Лукашенко готовьтесь к пенсии в каком бы вы возрасте не были

Александру Лукашенко в конце августа 2019 года исполнится 65 лет. Уже почти пять лет президент имеет право получать пенсию по возрасту. Однако неизвестно, пользуется ли он таким правом. Naviny.by сделали официальный запрос в пресс-службу президента, но ответ, в нарушение законодательства, пресс-службой дан не был.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Размер президентской пенсии и порядок ее начисления является вопросом чисто теоретическим. Потому как в Беларуси еще не наступали условия для начисления пенсии бывшему президенту.

Чтобы узнать, на какую пенсию мог бы рассчитывать президент Беларуси, мы сделали запрос в Минтруда и соцзащиты. По истечении двух дней получили список документов, на которые опираются специалисты при расчете пенсий, с отсылкой к упомянутому Закону «О президенте». Больше никакой конкретики.

Так что расчет размера пенсионного обеспечения для Александра Лукашенко со стороны государства сделаем самостоятельно.

Из декларации о доходах кандидатов в президенты известно, что в 2014 году из официальных доходов у Александра Лукашенко была лишь зарплата в размере 551 761 258 рублей за год (до налогов). Это эквивалентно примерно 50 160 долларам в год, или 4180 долларам в месяц.

В 2009 году Лукашенко задекларировал 94 539 101 рубль дохода. Эта сумма примерно эквивалентна 33 763 долларам годового дохода, или 2800 долларам ежемесячного дохода.

Таким образом, за один президентский срок зарплата Лукашенко выросла на 150% в долларовом эквиваленте. На этот бурный рост незначительное влияние оказывает надбавка за выслугу лет для госслужащих. Статья 15 Закона «О госслужбе» обещает прибавку к зарплате в размере 30% от оклада при наличии стажа госслужбы более 20 лет. В законе есть интересная оговорка: «если иное не установлено президентом Республики Беларусь».

Зарплаты президентов стран-соседок

Зарплата президента Литвы до налогов — 9515 евро в месяц.

У президента Украины Зеленского трудовой доход скромнее. За июнь ему начислили 28 тысяч гривен (около 1085 долларов) до налогов.

Владимир Путин получает зарплату в три раза выше, чем Александр Лукашенко. По сообщениям РБК, в 2017 году президент РФ заработал 153 тысячи долларов, что ежемесячно означает 12 750 долларов.

Пенсионный потолок для Александра Лукашенко

Вооружимся Трудовым кодексом, Законами «О президенте» и «О государственной службе».

Исходя из этих документов, президент Беларуси имеет право как минимум на две пенсии: трудовая по возрасту и за выслугу лет. Не забываем, что Закон «О президенте» говорит о пенсии для бывших президентов (в размере, устанавливаемом законодательством). Однако специалисты Минтруда отказались пояснять, является ли она пенсией за выслугу или какой-то отдельной выплатой.

На размер пенсии по возрасту зарплата на президентском посту почти не влияет. В Беларуси средний размер пенсий по возрасту с августа 2019 будет ориентировочно составлять 446,1 рубля.

Пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере 40% заработной платы за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на государственных должностях.

Если исходить из средней зарплаты в 4180 долларов в месяц, то Александр Григорьевич мог бы получать около 1672 долларов пенсии в месяц, если бы не одно но.

Закон устанавливает потолок для пенсий за выслугу: размер заработной платы, из которой она исчисляется, не может превышать трехкратного размера средней заработной платы в стране, применяемой для перерасчета пенсий. Сейчас это 1 080,5 рубля, или 532 доллара. Так что на текущий момент максимум, который могут начислить госслужащему на пенсии за выслугу, — это примерно 650 долларов.

Госслужащим также полагаются доплаты — за каждый полный год стажа государственной службы свыше 20 лет (у Лукашенко только на президентском посту 25 лет стажа) размер пенсии увеличивается на 2% заработной платы.

Внимание граждан Белоруссии отвлекли от повышения минимального трудового стажа и пенсионного возраста борьбой с тунеядцами

В республике пенсионная реформа, значительно ухудшившая условия выхода на пенсию, началась несколько лет назад и до сих пор не завершена. Сначала в стране подняли минимальный трудовой стаж, потом — пенсионный возраст, а теперь власти заговорили о системе самостоятельного накопления на пенсию. Но все перечисленные реформы не вызвали всплесков народного возмущения.

Поле для экспериментов

Политологи и журналисты неоднократно отмечали: российские власти перенимают многое из того, что в разное время уже было опробовано в Белоруссии. Союзная республика становится «полем экспериментов» в разных областях. В этом ряду: возвращение советской символики, запрет на зарубежное финансирование НКО, импортозамещение, интернет-ограничения и т. д.

Предпосылки для пенсионной реформы в республике похожи на российские: демографическая ситуация здесь такова, что, если оставить все как есть, вскоре на одного работающего белоруса будет приходиться один пенсионер.

Основой реформы стало повышение минимального трудового стажа для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста. С советских времен он составлял 5 лет, и правительство начало с того, что с 1 января 2014 года увеличило его вдвое — до 10 лет. С 1 января 2016 года он составил уже 15,5 лет. Далее он ежегодно увеличивался на полгода до достижения показателя в 20 лет. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется трудовой стаж с уплатой страховых взносов не менее 20 лет.

Те, кому не хватило страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Сегодня ее размер — $45.

Некоторое недовольство в обществе вызвало даже не это повышение, а то, что в трудовой стаж по новым правилам перестали засчитывать периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы по призыву, учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались.

Вопрос о том, чтобы создать накопительную пенсионную систему и вывести пенсионные средства (пусть частично) из-под госконтроля, всерьез даже не обсуждался. По этому поводу министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина заявляла: «Следует понимать, что в существующих условиях накопительная система несет большие инфляционные и инвестиционные риски».

«И скажи женщине, что она старуха»

В 2016-м году правительство заявило о предстоящем увеличении пенсионного возраста. Чиновники объясняли , что в противном случае Фонду социальной защиты населения (ФСЗН), из которого выплачиваются пенсии, грозил огромный дефицит.

Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет.

Президент Александр Лукашенко, говоря о пенсионной реформе, заявил, что она нужна в связи с изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни. «И скажи женщине, что она старуха в 55 лет или пенсионерка! Слушайте, обидится! А когда мы предлагаем: раз ты не старуха, не пенсионерка, давай поработай — другое какое-то мнение. То же самое и про мужиков можно сказать. Они демонстративно не обижаются, но в душе. В 60 лет мужик — это лошадь, на которой можно еще пахать и плугом не в один корпус, а в три корпуса зацепить, и потянет», — сказал Лукашенко на совещании по вопросам развития пенсионной системы.

Также он упомянул военных пенсионеров, которые уходят на пенсию в 45 лет: «И что ж это за пенсионер в 45 лет?! Думаю, будет справедливо, если вопрос повышения пенсионного возраста коснется всех».

Помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудой сообщил, что нововведение будет способствовать ускорению темпов экономического роста. В частности, позволит сократить дефицит ФСЗН и будет способствовать росту ВВП более чем на 1%, начиная с 2019 года.

В итоге остановились на первом сценарии: 58/63. Поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Но и на этом власти останавливаться не собираются. Минфин не исключает вариант, при котором для населения пенсионное накопительное страхование могут сделать добровольно-принудительным. Зато обещает снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий. Сейчас пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка).

Почему не возмущались

Пенсионная реформа в Белоруссии не сопровождалась сколько-нибудь заметными протестными акциями. Во-первых, белорусов за 24 года правления Лукашенко уже приучили к тому, что участие в любом протесте — это арест, увольнение с работы, конец карьеры и маргинализация.

Но есть и другая причина — умелое переключение внимания. Сразу за пенсионной реформой была начата борьба с «тунеядцами». Вступил в действие подписанный Лукашенко Декрет № 3, и полмиллиона человек получили извещения, что они обязаны заплатить в бюджет немалую сумму — так называемый «налог на тунеядцев», сбор с тех, у кого нет официального источника доходов.

«Каждый 10-й в работоспособном возрасте получил такую бумагу, — сказала в комментарии „Открытым медиа“ Ольга Карач, белорусский политик, лидер гражданской кампании „Наш Дом“. — Вышло так, что проблемы с пенсиями — они будут там, когда-то в будущем. А заплатить за год $280 „налога на тунеядство“ — нужно уже сейчас, и так каждый год. Вот весной 2017-го люди и пошли на улицы протестовать против Декрета № 3, забыв про пенсионную реформу». Кстати, с 2019 года этот налог отменяется: вместо этого граждане без постоянного места работы будут оплачивать все государственные услуги по полной стоимости.

Катастрофа для рынка труда

На размеры пенсий реформа не повлияла, уровень жизни пенсионеров тоже не изменился. Другое дело — занятость. Никаких существенных мер по адаптации рынка труда к приходу дополнительной рабочей силы не предпринималось. По подсчетам НИИ Минэкономики, при повышении пенсионного возраста на 5 лет количество трудоспособного населения увеличится на 670 тыс. человек. И это люди, которые держатся за свои рабочие места.

«Получилось, что пенсионная реформа во многих отраслях, по сути, „выключила“ возможность карьерного роста для молодых специалистов. Основа белорусской экономики — госпредприятия, и их директора не ввязываются в увольнение пожилых работников, чтобы не получить обвинение в „антисоциальной политике“. Да и пожилые люди — основной электорат Лукашенко, — пояснил „ОМ“ Андрей Аксенов, белорусский экономист. — В результате вся карьерная цепочка остановилась. Молодежь это увидела и рванула за рубеж — в основном в Россию и Польшу».

Реформа накладывается на другую неблагоприятную тенденцию: промышленность за последние 7 лет потеряла 200 тысяч рабочих мест.

Хотя власти манипулируют статистикой и заявляют о «рекордном спросе на рабочие руки», на практике 90% вакансий — с зарплатой ниже прожиточного минимума или для узких специалистов. А самоубийства из-за невозможности устроиться на работу стали для Белоруссии нередким явлением.

Денис Лавникевич, независимый журналист, Минск

Сближение РФ и РБ может принести Минску российские проблемы и напряженность в обществе






Стали известны детали программы экономической интеграции России и Белоруссии, парафированной сторонами в начале месяца, но до сегодняшнего дня публично не раскрывавшейся. Речь в ней, в частности, идет о намерении создать единые Налоговый и Гражданский кодексы, а также ввести единый регулятор рынков нефти газа и электроэнергии с января 2021 года. В деталях программы разбирался «Коммерсант».

Как отмечает газета, подобная степень экономической интеграции выше, чем у Европейского союза, и добавляет, что с 2022 года речь может идти о фактически конфедеративном государстве. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской. Учитывая это, пишет издание, при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления.

Тут возникает множество вопросов о том, по какому принципу будет проходить объединение, кто под кого будет подстраиваться?

Стоит отметить, что целый ряд российских экономических и социальных реалий едва ли будет воспринят белорусской стороной. Взять хотя бы ту же пенсионную реформу.

В Белоруссии пенсионная реформа также осуществляется, но не столь радикально, как в России. Как и его российский коллега Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко объяснил необходимость повышения возраста выхода на пенсию изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни.

При этом повышение пенсионного возраста происходит поэтапно. Кроме того, вопрос повышения возраста выхода на пенсию был предметом широкой общественной дискуссии. Так, Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет. Остановились в итоге на первом варианте, поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Отметим также, что в результате в Белоруссии пенсии работающих пенсионеров не ниже, чем у неработающих и регулярно индексируются. Кроме того, значительную долю пенсионных взносов платит работодатель, в то время, как в России это все больше перекладывается на работников.

Но что будет теперь? Приведет ли интеграция к унификации пенсионного законодательства? Как это будет воспринято в Белоруссии? Какие еще потенциально раздражающие населения черты российской социально-экономической системы могут быть перенесены в Белоруссию?

— Более глубокая интеграция России и Беларуси может пойти по двум основным сценариям, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин — Первый бы я назвал путинским сценарием, второй — медведевско-кудринским.

Путинский (консервативный) сценарий предполагает последовательную экономическую интеграцию в той парадигме, в какой происходит сегодня евразийская интеграция в рамках ЕАЭС, когда сопрягаются первоначально базисные отрасли экономики, а к ним подтягивается по мере созревания и все остальное.

В ЕАЭС давно утвержден алгоритм формирования единого энергетического пространства, вслед за ним — транспортно-логистического, а затем и финансового. Очевидно, что к такому сценарию интеграции давно готовы экономики Союзного государства Беларуси и России, и первая отрасль, в которой должна быть обеспечена гармонизация отношений и оптимизация взаимодействия — это энергетика.

В настоящее время необходимо увязать в один взаимовыгодный узел весь блок вопросов, связанных с ценой на российский газ, стоимостью его транзита через Белоруссию в Европу, поставками российской нефти и нефтепродуктов в РБ, стоимостью электроэнергии Если это удастся — власти обеих стран обязаны приступить к унификации экономического законодательства и принятию единого Налогового кодекса с параллельным формированием единого таможенного, налогового и транспортно-логистического пространств.

На третьем этапе глубокой интеграции РБ и РФ необходимо приступить к гармонизации бюджетов двух стран и согласованной финансовой политике с постепенным выходом на создание единого ЦБ Союзного государства. Именно переход к формированию единой финансовой системы станет камертоном глубокой интеграции и рубежом, после преодоления которого можно будет говорить о трансформации СГ в конфедерацию.

Медведевско-кудринский (либеральный, прозападный) вариант интеграции России и Белоруссии предполагает иные цели и другую последовательность действий. Очевидно, что жадным до белорусских активов транснациональным олигархам наплевать на интересы российской и белорусской экономик, но распотрошив в свое время Россию, они таким же макаром намерены распотрошить и РБ. Вот почему чиновники медведевского правительства (в значительной степени приватизированного транснациональными компаниями) будут всячески препятствовать интеграции базисных отраслей и оптимизации бюджетной политики двух стран, одновременно стремясь навязать Беларуси приватизацию прибыльных активов, монетизацию социальной сферы, ужесточение пенсионной реформы в том числе, и дезавуируя стремление двух народов к цивилизационному сближению.

Учитывая же, что исполнением требований Путина и Лукашенко будут заниматься в основном чиновники правительства РФ, существует опасность того, что интеграционные задачи, поставленные президентами двух стран, будут не просто провалены, но исполнены с точностью до наоборот: когда идея глубокой интеграции будет полностью дискредитирована в интересах прозападных и русофобских сил. Как это произошло с Украиной, когда вопросами сближения России и Украины занимались такие люди, как Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов, направляемые высокими чинами из правительства РФ и МИД России.

Не исключено, что различные коррупционные чиновники РФ будут продавливать выгодные даже не для России, а для отдельных олигархических групп варианты решений по газу и иной энергетике. Они же будут навязывать президентам двух стран заведомо порочные решения.

«СП»: — А как насчет той же пенсионной реформы? Удастся ли им продавить ее в Белоруссии?

— Какая пенсионная реформа без решения фундаментальных вопросов? Пенсионная реформа в Белоруссии — это медведевско-кудринская диверсия, которая уничтожит Союзное государство.

С моей точки зрения, реальная экономическая интеграция России и Беларуси при сохранении последней своего социального и политического суверенитета как во взаимоотношениях с РФ, так и во взаимоотношениях с Западом, возможна только при новом патриотическом правительстве в РФ и, как минимум, при новом, не прозападном Министерстве иностранных дел в Беларуси.

Полагаю, что руководству Беларуси нужно поставить перед РФ жесткие условия: глубокая интеграция в энергетике и транспортно-таможенной сфере возможна и необходима только по формуле Путина-Лукашенко; интеграция в финансовой сфере и налоговой политике возможна только при смене руководства правительства РФ, интеграции в социальной сфере быть не должно; решения в сфере социальной политики (в том числе — и пенсионная политика) должны быть прерогативой руководства суверенной Белоруссии.

— Налоговые системы России и Белоруссии, конечно же, имеют свои различия, но по ряду основных положений они схожи, — отмечает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.

— Например, базовую ставку НДС в размере 20% установили обе страны, хотя в Белоруссии эта ставка более гибкая и там существуют отраслевые исключения, в которых ставка снижается до 10%. Общий налоговый кодекс — это важнейшая законодательная основа для глубокой экономической интеграции. Это позволит на системном уровне избежать поводов для возникновения возможных конфликтов в торговой сфере, ведь сегодня зачастую именно разница между налоговыми системами наших стран закладывает фундамент для разногласий между Москвой и Минском. Именно налоговые маневры позволяют младшим участникам Евразийского экономического союза конкурировать с Москвой. Минск не является в данном случае исключением. Если стороны таким образом смогут урегулировать, например, экспортные пошли и налог на полезные ископаемые, то это снимет периодически возникающую повышенную напряженность во взаимоотношениях между странами.

Что касается пенсионного возраста, то Минск, не исключено, воспользуется возможностью поднять пенсионный возраст до того уровня, который уже установила Москва после своей пенсионной реформы. При таком сценарии белорусским властям будет просто обосновать для своего населения именно такой сценарий.

В Белоруссии в последнее время и так происходит обсуждение сценария повышения пенсионного возраста, один из которых подразумевал как раз российский вариант. А тут появится хороший повод для введения наиболее радикального сценария повышения пенсионного возраста — будет идти ссылка на Москву и на глубокую эконмическую интеграцию, которая происходит между РФ и РБ. Для белорусских граждан главным виновником повышения пенсионного возраста станет Москва, что снимет негатив в сторону самих белорусских властей.

«СП»: — Почему в Белоруссии многие непопулярные реформы осуществляются более плавно, чем в России и не вызывают такой волны недовольства?

— Вряд ли можно говорить о том, что в Белоруссии непопулярные реформы проходят более гладко, чем в России. Критика со стороны оппозиционных ресурсов, недовольные комментарии в интернете — эти элементы присутствуют и там. Можно вспомнить и весьма массовые протесты, которые последовали после крайне неудачной реформы по введению в действие Декрета «О предупреждении социального иждивенчества», призванного бороться с тунеядством. Минск стремился компенсировать социальные расходы, попытавшись собирать дополнительные налоги. Но население восприняло это крайне негативно, так как у граждан наших стран пока крайне актуальной остается историческая память о советском периоде, в котором борьба с тунеядством была одним из элементов подавления свободы граждан.

В России также весьма активно обсуждают, каким образом собирать налоги с граждан, которые скрыты от налоговых регуляторов, но занимающиеся предпринимательской деятельностью. Вполне вероятно, что Минск и Москва объединят усилия по этому направлению, и сценарий Москвы с налогом для самозанятых выглядит более перспективным для внедрения в обеих странах, чем подход Минска по этому вопросу.

— То, что мы увидели — это очередной дежурный документ по интеграции, — считает эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец.

— Наблюдая, как Александр Лукашенко старательно подбирает нужные слова, я очень скептически отношусь к тому, что данная программа будет выполнена. Это не первая попытка и все прошлые не были до конца реализованы. В случае реализации данной программы Россия через экономическую интеграцию будет способствовать проведению реформ в белорусской экономике.

«СП»: — К чему приведет создание общего налогового кодекса? Кто под кого будет в большей степени подстраиваться?

— Изменение налогового законодательства плохой сигнал для бизнеса и инвесторов. Изменение правил игры создает определенные риски. Принятие общего для двух государств налогового кодекса — очень сложный процесс. Пока у меня понимания, как это будет происходить с учетом интересов двух стран, нет.

«СП»: — Если будет такое сближение, то можно предположить, что Лукашенко надо будет и пенсионный возраст подтягивать российскому. А то странно получается, мы выходим на пенсию в 65, они в 63. Пойдет ли на это Лукашенко?

— Вопросы пенсионного возраста не самые главные. Чиновники часто говорят о массовых сокращениях, исчезновении тех или иных профессий, но мало кто предлагает места трудоустройства для уволенных граждан. Поднимаясь на высокую трибуну, политики не замечают человека. Новый мировой тренд — переход на 4-дневную рабочую неделю. Считаю данный вопрос должен войти в повестку дня.

«СП»: — Какие еще вызывающие недовольство населения факторы российской экономики могут стать белорусской реальностью при углублении интеграции?

— Наибольшее беспокойство вызывает коррупция. В Беларуси она тоже присутствует, но другой масштаб.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Повторится ли в Минске киевский сценарий 2013−2014?

Батька в любом случае должен сделать выводы


10 марта, Минск /Татьяна Полежай - БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко считает справедливым, если повышение пенсионного возраста коснется всех. Об этом он заявил сегодня на совещании, посвященном обсуждению вопросов развития пенсионной системы, передает корреспондент БЕЛТА.

"Но надо учитывать все: разницу продолжительности жизни мужчин и женщин, специфику города и села, условия труда в некоторых сферах и другие факторы", - сказал глава государства.

Президент констатировал, что средняя продолжительность жизни в стране увеличилась по сравнению с 90-и годами прошлого века. "Поэтому 55-60 лет – это нормальный возраст. И скажи женщине, что она старуха в 55 лет или пенсионерка! Слушайте, обидится! А когда мы предлагаем: раз ты не старуха, не пенсионерка, давай поработай – другое какое-то мнение. То же самое и про мужиков можно сказать. Они демонстративно не обижаются, но в душе. В 60 лет мужик – это лошадь, на которой можно еще пахать и плугом не в один корпус, а в три корпуса зацепить и потянет", - сказал глава государства.

"Не хочу уже тут говорить о наших прославленных представителях силовых структур, которые сегодня в принципе в 45 лет могут уйти на пенсию. 90% с лишним могут уйти в 45 лет на пенсию. И что ж это за пенсионер в 45 лет?! Думаю, будет справедливо, если вопрос повышения пенсионного возраста коснется всех", - считает Президент.

Александр Лукашенко отметил, что находится между двумя мнениями: предложениями правительства по повышению пенсионного возраста, основанными на экономике, и мнением народа - с другой стороны.

Президент обратил внимание на то, что люди активно обсуждают эту злободневную тему. При этом главный посыл – все хотят, чтобы пенсии повышались и обеспечивали нормальный уровень жизни, а вот каким образом достичь этого, тут мнения зачастую расходятся.

"Я сегодня нахожусь между двух позиций. Во-первых, правительство предлагает пенсионную систему значительно усовершенствовать. Предложения есть разные, начиная от российского образца, - отметил глава государства. – Речь идет о повышении пока пенсионного возраста, а затем и, возможно, реформирования в целом всей системы, дошлифовки или изменений некоторых направлений. Это одна позиция, позиция правительства".

"С другой стороны – население. Скажу откровенно, по моим данным (я уверен, что они точны), мы пока не достигли подавляющего большинства среди населения, которое бы поддерживало это предложение правительства о повышении пенсионного возраста. Мы близки к половине. И люди откликаются на наши предложения, просьбы, пусть даже медленно, но после того, как мы им объясняем, рассказываем, рекомендуем, они понимают, о чем идет речь. Белорусы – люди образованные", - сказал Президент.

"Я нахожусь между двумя потоками мнений: предложения правительства, основанные на экономике (и абсолютно здесь я с ними солидарен), и мнением народа, к которому я не прислушаться не могу", - констатировал Александр Лукашенко.

"Я долго думал над этой проблемой и буду исходить из одного принципа, которым я пользуюсь всегда: не процессы, происходящие в обществе, экономике, должны управлять нами, а мы должны управлять этими процессами. И если ситуация терпима, можно потерпеть, но если она приближается к тому рубикону, который невозможно допустить и перейти, значит, надо принимать решение, чтобы потом эти процессы не управляли нами, потому что это будет себе дороже как в политике, экономике, так и в финансах", - считает белорусский лидер.

"Поэтому хотел бы, чтобы и на этот вопрос правительство сегодня ответило: мы уже подошли к тому серьезному моменту, когда надо принимать решение, или еще ситуация терпима, с точки зрения экономики, исключительно", - подчеркнул Президент.

"Надо внимательно и всесторонне рассмотреть все аспекты обсуждаемой темы и выработать наиболее оптимальные варианты, чтобы наша пенсионная система была надежной и работала без сбоев на благо людей", - добавил глава государства.-0-


10 марта, Минск /Татьяна Полежай - БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко считает справедливым, если повышение пенсионного возраста коснется всех. Об этом он заявил сегодня на совещании, посвященном обсуждению вопросов развития пенсионной системы, передает корреспондент БЕЛТА.

"Но надо учитывать все: разницу продолжительности жизни мужчин и женщин, специфику города и села, условия труда в некоторых сферах и другие факторы", - сказал глава государства.

Президент констатировал, что средняя продолжительность жизни в стране увеличилась по сравнению с 90-и годами прошлого века. "Поэтому 55-60 лет – это нормальный возраст. И скажи женщине, что она старуха в 55 лет или пенсионерка! Слушайте, обидится! А когда мы предлагаем: раз ты не старуха, не пенсионерка, давай поработай – другое какое-то мнение. То же самое и про мужиков можно сказать. Они демонстративно не обижаются, но в душе. В 60 лет мужик – это лошадь, на которой можно еще пахать и плугом не в один корпус, а в три корпуса зацепить и потянет", - сказал глава государства.

"Не хочу уже тут говорить о наших прославленных представителях силовых структур, которые сегодня в принципе в 45 лет могут уйти на пенсию. 90% с лишним могут уйти в 45 лет на пенсию. И что ж это за пенсионер в 45 лет?! Думаю, будет справедливо, если вопрос повышения пенсионного возраста коснется всех", - считает Президент.

Александр Лукашенко отметил, что находится между двумя мнениями: предложениями правительства по повышению пенсионного возраста, основанными на экономике, и мнением народа - с другой стороны.

Президент обратил внимание на то, что люди активно обсуждают эту злободневную тему. При этом главный посыл – все хотят, чтобы пенсии повышались и обеспечивали нормальный уровень жизни, а вот каким образом достичь этого, тут мнения зачастую расходятся.

"Я сегодня нахожусь между двух позиций. Во-первых, правительство предлагает пенсионную систему значительно усовершенствовать. Предложения есть разные, начиная от российского образца, - отметил глава государства. – Речь идет о повышении пока пенсионного возраста, а затем и, возможно, реформирования в целом всей системы, дошлифовки или изменений некоторых направлений. Это одна позиция, позиция правительства".

"С другой стороны – население. Скажу откровенно, по моим данным (я уверен, что они точны), мы пока не достигли подавляющего большинства среди населения, которое бы поддерживало это предложение правительства о повышении пенсионного возраста. Мы близки к половине. И люди откликаются на наши предложения, просьбы, пусть даже медленно, но после того, как мы им объясняем, рассказываем, рекомендуем, они понимают, о чем идет речь. Белорусы – люди образованные", - сказал Президент.

"Я нахожусь между двумя потоками мнений: предложения правительства, основанные на экономике (и абсолютно здесь я с ними солидарен), и мнением народа, к которому я не прислушаться не могу", - констатировал Александр Лукашенко.

"Я долго думал над этой проблемой и буду исходить из одного принципа, которым я пользуюсь всегда: не процессы, происходящие в обществе, экономике, должны управлять нами, а мы должны управлять этими процессами. И если ситуация терпима, можно потерпеть, но если она приближается к тому рубикону, который невозможно допустить и перейти, значит, надо принимать решение, чтобы потом эти процессы не управляли нами, потому что это будет себе дороже как в политике, экономике, так и в финансах", - считает белорусский лидер.

"Поэтому хотел бы, чтобы и на этот вопрос правительство сегодня ответило: мы уже подошли к тому серьезному моменту, когда надо принимать решение, или еще ситуация терпима, с точки зрения экономики, исключительно", - подчеркнул Президент.

"Надо внимательно и всесторонне рассмотреть все аспекты обсуждаемой темы и выработать наиболее оптимальные варианты, чтобы наша пенсионная система была надежной и работала без сбоев на благо людей", - добавил глава государства.-0-



Фото Sergei Gapon / Pool via REUTERS

В сентябре Россия помогла сохранению режима Александра Лукашенко в Белоруссии, заплатив за это подрывом собственной репутации среди граждан союзной страны. Однако попытки любой ценой продлить статус-кво с каждым днем повергают белорусскую экономику во все более глубокий кризис, а намерения лидера снова всех перехитрить могут закончится плачевно.

Итоги президентских выборов в Белоруссии спровоцировали крупнейший в истории страны политический кризис, вызванный исключительно внутренними причинами. Молодежь, выросшая в постсоветскую эпоху, воспринимает Александра Лукашенко как человека из прошлого, — у них другие ценности и мировоззренческие установки. Средний возраст жителей Белоруссии составляет около 40 лет, 26 из которых они живут под руководством одного человека. Накопившаяся усталость от несменяемой власти, застой во всех сферах общества, отсутствие социальных лифтов, недопуск альтернативных кандидатов к выборам, аресты оппозиционных политиков на протяжении нескольких месяцев усиливали раздражение в обществе.

Спусковым крючком стали жесткие действия власти по разгону протестов 9 и 10 августа. Впервые со времен Второй Мировой войны в Минске на улицах гремели взрывы. По разным оценкам, в первые недели протестные марши собирали в Минске и других городах от 400 000 до 600 000 человек. Имевшие место локальные забастовки на некоторых предприятиях привели к незначительному сокращению производства продукции.

В ответ на протест белорусские власти запустили маховик репрессий. По оценкам правозащитников, с начала акций протеста были задержаны свыше 30 000 человек, 8 погибли. В тюрьмах находятся около 200 политических заключенных.

Глубокий раскол в белорусском обществе привел к гражданскому конфликту и радикализации протеста. В первые недели режим выстоял, предотвратив революционный сценарий смены власти.

В сентябре-октября белорусские власти активно обсуждали вопрос внесения изменений в конституцию через проведение референдума, а затем проведение новых парламентских и президентских выборов. О необходимости внутриполитического диалога и трансформации говорили и российские руководители. Однако Александр Лукашенко, почувствовав некоторую стабилизацию ситуации и сокращение численности протестующих на улицах, решил изменить ранее предлагавшийся механизм смены конституции страны. Вместо принятия поправок в основной закон на референдуме, который планировалось провести весной 2021 года, он предложил парламенту перераспределить полномочия президента. Таким образом Лукашенко дает понять, что никуда он уходить не собирается.

Однако, вероятно, сценарий полной консервации статус-кво не устраивает даже тех, кто делает ставку на постепенное угасание протестной активности. Показательным был недавний визит в Белоруссию министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, передавшего «привет от Владимира Владимировича» и напомнившего, что Москва ждет от Минска конституционной реформы.

Для Москвы белорусский политический кризис стал отчасти неожиданным, несмотря на прогнозы аналитиков, которые еще в июне предсказывали масштабные протесты. Поддержка Лукашенко со стороны Кремля предотвратила революционный сценарий, подобный событиям в Киеве в 2014 году, но спровоцировала снижение доверия к российской власти в республике. Белорусская аналитическая мастерская зафиксировала в ноябре падение на 11 % сторонников союза с Россией по сравнению с сентябрем этого года.

Пока Александр Лукашенко будет оставаться во главе государства, инвесторы вряд ли будут готовы вкладывать в белорусскую экономику, а рынки западного капитала будут закрыты. Экономический кризис может спровоцировать новую волну политического кризиса и социальной нестабильности, а значит, и новую волну масштабных протестов уже весной 2021 года.

Россия частично может реструктуризировать внешний долг Белоруссии, чтобы не допустить сильного обвала валюты, но это не решит проблемы доверия к Александру Лукашенко в белорусском обществе. Кредит, выданный Владимиру Януковичу в декабре 2013 года, его не спас.

В российском обществе распространены мнения, что слабого Лукашенко можно склонить к «углубленной интеграции» и побудить подписать «дорожные карты» в рамках Союзного государства. Это, вероятно, является заблуждением. Любые международные договоры, подписанные руководителем, не имеющим легитимности, могут быть поставлены под сомнение частью белорусского общества и спровоцировать антироссийские волнения. Также это может стать поводом для новых санкций со стороны Запада в адрес России.

Преодоление политического кризиса возможно реализовать через транзит власти в рамках конституционных механизмов. Такой путь позволит создать в Белоруссии возможности для начала экономических и политических реформ. Однако растущее недоверие общества к институтам власти вызовут непринятие навязанных властью конституционных поправок.

Оптимальным решением видится проведение референдума об изменении конституции с перераспределением полномочий от президента к парламенту, правительству и местным органам власти. Далее обновленный основной закон потребует проведения досрочных президентских и парламентских выборов. Обязательными условиями должны стать гласность и максимальная открытость во время голосований.

Россия как никто другой заинтересована в скорейшем разрешении политического кризиса в Белоруссии, особенно в преддверии парламентских выборов 2021 года. Москва является единственным центром силы, способным обеспечить гарантии безопасности для Александра Лукашенко в случае его ухода из власти. Нет сомнений, что держаться он будет до последнего. Но за чей счет? Россия уже спасла Лукашенко в августе-сентябре, подорвав свою репутацию в Белоруссии. Попытки Лукашенко снова всех развести и перехитрить могут закончиться для него плачевно. Желание оставаться во главе руководителя государства до 2025 года выглядит чересчур опрометчиво и самоуверенно.

Возраст выхода на заслуженный отдых в Белоруссии начали повышать раньше, чем в РФ, но «плавно». При этом он будет меньше на два года и для мужчин, и для женщин.


Еще несколько лет назад в Белоруссии никто не мог предсказать, по какому пути пойдет пенсионная реформа, хотя примерно к 2010 году уже стало понятно, что система в своей прежней форме перестает работать из-за все более заметного демографического перекоса. Экономически активное население Белоруссии стабильно снижается с лета 2011 года. В 2016 году естественная убыль белорусов составила 1,6 тыс. человек, в 2017-м — уже 16,7 тыс., а за первое полугодие 2018-го — 27 тыс. человек. Тем не менее, до недавнего времени действовала «советская» схема выхода на пенсию — 60/55.

Старение населения на фоне падения рождаемости, рост среднего возраста белорусов привели к тому, что каждый работающий, по сути, должен был содержать еще одного неработающего. Такое соотношение экономисты считают фатальным. А в условиях, когда производительность труда в Белоруссии в 6,3 раза ниже, чем в Евросоюзе, оно означает всеобщую нищету. И никаких перспектив улучшения демографической ситуации в ближайшее время в республике не просматривается.

В разные годы в Белоруссии начиналось обсуждение возможности перейти от государственно-распределительной пенсионной системы к смешанной, с большой долей накопительной. Однако эти идеи не получили поддержки: действительно, рядовой белорус привык к мысли, что он получает (ну или будет получать) пенсию «от государства». Личной ответственности такой подход не подразумевает. В итоге было решено, что в ходе реформы сама система начисления пенсий останется полностью под государственным контролем.

Сегодня работает следующий механизм (единственный и безальтернативный): за каждого работающего гражданина ежемесячно отчисляется в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) 35%-й налог с зарплаты (34% работодатель и 1% сам работник), который государство направляет на пенсионное обеспечение и различные пособия. Это классическая распределительная система, когда пенсионные взносы работающих граждан нигде не накапливаются, а идут на выплаты сегодняшним пенсионерам.

Когда в Белоруссии начинали реформу, с самого начала было решено, что повышаться будет не пенсионный возраст, а минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, который до недавнего времени составлял всего пять лет и был повышен до десяти, а с 2016 года — до 15,5 лет. Далее ежегодно он увеличивается на шесть месяцев до достижения показателя в 20 лет. Работник, не набравший требуемого страхового стажа, может рассчитывать только на социальную пенсию. Даже если из требуемых 20 лет он отработал 19,5 — этого никто учитывать не будет, как и неофициальную работу. Мужчины имеют право получать «социалку» с 65 лет, женщины — с 60-ти. Сегодня размер такой пенсии — $45 в месяц.

Что любопытно, некоторое более-менее выраженное недовольство в обществе вызвала даже не сама новая пенсионная система, а то, что по новым правилам в стаж перестали засчитывать периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы по призыву, учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Впрочем, все протесты белорусов привычно ограничились разговорами на кухнях.

Однако очень быстро стало понятно, что повышением трудового стажа демографическую проблему не решить — можно лишь немного отсрочить кризис наполнения ФСЗН. А потому Александр Лукашенко постепенно начал замахиваться и на «завоевания социализма». На одном из совещаний в 2016 году начальник Белоруссии восклицал: «И скажи женщине, что она старуха в 55 лет или пенсионерка! Слушайте, обидится! А когда мы предлагаем: раз ты не старуха, не пенсионерка, давай поработай — другое какое-то мнение. То же самое и про мужиков можно сказать. Они демонстративно не обижаются, но в душе. В 60 лет мужик — это лошадь, на которой можно еще пахать и плугом не в один корпус, а в три корпуса зацепить, и потянет».

На том же совещании Лукашенко почти пошел на поводу у общественного мнения, которое давно недовольно особыми условиями для силовиков. Он упомянул военных пенсионеров, которые уходят на пенсию в 45 лет: «И что ж это за пенсионер в 45 лет?! Думаю, будет справедливо, если вопрос повышения пенсионного возраста коснется всех». Однако в итоге как раз для силовиков ничего не поменялось, а вот для остальных поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев. В результате скоро в Белоруссии женщины будут выходить на заслуженный отдых в 58 лет, мужчины — в 63 года.

Правда, до этого надо еще дожить, а это не так просто. По статистике, в 2016 году лишь 61% мужчин Белоруссии отмечали свое 65-летие. Кстати, ситуация в России еще более печальна — там только 57,2% представителей сильного пола дотягивают до такого возраста. И это 166 место в мире, самый низ списка. Ситуация у женщин заметно лучше: в Белоруссии почти 86% женщин доживают до 65-ти, в России — 82,5%.

В отличие от России, в Белоруссии пенсионная реформа не сопровождалась вообще никакими протестами. Конечно, недовольство было, но все же оно не успело «выкристаллизоваться». Государство быстро и эффективно переключило внимание электората на другую проблему, начав борьбу с «тунеядцами». Вступил в действие подписанный Лукашенко Декрет № 3, и полмиллиона человек, каждый 10-й белорус в работоспособном возрасте получил извещение, что он обязан заплатить в бюджет $280, поскольку у них нет официального источника доходов. Поэтому весной 2017 года белорусы пошли протестовать против «Декрета о тунеядцах», забыв про пенсионную реформу, после чего правительство «отыграло назад» со штрафами для неработающих граждан — и общество успокоилось.

Результат пенсионной реформы население пока не прочувствовало — она не повлияла ни на размеры пенсий, ни на уровень жизни людей старшего возраста. Однако последствия уже чувствуются на рынке труда. Из-за повышения пенсионного возраста и стажа, по данным статистики, количество трудоспособного населения увеличится более чем на полмиллиона человек (население всей Белоруссии — 9,5 млн). Причем это люди, которые уже имеют работу и держатся за свои рабочие места. Получилось так, что пенсионная реформа заблокировала возможности карьерного роста для молодых специалистов. В республике и прежде «социальных лифтов» особенно не было, а теперь, по прогнозам экспертов, молодые белорусы и вовсе перестанут видеть для себя перспективы на родине. На ближайшее примерно десятилетие процесс обновления кадров в народном хозяйстве окажется просто заморожен.

На государственном уровне эффект от белорусской пенсионной реформы оказался очень коротким — пополнение фонда соцзащиты снова стало проблемным. А потому сегодня министерство финансов предлагает снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий (просто потому, что такие большие отчисления они вообще перестают платить), а также ввести для населения добровольно-принудительную форму пенсионного накопительного страхования. И для справки: в конце прошлого года средний размер белорусской пенсии (по официальным данным) составлял 317 местных рублей, т. е. около 10 тыс. российских.

Читайте также: