Место пенсионного страхования в системе пенсионного страхования

Место пенсионного страхования в системе социального обеспечения

В России насчитывается около 39 миллионов получателей пенсий. Подавляющее большинство из них – получатели пенсии, у которых она является основным, а зачастую и единственным источником существования.

Наибольшее количество получателей пенсий приходится на пенсии, связанные с достижением пенсионного возраста. Особое внимание при исследовании этого вида пенсий следует уделить системным проблемам формирования и использования финансовых ресурсов. Для этого необходимо в первую очередь разграничить широко применяемые ныне понятия: социальная защита, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение и пенсионное страхование. Разграничение этих понятий важно при подготовке соответствующих законодательных актов, определений приоритетов и выстраивании обоснованной системы пенсионного страхования, отвечающей интересам всех слоёв общества и государства.

Под социальной защитой чаще всего понимается совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и т.д.) [5]. Наиболее близким к понятию социальной защиты по своему содержанию является понятие социального обеспечения, отличительной чертой которого является акцент на материальное обеспечение наименее защищенных слоев общества.

В словаре С.И. Ожегова [4] социальное обеспечение определяется как предоставление достаточных для жизни материальных средств кому-либо со стороны общества. Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия: экономическая и правовая [2]. Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию на экономических и субъектных критериях. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определённых граждан (военнослужащих, чиновников, наемных работников и пр.), пользующихся особой защитой со стороны государства. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счёт общественных фондов потребления, в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья, бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, социальное обслуживание, медицинская помощь, лечение, различного рода льготы для отдельных категорий граждан, а также все виды пенсий и пособий.

То есть общее название «социальное обеспечение» объединяет в себе различные формы защиты населения, одним из которых является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение, по нашему мнению, необходимо рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле пенсионное обеспечение граждан является важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого − предоставление человеку средств к существованию.

Под пенсионным обеспечением понимается совокупность общественных отношений по распределению финансовых ресурсов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения граждан в нетрудоспособном возрасте или по случаю потери кормильца. Это сложный социальный, финансовый и правовой феномен. Пенсионное обеспечение представляет собой поддержку лиц, потерявших способность трудиться из-за старости, т.е. служит одной из гарантий социальной защиты. Целостность и структура данных отношений раскрывает содержание пенсионного обеспечения как экономической категории.

→ способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счёт которых предоставляется пенсионное обеспечение;

→ круг лиц, обеспечиваемых за счёт средств финансовых источников;

→ вид обеспечения, предоставляемого кругу лиц за счёт средств определённых источников;

→ вид социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на получение пенсионного обеспечения;

→ структура органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

→ К основным организационно-правовым формам пенсионного обеспечения (в широком смысле) относятся:

→ пенсионное страхование граждан.

Пенсионное обеспечение граждан в узком смысле является одной из форм пенсионного обеспечения в широком смысле. Оно предоставляется за счёт бюджетных средств всем гражданам страны и должно обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, пенсионного возраста, а также в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Одним из недостатков организации пенсионного обеспечения в широком смысле является отсутствие чёткого разделения в постсоветской России институтов пенсионного обеспечения (в узком смысле) и пенсионного страхования, и эта тенденция сохраняется. Между тем пенсионное страхование и пенсионное обеспечение (в узком понимании), по сути, различны. Если пенсионное обеспечение призвано обеспечить всем гражданам страны гарантированный минимальный уровень материального обеспечения после потери возможности полноценно трудиться, в не зависимости от наличия трудового стажа и выплаченных в пенсионную систему взносов, то пенсионное страхование связано с формированием страховых фондов, образованных за счёт страховых взносов и предназначенных для выплаты застрахованным лицам после наступления пенсионного возраста, (в идеале соотносимых с уплаченными ранее взносами). Пенсионное страхование является составной частью пенсионного обеспечения в целом (см. рис.1).



Рис.1. Место пенсионного страхования в системе социального и пенсионного обеспечения

Основная цель пенсионного страхования − сохранение дохода или его застрахованной части при наступлении нетрудоспособного периода. Реализуется эта цель с помощью страховых платежей в течение установленного периода.

Экономическая сущность страховой пенсионной системы коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы, наемного труда. Стоимость рабочей силы не может и уже давно не определяется в развитых странах ценой "живого" труда в период ее функционирования непосредственно в процессе производства. Она включает и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается пенсия. Социальная сущность страховой пенсионной системы заключается в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, работающих в различных регионах, отраслях и на разных предприятиях, в солидарности поколений [3].

Пенсионное страхование по сравнению с пенсионным обеспечением (в узком смысле слова) обладает важными преимуществами:

→ трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение определенной доли страховых взносов) вовлекаются материально и морально в процесс обеспечения пенсиями членов общества при наступлении страхового случая: старости, инвалидности, потери кормильца, однако этот отличительный признак не характерен существующей системе пенсионного страхования России;

→ создаются специализированные (а потому и высокоэффективные) страховые учреждения, обеспечивающие финансирование денежных пенсионных выплат;

→ выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.

→ высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в социальном страховании, связан с гарантиями финансовых ресурсов; арсенал финансовых гарантий включает в себя прежде всего интересы и прямое участие основных субъектов социального страхования: работников и работодателей.

В СССР пенсионное страхование играло лишь вспомогательную роль, а основной формой защиты в старости служило пенсионное обеспечение (в узком смысле). Планово-централизованная система, в значительной степени стандартизируя благополучие людей, обеспечивала устойчивость условий общественной жизнедеятельности: социалистическое государство в качестве основного работодателя и собственника средств производства гарантировало экономическую и социальную стабильность и несло ответственность за пенсионные риски.

С переходом к рыночной экономике и развёртыванием многообразия форм собственности сфера государственного пенсионного обеспечения и её возможности значительно сократились. Это обстоятельство стало историческим и логическим пунктом формирования пенсионного страхования. Единственная и всеобщая форма пенсионного обеспечения – пенсионное обеспечение, финансируемое исключительно из бюджета, – должна была утратить и стала реально утрачивать свой монополизм. Начали появляться различные альтернативные формы, финансовое обеспечение которых сопрягается с целевыми страховыми взносами, за осуществление которых отвечают сами работники и работодатели, корпоративные и муниципальные структуры. Среди этих форм на первый план естественным образом вышло пенсионное страхование. Пенсионное страхование может быть как государственным, так и негосударственным, как в обязательной форме, так и добровольной. Возможность комбинации форм и видов пенсионного страхования порождает его многовариантность. Различные виды пенсионного страхования и пенсионного обеспечения (в узком смысле), законодательство, их регулирующее, органы, занимающиеся их администрированием, составляют единую систему организации пенсионного обеспечения (в широком смысле).

Система организации пенсионного обеспечения (в широком смысле) носит название пенсионной системы. В нормативно-правовых документах понятие «пенсионная система» не определено. В научной и учебно-методической литературе трактовки этого понятия достаточно различаются. Свободная энциклопедия Википедия [1] определяет пенсионную систему как совокупность создаваемых в стране правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. С.В Шишкин определяет пенсионную систему как систему институтов, регулирующих способы аккумулирования средств и выплаты пенсий [8]. Л.М. Седова считает пенсионной системой совокупность субъектов, участвующих в формировании и использовании средств, предназначенных для пенсионных выплат, а также совокупность различных видов пенсий и обязательств по их выплате [7]. В.И. Роик определяет пенсионную систему как собой сложный организм, объединяющий экономические, социальные и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества [6].

По своей сути все эти определения сводятся к тому, что пенсионная система представляет собой систему организации аккумуляции и использования средств для выплаты пенсий населению после утраты трудоспособности.

Одним из наиболее важных вопросов при формировании пенсионной системы в стране является вопрос о степени и форме государственного вмешательства в пенсионную систему. Государственные системы могут быть организованы как на основе взносов застрахованных работников, так и независимо от участия работников в их уплате, когда пенсии предоставляются после проверки нуждаемости всем на равных основаниях.

Использование в России частных пенсионных систем затруднено исторически. Население страны не приучено откладывать себе на старость на протяжении всей своей жизни, начиная с молодости. И потребовалось бы не одно десятилетие, и даже не одно поколение, чтобы отношение к этому вопросу изменилось. Население привыкло рассчитывать не на себя, а на государство, которое должно о нём заботиться. В то же время в сложившейся экономической ситуации государство оказалось неспособным в полной мере нести ответственность за финансовое благополучие пенсионеров. Это обусловлено рядом макроэкономических проблем и политического, и экономического, и социального, и демографического свойства. Поэтому считаем вполне целесообразным и оправданным формирование такой пенсионной системы в России, при которой основную координирующую роль будет играть государство, но при активном, реальном и существенном участии негосударственных и частных структур.

1. Википедия — свободной энциклопедии код доступа/ http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России. М.: Проспект, 2008. С.6.

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и печальные результаты// Государство и право, 1998. №3. С.20-27.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.

5. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2007. С.12.

6. Роик В.И. Пенсионная система: институциональный подход // Человек и труд. 2001. №1. С18.

7. Седова Л.М. Вопросы финансовой устойчивости пенсионной системы // М.: Финансы и кредит, 2008. №19 (307). С.67.

8. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.:ГУ ВШЭ. 2003. С.295.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.


Место пенсионного страхования в системе социального обеспечения

Студент группы ФЭУ-321с.

Научный руководитель:

Волгоградский государственный технический университет,
Россия, Волгоград, пр. им. Ленина, 28, 400065

Аннотация В данной статье рассматривается роль пенсионного страхования на данный момент и на бeдущее. Так же рассматриваются различные виды пенсионного страхования.

Ключевые слова: Пенсионное страхование, Пенсионный фонд Р. Ф., пенсионные реформы.

PLACE OF PENSION INSURANCE SYSTEM OF SOCIAL SECURITY

В современном обществе роль страхования трудно переоценить, поскольку оно занимает одно из важнейших мест среди эффективных способов возмещения убытков в любых сферах деятельности юридических и физических лиц. Защита от социальных рисков экономически активного населения в основном осуществляется через системы обязательного социального страхования.

Анализ международного и отечественного опыта показывает, что принципы их построения в разных странах определяются в большей степени не финансовой целесообразностью, а национальными и политическими традициями, в том числе практикой финансирования социальной защиты экономически активного населения за счет средств государственного бюджета.

В современных национальных системах социального страхования защита от конкретных видов социальных рисков организована в рамках отдельных его направлений. Традиционно обязательное социальное страхование подразделяется на пенсионное, медицинское, в связи с утратой работы, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями. Такое подразделение обеспечивает более точный расчет финансовых средств, необходимых для отдельных видов страхования и исключает возможность их перераспределения в пользу других, что неизбежно в объединенных системах.

Материальную основу конкретных видов социального страхования составляют страховые фонды с характерными для них обязательствами, установленными законом. Осуществление обязательного социального страхования относится к компетенции страховщиков, которые создаются Правительством РФ на основании федеральных законов о конкретных его видах. В настоящее время страховщиками в российской системе обязательного социального страхования

• Пенсионный фонд РФ (ПФР);

• Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Каждый из них является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации.

Современные дискуссии о бу­дущем российской пенсионной систе­мы, которые ведут сегодня государ­ственные деятели, политики, ученые, специалисты, иные заинтересованные лица, в своем концентрированном выражении представляют собой стол­кновение различных точек зрения относительно оценки существующих проблем, путей их разрешения и вы­бора новых подходов, которые будут определять перспективы развития системы пенсионного обеспечения в нашей стране. В зависимости от того, какие тенденции возобладают, резуль­татом принимаемых решений будет либо построение пенсионной систе­мы, адекватной реалиям российской экономики и учитывающей междуна­родные стандарты достойного уровня пенсионного обеспечения граждан, либо еще большее углубление кризи­са национальной пенсионной систе­мы, усиление ее негативного влияния на экономику в целом, возникновение социальной напряженности.

В ходе научных и политических дискуссий нередко высказываются ар­гументы взаимоисключающего харак­тера, когда экономические аспекты противопоставляются социальным, позиции оппонентов противостоят друг другу, нет поиска точек сопри­косновения.

С точки зрения социальной и правовой важнейшей проблемой яв­ляется низкий уровень пенсионного обеспечения граждан, который не со­гласуется с международными стан­дартами. Необходимы решения, на­правленные на повышение размеров пенсий, что требует дополнительных финансовых ресурсов. С позиций экономического подхода чрезвычайно актуальны­ми проблемами являются: недоста­ток средств в Пенсионном фонде РФ (ПФР) на выплату существующих пенсий, снижение возможностей фе­дерального бюджета по покрытию дефицита бюджета ПФР, поиск до­полнительных источников покрытия дефицита, корректировка пенсионной системы с учетом изменения демогра­фической ситуации в России. В этих условиях сложно вести речь о значи­тельном повышении уровня пенсион­ного обеспечения граждан.

Пенсионное страхование – страхование с целью формирования

источников финансирования пенсий. Пенсионное страхование является

основой пенсионной системы в развитых странах. Различают обязательное пенсионное страхование и добровольное.

Обязательным называют пенсионное страхование, действующее в силу закона, охватывая все категории населения. C принятием Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании» в 2002 году в России началась пенсионная реформа. В соответствии с этим Законом все граждане Российской Федерации становятся застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счѐт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы, которые за работника перечисляет работодатель при начислении ему заработной платы.

Граждане имеют право по-иному распорядиться своей накопительной частью пенсии, передав право на управление накопленными средствами негосударственной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

По достижении пенсионного возраста накопленные взносы с учѐтом инвестиционного дохода являются источником, из которого будут

выплачиваться пожизненная пенсия.

В настоящее время начался новый этап пенсионной реформы, отражающей структурные преобразования в социальной политике государства. Реформирование пенсионной системы направлено на приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с вызовами времени. Цель реформы – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

Пенсионная реформа затронула интересы всего населения страны, включая молодежь. Правительство определило меры по развитию пенсионного страхования, которые стали результатом долгого поиска в области пенсионного возраста, увеличения трудового стажа, эффективности пенсионных накоплений, развитии корпоративных программ, социальной ответственности бизнеса и т. д.

Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство, а сам

застрахованный, т. е. гражданин.

Взносы по программе добровольного пенсионного обеспечения могут

быть единовременными или накопительными. В зависимости от программы

взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Это обстоятельство отмечает большинство учёных, причем каких-либо существенных разногласий во взглядах специалистов по поводу количества функций социального обеспечения и их содержания не существует.

Возможности современ­ной российской пенсионной системы определяются ярко выраженным го­сударственно обязательным элемен­том. Дополнительное корпоративное индивидуальное пенсионное обе­спечение не встроено в эту систему и остается обособленным от него эле­ментом. Между ними должна суще­ствовать подсистема, построенная на основе подхода, который будет соче­тать отдельные элементы общеобяза­тельной и индивидуально ориентиро­ванной подсистем.

В современной пенсионной системе должны быть предусмотрены такие условия, которые стимулирова­ли бы развитие экономики, произво­дительности труда, и естественным результатом этого были бы более вы­сокие пенсии. Наиболее понятным и эффективным стимулом для работни­ков как застрахованных лиц в систе­ме пенсионного страхования является величина застрахованной заработной платы (т. е. заработная плата в преде­лах сумм, с которых уплачиваются страховые взносы). Данная величина должна быть основной и определяю­щей в механизме исчисления размера пенсии.

Таким образом, пенсионное обеспечение граждан России основывается на солидарной системе страхования при взаимной ответственности государства, работодателей и работников за благополучие в случае наступления социальных рисков.

1. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнитель­ный анализ / Отв. ред. , . – М.: Проспект, 2013.

2. Экономика, финансы и право социального страхования: институты и страховые механизмы. – М.: Альпина Паблишер, 2013.

3. Петров социального обеспечения – М., 2011.

4. Соловьев социального обеспечения – М.: Юнити, 2011.

Читайте также: