был признан инвалидом II группы. Государство назначило ему пенсию по выслуге лет, увеличив ее на сумму минимального размера пенсии по инвалидности.

Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставил инвалидам-чернобыльцам ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда. Суммы рассчитывались из среднего заработка пострадавших с учетом степени утраты ими профессиональной трудоспособности. Однако И.В.Рузайкину таких средств не предоставили, поскольку он получал увеличенную пенсию.

Изменения, внесенные в упомянутый закон в 2001 году, гарантировали И.В.Рузайкину эти ежемесячные выплаты. Но получать он их стал в твердой сумме, поскольку право выбора между старым и новым вариантом расчета выплат приобрели лишь те инвалиды, которые обратились с соответствующим заявлением о данных выплатах до дня вступления в силу закона. И.В.Рузайкин сделал это позже, и его доплаты к пенсии составили 2500 рублей в месяц — в два раза меньше возможного.

В 2008 году И.В.Рузайкин обращался в различные судебные инстанции с иском об установлении ежемесячных сумм возмещения вреда, аналогичных выплатам до 2001 года, и о взыскании недополученных сумм возмещения вреда за период с февраля 2001 года по июнь 2008 года (более 500 тысяч рублей). Однако в удовлетворении ему отказали со ссылкой на часть 1 статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года.

Позиция заявителя. Согласно оспариваемой норме граждане, которые до вступления в силу данного закона получали суммы возмещения вреда, исчисленные из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, вправе сохранить ранее установленный размер выплат. А тем, кто их не получал, после вступления в силу закона ежемесячные компенсации устанавливаются в фиксированной сумме.

И.В.Рузайкин полагает, что установление ему фиксированных ежемесячных компенсаций привело к ухудшению его материального положения и лишению признанного за военнослужащими и гарантированного Конституцией РФ права на полное возмещение вреда, причиненного здоровью.

По мнению заявителя, нарушено его право на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации. И это противоречит Конституции РФ, ее статьями 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39, 42, 45 (части 1 и 2), 53 и 55.

Позиция Суда. Гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный их здоровью.

Лишение права на возмещение вреда военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции еще 1 декабря 1997 года. В соответствии с этим решением КС РФ в 2001 году сложилось новое правовое регулирование в данной сфере, были установлены порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих.

Изучив жалобу И.В. Рузайкина, Конституционный Суд пришел к выводу, что выплата неполученных денежных компенсаций за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, исчисленных исходя из денежного довольствия, не связана с фактом подачи соответствующего заявления именно в течение этого периода. Выплата компенсаций (исходя из денежного довольствия, а не в твердой сумме) должна осуществляться как тем гражданам, которые обратились с заявлениями о назначении таких выплат до вступления в силу закона от 12 февраля 2001 года, так и тем, которые обратились после вступления закона в силу.

При ином толковании возникает ограничение прав отдельной категории инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих на сохранение ранее установленных выплат.

Суд подчеркнул, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать конституционному принципу равенства. Соблюдение этого принципа гарантирует защиту от всех форм дискриминации и означает запрет на введение ограничений в правах граждан одной категории.

Конституционный Суд постановил, что при таком конституционно-правовом истолковании оспоренное положение части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречит Конституции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемая норма не ущемляет права военнослужащих-инвалидов-чернобыльцев, не обратившихся за возмещением вреда здоровью до вступления оспариваемого закона в силу, поскольку не препятствует назначению им ежемесячных денежных компенсаций, исчисленных исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина Ивана Васильевича подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Председательствовал в процессе БОНДАРЬ Николай Семенович. Судьей-докладчиком по делу был ГАДЖИЕВ Гадис Абдуллаевич.

26 апреля 1986 года произошла крупнейшая техногенная катастрофа в мире – авария на Чернобыльской электростанции. В радиусе 30 километров от места катастрофы образовалась зона, полностью лишенная человеческого присутствия.

Более 115000 человек были переселены в отдаленную безопасную местность. На ликвидацию последствий трагедии мобилизовали 600 тысяч человек. Образовавшееся в результате взрыва смертоносное облако прошло через территории Европы, Беларуси, Украины и Российской Федерации.

Мирный атом показал свои зубы. Трагедия пришла в семьи сотен тысяч человек, многие из которых получили большие дозы радиации. Другие были вынуждены покинуть родные места, оставив там все нажитое. Третьи — навсегда лишились своих родственников.

Государство предоставило пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС особую льготу — пенсию «чернобыльцам». Она определяет право досрочного начисления пенсионных выплат, если присутствует минимальный трудовой стаж.

Как назначается пенсия чернобыльцам в России?

Право получения пенсии распространяется как на непосредственных участников ликвидации катастрофы, так и на местных жителей (проживающих там на момент взрыва), представителей министерства по ЧС и волонтеров.

Смыслом досрочного назначения пенсии со стороны государства является компенсация гражданам ущерба для здоровья от перенесенных поражающих факторов. Именно этот критерий является определяющим для принятия положительного решения о назначении.

В России пенсия для мужчин наступает в 60 лет, для женщин – в 55. Если признается право гражданина на получение досрочной пенсии, как коснувшегося обозначенных трагических событий, то должны быть соблюдены такие условия:

  • пенсионный коэффициент – от 30;
  • размер подтвержденного стажа – от 5 лет;
  • пенсионный возраст для мужчин – 50 лет, для женщин – 45 лет.

Для «чернобыльцев» государство определило два вида пенсии — по достижению пенсионного возраста и инвалидности. Проживающие в районах зоны Чернобыльской аварии, признанные имеющими право на получение льготы и отработавшие не менее пяти лет, получат пенсию по старости на один год раньше, чем те, которые никаких льгот не имеют.

Следующие 4 года работы или проживания в пострадавшей зоне снижают срок до начала пенсионных выплат на один год. Величина снижения не может быть больше 3 лет. Согласно этому, мужчины имеют право на получение выплат в 57 лет, женщины — в 52 года.

Вопрос о назначении пенсий лицам, пострадавшим в результате катастрофы, регулируется законодательными актами № 173-ФЗ и №166-ФЗ. Кроме выплат по нанесению ущерба здоровью, осуществляется компенсация потери кормильца. Все пострадавшие претендуют на получении выплат по достижению пенсионного возраста раньше срока, оговоренного для обычных граждан.

На размер будущей пенсии влияет статус жильца пострадавшей территории. Зону радиационного поражения условно поделили на области:

  • Социально-экономическую – где граждане обладают правом досрочного получения пенсии и других предусмотренных законом государственных привилегий.
  • С правом на отселение – территории, в меньшей степени подвергшиеся радиационному загрязнению. Льготы закрепляются за гражданами, здесь проживавшими, и не теряются при переселении.
  • Зону отселения – характеризующуюся повышенной опасностью для здоровья человека. Здесь переселение местных жителей в удаленные районы происходит на добровольной основе.
  • Зону отчуждения – места, непосредственно примыкающие к Чернобыльской АЭС.

Кто получит льготы «чернобыльца»?

Скорость наступления пенсионного возраста делит «чернобыльцев» на следующие категории:

  • Снижение пенсионного возраста на пять лет – предоставляется отработавшим в 1986 году непрерывно две недели и более в пунктах санитарной обработки или на строительных площадках. Сюда входят и люди, работавшие в 1988 году на месте аварии менее 30 дней.
  • Получение пенсии на 5 лет раньше с возможностью дальнейшего снижения пенсионного возраста, исходя из трудового стажа (при расчете за один год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – имеют право работавшие не более пяти дней в промежутке с 1 июля по 31 декабря 1986 года.
  • Уменьшение пенсионного возраста на 8 лет, с возможностью его дальнейшего снижения, исходя из отработанного стажа (по списку 2, из расчета за год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – для работавших в 1987 году от двух недель и более.
  • Уменьшение срока выхода на пенсию на 10 лет с возможностью его дальнейшего снижения с учетом трудового стажа (по списку 1, из расчета за 3 года: 10 лет – мужчинам, 7,5 года – женщинам) – работавшим на месте катастрофы с 1 июля по 31 декабря 1986 года и в промежутке с момента аварии до 1 июля 1986 года (независимо от продолжительности).

На лиц, проживавших непосредственно в зоне радиационной опасности, тоже распространяются льготы «чернобыльцев». Порядок выхода на пенсию, в этом случае, определяется следующим образом:

  • Уменьшение пенсионного возраста на 4 года с последующим его снижением за каждый год проживания или работы – для проживающих или ведущих трудовую деятельность в зоне отселения более 2 лет.
  • Снижение срока выхода на пенсию на 10 лет – эвакуированным с территорий, расположенных на удалении 10 километров от эпицентра катастрофы.
  • Наступление пенсионного возраста на 8 лет раньше – для переселенных в 1986 году с остальных районов, находящихся вблизи Чернобыльской АЭС.

Как рассчитывается пенсия чернобыльцам?

Если заявляющий право на получение льгот потерял кормильца, то он получит их лишь тогда, когда докажет факт своей нетрудоспособности (если является пенсионером, инвалидом и так далее).

Вдове, потерявшей супруга в результате связанной с последствиями аварии болезни, выплачивается двойной размер всех причитающихся мужу компенсаций. Если потеря кормильца произошла по иной причине, вдове выплачивается половина «чернобыльской» пенсии, назначенной мужу.

В 2016 году правительством РФ планируется индексация пенсий. На период 2015 года (начиная с 1 апреля) в России пенсия, назначенная для «чернобыльцев», составляет 11922 руб. Члену семьи, потерявшему кормильца и доказавшему факт нетрудоспособности, государство выплачивает 8961,36 руб.

Случаи, в которых «чернобыльцы» получают две пенсии сразу:

  • доказавшие свою инвалидность – получают компенсацию инвалидности и выплаты по достижению пенсионного возраста;
  • граждане, являющиеся членами семьи (супруги, дети) участника трагических событий или получившего серьезную дозу облучения, претендуют на государственную и страховую пенсии.

Для назначения пенсионных выплат «чернобыльцу» необходимо подать в Пенсионный Фонд стандартный пакет документов с приложением к нему справки о времени работы или проживания на граничащих с Чернобыльской АЭС территориях (либо в центре происходивших событий).

26 апреля 1986 года произошла крупнейшая техногенная катастрофа в мире – авария на Чернобыльской электростанции. В радиусе 30 километров от места катастрофы образовалась зона, полностью лишенная человеческого присутствия.

Более 115000 человек были переселены в отдаленную безопасную местность. На ликвидацию последствий трагедии мобилизовали 600 тысяч человек. Образовавшееся в результате взрыва смертоносное облако прошло через территории Европы, Беларуси, Украины и Российской Федерации.

Мирный атом показал свои зубы. Трагедия пришла в семьи сотен тысяч человек, многие из которых получили большие дозы радиации. Другие были вынуждены покинуть родные места, оставив там все нажитое. Третьи — навсегда лишились своих родственников.

Государство предоставило пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС особую льготу — пенсию «чернобыльцам». Она определяет право досрочного начисления пенсионных выплат, если присутствует минимальный трудовой стаж.

Как назначается пенсия чернобыльцам в России?

Право получения пенсии распространяется как на непосредственных участников ликвидации катастрофы, так и на местных жителей (проживающих там на момент взрыва), представителей министерства по ЧС и волонтеров.

Смыслом досрочного назначения пенсии со стороны государства является компенсация гражданам ущерба для здоровья от перенесенных поражающих факторов. Именно этот критерий является определяющим для принятия положительного решения о назначении.

В России пенсия для мужчин наступает в 60 лет, для женщин – в 55. Если признается право гражданина на получение досрочной пенсии, как коснувшегося обозначенных трагических событий, то должны быть соблюдены такие условия:

  • пенсионный коэффициент – от 30;
  • размер подтвержденного стажа – от 5 лет;
  • пенсионный возраст для мужчин – 50 лет, для женщин – 45 лет.

Для «чернобыльцев» государство определило два вида пенсии — по достижению пенсионного возраста и инвалидности. Проживающие в районах зоны Чернобыльской аварии, признанные имеющими право на получение льготы и отработавшие не менее пяти лет, получат пенсию по старости на один год раньше, чем те, которые никаких льгот не имеют.

Следующие 4 года работы или проживания в пострадавшей зоне снижают срок до начала пенсионных выплат на один год. Величина снижения не может быть больше 3 лет. Согласно этому, мужчины имеют право на получение выплат в 57 лет, женщины — в 52 года.

Вопрос о назначении пенсий лицам, пострадавшим в результате катастрофы, регулируется законодательными актами № 173-ФЗ и №166-ФЗ. Кроме выплат по нанесению ущерба здоровью, осуществляется компенсация потери кормильца. Все пострадавшие претендуют на получении выплат по достижению пенсионного возраста раньше срока, оговоренного для обычных граждан.

На размер будущей пенсии влияет статус жильца пострадавшей территории. Зону радиационного поражения условно поделили на области:

  • Социально-экономическую – где граждане обладают правом досрочного получения пенсии и других предусмотренных законом государственных привилегий.
  • С правом на отселение – территории, в меньшей степени подвергшиеся радиационному загрязнению. Льготы закрепляются за гражданами, здесь проживавшими, и не теряются при переселении.
  • Зону отселения – характеризующуюся повышенной опасностью для здоровья человека. Здесь переселение местных жителей в удаленные районы происходит на добровольной основе.
  • Зону отчуждения – места, непосредственно примыкающие к Чернобыльской АЭС.

Кто получит льготы «чернобыльца»?

Скорость наступления пенсионного возраста делит «чернобыльцев» на следующие категории:

  • Снижение пенсионного возраста на пять лет – предоставляется отработавшим в 1986 году непрерывно две недели и более в пунктах санитарной обработки или на строительных площадках. Сюда входят и люди, работавшие в 1988 году на месте аварии менее 30 дней.
  • Получение пенсии на 5 лет раньше с возможностью дальнейшего снижения пенсионного возраста, исходя из трудового стажа (при расчете за один год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – имеют право работавшие не более пяти дней в промежутке с 1 июля по 31 декабря 1986 года.
  • Уменьшение пенсионного возраста на 8 лет, с возможностью его дальнейшего снижения, исходя из отработанного стажа (по списку 2, из расчета за год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – для работавших в 1987 году от двух недель и более.
  • Уменьшение срока выхода на пенсию на 10 лет с возможностью его дальнейшего снижения с учетом трудового стажа (по списку 1, из расчета за 3 года: 10 лет – мужчинам, 7,5 года – женщинам) – работавшим на месте катастрофы с 1 июля по 31 декабря 1986 года и в промежутке с момента аварии до 1 июля 1986 года (независимо от продолжительности).

На лиц, проживавших непосредственно в зоне радиационной опасности, тоже распространяются льготы «чернобыльцев». Порядок выхода на пенсию, в этом случае, определяется следующим образом:

  • Уменьшение пенсионного возраста на 4 года с последующим его снижением за каждый год проживания или работы – для проживающих или ведущих трудовую деятельность в зоне отселения более 2 лет.
  • Снижение срока выхода на пенсию на 10 лет – эвакуированным с территорий, расположенных на удалении 10 километров от эпицентра катастрофы.
  • Наступление пенсионного возраста на 8 лет раньше – для переселенных в 1986 году с остальных районов, находящихся вблизи Чернобыльской АЭС.

Как рассчитывается пенсия чернобыльцам?

Если заявляющий право на получение льгот потерял кормильца, то он получит их лишь тогда, когда докажет факт своей нетрудоспособности (если является пенсионером, инвалидом и так далее).

Вдове, потерявшей супруга в результате связанной с последствиями аварии болезни, выплачивается двойной размер всех причитающихся мужу компенсаций. Если потеря кормильца произошла по иной причине, вдове выплачивается половина «чернобыльской» пенсии, назначенной мужу.

В 2016 году правительством РФ планируется индексация пенсий. На период 2015 года (начиная с 1 апреля) в России пенсия, назначенная для «чернобыльцев», составляет 11922 руб. Члену семьи, потерявшему кормильца и доказавшему факт нетрудоспособности, государство выплачивает 8961,36 руб.

Случаи, в которых «чернобыльцы» получают две пенсии сразу:

  • доказавшие свою инвалидность – получают компенсацию инвалидности и выплаты по достижению пенсионного возраста;
  • граждане, являющиеся членами семьи (супруги, дети) участника трагических событий или получившего серьезную дозу облучения, претендуют на государственную и страховую пенсии.

Для назначения пенсионных выплат «чернобыльцу» необходимо подать в Пенсионный Фонд стандартный пакет документов с приложением к нему справки о времени работы или проживания на граничащих с Чернобыльской АЭС территориях (либо в центре происходивших событий).


Родившиеся и неродившиеся дети «чернобыльской» зоны равны в своих правах, - решил Конституционный Суд в постановлении № 40-П от 13 декабря 2017 года.

Резонансный вопрос в пользу пострадавших от радиации граждан был разрешен судом без проведения слушания. Суд провел проверку конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Т.С.Овечкиной, которая родилась 21 ноября 1989 года в деревне Кочергино Селивановского района Владимирской области, куда прибыла ее мать Л.П.Становова, которая 25 июня 1989 года, будучи беременной, добровольно в порядке переселения выехала из села Яловка Красногорского района Брянской области (включено в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне отселения согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 и от 8 октября 2015 года № 1074).

14 декабря 1993 года Администрацией Владимирской области заявительнице как лицу, выехавшему из зоны отселения, было выдано удостоверение о праве на компенсации и льготы, в котором было указано, что она проживала в данной зоне с февраля 1989 года по 25 июня 1989 года. 26 ноября 2012 года государственным казенным учреждением Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Кольчугинскому району» ей был выдан дубликат указанного удостоверения.

Женщина пользовалась льготами, установленными законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но в 2015 году её этих льгот лишили:

- прекратили выплату ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в дошкольном образовательном учреждении,

- прекратили выплату ежегодной компенсации на оздоровление,

- перестали оплачивать дополнительный ежегодный отпуска продолжительностью 14 календарных дней, поскольку она в зоне радиоактивного загрязнения не проживала и в связи с этим отсутствуют основания для выдачи удостоверения о праве на соответствующие компенсации и льготы.

Затем её предложили сдать имеющееся у нее удостоверение ввиду его недействительности.

Но на этом органы власти не остановились и исключили её из очереди на жилье: Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 25 декабря 2015 года Т.С.Овечкина на основании решения жилищной комиссии, датированного тем же числом, была исключена из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы.

Суды общей юрисдикции отказали в защите прав женщины – первая, апелляционная и кассационная инстанция решили, что, собственно, и права-то её не нарушены. Но с таким выводом не согласился Конституционный Суд РФ.

На что обратил внимание Конституционный Суд РФ:

1. Он напомнил о ранее вынесенных постановлениях - от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П – в которых уже указывалось, что при избрании способов компенсации вреда государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19, 42 и 53 Конституции Российской Федерации 7 требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Это значит, что с целью недопущения дискриминации запрещено вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

На практике именно этот принцип равенства в разных ситуациях страдает, только до Конституционного Суда доходят с жалобами единицы, как в данном случае.

2. Граждане, которых отселили с зоны отселения и которые выехали с опасной территории сами, должны быть равны в правах: независимо от того, в каком порядке граждане покинули территории зоны отчуждения и зоны отселения – в порядке эвакуации, переселения или добровольно, они относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации, на которых в связи с этим распространяется действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

3. Дети родившиеся и находящиеся на стадии внутриутробного развития равны в своих правах на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Суд отмечает, что наличие биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод в случаях, если беременная женщина подвергается такому воздействию в период нахождения на территории, загрязненной радионуклидами.

4.Повышенные социальные гарантии для детей из зоны отселения должны распространяться не только на родившихся детей, но и на детей, находящихся на стадии внутриутробного развития и родившихся до 1 апреля 1987 года. Т.е. еще нерожденные дети приравнены по правам к гражданам, проживавшим на указанной территории в период после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, для которого были характерны максимальные показатели радиоактивного загрязнения местности.

5. Эвакуации или просто переселение из зараженной радиацией территории – разницы для граждан в объеме льгот быть не должно.

В итоге КС признал оспариваемую норму закону непротиворечашей Конституции, - просто это норма, по мнению суда, неправильно применялась: дети, находящиеся на стадии внутриутробного развития имеют те же права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные Законом, что и дети, уже успевшие родившиеся на момент выезда матери с загрязненной территории.

Такая позиция Конституционного Суда РФ представляется весьма обнадеживающей для всех граждан, чьи права на получение «чернобыльских» льгот нарушаются.

Конституционный суд РФ опубликовал очередное решение, касающееся назначения денежной компенсации ликвидаторам чернобыльской аварии. Учитывая, что аналогичные вопросы не раз рассматривались в КС РФ, резолюция по делу вынесена без проведения публичных слушаний, информирует "РГ" .

Поводом к рассмотрению послужила жалоба полковника милиции в отставке Андрея Планкина. В 1986 году он в составе подразделения МВД СССР принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Полученная в ходе работ доза радиации сначала привела к увольнению из органов, затем к инвалидности. В 2001 году после изменений в законе о социальной защите "чернобыльцев" Планкин стал получать денежную компенсацию, рассчитанную в соответствии с новыми правилами. Ему также выплатили деньги, недополученные за предыдущие годы.

После решений КС РФ по делам Владимира Авдонина и Рахимджана Инамова (в 2010 и 2012 годах соответственно) инвалид обратился в суд с иском к МВД о перерасчете суммы компенсации. Напомним, тогда КС РФ признал дискриминационной практику, согласно которой лица, обратившиеся за компенсацией после вступления закона в силу, не могут выбирать способ определения ее размера. Однако в судах всех уровней Планкину было отказано.

Как следует из постановления КС РФ, в деле Планкина суды не приняли во внимание прежнее решение высшей юридической инстанции РФ, в котором был разъяснен конституционно-правовой смысл нормы. Поэтому в новом постановлении суд еще раз, более подробно объясняет, почему норма не является противоречащей Конституции РФ, но вместе с тем нуждается в уточнении правоприменения.

Как пояснила заместитель председателя КС РФ Ольга Хохрякова, "право на получение компенсации, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, может быть реализовано инвалидом-чернобыльцем из числа сотрудников органов внутренних дел с 20 февраля 2012 года, однако при условии, что его инвалидность, обусловленная воздействием радиации, была установлена до 12 февраля 2001 года, то есть до даты вступления обжалуемого закона в силу". Дело чернобыльца Андрея Планкина должно быть пересмотрено.

Количество трудоустроенных инвалидов должно удвоиться к 2025 году. Хочу сказать, несмотря на то, что ситуация в этом отношении сдвинулась с мертвой точки, важно, чтобы и удобства для жизни, и обеспечение инвалидов работой развивались повсеместно у нас в стране.

По поручению Генпрокурора Игоря Краснова прокуроры продолжают реагировать на нарушения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны. В настоящее время организована проверка исполнения законодательства о социальной защите ветеранов в целом по стране.

В Некрасовском районе Ярославской области в паре сотен метров от реки Волги стоят окруженные соснами, свежим воздухом и почти заповедной тишиной два "городских" кирпичных жилых дома: пятиэтажный семиподъездный и небольшой трехэтажный. Несмотря на всю благостность окружающего пейзажа, старожилы.

Правительство утвердило общие требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в соцсфере. Постановление вступает в силу 4 декабря.

Граждане с инвалидностью получают в Пенсионном фонде три вида пенсии: страховую, государственную и социальную, рассказали в ведомстве. Страховая пенсия полагается тем, кто проработал хотя бы один день, а значит имеет страховой стаж. В среднем ее размер составляет 9,8 тысячи рублей. Такую пенсию получают.

Около 40% трудоспособных инвалидов в работе не заинтересованы, поскольку у них сразу перестанет индексироваться пенсия, отменятся надбавки к ней и некоторые льготы, отмечают во Всероссийском обществе инвалидов.

В Ростовской области возникли проблемы с обеспечением инвалидов протезами и средствами реабилитации. В общественной организации "Опора" зафиксировали многочисленные жалобы донских инвалидов на несоблюдение сроков выдачи средств реабилитации.

Проще погасить ипотечные кредиты будет многодетным семьям. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки в законодательство, которые расширяют варианты использования выплаты в 450 тысяч рублей на улучшение жилищных условий. Их можно будет потратить на строительство дома.

Минтруд предлагает уменьшить срок хранения закрытых выплатных пенсионных дел в два раза - с 40 до 20 лет.

С 1 декабря Пенсионный фонд России обрадовал: всю актуальную информацию о полагающихся им выплатах, пособиях или льготах россияне будут получать лично. О, это очень удобно, подумала я. И как корреспондент "КП-Коми" решила сразу узнать, что мне полагается, как молодой матери, ну и вообще как.

Читайте также: