Контролер негосударственного пенсионного фонда требования

Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

Бесплатно по России

Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
  2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
  3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
  4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
  5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
  6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
  7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
  8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

Почему контроль деятельности НПФ необходим

Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.


Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

  • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
  • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
  • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

Нормы контроля по закону

С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

  • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
  • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
  • охрана государственных интересов.

Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

В их числе:

  • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
  • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
  • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
  • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
  • выдача предписаний о выполнении требований закона;
  • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
  • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
  • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
  • проведение соответствующих проверок.

Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

Таковыми органами являются:

  1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
  2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
  3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

Кто контролирует деятельность ПФР

Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.

Уважаемые коллеги!

Информируем вас о том, что с 04 июня 2010 г. (за исключением отдельных положений) вступает в силу новое Положение о специалистах финансового рынка (утверждено Приказом ФСФР от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н) , зарегистрированное в Минюсте РФ 06 мая 2010 г. № 17130) – далее «Положение».

Обращаем Ваше внимание на следующие новации и уточнения для организаций - участников финансового рынка и аттестованных лиц:

1) Установлены квалификационные требования к работникам НПФов , осуществляющих деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, ОПС и ППС (вступают в силу с 01.10.2010): к руководителю, исполняющему функции единоличного исполнительного органа и контролеру.

2) Руководитель организации , осуществляющий функции единоличного исполнительного органа, должен иметь опыт руководящей[1] работы на финансовом рынке не менее 3-х лет.

3) Для владельцев квалификационных аттестатов: одно из оснований для аннулирования аттестата – нарушения, допущенные владельцем аттестата, повлекшее аннулирование лицензии организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке.

4) Для владельцев квалификационных аттестатов ВВОДИТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ СООБЩАТЬ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФСФР СВЕДЕНИЯ О:

- получении первого высшего образования в срок, не превышающий 1 месяц с даты выдачи документа о высшем образовании;

- изменении фамилии, имени, отчества, гражданства, места жительства, почтового адреса в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты возникновения соответствующего изменения;

- изменении должности, места работы в срок, не превышающий 1 месяца с даты возникновения таких изменений.

По возникшим вопросам просьба обращаться к Зинченко Наталии.

Контактный телефон: тел/факс.: +7 (495) 287-85-79, е-mail: zinchenko@napf.ru.

[1] Более точную терминологию, пояснение значений «финансовая организация», «руководящая работа» см. в Положении.

С уважением,

Директор УМИЦ НАПФ

А.В.Кузин


НПФ «Альянс»: работа в «Фабрике XBRL» проста настолько, что не потребовалось обучение

НПФ «Альянс»: работа в «Фабрике XBRL» проста настолько, что не потребовалось обучение


До проекта с «Синтегро консалтинг» НПФ «Альянс» уже работал в другой XBRL-системе, которая построена не на платформе 1С:Предприятие и не поддерживала автоформирование отчетности НПФ. Отчётность собирали частично в бухгалтерской программе, частично вручную, а уже формирование в формате XBRL делали вручную с загрузкой через шаблоны, что приводило к нередким ошибкам. Этот факт стал ключевым для поиска нового поставщика ПО.
«Нам рекомендовал Синтегро мой знакомый - коллега из другого НПФ. Было важно сделать проект быстро и с условием, что часть работ выполнят наши ИТ-специалисты, и в Синтегро пошли навстречу. Мы поработали сначала в демоверсии «Фабрики XBRL», познакомились с программой в процессе тестовой сдачи очередной отчетности и определились с выбором. Хорошие отзывы о компании, ее политика, компетентность сотрудников, желание и умение работать с клиентом убедили нас окончательно», - рассказывает Сергей Шаповалов, главный бухгалтер НПФ «Альянс».
Специалисты Синтегро в рамках проекта настроили правила заполнения большинства форм и примечаний БФО и НСО по данным бухгалтерской системы. В отношении оставшихся форм у Фонда всегда остается возможность самостоятельно настраивать и дорабатывать сборку показателей, что позволяет распределить задачи в ходе проекта, задействовать свой ИТ-ресурс и в определенной степени сократить его бюджет.
«По итогам работы мы хотели бы отметить хороший набор пользовательских функций в программе: удобный импорт/экспорт данных в форматах XBRL и Excel, понятный протокол заполнения и валидации форм. Также мы оценили интуитивную понятность программы – в ней с самого начала было просто работать, что обучение нам не потребовалось», - поделился Сергей Шаповалов.

«Синтегро консалтинг» — ведущий российский разработчик программного обеспечения в области финансового учета и управления предприятием. Ключевыми направлениями деятельности компании являются автоматизация учета по ОСБУ, а также перевод отчетности на международный формат XBRL в некредитных финансовых организациях (НФО) с помощью собственных разработок - «Фабрика XBRL», «Синтегро ОСБУ», «Индикатор 710-П» и «Зарплата ОСБУ».

АО НПФ «Альянс» предоставляет полный спектр услуг для юридических и физических лиц по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению на основании Лицензии Банка России № 415 от 16 апреля 2004 года.


Обсуждение доработанного проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий"

Обсуждение доработанного проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий"


В 2020 году продолжается обсуждение особенностей труда специалистов по финтех, становления новой профессии в рамках деятельности финансовых организаций, в том числе негосударственных пенсионных фондов, и проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий".

Ассоциация ФинТех совместно с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка завершила доработку проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий". Об этом на прошедшем в Финуниверситете в дистанционном формате круглом столе сообщила руководитель проектного офиса Ассоциации ФинТех Юлия Горелова. В настоящее время обобщённые трудовые функции профессионального стандарта имеют следующее содержание:

1. Проведение подготовительных и административных работ по реализации проектов в области инновационных финансовых технологий.

2. Проведение исследований по определению предпосылок и тенденций для применения финансовых технологий в области финансовых продуктов и услуг.

3. Реализация комплексных проектов в сфере инновационных финансовых технологий.

4. Концептуальное проектирование финансового сервиса и продукта с применением инновационной технологии.

5. Управление жизненным циклом продукта в области инновационных финансовых технологий.

6. Управление процессом стратегической интеграции инновационных финансовых технологий в бизнес-индустрии и процессы компании.

Заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», доцент Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Сергей Бровчак отметил, что в профессиональном стандарте изменён перечень кодов и сейчас он выглядит следующим образом:

1. Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью.

2. Аналитики систем управления и организации.

3. Специалисты в области политики администрирования.

5. Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал.

В экспертной оценке и обсуждении активное участие приняли первый заместитель декана Финансового факультета Финуниверситета Ольга Полякова, профессор кафедры «Финансы и кредит» Северо-Кавказского федерального университета Эльвира Русецкая, профессор кафедры бизнес-информатики и информационных технологий МГТУ им. Г.И.Носова Виктор Немцев, ведущий научный сотрудник Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Денис Брызгалов, доцент кафедры «Управление рисками» МГИМО Людмила Цветкова, доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финуниверситета Юлия Грызенкова, заместитель генерального директора Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования, доцент Финуниверситета Марина Селиванова, единодушно отметившие важность появления разработанных бизнес-сообществом стандартов для формирования качественных образовательных программ, отвечающих всем современным требованиям.

Комментируя разработку проекта профессионального стандарта «Специалист в области инновационных финансовых технологий», руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов рассказал, что разрабатываемый стандарт важен для организаций финансового рынка, в том числе негосударственных пенсионных фондов, так как упорядочивает требования к подготовке специалистов, способных решать вопросы цифровизации бизнес-процессов НПФ, обеспечить своевременное внедрение в них инноваций.

К работникам управляющей компании, занимающим определенные должности, в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования. В основном они касаются квалификации и деловой репутации, при этом имеется ряд особенностей. Помимо требований к самим работникам, по отдельным должностям установлены особые требования по вопросам подчинения, совмещения должностей, функционалу и пр.

В данной статье будут рассмотрены требования, предъявляемые к контролеру управляющей компании, вопросы его назначения, подчинения и другие особенности, связанные с должностью контролера.

Вопросы назначения контролера на должность (освобождения от должности) и подчинения

Как известно, управляющая компания обязана организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности, осуществляемой на основании лицензии, требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, правилам доверительного управления ПИФ, иным договорам, заключенным УК при осуществлении указанной деятельности, а также учредительным документам и внутренним документам управляющей компании. Для этого в УК (и каждом из ее филиалов) должно быть назначено должностное лицо, отвечающее за осуществление такого внутреннего контроля (контролер) или сформировано структурное подразделение - служба внутреннего контроля под руководством руководителя службы внутреннего контроля (требования к контролеру и руководителю службы внутреннего контроля идентичны). Основные функции контролера, его права и обязанности зафиксированы в пп. 5.7 – 5.9 Постановления ФКЦБ РФ от 18.02.2004 N 04-5/пс (среди них: обеспечение соблюдения требований положения о внутреннем контроле; рассмотрение поступающих в управляющую компанию обращений, заявлений, жалоб; выявление нарушений, контроль их устранения и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений и пр.)

Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон об инвестиционных фондах) установлено, что контролер назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии решения общего собрания акционеров (участников) управляющей компании. Таким образом, в уставе управляющей компании, вопрос назначения (освобождения) контролера должен быть отнесен к компетенции соответствующего органа. Работа в управляющей компании для контролера должна быть основным местом его работы.

Следует учитывать, что кандидата на должность контролера до его назначения необходимо согласовать с Банком России. Перечень документов и сведений о кандидате, порядок их направления в Банк России установлены Положением Банка России от 27.12.2017 № 625- П. Рассмотрение кандидатуры осуществляется в течение 30 дней с даты получения Банком России документов, далее дается либо согласие на его назначение либо мотивированный отказ (допускается в случае несоответствия кандидата квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации или в случае представления неполных или недостоверных сведений). Согласие может быть реализовано УК не позднее шести месяцев со дня его выдачи.

Контролер подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) управляющей компании. Это необходимо учитывать при разработке внутренних документов управляющей компании, затрагивающих вопросы подчинения работников, в том числе должностной инструкции контролера (при ее наличии), заключении трудового договора с контролером.

Требования, предъявляемые к контролеру

К контролеру управляющей компании предъявляются следующие требования:

  • наличие положительной деловой репутации. Основные условия несоответствия требованиям к деловой репутации перечислены в п. 9 ст. 38 Закона об инвестиционных фондах, среди них, например: неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленного преступления; дисквалификация лица, срок которой не истек; наличие факта расторжения с лицом трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; установление Банком России факта осуществления лицом действий, относящихся к неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; наличие факта подписания лицом, являвшимся руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом либо индивидуальным аудитором, аудиторского заключения, признанного решением суда заведомо ложным (*почти все указанные выше условия не применяются по истечении определенных Законом об инвестиционных фондах сроков) и пр. В качестве дополнительных - условия, перечисленные в п. 3.2, п. 5.5 Приказа ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н;
  • соответствие требованиям к квалификации.

Требования к квалификации рассмотрим более подробно. К ним относится:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • соответствующая квалификация. В Законе об инвестиционных фондах и подзаконных нормативных актах содержится требование о необходимости наличия у контролера УК квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Тем не менее оно не может быть применимо в силу следующего. С 1 июля 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» вместо аттестации специалистов финансового рынка установлен новый порядок оценки их квалификации - независимая оценка квалификации. Такая оценка проводится в форме профессионального экзамена в соответствии в профессиональными стандартами, которые по УК на текущий момент еще не приняты, также пока еще отсутствует ожидаемый нормативный акт Банка России по новым требованиям к квалификации сотрудников УК. До вступления их в силу, насколько известно, Банк России дает согласие на назначение контролером кандидата, у которого отсутствует квалификационный аттестат и который не прошел независимую оценку квалификации;
  • опыт работы в организациях, осуществлявших деятельность на финансовом рынке, общей продолжительностью не менее 1 года в должности не ниже должности специалиста организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке. При этом:
  1. под организациями, осуществляющими деятельность на финансовом рынке, понимаются профучастники, организации, осуществляющие деятельность: по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию; деятельность акционерного инвестиционного фонда, за исключением случая передачи полномочий единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда управляющей компании.
  2. имеется ввиду не любой специалист финансовой организации, а работник, который в соответствии со своими должностными обязанностями, непосредственно связанными с осуществлением деятельности на финансовом рынке, выполняет в том числе какие-либо из функций, перечисленных в п. 3 Приложения № 1 к Положению о специалистах финансового рынка, утвержденному Приказом ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н.

Помимо вышеперечисленного следует учитывать, что лицо, осуществляющее функции контролера, не вправе исполнять должностные обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля (за исключением управления рисками), в том числе контролер не может быть одновременно единоличным исполнительным органом управляющей компании. Особенности совмещения функций ответственного сотрудника будут рассмотрены ниже.

Вопросы осуществления контролером УК специального контроля

Наряду с внутреннем контролем для управляющих компаний обязателен к осуществлению так называемый, «специальный контроль», т.е. внутренний контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Для осуществления указанного контроля в управляющей компании, в том числе, утверждаются Правила внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и назначается специальное должностное лицо, ответственное за реализацию указанных правил (ответственный сотрудник).

В управляющих компаниях, соответствующих критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям исходя из среднесписочной численности работников и полученного от осуществления предпринимательской деятельности дохода, контролер может выполнять функции ответственного сотрудника.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом требований Указания Банка России от 05.12.2014 № 3470-У, ответственный сотрудник управляющей компании, являющейся малым предприятием или микропредприятием, должен удовлетворять указанным ниже требованиям:

  • иметь положительную деловую репутацию. Основные условия несоответствия требований к деловой репутации, как и для контролера, перечислены в п. 9 ст. 38 Закона об инвестиционных фондах, но для ответственного сотрудника есть ряд исключений. В качестве дополнительных - условия, перечисленные в абз. 2 п. 10 Указания Банка России от 05.12.2014 № 3470-У;
  • иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года, а при отсутствии высшего образования - образование не ниже среднего профессионального и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.

Ответственный сотрудник УК, которая не соответствует критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям, не может совмещать свою деятельность с функциями контролера, есть отличия и в квалификационных требованиях по сравнению с требованиями к ответственным сотрудникам малых и микропредприятий.

До начала осуществления своих функций, ответственный сотрудник должен пройти обучение в форме целевого (внепланового) инструктажа. Затем, не реже одного раза в календарный год, проходить повышение квалификации (плановый инструктаж). Помимо этого он должен обучаться в процессе осуществления своих функций при выходе новых нормативных правовых актов по ПОД/ФТ и в других установленных случаях, а также обучать работников управляющей компании. Требования к порядку и срокам такого обучения установлены Указанием Банка России от 05.12.2014 N 3471-У.

Таким образом, при приеме контролера в штат управляющей компании следует принять во внимание вышеперечисленные требования и особенности, в том числе продолжительность самого процесса приема, учитывая необходимость проверки соответствия его установленным требованиям, получения согласия от Банка России, созыва и проведения заседания совета директоров / собрания акционеров (участников) управляющей компании. Возложить на контролера функций ответственного сотрудника возможно только если управляющая компания относится к малым и микропредприятиям, при этом необходимо учитывать дополнительные требования, предъявляемые к ответственному сотруднику УК.

определены статьей 6.2, 28 и 31 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Органы управления негосударственного пенсионного фонда и органы контроля за деятельностью негосударственного пенсионного фонда

Состав и структура органов управления и органов контроля негосударственного пенсионного фонда определяются

  • его уставом и законодательством РФ об акционерных обществах с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Совет директоров (наблюдательный совет) негосударственного пенсионного фонда

В негосударственном пенсионном фонде создается совет директоров (наблюдательный совет).

Передача полномочий единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) не допускается.

Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда

Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется

  • Положением о попечительском совете, утверждаемом общим собранием акционеров негосударственного пенсионного фонда.

Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда является коллегиальным совещательным органом, состоящим не менее чем из 5 человек, предварительно рассматривающим и представляющим свои рекомендации по следующим вопросам, включаемым в повестку дня общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) негосударственного пенсионного фонда:

внесение в устав негосударственного пенсионного фонда изменений, связанных с уменьшением уставного капитала пенсионного фонда;

реорганизация или ликвидация негосударственного пенсионного фонда;

изменение установленной уставом негосударственного пенсионного фонда максимальной доли от доходов, полученных негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой в собственные средства негосударственного пенсионного фонда.

Решение по вопросу об изменении установленной уставом негосударственного пенсионного фонда и направляемой в собственные средства негосударственного пенсионного фонда

  • максимальной доли от доходов, полученных негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений,

принимается общим собранием негосударственного пенсионного фонда только по предложению Попечительского совета негосударственного пенсионного фонда.

В попечительском совете негосударственного пенсионного фонда вкладчики, участники и застрахованные лица (их представители)

  • должны иметь в совокупности не менее трех четвертей общего числа голосов всех членов попечительского совета.

Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Требования к органам управления негосударственного пенсионного фонда и его должностным лицам:

Функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера негосударственного пенсионного фонда

  • осуществляются лицами, состоящими в штате фонда и не являющимися по совместительству или по иному основанию работниками организаций, с которыми негосударственным пенсионным фондом заключен договор доверительного управления имуществом фонда, договор на оказание услуг специализированного депозитария, договор на проведение аудиторской проверки или договор на проведение оценки имущества фонда.

Лицо, осуществляющее (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, главного бухгалтера фонда, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда, должно соответствовать требованиям к деловой репутации.

Под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается:

наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;

признание судом лица виновным в банкротстве юридического лица, если судебный акт о таком признании был принят судом в течение пяти лет, предшествовавших дате избрания (назначения) лица на указанную должность или дате подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера в некредитной финансовой или кредитной организации в момент совершения этой организацией нарушения, за которое у нее была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, если с даты принятия указанного решения прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера фонда в финансовой организации, которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом), если с даты принятия указанного решения прошло менее трех лет;

неисполнение лицом, являющимся или являвшимся руководителем финансовой организации либо членом ее совета директоров (наблюдательного совета), обязанностей по предупреждению банкротства, установленных законами о банкротстве, при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства финансовой организации, если с даты такого нарушения прошло менее трех лет;

привлечение лица в соответствии с законами о банкротстве к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам финансовой организации и (или) привлечение к исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей, если с даты принятия арбитражным судом решения о признании финансовой организации банкротом прошло менее трех лет;

совершение лицом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

дисквалификация лица, срок которой не истек на день избрания (назначения) на должность или на день, предшествовавший дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;

расторжение с лицом трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 7 и 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, если со дня расторжения такого трудового договора прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа (в том числе временно), члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, контролера (аудитора), ревизора или главного бухгалтера финансовой организации в течение одного года, предшествовавшего дню введения администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к введению временной администрации), если со дня введения такой администрации прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, в том числе временно, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера финансовой организации в течение одного года, предшествовавшего дню отзыва (аннулирования) лицензии у финансовой организации либо дню ее исключения из соответствующего реестра (списка) за нарушение законодательства (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии), если со дня отзыва (аннулирования) лицензии либо исключения финансовой организации из соответствующего реестра (списка) прошло менее трех лет;

предоставление лицом один и более раза в течение пяти лет, предшествовавших дню его назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, недостоверных сведений, касающихся квалификационных требований и требований к деловой репутации;

применение один и более раза в течение пяти лет, предшествовавших дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, к финансовой организации, в которой лицо осуществляло подготовку и представление отчетности (функции руководителя, главного бухгалтера), мер в соответствии с федеральными законами за представление существенно недостоверной отчетности.

Под квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицу, осуществляющему функции, понимаются:

  • для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда,

высшее образование,
наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта руководства финансовой организацией либо ее структурным подразделением не менее трех лет;

  • для лица, осуществляющего функции члена коллегиального исполнительного органа фонда,

высшее образование и опыт работы в финансовой организации не менее двух лет;

  • для лица, осуществляющего функции контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда,

высшее образование, наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта работы в финансовой организации не менее одного года.

Под опытом работы в финансовой организации понимается

  • исполнение лицом должностных обязанностей, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности на финансовом рынке.

Кандидаты на должности единоличного исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера фонда подлежат согласованию с Банком России.

Заявление негосударственного пенсионного фонда о согласовании кандидата должно содержать сведения,

  • позволяющие однозначно идентифицировать физическое лицо, а также
  • сведения о соответствии этого лица установленным Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации с приложением документов, подтверждающих такое соответствие.

Банк России в течение 30 дней со дня получения заявления о согласовании кандидата уведомляет негосударственный пенсионный фонд о согласовании кандидата на соответствующую должность или о выявленном несоответствии кандидата требованиям к деловой репутации и (или) квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Полученное согласование действует в течение трех месяцев с даты выдачи такого согласования.

Читайте также: